Жанровая система поэзии Беллы Ахмадулиной
![Диссертация: Жанровая система поэзии Беллы Ахмадулиной](https://westud.ru/work/2699585/cover.png)
Доминанта лирического начала в ахмадулинском лироэпосе проявляется и в стиле, характеризующемся метафорической насыщенностью, экспрессивностью. Эти черты стиля наряду с подчеркнутой музыкальностью стиха («обнаженная звукопись», по словам Б. Сарнова) и склонностью к «возвышенному», подчеркнуто поэтическому слову (значительность роли поэтизмов и архаизмов), к усложненности синтаксиса характеризуют… Читать ещё >
Содержание
Конец века — время подведения итогов. На исходе этого столетия с полным правом можно сказать: в истории духовной жизни России второй половины двадцатого века яркой и самобытнойницей является поэтическое творчество Беллы Ахмадулиной.
Литературный дебют Ахмадулиной состоялся в благоприятные для молодой поэзии годы «оттепели» (см.: 27, 3- 24,103). Первые опубликованные стихи, которые сам поэт впоследствии назвал «совершенно незрелыми» (53, 31), сразу обратили на себя внимание критики непосредственностью и природной одаренностью (260, 180).
Во второй половине 50-ых годов голос Ахмадулиной уже полноправно влился в хор «молодой советской поэзии». Многочисленны публикации ее стихов в периодике- не только на родине, в таких изданиях, как журналы «Молодая гвардия», «Октябрь», «Юность», «Знамя», альманах «День поэзии», «Литературная газета», но и в органах печати русского зарубежья («Грани», «Синтаксис»).
Стихи, написанные в период с 1954 по 1961 год вошли в сборник «Струна» (М., 1962). Первая книга Ахмадулиной сразу привлекла к себе внимание известных критиков и поэтов, в частности, М. Светлова, Я. Смелякова, Вл. Огнева (см.: 313,147−150- 315, 218−219- 295, 14−15). Были отмечены такие черты дарования поэта, как «впечатлительность и острота восприятия» (319, 149), «глубинная гражданственность» (247, 74), «непобежденное, упрямое, неуязвимое человеческое достоинство» (226).
В то же время, Я. Смеляков, назвавший «Струну» «очень талантливой книгой», говорит о том, что сборнику «недостает исторической широты, русского революционного размаха» (315, 218−219) — Л. Аннинский отмечает, что поэзия Ахмадулиной «страдает книжной отвлеченностью» (226).
Струна" обратила на себя внимание зарубежных исследователей. По словам Христианы Василевой (Болгария), «первое впечатление от „Струны“ то, что автор — уже сформировавшийся художник, с чувством меры, интуиции» (347,160).
Американская исследовательница Christine Rydel, рассматривая систему символов сборника, видит в повторяющихся символических образах те «острия», на которых зиждется лирическая целостность книги (344, 326−341).
Следующим этапом поэтической биографии Ахмадулиной стала поэма «Моя родословная», впервые полностью опубликованная в журнале «Юность» (1964 г., № 1). Спустя годы П. Антокольский назовет поэму ах-мадулинской «путевкой в жизнь, в советскую и современную поэзию» (229,8). Однако отзывы критики после выхода поэмы противоречивы. Отмечая достоинства произведения («остроту поэтического взгляда, способность передать тончайшие оттенки душевных движений, умение „вживаться“ в историю, смелость творческой фантазии» — см.: 253, 203), В. А. Зайцев в то же время отрицательно относится к тому, что в поэме «в человеке больше акцентируются биологические приметы, нежели социально-исторические» (253, 201). О преобладании в «Моей родословной» «биологического» над «социальным», а также о «самолюбовании в манере письма» говорит А. Метченко (285,83). Критикой также было отмечено «отсутствие темы» (301,15), отсутствие «ощущения героя» (228,168) — «ложность» концепции, чему виной, по мнению критика, является «функциональный взгляд на живой мир», согласно которому все предыдущие поколения в поэме действуют только для того, чтобы помешать появлению на свет героини или приблизить это появление (228,168).
После выхода книги «Струна» Ахмадулина много печатается в периодике. За это время в критике складывается противоречивое мнение о ее творчестве. С одной стороны, говорится об одаренности поэта, о высоких нравственных достоинствах ахмадулинской поэзии: «Дорога Ахмаду-линой — это дорога незагрязненного искусства» (290,174) — «Нерв ее стиха, его „струна“ — в отзывчивости на все тонкое, доброе, благородное и чистое» (293, 98).
С другой стороны, нередкими становятся упреки в бессодержательности- по отношению к стихам употребляется слово «химизация» (275,70). «Почему Б. Ахмадулина, не успев оформиться как поэт, усложнила простое и упростила сложное, поправ свою поэтическую непосредственность, занялась вычурным имитаторством, стараясь создать видимость иррациональности, стихийности, высокой бессмыслицы?.» — пишет в «Комсомольской правде» А. Межиров (283, 3).
В период с 1962 по 1969 годы Ахмадулина широко печатается за рубежом. Помимо публикаций отдельных стихотворений, выходят сборники ее стихов в Болгарии («Избрани стихотворения», София, 1968), в Чехословакии («Struna», Прага, 1966), в Югославии («Groznitsa», 1968), в США («Fever and Other New Poems», 1969). Появляются и статьи зарубежных исследователей, посвященные творчеству поэта (см.: 337,54−70- 347,16−18- 332,246−248- 342,131−134- 343,556−583).
В 1968 году в издательстве «Посев» (Франкфурт-на-Майне) выходит книга Ахмадулиной «Озноб», включающая стихи 1955−1968 годов, поэмы, некоторые очерки и переводы из грузинской поэзии. О. П. Грушни-ков, составитель «Библиографического конспекта литературной жизни» Б. Ахмадулиной (см. 243,273−280), говорит о последствиях «контакта» с «Посевом» для творческой биографии поэта: «Последующие отечественные книги Б. А.. подвергались самой пристальной цензурной обработке. Не могло быть и речи о сохранении общей авторской композиции книги, ее внутренней логики и т. д.» (243, 277).
Действительно, вторая вышедшая на родине книга Ахмадулиной («Уроки музыки», — М., 1969) почти не содержит новых стихов (отмечено ранее Ch. Rydel — 344, 326).
Лишь в сборнике «Сны о Грузии» (Тбилиси, 1977, 1979) появилось впервые множество стихов, написанных во второй половине 60-х — в 70-х годах. «Сны о Грузии» стали самым полным за 25 лет творчества сборником поэта.
В 1980 году начинается новый период творчества Ахмадулиной, связанный с длительным пребыванием в Тарусе. Первым появлением та-русских стихов в печати была публикация в журнале «Литературная Грузия» (№ 8, 1981).
В 1983 году выходит книга «Тайна», которая содержит стихи, написанные в Тарусе в 1981—1982 гг. г., а также некоторые произведения второй половины 70-х годов. Отклики на книгу «Тайна» единодушны в том, что перед читателем новая Ахмадулина. Вл. Новиков в своей рецензии говорит о полной «перестройке авторского образа» (291,50). По мнению Р. Мустафина, «сборник „Тайна“ может служить показателем внутреннего кризиса поэта. Отточенное до блеска мастерство и намеренная отъединен-ность от мира вступает в кричащие противоречия» (289, 245−254).
За рубежом на появление книги «Тайна» отозвались В. Бетаки (234), Ю. Кублановский (267, 291−293), R. Stone (346, 624).
Н. Ефимова (США), считая недостаточным и поверхностным внимание критики к появлению «Тайны», говорит о том, что книга «была проигнорирована в СССР, а на Западе обозреватель в «Гранях» снисходительно приветствовал «серьезность новой тематики поэтессы» (251, 102).
Следующая книга стихов — «Сад» (1987) — при своем появлении также встречает довольно поверхностные отклики отечественной критики. Отзывы о ней немногочисленны. «Будет ли эта книга иметь читателя — не то что широкого или своего, а какого бы то ни было?» — задается вопросом
JI. Щемелева (328, 234). В основном в поле зрения рецензентов — перестройка ахмадулинского стиля. Отмечено «решительное опрощение словаря» (250, 190), «обновление лексики, подчас почти «высоцкой» (307, 212).
В 90-е годы, в работе, посвященной поэтике книги «Сад», Н. Ефимова отмечает: «Литературные критики Москвы встретили „Сад“ с нарочито защитной снисходительностью и старанием сбить читателя с толку, отвлечь его от новой поэтики Ахмадулиной» (251,102). Сама исследовательница главным в образной системе книги считает религиозное восприятие мира, передаваемое поэтом «на эмоциональном уровне» (251,109), зашифрованность христианской темы (251,104). Однако, отмечает Н. Ефимова, «Сад» не означает уход Ахмадулиной из современности, что подтверждается ее больничным циклом и стихами «101-ого километра» (251, 109).
Отметим, что вышеназванные циклы стихов, вошедшие в книгу, обусловили новизну содержания книги «Сад», показав читателю совершенно «новую», «неожиданную» Ахмадулину. Это было бегло отмечено критикой. Так, Ст. Рассадин писал о том, что поэт сделал «шаг к суровости житейской прозы» (307, 212). Л. Левицкий увидел в новых стихах «сострадание чужому горю, готовность защитить тех, к кому немилосердны обстоятельства и судьба» (271, 204). Новизна проблематики, связанная с обращением поэта к теме «101-ого километра», была отмечена В. Аксеновым (224, 185), В. Леоновичем (272, 268), который обозначил путь «новой» Ахмадулиной как «путь к Некрасову».
После выхода книги «Сад» наиболее значительным изданием стихов стало появление «Избранного» (1988) — книги, которую сам поэт назвал «послесловием к своей жизни» (13,5), а также трехтомного собрания сочинений, наиболее полного на сегодняшний день издания произведений Ахмадулиной (1997).
Мы согласны с утверждением Н. Ефимовой, согласно которому, «несмотря на популярность Ахмадулиной в России и за рубежом, ее творчество мало исследовано» (251,102). Если говорить об отечественных работах, посвященных творчеству поэта, то среди них преобладают литературно-критические статьи, в отличие от статей, содержащих научный анализ поэзии.
Помимо упомянутых в настоящем обзоре литературы критических статей, хотелось бы отметить еще несколько работ, по нашему мнению, значительных. Это работа Г. Маргвелашвили (278, 251−269), рецензия 3. Паперного на книгу стихов «Тайна» (299, 204−206), литературно-критические эссе А. Битова (235,12−14), В. Куллэ (270,17−20), работа В. Соловьева (316,224−240).
В литературе русского зарубежья о творчестве Ахмадулиной помимо неоднократно упоминаемой выше статьи Н. Ефимовой (251,102 109), необходимо отметить эссе И. Бродского «Зачем российские поэты?» (237,253−257).
Наиболее фундаментальными исследованиями ахмадулинского творчества на сегодняшний день явялются зарубежные исследования: диссертация, выполненная в Йельском универсистете N. P. Condee в 1978 году, и монография американской исследовательницы S. Ketchian (New York, 1993).
Отечественные литературоведческие работы о поэзии Ахмадулиной немногочисленны. Назовем их в том порядке, в котором они появлялись в печати. Несколько десятилетий творчество Ахмадудиной привлекает внимание такого исследователя современной русской поэзии, как В. А. Зайцев. Впервые ученый обратился к творчеству поэта в своей книге «Современная советская поэзия». В. А. Зайцевым отмечены такие стороны дарования молодой Ахмадулиной, как «острота поэтического взгляда, способность передать тончайшие оттенки душевных движений, умение „вживаться“ в историю, смелость творческой фантазии» (253,203). Кроме того, внимание творчеству поэта уделяется в следующих работах В. А. Зайцева: «Поэтические открытия современности: Советская поэзия 50−80-х годов» (139), «О новых тенденциях в русской поэзии 1980−1990-х годов» (254,921), «Пути развития современной русской лирики» (255, 3−12).
Статьи Р. Мустафина отличает внимание к проблемам, касающимся поэтического стиля Ахмадулиной, природы условности в ее стихах, влияния классической восточной поэзии на творчество поэта (289,245 252- 288,95−99).
О. Н. Григорьева и Т. В. Тевалинская в работе «Синестетическая» поэзия Б. Ахмадулиной" доказывают, что излюбленным приемом поэта является синестезия (психологический термин, обозначающий взаимодействие между ощущениями). В частности, исследовательницы рассматривают синестетическую природу образования метафор в стихах Ахмадулиной (242,12−19).
М. Н. Эпштейн в монографии, посвященной проблемам лирической натурфилософии в русской поэзии 19−20 в.в. («Природа, мир, тайник вселенной.»: «Система пейзажных образов в русской поэзии»), уделяет внимание поэтике пейзажа в ахмадулинской лирике (329).
Вопросу о цветаевских реминисценциях в стихотворении Ахмуди-линой «Сад-всадник» посвящена работа М. Б. Елисеевой (Санкт-Петербург) (248, 143−151).
И.Я.Чернухина в статье «Окказионализмы и мировосприятие поэта» рассматривает употребление окказионализмов в поэзии Ахмадулиной как отражение стремления поэта выразить «недискретность» своей концепции мира, где «одна реалия неизменно переходит в другую, все. взаимосвязано» (323,83).
В литературе об Ахмадулиной затрагивается, хотя и довольно поверхностно, проблема традиций. О «родстве с Ахматовой не только по мироощущению, но даже интонационно» говорит X. Василева, приводя в качестве примеров такие стихи Ахмадулиной, как «Невеста», «Королева», «Жалейка» (347, 17).
По мнению Е. Feinstein (Англия), «именно Белла Ахмадулина наиболее смело унаследовала традиции своих великих предшественниц — Анны Ахматовой и Марины Цветаевой» (336,13).
Также отметив, что «творчество Ахмадулиной вдохновляется поэзией Ахматовой и Цветаевой, Christine Rydel (США) добавляет, однако, что, когда речь идет о любовной лирике Ахматовой и Ахмадулиной, то сходство обусловлено, скорее, лишь значительностью любовной темы для каждого из поэтов, а способы раскрытия ее — различны (344, 340).
Как влияние цветаевской поэтики Р. Мустафин рассматривает «неправильность» (а на самом деле предельную отточенность) речи Ахмадулиной, постоянные перебросы неоконченной фразы из строки в строку, тяготение к резким и контрастным сопоставлениям" (289, 247).
II. Бродский же, наоборот, считает, что «если. говорить о влияниях на позднюю Ахмадулину», то «она более обязана Борису Пастернаку, мужчине, нежели любой из женщин в русской поэзии — Марине Цветаевой, например, или Анне Ахматовой» (236, 258−259).
Близость ахмадулинской поэзии к Пастернаку («преимущественно к Пастернаку раннему, импрессионистическому») отмечает и М. П. Пьяных (305,12).
А. Неймирок в качестве «более близких предшественников» Ахмадулиной называет Н. Заболоцкого и JI. Мартынова (290,169).
О «высоких традициях классики — от античности до «серебряного века» в поэзии Ахмадулиной говорит В. А. Зайцев (255,8). Проблеме пушкинских традиций в ахмадулинском творчестве посвящена работа Т. В. Алешки (225,15−18).
Проделанный нами анализ литературы о поэте позволяет сделать следующий вывод. До настоящего времени в отечественном литературоведении не появилось ни одной фундаментальной, монографического характера, работы о поэзии Б. Ахмадулиной. Кроме того, если некоторые вопросы, посвященные традиции, стилю и поэтике Ахмадулиной в литературоведческих работах ставились, то жанровая природа ее творчества специально не рассматривалась. (Исключением, пожалуй, является статья А. Архангельского, посвященная особенностям жанра в современной русской поэзии («Все уходящее уходит в будущее», 1987), где автор делает ценное наблюдение об «элегичности» как жанровой доминанте поэзии Ахмадулиной — см. 231, 11−16).
Объект исследования настоящей диссертации — поэтическое творчество Б. Ахмадулиной. Конкретный предмет исследования — жанровая система поэзии этого автора.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью исследования жанровой природы поэзии Ахмадулиной, а также малой степенью изученности творчества поэта вообще, несмотря на признание читателя и осознание значительности места ахмадулинского творчества в русской поэзии второй половины XX века.
Научная новизна работы. Настоящая диссертация — попытка первого в отечественном литературоведении исследования, целиком посвященного творчеству Б. Ахмадулиной. Впервые выстраивается жанровая типология поэзии Ахмадулиной, исследуется динамика жанровой системы поэзии как единого организма. В качестве объекта исследования привлекаются, в частности, тексты, до настоящего времени не введенные в научный оборот. По-новому интерпретируются тексты, имеющие традицию осмысления в критике — как отечественной, так и зарубежной.
Проблема жанра — одна из самых запутанных в современном литературоведении. Учеными отмечается ее слабая разработанность (179,152-
141,3), дискуссионность, несмотря на большое число посвященных данной проблеме работ (219,10- 210,97).
Недостаточной разработанностью проблемы обусловлено и отсутствие унифицированной терминологии. «Даже сам термин „жанр“ употребляется, по крайней мере, в двух разных смыслах, — отмечает Г. Н. Поспелов, — жанрами нередко называют то, что издавна было принято называть „родами“ литературы — эпос, лирику, драму» (179,152). Как второе значение употребления термина Г. Н. Поспелов отмечает сложившуюся традицию «называть словом „жанр“ не роды литературы, а те более частные образования, которые существуют в пределах различных ее родов. -Такие, например, как эпопея, роман, новелла.» (179,152).
Проблеме жанра уделяется важное место в трудах Ю. Н. Тынянова, М. М. Бахтина. Д. С. Лихачева, Г. Н Поспелова, Л. В. Чернец, М. С. Кагана и др.
Ю. Н. Тыняновым вопросы теории жанра затрагиваются в работах «Промежуток», «Литературный факт», «Литературное сегодня». Ученый рассматривает проблему зарождения новых жанров, видя в этом зарождении «не планомерную эволюцию, а скачок, не развитие, а смещение» (206,256). Историзм, присущий мышлению Ю. Н. Тынянова, обусловил тезис о «текучести» жанра (206,256), т. е. несхожести одного и того же жанра в разные эпохи.
Согласно Ю. Н. Тынянову, типологическим, устойчивым в жанре является такой признак, как «величина конструкции» (206, 256). По мнению Л. В. Чернец, эта посылка теории ученого приводит к отказу «от понятия жанра как относительно устойчивого типа произведений», к невозможности «видеть общие черты в жанрах — элементах разных жанровых систем» (218,68).
Для М. М. Бахтина жанр — «особая организация художественного времени и пространства» (95, 121): «Жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом"(95, 122).
В концепции Д. С. Лихачева основополагающим является понятие «системы жанров»: «.Жанры литературы составляют в совокупности определенную систему, и эта система в разные эпохи различна» (159,71). Ученый делает акцент на необходимости анализа, прежде всего, системы жанров, а не только отдельно взятых жанров той или иной эпохи.
В монографии JI. В. Чернец «Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики)» важным является определение следующих функций жанра: классификационной («жанр всегда единица в классификации произведений» (218,12−13) — «функции знака литературной традиции» (218, 9): «жанр — «указатель. традиционных черт, помогающий процессу эстетической коммуникации» (218,12−13).
Л.В. Чернец вводит понятие «объема жанров» как совокупности признаков, образующих конкретный жанр в конкретно взятую эпоху. По мнению ученого, «объем жанров изменяется в зависимости от жанрообра-зующих факторов, действующих в литературе того или иного периода» (218,15). Учитывая постоянное изменение объема жанров, отмечает исследовательница, необходимо различать преходящие и относительно устойчивые признаки, что возможно при «установлении связей между жанровыми системами различных литературных периодов» (218,19).
Г. Н. Поспелов считает жанры явлением типологическим, а не исторически конкретным. Из этого, по мнению ученого, вытекает мысль о том, что повторяющуюся жанровую особенность каждого из произведений надо искать не в форме, а в пределах содержания произведений (179,155). Г. Н. Поспелов рассматривает жанровые группы, которые разграничивает по типам жанрового содержания: мифологического, национально-исторического, «этологического», романического. Ученый акцентирует внимание на том, что «различные аспекты жанрового содержания не отделены друг от друга непроходимыми границами, и в одном и том же произведении они могут так или иначе сочетаться и переходить один в другой» (179, 251). Согласно теории жанров Поспелова, все произведения можно дифференцировать по трем родам и — независимо от родовой принадлежности — по четырем типам жанрового содержания.
Учитывая предмет нашего исследования, обратимся к проблеме лирических жанров. В современном литературоведении существует два различных взгляда на эту проблему. Согласно первому из них, процесс коренной трансформации жанровой системы лирики, который был начат романтиками, завершился в новейшее время полной «атрофией» жанра. Исследователи, разделяющие эту точку зрения, считают, что проблему жанра можно считать «закрытой». О жанровой синкретичности литературы XX века говорит Г. В. Филиппов (209,10) — внежанровую природу лирики нового времени утверждает Л. Я. Гинзбург (120, 95) — «универсальной, синтетической, свободной с точки зрения старых жанровых условностей формы» называет систему жанров нового времени В. Д. Сквозников (193,205).
Большинство ученых, однако, считают, что трансформация жанровой системы постклассицистской литературы вовсе не влечет за собой утверждение об атрофии жанра вообще. Приверженцы этой точки зрения приводят доказательства наличия жанровой дифференциации литературы, в данном, интересующем нас случае — лирики, и в наше время. «Само многообразие поэтических произведений настойчиво напоминает о действительном видовом делении лирики» (198, 9). По мнению И. Л. Гринберга, и в постромантический период «литературные жанры, освобождаясь от строгой обособленности, от неукоснительных разграничений, вместе с тем, не растворялись до конца, сохраняли отличительные свойства, рождаемые своеобычностью соотношения между действительностью и ее образным воплощением, истолкованием, переживанием» (122,41−42). Отвергают предположение об атрофии жанра в поэзии и такие исследователи, как В. А. Зайцев (139,104), Л. И. Бронская (101,119), Л. В. Чернец (218,6), С. Л. Страшнов (198,9) и др.
Мы разделяем точку зрения, согласно которой в лирике новейшего времени жанр не «атрофировался», а трансформировался. Отрицание существования жанровой системы современной поэзии основывается на том, что жанр понимается как нечто застывшее — как в родовом и видовом планах, так и в приближении к жанровой системе классицизма. Однако жанр — содержательная форма конкретного произведения в его типологическом аспекте и исторической преемственности — является динамичной структурой.
Итак, «текучесть жанра» (Ю. Н. Тынянов), а не «атрофия" — не «исчезновение», — а эволюция каждого конкретного жанра и жанровой системы при переходе от одной эпохи к другой. — Эволюция, зависящая от «базисной трансформации» (195,22), или, иначе говоря, от «развития и углубления концепции мира и человека» (189,119).
Учеными выделяются в современной лирике два процесса — противоположные, но диалектически взаимосвязанные: 1) слияние и взаимопроникновение жанров- 2) дифференциация жанров (см.: 139,106- 132,69).
Наличие процесса взаимопроникновения жанров делает неверным взгляд на «современный «жанр как на «стерильное» явление, имеющее жанровые признаки какого-то одного «классического» жанра. Особенно опасно стремление к определению «чистоты» жанра в лирике. — Здесь, как нигде, необходимо помнить о «пограничных» стихотворениях (215,140), «переходных» жанрах (204,12), о возможности сочетания «различных аспектов жанрового содержания» в одном и том же стихотворении
180,279), о существовании признаков различных жанров «в живом взаимодействии» (139,106).
Фактически, жанр конкретного произведения является системой: в отдельно взятом стихотворении так или иначе «соотносятся эпическое и лирическое начала», проявляются «тип мировоззрения», вид пафоса, традиции, «тип организации художественного времени и пространства», «позиция автора» и т. д. (см.: 185,11−12).
При определении жанровой специфики лирического стихотворения новейшего времени речь идет о нахождении жанровой доминанты стихотворения. Говоря, например, о созданном в наше время медитативном стихотворении, проникнутом пафосом грусти, стоит употреблять такие термины, как «элегическая лирика», «лирическое стихотворение с элегической доминантой». Ибо, несмотря на эволюцию традиционной элегии, существует то, что М. М. Бахтин называл «памятью искусства» (94,142) — существует «жанровое ожидание» (Л. В. Чернец). И связь современного стихотворения с элегической доминантой и классической элегии — это связь «по тональности» (128,149), поскольку одним из типологических признаков жанра является, как уже сказано выше, его назначение служить знаком литературной традиции (Л. В. Чернец).
Эта связь, преемственность жанра, осуществляется благодаря как элементам формы, так и содержательным признакам. Так, например, в современном элегическом стихотворении как «память жанра» сохраняются, являясь жанрообразующими, такие признаки классической элегии, как пафос грусти (на уровне содержания) и медитативность (на уровне формы).
Мы разделяем точку зрения некоторых исследователей на жанр как формально-содержательную категорию (106,129- 134,167- 155,17- 219,13). «Развитие жанра — это результат диалектики содержания и формы», — отмечает А. Н. Березнева (97,93).
На пути исследования жанровой природы поэтического произведения нам представляется наиболее перспективным принцип перекрестной классификации жанров, когда «линии деления по жанровым группам не совпадают с родовой дифференциацией произведений, но имеют самостоятельное значение» (218,101). Проблеме перекрестных жанровых классификаций уделяется много внимания в монографии JT.B.Чернец «Литературные жанры». Как считает автор монографии, перекрестные классификации «давно применяются de facto, не будучи окончательно признаны de jure (218,22). Jl. В. Чернец называет такие перекрестные классификации произведений разных родов, как деление «по выраженному в них пафосу» (218,22,), «по повторяющимся особенностям их проблематики», «по типу «жанрового содержания» (218,23).
Исследовательница отмечает, что принцип перекрестной классификации произведений по родовым и собственно жанровым признакам был намечен уже в работах М. М. Бахтина и утверждается в трудах Г. Н. Поспелова и М. С. Кагана.
Принцип перекрестной классификации в исследовании русской поэмы второй половины XX века применяется В. А. Редькиным: «. Жанр конкретной поэмы лежит на пересечении ряда координат в плоскости как идейно-художественного содержания, так и содержательной формы» (185,70). Исследователь называет такие возможные критерии дифференциации, как «соотношение эпического и лирического начал в произведении, определение идейно-тематической направленности типа мировосприятия художника (что может проявляться в приверженности его к тому или иному творческому методу, в конкретно-реалистическом или романтическом стиле), вид пафоса, традиции, в рамках которых лежит поэма» (185,7−8).
Учитывая объект нашего исследования, остановимся на типологиях лирики, которые можно назвать типологиями по «перекрестному» делению, когда произведения одного рода (лирического) «перекрестно» классифицируются еще по какому-то самостоятельному признаку.
Например, В. М. Жирмунский в главе «Мелодика стиха» своей «Теории литературы» предлагает такое деление: разговорный, деклама-тивный, напевный типы лирики, за основу дифференциации взяв «различную манеру интонирования» (136,89).
Н. А. Гуляев предлагает следующую «внежанровую» классификацию: «лирика гражданская, лирика пейзажная, лирика интимная» (128,149).
Сходным является мнение Л. И. Тимофеева: «Формы лирических жанров основаны главным образом на тематическом принципе, такова любовная, философская, политическая лирика и т. д.» (201,368).
Г. И. Лубянская выделяет три «стилевых течения лирики» перекрестно жанровому делению, взяв за основу дифференциации «субъектно-объектные отношения» (166,19). Автор типологии выделяет народно-песенное стилевое течение, где лирический герой «представляет народное, массовое сознание, становится его выразителем, как бы растворяется в нем.» (162,11) — стиль классической традиции, где лирический герой -«неповторимый, индивидуальный характер, который по отношению к миру и к самому себе как частице этого мира находится в позиции исследователя» (162,13) — агитационно-лирическое течение, где «герой сознательно выступает от имени определенной социальной группы и предлагает решение социально значимых проблем» (162,16).
В нашей работе мы неоднократно ссылаемся на типологию лирики Г. Н. Поспелова. Взяв за основу своей дифференциации лирики соотношение выразительности и изобразительности, ученый выделяет следующие основные разновидности лирики: медитативная, медитативно-изобразительная, изобразительная лирика (178,64).
Разумеется, нами перечислены здесь лишь некоторые типологии лирики, которые можно назвать «перекрестными».
Итак, определяя жанровую разновидность отдельного произведения на пересечении различных координат («жанрообразующих» признаков), жанр этого произведения, тем самым, мы рассматриваем как систему «перекрестных» типологий. (См.: В. А. Редькин — 189,119: «.Жанровая организация конкретного произведения оказывается системой, в которой в качестве подсистем выступают жанровообразующие начала: проблемно-тематическое, сюжетно-композиционное, пафос, традиции, художественное время и пространство, малая, средняя или большая формы, стиль и т. д.»)
Из вышеизложенного вытекает наша попытка определения жанра: литературный жанр — разновидность литературного произведения, представляющая собой формально-содержательную структуру и являющаяся системой, включающей как типологические (константные), так и исторически-конкретные («текучие») элементы.
Жанрообразующие, на основе которых мы выстраиваем типологию поэзии Ахмадулиной, включают как элементы жанрового содержания (проблематика, тематика, пафос), так и элементы жанровой формы (родовая соотнесенность произведения, его сюжетно-композиционные особенности, субъектная организация художественного мира). — Мы ставим задачу рассмотреть «взаимоСОдействие» лишь тех жанрообразующих признаков, которые составляют «ядро жанрового поля» (термин А. Л. Крупчано-ва, см. 155,18).
Таким образом, теоретическая основа нашей работы — концепция жанра как системы признаков («жанрообразующих»), на пересечении которых определяется жанровое своеобразие произведения. Как сказано выше, идея «перекрестных «жанровых типологий в той или иной мере нашла применение в трудах таких ученых, как M. М. Бахтин, Г. Н. Поспелов, М. С. Каган. Кроме того, нами используется исследование конкретных поэтических жанров как системы в трудах Л. В. Чернец, В. А. Зайцева, В. А. Редькина и др.
Настоящее исследование — попытка развития данной теоретической концепции на материале поэзии Б. Ахмадулиной.
Концепция опирается на определение системы как «комплекса избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение принимают характер взаимоСОдействия компонентов на получение фокусированного результата» (академик П. К. Анохин, «Очерки по физиологии функциональных систем.» — М., 1975. — С. 35. — цит. по: 202,26).
Как отмечает М. С. Каган, система «может и должна быть рассмотрена в динамике ее действительного существования. В свою очередь, динамика также проявляется двояко: движение системы есть, во-первых, ее функционирование, деятельность, и во-вторых, ее развитие — возникновение, становление, эволюционирование, разрушение» (147,20).
Исходя из вышесказанного, мы считаем необходимым рассмотрение жанровой системы поэзии Ахмадулиной в динамике, учитывая и анализируя те изменения, которыми характеризуется предмет нашего исследования за прошедшее сорокалетие. При анализе мы опираемся на периодизацию творчества Б. Ахмадулиной, предложенную О. П. Грушниковым, одним из составителей 3-томного собрания сочинений поэта: «Анализируя творческий путь Б. А. (сокращение О. П. Грушникова — И. А.), можно достаточно определенно разделить его на три периода или этапа. Первый этап, который условно можно назвать «начальная пора», завершается поэмой «Моя родословная». Второй этап — «пора становления» — хронологически заканчивается участием в альманахе «МетрОполь», в котором Б. А. опубликовала только что написанный ею сюрреалистический рассказ «Много собак и собака». И наконец третий этап — «пора зрелости» — открывает большое стихотворение «Мы начали вместе: рабочие, я и зима.», ставшее, кстати? казать, первой публикацией после длительного непечатания авторов «МетрОполя» (243, 278−279).
Таким образом, первый период творчества — 1955−1963 г. г., второй период — 1964−1979 г. г., третий период начинается с 1979 года {после выхода «МетрОполя»).
Итак, цель нашего исследования — анализ жанровой системы поэзии Б. Ахмадулиной в ее динамике и выявление в ходе настоящего анализа устойчивых доминант творчества на уровне жанра и стиля.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Построение типологии поэзии Б. Ахмадулиной в каждый период творчества по следующим направлениям:
— проблемно-тематическое начало и пафос-
— сюжетно-композиционные особенности-
— субъектная организация художественного мира.
2. Определение своеобразия концепции мира и человека, вытекающее из «жанровой картины», характерной для данного этапа.
3. Анализ средств художественной выразительности, которые определяют своеобразие поэзии Б. Ахмадулиной и служат формой для ее идейно-философского содержания.
Практическое применение. Наблюдения и
выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке курса истории русской литературы XX века, а также спецсеминаров и спецкурсов по вопросам литературного процесса второй половины XX века- при дальнейшем исследовании истории русской литературы второй половины XX века.
Апробация работы. Основные положения диссертации были отражены в выступлениях автора на конференциях «Актуальные проблемы филологии в ВУЗе и школе» (Тверь, ТГУ, 1995, 1996, 1997, 1998) — в статье
Лирика Б. Ахмадулиной на уроках по изучению современной русской поэзии: Нравственный аспект" (Сборник «Русская
литература XX века: новые школьные программы и методы обучения". — Тверь, ТГУ, 1998).
Хронологический принцип, которому подчинено исследование в соответствии с вышеуказанной периодизацией творчества, обусловливает следующую структуру диссертации: введение, где раскрывается актуальность, цели, задачи, научная новизна предполагаемого исследования- дается краткий обзор литературно-критических и литературоведческих работ, посвященных творчеству Ахмадулиной- дается краткий обзор проблемы жанра в научной литературе- обосновывается научно-теоретическая основа исследования- три главы, каждая из которых посвящена анализу жанровой системы поэзии Ахмадулиной в один из трех периодов ее творчества- заключение, в котором сформулированы основные наблюдения и
выводы, полученные в ходе исследования- библиографический
список, включающий 351 наименование.