Сбалансированность бюджетов
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА И МЕТОДЫ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
- 1. 1. Сущность сбалансированности бюджета
- 1. 2. Сбалансированность бюджета, как один из принципов его составления
- 1. 3. Виды дефицита и профицита бюджета
- 1. 4. Методы достижения сбалансированности бюджета
- 2. ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА И ПОРЯДОК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
- 3. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственный бюджет является важным звеном финансовой системы страны и выступает как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. Государственный бюджет занимает важное место в составе финансовой системы. Он объединяет доходы и расходы государства. Посредством бюджета государством осуществляются мобилизация денежных ресурсов и их расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП.
В бюджете ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. В свою очередь, состояние бюджета, особенности его формирования и расходования служат важным показателем эффективности экономической политики, проводимой государством. В условиях рыночных реформ функции бюджета в значительной стеени направлены на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, и на выполнение других функций государства.
1. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА И МЕТОДЫ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
1.1. Сущность сбалансированности бюджета
Очень важным моментом в бюджетном процессе является сбалансированность бюджета.
Сбалансированность бюджета это соотношение между доходной и расходной его частями, разница между которыми определяется как сальдо баланса бюджета.
Сальдо баланса бюджета может быть положительное, нулевое или отрицательное.
Отрицательное сальдо бюджета это бюджетный дефицит, который является результатом:
— ошибок в процессе бюджетного планирования;
— низкой дисциплины исполнения бюджета в форме недополучения доходов или превышения расходов;
— развития инфляционных процессов;
— необходимости обслуживания значительного внешнего и внутреннего долга;
— дополнительных затрат, в условии отсутствия специального финансового резерва.
В настоящее время в результате проводимой государством продуманной финансовой политики наблюдается профицит бюджета, сбалансированность расходов и доходов, увеличение доходной части бюджета, как следствие увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности и собираемости налогов на всех уровнях налоговой системы, что, безусловно, положительно влияет на всю бюджетную систему в целом. [5]
1.2. Сбалансированность бюджета, как один из принципов его составления
Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически. Сбалансированность бюджета составленного с превышением расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания источников финансирования дефицита. В этом случае сбалансированность бюджета предполагает равенство планируемых расходов объему доходов и поступлений из источников финансирован дефицита бюджета, Составление бюджета с профицитом формально допустимо, однако оно является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на Субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.
Подходы правительств различных государств к выбору методов сбалансированности бюджетов различались на разных этапах исторического развития, до 30-х гг. ХХ в. Национальные правительства строили свою финансовую политику исходя из стремления к достижению ежегодного равенства доходов и расходов. Это соответствовало представлениям об ответственном перед страной правительстве, которое без надобности не увеличивает расходы, не повышает налоги и не накапливает долги. Мировой экономический кризис 19 291 930 гг. заставил многих представителей экономической науки пересмотреть взгляды на обоснованность использования такого метода достижения сбалансированности бюджетов. Кризис наглядно показал, какую опасность для общества представляют массовые банкротства предприятий, растущая армия безработных и другие негативные последствия обвального падения производства и потребления. Антикризисные мероприятия стали неотъемлемой частью национальной политики многих стран, предполагавшей активное использование государственных финансов в качестве инструмента регулирования экономики. В бюджетной сфере такой практике соответствовала политика циклического балансирования бюджета с оправданием его дефицита, направленного на стимулирование экономического развития.
Представители кейнсианской теории обосновали отсутствие необходимости достижения ежегодного равенства доходов и расходов бюджета и заложили фундаментальные основы использования государственных расходов, налогов, бюджетного дефицита и государственных заимствований для оптимизации условий развития на разных фазах экономического цикла. При этом была доказана необходимость достижения равенства доходов и расходов бюджета в рамках всего цикла экономического развития, а не на отдельных его фазах. С 80-х гг. ХХ в. на основе теории «экономики предложения» формируются новые взгляды на проблему использования государственных финансов для стимулирования экономического роста. Появляются и начинают применяться на практике теории «компенсирующего бюджета», «функциональных финансов» и т. п. При некотором различии в подходах к статистике использования отдельных финансовых инструментов, в отношении к бюджетному дефициту, общим для этих теорий является признание необязательности ежегодного Достижения равенства между расходами и доходами бюджета, активное использование государственных расходов и налоговой политики для постоянного поддержания в стране благоприятной макроэкономической ситуации. Разрыв между бюджетными доходами и возрастающими расходами покрывается поступлениями от государственных заимствований. [3]
В бывшем СССР, бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет.
Список литературы
- Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Москва, Издательство «Эксмо», 2008 год, стр. 5−22.
- Гаврилина Н.Е., Дербенева Е.Н. Основы финансов и кредита. Ростов-наДону, Издательство «Феникс», 2007 год, стр. 47−65.
- Ичкитидзе Ю. Бюджетно-налоговая политика Российской Федерации в 1999—2006 годах. Москва, Группа компаний «АБК», специальное аналитическое исследование.
- Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в РФ. Москва, Издательство «КНОРУС», 2006 год, стр. 102−118.
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о Бюджетной политике в 2008−20 010 годах от 09.03.2007.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.