Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующие подходы к проблеме креативности, выделение различных видов, факторов и критериев позволяют говорить о том, что данная категория приобрела многомерный характер, а сама креативность стала рассматриваться как необходимость в жизнедеятельности современного человека. Станет ли деятельность творческой, а педагогическая в частности, зависит от того, сможет ли педагог эффективно раскрыть… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Состояние и анализ проблемы креативности и творчества в современной науке и практике
    • 1. 2. Структура и содержание креативности как основы творческой педагогической деятельности
    • 1. 3. Методы и формы развития креативности
    • 1. 4. Общая характеристика педагогических технологий обучения
    • 1. 5. Совершенствование химического образования как важнейшая составляющая модернизации высшего образования
  • ВЫВОДЫ ПО 1-ОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
    • 2. 1. Общая характеристика технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин
    • 2. 2. Концептуальная часть технологии
    • 2. 3. Процессуальная характеристика технологии развития креативности студентов при изучении химических дисциплин
    • 2. 4. Экспериментальная проверка эффективности реализации технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин
  • ВЫВОДЫ ПО 2-ОЙ ГЛАВЕ

Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в России происходит совершенствование и усложнение сферы вузовского образования. Особую роль в этом приобретает проблема подготовки учителя нового типа, учителя-профессионала, способного к творчеству, к быстрому и качественному решению возникающих перед ним педагогических задач. Педагогическому вузу необходимо подготовить студентов к творческой педагогической деятельности, в которой приобретаемые профессиональные навыки будут средством развития личности ученика. Важнейшими компонентами такой подготовки являются развитое творческое воображение и способность к его саморазвитию.

Известно, что традиционное образование в России базируется на непрерывном и последовательном усвоении знаний и опирается на репродуктивные возможности обучаемого без учёта личностно-творческого потенциала. Реальность такова, что современному специалисту высокой квалификации приходится работать в сложных, быстро изменяющихся условиях научно-технического прогресса, что требует от него постоянного обновления знаний, высокой общей эрудиции, сочетающейся с глубокими специальными знаниями, навыками проведения научного исследования и творческим отношением к своей профессиональной деятельности. Современные молодые специалисты с высшим образованием должны быть подготовлены к решению новых профессиональных задач, требующих нестандартных творческих решений, и способны к творческому саморазвитию. И если платформой для подготовки нового поколения компетентных специалистов становятся углубленные знания, то трамплином, дающим им преимущество в повседневной трудовой деятельности, -креативная деятельность, поэтому в настоящий момент особую актуальность приобретает необходимость разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза.

Креативность трактуется учёными с различных позиций:

• как способность личности (Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Д. В. Чернилевский, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин и др.);

• черта личности (К. Тейлор, А. Маслоу, К. Роджерс);

• проявление одаренности (A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли, В.М. Шадриков);

• творческая деятельность (А.В. Хуторской) и т. д.

Среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора, Е. Торренса, Э. Фромма. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась JI.C. Выготским, Д. В. Чернилевским, А. В. Морозовым, А. В. Хуторским, В. Н. Дружининым, Д. Б. Богоявленской, A.M. Матюшкиным и др. Перечисленные исследователи рассматривали проблему развития креативности различных представителей учебного процесса (учителей, преподавателей, учеников, ребенка и т. д.) в разнообразных педагогических условиях. Однако нам не удалось найти публикаций, в которых бы рассматривалась проблема развития креативности студентов как в процессе обучения вообще, так и в процессе изучения химических дисциплин, в частности.

В то же время необходимо подчеркнуть, что химия, как учебная дисциплина, имеет огромный потенциал в развитии креативности. Во-первых, это связано с многообразием химических дисциплин (общая, неорганическая, органическая, аналитическая, физическая, прикладная химия и т. д.), при изучении которых используются различные методы и приёмы, предоставляющие широкие возможности как преподавателю, так и студенту. Во-вторых, при изучении химических дисциплин возможны различные формы организации учебных занятий, которые позволяют развивать креативность.

Таким образом, можно выделить несколько основных противоречий, сложившихся между:

• необходимостью обучения и воспитания творчески мыслящих педагогов и отсутствием педагогической технологии развития креативности студентов при изучении дисциплин предметной подготовки;

• требованиями современного общества к творческой способности личности саморазвиваться в быстро изменяющихся условиях и недостаточным вниманием образовательного процесса к развитию креативности студентов;

• базовой подготовкой педагога, которая ограничивается чаще всего освоением традиционных знаний и методов обучения, и потребностью современной школы в новых педагогических методах на основе творческого самовыражения учителя.

Вышеперечисленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: изучить педагогические условия и методические приёмы, способствующие обеспечению эффективной реализации возможностей учебного процесса по развитию креативности студентов — будущих учителей химии. Недостаточная изученность проблемы развития креативности и актуальность решения задачи ее развития у студентов в учебном процессе обусловили выбор темы данного диссертационного исследования — «Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин».

Цель исследования — разработка педагогической технологии развития креативности студентов при изучении химических дисциплин.

Объект исследования — совершенствование процесса профессиональной подготовки будущего учителя химии.

Предмет исследования — повышение уровня креативности студентов при изучении химических дисциплин в педагогическом вузе.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие креативных качеств студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин будет более эффективным, если:

1) обосновать потребность и необходимость разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин;

2) выявить потенциальные возможности таких разделов химии, как общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, методика обучения химии, прикладная химия, химия окружающей среды, решение расчётно-экспериментальных задач по развитию креативности студентов;

3) разработать организационно-методические модели развития креативности студентов I-V курсов;

4) разработать и апробировать технологию развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин;

5) разработать и апробировать дидактический комплект методических материалов, направленных на развитие креативности студентов при изучении химических дисциплин;

6) определить уровни развития креативности студентов.

Для реализации поставленной цели и выдвинутой гипотезы в работе решались следующие задачи исследования:

1. Обосновать потребность и необходимость разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.

2. Выявить потенциальные возможности по развитию креативности студентов при изучении таких разделов химии, как общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, методика обучения химии, прикладная химия, решение расчётно-экспериментальных задач.

3. Разработать организационно-методические модели развития креативности студентов I-V курсов.

4. Разработать и апробировать технологию развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.

5. Разработать и апробировать дидактический комплект методических материалов, направленных на развитие креативности студентов.

6. Определить уровни развития креативности студентов.

7. Определить методики и провести диагностику уровней развития креативности студентов естественно-географического факультета и проследить динамику изменения уровней креативности студентов в процессе обучения.

Методологической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы:

• теоретические и методологические принципы отечественных и зарубежных учёных по проблеме креативности, как определяющей личностной характеристики, обуславливающей способность человека к творчеству (Дж. Гилфорд, Е. Торренс, М. Воллах, Н. Коган, С. Медник);

• теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (В.И. Андреев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С.Л. Рубинштейн);

• психологическая теория развития личности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и др.);

• теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев и др.);

• системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы в подготовке учителя (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, А. Г. Бусыгин, А. Л. Бусыгина, В. А. Сластенин и др.);

• исследования в области теорий педагогических технологий (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, И. П. Волков, A.M. Матюшкин);

• концепции конструирования и моделирования педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, П. И. Третьякова, МЛ. Поташник);

• современные исследования в компетентностно-ориентированном образовании (И.Г. Бердников, М. В. Кларин, Л.В. Панфилова).

В процессе исследования нами были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод наблюдения, метод тестов, мониторинговый метод исследования, включающий диагностику уровня развития креативных способностей студентов, опрос, постановка педагогического эксперимента и т. д.

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (2005;2006 гг.) осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы по проблеме креативностисформулированы цель, рабочая гипотеза и задачи исследованияанализировались основные этапы проектирования педагогической технологии, ориентированной на развитие креативности студентов при изучении химических дисциплин, разрабатывались организационные модели развития креативности студентов разных курсов обучения.

На втором этапе (2006;2007 гг.) разрабатывался комплект учебно-методических материалов по развитию креативности студентов. Был проведён лонгитюдный эксперимент на выявление уровней развития креативности студентов.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) осуществлялась систематизация и перепроверка результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин, формулировались выводы, оформлялась диссертационная работа.

Базой исследования был выбран естественно-географический факультет Самарского государственного педагогического университета. В опытно-экспериментальной работе участвовали 357 студентов 1−5 курсов естественно-географического факультета по специальности «Химия, биология».

Научная новизна исследования состоит в:

1. обосновании потребности и необходимости разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин;

2. выявлении потенциальных возможностей по развитию креативности студентов при изучении таких разделов химии, как общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, методика обучения химии, прикладная химия, химия окружающей среды, решение расчётно-экспериментальных задач;

3. разработке организационно-методических моделей развития креативности студентов I-V курсов;

4. разработке и апробации технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин;

5. разработке и апробации дидактического комплекта методических-материалов (задания творческого характера, создание ситуаций приближенных к практике, вопросы проблемного характера, создание и использование дидактических сказок и стихов, постановка проблемного эксперимента, использование информационно-коммуникационных технологий обучения), направленных на развитие креативности студентов;

6. определении уровней развития креативности студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении специфики развития креативности студентов в процессе их профессионально-педагогической подготовкив определении химических дисциплин, обладающих наибольшим потенциалом по развитию креативности студентовв теоретическом обосновании технологии и организационных моделей развития креативности студентов при изучении химических дисциплинв определении уровней развития креативности студентов.

Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-методических условий и в апробации технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин. Полученные результаты способствуют совершенствованию подготовки будущего учителя химии по развитию творческого мышления учащихся.

На защиту выносятся:

1. Организационно-методические модели развития креативности студентов I-V курсов.

2. Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.

3. Дидактический комплект методических материалов (задания творческого характерасоздание ситуаций, приближенных к практикевопросы проблемного характерасоздание и использование дидактических сказок и стиховпостановка проблемного экспериментаиспользование информационно-коммуникационных технологий обучения), направленных на развитие креативности студентов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследованиярепрезентативностью объёма выборок и значимостью опытных данныхэкспериментальным подтверждением эффективности гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

— на научно-практических конференциях: на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию д.б.н., проф. JI.B. Воржевой «Методология и методы научных исследований в области естествознания» (Самара, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы химического образования» (Иркутск, 2006), Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2008) — Всероссийской научно-практической конференции «Творческий потенциал специалиста» (Белгород, 2008);

— на заседаниях кафедры химии и методики её- преподавания естественно-географического факультета Самарского государственного педагогического университета;

— посредством внедрения разработанной технологии и дидактического комплекта методических материалов в учебный процесс естественно-географического факультета Самарского государственного педагогического университета.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, основных результатов исследования и выводов, библиографического списка из 168 наименований, 8 приложений, 23 рисунков, 4 таблиц. Общий объём работы составляет 141 страницу машинописного текста.

Выводы по 2-ой главе.

1. Обоснована потребность и необходимость разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.

2. Выявлены потенциальные возможности таких разделов химии, как общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, прикладная химия, методика обучения химии, химия окружающей среды, НРК: решение расчётно-экспериментальных задач по развитию креативности студентов;

3. Разработана, апробирована и определена эффективность технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.

4. Разработаны организационно-методические модели развития креативности студентов I-V курсов.

5. Проведена диагностика уровня развития креативности студентов естественно-географического факультета по специальности учитель химии и биологии по методике С. Медника и тестов на дивергентное мышление Е. Туника, и показано изменение уровня креативности студентов при изучении химических дисциплин.

6. Разработан и апробирован дидактический комплект методических материалов, направленных на развитие креативности студентов.

Внедрение технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин позволило повысить уровень креативности студентов естественно-географического факультета.

Заключение

.

Существующие подходы к проблеме креативности, выделение различных видов, факторов и критериев позволяют говорить о том, что данная категория приобрела многомерный характер, а сама креативность стала рассматриваться как необходимость в жизнедеятельности современного человека. Станет ли деятельность творческой, а педагогическая в частности, зависит от того, сможет ли педагог эффективно раскрыть и реализовать в будущем учителе — студенте креативный потенциал. Все это возможно, если обучение не будет сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а станет процессом «добывания» знаний, где студент вместе с преподавателем будут в определенном смысле сотворцами тех событий, в которые они включены.

Создание в учебном заведении творческой атмосферы позволяет включить механизмы общего и профессионального саморазвития личности студента. В этом реализуется индивидуальный подход к развитию профессионально-значимых качеств личности студентов.

1. Выявлены потенциальные возможности таких разделов химии, как общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, прикладная химия, методика обучения химии, химия окружающей среды, решение расчётно-экспериментальных задач по развитию креативности студентов.

2. Разработаны организационно-методические модели развития креативности студентов I-V курсов.

3. Разработана и апробирована технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.

4. Разработан и апробирован дидактический комплект методических материалов, направленных на развитие креативности студентов.

5. Определены основные критерии уровня развития креативности студентов.

6. Определены методики и проведена диагностика уровня развития креативности студентов естественно-географического факультета и прослежена динамика изменения уровня креативности студентов в процессе обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Мысль и действие. — М., 1968.
  2. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М., 1979.
  3. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. -1995.-№−1.-С. 111−113.
  4. В. А. Система подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся средних общеобразовательных школ. Дисс.. канд. пед. наук. — Самара, 2004.
  5. Р.Л. Рассогласование между системой образования и требованиями к успешному управлению // Вестник высшей школы. 1990. — № 2. — С.50−54.
  6. Амонашвили III.А. В школу — с шести лет // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М., 1988.
  7. Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев, 1991.
  8. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды: в 2 т. — М., 1980.
  9. А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн. 1−2.
  10. К. Учителя и инновации. — М., 1991.
  11. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 1988. — С. 167.
  12. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.
  13. A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Уфа, 1997.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — С. 348.
  15. В.Г. Мотивы поведения и формирование личности. — М., 1976.
  16. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. — 1978. — № 1. — С.70−80.
  17. В.Г. Человек, компьютер, творчество // Советская педагогика. 1991. — № 5. — С. 50−56.
  18. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М., 1985. С. 32.
  19. Е.Я. Творческая личность художника. М, 1988.
  20. М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
  21. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. -Екатеринбург, 1996.
  22. Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека //Вопросы философии. 1981. -№ 3. — С. 34−37.
  23. Г. Я. Профессиональная этика. М., 1975.
  24. В.Г., Викентьева И. Л., Модестова С. Ю. «Детство Творческой Личности: Встреча с Чудом. Наставники. Достойная цель». — СПб.: «ТРИЗ-ШАНС», 1995. С. 30−40- 51−57.
  25. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
  26. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  27. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983. С. 182−195.
  28. Д.Б. Интеллектуальная активность как условие продуктивного мышления // Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. -М., 1973.
  29. А.В. Воображение и творчество // Кн. Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. — М., 1969.
  30. А.В. Проблема развития в психологии и психология мышления / Принцип развития в психологии. М., 1978. С.38−63.
  31. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М., 1983.
  32. Г. В. Школа будущего начинается сегодня. М., 1991.
  33. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  34. JT.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1996.
  35. Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения. Дисс.канд. психол. наук. — Казань, 1999.
  36. В.П. Проблемность в обучении химии // Химия в школе. 1971.-№ 4.
  37. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М, 1965. — С.433−456.
  38. В.Г., Гульчевская Н. Е. Современные педагогические технологии. Ростов н/Д: Изд-во РИПКиПРО, 1999.
  39. В.Н. Интеллект: структура, развитие, диагностика // Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования. Тверь, 1997.-т. 9.-С. 64−74
  40. В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН, 2001.
  41. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 368 с.
  42. Н.В. Учителю о практике психологической помощи.1988.
  43. Д.Н. Интуиция и формирование обобщенного способа решения задач // Вопросы психологии. 1979. — № 2 — С. 109−116.
  44. В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
  45. О.С. Методика обучения химии. М.: Владос, 1999. — 383 с.
  46. JI.B. Избранные педагогические труды. М., 1996.
  47. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Издательство Речь, 2003. — 400 с.
  48. Т.А. Развитие концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом // Хозяинов Г. И. Формирование дидактической теории. М.: Знание, 1984.
  49. Кан-Калик В. А. Основы прогрессивного педагогического общения. -Грозный, 1979.
  50. И., Окуловская И., Рожков Н., Ашнин И. Международное сотрудничество и совершенствование курса «Химия» // Вестник высшей школы. 1999. — № 4. — С. 17−18.
  51. М.М. Психология педагогического мышления. Монография. СПб.: Алетейя, 2000.
  52. М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. -М.: ПЕР СЭ, 2006.
  53. .М. О теории научного открытия // Кн. Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М., 1969. — С. 23−94.
  54. М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 1997.
  55. В.Н. Психологические особенности креативов в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1982.
  56. Д.В., Соколов Е. Н. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. 1992. -№ 6.
  57. Я.А. Великая дидактика // Коменский Я. А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М., 1989.
  58. А.И. Культура педагогического исследования. М., 1996.
  59. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — JL, 1977.
  60. Ю.К. Эвристические методы в мыслительнойдеятельности и обучении взрослых: Автореф. дис. д-ра пед. наук. JL, 1977.
  61. Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. С. 133−134.
  62. И .Я., Скаткин М. Н. О методах обучения. М.: Сов. Педагогика, 1965.—№ 3.
  63. Г. В., Бетанели В. И. Химики изобретают: Кн. Для учащихся. — М.: Просвещение, 1990. — 112 с.
  64. .Т. Педагогика: Учеб. пос. — М.: Прометей, 1993. 562 с.
  65. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. — Ташкент, 1986.
  66. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
  67. С.Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М., 1988.
  68. Ю.С. Химия в часы досуга. Кишинев, 1989. — 107 с.
  69. Л.Л., Овечкина О. А. Совершенствование химического образования как важная составляющая концепции модернизации высшего образования // Вестник Удмуртского Университета. Психология и педагогика. 2006. — С. 49−54.
  70. Е.А. Смысл жизни как фактор педагогического творчества. Автореф. дисс. канд. псих. наук. -М., 2001. — 24 с.
  71. А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. 1992. — № 9−10.
  72. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  73. А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. -М., 1997.
  74. А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. М., 1982.
  75. .Г. Нетрадиционная педагогика. -М., 1994. С. 10.
  76. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.
  77. A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. — С. 18−24.
  78. A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. М., 1968.
  79. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М., 1993.
  80. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М., 1977.
  81. Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79.-Лондон-Нью-Йорк, 1978.
  82. Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М., 1998.
  83. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. — 1994. № 5.
  84. В.А. Психология конструкторской деятельности. — М., 1983.
  85. А.В. Диагностика креативности в педагогической деятельности. М., 2001.
  86. А.В. Креативность преподавателя высшей школы. — М., 2002.
  87. А.В. Формирование креативности непрерывного образования. М., 2003.
  88. А.В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. -2-е изд. испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004.
  89. Неорганическая химия: Методические рекомендации для студентов естественно—географического факультета отделения химия и биологии / Сост. С. Л. Молчатский, И. В. Шушкова, М. М. Теряева. Самара: Издательство СамГПУ, 2007. — 62 с.
  90. Общая химия: Методические рекомендации для студентов естественно-географического факультета отделения химия и биология / Сост. С. Л. Молчатский, И. В. Шушкова, М. М. Теряева. — Самара: Издательство СамГПУ, 2007. 40 с.
  91. Одаренные дети / Пед. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М., 1991.
  92. А. Творческий потенциал и личностные переменные. — М., 1984.
  93. П.А., Давыдов В. Н., Титов НА. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии. М.: АРКТИ, 1998. —48 с.
  94. А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. Краснодар, 1998.
  95. Н.Н. Поэтапное обучение физике // Сов. Педагогика. 1988. № 12.
  96. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
  97. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления / Вестник Московского университета. Сер. 14. — Психология. — 1984. — № 4.
  98. . О природе креативности // Вестник Московского университета. Психология. — 1996. — № 3. — Серия 14. — С. 8 -16.
  99. . Психология интеллекта // Кн. Избранные психологические труды. М., 1994.
  100. П.И., Воробьева Н. А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. М.: Педагогическое общество России, 2007.
  101. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 184 с.
  102. Г. В. Повторяем химию на примерах и повседневнойжизни. М.: АРКТИ, 1999. — 136 с.
  103. Я. О законах творчества // Русский вестник. М., 1892.
  104. Я.А. Психология творчества и педагогика. -М., 1976.
  105. Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983.
  106. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М., 1960.
  107. В.А., Коржуев А. В. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 184 с.
  108. Практический интеллект / Р.Дж.Стернберг, Дж.Б.Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002.
  109. Просецкий П. А, Семнченко В. А. Психология творчества. — М., 1989.
  110. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., 1967.
  111. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. -М., 1994.
  112. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. —1990.-№ 1.- С. 164−168.
  113. C.JT. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.
  114. C.JT. Принцип творческой самодеятельности // В книге «Избранные философско-психологические труды». — М., 1997.
  115. М.В., Байчиков А. Г. Синтетические химико-фармацевтические препараты. -М.: Медицина, 1971. 328 с.
  116. Пб.Рындак В. Г., Москвина А. Г. Личность. Творчество. Развитие: Учебно-методическое пособие. М., 2001.
  117. Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962.
  118. И.В. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС, 1993.-83 с.
  119. Г. К. Современные образовательные технологии. М.:
  120. Народное образование, 1998.
  121. Е.Е. Размышление об эвристиках // Математика в школе.1995.
  122. Ю.С. Интеграция содержания профессионального образования. // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 20−25.
  123. О., Сироткин Р. О концепции химического образования // Высшее образование в России. 2001. — № 6. — С. 137−139.
  124. В.А. Педагогика творчества // Сов. педагогика. — 1991. —1.
  125. В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990.9.
  126. А.В. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1996. № 1. — С. 13—19.
  127. А.В. Об эффективности информационных технологий обучения // Высшее образование в России. 1997. — № 3. — С. 100−107.
  128. А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. — 138 с.
  129. В.В. Фундаментализация обучения химии в вузе. М.: МГУ, 1991.-91 с.
  130. А. Концепции фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 5962.
  131. Теория познания. Социально-культурная природа познания / Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана: В 2 т. Т.2. — М., 1991.
  132. О.Б., Романов К. М., Демкина С. И., Бузуков В. И., Живечкова JI.A. Образовательные технологии и новый век // Интеграцияобразования. 2002. — № 1. — С. 26−32.
  133. Тренинг по сказкотерапии / Под. ред. Т. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: «Речь», 2000.
  134. А.Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. -М., 1995.
  135. Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. -СПб: Речь, 2003.-96 с.
  136. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПб УПМ, 1997.
  137. В.Т. и др. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. Ростов н/Д: ГНМЦ, 1996.
  138. Франц фон М. JT. Психология сказки. — СПб., 1998.
  139. Химия и жизнь (Солтеровская химия). Часть II. Химические новеллы: Пер. с англ. — М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1997 437 с.
  140. Химия и жизнь (Солтеровская химия). Часть IV. Руководство для учителей: Пер. с англ. М.: РХТУ Д. И. Менделеева, 1998 — 331 с.
  141. Химия и общество: Пер. с англ. М.: Мир, 1995. — 560 с.
  142. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания / Авт.-сост. В. Н. Головнер. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
  143. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М.-Томск, 1997.
  144. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. —416 с.
  145. А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. 1996. — № 6.
  146. А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., 1998.
  147. Д.В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М., 2001.
  148. Д.В., Филатов O.K., Мазолин В. Педагогика преподавателя высшей школы / Под ред. Д. В. Чернилевского. М., 2000.
  149. Д.В. Дидактические технологии обучения в высшей школе. М., 2002.
  150. Г. И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы: Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1993. — 96 с.
  151. B.C. Педагогика творчества учащихся. — М., 1988.
  152. А.И. Психологические основы формирования личности учителя.-М., 1967.
  153. Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство / Пер. с нем. М., 1996.
  154. А.Я., С.А. Паничев. Проблемы и перспективы высшего химического образования Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим. Об-ва им. Д.И. Менделеева). Тюмень: Изд-во тюменского государственного университета, 2003. — т. XLVII. — № 2.
  155. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. — № 6.
  156. Guilford G.P. Aptitude for creative thinking: one or tapy? // Ibil., 1976. Vol. 10. N3. P. 165−169.
  157. Guilford G.P. Creative Talents: Their nature, uses and development. Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986.
  158. Guilford G.P. Some misconceptions regarding measurement of creative talent // Ibid. 1971. Vol.5. N 2. P. 77−87.
  159. Guilford G.P. Three faces of intellect // Amer. Psychol. 1959, N 14.1. Р.469−479.
  160. Guilford G.P., Christensen P.P. The one-way relation between creative potential and IQ // Ibid. 1973. Vol.7. N4. P.247−252.
  161. Hallmann R.J. The necessary and sufficient conditions of creativity // Creativity: its educational implications. N.Y.- L.- Sidney, 1967. 671
  162. Mednick S.A. The associative basis of the creative process// PsihoLRev. N.Y., 1962. Vol. 6.
  163. Renzulli J.S. The enrichment triad model: A guide for developing defensible programs for the gifted and talented/Wethersfield, Conn.: Creative Loarning Press, 1977.
  164. Sternberg R.J. A Three-Facet Model of Creativity // The Nature of Creativity. Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. P.125−147.
  165. Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity/ Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. — P.99−124.
  166. Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners // Handbook of research on teaching. Ed. by M.C.Wittrock. 3 rd ed. N.Y.: Macmillan, 1986. P. 630 647.
  167. Torrance E.P. The Search for Satori and Creativity. Buffalo N.Y.: Creative Education Foundation, 1979.
Заполнить форму текущей работой