Развитие государственного кредита в Республике Беларусь
Республика Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных организаций — Мирового банка, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций, Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 1992 г. Помимо престижа на международной арене со вступлением в эти организации Республика… Читать ещё >
Развитие государственного кредита в Республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа по дисциплине: Деньги, кредит, банки
на тему Развитие государственного кредита в Республике Беларусь Студент
И.М. Чубакова
Реферат Курсовая работа: с., источников, прил.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ.
Объект исследования — система государственных заимствований.
Предмет исследования — механизм функционирования государственного кредита.
Цель работы: отражение механизма функционирования государственного кредита и выявление основных тенденций его функционирования в Республике Беларусь.
Методы исследования: табличный метод, метод сравнения, описания, анализа, группировок.
Исследования и разработки: раскрыта сущность государственного кредита, приведена его классификация, охарактеризовано состояние развития государственного кредита в Республике Беларусь, выявлены проблемы и определены перспективы его развития в современных условиях.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами как внутри страны, так и за рубежом по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. Данный процесс несомненно приносит положительный эффект в экономику государства ввиду возможности финансирования необходимых проектов и программ сверх имеющихся в экономике средств. Однако этот процесс является сложным и многогранным и требует учета множества факторов. Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.
Определение роли государственного кредита в системе экономических отношений государства в нашей стране осуществляется с момента создания самостоятельного независимого государства Республики Беларусь. Исследованием данного вопроса занимаются политические деятели, экономисты, банковские служащие, профессора и преподаватели высших учебных заведений. Выходят монографии, статьи, учебники, посвященные раскрытию проблем. Совершенствование перспектив развития государственного кредита осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики на каждый год, декретами и указами Президента, нормативными актами Национального банка. Этими документами ставятся определенные цели и задачи, которые требуют достижения и выполнения. Кроме того на официальных сайтах Президента, Министерства финансов, Национального банка, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь приводятся данные по реализации валютной политики государства.
Целью курсовой работы является отражение механизма функционирования государственного кредита и выявление основных тенденций его функционирования в Республике Беларусь.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе исследования:
? изучить сущность государственного кредита;
? определить роль государственного кредита в системе экономических отношений государства;
? изучить, функции, виды и формы государственного кредита;
? оценить государственный кредит в Республике Беларусь;
? выявить перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь.
Объектом исследования курсовой работы является система государственных заимствований.
В свою очередь предметом исследования — механизм функционирования государственного кредита.
Методологической основой работы являются приёмы формальной логики, а также методы: табличный метод, метод сравнения, описания, анализа и другие.
Специфика механизма функционирования государственного кредита как предмета исследования влечет необходимость использования научных трудов как зарубежных, так и отечественных специалистов экономического профиля. Правовое регулирование функционирования государственного кредита определено в национальных правовых актах. Так же изучаемая проблема достаточно широко освящена в таких периодических изданиях экономического профиля как «Белорусский экономический журнал», «Вестник Ассоциации белорусских банков», «Финансы и кредит» и других.
Работа состоит из введения, основной части, которая включает 4 главы, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе было дано определение государственного кредита, его сущность и роль в экономике.
Во второй главе рассматривались виды и формы государственного кредита. Теоретическую основу работы составили труды ведущих экономистов, раскрывающие основы государственного кредита, его роль и место в экономике страны.
В третьей главе дана оценка государственному кредиту в Республике Беларусь.
В четвёртой главе освещены перспективы развития государственного кредита в Республике Беларусь.
В заключение работы приведены основные выводы в целом по всей работе, отражены основные положения как теоретической части, так и проведенного анализа.
1. Сущность, виды и формы государственного кредита
государственный кредит беларусь
Формирование финансовых ресурсов государства происходит главным образом за счет взимания налогов, пошлин, сборов, других обязательных платежей, поступлений от использования государственного имущества, природных ресурсов, от приватизации, внешнеторговых операций. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвований. Полученные таким путем доходы не подлежат возврату, т. е. являются собственными доходами государства и используются на цели и объекты, определяемые законодательством.
В условиях бюджетного дефицита, характерного для многих стран, в том числе и промышленно развитых, одних только собственных доходов для финансирования запланированных расходов зачастую оказывается недостаточно. В подобных случаях государство мобилизует в бюджеты всех уровней дополнительные финансовые ресурсы посредством использования такого финансово-правового института, как государственный кредит.
Государственный кредит можно рассматривать с экономической и юридической точки зрения. В первом случае государственный кредит представляет собой систему экономических денежных отношений по формированию дополнительных ресурсов государства. Во втором случае — предстает как самостоятельных институт финансового права, объединяющий финансово-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях финансирования бюджетных расходов, покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным странам и иным субъектам международного права.
Из приведенного выше определения можно сделать вывод о том, что государственный кредит реализуется в форме займа, кредита и гарантии, т. е. государство в отношениях по государственному кредиту может быть как заемщиком и кредитором, так и гарантом.
Доминирующей формой государственного кредита является привлечение государством на основе добровольности свободных денежных средств юридических и физических лиц во временное пользование и распоряжение.
В роли кредитора государство выступает значительно реже. Это происходит в случае предоставления хозяйствующим субъектам бюджетных ссуд и займов для стабилизации их финансового состояния [1,c.95−96].
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов, взятых юридическими или физическими лицами, оно является гарантом. Такие гарантии предоставляются государством обычно слабым и недостаточно надежным заемщикам.
В последние годы в Республике Беларусь имели место случаи, когда правительство республики было вынуждено погашать кредиты некоторых предприятий, взятые под гарантию правительства у других государств или иностранных компаний. Такие случаи сокращают финансовые ресурсы государства, столь необходимые для финансирования важных мероприятий, предусмотренных планом экономического и социального развития республики.
В тех случаях, когда должник своевременно погашает свои обязательства по взятым кредитам, то гарант, т. е. правительство, не несет никаких затрат. Экономически сильные заемщики, как правило, не нуждаются в государственных гарантиях и позаимствованные средства на кредитном рынке погашают самостоятельно.
В современной экономической литературе существует множество трактовок понятия «государственный кредит». Для сравнения следует привести ряд наиболее часто встречающихся определений.
Т.Г. Струк определяет государственный кредит как «систему денежных отношений, связанную с привлечением государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц».
Доктор экономических наук, профессор В. В. Ковалев рассматривает государственный кредит как «совокупность экономических отношений, складывающихся между государством с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений».
В.И. Тарасов считает, что государственный кредит можно определить как «совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства».
Г. К. Мультан подчеркивает, что государственный кредит есть «совокупность финансовых отношений между государством (в лице его органов власти и управления) и юридическими, а также физическими лицами, когда государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта».
Анализируя изложенное, мы можем отметить, что государственный кредит — это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством и физическими и юридическими лицами, на условиях возвратности, платности, срочности, в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ, сверх имеющихся в экономике средств.
Сущность этой формы общественных финансов определяется содержанием категории «кредит». В Толковом словаре В. Даля кредит толкуется как «доверие, вера в долг, забор, дача в прием денег или товаров на счет, на срок». В Экономической энциклопедии кредит определяется как «ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента». Таким образом, сущностная черта кредитных отношений состоит в предоставлении предмета ссуды на срок и его возвратности. Соответственно государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право им пользования. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации.
Формирование посредством государственных кредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов[19, с. 45].
При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население и предприятия — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение различных материальных обязательств, взятых физическими и юридическими лицами по отношению к другим юридическим лицам, оно является гарантом.
Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Однако в экономической литературе нет единства между авторами по поводу определения количества и сущности функций государственного кредита. Так, например, Т. Г. Струк выделяет две основные функции государственного кредита: фискальную и регулирующую, доктор экономических наук, профессор В. В. Ковалев считает, что основными функциями государственного кредита являются следующие: регулирующая, распределительная, и функция контроля и учета. Наиболее же предпочтительной на наш взгляд, является позиция, которая выделяет три основные функции государственного кредита: распределительную, регулирующую и контрольную.
Распределительная (фискальная) функция государственного кредита заключается во временном изъятии свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях платности, возвратности, срочности, с целью аккумуляции их в государственные централизованные денежные фонды для финансирования расходов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов, без соответствующего увеличения налогообложения.
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30−50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Регулирующая функция государственного кредита заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели. Причем это воздействие проявляется как через экономическую сторону, так и через социальную. Экономическая сторона проявляется в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных), посредством поддержки и стимулирования государством отдельных отраслей, предприятий, территорий. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы, создания рабочих мест и снятия социальной напряженности.
Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство проводит ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.
Контрольная функция государственного кредита вытекает из самой природы кредита и представляет собой контроль и учет за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых или выделяемых государством.
Таким образом, государственный кредит как экономическая категория находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя, однако как особые, специфические отношения, складывающиеся по поводу привлечения дополнительных денежных средств.
Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияние ряда факторов. Виды государственного кредита определяются:
? составом заемщиков и кредиторов;
? конкретными причинам и появления потребности у государства мобилизации средств;
? местом получения кредита;
? формой его оформления;
? методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;
? сроками погашения государством своих обязательств;
? степенью риска кредитора и заемщика.
Что касается форм государственного кредита, то первоначально выделяют денежную и товарную.
В зависимости от места получения кредита государственный кредит может быть внутренним и международным (внешний). [Приложение А] Внутренний государственный кредит выступает в формах государственного займа. Внешний, в свою очередь, характеризуется движением ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Его субъектами являются государство, банки и международные, региональные кредитные организации. Значение внешнего (международного) государственного кредита заключается в следующем:
1) целях модернизации производства;
2) непрерывности производства;
3) стабилизировании валютного курса.
Соотношение масштабов и источников привлекаемых средств зависит от ряда экономических и политических факторов, в том числе и от способности правительства совместно с центральным банком проводить единую монетарную политику. В странах с развитой рыночной экономикой преобладающее большинство заимствований государства осуществляется в форме выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых на внутреннем финансовом рынке и формирующих внутренний государственный долг, а также на внешнем финансовом рынке (еврооблигации) и, соответственно, увеличивающих внешний долг государства. Также международный кредит может являться инструментом давления на государство.
Объективной же основой развития международных отношений считаются: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.
Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Он представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается, как правило, в кредит. Условия этого кредита — сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков — существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты плюс комиссионные), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.
Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо более широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте.
В Pеспублике Беларусь наиболее одной из самых распространенных форм международного кредита является кредитование субъектов хозяйствования под гарантии правительства. Гарантия правительства Республики Беларусь является для иностранного кредитора достаточно надежным обеспечением возврата выданного кредита. Механизм выдачи гарантий правительства и последующих за этим отношений регламентируются Положением о порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов, утвержденных постановлением Советом Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 01.06.1999 г. с последующими изменениями и дополнениями. В целом схема кредитования за счет средств иностранной кредитной линии под гарантию правительства республики Беларусь выглядит следующим образом [Приложение Б]: Министерство финансов Республики Беларусь, банк-агент и заемщик заключают о порядке погашения и использования иностранного кредита. В то же время между заемщиком и иностранным банком должно вступить в силу кредитное соглашение, оп которому иностранный банк профинансирует сделку между заемщиком и иностранным экспортером на поставку оборудования или приобретение новой технологии. Министерство финансов выдает правительственную гарантию в пользу иностранного банка. Все расчеты по использованию и погашению кредитных средств происходят через банк-агент. Дополнительным гарантом может выступать банк, выдающий гарантию в пользу Министерства финансов[10, с. 73].
Таким образом, государственный кредит может выступать в различных видах и формах, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки и выбор того или иного способа кредитования требует тщательного анализа экономической ситуации в стране и грамотной оценки возможных последствий каждого из видов кредитования.
Также выделяют долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные формы государственного кредита. Среднесрочной формы государственного кредита в Республике Беларусь нет.
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают:
? государственные облигационные займы;
? государственные безоблигационные займы.
Государственный кредит в форме ценных бумаг В Республике Беларусь можно классифицировать по следующим признакам:
· форме выпуска государственных ценных бумаг: в виде записи по счетам (ГКО)и документарной (облигации выигрышного займа в свободно конвертируемой валюте на предъявителя);
· форме получения дохода: купонный, процентный, выигрышный;
· форме размещения: продажа на аукционе, прямая продажа юридическим лица; передача или продажа банкам для их последующей реализации;
· сроку размещения: краткосрочныеобычно до 1 года; долгосрочныена более длительные сроки;
· условиям обращения: на первичном рынке, на первичном и вторичном рынке;
· типам инвесторов: юридические лица, физические лица;
· видам валют: в белорусских рублях, в свободно конвертируемой валюте.
Особой формой государственного кредита является выдача Национальным банком кредитов правительству и местным органам власти. Источниками централизованных кредитных ресурсов для данной операции являются средства населения и предпринимателей, хранящиеся во вкладах в Сберегательном банке республики. Национальный банк по установленному парламентом нормативу привлекает эти ресурсы в свое распоряжение на платной основе.
Таким образом, существует множество разнообразных форм международного кредитования, позволяющих экономике страны профинансировать необходимые проекты сверх лимита имеющихся у нее средств.
2. Оценка государственного кредита в РБ
Республика Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных организаций — Мирового банка, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций, Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 1992 г. Помимо престижа на международной арене со вступлением в эти организации Республика Беларусь получила возможность привлечения кредитов. Общим положительным моментом предоставленных средств является льготный характер кредитного финансирования: срок кредитов — 10−20 лет, мораторий на выплату основного долга — до 5 лет, процентная ставка — около 8% у МБРР, у МВФ в зависимости от типа представляемого займа — 2,5−7,27%. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. Но МВФ оказывает своим членам финансовую помощь, продавая им свободные денежные средства или валюту других государств-членов Фонда в обмен на собственную валюту стран, получающих эти ресурсы, которую они обязаны выкупить через определенный промежуток времени.
Рассмотрим условия и цели предоставления кредитов Беларуси ее основными кредиторами.
1. Кредитные линии Германии.
Банки-кредиторы — AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft m.b.H./Frankfurt am Main, Kreditanstalt fur Wiederaufbau/Frankfurt am Main. Кредит выдается путем открытия аккредитива в пользу поставщика на сумму кредита и его раскрытия по мере поставки оборудования. Обеспечением служит гарантия Совета Министров Республики Беларусь. Кредит выдается на период до 11 лет и гасится равными полугодовыми долями. Также возможен мораторий по погашению основного долга — от 6 месяцев после средневзвешенной даты поставок, последней значительной поставки либо готовности оборудования к эксплуатации. Проценты уплачиваются 30 июня и 30 декабря до момента начала выплат по кредиту, а затем вместе с погасительным платежом.
2. Финансирование по линии Международного валютного фонда (МВФ).
В 2009 — начале 2010 года кредит Международного валютного фонда (МВФ) сыграл одну из ключевых ролей в реабилитации белорусской экономики. Стабильность валютного рынка, устойчивость финансовой системы, поддержка инвесторов и домашних хозяйств — все это стало возможным благодаря кредиту Международного валютного фонда (МВФ).
Совет исполнительных директоров МВФ «отметил соответствие сложившейся в Беларуси макроэкономической ситуации проводимой руководством страны денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики». А Нацбанк Беларуси отмечает: «Исполнительные директора отметили значительный прогресс, достигнутый Республикой Беларусь в работе по восстановлению экономики после глобального кризиса, а также подчеркнули успешную реализацию нашей страной параметров и условий программы stand-by». Беларусь получила от МВФ более 3,5 млрд. долларов.
Эксперты Фонда позитивно оценили выполнение Республикой Беларусь основных параметров и условий программы, отметили ее положительное влияние на снижение воздействия негативных внешних факторов на нашу страну. При этом было подчеркнуто, что в Беларуси сохранены условия для быстрого возврата к высоким устойчивым темпам экономического роста.
3. Помощь, полученная от Всемирного банка (ВБ).
История взаимоотношений Беларуси с Всемирным банком (ВБ) условно может быть разделена на три периода: с 1992 г. по 1994 г., с 1995 по 2000 г и с 2000 г. по настоящее время. В первый период отношение банка было благожелательным, отличалось оптимистичной оценкой перспектив развития экономики страны в случае реализации соответствующей политики реформ. С начала второго периода начинается похолодание взаимоотношений с их постоянным ухудшением на протяжении всего периода. За это время Беларусь не получает кредитов, ВБ замораживает все проекты, находящиеся в стадии разработки, и не начинает рассмотрения новых. Республика получает минимально возможное финансирование банка. Начиная с сентября 2000 года, наблюдается прогресс в достижении нового уровня сотрудничества с глобальными и европейскими экономическими и финансовыми институтами.
Основное место в группе Всемирного банка (ВБ) в целом и в отношениях ВБ и Беларуси занимает Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Он предоставляет помощь на государственном уровне, финансируя проекты, имеющие только общенациональное значение. Условия, на которых Банк обычно предоставляет кредиты, следующие: срок кредитов — 10 — 15 лет; мораторий на выплату основного долга — до 5 лет; процентная ставка — около 8% годовых. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. В целом Всемирный банк может финансировать до 60% от общей стоимости проекта, а вклад Правительства, как правило, должен составлять, по крайней мере, 10% от стоимости каждого проекта.
Необходимо отметить, что на данный момент Беларусь не использует основных преимуществ, которые могут быть извлечены из сотрудничества с Всемирным банком (ВБ) с учетом его статуса и достаточно льготных условий предоставления финансовых средств. Развитие сотрудничества Всемирного банка (ВБ) с Республикой Беларусь можно в целом охарактеризовать как незначительное, особенно принимая во внимание опыт работы Всемирного банка (ВБ) в постсоциалистических странах. Вместе с тем можно говорить о хороших перспективах развития отношений, учитывая готовность Банка оказывать всестороннее содействие рыночным преобразованиям в нашей стране.
4. Займы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Условия предоставления кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для белорусских предприятий несколько отличны от тех, которые обычно используются банком, что связано со спецификой экономической и политической ситуации в стране.
Кредитное соглашение между Республикой Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) было подписано 22 ноября 1994 г. С учетом высокого кредитного риска в Беларуси Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) поставил условие: обеспечить все выданные на территории страны кредиты правительственными гарантиями, на основе чего было заключено соглашение между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Национальным банком Республики Беларусь. Согласно этому соглашению, Правительство Республики Беларусь в лице Национального Банка выступает гарантом возврата кредита.
На кредиты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) реализованы такие проекты, как: Belarus Telecom (сумма займа — 38,8 млн долл. США), оборудование автострады Брест — Минск — граница России (сумма займа — 66 млн долл. США), стекольный завод в Елизово (сумма займа — 7,7 млн долл. США).
Кроме специализированных международных кредитных институтов, кредитными партнерами Беларуси являются и иностранные банки в соответствии с рамочными кредитными соглашениями. Такими банками являются «Сабадель» (Испания), «Медиобанк» (Италия), Банк Хандлевы в Варшаве СА, БРЕ Банк СА. (Польша), Чешский экспортный банк (Чехия) и др.
По состоянию на конец 2011 г. на займы международных финансовых организаций Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) приходится 16,5% внешнего государственного долга, на кредиты иностранных государств — 83,5% [Приложение В]. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают кредиты Российской Федерации (26%), Международный валютный фонд (25%), Китай (13,5%). Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными, т. е. предоставлены на срок более 1 года. При этом отсутствуют займы сроком менее 3 лет, на займы сроком от 3 до 5 лет приходится 1,1% от общей суммы внешнего государственного долга, сроком более 5 лет — 98,9%.
В 2013 г. правительство Беларуси привлекло кредиты из Китая на общую сумму 279,4 млн долл. (для сравнения: из России правительство привлекло 351,5 млн долл.).
Государственный долг Республики Беларусь на 1 сентября 2013 года составил 143,5 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 14,7 трлн. рублей, или на 11,4%. [ПРИЛОЖЕНИЕ Г]
Увеличение государственного долга в 2013 году в основном обусловлено ростом внешней государственной задолженности. При этом внешний государственный долг по состоянию на 1 сентября 2013 года составил 12,4 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 371,7 млн. долларов США, или на 3,1% [ПРИЛОЖЕНИЕ Г]. Увеличение внешнего госдолга в 2013 году обусловлено привлечением кредитов Всемирного банка, Антикризисного фонда ЕврАзЭС и банков Китая[26].
В условиях мирового финансового кризиса основными факторами, оказывающими влияние на стоимость заемных ресурсов, являются наличие достаточной ликвидности на мировом рынке капитала, макроэкономическая ситуация в стране, сложившиеся международные отношения, своевременное исполнение обязательств по долгам, уровень внешней задолженности, наличие суверенного кредитного рейтинга и странового рейтинга страны-импортера по классификации Организации экономического сотрудничества и развития.
В настоящее время по классификации Организации экономического сотрудничества и развития Республика Беларусь отнесена к последней 7-й группе риска, что обязывает агентства страхования экспортных кредитов применять самую высокую ставку страхования кредитов для Республики Беларусь (9−10% при 5-летнем сроке возврата кредита). Это существенно удорожает среднесрочные и долгосрочные кредиты, ограничивает их эффективность и экономическую целесообразность привлечения. В этой связи республика предпринимает значительные усилия по улучшению делового климата в стране, созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. Среди прогрессивных изменений — отмена «золотой акции», упрощение ряда административных процедур в части регистрации нового бизнеса и другие. Взят курс на модернизацию налоговой системы как в части сокращения числа налогов и упрощения процедур налогового администрирования, так и в части снижения налоговой нагрузки на экономику. Кроме того, планируется сокращение числа товаров, подлежащих ценовому регулированию, а также сокращение субсидий государственным предприятиям, что должно способствовать повышению эффективности в масштабах всей экономики.
Подводя итог проведенному анализу, следует отметить, что к основным странам и международным финансовым организациям, предоставившим наибольшие кредитные ресурсы Республике Беларусь, относятся Россия, Германия, КНР, МВФ, ЕБРР, МБРР, Чехия. Кроме специализированных международных кредитных институтов, кредитными партнерами Беларуси являются и иностранные банки в соответствии с рамочными кредитными соглашениями. Такими банками являются «Сабадель» (Испания), «Медиобанк» (Италия), Банк Хандлевы в Варшаве СА, БРЕ Банк СА. (Польша), Чешский экспортный банк (Чехия) и др.
Заемные средства, привлекаемые в Республику Беларусь, используются в основном для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых ими экспортоориентированных или импортозамещающих проектов, а также частично для пополнения оборотных средств. В то же время ряд проектов является социально-значимыми и их реализация направлена на удовлетворение потребностей республики в товарах критического импорта. Показатели кредитной безопасности Беларуси имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов.
Наряду с международным государственным кредитом, в Республике Беларусь продолжает развиваться структуры внутреннего государственного кредита. Одной из составляющих внутреннего государственного кредита являются государственные ценные бумаги.
В Республике Беларусь выпуск государственных ценных бумаг осуществляется с 1994 года. Основной целью эмиссии таких бумаг является потребность в безинфляционном покрытии дефицита бюджета. С 30 января 2013 года Минфин при содействии «Беларусбанка» приступил к размещению третьего выпуска двухлетних валютных облигаций для физических лиц. Объем выпуска — USD50 млн. Срок обращения — 730 календарных дней (с 30 января 2013 года по 30 января 2015 года). Срок размещения — с 30 января 2013 года по 30 января 2014 года. Дата начала погашения — 30 января 2015 года. Номинальная стоимость 1 облигации — USD1000. Ставка процентного дохода — 7% годовых. Сроки выплаты процентного дохода: первый период — с 30 июля 2013 года, второй период — с 30 января 2014 года, третий период — с 30 июля 2014 года и четвертый период — с 30 января 2015 года. Досрочное погашение облигаций не предусматривается.
С точки зрения процентного дохода вложения в валютные гособлигации выглядят привлекательнее по сравнению с валютными депозитами банков. Так, средняя полная процентная ставка по новым валютным вкладам физических лиц снизилась с 8,4% в январе 2012 года до 4,9% в декабре, по новым валютным депозитам юрлиц — с 5,1% до 4,2%.
По данным Минфина, внутренний государственный долг центрального правительства (включая гарантированные обязательства) в 2012 году возрос на Br16,856 трлн. (на 52,3%) до рекордных Br49,102 трлн. на 1 января 2013 года (см. Рис. 8). Таким образом, в текущей ситуации отмечается частичное замещение внешнего госдолга Беларуси заимствованиями на внутреннем рынке. Однако в структуре государственного долга не учитываются внутренние и внешние обязательства Нацбанка Беларуси. Так, валютные обязательства Нацбанка Беларуси перед банковским сектором страны по состоянию на 1 января 2013 года составили USD3,280 млрд. Внешний долг центрального банка перед нерезидентами составил USD441,3 млн. на 1 января.
В структуре государственных ценных бумаг наибольший объем занимают государственные долгосрочные облигации — 97% на 1 января 2012 г., 100 процентов — на 1 января 2013 г. Основными владельцами государственных ценных бумаг являются банки (80%), страховые организации (3%), прочие юридические и физические лица (около 17%).
В настоящее время в целях развития рынка государственных облигаций сформировано широкое правовое поле, создана необходимая инфраструктура, обеспечена информационная открытость.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что увеличение государственного долга в белорусских рублях в 2012 году на 11,4% обусловлено в основном ростом рублёвого эквивалента (ослаблением национальной валюты). Увеличение внешнего государственного долга с начала 2013 года обусловлено привлечением внешних кредитов, при этом критический максимум (лимит) в 16,3 млрд. долларов не достигнут. Это подтверждает контролируемую ситуацию государством в области внешних и внутренних заимствований. При этом структура внешних государственных займов пока достаточна комфортна для экономики Республики Беларусь.
Однако в этих вопросах возможно улучшение экономических перспектив при решении некоторых политических вопросов в международных отношениях. Это бы поспособствовало улучшению инвестиционного климата и кредитного доверия к нашей стране со стороны международных кредитных организаций. Во внутренней экономике уже заметны изменения, такие как отмена «золотой акции», упрощение административных препятствий в бизнесе, снижение и модернизация налоговых нагрузок на бизнес.
5. Перспективы развития государственного кредита в РБ
Республика Беларусь в современных условиях выступает, как в прочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран.
Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Она, безусловно, должна проходить при особых условиях. Для возможности оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при которых возможен экономический рост, так как тяжелое бремя внешних долгов неразвитое, с кризисной экономикой государство едва ли вынесет [26].
Государственная политика в области управления долгом должна строиться на увеличении объема государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках, на дальнейшем развитии рынка внутренних заимствований в связи с реформой пенсионной системы.
Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства и должен способствовать достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета, и выступать важным источником ускорения социально-экономического развития.
Основными резервами для повышения эффективности государственного кредита являются:
— обеспечение реальной защиты прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;
— повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;
— активизация реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства путем защиты интересов не только кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);
— расширение круга заимодателей за счет допуска к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;
— переход при реализации государственных ценных бумаг с официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;
— замена финансирования предприятий и организаций на предоставление им помощи преимущественно в форме казначейских ссуд;
— отказ от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществление привлечения ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.
В нашей стране бюджетные расходования на обслуживания внешнего и внутреннего государственного долга, выдаче ссуд под гарантию бюджета росли наиболее высокими темпами по сравнению с другими ассигнованиями. Наиболее высокими темпами растет задолженность странам дальнего зарубежья и международным финансовым организациям.
По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70% привлеченных иностранных кредитов были направлены на валютнонеокупаемые проекты.
К внешнему долгу государства относится также задолженность Республики Беларусь, которая постоянно растет. Однако кроме официального внешнего долга Беларусь имеет текущую задолженность России за поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его обслуживанию.
Рост внешней задолженности Республики Беларусь усугубляется сложностями в управлении долгом. К основным недостаткам сложившейся системы управления долгом можно отнести:
— не полная законодательная база Республики Беларусь, определяющая сферу совокупного внешнего долга. Не обозначены пределы полномочий соответствующих органов Правительства в этой области. Бюджетное законодательство регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а целый ряд вопросов, связанных с другими формами внешнего долга, не имеет необходимой правовой и процессуальной регламентации;
— не сформирована единая система учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии, интегрированной базы данных и учетного центра. На практике это означает невозможность оперативного получения достоверных сведений о состоянии валового внешнего долга и в конечном итоге является одним из факторов, снижающих качество управленческих решений;
— по сути, не сформирована система анализа и учета долговых рисков, что повышает вероятность возникновения кризисной ситуации;
— механизмы управления долгом не позволяют в должной мере обеспечить предупреждение возможных финансовых кризисов;
— не отработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления внешним долгом с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой;
— информация о состоянии внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;
— управление государственными гарантиями неэффективно, что выражается в отсутствии правил проведения конкурсного отбора, а также единых подходов к разработке методологии анализа кредитоспособности заемщика и оценки риска наступления гарантийного случая.
Такое положение в сфере внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики Беларуси по следующим направлениям.
Первое — усиление зависимости Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики.
Второе — сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации экономики.
Третье — уменьшение размера средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может спровоцировать социальную напряженность.
Четвертое — нестабильность денежно-кредитной политики.
Пятое — ослабление позиций нашей страны на мировых рынках товаров и капиталов.
Шестое — повышение финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов.
В октябре этого года ОАО «Беларуськалий» заключило со Sberbank CIB соглашение о рефинансировании синдицированного кредита на $ 1 млрд. По условиям сделки Sberbank CIB предоставил ОАО «Беларуськалий» кредит на сумму $ 1 млрд сроком на три года. Фактически кредитовать белорусское госпредприятие будет ОАО «Сбербанк России», а полученные «Беларуськалием» средства уйдут на рефинансирование действующего синдицированного бридж-кредита на сумму $ 1 млрд и сроком на один год, выделенного предприятию в ноябре 2011 года Сбербанком России ($ 0,9 млрд) и Евразийским банком развития ($ 0,1 млрд). Кредит был гарантирован Совмином Беларуси, получен в декабре и на $ 0,8 млрд пополнил золотовалютный резерв Нацбанка Беларуси. По словам министра Михаила Мясниковича, кредит будет продлён ещё на 3 года под 8,5% годовых «без обременения». 27].
Министерство финансов Беларуси в четвертом квартале 2012 года приступило к размещению валютных облигаций на внутреннем рынке, что позволило государству пополнять золотовалютные резервы за счет валютных заимствований на внутреннем рынке.
Планом совместных действий правительства и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Беларуси, утвержденным 10 октября 2013 года, в октябре-декабре текущего года предусмотрено проведение консультаций с МВФ о возможности финансирования в рамках новой программы взаимодействия.
С 1992 по 2008 год Беларусь дважды использовала финансовые ресурсы МВФ: по линии фонда системных трансформаций — $ 217,2 млн и по механизму стэнд-бай — $ 77,4 млн. В феврале 2005 года были полностью погашены указанные кредиты МВФ. Поэтому Беларусь расчитывает на новую финансовую программу.
Сейчас многие аналитики отмечают, что Россия использует все удобные ситуации и возможные рычаги влияния для целенаправленного продвижения своих интересов в Республике Беларусь, а по оценке экономистов, внешний государственный долг Беларуси пока на самом деле не так уж и высок.
В завершение главы необходимо отметить, что в любом случае для успешного развития экономике Беларуси необходимы иностранные инвестиции и в частности иностранные кредиты. Кредитные ресурсы являются одним из способов повышения производительности и технологического уровня белорусских предприятий.
Привлечение кредитных ресурсов даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат — более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.
Заключение
На основании изложенного в курсовой работе материала можно сделать следующие выводы:
1.Государственный кредит — это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством и физическими и юридическими лицами, на условиях возвратности, платности, срочности, в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ сверх имеющихся в экономике средств.
2.Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства.
3.При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население и предприятия — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
4.Государственный кредит может проявляться в различных формах (государственное заимствование, государственная гарантия, государственный кредит). Выделяют три основные функции государственного кредита: распределительную, регулирующую и контрольную.
5.Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство проводит ту или иную финансовую политику.
6.Для успешного развития экономике Беларуси необходимы иностранные инвестиции и в частности иностранные кредиты. Кредитные ресурсы являются одним из способов повышения производительности и технологического уровня белорусских предприятий.
7.Привлечение кредитных ресурсов даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат — более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.