Предупреждение типичных ошибок учащихся в процессе обучения алгебре посредством формирования и использования рефлексивной деятельности
![Диссертация: Предупреждение типичных ошибок учащихся в процессе обучения алгебре посредством формирования и использования рефлексивной деятельности](https://westud.ru/work/2531747/cover.png)
Диссертация
Школьный курс алгебры довольно алгоритмичен, что обеспечивает доступность обучения, но и ведет к ряду проблем. Например, большое количество ошибок учащихся при решении алгебраических задач является результатом недостаточного внимания к аргументации рассуждений, слишком раннего выпадения обосновывающего компонента при формировании умения применять то или иное правило. Алгоритмичность курса… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ
- 1. 1. Причины типичных ошибок учащихся и особенности формирования рефлексивной деятельности по их предупреждению в процессе обучения алгебре
- 1. 2. Предупреждение типичных ошибок учащихся посредством организации самоконтроля как средства формирования рефлексивной деятельности
- 1. 3. Приемы организации работы над ошибками в процессе обучения алгебре
- ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ
- 2. 1. Методические особенности организации работы над задачей с целью формирования рефлексивной деятельности учащихся по предупреждению ошибок
- 2. 2. Система задач как средство предупреждения ошибок при изучении правил в курсе алгебры и формирование исследовательско-корректировочного приема в процессе работы над ней
- 23. Применение исследовательско-корректировочного приема в процессе работы над ошибками, совершаемыми при решении уравнений и неравенств
- ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
- 3. 1. Результаты первого этапа эксперимента и их анализ
- 3. 2. Второй этап экспериментального исследования
- 3. 3. Обучающий эксперимент
Список литературы
- Агалаков А.С. Математика для абитуриентов. Часть 1: Алгебраические уравнения и неравенства. Текстовые задачи. Письменный экзамен по математике в Омском государственном университете в 1993 г. — Омск, изд-во АО «Сфера», 1994. 98 с.
- Агалаков А.С. Математика для абитуриентов. Часть 2: Показательная и логарифмическая функции. Тригонометрия. — Омск, изд-во АО «Сфера», 1995.-85 с.
- Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. — 11-е изд. М.: Просвещение, 2002. — 223 с.
- Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1996. — 239 с.
- Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1997. 272 с.
- Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк. / ILI.A. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. М.: Просвещение, 1992. — 223 с.
- Алексеев Н.Г., Ладенко И. С. Направления изучения рефлексии // Проблемы рефлексии. — Новосибирск, 1987. 463 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. — Т.2. — М.: Педагогика, 1980. С. 129−267.
- Анисимов О.С. Игровые формы обучения профессиональному мышлению. ВВШУ М., 1989. — 132с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышление. — М.: Экономика, 1991. 416 с.
- Асанов Р.А. Работа над ошибками при обучении математике // Из опыта-преподавания математики в школе. Пособие для учителей. Сост.: А. Д. Семушин, С. Б. Суворова. М., «Просвещение», 1978. С. 70−77.
- Атаханов Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / Под научной ред. действительного члена РАО, профессора В. В. Давыдова Москва-Рига, 2000, 208 стр.
- Афанасьев В.В. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Автореф. диссерт. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук. — СПб. 161с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: психологический аспект. М: Педагогика, 1990. 184 с.
- Бельтюкова Г. В. Совершенствование контроля и оценки учебнойig|iработы школьника по математике // Начальная школа. — № 8. — 1990. — С. 12−15
- Блох А.Я. Школьный курс алгебры: Методическая разработка для слушателей ФПК. Ч 1. М.: Изд-во МГПИ. 1985. — 92 с.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. — М.: Просвещение, 1966. 307 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: Просвещение, 1959.— с. 30.
- Болтянский В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования // Математика в школе. № 3. — 1988. — С. 9−13.
- Векслер С.И. Современные требования к уроку: Пособие ля учителя. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
- Воронцов А.Б. Самостоятельная работа учащихся при реализации концентрированного обучения в подростковой школе. — http://www.maro.newmail.ru/exp areal/podr ch2 ro/PSh2 voroncov. htm175
- Ворошилов В.В. Отличительные особенности современной (в том числе развивающей) и традиционной школы. — «Международная телеконференция по проблемам развивающего обучения». -mailto:[email protected]
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования: мышление и речь. Проблема психологического развития ребенка. — М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. -480 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в современной психологии. — М.: Просвещение, 1966. С. 236−277.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания — М.: Издательство Московского университета, 1974.- 121 L
- Танеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1997. — 159 с.
- Горбачева Н.В. Метод аналогии как средство развития творческого мышления учащихся при обучении их элементам сферической геометрии: Диссерт. на соиск. уч. степ. кан. пед. наук Омск, ОмГПУ, 2001. — 182 с.
- Григорьева Т.П., Иванова Т. А., Кузнецова Л. И., Перевощикова Е. Н. Основы технологии развивающего обучения математике. — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1997.-134 с.
- Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. М.: Педагогика, 1990. —132 с.
- Давыдов В.В. О двух основных путях развития мышления школьников. // Материалы 4 Всесоюзного съезда общества психологов. — Тбилиси, 1971. -С. 23−45.
- Давыдов В.В. Периодизация психического развития детей // Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1975. — С. 41−51.176
- Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1982.-С. 10−21.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1996.-239 с.
- Давыдов В.В. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. М.: Наука, 1987. ^ С. 43−48.
- Далингер В.А. Все для обеспечения успеха на выпускных и вступительных экзаменах по математике (выпуски 1−6). Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995.
- Далингер В.А. Задачи в обучении математике. Омск: Омский пединститут, 1990.-43 с.
- Далингер В.А. Совершенствование процесса обучения на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. — Омск: Изд-во ОмИПКРО, 1993.-323 с.
- Далингер В.А. Типичные ошибки по математике на вступительных экзаменах и как их не допускать. Омск: Областной институт усовершенствования учителей, 1991. — 129 с.
- Далингер В.А., Загородных К. А. Методика организации и проведения самостоятельных работ учащихся в процессе обучения их решению текстовых задач: Книга для учителя. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. — 101 с.
- Диденко О.П. Задачи как средство уровневой дифференциации процесса обучения доказательству в школьном курсе алгебры: Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Омск, 2003. — 187 с.
- Дорофеев Г. В. и др. Дифференциация в обучении математике. // Математика в школе. — 1990. № 4. — С. 15−21
- Дорофеев Г. В. и др. Математика: Для поступающих в вузы: Пособие / Г. В. Дорофеев, М. К. Потапов, Н. Х. Розов. — 4-еизд., стереотип. М.: Дрофа, 2001:-672 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд-е. Санкт-Петербург: Питер. Ком, 1999. — 368 с.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. — М.: Лабиринт, 1999. — 192 с.
- Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. -Тобольск, 1997,-191 с.
- Епишева О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. 128 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю* Ермолаев. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. 336 с. — (Библиотека психолога).
- Жарова JI.B. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение 1986. 79 с.
- Жафяров А.Ж., Борисова A.M., Яровая Е. А. Трехуровневые задания для оценки знаний учащихся по математике (общеобразовательный уровень) 79 классы. Новосибирск: Изд-во Hi НУ, 2001 г. — 118 с.
- Жафяров А.Ж., Жафяров Р. А. Математическая статистика. — Новосибирск: НГПУ, 2000. 249 с.
- Жафяров А.Ж., Меднис Н. Е. Концепция и учебные планы профильного обучения в И-летней (12-летней) школе. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998J-48 с.
- Заир-Бек С.И. Личностно-ориентированные технологии в школьном образовании // Обновление школьных технологий образования: Сборник научных трудов. Спб., 2000. — С. 16−25.
- Зайкин М.И., Колосова В. А. Провоцирующие задачи. // Математика в школе- 1997. — № 6. — С. — 32−37.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. 152 с.
- Зак А. З. Различия в мышлении детей / Учебно-методическое пособие. М., Изд. Российского открытого университета. 1992 — 128 с.
- Захарова А.В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психологического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, А. К. Маркова / — М.: Просвещение, 1982.-С. 152−163.
- Зорина Л.Я., Журавлев И. К. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
- Иванов О.А. Обучение поиску решения задач. // Математика в школе: 1997. — № 6. — С. — 47−49.
- Икрамов Дж. Математическая культура школьника: Математические аспекты проблемы развития мышления и языка школьников при обучении математике. — Ташкент: Укутувчи, 1987, 287 с.
- Ильенков Э.В. К истории вопроса о предмете логики как науки // Вопросы философии, 1966, № 1. — С. 32−43.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. — М.: РОУ, 1992.- 140 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968.-288 с. ':
- Каджоян Т.А., Погосян А. Г. Воспитание дедуктивного мышления на уроках алгебры в восьмилетней школе // Активизация обучения математике в сельской школе: Пособие для учителей / Сб. статей. Сост. Ю. М. Колягин. — М.: Просвещение, 1975. С. 41−47.
- Каплунович И .Я., Петухова Т. А. Пять подструктур математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании. // Математика в школе- 1998. -№ 5. — С. — 45−49.
- Кириледкий И.М. Анализ и предупреждение типичных ошибок учащихся при изучении алгебры и начала анализа: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Киев., 1987. — 19 с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
- Колосова В.А. Совершенствование методической работы с математическими ошибками школьников (на материале курса математики 5−6 классов средней школы): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1987. — 19 с.
- Кольман Э. Предмет и метод современной математики. — М.: Соцэкгиз, 1936. 316 с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Часть 1: Математическая задача как средство обучения и развития учащихся: Монография. М.: Просвещение, 1977. -110 с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Часть 2: Обучение математике через задачи и обучение решению задач: Монография. — М.: Просвещение, 1977.-114 с.
- Колягин Ю.М., Копылов. B.C., Шепетов А. С. Опыт применения задач: как средство диагностики развития математического мышления // Изучение возможностей в усвоении математики. М.: Педагогика, 1977. — 145 с.
- Колягин Ю.М., Оганесян В. А. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов. М., «Просвещение», 1975. — 256 с.
- Кондрашева Т.А. Методика формирования общелогических умений при обучении математике в 4 — 5 классах: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. — М., 1997. — 18 с.
- Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7−9 классов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 239 с.
- Костюк Г. С., Балл Г. А. Категория задачи и ее значение для психолого-педагогических исследований // Вопр. психологии. — 1977. — № 3. С. 12−23."
- Котенко В.В. Рефлексивная задача как средство повышения обучаемости школьников в процессе изучения базового курса информатики: Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Омск, 2000, — 166 с.'
- Краевскии В.В. Методология педагогического исследования. — Самара: Сам. ГПП, 1994, 439 с.
- Крамор B.C. Контроль и самоконтроль учебной деятельности учащихся // О совершенствовании методов обучения математике. Пособие для учителей. Сб. статей. Сост. B.C. Крамор. М., «Просвещение», 1978.- 160 с.
- Краснослобоцкая Г. В. Формирование компонентов общей культуры мышления школьников. // Математика в школе. 1994. — № 2. — С. 42−45.
- Кривых С.В. Приобщение учащихся к методам научного познания как средство формирования рефлексивных умений при изучении химии: Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Омск, 1997, — 187 с.
- Крупич В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе. М., 1985. 117 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / Под редакцией Н. И. Чуприковой. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 1998. — 416с.
- Кузьмина В.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся. // Математика в школе. 1996. — № 4. — С. — 31−34.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.-232с.
- Латотин Л.А. Развитие логического мышления учащихся 4 — 7 классов на алгебраическом материале: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. -Минск, 1982. 16 с.
- Леонтьев А.Н. Мышление // Хрестоматия по психологии. Психология ¦ мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 60−70.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. — М.: Изд-во МГК, 1972. — 576 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Просвещение, 1981. 186 с.
- Литцман В. Где ошибка? М., Физматгиз, 1962 г., 192 стр. с илл.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М.: МГОГШ, изд-во „Альфа“, 1993. 62 с.
- Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся— М.: Высшая школа, 1979. -176С.
- Мадера А.Г. Математические софизмы: Правдоподобные рассуждения, приводящие к ошибочным утверждениям: Кн. для учащихся 7−11 кл. / А>Г. Мадера, Д. А. Мадера. — М.: Просвещение, 2003. —112 с.
- Максимов J1.K. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников (на математическом материале). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., 1979.
- Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся— М.: Просвещение, 1997. 98 с.
- ШО.Маркушевич А. И. Об очередных задачах преподавания математики в школе:// Математика в школе. —1962, № 2. — С. 3−14.
- Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. заведений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С.С. Минаева- Под ред. Г. В. Дорофеева. — М.: Дрофа. 1999. — 304 с.»
- Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных. 7 класс: Учеб для общеобразоват. учеб. заведений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С.С. Минаева- Под ред. Г. В. Дорофеева. 3-е изд. — М.: Дрофа. 1999. — 288 с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 208 с.
- Машбиц Е.И., Гергей Т. Место задачи в деятельности // Теория задач и способов их решения. Киев. 1973.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьника. — М.: Педагогика, 1989.-219 с.
- Моторинский Ю.А. Повышение уровня логического развития студентов математического факультета педагогического вуза при изучениитемы «Элементы математической логики»: Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1987, 158 с.
- Муравин Г. К. Принципы построения системы упражнений по алгебре в неполной средней школе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1990. — 14 с.
- Ю.Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
- Никольская И.Л. Привитие логической грамотности при обучении математике: Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук. — М., 1972. 186 с.
- Нуриева Л.М. Технологический подход к проектированию курса алгебры и теории чисел в педагогическом ун-те: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Омск, ОмГПУ, 2000. — с 23.
- Огурцов А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Мысли о мыслях. — Новосибирск: Наука, 1995, С. 179−193.
- Огурцов А.П., Юдин Э. Г. Деятельность // БСЭ. — М.: Наука. 1972-Т.8.-С. 180−181.115,Ольбинский И. Б. Развитие задачи // Математика в школе. 1998. —№ 2. -С. 15−16.
- Иб.Пардала А., Свобода Э. Об ошибках при выполнении и использования геометрических чертежей // Математика в школе. — 1994. № 1. С. 35−39.
- И7.Подгорецкая Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.: Просвещение, 1980. — 76 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под. ред. В. Д. Шадрйкова. -М.: Просвещение, 1990. 365 с.
- Пойа Д. Как решать задачу. М.: Просвещение, 1961. — 186 с.
- Пономарев Я.И. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. 280 с. 121 .Пономарев Я. И. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303с.
- Поспелов Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 152 с. — (Библиотека учителя и воспитателя).
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 204 с.
- Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е. Д. Божович, М., Московский псих.-соц. институт, 1999. 213 с.
- Пустовалова JI.M. Особенности становления и развития контрольно-оценочных действий на учебном занятии в I классе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова: http:// gcon.pstu.ac.ru/pedsovet
- Радченко В.П. Методика реализации познавательной деятельности учащихся при решении задач по математике в 4−5 кл.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. — Ленинград, 1987.-19 с.
- Репкин В.В. Психологическая организация материала и успешность обучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата псих. наук. — М., 1967, с. 13
- Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности Томск: Пеленг, 1993. — 167 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., АН СССР, 1958. 148 с.
- Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: Наука, 1997.- С. 433−438.
- Рубинштейн С.JI. Принципы и пути развития психологии. — М.: Наука, 1959.-187 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Наука, 1973.351с.
- Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике // Математика в школе № 3, 1980. — С. 12−19.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 504 с.
- Самусенко А.В., Казаченко В. В. Математика: Типичные ошибки абитуриентов: Справочное пособие. — Минск: Выш. шк., 1991. — 189 с.
- Саранцев Г. И. Гуманизация образования и актуальные проблемы методики преподавания математики. // Математика в школе. — 1995. — № 5. — С. 36−39.
- Саранцев Г. И. Основы методики упражнений по математике в средней школе // Обучение математике в средней школе. — Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1985 108 с.
- Саранцев Г. И. Теоретические основы методики упражнений по математике в средней школе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. Л., 1987. — 36 с.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995. 167 с.
- Саранцев Г. И., Миганова Е. Ю. Функции задач в процессе обучения // Педагогика. 2001, № 9, С .19−24.
- Семенов И.Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач. // Психологические исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1970, Вып. 7, С. 39 49.
- Семенов И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления. // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.-С. 27−61.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Школа ПЛ. Гальперина и проблема рефлексивности творческого мышления. // Вестн. Моск. ун-та сер. 14, Психология. 1992, № 4, С. 37 45.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1984.-96 с.
- Слепкань 3.И. Психопедагогические основы обучения математике: методическое пособие. Киев, Рад. Школа, 1998.-192 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1984. с. 403.
- Степанский В.И. Выявление навыков рефлексивной саморегуляции деятельности у подростков 10−14 лет / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М.: Педагогика, 1990. С. 28 — 32.
- Столяр А.А. Педагогика математики: Учебное пособие для физ.-мат. факультетов педагогических институтов. Мн.: Выш. шк., 1986. — 414 с.
- Столяр А.А. Роль математики в гуманизации образования // МШ. -1990.-№ 6.-С. 5−7.
- Стукалова Н.А. Повышение качества математической подготовки ориентированных на обучение в вузе старшеклассников в системе дополнительного образования: Диссерт. на соиск. уч. степ. кан. пед. наук — Омск, ОмГПУ, 2004. 172 с.
- Суворова С.Б. Упражнения в обучении алгебре (6−8 кл.): Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1977.-47 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 57 с.
- Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. — Рига, 1997.-39 с.
- Тарасенкова Н.А. Найти ошибку. // Математика в школе. — 1997. — № 2.-С.-31−34.
- Тонких Г. Д. Формирование планиметрических понятий у учащихся посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневойдфференциации: Диссерт. на соиск. уч. степ. кан. пед. наук Омск, ОмГПУ, 2002. -187 с.
- Торндайк Э.Л. Вопросы преподавания алгебры. — М.: Учпедгиз, 1934. -192 с.
- Трешин Д.А. Исправляем ошибку. // Математика в школе. — 2000. — № 6.-С.-77−81.
- Тюков А.А. О путях описания и психологических механизмах рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. М.: Наука, 1987. С. 68 — 75.
- Усова А.В. Анализ усвоения учащимися научных понятий // Новые исследования педагогических наук. 1971. — № 4. — С. 117−126.
- Учебные стандарты школ России. Кн. 2. Математика. Естественно — научные дисциплины / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандровой, М. Н. Лазутовой. — М.: Творческий центр «Сфера», «Прометей», 1998. — 336 с.
- Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных задач. — М.: Педагогика, 1977.-207 с.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1983. — 160 с. (Психолого-педагогические основы обучения в школе).
- Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.-224 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. —288 с.
- Фридман Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
- Харитонова А.А. Дидактические основы формирования логических операций при изучении научных понятий (на примере естественно научныхдисциплин): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1997. — 22 с.
- Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики // Математическое просвещение. 1961, № 6. С. 15−23.
- Хинчин А.Я. О формализме в школьном преподавании математики. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. 165 с.
- Хинчин А.Я. Педагогические статьи. М.: Просвещение, 1963. — 187 с.
- Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. В. Петухова. М.: Педагогика, 1985. — 168 с.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская).
- Царева С.Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998 г. 136 с.
- Черных М.В. Проектирование учебного процесса по курсу Алгебра-8. Дидактический практикум / Науч. рук. А. И. Нижников, В. М. Монахов. М., РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. 126 с.
- Чошанов М.А. Диагностические умения учащихся // Советская педагогика. 1990. — № 3. — С. 40−44.
- Чуканцов С.М. Где ошибка? — Тула: Приокское книжное издательство, 1976. — 154 с.
- Чурсин А.В. Формирование рефлексивной самоорганизации / Организация мышления школьников в процессе решения учебных задач: методические рекомендации. Омск. ООИ ПКРО, 2001. — 32 с.
- Чурсин А.В. Функции задач в различных типах обучения // Психолого-педагогические проблемы совершенствования образовательного процесса. Материалы научно-практической конференции. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. С. 18−22.
- Шаров А.С. Психология образования и развития: Учебное пособие для студ. пед-х вузов. Омск: изд-во ОмГПУ, 1996. — 150 с.
- Шаров А.С. Развитие и проявление качеств критического мышления в процессе программирования // Математика и информатика: наука и образование. Межвузовский сборник научных трудов. Ежегодник. Выпуск 1. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. 313 с.
- Шарыгин И.Ф., Бузиниер М. А., Гордин Р. К. и др. Информационно поисковая система по учебным задачам // Математика в школе. — 1993. — № 2. — С. 16−25.
- Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования рече-мыслительной деятельности. — Алма-Ата, 1974. — С. 12 — 28.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. 276 с.
- Эпова Е.В. Формирование аналитико-синтетической деятельности у студентов педагогических вузов при изучении алгебры и теории чисел: Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Новосибирск, 1996,-164 с.
- Эрдниев П.М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике— М.: Просвещение, 1957. — 125 с.
- Юдина О.Н. Как научить школьников работать над ошибками. — М.: Педагогика, 1985.-97с.
- Юдина О.Н. Моделирование как этап деятельностного обучения // Применение кибернетики в педагогике и психологии. М.: Наука, 1986. — с. 5666.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения. // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−42.
- Ярский А.С. Что делать с ошибками. // Математика в школе. — 1998. — № 2.-С.-8−11.1. Анкета 1 (для учителей)
- Назовите Ваш педагогический стаж.
- Назовите классы, в которых Вы преподаете.
- При объяснении нового материала Вы используете: — а) только материал учебника (учебников)-- б) немного отличный от учебника материал-в) практически всегда материал, отличный от материала учебника-: г) свой вариант ответа.
- Какой метод обучения алгебре наиболее эффективен на Ваш взгляд? Дайте определение этому методу.
- Дайте определение понятию «рефлексия».
- Знаете ли Вы виды рефлексии? (Если да, то укажите их.)
- Вы активизируете рефлексивную деятельность учащихся: а) в начале изучения нового материала-б) в конце изучения нового материала-в) в конце урока-г) в процессе решения каждой задачи- - д) при работе над ошибками-• е) свой вариант.
- Содержат ли учебники алгебры достаточное количество теоретического и практического учебного материала, который направлен на актуализацию рефлексивной деятельности учащихся: а) да-б) нет.
- Назовите Ваш педагогический стаж.
- Назовите классы, в которых Вы преподаете.
- Проводите ли Вы работу с ошибками школьников ¦ а) эпизодически, по мере необходимости-б) регулярно, на каждом уроке. 4- При работе с ошибками Вы проводите:. а) фронтальную работу-б) индивидуальную работу-в) свой вариант ответа.
- Назовите Ваш педагогический стаж.
- Назовите классы, в которых Вы преподаете. г
- Считаете ли Вы, что курс геометрии имеет большие возможности в развитии логического мышления учащихся, чем курс алгебры? а) Да. б) Нет. в) Свой вариант ответа.
- Какие приемы (методы) Вы используете для развития логического мышления учащихся.
- Содержат ли учебники алгебры достаточное количество теоретического и практического материала, который направлен на развитие логического мышления учащихся?