Разработка математической модели деятельности участка продажи товара на предприятии «Здоровяк»
Обслуживание покупателя: отбор товара, расчётно-кассовые операции, получение товара от продавца. При обслуживании покупателей продавец должен предоставить возможность выбора, оказать помощь в выборе нужного товара, показать нужный товар, проконсультировать о свойствах товара. Продавец должен максимально быстро и аккуратно обслужить покупателя и вручить ему его покупку. Эффективность деятельности… Читать ещё >
Разработка математической модели деятельности участка продажи товара на предприятии «Здоровяк» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Аннотация
Настоящий курсовой проект называется: «Разработка математической модели деятельности участка продажи товара на предприятии „Здоровяк“».
Объем отчета составляет 20 страниц, количество иллюстрации составляет 6, количество использованных источников составляет 4.
Ключевые слова и фразы:
Торгово-технологический процесс, система, модель.
Объектом исследования является участок реализации спортивного питания на предприятии «Здоровяк».
Розничная торговля, составная часть внутренней торговли, заключительная фаза обращения предметов личного потребления, где происходит реализация товаров и услуг в обмен на денежные доходы населения.
Розничная торговля — это деятельность, которая более предпочтительна среди других видов бизнеса. Но конкуренция на рынке на столько высока, что заставляет задуматься: «Как убедить покупателя в том что наш товар лучший?»
Если рассмотреть данную ситуацию со всех сторон, то станет понятно что факторов превеликое множество, но одним из главных является организация. Насколько правильно, современно организован торговотехнологический процесс настолько и эффективна эта деятельность.
1. Разработка структуры предприятия
1.1 Описание деятельности магазина спортивного питания «Здоровяк»
Объектом исследования является торговое предприятие, магазин спортивного питания «Здоровяк».
Магазин спортивного питания «Здоровяк», начал работать с 16.12.2003 в городе Перми, с целью обеспечить людей занимающихся спортом, правильным спортивным питанием.
Организационно-правовая форма магазина спортивного питания «Здоровяк», общество с ограниченной ответственностью.
Основной целью магазина спортивного питания «Здоровяк», является получение прибыли от продажи спортивного питания.
Основными видами деятельности торгового предприятия является:
1. Организация торговли спортивным питанием;
2. Закупка и продажа продукта;
3. Бесплатная услуга покупателям — доставка спортивного питания на дом.
Магазин спортивного питания «Здоровяк», — это магазин качественного и недорого спортивного питания, в котором представлены несколько ассортиментных групп: протеины, карнитины, креатины, аминокислоты. Представленные в магазине продукты — это качественное, сертифицированное и натуральное спортивное питание. Магазин рассчитан на категорию людей, в возрасте от 18 до 60 лет, занимающихся в тренажерных залах города, либо любыми другими видами спорта.
Магазин спортивного питания «Здоровяк», расположен по адресу: город Пермь, ул. Мильчакова, 1. В отдельно стоящем одноэтажном здании —, построенного по всем современным требованиям. У здания предусмотрена специализированная парковка для легковых автомобилей, достаточно большие пешеходные потоки, что влияет на большую проходимость, это центр города, но в тоже время спальный район.
Магазин спортивного питания «Здоровяк», располагается на первом этаже одноэтажного здания с яркой вывеской, что позволяет человеку быстро сориентироваться и найти магазин. Помещение магазина имеет площадь 50 м2, в котором 25 м2 занимает подсобное помещение, выполняющее также функции и складского. Торговый зал имеет площадь 25 м2, прямо напротив входа находится витрина и касса.
1.2 Разработка структуры магазина спортивного питания «Здоровяк»
Организационная структура магазина представлена на рис. 1. Численность работников магазина на 01 января 2014 года составляет 5 человек.
Организационная магазина спортивного питания является простейшая линейно-функциональной. Сущность линейно-функциональной структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом — руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем.
1.3 Разработка торгово-технологического процесса в магазине «Здоровяк»
Исходя из деятельности предприятия «Здоровяк» необходимо выделить торгово-технологические процессы, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей, удовлетворения их потребностей и получения прибыли с наименьшими затратами труда и времени.
Торговое предприятие «Здоровяк» выполняет функции обслуживания населения, осуществляет продажу продуктов спортивног питания, за наличный и безналичный расчет.
Товарный процесс обеспечивает не только доведение товаров до потребителя, но и изучение спроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара.
К основным торговым функциям предприятия можно отнести:
— Изучение покупательского спроса на продукты;
— Формирование ассортимента продуктов спортивного питания;
— Организацию закупок и завоза продуктов;
— Оказание торговых услуг покупателям;
— Рекламирование товаров и услуг.
На предприятии Бутик «Fashion Magazin» происходят следующие торгово-технологические процессы:
— Поступление и приёмка товара, в которую входит разгрузка, распаковка и приёмка по количеству и качеству
— Хранение и подготовка товара к продаже
— Размещение и выкладка товаров в торговом зале
— Обслуживание покупателя: отбор товара, расчётно-кассовые операции, получение товара от продавца. При обслуживании покупателей продавец должен предоставить возможность выбора, оказать помощь в выборе нужного товара, показать нужный товар, проконсультировать о свойствах товара. Продавец должен максимально быстро и аккуратно обслужить покупателя и вручить ему его покупку.
2. Описание магазина спортивного питания «Здоровяк» как организационно-технической системы
Магазин спортивного питания «Здоровяк», можно рассмотреть как организационно-техническую структуру и ее описания представить в виде следующей зависимости.
SYS = (PL, RO, RI, EX, PR, DT, SV, RD, EF),
спортивный питание участок продажа Где PL — цель и планы; RO — внешние ресурсы; RI -внутренние ресурсы; EX -исполнители; PR -процесс; DT — помехи; SV — контроль; RD — управление; EF — эффекты.
Исходя, из функциональной зависимости рассмотрим составляющие для исследуемого предприятия.
Как показано на рис. 2 целью деятельности предприятия «Здоровяк» является, продажи спортивного питания, высокого качества с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания, исходя, из этой цели сформулируем основную цель деятельности предприятия:
— получение максимальной прибыли;
— увеличение рыночной доли, планируется отрыть новый дополнительный магазин одежды;
— минимизация издержек;
— поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;
— формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения.
Для реализации этой цели необходимы внешние ресурсы, заключающиеся в:
— доведение товаров до потребителя, изучение спроса населения, формирование ассортимента, реклама товара.
— изучение конкурентов, с которыми фирме приходится бороться за ресурсы, полученные из внешней среды. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
В своей деятельности предприятие ориентируется на внутренние ресурсы, такие как:
— персонал, которые выполняют свои определенные функции в предприятии;
— реклама для магазина — построение политики лояльности клиента.
— стимулирование сбыта магазина, чтобы мотивировать продавца на хорошую работу нужно, чтобы зарплата состояла из оклада и процента с выручки. Чтобы мотивировать покупателей можно устроить акцию при покупки на сумму 10 000 рублей скидка 10% или футболка в подарок.
Персонал в бизнесе, основанном на торговле, играет огромную роль. Магазин спортивного питания — не исключение. Для успешной торговли важно уметь и продать и выбрать товар.
Среди исполнителей следует выделить продавцов-консультантов, которые хорошо ориентируются в ассортименте и в конечном итоге смогут эффективно продавать. Именно от профессионального уровня сотрудников будет зависеть доходность предприятия.
Учитывая высокую ответственность магазина спортивного питания «Здоровяк» необходимо организовать соответствующий контроль:
— за соблюдением законодательства, касающегося правил торговли и обслуживания населения, порядка формирования цен на товары (услуги) и дисциплины цен при реализации товаров (услуг), качества изготавливаемых и реализуемых товаров, их безопасности для жизни и здоровья, имущества потребителей, защиты потребительского рынка и прав потребителей;
— за пользованием весовыми и измерительными приборами, торговым оборудованием, сроками их проверки;
— в соответствии с действующим законодательством рассматривать обращения граждан о нарушениях, допущенных торговыми предприятиями.
— за соблюдением соответствующего хранения продукции.
3. Разработка функциональной схемы на участке продажи товаров на предприятие «Здоровяк»
Для осуществления торговой деятельности в качестве входных ресурсов (x(t)):
— товар;
— кадры
— внешние ресурсы (сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила)
Выходные ресурсы (y(t)):
— деньги
Помехи (n(t)):
— конкуренты
— риски, такие как:
· снижение спроса на спортпит;
· недостаток денежных средств у потребителей;
· возрастающая активность конкурентов выражается в снижение цен, увеличение ассортимента;
· повышение уровня безработицы может повлечь за собой снижение уровня доходов населения;
· недостаток квалифицированных кадров на рынке рабочей силы;
· проблемы транспортировки, несвоевременная поставка груза, его растаможки и хранения.
Управления (u(t)):
— нормативные документы:
— доведение товаров до потребителя, изучение спроса населения, формирование ассортимента, стимулирование сбыта магазина, реклама товара;
— изучение конкурентов, с которыми фирме приходится бороться за ресурсы, полученные из внешней среды. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы;
— нормативные документы:
· Внутренние акты предприятия;
· Должностные инструкции.
4. Определение типа модели участка продаж товара на предприятии «Здоровяк»
Эффективность деятельности предприятия «Здоровяк» зависит от совершенствования организационных и технических мероприятий. Отсюда доведение товара в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей, удовлетворения их потребностей и получения прибыли с наименьшими затратами труда и времени. Исходя, из разнообразия изложенных моделей подойдёт:
Модель совершенствования функционирования экономических систем. С помощью этой группы моделей исследуются качественные свойства экономических систем: реакция на случайные возмущения, устойчивость, надёжность выполнения плана и т. п.
Для решения этих задач необходима информация о функциональной зависимости между выходами и входами системы, о взаимодействии между собой основного технологического процесса и вспомогательных служб, о влиянии одной экономической системы на другую.
5. Определение эффективности деятельности участка продажа товара на предприятие «Здоровяк»
Показатель эффективности — это мера степени соответствия реального результата экономической операции требуемому результату. На практике встречаются пять ситуаций, в каждой из которых используется свой показатель эффективности.
Ситуация 1. Желаемый результат операции состоит в наступлении некоторого события. Показатель эффективности определяется так:
где Р(А) — вероятность события А; u — способ проведения операции (из множества возможных).
Примером такой ситуации, может быть, случай, когда вкладываются денежные средства в приобретение билетов выигрышной лотереи с одним крупным призом. Показателем эффективности является вероятность выигрыша.
Ситуация 2. Желаемый результат не определен или экстремален. Показатель эффективности — средний результат. Он определяется по формуле
где у(u) — случайный результат для u-го способа проведения операции; M[y(u)] - математическое ожидание (среднее значение) случайного результата.
Примером такой ситуации, может быть, случай, когда в результате проведения многократной реализации продукции получается случайная прибыль. Эффективность операции оценивается по средней прибыли.
Ситуация 3. Желаемый результат — достижение требуемого результата — утр Показатель эффективности — вероятность достижения требуемого результата, определяемая по формуле
где Fи — функция распределения случайного результата у(и) для u-го способа проведения операции. Такой показатель принято называть вероятностной гарантией требуемого результата.
Примером такой ситуации может служить случай, когда оценивается вероятность получения прибыли, не меньшей, чем заданная.
Ситуация 4. Желаемый результат — достижение гарантированного минимального результата с заданной вероятностью. Показатель эффективности для этого случая определяется из соотношения
(2.1)
где б — уровень гарантии (надёжность) достижения заранее неизвестного результата уб. Из соотношения (2.1) может быть найдена величина уа по формуле
.
Обычно предполагается, что результат представляет собой случайную величину с нормальным распределением. Поэтому
где Кб — квантиль нормального распределения, определяемый по таблице функции Лапласа; уу - среднее квадратическое отклонение случайного результата.
Примером такой ситуации может быть случай, когда показателем эффективности является величина минимальной прибыли, которая будет получена с заданной вероятностью.
Ситуация 5. Желаемый результат — достижение гарантированного максимального результата с заданной вероятностью. Показатель эффективности для этого случая определяется из соотношения
. (2.2)
Из соотношения (2.2) может быть найдена величина уб по формуле
.
Обычно предполагается, что результат представляет собой случайную величину с нормальным распределением. Поэтому
.
Примером такой ситуации, может быть, случай, когда показателем эффективности является величина максимального убытка, которая будет получена с заданной вероятностью.
Исходя, из выше приведённых ситуаций к деятельности предприятия «Здоровяк» на участке продажа товара можно отнести ситуацию № 3.
Критерии эффективности В общем случае критерий эффективности есть правило, позволяющее сопоставлять способы достижения цели и осуществлять направленный выбор наилучшего способа из множества возможных.
Существуют две концепции, на основе которых производится построение критериев эффективности: пригодность и оптимальность.
В рамках концепции пригодности рекомендуется выбор стратегии по следующим критериям:
1) Критерий приемлемого результата. Правило выбора наилучшего способа проведения операции состоит в том, что выбирается один из возможных вариантов действий, для которого выполняется условие: величина показателя эффективности W не меньше заданной Wтр, т. е. ,
где u — порядковый номер способа действия; и* — номер оптимального способа действия; U — множество возможных способов действия.
Если существует несколько способов проведения операций, каждый из которых приводит к выполнению приведенного выше условия, то в соответствии с данным критерием эффективности любой из этих способов является приемлемым.
2) Критерий допустимой гарантии. Правило выбора наилучшего способа действий заключается в том, что выбирается один из возможных вариантов, для которого выполняется условие: вероятность того, что величина показателя эффективности окажется не меньше заданной, превышает некоторое заданное значение уровня гарантии, т. е. ,
Если существует несколько способов проведения операций, каждый из которых приводит к выполнению приведенного выше условия, то в соответствии с данным критерием эффективности любой из этих способов является приемлемым.
3) Критерий допустимого гарантированного результата. Правило выбора наилучшего способа действий заключается в том, что выбирается один из возможных вариантов, для которого выполняется условие: гарантированная величина показателя эффективности не меньше заданного значения, т. е., где
В рамках концепции оптимизации используются следующие критерии:
А. Критерий экстремального результата. Правило выбора наилучшего способа действий заключается в том, что из возможных вариантов выбирается один, для которого показатель эффективности имеет наибольшее (или наименьшее) значение, т. е; К(и*): МАХ{W(u)} (и U) или К(и*): MIN{W(u)} (и U).
Примерами таких критериев могут служить случайная наибольшая прибыль или наименьшие случайные убытки.
Б. Критерий экстремального среднего результата. Правило выбора наилучшего способа действий заключается в том, что из возможных вариантов выбирается один, для которого показатель эффективности имеет наибольшее (или наименьшее) среднее значение, т. е. К(и*): МАХ{ М[у(и)]} (и U) или К(и*): МIN{ М[у(и)]} (и U).
Примерами таких критериев могут служить наибольшая средняя прибыль или наименьший средний убыток.
В. Критерий наибольшей вероятностной гарантии. Правило выбора наилучшего способа действия заключается в том, что из возможных вариантов выбирается один, для которого достигает максимума следующее условие:
К(и*): MAX{Р[W(и) ? Wтр ]} (и U).
Г. Критерий наибольшего гарантированного результата. Правило выбора наилучшего способа действия заключается в том, что из возможных вариантов выбирается один, для которого достигает максимума следующее условие: К(и*) :
МАХ{Wб(u)} (и U), где Wб(u)=F-1(1-б).
Исходя, выше изложенным критериям эффективности можно отнести критерий допустимой гарантии, который подходит к деятельности предприятия «Здоровяк» на участке продажа товара.
Заключение
В данной курсовой работе был рассмотрен участок реализации товара на предприятии " Здоровяк" Были разработаны:
· организационная структура предприятия;
· схема реализации функций предприятия;
· схема этапы торгово-технологического процесса предприятия;
· функциональная схема на участке продажи товаров;
· схема системы управления участка продажа товара;
С помощью них, были определены: математическая модель участка продажа товара на предприятие «Здоровяк» критерии эффективности деятельности на участке продажа товара.
1. Учебные пособия.
2. Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: Учебник. — 1-е изд. М.: «Экономика», 2002. — 352 с.
3. Шепелко Г. И. Экономика, организация планирования производства на предприятии. Учебное пособие для студентов эконом. вузов. — Ростов-на-Дону: «МарТ», 2008. — 544 с.