Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций в условиях социального партнерства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоммерческие организации укрепляют социальные связи через интеграцию созидательных ценностей политической, правовой, профессиональной, религиозной культуры, культуры потребления, в том числе, потребления продуктов культуры и искусства, культуры межэтнических отношений, бытовой культуры (экология, экономия воды и энергоресурсов), культуры здорового образа жизни и т. п. Развитию некоммерческих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций
    • 1. 1. Сущность и специфика социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций
    • 1. 2. Социальное партнерство как формирующая среда социально-культурной активности руководителя общественной молодежной организации
  • Глава II. Совершенствование педагогических технологий формирования социально-культурной активности в процессе обучения руководителей общественных молодежных организаций
    • 2. 1. Формирование социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций посредством образовательных программ
    • 2. 2. Моделирование процесса формирования социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций
    • 2. 3. Педагогические условия апробации и внедрения целостной программы по формированию социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций

Формирование социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций в условиях социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития нашего общества сопровождается социальной апатией, отчужденностью граждан от общественных структур, неумением эффективно выражать и защищать свои интересы, дефицитом объединяющих духовно-нравственных начал, с одной стороны, и экономической несамостоятельностью, недостаточностью социально-партнерских связей некоммерческих организаций — с другой. В значительной мере это связано с кадровым потенциалом руководителей общественных организаций, недостатком эффективных управленцев. Решение педагогических задач по подготовке руководителей общественных молодежных организаций сопряжено с проблемами формирования такого качества, как их социально-культурная активность. Наиболее ярко эта проблема выражена в общественных организациях российской молодежи, где уровень социально-культурной активности лидеров не позволяет вовлекать широкие слои молодого поколения в творчески активную, созидательную общественную жизнь. Это актуальная научно-практическая проблема, исследование которой осуществляется в системах социологического, психолого-педагогического, социально-культурного знания, в других отраслях гуманитарной науки.

Потребность молодежи в выражении своих интересов в настоящее время часто принимает примитивные, девиантные формы и ограничивается, с одной стороны, недостаточным научным осмыслением подходов инкульту-рации, а с другой — отсутствием массовой практики молодежных общественных организаций, участвующих в реализации соответствующих социально-культурных условий.

Современное общество не удовлетворяет уровень формирования социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций в условиях социального партнерства. Это связано с игнорированием мотивационной сферы руководителей молодежных организаций, с их дискомфортом. Коррекция вышеуказанных противоречий может быть осуществлена за счет создания и развития общественных молодежных организаций в условиях социального партнерства.

Только в Москве за последние несколько лет были созданы Студенческое правительство дублеров, Молодежный кадровый резерв, Молодежная палата при Московской городской Думе, Общественная молодежная палата, социально-культурную деятельность последовательно осуществляют государственно-ориентированные общественные молодежные организации: «Молодая Гвардия Единой России», «Наши», движение «Россия Молодая», многие другие. Однако ресурсная несамостоятельность, недостаток теоретико-методологической, кадровой, материальной базы и как одно из следствийнизкий уровень социально-культурной активности молодежных лидеровнередко делает их работу малоэффективной и незначительной по уровню охвата населения. Официально, по данным авторов Доклада Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации», лишь 5% от общего числа молодежи являются членами общественных молодежных организаций. В условиях снижения уровня их финансирования существенно увеличиваются риски вовлечения молодежи в деструктивные политические проекты, противоправные акции. Это предопределяет потребность в совершенствовании существующих подходов государственной молодежной политики.

Один из показателей повышения ее качества связан с появлением новых, более эффективных моделей общественных, некоммерческих организаций, перспективных технологий их развития в условиях ограниченности ресурсов, дефицита квалифицированных кадров.

Социальное партнерство является одним из механизмов формирования социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций. В последнее время концепция социального партнерства из регулятора социально-трудовых отношений благодаря исследованиям в области философии, социологии, педагогики превращается в технологическую среду, воссоздающую социальные связи, в способ накопления и сохранения социально-культурного опыта.

Таким образом, проблема исследования определяется противоречиями между:

— социальным запросом на формирование активных субъектов гражданского действия, в первую очередь представителей молодого поколения, и дефицитом моделей реализации социально-культурной активности в условиях социального партнерства;

— существующей практикой использования социального партнерства в целях вовлечения молодежи в социально-культурную деятельность и его недостаточной изученностью как технологической среды формирования социально-культурной активности;

— наличием перспективных технологий развития общественных молодежных организаций в системе социального партнерства и их недостаточным использованием в третьем секторе;

— потребностью некоммерческих общественных организаций в эффективных руководителях и отсутствием теоретического обоснования социально-культурных условий их подготовки, недостатком апробированных педагогических методик.

Необходимость разрешения выделенных противоречий позволяет сформулировать основную проблему исследования, которая выражена в вопросе: каково оптимальное сочетание организационно-педагогических условий, позволяющих повысить уровень социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций?

Степень разработанности проблемы исследования. Понятие «социально-культурная активность личности» рассматривается в работах М. А. Ариарского, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, В. Е. Триодина, В. В. Водзинской, Ю. М. Паршина, Н. В. Шарковской, М. А. Швецовой и др.

Социальное партнерство как социально-культурный феномен проанализировано в работах A.B. Бородиной, Н. В. Олухова, М. А. Ковалевой, Е. М. Стриж, Н. С. Нестеренко. В их исследованиях оно раскрыто как общественно-исторический феномен, принцип регулирования и фактор формирования общественных отношений.

Педагогическая сущность социального партнерства выявлена в работах P.M. Васильевой, И. А. Сыромицкой, Р. В. Голована, Е. К. Кашленко, А. Г. Петренко и др. В их исследованиях социальное партнерство рассмотрено как факторы профилактики девиантного поведения подростков, профессиональной адаптации студента и в целом как фактор социализации личности.

Традиции подготовки высокоэффективных специалистов для некоммерческих организаций, осуществляющих маркетинг социальных услуг, отражены в педагогических исследованиях ученых США (Хазер МакЛеод, Грант и Лесли Р. Кратчфилд, Стивен Блок, Джон Смит, Розэнн Мирабелла, Йон Ван Тил, Габор Хегеши, Мэрилин Гросс, Майкл О Нилл и др.). В России в проблемном поле социальных услуг некоммерческих организаций работают И. В. Мерсиянова, В. Н. Якимец, Е. Л. Шекова, И. К. Скрынник и др.

Проблемы социализации и инкультурации молодежи (Е.А. Андреева, Л. В. Волкова, Л. А. Гордона, А. И. Ковалевской, Ю. А. Левады, E.H. Сметанина) в контексте воспитания и образования (A.A. Терентьева, С. И. Кочетовой, С. А. Колобовой, В. П. Васильева, А.И. Яковлева) были отражены в работах многих отечественных социологов и гуманитарных технологов: Н. В. Бордовской, Н. М. Борытко, Л. И. Гриценко, И. М. Ибрагимова,.

A.B. Моложавенко, H.A. Моревой, И. А. Соловцовой, А. П. Панфиловой,.

B.Ю. Теплышева, И. В. Трайнева, В. А. Федорова, Е. Д. Колеговой,.

A.B. Хуторского и др. Опыт разработки различных аспектов проблем реализации государственной молодежной политики представлен в исследованиях.

B.Т. Лисовского, A.B. Апарина, В. И. Чупрова, В. А. Лукова и др.

Теоретические подходы к данной проблеме обобщены в исследованиях ведущих специалистов социально-культурной деятельности: М. А. Ариарского, Г. М. Бирженюка, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, JI.C. Жарковой, М. И. Долженковой, В. З. Дуликова, С. Н. Иконниковой,.

A.C. Каргина, Ю. Д. Красильникова, В. Е. Новаторова, Ю. А. Стрельцова, Е. Ю. Стрельцовой, Т. К. Солодухиной, В. Я. Суртаева, В. Е. Триодина,.

B.В. Туева, Т. В. Христидис, H.H. Ярошенко и др. Возрастная специфика социально-культурной деятельности молодежи охарактеризована в работах И. Н. Ерошенкова, В. Я. Суртаева, Б. А. Титова, Г. И. Фроловой и др.

Кроме того, предметом теоретического анализа стал ряд нормативно-правовых документов: Федеральный Закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ, Закон города Москвы о молодежи (№ 39), Распоряжение Правительства РФ № 1054-р. (Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации), Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 I. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» .

Тем не менее, реальная практика формирования социально-культурной активности молодежи в условиях социального партнерства и существующие педагогические модели подготовки руководителей некоммерческих организаций изучены недостаточно. Таким образом, данное диссертационное исследование посвящено актуальной и недостаточно изученной педагогической проблеме, которая имеет высокую социальную значимость, что позволяет соотнести научно-педагогическую разработку проблем повышения социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций с практикой включения их в социальное партнерство и развивающую социально-культурную деятельность.

Объект исследования — социально-культурная активность руководителей общественных молодежных организаций.

Предмет исследования — педагогический процесс формирования социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций в условиях социального партнерства.

Цель диссертации заключается в раскрытии педагогического потенциала социального партнерства, обеспечивающего формирование социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

— раскрыть сущность социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций;

— определить потенциал социального партнерства в повышении уровня социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций;

— разработать педагогическую модель технологического обеспечения процесса повышения уровня социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций;

— выявить условия повышения социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций в процессе социального партнерства;

— разработать и экспериментально апробировать технологию повышения уровня социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций.

Гипотеза исследования: формирование социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций будет эффективным при соблюдении следующих условий:

— интегрированность руководителей общественных молодежных организаций в социальное партнерство с представителями бизнеса, власти других некоммерческих организаций, которая выражена в их способности привлекать спонсорские средства, обеспечивать необходимый статус событий и информационный резонанс при реализации проектов;

— развитие в руководителях общественных молодежных организаций социальной компетентности: коммуникационных качеств, эмпатии, компетенций в области менеджмента социально-культурной деятельности, маркетинга социальных услуг, PR и фандрайзинга, а также педагогических качеств: когнитивных, перцептивных, суггестивных, дидактических;

— использование при подготовке руководителей общественных молодежных организаций педагогических программ, основанных на сочетания средств педагогического воздействия и взаимодействия, предполагающих передачу опыта и практико-ориентированных знаний;

— отражение в содержании программ наиболее эффективных управленческих моделей развития общественных молодежных организаций, технологий вовлечения в процессы реализации социальных проектов органов государственной власти, других знаний, необходимых для полноценного развития отношений представителей общества, власти и бизнеса в процессе социального партнерства.

Методологическая основа диссертации строилась на принципах культуротворческого взаимодействия человека со средой как фактора его личностного роста (A.C. Макаренко, П. П. Блонский, JI.C. Выготский, В. А. Сухомлинский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн и др.) — положении о ведущей роли деятельности в формировании личностинаучных представлениях о личности как о субъекте социально-культурной активности (А.И. Арнольдов, A.A. Аронов, А .Я. Флиер и др.), идее целостного развития личности в системе социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А. Д. Жарков, H.H. Ярошенко и др.), идее социального партнерства как фактора социализации личности и развития некоммерческих организаций, стимулирования социально-культурной активности личности.

Теоретическую основу исследования составили научные концепции личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.), подходы к организации воспитательной работы с молодежью (Н.Ф. Басов, A.B. Волохов, Б. З. Вульфов, H.H. Ерошенков,.

С.Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, А. Н. Лутошкин, М. И. Рожков, И. И. Фришман и др.), концепции социализации личности в молодежных общественных организациях (A.M. Волохов, Л. Е. Никитина, М. И. Рожков, E.H. Сорочинская, Т. В. Трухачева и др.) и современные педагогические концепции организации деятельности молодежных общественных организаций (М.В. Богуславский, A.B. Волохов, М. Е. Кульпединова, Э. А. Мальцева, Т. Н. Мальковская, A.B. Суворов, C.B. Тетерский и др.) — концепция развивающей социально-культурной деятельности (А.Д. Жарков, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин, H.H. Ярошенко и др.).

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для достижения поставленных задач и проверки исходной гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов.

— Теоретические: системный анализ научной педагогической, социологической и научно-методической литературы по теме исследованияобобщение и концептуализация результатов ранее выполненных диссертационных исследований, анализ нормативно-правовых документов.

— Эмпирические: наблюдение (включенное, самонаблюдение) и обобщение педагогического опыта, экспертный формализованный опрос (анкетирование), педагогический эксперимент по изменению социально-культурных условий деятельности молодежных общественных организаций. Для обобщения собранной информации использовалась количественная и качественная обработка данных методами математической статистики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались целостным подходом к решению проблемы повышения уровня социально-культурной активности и в целом эффективности деятельности руководителей общественных молодежных организаций, репрезентативности экспериментальной базы, использованию современных дополняющих друг друга методов теоретико-экспериментального исследования, длительности педагогического эксперимента, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлено на базе Московской партийной школы — ведущей образовательной организации Всероссийской политической Партии «Единая Россия». Обучение прошли представители Московской городской организации «Молодая Гвардия Единой России», обеспечивающие развитие районных и окружных отделений. Генеральная совокупность по данным на сентябрь 2010 года составляла 1500 человек. Для ее репрезентации в ходе педагогического эксперимента было привлечено 100 активистов. В исследовании также были задействованы участники конкурса Московской городской организации Партии «Единая Россия» «Ярмарка социальных инициатив». Кроме того, внедрение программы осуществлялось на кафедре социально-культурной деятельности МГУКИ при подготовке специалистов по специальности «Организация работы с молодежью».

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом, поисково-теоретическом, этапе (2006;2007 гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература, обобщались педагогические исследования по поставленной проблеме. В этот период изучался опыт и различные подходы повышения уровня социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций. Полученные обобщения дали возможность сформулировать гипотезу, определить объект, предмет, цели и задачи, уточнить основные концептуальные идеи, категориальный аппарат исследования. В это время были разработаны программа исследования и план опытно-экспериментальной работы.

На втором, экспериментальном, этапе (2008 — 2009 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению условий повышения социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций из числа слушателей специальной образовательной программы Московской партийной школыформулировались и уточнялись первичные выводыпроводился поиск путей решения педагогических проблем, обнаруженных в процессе практической работыразрабатывались методические рекомендации. В течение указанного времени было проведено 10 (по 5 раз в год) авторских курсов лекционных занятий, направленных на формирование социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций. Совокупно в них приняли участие более 100 человек в возрасте 18−25 лет.

Третий, обобщающий, этап (2009 — 2010 гг.) был посвящен анализу собранного эмпирического материала, концептуализации полученных в ходе эксперимента данных, подготовке основных научно-теоретических выводов, формулированию методических рекомендаций по повышению эффективности деятельности руководителей общественных молодежных организаций в условиях социального партнерства.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе личного участия автора в проверке экспериментальной программы в ходе реализации социально-культурных условий повышения уровня социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций в рамках педагогической практики в партийной школе Московской городской организации Партии «Единая Россия».

Положения диссертационного исследования были представлены и получили одобрение на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, научных семинарах, экспертных сессиях и конференциях, состоявшихся в 2006 -2010 гг. Основные концептуальные идеи, вопросы их практического внедрения обсуждались в рамках экспертных сессий конкурса «Ярмарка социальных инициатив» (Москва, 2008 г.) — на Форуме-выставке «Учимся управлять вместе! Молодое поколение и местное самоуправление» (Москва, 2009 г.) — конференциях Московской организации «Молодая Гвардия Единой России» (Москва, 2007;2009 гг.) — на «круглых столах» проекта «Кадровый резерв — Профессиональная команда страны» (Москва, 2010 г.) — на форуме глобального развития «5+5» (Москва, 2010 г.) и других мероприятиях. В выступлениях в рамках указанных мероприятий диссертантом раскрывались актуальные научные подходы к вопросам инкультурации и социализации молодежи, участвующей в работе общественных молодежных организаций.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые с позиции теории, методики и организации социально-культурной деятельности комплексно рассмотрен процесс формирования социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций в системе социального партнерства. При этом:

— уточнена сущность и выявлена специфика социально-культурной активности руководителей молодежных общественных организаций, раскрыта ее структура, включающая мотивационно-волевой, социально-компетентностный, процессуально-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты и ее целеориентированный характер;

— дано определение процесса формирования социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций в молодежных общественных организациях как целенаправленной деятельности, способствующей самореализации молодых людей, проявлению в них творческих социально ориентированных проектных инициатив, активной лидерской позиции;

— выявлен потенциал социального партнерства в формировании социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций, отражающий способность привлекать и эффективно использовать финансовые, организационные, кадровые ресурсы бизнеса, органов государственной власти, партнерских некоммерческих организаций для реализации социально-культурных проектов;

— сформирована и экспериментально апробирована педагогическая программа повышения уровня социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций, обеспечивающая реализацию комплекса социально-культурных условий (организационно-педагогических и социально-психологических);

— разработана педагогическая технология, обеспечивающая формирование социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций, через систему педагогических воздействий и взаимодействий, осуществляемых в форме коучинга, проблемных семинаров, workshop, мастерских, тьюторских групп, ролевых игр и пр.

Теоретическая значимость заключается в обосновании оптимальной совокупности методов и содержательных компонентов формирования социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций. Кроме этого:

— обоснована зависимость между уровнем социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций и уровнем развитости, эффективности этих организаций;

— раскрыто теоретическое положение о структуре творческого, инициативного, социально-ориентированного поведения личности, которое определяет логику и последовательность организационно-педагогической работы в общественных молодежных организациях;

— определены принципы социально-культурной деятельности, создающие основу для целенаправленного воспитания социально-культурной активности как проявления гражданской культуры молодежи, участников молодежных общественных организаций;

— разработана система педагогических критериев и показателей, позволяющая оценивать результативность процесса формирования социально-культурной активности и в целом эффективности деятельности руководителей общественных молодежных организаций.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практике развития молодежных общественных организаций, при разработке программ молодежной политики государства. На основе полученных результатов исследования:

— апробирован комплекс методов диагностики для выявления уровня социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций и ее направленности (анкетирование, эксперимент и др.);

— выработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса, обеспечивающего формирование социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций;

— подготовлены материалы методического пособия, в которых представлены теоретические основания процесса формирования социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций, а также рекомендации по организации социально-культурной деятельности участников общественных молодежных организаций для органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления города Москвы.

Научные обобщения, представленные в диссертации, могут использоваться в лекционных курсах по молодежной политике и организации работы с молодежью.

В рамках сформулированных проблем и задач научная новизна и теоретическая значимость исследования конкретизируются нами в основных положениях, выносимых на защиту, совокупность которых составляет авторскую концепцию формирования социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций:

1. Социально-культурная активность руководителей общественных молодежных организаций — это личностное и управленческое качество, детерминированное установками позитивного восприятия социально-культурной деятельности молодежи как ресурса общественного развития. Это проявляется в ценностно-обогащенной гражданской позиции руководителя, в его самостоятельной социально-культурной деятельности, в адекватной самооценке себя как равноправного участника социального партнерства, способного инициировать актуальные, востребованные обществом социокультурные проекты, обеспечивающие эффективную социализацию членов этого общества и развитие самой некоммерческой организации.

2. Социальное партнерство — это вид отношений между представителями власти, общества и бизнеса, основанных на совместных действиях и усилиях сторон, объединенных общим интересом, направленных на коэволюцию посредством реализации конкретных задач, всецело понимаемых участниками отношений. При этом трехсторонние отношения строятся на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участников. Социальное партнерство является благоприятной педагогической средой, фактором развития некоммерческих организаций и в целом третьего сектора.

3. Формирование социально-культурной активности руководителей некоммерческих организаций в условиях социального партнерства — это педагогический процесс, предполагающий последовательное включение личности в реальные и моделируемые педагогом (инструктором, лидером общественной организации, специалистом социально-культурной деятельности) проблемные ситуации социально-культурных условий, подводящих руководителя общественной молодежной организации к выбору верных управленческих решений, основанных на использовании ресурса межсекторного взаимодействия, принятие которых предусматривает ценностное отношение к творчески-активной созидательной деятельности как фактору преобразования действительности.

4. Повышение уровня социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций обеспечивают организационноI педагогические, психологические и социально-культурные условия. Организационно-педагогические условия предполагают паритетное взаимодействие участников воспитательного процесса на основе интегративного и личностно ориентированного подходаиспользование интерактивных техникреализацию программно-содержательного обеспечения в соответствии со спецификой деятельности организации, на основе междисциплинарного специального знания в сфере управления развитием некоммерческими организациями, формирование субъектной активности обучаемого в образовательном процессе как самовыражение личности будущего менеджера. Психологические условия предусматривают формирование мотивационно-волевых, лидерских качеств и социальной компетенции (эмпатийное поведение, открытость, умение работать в команде, коммуникационные навыки), уверенности в своих силах и целеустремленности, оптимизма, конструктивного отношения к неудачам, побуждение к инициативному поведению, поиску нестандартных креативных решений в адаптации существующих и разработке новых технологий социально-культурной деятельности. Социально-культурные условия ориентированы на обучение культуроохранным, культуротворческим, куль-турно-досуговым, рекреативно-оздоровительным, информационно-просветительским технологиям, включение в реальную практику социально-культурной деятельности, позволяющей формировать естественный интерес и потребность руководителей общественных организаций в проявлении социально-культурной активности.

5. Педагогическая программа основана на включении лидеров общественных молодежных организаций в социальное партнерство. Развитие партнерских отношений с представителями власти, бизнеса, других некоммерческих организаций реализуется с помощью личностно ориентированного подхода в рамках деловых игр, активных лекций, проблемных семинаров, дистанционного обучения и ориентировано на подготовку высококвалифицированных руководителей для третьего сектора в соответствии с современными требованиями к профессиональным качествам менеджеров, включая навыки в области общего, финансового, коммуникационного менеджмента и фандраизинга. Формирование соответствующих профессиональных компетенций в определенных нами условиях ускоряет развитие социально-культурной активности личностей руководителей.

Заключение

.

Некоммерческие организации могут быть стратегическим ресурсом развития общества, обеспечивать формирование социального капитала государства. Однако, несмотря на то, что в текущее время появляются и начинают динамично развиваться высокоэффективные некоммерческие организации, в целом третий сектор находится в крайне тяжелом, нежизнеспособном состоянии. В большинстве своем его участники не готовы к самостоятельному развитию в рыночных условиях, быстроменяющейся конкурентной среде. Учитывая то, что существуют спектр микропроблем или специфических проблем социально уязвимых групп населения, в работе с которыми органы государственной власти имеют значительно меньшую чувствительность, нежели некоммерческие организации, представляется рациональным осуществлять дополнительные меры поддержки НКО в виде финансовой, материальной помощи, освещения событий в государственных, муниципальных СМИ, организации обучения руководителей НКО.

Некоммерческие организации укрепляют социальные связи через интеграцию созидательных ценностей политической, правовой, профессиональной, религиозной культуры, культуры потребления, в том числе, потребления продуктов культуры и искусства, культуры межэтнических отношений, бытовой культуры (экология, экономия воды и энергоресурсов), культуры здорового образа жизни и т. п. Развитию некоммерческих организаций препятствует низкое качество человеческих ресурсов, отсутствие высококвалифицированных коммуникационных менеджеров, специалистов по фандрайзингу, проектированию социальных программ, отраслевой журналистике, рекламе и пр. Таким образом, один из главных факторов развития третьего сектора связан с формированием его кадрового потенциала, подготовкой специалистов для некоммерческих, общественных организаций. Эта работа требует научного обоснования, выработки методических рекомендаций. Формирование «кадрового резерва» квалифицированных и сертифицированных управленцев для третьего сектора предполагает модернизацию образовательных стандартов, формирование специальных учебных программ для вузов, учреждений профессионального образования, учебных центров.

Результаты диссертационного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Социально-культурная активность руководителей общественных молодежных организаций — это личностное и управленческое качество, детерминированное установками позитивного восприятия социально-культурной деятельности молодежи как ресурса общественного развития. Это проявляется в ценностно-обогащенной гражданской позиции руководителя, в его самостоятельной социально-культурной деятельности, в адекватной самооценке себя как равноправного участника социального партнерства, способного инициировать актуальные, востребованные обществом социокультурные проекты, обеспечивающие эффективную социализацию членов этого общества и развитие самой некоммерческой организации.

2. Формирование социально-культурной активности руководителей некоммерческих организаций в условиях социального партнерства — это педагогический процесс, предполагающий последовательное включение личности в реальные и моделируемые педагогом (инструктором, лидером общественной организации, специалистом социально-культурной деятельности) проблемные ситуации социально-культурных условий, подводящих руководителя общественной молодежной организации к выбору верных управленческих решений, основанных на использовании ресурса межсекторного взаимодействия, принятие которых предусматривает ценностное отношение к творчески-активной созидательной деятельности как фактору преобразования действительности.

3. Руководитель общественной молодежной организации, обладающий высоким уровнем социально-культурной активности, — это менеджер, глубоко интегрированный в систему органов государственной власти, спонсорские организации и другие некоммерческие, общественные молодежные организации, который:

— Стимулирует проявление инициативы, поощряет авторов наиболее интересных проектных предложений, генерирует идеи самостоятельно, участвует в разработке новых проектов. Находит новые и эффективно управляет уже найденными очагами энтузиазма.

— Осуществляет постоянный мониторинг социокультурной деятельности других организаций, оперативно перенимая опыт, адаптируя их перспективные разработки.

— Позитивно относится к сильным, одаренным, способным, энергичным представителям молодежи с задатками лидеров, искренне поддерживает, открывает перед ними новые возможности, корректирует их развитие.

— Проявляет особое отношение к социально уязвимым группам молодежи, вовлечен в развитие реабилитационных технологий инвалидов, наркоманов, заключенных, других социально уязвимых групп граждан, оценивая эту работу как показатель качества, эффективности государственного управления, важное условие успешного развития государства.

— Личным примером демонстрирует гражданскую ответственность, не только эффективно выполняя поручения «сверху» но и формируя предложения по развитию деятельности «наверх».

— Владеет широким спектром технологий социально-культурной деятельности.

— Ориентирован на широкое (массовое) привлечение внимания представителей молодежи к работе организации, последующее формирование из их числа высокомотивированных активистов, сознательно оказывающих действенную помощь организации.

— Владеет коммуникационными и организационными навыками, позволяющими проектировать и реализовывать проектные решения любой сложности.

4. Повышение уровня социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций обеспечивают организационно-педагогические, психологические и социально-культурные условия. Организационно-педагогические условия предполагают паритетное взаимодействие участников воспитательного процесса на основе интегративного и личностно ориентированного подходаиспользование интерактивных техникреализацию программно-содержательного обеспечения в соответствии со спецификой деятельности организации, на основе междисциплинарного специального знания в сфере управления развитием некоммерческими организациями, формирование субъектной активности обучаемого в образовательном процессе как самовыражение личности будущего менеджера. Психологические условия предусматривают формирование мотивационно-волевых, лидерских качеств и социальной компетенции (эмпатийное поведение, открытость, умение работать в команде, коммуникационные навыки), уверенности в своих силах и целеустремленности, оптимизма, конструктивного отношения к неудачам, побуждение к инициативному поведению, поиску нестандартных креативных решений в адаптации существующих и разработке новых технологий социально-культурной деятельности. Социально-культурные условия ориентированы на обучение культуроохранным, культуротворческим, куль-турно-досуговым, рекреативно-оздоровительным, информационно-просветительским технологиям, включение в реальную практику социально-культурной деятельности, позволяющей формировать естественный интерес и потребность руководителей общественных организаций в проявлении социально-культурной активности.

5. Социальное партнерство является формирующей средой для социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций. Сущность социального партнерства проинтерпретирована как вид отношений между властью, обществом и бизнесом, основанных на совместных действиях и усилиях сторон, объединенных общим интересом (выгодой для обеих сторон), направленных на коэволюцию посредством реализации конкретных задач, релевантно понимаемых участниками отношений. Понятие «социальное партнерство» применительно к предмету исследования раскрыто как система взаимодействий между обществом, властью и бизнесом, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участников, которая генерирует способы осуществления совместной жизнедеятельности людей в виде надбиологических программ, дающих человеку способность создавать новые образцы, нормы, идеи, верования и т. п., соответствующие потребностям гуманитарной среды.

6. Реализация образовательной программы в рамках педагогического эксперимента способствовала формированию компетенций в области общего менеджмента, фандрайзинга, Public Relations, а также мотивационных, творческих и других качеств, необходимых для повышения эффективности любой некоммерческой организации. Акции молодежных общественных организаций стали более результативными, интересными для целевых аудиторий, увеличилось число публикаций в СМИ, расширилось количество активистов, принимающих в них участие, членов и сторонников организации. В ходе сопоставления результатов реализации педагогической программы в контрольной и в экспериментальной группах была подтверждена ее эффективность.

В ходе исследования нашла свое подтверждение гипотеза исследования: формирование социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций будет эффективным при соблюдении следующих условий:

— интегрированность руководителей общественных молодежных организаций в социальное партнерство с представителями бизнеса, власти других некоммерческих организаций, которая выражена в их способности привлекать спонсорские средства, обеспечивать необходимый статус событий и информационный резонанс при реализации проектов;

— развитие в руководителях общественных молодежных организаций социальной компетентности: коммуникационных качеств, эмпатии, компетенций в области менеджмента социально-культурной деятельности, маркетинга социальных услуг, РЯ и фандрайзинга, а также педагогических качеств: когнитивных, перцептивных, суггестивных, дидактических;

— использование при подготовке руководителей общественных молодежных организаций педагогических программ, основанных на сочетания средств педагогического воздействия и взаимодействия, предполагающих передачу опыта и практико-ориентированных знаний;

— отражение в содержании программ наиболее эффективных управленческих моделей развития общественных молодежных организаций, технологий вовлечения в процессы реализации социальных проектов органов государственной власти, других знаний, необходимых для полноценного развития отношений представителей общества, власти и бизнеса в процессе социального партнерства.

Рассмотренные вопросы развития третьего сектора через формирование эффективных педагогических моделей обучения руководителей общественных молодежных организаций требуют дальнейшей проблематизации. Аналитические обобщения, представленные в тексте диссертационного исследования, формировались в период начинающейся модернизации системы социального партнерства. Осмысление ее результатов открывает обширное пространство для теоретизации соответствующего опыта в рамках будущих научных изысканий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 N 1054-р Концепция содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 // СЗ РФ. 1994. — № 32. — Ст. 331.
  4. Тезаурус для учителей и школьных психологов. Серия «Новые ценности образования. М., 1995
  5. Трудовой кодекс РФ, часть вторая, раздел II. Социальное партнерство в сфере труда. Изд. НПП Гарант-Сервис, 2010
  6. Е.П., Бокерия JI.A., Глазычев B.JI. и др. О состоянии гражданского общества в Российской Федерации: Доклад Общественной палаты РФ.-М., 2009.- 114 с.
  7. Экспертный опрос AHO «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН) при поддержке ИнОП и Общественной палаты РФ «Третий сектор России: оценка влиятельности». М., 2007, 2008, 2009.
  8. Репрезентативный опрос населения Российской Федерации, Государственного университета Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) и Общероссийского общественного фонда «Общественное мнение». — М., 2007.
  9. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1998. — 267 с
  10. B.C. Психологические исследования социальных стереотипов / В.С.Агеев//Вопросы психологии. 1986. -№ 1.-С. 95- 101.
  11. И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И. В. Алешина. М.: ИКФ «Экмос», 2002. — 480 с.
  12. В.В. На пути к успешному фандрайзингу /В.В.Алешина. М.: Изд. CAF, 1995.-89 с.
  13. В.М. Проблемы развития непрерывного профессионального образования в современных социально-экономических условиях /В.М.Александров // Среднее проф. образование. 1996. — № 2. — С.32−33
  14. O.JI. Третий сектор или Благотворительность для чайников /О.Л.Алексеева. М.: Изд. ВВС МРМ, 1992. — 348 с.
  15. Г. М. К проблеме психологии социального познания / Г. М. Андреева // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 15−23
  16. М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. / М. А. Ариарский СПб.: ЭТО, 2001. — 256 с.
  17. А.И. Живой мир социальной педагогики: В поддержку актуальной науки /А.И.Арнольдов. М., 1999. — 132 с.
  18. Т.А. Связи с общественностью для третьего сектора / Т. А. Астахова. М.: Изд. «Знак», 1996. — 154 с.
  19. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований ЯО.К.Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  20. Т.Б. Проектная деятельность некоммерческих организаций / Т. Б. Бабанова. Иркутск: МБФ «Возрождение земли Сибирской», 2002. -64 с.
  21. Г. Х. Психологическая компетентность руководителей как условие использования социального потенциала хозяйственной организации /Г.Х.Бакирова// Тез. докл. Республ. науч. практич. конф. Таллин, 1987. -4.1. — С. 31−34.
  22. Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: учеб. пособие / Т. И. Бакланова. МГИК. М., 1992. 160 с.
  23. Н.В. Педагогика и практическая психология /Н.В.Басова. Ростов н/Д, 2000.-412 с.
  24. B.C. Педагогика. Проективная педагогика / B.C. Безрукова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
  25. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В.Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова. -М.: Педагогическое общество России, 2002. 392 с.
  26. С. Введение в паблик рилейшнз / С.Блэк. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1999. — 320 с.
  27. Е.М. Управление связями с общественностью / Е. М. Бортник, 4 Э. М. Коротков, А.Ю.Никитаева- под ред. Э. М. Короткова. М.: ФБК1. Пресс, 2002. 122 с.
  28. Азбука социального партнерства: словарь терминов / под ред. В. В. Баровой. Тюмень, 2002. -40 с.
  29. М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М., 1979.-С.126.
  30. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /
  31. B.П.Беспалько. М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. — 336 с.
  32. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  33. H.A. Философия неравенства /Н.А.Бердяев. М.: ИМА-Пресс, 1990.-220 с.
  34. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания важнейших течений в мировой педагогике (Первая половина двадцатого века): автореф. дис. .д-ра пед. наук. 13.00.01 / Б.М.Бим-Бад- Моск. Гос. лингв. Ун-т. (В виде научного доклада). М., 1994. — 49 с.
  35. Г. М. Методология и технология региональной культурной политики: автореф. дис. д-ра. культурол. 24.00.04. / Г. М. Бирженюк -СПб., 1999.-43 с.
  36. С.Е., Симонов Е. И. и др. Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фондов: руководство по написанию заявок /С.Е.Блинников, Е. И. Симонов. М.: Изд. Центр охраны дикой природы, 1994. — 187 с.
  37. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П. П. Блонский под ред. A.B. Петровского. В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979.-304 с.
  38. Большая юридическая энциклопедия / авт. кол-в. В. В. Авнесян,
  39. C.В.Андреева, Е. В. Белякова. М.: ЭКСМО, 2005. — 460 с.
  40. . В тени молчаливого большинства или Конец социального /Ж. Бодрияр. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — 418 с.
  41. Н.В., Реан A.A. Педагогика / Н. В. Бордовский, А. А. Реан. -СПб.: Питер, 2000.-304 с.
  42. В.А. Есть ли в России социальное партнерство? / В. А. Борисов // Человек и труд. 1999. — № 11. — С.68−72.
  43. В.А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий? / В. А. Борисов // Профсоюзное пространство современной России / под ред. В. Борисова, С.Кларка. М.: ИСИТО, 2001. — С. 223−242.
  44. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов- под ред. Н. В. Бордовской. -М.: КНОРУС, 2010. 106 с.
  45. Н. М. Моложавенко A.B., Соловцова И. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М.: Изд. Академия 2008.-С. 320.
  46. A.B. Социальное партнерство как общественно-исторический феномен и принцип регулирования взаимоотношений социальных групп : дис. канд. социол. наук: 22.00.08 / А. В. Бородина. Уфа, 2005. — 193с.
  47. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д., 2000. — 197 с.
  48. . Г. А. Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фондов / Г. А. Васильев. М.: Изд. «Радуга», 1996. — 137 с.
  49. К.И., Осташкин В. Н. Социально-культурная деятельность: учебник / К. И. Вайсеро, В. Н. Осташкин. М.: Моск. гор. ун-т. управления Правительства Москвы, 2009. — С. 177.
  50. А.Г. Планирование успеха, или Как некоммерческой организации заслужить доверие общества / А. Г. Верникова. М.: Изд. «Москва», 1996.-212 с.
  51. A.A. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур /А.А.Вербицкий // Проблемы психологии образования. М., 1994. — Вып. 2. — С. 12 — 26.
  52. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы / С. Г. Вершиловский. -М.: Педагогика, 1987. 183 с.
  53. С.Б. Основы менеджмента и проектный менеджмент в искусстве на примерах личного опыта и дееспособных проектах автора / С. Б. Войтковский. М.: Издательство: НАМ — ИЗ ДАТ, 2000. — 128 с.
  54. В.М. Роль благотворительности в деятельности банков / В. М. Волохов. -М.: Изд. «Сопричастность», 1994. 334 с.
  55. В.И. Управление проектами в России. Основные понятия. История. Достижения. Перспективы. / В. И. Воропаев. М.: Алане, 1995.-225 с.
  56. JI.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1999. -533 с.
  57. Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, -1983.-С. 317.
  58. B.C. В поисках ЭКЮ. Деньги европейского союза для общественных организаций /В.С.Гаврилова. М.: Изд. CAF, 1995. — 260 с.
  59. В.А. Социальное партнерство: сущность и формы реализации / В.А.Галактионов// Социология власти. 2006. — № 5. — С.5−12.
  60. С. Фиолетовая корова /С.Годин. М.: Изд. Росмэн-Бизнес, 2004. -341 с.
  61. Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие / Л. И. Гриценко. М., 2005. — 240 с.
  62. Л.И., Теория и практика обучения. Интегративный подход / Л. И. Гриценко. М.: Академия, 2008. — 240 с.
  63. Л.И. Теория и методика воспитания. Личностно-ориентированный подход / Л. И. Гриценко. М., 2005. — 392 с.
  64. Новейший философский словарь / под ред. А. А. Грицанова 3-е изд., испр. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.
  65. В. Н. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае /В.Н.Гуров //Педагогика. 1997. — N 1. — С. 43−47.
  66. Е.Б. Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества: автореф. дис. канд. пед. наук /Е.Б.Гусева. М.: МГУКИ, 2005. -23 с.
  67. М. Ю. Социально-культурная деятельность как ресурс трудовой мотивации персонала (На материале педагогической организации): дис. канд. пед. наук: 13.00.05 М. Ю. Данилкина. СПб., 2005. -243 с.
  68. А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации /А.Н.Данилов. Минск, 1998. — 432 с.
  69. A.B. Кого и как включать в систему образования взрослых /А.В.Даринский // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 61−64.
  70. Дж. Коучинг высокой эффективности /Жд. Уитимор- пер. с англ. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.-С. 168.
  71. Дж. Д., Карлсон Кр. Дж. Основные принципы фандрейзин-га: Секреты привлечения денежных средств для неприбыльных организаций / Дж. Д. Александер, Кр. Дж. Карлсон- пер. с англ. О. В. Теплых. -Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. 240 с.
  72. Т.М. Проблемно-ситуационный подход к проектированию / Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986. — № 152. — С.67−77.
  73. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм- пер. с фр. и послесловие Гофмана. М.: Наука, 1990. -575 с.
  74. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд. ЛГУ, 1985.- 166 с.
  75. Е.Г. Теоретические основы использования активных методов обучения при повышении квалификации специалистов: науч. метод, разработка / Е. Г. Исакович. — M.: АСМС, 1998. — С. 13.
  76. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств /А.Д.Жарков. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Изд. МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.
  77. Л.С., Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность: Теория, практика и методика научных исследований / Л. С. Жаркова, А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. М.: МГУК, 1994. — 111 с.
  78. М.К. Проектные шаги в сфере культуры / М. К. Жежко // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы.-М., 1986.-С. 143−166.
  79. Н.Г. Связи с общественностью: учеб. пособие /Н.Г. Жигалова. Барнаул: Изд-во АГИК, 1998. — 196 с.
  80. Зиновьева Л. Г. Основы деятельности и успеха некоммерческих организаций /Л.Г.Зиновьева. М.: Изд. CAF, 1995.-354 с.
  81. В.Н. Социальные технологии в современном мире / В. Н. Иванов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Славянский диалог, 1996. -335 с.
  82. О.И., Гавра Д. П. Социальное партнерство: некоторые вопросы теории / О. И. Иванов, Д. П. Гавра. СПб.: ИСЭП РАН, 1994. — 145 с.
  83. A.A., Ионова О. Б. Социальное партнерство как социокультурный феномен / А. А. Ионов, О. Б. Ионова. М.: МАКС Пресс, 2002. — 77 с.
  84. И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория /И.М.Ильинский. М.: Голос, 2001. — 696 с.
  85. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М. С. Каган. М. Политиздат, 1974. — 328 с.
  86. В.А. Социальное партнерство в Европе и России: проблемы реформирования и развития, дис. канд. эконом, наук: 08.00.01. / В. А. Каменецкий М., 1999. — 199 с.
  87. И. Критика чистого разума / И.Кант. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-655 с.
  88. Э.А. История и теория социологии: учеб. пособие для вузов /Э.А.Капитонов. -М.: Издательство «ПРИОР», 2000. 368 с.
  89. С.Ю. Группы взаимопомощи /С.Ю.Карлова. М.: Изд. «Имена», 1998.-149 с.
  90. В.Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в России /В.Н.Киселев, В. Г. Смольков. М., 1998. — 185 с.
  91. Социальное партнерство: словарь справочник / рук. авт. кол. В. Н. Киселев, В. Г. Смольков. М.: Экономика, 1999. 236 с.
  92. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие /Т.Г.Киселева, Ю. Д. Красильников. М.: изд-во МГУК, 1995. — 136 с.
  93. Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.
  94. Т.Г., Красильников Ю. Д. Педагогическая природа социально-культурных технологий // Социально-культурная деятельность. М.: МГУКИ, 2004. — С. 418 -424.
  95. Технологии коммуникации и общественных, связей // Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников Социально-культурная деятельность. М.: МГУКИ, 2004. — С. 497−604.
  96. Проективная технологии // Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность. М.: МГУКИ, 2004. — С.487−491.
  97. С.И. Социально-ответственный бизнес /С.И.Кирилов // Информационно-аналитический бюллетень. Приложение к журналу «Вестник благотворительности. М.: Изд. Интер-пресс, 2001. — 225 с.
  98. Ю.Д. Основы теории культурно-просветительской работы: учеб. пособие /Ю.Д.Красильников. -М.: МГИК, 1982. 80 с.
  99. Э.В. Связи с общественностью / Э. В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов / под. общ. ред. С. Д. Резника. М.: Академический Проект, 2003.-416 с.
  100. М.А. Государственная служба РФ в системе социального партнерства: автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.04. М. А. Коробкина М., 2001. — 26 с.
  101. А.И. Социология / А. И. Кравченко. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — С. 83.
  102. С.И. Социальное партнерство в России: состояние и перспективы /С.И.Кубицкий. М.: АТиСО, 1999. — 184 с.
  103. В.Д. Благотворительные организации США общественным организациям России /В.Д.Кузина. — М.: Изд. СоЭС, 2001. — 208 с.
  104. H.A. Информационное взаимодействие как объект научного исследования /Н.А.Кузнецов // Вопросы философии. — 1999. -№ 1. С.77−87.
  105. B.C. Теория и методика обучения /В.С.Кукушкин. -Ростов н/Д., 2005 401 с.
  106. И. А. Социальное партнерство как фактор трансформации социально-трудовых отношений: регионально-отраслевой аспект: автореф. дис. .канд. социол. наук:22.00.03. /И.А.Куликова -М., 2000. -С. 16.
  107. E.JI. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: дис. д-ра. пед. наук. /Е.Л.Кудрина. М., 1999. — 377 с.
  108. В.И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -416 с.
  109. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике /А.А.Кыверялг. Таллин: Валугс, 1980. — 156 с.
  110. И.Я. Внимание технологии обучения /И.Я.Лернер //Сов.педагогика. 1990. -N3. — С. 138−141.
  111. A.B. Социальное партнерство в системе трудовых отношений. Дис. на соискание. канд.экон.наук. Саратов, 1999. — 252 с.
  112. A.B. Социальное партнерство в России: проблемы, противоречия, пути решения /А.В.Лисьев. Саратов: Сарат.гос.техн.ун-т, 2002.- 160 с.
  113. А.Г. Работать с коммерческим сектором: спонсорство или партнерство? / А. Г. Литвинова. СПб.: Изд. Чернышева, 1997. -158 с.
  114. .Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт-М, 2001.-607 с.
  115. Е.П. Некоммерческие организации: правосубъектность и право собственности: дис.канд. юр. наук: 12.00.03. /Е.П.Лихотникова. Коломна, 2004. — 184 с.
  116. В.А. Путь к успеху: пособие для неправительственных некоммерческих организаций /В.А.Лопатин. М.: Изд. «Голубка», 1992.-315 с.
  117. Ю.Н. Коммуникативные механизмы социальной регуляции и пути их оптимизации: дис. канд. психол. наук. //Ю.Н.Лубченков. М.: РАГС, 2002. — С. 53.
  118. A.B. О воспитании и образовании: сб. / под ред. Афанасьева. М.: Педагогика, 1976. — 636 с.
  119. В.А. Как составить успешный проект. Шаг за шагом / В. А. Лысенков. Рига: Изд. Прокси, 1997. — 293 с.
  120. Макелли Дж. Foundations. Funding in Russia /Дж. Макелли. Ред-динг, США. Изд. Центр грантов и ресурсов, 1995. — 363 с.
  121. Н.Ф. Гармония. Система. Специфика формы: избранные лекции по курсу «Социально-культурная деятельность» /Н.Ф.Максютин. 2-е изд. — Казань, 2003. — 128 с.
  122. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге / Г. И. Марасанов. Киров, 1995.152 с.
  123. А.П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. СПб.: СПбГУП, 1998.- 364с.
  124. М.И. Проблемное обучение /М.И.Махмутов. М., 1975.-365 с.
  125. И.В. Программа дисциплины «Менеджмент» в организации некоммерческого сектора для специальности «Государственное и муниципальное управление» /И.В.Мерсиянова. М., 2007. — 40 с.
  126. В.А. Политика социального партнерства / В. А. Михеев. -М., 1999.-С. 12.
  127. В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: учебник для вузов /В.А.Михеев. М.: Экзамен, 2001. — 448 с.
  128. В.А. Взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций в системе социального партнерства /В.А.Михеев.-М., 1998.-23 с.
  129. H.A. Технологии профессионального образования /Н.А.Морева. 3-е изд. — М.: Академия, 2008. — С. 159.
  130. Я.JI. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. М.: Изд. Академический проект, 2001. — 384 с.
  131. А.Г. Сбор средств /А.Г.Мокиенко. М.: Изд. МОФ СЦПОИ, 1999.- 102 с.
  132. С.А., Соловьева A.A. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. Ростов н/Д., 2004.-С. 379.
  133. С.Д. Игровые методы подготовки кадров / под ред. В. В. Давыдова. -М.: Высш. шк., 1995.-205 с.
  134. В.Е. Социально-культурная деятельность: поступление, обучение, карьера / В. Е. Новаторов. Омск: ОмГУ, 2002. — 131 с.
  135. К.Б. Демократизация в России и возможности использования международного опыта в российских условиях // материалы Международного научно-практического семинара. М., 2000. — С.11.
  136. Г. В. Деловые игры активный метод PR-технологий фирмы и учебной работы в вузе /Г.В.Оленина // Социально-культурная деятельность в регионе: история, теория, практика: сб. науч. тр. — Барнаул: АГИИК, 2000. — С. 88−100.
  137. Н.В. Социальное партнерство в период становления российского гражданского общества (Социологический аспект исследования): дис. канд. социол. наук: 22.00.04 /Н.В.Олухов Екатеринбург, 2004, — 201с.
  138. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова. М.: Изд.-во МГИК, 1994. — 166 с.
  139. Социологический энциклопедический словарь / ред. Г. В. Осипов. М.:ИНФРА М — НОРМА, 1998.-С. 181.
  140. .А. На пути к успешному фандрейзингу. Финансирование проектов некоммерческих и благотворительных организаций /Б.А.Орлов М.: Изд. Московского офиса Европейской программы взаимодействия, 1995. — 208 с.
  141. .А. Как искать средства для некоммерческих организаций /Б.А.Орлов. Новосибирск, Изд. НГУ, 1996. — 369 с.
  142. Л.В. Некоммерческие организации в России /Л.В.Петлина. М.: Изд. «Дело и сервис», 1994. — 197 с.
  143. Д.В. Рекомендации по написанию и оформлению московских благотворительных программ /Д.В.Повелов. М.: Изд. МДРП, 1998.-292 с.
  144. А.П. Инновационные педагогические технологии /А.П.Панфилова. М: Академия, 2009. — С. 29.
  145. Т. О структуре социального действия /Т.Парсонс. М.: Акад. проект, 2000. — 879 с.
  146. Т. О социальных системах / Т. Парсонс- под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М.: Академический проект, 2002. — 832 с.
  147. С.П. Новое социальное партнерство: трудное начало /С.П.Перегудов // Мировая экономика и международные отношения. -2002. -№ 12. -С. 40−48.
  148. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления / Т. Питерс, Р.Уотермен. -М.: Прогресс, 1986. 187 с.
  149. И.П. Педагогика / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  150. B.C. Консалтинг- PR, бизнес-коммуникации / В. С. Попов //Вотум. 2002. № 4. С. 17−21
  151. B.C. Сага о «Форсайте» / В. С. Попов //Советник. 2004. -№ 11.-С. 54−55.
  152. B.C. Социальное партнерство: технологии развития и критерии эффективности / В. С. Попов // Вестник МГУКИ. 2008. — № 3. -С. 132- 133.
  153. B.C. О качестве социального капитала и социально-культурных подходах в его развитии / В. С. Попов // Вестник МГУКИ. -2008.-№ 4. С 85−86.
  154. B.C. Развитие социального партнерства в России: к анализу перспектив и оценке результатов / В. С. Попов // Вестник МГУКИ. -2008.-№ 4.- С 204−205.
  155. B.C. Педагогическая сущность социального партнерства /В.С.Попов // Науки о культуре: инновации и приоритетные разработки: Сборник научных трудов. М.: МГУКИ, 2010. — С. 44−47.
  156. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. М.: Рефл-бук, К Ваклер, 1999. — 348 с.
  157. А.И., Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) / А. И. Пригожин. М.'Политиздат, 1989. -221 с.
  158. И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой /И.Р.Пригожин, И.Стенгерс. М.: Изд. Едиториал УРСС, 2003.-С. 312−314.
  159. В. В. Шкаратан О.И. Социальная стратификация /В.В.Радаев, О. И. Шкаратан. М.: Аспект Пресс, 1996. — 317 с.
  160. В.И. Технологии социального партнерства: материалы Международного научно-практического семинара. М., 2000. — С 2846.
  161. Г. Умная толпа. Новая социальная революция /Г.Рейнгольд. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. 300 с.
  162. В.И., Шейнина A.A., Самсонова Е. В., Чаплыгина М. В., Дорофеева И. Ю. Социальное проектирование ресурс взаимодействия общественности и власти: сборник материалов и рекомендаций. — М., 1999.- 126 с.
  163. П.В. От идеи к воплощению. Как и где найти деньги /П.В.Рубер. -М.: Изд. Независимой Службой Мира, 1995. — 187 с.
  164. B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта: дис. докт. пед. наук. /В.С.Садовская. М., 1996. — 509 с.
  165. С.Г. Добровольцы: как их найти, как их удержать /Савельева С.Г. М.: Изд. ПО «Радуга», 1994. — 234 с.
  166. Т.А. НТО, общественность, бизнес и власть: от взаимодействия к партнерству /Т.А.Савичева. М.: Изд. «Сопричастность», 1996.- 190 с.
  167. Т.И. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества /Т.И.Садиненко. -М.: Изд. «Радуга», 1997. 351 с.
  168. P.A. Деньги и благотворительность / Р. А. Сафин. М.: Изд. CAF, 2000. — 320 с.
  169. Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире /Г.Ю.Семигин. М.: Мысль, 1996. — 206 с.
  170. В.П. Педагогический менеджмент / В. П. Симонов. М.: Пед. общество России, 1999. — 426 с.
  171. А.П. Победа без победителей: очерки теории прагматических коммуникаций / А. П. Ситников, М. В. Гундарин. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», 2003. — 256 с.
  172. И.П. Проектирование социально-культурного пространства: Теоретический и организационно-педагогический аспекты: дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / И. П. Сморжок. М., 2002. — 221 с.
  173. A.B. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. СПб.: СПбГУП, 2003. — 204 с.
  174. В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  175. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. А. Я. Сухарева. — Т. 6. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 858 с.
  176. В.П. Педагогический менеджмент / В. П. Симонов. — М., 1999.-467 с.
  177. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 1997.-217 с.
  178. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность /В.А.Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ЧЧП Издательство «Магистр», 1997. — 308 с.
  179. Словарь по социальной педагогике: пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов, под ред. В. А. Сластенина. Зе изд., Стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 337 с.
  180. Г. К. Современных образовательные технологии: учеб. пособие /Г.К.Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  181. Л.Г. Взаимосвязь содержания образования и современных технологий обучения / Л. Г. Семушина // Среднее проф. Образование. 2002. — № 3. — С. 14−18.
  182. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В.Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — С. 28.
  183. A.M. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. М., 1991.- 175 с.
  184. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / под общ. ред. А. Ю. Согомонова, пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  185. А.Г. Философия / А. Г. Спиркин. М.: Гардарика, 1998. -816 с.
  186. М.А. Как написать письмо с просьбой о благотворительном пожертвовании / М. А. Слободская. М.: Изд. Феникс, 1998. -147 с.
  187. B.C. Соч.: в 2 т. М., 1988. — Т. 2. — С. 552.
  188. В.Е. Социальное партнерство как проблема социальной философии /В.Е.Степанов. -М., 2005. 131 с.
  189. Ю.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. М.: МГУКИ, 1999. — 200 с.
  190. Е. М. Особенности становления и развития системы социального партнерства в России: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. /Е.М.Стриж. М., 2003. — 142 с.
  191. Новая философская энциклопедия / под ред. В. С. Степина. Т. З. М, — 2000.- 132 с.
  192. В.И. Взятие Мак-Артура: наглядное пособие для грантописцев /В.И.Степаненко М.: Изд. CAF, 1996. — 147 с.
  193. A.A. Методика формирования творческих способностей студентов педагогического университета в процессе профессиональной подготовки учителей технологии и предпринимательства : дис. канд. пед. наук: 13.00.08. /А.А.Талых СПб., 2007.-218 с.
  194. Как наладить успешное социальное партнерство? / под общ. ред. С. Н. Татарниковой. Выпуск III. — M.: Учебно-исследовательский Центр Московской федерации профсоюзов, 2001. — С. 4−27.
  195. Е., Шувалова Н. Сокращая дистанцию. Опыт проведения дистанционных курсов по гражданской тематике /Е.Темичева, Н.Шувалова. М.: АСИ, 2007. — 48 с.
  196. М.Ю. Юридическая энциклопедия /М.Ю.Тихомиров. Изд. 5-е. — М., 2006. — 227 с.
  197. .Т. Социальное проектирование / Ж. Т. Тощенко, Н. А. Антонова, Н. И. Лапин. М.: Политиздат, 1982. — 206 с.
  198. В.А., Теплышева В. Ю., Трайнев И. В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев,
  199. B.Ю.Теплышева, И.В.ТРайнев. -М.: Изд. Дашков и К., 2009. 320 с.
  200. Л.Г. Добровольцы в вашей организации /Л.Г.Трепова. -Новосибирск, Изд. Сибирский Центр Поддержки общественных инициатив, Межрегиональный общественный фонд, 1997. 107 с.
  201. В.Е. История и теория социально-культурной деятельности /В.Е.Триодин. СПб: СПбГУП, 2000. — 241 с.
  202. В.В. Клуб как субъект социально-культурной деятельности: ретроанализ /В.В.Туев // Социально-культурная деятельность: Поиски, проблемы, перспективы: Сб. ст. М.: МГУК, 1997 — С. 5−15.
  203. В.В. Социально-культурная деятельность: понятие и предметное поле / В. В. Туев // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование практика: Сб. Кемерово, 2002. — С. 20−34
  204. Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие /Г.Л.Тульчинский, Е. Л. Шекова. 2-е изд., испр. и доп. -СПб.: Лань, 2003.-528 с.
  205. C.B. Корпоративная филантропия в Америке // www.fundraising.ru
  206. A.A. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности / А. А. Тюков // Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.1. C. 48−61.
  207. И.О. Проблемы становления социального партнерства в России /И.О.Тюрина // Профсоюзное пространство современной России / под ред. В. Борисова, С.Кларка. М.: ИСИТО, 2001 .-331 с.
  208. Д. Управление некоммерческими организациями в России /Д.Удвард. М.: Изд. Университет Джона Хопкинса, 1992. — 415 с.
  209. Педагогика / Под. ред. И. Ф. Харламова. М., 1997. — 575 с.
  210. А.И. Коллективный способ обучения. Методика и теория / А. И. Шадрин. Ростов н/Д., 1993. — 347 с.
  211. Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия / Ф. И. Шамхалов. М.: ОАО НПО «Издат-во «Экономика»», 2000.-С. 243.
  212. Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход /Н.В.Шарковская. М.: МГУКИ, 2009. — С. 108.
  213. М.А. Стимулирование социально-культурной активности старшеклассников средствами самодеятельного туризма: дис. канд. пед. наук: 13.00.05. /М.А.Швецова. СПб., 2007. — 226 с.
  214. М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М. А. Шишкина. СПб.: Паллада-Медиа- СЗРЦ «Русич», 2002.-442 с.
  215. Большая Российская энциклопедия / рук. авт. колл. Шахрай С. М. -М., 2001.-456 с.
  216. С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений / С. Н. Щеглова. М.: Профиздат, 1995. — 112 с.
  217. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  218. В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика /В.А.Федоров. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. -С. 265−280.
  219. A.A. Становление и развитие системы социального партнерства в России / А. А. Федулин. М., 1999. — 340 с.
  220. А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура /А.Я.Флиер // ОНС: Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 124−145.
  221. К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение / К.Фопель. М.: Генезиз, 2003. — 272 с.
  222. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж.Пиаже. М., 2007. — Вып. 3. — 147 с.
  223. Г., Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. М.: Изд. Едиториал УРСС, 2005−248 с.
  224. Ф. От социального диалога к социальной безопасности /Ф.Хоффер // Человек и труд. 1999. — № 11. — С. 77−81.
  225. В.М. Маркетинговые модели социокультурного менеджмента /В.М.Чижиков // Актуальные проблемы социокультурного менеджмента. М.: МГУКИ, 2002. С. 69−90.
  226. В.М. Социально-культурное программирование в системе управленческих технологий /В.М.Чижиков // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сб. статей / под ред. Б. Г. Мосалева. М.: МГУКИ, 2004. — С. 57−91.
  227. В.М., Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. М.: МГУКИ, 2008.-С. 305.
  228. А.Н. Связи с общественностью. А. Н. Чумиков. М.: Дело, 2001.-296 с.
  229. В.И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. — 267 с.
  230. С.А. Социальное согласие: утопия или шанс? / С. А. Эфиров. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002. — С. 9.
  231. В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. для вузов / В со-труд. с В. В. Семеновой. -М.: Добросвет, 1999. 596 с.
  232. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 1996. — 96 с.
  233. В.Н. Законодательные основы партнерства НКО с государственными и коммерческими структурами /В.Н.Якимец // Социальное партнерство. -2001. № 11. — С 33−38.
  234. В.Н. Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России /В.Н.Якимец. М.: ИСА РАН. УРСС, 2004.-384 с.
  235. А.Е. Общественное призрение и благотворительность в России / А. Е. Яновский // Россия. Энциклопедический словарь. Л., 1991.-С.421.
  236. Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник /Н.Н.Ярошенко. М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.
  237. Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия / Н. Н. Ярошенко Моск. гос. ун-т. культуры и искусств. Вып. 23. — М.: МГУКИ, 2001. — С.39−83.
  238. Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов /Н.Е.Яценко. СПб. Лань, 1999. — 528 с.
  239. Block S.R. The Academic Discipline of Nonprofit Organization Management: Past, Present and Future. Unpublished doctoral dissertation, University of Colorado, 1987.
  240. Green P. S. Winning PR Tactics. L 1994, P. 224.
  241. Learning the FAQs: Free Education and Training for Nonprofits By M. Gross. Managing Editor Best of the Net for Nonprofit Organizations. http://wvvw.uwnvc.org/technews/v2 n4 a4. html
  242. Mirabella R.M. Wish N.B. University-Based Educational Programs in the Management of Nonpro. t Organizations An Updated Census of U.S.
  243. Programs 11 Public Performance and Management Review. 2001. 25 (1). p 30−41.
  244. Leslie R. Crutchfield, Heather McLeod Grant Forces for Good: The Six Practices of High-Impact Nonprofits (J-B US non-Franchise Leadership 2007 p 336
  245. O’Neill M. Developmental Contexts of Nonprofit Management Education // Nonprofit Management & Leadership. Vol. 16. № 1. Fall, 2005. p 5−7.
  246. Smith J.P. Nonprofit Management Education in the United States. Presentation to the Building Bridges Initiative Conference of the W.K.Kellogg Foundation, Buoenos Aires, Argentina, Okt.7, 1999.
  247. Til.J.V., Hegyesi G. Education and Training in Nonprofit Management: At International Study. Paper Presented to the International Society for the Third Sector Research. Mexico City, July, 1996.
  248. M. Treacy, F. Wiersema The Discipline of Market Leaders. Reading, MA: Addison-Wesley, 1995- Роберт С. Катан, Дейвид П. Нортон. Организация, ориентированная на стратегию. -М.: Изд. ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. 375 с.
  249. Joan Flanagan Successful Fundraising. Руководство по поиску средств. М. Изд. Интер-пресс, 2001. — 357 с.
  250. Joyce Young Fundraising for Non-Profit Groups Руководство no сбору денег с корпораций, фондов, правительства. Спб. Изд. Гриф 1992.-386 с.
  251. Henry A. Rosso and Associates Achieving Exellence in Fund Raising -M. 1992.-467 c.
  252. Norton J. Kiritz Program Planning & Proposal Writing. Изд. The Grantmanship Center (США), 1993.-235 с.
  253. Tiha von Ghyczy, Bolko von Oetinger, and Christopher Bassford. Clausewitz on Strategy: Inspiration and Insight from a Master Strategist -New York: Wiley, 2001.- 399 c.
  254. M. Porter Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York: Free Press, 1985. — 205 c.
  255. M. Porter. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: Free Press, 1980. — 260 c.
Заполнить форму текущей работой