Актуальность темы
исследования. Формирование в России информационного общества и вхождение страны в глобальное информационное общество — политически осознанная реальность. Однако особенность этих процессов такова, что предвидеть особые обстоятельства, неожиданные повороты на этом пути достаточно сложно. Поэтому является актуальным отслеживание того, почему и как формируются государственные приоритеты в отношении информационного общества и глобального информационного общества, почему и в какой степени актуализируются государственные управленческие функции в отношении развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий, использования их в той или иной сфере деятельности.
Актуален также, анализ специфической связи развивающихся информационных технологий с политическими технологиями и эффективности использование информационно-коммуникационных технологий в политической жизни. Это дает возможность своевременно выявлять намечающиеся перспективные направления в развитии российского информационного общества и глобального информационного общества, определить в возникающих ситуациях фактор контекстуальности — как развитие применения информационно-коммуникационных технологий в той или иной области влияет на природу определенной деятельности человека, на ее культурно-психологическую среду, на менталитет, какие сопутствующие действия необходимо планировать, чтобы не возник «технологический перекос» в деле, разрыв между наметившимися принципиальными возможностями и реальным их воплощением в жизни, между новыми технологиями и традиционными чертами социума. Наконец, как совместить опережающее развитие информационно-коммуникационных технологий со слабой инфраструктурой тех областей, в которых они внедряются.
Особая политическая забота — это применение информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных структур, в их связях с юридическими лицами и гражданами, во внутренних и внешних направлениях политической работы. Неверно было бы считать, что использование информационно-коммуникационных технологий автоматически облегчает труд политика и управленца. В этом плане уже накоплен определенный опыт в зарубежных странах и в нашем государстве, который заставляет задуматься над тем, насколько эффективно сочетание человека с «умной техникой», насколько полно используются возможности информационно-коммуникационных технологий в повышении эффективности управления.
В мировой практике представлен богатый спектр работы так называемых «электронных правительств». Этот опыт необходимо изучать и анализировать. Разумеется, не с целью копирования, но, обращая внимание на то, как особенности той или иной страны — степень развитости в той или иной сфере экономики, культуры, общественной жизни, национальный менталитет, традиционное внимание к определенным жизненным факторам — определяют векторы использования информационно-коммуникационных технологий, создания информационных ресурсов и сетей.
Приведенные аргументы диссертант считает главными в обосновании актуальности исследуемой проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. Научные исследования влияния информационного фактора на политическую деятельность государства, социума и индивидуума, формирование и функционирование информационного общества подробно освещаются в трудах таких российских авторов как: М. Г. Делягин, B.JI. Иноземцев,.
Н.Н. Моисеев, А. С. Паиарии, А.И. Ракитов1. Теории информационного общества принадлежат Э. Т. Тоффлеру, Д. Беллу, Н. Винеру, ПДракеру, М. Кастельсу2, И. Масуде и др. В диссертации подробно рассмотрена одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций информационного общества принадлежит японскому ученому И. Масуде3.
Особого внимания заслуживают работы таких отечественных авторов: В. Д. Попова, Г. Л. Смоляна, А. А. Чернова, А. И. Смирнова, Н. О. Петковой, Н. В. Ткачевой, А. В. Чугунова, Д. С. Черешкина4, в.
1 См.: Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1999; Иноземцев B.JI. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М., 1998; Его же. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1990; Его же. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. № 10- Его же. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000; Моисеев Н. Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Информация и самоорганизация. Сб. статей. М., 1996; Делягин М. Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М., 2004; Ракитов А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998; Его же. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М., 1989; Его же. Философия компьютерной революции. М., 1991. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994; Вершинская О. Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество. 1999. № 3- Барановский Е. Г., Владиславлева Н. Н. Методы анализа международных конфликтов. М., 2002; Лебедева М. М. Современные технологии и политическое развитие мира//Международная жизнь 2001. № 2- Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М, 1999.
2 См.: Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958; McLuhan М. Understanding media. N. Y., 1967; McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. N.Y., 1968; Тоффлер Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М., 1991; Его же. Третья волна. М., 1999; Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y., 1995; Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973; Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Его же. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1990; Его же. Становление общества сетевых структур // Там же.
3 See: Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Washington: World Future Soc., 1983.
4 Чугунов A.B. Политика и Интернет. СПб., 2000; Ачкасов В. А., Чугунов А. В. Демократия и Интернет: Роль Интернет в формировании «просвещенного понимания» // Интернет и современное общество: Тезисы Всероссийской научнокоторых поднимаются такие актуальные проблемы, как тенденции и перспективы развития информационного общества, современные технологии и политическое развитие мира. В этих работах указывается то, что каждое государство по мере своего развития все в большей степени ощущает на себе изменение системы международных отношений под воздействием внешнего мира на экономические, социальные и политические процессы. В частности развитие информационно-коммуникационных технологий породило совершенно новый тип общества — информационный, и этот тип общества приобретающий характеристику глобального, стирает границы между странами и людьми, радикально меняет структуру мировой экономики. В данных работах процесс глобализации рассматривается с различных точек зрения, но акцент делается на экономических и социокультурных аспектах.
Вопросы правового регулирования становления информационного общества затрагиваются в работах, Б. В. Кристального, Н. И. Словяненко посвященных проблемам вхождения России в ГИО, интерес методической конференции. СПб., 7−11 декабря 1998 г. СПб., 1998; Борисов Н. В., Чугунов А. В. Интернет и современное общество: перспективы междисциплинарных исследований // Там жеПопов В.Д. Коммуникативно-ментальная идентичность в судьбе российских реформ. М., 2005; Его же. Социальная информациология — наука XXI века (проблемы становления и развития). М., 2004; Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. О формировании информационного общества в России//Информационное общество. 1998. № 1- Они же. Путь России к информационному обществу (предпосылки, проблемы, индикаторы, особенности). М., 1997; Смирнов А. И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М., 2005; Петкова И. О. Проблемы формирования коммуникативно-информационных структур гражданского общества. М., 2001; Ткачева Н. В. Основные тенденции развития информационного общества в Южной Корее. Национальные модели информационного общества. М., 2004. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и.
— перспективы. М., 2003. у Нерсесян В. Р. Стратегия перехода к информационному обществу как внешнеполитический курс Российской Федерации. Дисс. канд. полит, наук. М., 2003;
J МБ. диссертационных работ последних лет, представляют исследования частности В. Р. Нерсесян в своей работе подчеркивает значимость воздействия процессов глобализации в контексте перехода к информационному обществу, на политическую культуру российского общества, а также, важность формирования глобального информационного общества, которое выступает в роли глобального человеческого информационного ресурса и специфической социокультурной среды. Изучая новые системные характеристики информационного общества, как социокультурной среды, и подходы к выработке стратегии перехода России к информационному обществу, он делает вывод, что разрешение противоречий в определении и утверждении достойного места отечественной политической культуры в современном цивилизационном процессе является важнейшей задачей современной России.
В работе Д. Б. Сокольского подчеркивается значимость международного сотрудничества, в продвижении к глобальному информационному обществу. Подробно изучаются различные направления развития международного сотрудничества в данной области, в частности доказывается необходимость формирования нового направления международного взаимодействия по сохранению общего цифрового наследия человечества и преодолению региональной социально-экономической и правовой ассиметрии. В то же время значительная часть проблем формирования глобального информационного общества, касающихся политических аспектов.
Сокольский Б. Д. Международное сотрудничество в развитии информационной /вферы. Дисс. канд. полит, наук. М., 2005.
4 кристальный Б. В. Концепция закона РФ «Об электронной торговле // Информационное общество.2000. № 3. 1999 № 6- Якушев М. В. Информационное общество и правовое регулирование: новые проблемы теории и практики // Информационное общество. 1999. № 1. данного процесса, не получила подробного освещения в научной литературе.
Объектом исследования стали процессы развития информационного общества, реальные и прогнозируемые приоритеты в его развитии и практика их реализации на международном уровне в отдельных государствах и в современной России.
Предметом исследования являются политические приоритеты информационного общества в международном и российском контексте.
Гипотеза исследования построена на основе изучения политических аспектов развития информационного общества. Автор считает, что определяющая роль государства в формировании информационного общества и вхождения России в глобальное информационное общество должна повышаться. Вхождение человечества в глобальное информационное общество предполагает постоянный мониторинг мирового и национального опыта продвижения в эту систему. Имеется в виду при этом такой^ ypoefcrif продвижения, как наличие соответствующих международных и национальных программ, адекватно отвечающих реальным вызовам и угрозам развивающегося общества.
Цель и задачи исследования
состоят в том, чтобы:
• определить на основании существующей теоретической базы, какие задачи в развитии информационного общества могут или обязательно должны стать частью государственной политики;
• выявить динамику и статику в определении приоритетов вхождения в глобальное информационное общество в сложившейся международной практике;
• рассмотреть своеобразие опыта в создании «электронных правительств» в разных государствах;
• определить характер динамики в выдвижении политических приоритетов в направлении развития информационного общества в современной России и степень реализации этих приоритетов;
• выявить проблемные вызовы на этом пути и определить существующие или потенциально возможные ресурсы для решения этих проблем.
Методологическая база исследования. При рассмотрении темы и достижении поставленной в проводимом исследовании цели автор обращался к разработкам отечественных и зарубежных исследователей по данной проблематике. Наряду с общенаучным диалектическим методом познания, применялись частные научные методы исследования, такие как, эмпирическое обобщение (наблюдение, сравнение и т. д.) применительно к широкому набору статистических данных, конкретных фактов.
Основу исследования составили как общие научные принципы изучения политических и социально-экономических процессов, так и современные научные подходы к проблематике информационного общества, политических коммуникаций, проблем образования, интеллектуального, духовного и профессионального развития человека.
Источниковая база исследования: теоретические работы, относящиеся к проблемам информационного обществаработы, содержащие сведения и анализ программ и результатов их реализации в направлении развития глобальное информационное общество и информационного общества регионов и отдельных государств, включая Россиюматериалы международных организаций, чья деятельность связана с развитием глобального информационного обществаконцептуальные и программные материалы российских властных структур.
Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе формирующегося информационного общества в условиях взаимодействия традиционных национально-культурных ценностей и современных глобальных тенденций социальной и политической культуры.
Рассмотрены достижения в области информационно коммуникационных технологий, включая модели построения электронного правительства, различных стран и проведен сравнительный анализ достигнутых этапов построения электронного правительства и развития информационно-коммуникационных технологий в России.
На материале новой редакции Федеральной целевой программы «Электронная Россия» и сопутствующих ей программных документов и законодательных инициатив, проанализированы как преемственность в цепи «теория — государственная программа — практика», так новации и проблемы, возникающие при их реализации.
Проанализирована в контексте политических аспектов развития информационного общества специфика функционирования существующих форматов международного сотрудничества, являющихся неотъемлемой частью глобально^информационно^обществ^.
Выявлены перспективные, на взгляд диссертанта, аспекты для преодоления экономических и социально-психологических барьеров в развитии российского информационного общества и его вхождения в глобальное информационное общество и позитивная политическая доминанта демократического характера, формирующаяся на этом пути. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Революционность процесса формирования информационного общества в России и вхождения страны в глобальное информационное общество определяется концептуальными и программными и политическими документами, принятыми к исполнению Правительством Российской Федерации. Однако если иметь в виду перспективу развития этого революционного процесса с переходом в эволюционную стадию, а не стагнацию или даже «информационную контрреволюцию», необходимо преодолеть ряд экономических, социальных и культурно-психологических порогов, среди которых наиболее важным представляется информационный разрыв в коммуникационном общении., 2. Применение новейших информационно-коммуникационных^ -технологий в сферах, обозначенных ныне в числе государственных приоритетов — таких как образование и здравоохранение — неизбежно, V в силу реальной недостаточной развитости инфраструктуры этих сфер деятельности в стране, неоднородности ее по качеству, вызывает и будет vfj вызывать все большие противоречия между возможностями, ^ vlV. предлагаемыми виртуальным миром и реализацией их на практике. ^.
Одним из направлений в снятии этих противоречий может стать bJ интенсивное применение самих информационно-коммуникационных технологий в процессе непрерывного образования и повышения квалификации.
3. Использование информационно-коммуникационных технологий в культурной и образовательной сферах на сегодняшний день недостаточно прописано в государственных программах. Это приводит к неплановому, произвольному и оттого недостаточно эффективному С развитию так называемых «электронной культуры» и «электронного % ч.
— к? образования" в стране. Существует опасность того, что технологизация ^ этих сфер человеческой деятельности будет опережать формирование ^.
44, активного пользователя информационных ресурсов в их современном виде. Необходимо предупреждать ситуации, когда вместо формирования ^ «человека познающего» происходит «оцифровка сознания», что приводит ф к деградации человеческого сознания.
4. В мировой и отечественной практике выявлена проблема противостояния культурно-психологических стереотипов общени^ и J диалога в традиционных формах, к применению новейших информационному коммуникационных технологий, в результате чего возникает — психологический барьер в их использовании. Одним из направлений в ', преодолении «цифрового разрыва» в этом плане видится идущее в мире и в России включение в формирующуюся систему информационного общества V ценностей мирового и национального культурного наследия, доступность ^ которых с помощью информационно-коммуникационных технологий %.
Ml увеличивается. Предметы культурного наследия включаются в активный k 4 информационный контекст, а культуризация «электронного пространства» ^ способна помочь в преодолении разрыва в восприятии мира в его традиционном и виртуальном виде.
5. В связи с применением информационно-коммуникационных ^ л технологий в политической деятельности властных структур, включением в «политический процесс, идущий с использованием информационных сетей, Ф различных политических движений, общественных организаций и ^ миллионов граждан, встает вопрос о «сетевой» свободе и несвободе. На сегодня не выработана общепринятая политическая позиция в этом вопросе,.
NC происходит реальная политическая борьба с особым применением | информационно-коммуникационных технологий. Однако на высшем политическом уровне, в научной среде, занятой этими вопросами, явно ^ присутствует поддержка политического вектора, направленного в сторону демократизации государственной и общественной жизни, поддержки формирования «человека познающего» как человека свободомыслящего.
6. Развитие информационного общества в России и вхождение в глобальное информационное общество позиционируется на уровне государственных концептуальных документов как составляющая цивилизационного развития страны, ее конкурентоспособности в мировом сообществе. В определенном смысле об этом можно говорить как о вопросе лидерства России в мире. Для этого необходимо использование ^ возможностей самого формирующегося информационного общества в его С^ новых качествах для мобилизации национальных интеллектуального и V V духовного ресурсов. При этом встает вопрос либо о самобытности пути с jr развития либо об открытости внешним влияниям. В принципе, здесь нет ^ V альтернативы, если внешние влияния усваиваются как собственный опыт. В f: этой связи актуализируется тема ведения межцивилизационного диалога на ^ всех уровнях — правительственном, общественном, личностном с § использованием современных уникальных возможностей информационноf коммуникационных структур и ресурсов. В этом же контексте находится ^ политически обозначенная в программных государственных документах задача формирования в мире позитивного образа развивающейся России. Целесообразной представляется здесь установка на информационную открытость и откровенность, что является и одним из принципиальных качеств глобального информационного общества.
Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы государственными, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, общественными организациями при концептуальной разработке вопросов информатизации России и ее участия в межцивилизационном диалоге на уровне возможностей современного глобальное информационное общество.
Апробация работы. Основные положения, выводы и результаты исследования были представлены на научно-теоретических конференциях: Ежегодная междисциплинарная аспирантская конференция «Россия: тенденции и перспективы развития» (Москва, 9−10 декабря 2004 г.) — аспирантский форум «Государство и государственное управление в XXI веке» (Калининград, 29 мая — 4 июня 2004 г.).
Структура диссертации соответствует ее целям и задачам. Работа И состоит из введения, трех глав использованной литературы.
ОК^ параграфов), заключения и списка.
Заключение
.
Российское государство приняло вызовы формирующегося глобального информационного общества и восприняло их конструктивно. Однако ввиду стремительного развития этого процесса, возникают новые задачи в формировании информационного общества. Определение главенствующих задач, а так же какие из них должны стать частью государственной политики, есть процесс эволюционный и требующий постоянного изучения. Развитие отрасли информационных технологий, модернизация основных институтов государственного управления и создание соответствующей инфраструктуры страны, есть одно из основных направлений информационной стратегии интеграции.
России в информационное общество. В период 2009;2010 годов для реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия» (в новой редакции) должны быть осуществлены: опытная эксплуатация, доработка и поэтапное внедрение решений в области информационного взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациямимасштабное распространение разработанных на предыдущих этапах типовых программных решений поддержки выполнения основных функций ОГВ и органов местного самоуправлениязавершение формирования единой инфраструктуры обеспечения межведомственного информационного обмена. Эти поставленные задачи в рамках национальной политики развития есть необходимый фундамент информационного общества. Реализация этих задач, путь к глобальному информационному обществу и выход на международную арену в качестве политического партнера в области информационных технологий.
В свою очередь переход России к информационному обществу сопровождается рядом неотъемлемых задач, раких как сохранение культурной и национальной идентичности страны. Развитие «человека познающего» напрямую связано с концептуально определенным в политике российского государства выстраиванием новой цивилизационной модели, которое включает один из основных формирующих компонентов, национальную культурную традицию. Безусловно, этому должно способствовать, и мобилизация ИКТ-средств для приближения лучших образцов культурной среды к «пользователю», и производству научного и образовательного контента. В этом направлении отечественные учреждения культуры имеют несомненные достижения — в формировании нового информационного продукта, отвечающего глубокому культурному содержанию. Но на уровне общегосударственных программ эти действия не прописаны и не осуществляются системно. Именно на уровне межцивилизационного диалога может идти и столь актуальное сегодня формирование позитивного образа России в мире, которое основывается на диалоге с углубленным пониманием партнера и одновременным раскрытием себя для мира и для себя самого.
Значимость разработки национальной политики в данной области несомненна, так как она представляет собой важный фактор устойчивого развития в рамках информационного общества и является необходимым условием в диалоге между культурами и международном сотрудничестве.
Реакция со стороны ОГВ, следует незамедлительно на те вызовы и угрозы которые сопровождают процесс интеграции в ГИО и прежде всего там, где намеченные планы оказались не реализованными, при этом задействуются более эффективные финансовые и правовые механизмы. Но требуется постоянный анализ существующих и потенциальных угроз в области ИКТ, а это возможно только в тесном сотрудничестве в данной области с международными организациям, что в свою очередь приводит к доверию и открытости как к одному из важных политических аспектов развития информационных систем. ^.
Сетевые ИКТ породили проблему человека в информационном пространстве на новом, не виданном прежде в истории уровне. Это одновременно уникальные возможности и опасные вызовы. Испытывается человеческий интеллект и, в частности, в связи с этим актуализируется проблема формирования «информационного сетевого человека» как «человека познающего «— активного, а не пассивного участника информационного процесса. В мировом масштабе, ИКТ предоставляют уникальную возможность получения образования на протяжении всей жизни, а так же в любой стране. Несомненно, это приведет к повышению уровню образованности для всех слоев населения, а формирование «человека познающего» невозможно без совершенствования системы образования и развития таких образовательных моделей, которые ведут учащегося от факта к смыслу, от информации к знанию и пониманию, от усвоения знаний к творчеству. Такое пошаговое совершенствование homosapiens будет содействовать реализации универсального доступа и ликвидации цифрового разрыва.
Это важный политический аспект глобального уровня, содействующий укреплению международных отношений, как на государственном, так и на национальном уровнях.
Стимулом совершенствования человека в инфосфере могут стать политические достижения, утверждение демократических институтов, идеала свободного человека в информационном пространстве страны (электронном и традиционном). Российское государство в программах своих взяли на себя роль политического ведущего процесса формирования информационного общества. Стало быть, оно несет ответственность за направление в его политическом развитии, отвечает за создание политической атмосферы, способствующей формированию человека, соответствующего уровню новой цивилизационной модели, где традиция жива, новое осмысливается, а духовность не противостоит материальной основе жизни. Где «экономика знания» материально обеспечивает «человека познающего», а он совершенствует эту экономику, совершенствуя себя.
Рассмотрение своеобразия опыта зарубежных стран в электронном государственном управлении дает возможность оценить достоинства и выявить недостатки этого управления с учетом национальных и исторических составляющих. На основе международного опыта определены основные приоритеты и направления построения электронного государственного управления России:
• Прозрачность деятельности государственных учреждений для повышения эффективности демократических процессов и укрепления связи с гражданами;
• Максимальная доступность услуг ОГВ и органов МСУ для населения и бизнеса, что способствует улучшению бизнес-климата для иностранных инвестиций.
• Обеспечение информационной безопасности, которое в свою очередь возможно, только на основе уже имеющегося международного опыта и соответственно обмена практикой в области информационных технологий.
Процесс информационного развития и ИКТ неотвратим. Как показывает опыт, информационная глобализация затрагивает все стороны жизнедеятельности и оказывает преобразующее воздействие на политику, экономику, безопасность, социальную сферу, науку, образование. Процесс освоения и применения ИКТ становится одной из самых динамичных сфер международного сотрудничества, способствуя не только повышению их эффективности, но и ускорению процессов их реформирования. Новые явления в жизни мирового сообщества, связанные с интенсивным проникновением ИКТ во все сферы деятельности человека, общества и государства, делают еще более очевидной значимость информационно-коммуникационной составляющей внешней политики России. Разработка и реализация электронного государственного управления, а так же стратегии перехода к информационному обществу является одной из важнейших задач, имеющих непосредственное отношение к обеспечению политических интересов России, позволяющих не только позиционировать страну на международной арене в выгодном для себя свете, но и существовать в качестве самостоятельного субъекта международных отношений.