Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Народы Дагестана. 
Этнология (Этнография)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хозяйство лакцев базировалось на горном трехпольном земледелии и животноводстве, основной отраслью которого было отгонное овцеводство. Внешние и местные факторы обеспечили значительный уровень развития ремесла в даргинских селениях. В мужских промыслах лидировали оружейники, медники, ювелиры. Наряду с кубачинцами лакцы создали доминирующий стиль златокузнечества, не только в Дагестане, но… Читать ещё >

Народы Дагестана. Этнология (Этнография) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дагестан, что в переводе означает «страна гор», расположен на западном берегу Каспийского моря. На юге и на западе региона проходят горы Главного Кавказского хребта. Отделившиеся от него поперечные хребты огромной дугой окаймляют Внутренний Дагестан. На севере расположена Прикаспийская низменность. Внутренний Дагестан, в свою очередь, делится на среднегорный, район, насыщенный плато, и высокогорный альпийский. В суровых в погодном отношении горах присутствуют речные долины с участками мягкого климата. Через центральную часть республики протекают р. Терек и Сулак, на юге Самур.

Выделяются три субрегиона, отличающиеся особенностями ХКТ.

Равнинный — земледелие равнинного типа, развитое садоводство, разведение крупного рогатого скота при стойловом содержании, преобладание крупных поселков с домами, имеющими стены из глины, преобладание колесного транспорта, наличие двухкамерной печи для выпечки хлеба из кислого теста и др.

Среднегорный — террасное земледелие с искусственным орошением, отгонно-пастбищное овцеводство. Поселения состоят из двух-трехэтажных каменных домов с плоской кровлей, расположенных амфитеатром. Для перемещения грузов используются сани, запряженные ослами, распространены блюда из вареного теста и бобовых. В этой зоне расположены аулы, являющиеся специализированными центрами ремесла, ремесленники действуют в отхожих промыслах и т. д.

Высокогорный — земледелие на участках иррегулярной формы, альпийское скотоводство, каменные дома, объединенные в поселки, тяготеющие к хребтам. Использование лошадей под вьюк и верховую езду. В пище преобладание изделий из печеного теста, развитие отходничества в виде батрачества и набеговой деятельности и т. д.

Жители засушливых солончаковых степей на севере — ногайцы практиковали кочевое и полукочевое скотоводство с передвижением около источников воды, в соответствии с занятиями был оформлен культурный комплекс — переносное жилище в виде юрты и кибитки на колесах, молочно-мясная диета и т. п.

За исключением последнего комплекса ареалы ХКТ слабо коррелируют с этнической картой Дагестана, для которой типично большое этнолингвистическое разнообразие, большинство из малочисленных народов локализуются в высокогорной зоне, этнические области относительно крупных народов слагаются из участков, относящихся к разным хозяйственно-культурным субрегионам. Верующие всех дагестанских народов, за исключением горских евреев и европейских переселенцев, относятся к мусульманам, в основном, суннитам, на юге представлены приверженцы шиитского ислама.

Народы аваро-андо-цезской общности

Аварцы — самый многочисленный народ Дагестана, занимает центральную часть региона. Этногенез аварцев проходил в условиях горной изоляции и преемственности населения. Большинство аварских селений были организованы в союзы сельских обществ, такие как «бо» (ополчение числом более 20). Селение, входившее в общество, было самостоятельной хозяйственно-политической единицей, базировавшейся на общинной собственности, строгом соблюдении обычаев, наличии самоуправления в виде общего схода мужчин и выбранных старейшин, судей, мусульманского священнослужителя. Земельное и имущественное право базировалось на нормах шариата и местных адатов.

В XIX в. аварское жилище состояло из нескольких помещений, среди которых выделялись два: комната с очагом, где проходила жизнь всей семьи, и комнат с камином, где проходили празднества и торжества. Мужская одежда имела в основе рубаху и штаны, носили также шубу мехом внутрь, со временем стал распространяться общекавказский комплекс с черкеской. Женская одежда была полна локальных, возрастных и социальных особенностей, особенно варьировали головные уборы.

В языковом, социальном, хозяйственном отношении к аварцам близки андийские и цезские народы, занимающие высокогорные районы к западу от этнической территории аварцев. К группе андийских пародов относятся андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндинцы, чамалалы. Цезскую группу образуют цезы, известные также под названием дидойцы, бежтинцы, или капучинцы, гинухцы, гунзибцы, хваршины.

Народы даргинской общности (даргинцы, кайтагцы, кубачинцы). Даргинцы занимают земли в центре Дагестана, что отражено в этнониме, имеющим значение «внутренний». Первое упоминание о даргинцах относится ко времени походов Тамерлана — XIV в. В XII—XIII вв. возникло сильное феодальное владение Кайтагское уцмийство, просуществовавшее до 1860-х гг. Часть даргинцев входила в союзы сельских обществ, крупнейшим из которых было Акуша-Дарго.

Основным занятием было отгонное овцеводство с разведением местных пород, земледелие is горах было однопольным террасным с интенсивным применением удобрений. В предгорьях хозяйство было равнинного типа. Даргинцы культивировали местные урожайные сорта ячменя и пшеницы, горной кукурузы, утраченные в XX в. Население некоторых горных селений почти полностью уходило на отхожие промыслы. Поселения были крупными, нередко объединяющие локальную группу населения, и небольшие отселки, связанные с сельскохозяйственными угодьями. Жилища на равнине были однои двухэтажными, в горах — многоэтажными с плоской кровлей. Обычно выделялась комната с камином, более богато убранная. Традиционная одежда была общеда гестанского типа. У мужчин это были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, шуба, а у женщин — рубаха, штаны, платье, головное покрывало. Кубачинский женский костюм был сложнее, к тому же он включал большое количество ювелирных украшений.

Многие аулы были ремесленными центрами, но особо выделялся Кубани, старинный центр златокузнечества, выработавший собственный ювелирный стиль. Кубачинские изделия получили широкое распространение на Кавказе и за его пределами. Интересным образцом искусства являются так называемые «кайтагские вышивки», происхождение которых связано с использованием образцов узоров на шелке из разных стран.

Лакцы (устаревшее наименование «казикумухцы»), живут в центральной части Нагорного Дагестана. С середины XX в. часть лакцев проживает в равнинных районах Дагестана по соседству с чеченцами-аккинцами. Лакцы представляют собой наследников местного населения. В XV- XVI вв. в числе самых сильных государств Дагестана было Казикумухское шамхальство, просуществовавшее в различных формах до 1860 г.

Хозяйство лакцев базировалось на горном трехпольном земледелии и животноводстве, основной отраслью которого было отгонное овцеводство. Внешние и местные факторы обеспечили значительный уровень развития ремесла в даргинских селениях. В мужских промыслах лидировали оружейники, медники, ювелиры. Наряду с кубачинцами лакцы создали доминирующий стиль златокузнечества, не только в Дагестане, но и в местах отходничества в других районах Кавказа. Особый феномен представляло собой женское гончарство аула Балхар. Лачки занимались также выделкой паласов, войлочных кошм с валяным узором. В XIX в. получило развитие золотошвейное дело.

Для поселений лакцы выбирали места, непригодные для хозяйственной деятельности, скальные выходы, горные гребни. В XX в. пятно застройки селений распространилось и на пологую часть склона. Каждое селение имело рядом источник воды, или накопительный бассейн для дождевой или талой воды, и ровные места для вспашки. Большинство селений состояли из кварталов, разросшихся на месте поселений родственников. Наиболее ранним типом жилища был дом в один этаж, задней частью врезанный в скалу. Для XIX в. был типичен двухи трехэтажный многокомнатный дом, в котором жизнь сосредотачивалась в помещении с очагом и обогреваемой лежанкой.

Традиционный костюм представлял вариации, бытовавшие относительно общедагестанского комплекса одежды.

У лакцев рано выделилась семья, состоявшая из брачной пары с родителями и детьми, но сохранялась до начала XX в. большая отцовская семья. Особое значение имел тухум — объединение родственников по мужской линии. На местах власть осуществлялась мужским сходом и советом старейшин («честными мужчинами»), действовавшими посредством выбранных исполнителей. В землепользовании нормы мусульманского права имели особое значение.

Были признаны исламские нормы поведения, они сочетались с адатными (обычное право) нормами и традиционными бытовыми правилами. В бытовом исламе сохранялись компоненты древних культов, примером чему может служить народная медицина и фольклорные сюжеты о чудесах, творившихся местными святыми, в том числе знаменитыми проповедниками. В обществах велись местные хроники на арабском языке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой