Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Джон Локк. 
История психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Джон Локк (англ.John Locke, 1632—1704) — наиболее видный представитель английского эмпиризма. Родился (в том же году, что и Спиноза) в семье адвоката. Локк (рис. 5.7) получил образование в Вестминстерской монастырской школе, а затем в колледже Крайст-Черч Оксфордского университета, где был лучшим учеником и обучался за казенный счет, преподавал греческий и риторику, но поскольку он отказался… Читать ещё >

Джон Локк. История психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Джон Локк (англ.John Locke, 1632—1704) — наиболее видный представитель английского эмпиризма. Родился (в том же году, что и Спиноза) в семье адвоката. Локк (рис. 5.7) получил образование в Вестминстерской монастырской школе, а затем в колледже Крайст-Черч Оксфордского университета, где был лучшим учеником и обучался за казенный счет, преподавал греческий и риторику, но поскольку он отказался принять духовный сан, его карьера в Оксфорде не могла развиваться. Дальнейшее образование получал самостоятельно, в частности помогая другу Бойлю в его химических опытах[1].0 Локке также известно, что он состоял в переписке с Лейбницем, был знаком с И. Ньютоном. В 1672 г. он становится врачом, гувернером, а затем секретарем видного английского политического деятеля, сторонника парламентской монархии, лорда Эшли. Подвергался политическим гонениям, спасаясь от преследований, жил в эмиграции во Франции и Голландии, после политических событий, связанных с деятельностью Вильгельма Оранского, в возрасте 58 лет вновь вернулся на родину. Завершение жизни Локка сопровождалось признанием его философских и политических идей.

Основной труд: «Опыт о человеческом разумении». Он опубликован в 1690 г., работа над этой книгой продолжалась почти 20 лет, она выдержала четыре прижизненных издания.

Философское учение. Локк ставит перед собой цель исследовать человеческий разум — его происхождение, объем и достоверность. Можно с полным правом считать, что Локк формулирует основной вопрос когнитивной психологии: что такое разум как инструмент познания, как он функционирует, что он такое как сумма знания, каков уровень достоверности его содержания.

Принимаясь за труд, Локк осознает, что люди обладают бесчисленным количеством противоречивых убеждений, в истинности которых они уверены и готовы ее отстаивать. При этом часто их убеждения возникают в результате простого согласия и не исследованы на предмет достоверности. Локк полагает, что цель познать разум достижима: «Свеча, которая зажжена в нас, горит достаточно ярко для всех наших целей»[2]. Исходно для Локка понятие «идея»: «идея, понятие — то, что является объектом мышления, то, чем занята душа во время мышления». Основное содержание первой и второй глав «Опыта» — последовательная контраргументация рационалистической аксиомы существования врожденных идей и врожденных принципов нравственного поведения человека. Локк последовательно доказывает, что не могут быть врожденными понятия «тождество» и «различие», «целое» и «его часть», идея бога и богопочитания. Не дается от рождения и человеческая совесть, она результат воспитания и обычаев страны, в которой живет человек, они приводят в движение совесть — суждение нашего ума о наших действиях.

И первым вопросом Локка был вопрос о происхождении идей, о том, как они «приходят в разум». «Предположим, что ум есть белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их?.. На это я отвечаю одним словом — из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит»[3]. Локк утверждает, что существуют два источника, из которых разум получает материал: первый из них (внешний опыт) — это ощущения и их результаты — «образы» желтого, белого горячего, холодного мягкого, твердого… тела вызывают ощущения в результате толчка или воздействия на органы чувств незаметных тел неизвестной природы[4]. Второй источник (внутренний опыт) — это действия ума: «мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание», которые осознаются как разворачивающиеся внутри человека — рефлексия, то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. Таким образом, все идеи являются результатом или ощущения, или рефлексии, при этом онтогенетически ощущения предшествуют рефлексии: благодаря ощущениям душа ребенка «все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления»[5]. Человек начинает мыслить, когда получает ощущение. Люди также различаются по степени развития у них способности рефлексии, те, у кого эта способность не развита и нет такой привычки, не будут иметь ясные идеи деятельности своего ума[6]. Разум человека не всегда деятелен и не всегда осознает сам себя.

Результатом деятельности человеческого ума являются простые и сложные идеи. Простые идеи состоят из одного неразложимого и неразрушимого ощущения — результата активности только одного органа чувств. Локк полагает, что языковой словарь содержит крайне мало слов, которые обозначали бы простые ощущения.

Сложные идеи образуются из соединения простых. Примерами сложных идей являются понятия «пространство», «время», «движение», «число» и «измерение» (результат суммирования, сравнения и обобщения простых идей).

Третья книга «Опыта» посвящена исследованию слов и языка. Локк последовательно излагает свое понимание использования слов в познании. Он начинает с констатации того факта, что в отличие от животных человек способен делать звуки знаками идей и делать эти звуки общими знаками, а кроме того — знаками многих вещей, так как в противном случае пришлось бы иметь слишком большое множество слов. Локк излагает теорию языка как семиотическую теорию. Он полагает, что все абстрактные понятия происходят от слов, обозначающих чувственные идеи, и даже слово «дух» происходит от наблюдаемого «дышать», а ангел — от слова «вестник». Говоря о происхождении языка, Локк исходит из концепции общественного договора: когда люди установили по общему согласию имена для обозначения идей, получаемых с помощью ощущений и «внутренних действий своего ума, у них оказалось достаточно средств, чтобы при помощи слов сделать известными все свои другие идеи»[7].

Так же, как и Гоббс, Локк полагал, что речь — необходимый атрибут мышления, и приписывал речи две функции:

  • • обозначающую (с помощью которой осуществляется мышление) — слова служат для закрепления мыслей;
  • • выражения (с помощью которой люди передают друг другу мысли) — слова служат для сообщения мыслей.

Локк считает слова источником многих заблуждений. Если слова, обозначающие простые ощущаемые идеи, воспринимаются без искажений, то слова, обозначающие сложные идеи, полученные с помощью рефлексии, часто неточны. Это связано как с исходной произвольностью слов, которые не отражают свойств вещей, так и с тем, насколько глубоко и последовательно осуществлялось обучение.

В 1693 г. Локк издает книгу «Мысли о воспитании», которая в первоначальном варианте представляла собой его письма друзьям, чете Клэрк. Подобно взрослым всех времен, Локк сетует на испорченность молодежи и считает, что ошибки в воспитании — худшие из ошибок, которые может допустить человек, так как благополучие нации целиком зависит от хорошего воспитания. Локк последовательно рассматривает вопросы здоровья тела, так как «сила тела состоит в его способности переносить лишения, точно так же обстоит и с душой»[8]. Локк подробно разбирает вопросы взаимоотношений родителей с ребенком, полагая, что власть и авторитет родителя и послушание ребенка служат лучшими основаниями этих отношений. Он обсуждает проблему физических наказаний и, хотя не исключает их, все же считает, что они приводят к ожесточению ребенка. Наилучший способ воспитания — пример собственных родителей. В перечень занятий, необходимых ребенку, Локк включает обучение латыни, французскому, арифметике, географии, хронологии, истории и геометрии. Помимо наук джентльмен должен уметь танцевать, фехтовать и ездить верхом, «что касается музыки и игры на нескольких музыкальных инструментах, то это можно поставить на последнее место»[9]. Локк также говорит о живописи и ручном труде, как дающих хорошие навыки. «Научите джентльмена властвовать над своими наклонностями и подчинять свои влечения разуму. Если это достигнуто и благодаря практике вошло в привычку, то самая трудная часть задачи выполнена»[10]. Последней частью воспитания он считает путешествие, в котором человек наблюдает правы, обычаи, язык и образ жизни других, что повышает его умственное развитие и обогащает его практический опыт.

  • [1] Царский И. С. Джон Локк и его теоретическая система // ЛоккДж. Сочинения. В 3 т.Т. 1. М.: Мысль, 1985. С. 3−76.
  • [2] Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985. С. 93—94.
  • [3] Там же. С. 154.
  • [4] Локк не развивает идей световой или звуковой волны, которая действует на рецептор, но предполагает, что нечто подобное происходит.
  • [5] Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 1. С. 166.
  • [6] Представление о различиях в рефлексивных способностях человека — одно из направлений развития современной психологии, которое имеет приложение в клинических исследованиях алекситимии, исследованиях типов привязанности Дж. Боулби и в теориях межличностных отношений.
  • [7] Локк Дж. Указ. соч. С. 460—461.
  • [8] Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988. С. 432.
  • [9] Там же. С. 594.
  • [10] Там же. С. 596.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой