Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая структура субъективности как личностного свойства педагога

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. В соответствии с поставленными целями и исходя из представлений о предмете исследований, для решения поставленных задач, использовались следующие методы и методики: беседа интервью) с педагогами по специально разработанным схемам для выявления психологических особенностей субъектности у учителейнаблюдение реального поведения и взаимоотношений педагоговоригинальный авторский… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Анализ литературы и пановка проблемы ледования
    • 1. 1. Методологичие проблемы изучениябъектни в хологии
    • 1. 2. Субъектнь как личнноеово педагога
    • 1. 3. Структурный анализбъектни педагога
  • Глава 2. Стратегия пановки эеримента и методы ледования
    • 2. 1. Принципы диагникибъектни педагога как личнногоова
    • 2. 2. Методы изученияруктурыбъектни педагога
    • 2. 3. Коруирование оприка по изучениюруктурыбъектни педагога
  • Глава 3. Эериментальное ледованиеруктурыбъектни педагога
    • 3. 1. Верификация оприка по изучениюруктурыбъектни педагога
    • 3. 2. Коруктная валиднь оприка для изученияруктурыбъектни педагога
    • 3. 3. Особенности структуры субъектности педагога.c.l

Психологическая структура субъективности как личностного свойства педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Для нашего времени характерны процессы изменения всех сфер жизнедеятельности человека. Особенно динамичны эти преобразования в тех областях человеческой практики, которые непосредственно связаны с взаимодействием людей. В первую очередь, это актуально для сферы образования, где приоритетным становится развитие личностных особенностей человека, позволяющих ему жить в меняющемся мире и преобразовывать себя в нем.

В отечественной психологии накоплен богатый материал, связанный с рассмотрением человека как субъекта деятельности (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б. Г., Брушлинский А. В., Волкова Е. Н., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Слободчиков В. И., Чудновский В. Э. и др.). Ведущая способность субъекта — это способность к взаимообусловленным преобразованиям себя и широкой окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений .

Особенно актуально изучение субъектности педагога, от профессионализма которого во многом зависят возможности развития ребенка. Изучение особенностей педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность качественных изменений в личности самого учителя и в личности его воспитанников (Берне Р., Глассер У., Дубровина И. В., Маркова А. К., Митина Л. М., Орлов А. Б., Роджерс К.).

Анализ исследований особенностей субъектности и его специфики у педагога (Анциферова Л.И., Асмолов А. Г., Брушлинский А. В., Давыдов В. В., Каган М. С., Осницкий А. К., Петровский В. А., Слободчиков В. И., Татенко В. А, Цукерман Г. А., Щербакова Т. Н., Эткинд A.M., Якиманская И.С.) дает возможность говорить о разных подходах в определении содержания данного личностного свойства.

Методологической основой нашего исследования является концепция субъектности педагога, разрабатываемая Е. Н. Волковой, в которой субъектность понимается через категорию отношения человека к себе как к деятелю. Волковой Е. Н. описаны характеристики субъектности, тем не менее рассмотрение вопроса о структуре субъектности и доминантности ее компонентов, обуславливающих профессионализм педагога, является не достаточно изученным.

Объект исследования: субъектность как личностное свойство педагога.

Предмет исследования: структура субъектности педагога.

Цель исследования — выявить компоненты структуры субъектности педагога и раскрыть характер взаимосвязей между ними.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что структура личностного свойства субъектности имеет свою специфику в зависимости от профессиональной деятельности человека. В структуру субъектности педагога входят и являются важными следующие компоненты: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и отвественность за него, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого, саморазвитие. Детерминантой структуры субъектности педагога является характеристика активности.

Для проверки гипотезы и исходя из цели работы, были определены следующие задачи исследовния:

— изучить литературу по проблеме субъектности и выявить степень разработанности проблемы субъектности педагога как личностного свойства на уровне операционализации и верификации;

— разработать методический комплекс для диагностики структуры субъектности педагога;

— экспериментально изучить структуру субъектности педагога и провести анализ содержания ее компонентов в зависимости от возраста и стажа педагогической деятельности.

— провести сравнительный анализ структуры субъектности педагога и представителей других профессий.

Экспериментальная база. В исследовании приняли участие 356 преподавателей школ города Нижнего Новгорода и области, а также 65 представителей других профессий (инженеры, экономисты, риэлтеры, секретари-референты, рабочие Горьковского автомобильного завода, предприниматели).

Методы исследования. В соответствии с поставленными целями и исходя из представлений о предмете исследований, для решения поставленных задач, использовались следующие методы и методики: беседа интервью) с педагогами по специально разработанным схемам для выявления психологических особенностей субъектности у учителейнаблюдение реального поведения и взаимоотношений педагоговоригинальный авторский опросник по диагностике структуры субъектности педагогатест базисного интеллекта Р. Кетелламодифицированная методика В. Т. Козловой (ММК) — шкала интернального — экстернального контроля Дж. Роттераметодика Н. В. Стамбуловой по диагностике волевых качествопросник А. Меграбианаличностный опросник Г. Айзенка. Положения, выносимые на защиту.

1. Субъектность педагога имеет четырехфакторную структуру:

— сознательная творческая активность, включающая в себя осознание собственной активности, свободы выбора и отвественности за него, саморазвития;

— способность к рефлексии;

— осознание собственной уникальности;

— понимание и принятие другого, который в той или иной мере представлены у каждого учителя.

2. Фактор сознательной творческой активности является детерми-нантой субъектности педагога и представляет инвариантную ее часть. Факторы: способность к рефлексии, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого являются вариативными компонентами структуры и предстают в индивидуальном своеобразии для каждого человека, наполняя содержание субъектности, в зависимости от сочетания между собой и фактором сознательной творческой активности разными смыслами.

3. Изменение структуры субъектности педагога происходит в зав симости от процесса становления учителя в профессии: чем больше стаж педагогической работы и возраст учителя, тем больше он относится к себе как к ценности и субъекту собственной профессиональной деятельности и относится к ученику как к ценности и субъекту его учебной деятельности.

4. Для диагностики структуры субъектности педагога необходим целостный методический комплекс, включающий в себя: наблюдение реального поведения и взаимоотношений, беседу, личностный опросник, проективные методики, который позволяет определить многообразие проявлений субъектности у учителя.

Научная новизна и теоретическая значимость работы. Впервые в качестве предмета исследования в данной работе выступает структура субъектности педагога. Разработан методический комплекс, который позволяет изучать субъектность учителя как целостное образование его личности. Сконструирован и верифицирован опросник по изучению структуры субъектности педагога. Установлена четырехфакторная структура субъектности как личностного свойства педагога. Выявлена зависимость структуры субъектности от возраста учителя и стажа педагогической деятельности.

Практическая значимость работы определяется тем, что исследуемые в ней вопросы непосредственно связаны с совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школах и педагогических вузах. Результаты исследования раскрывают некоторые закономерности становления личности учителя-профессионала и могут быть использованы для диагностики эффективности профессиональной деятельности учи телей. Полученные материалы могут быть использованы при разработке учебных курсов по педагогической психологии для педагогов и практических психологов, при подготовке и повышении их квалификации, а также для практической работы психологов с педагогическим коллективом школ или конкретным учителем. Изучение и развитие субъектности педагогов представляет собой одно из направлений деятельности психологической службы школы.

Апробация работы. Результаты исследования апробированы при обсуждении их на заседании лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института Российской Академии Образования и кафедры психологии Нижегородского института развития образования, а также в выступлениях автора на педагогических советах школ, где проводилось исследование и методических семинарах Департамента образования и науки г. Н.Новгорода. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональных научно-практических семинарах и конференциях (Н.Новгород, 1996, 1997, 1998).

Материалы диссертации использовались при разработке региональных образовательных программ «Психологическое здоровье учителя» и «Развитие учителя как субъекта педагогической деятельности «. Материалы исследования вошли в содержание курсов по психологии учителя для студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. М.Горького, курсов повышения квалификации практических психологов и педагогов в Нижегородском институте развития образования.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты исследования, представленью в таблицах 5−7, сравнивались с литературными данными [81]. гтг4* /*¦

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Гипотеза нашего исследования была связана с предположением о том, что структура личностного свойства субъектности имеет свою специфику в зависимости от профессиональной деятельности человека. В структуру субъектности педагога входят и являются важными следующие компоненты: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и отвест-венность за него, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого, саморазвитие. Детерминантой структуры субъектности педагога является характеристика активности.

Проведенное исследование подтверждает гипотезу в той ее части, которая определяет детерминантой субъектности педагога его сознательную творческую активность.

Л.И.Божович рассматривая условия становления личности, называла активность важнейшим фактором развития [ 23 ]. Наше исследование показывает, что не только в детстве, но и в зрелом возрасте, в профессиональной деятельности характеристика активности остается приоритетной. Но для учителя важна не просто активность, а разумная и ответственная деятельная позиция. В этом случае учитель создает для изменения, развития и становления не только себя, но и личности своих учеников, обнаруживая тем самым атрибуты субъектности в себе и своих учениках.

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Субъек тность педагога имеет четырехфак горную с труктуру :

— сознательная творческая активность,.

— способность к рефлексии,.

— осознание собственной уникальности,.

— понимание и принятие другого.

2. Детерминантой структуры субъектности педагога является фактор сознательной творческой активности, представляющий ее инвариантную часть. Факторы: «способность к рефлексии», «осознание собственной уникальности», «понимание и принятие другого» являются вариативными компонентами структуры и предстают в индивидуальном своеобразии для каждого человека, наполняя содержание субъектности, в зависимости от сочетания между собой и фактором сознательной творческой активности, разными смыслами.

3. Изменение структуры субъектности педагога происходит в связи с становлением в профессии: чем старше учитель, чем больше стаж педагогической работы, тем больше учитель относится к себе как ценности и субъекту своей профессиональной деятельности и ученику как ценности и субъекту его собственной ученической деятельности. Этому изменению способствует связь между факторами сознательной творческой активности и понимания и принятия другого. Поэтому фактор «Понимание и принятие другого» является дифференцирующим компонентом структуры субъектности педагога.

4. Разработанный и стандартизированный опросник позволяет получить стандартизированную информацию о структуре субъектности учителя и определяет установочные тенденции учителя быть субъектным. Фактор структуры субъектности педагога «понимание и принятие другого'» не диагностируется разработанным опросником, но определяется с помощью метода наблюдения и проективных методик.

5. Исследование показало, что структура субъектности представителей других профессий имеет свои особенности. Поэтому изучение субъектности в других профессиональных областях требует создания оригинальных диагностических средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — М., 1996.
  2. К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
  3. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психолгической концепции С.Л.Рубинштейна//Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания, материалы к 100-летию со дня рождения. М., 1989.-С. 10−61.
  4. Абульханово-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997.
  6. .Г. Психологическая структура человека как субъек-та//Человек и общество. Л., 1967. — Вып. II. — С.235−249.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания/Под ред. А.А. Бо-далева. М.-Воронеж, 1996.
  8. А. Психологическое тестирование. М., 1982. — Т1.
  9. А. Психологическое тестирование. М., 1982. — Т.2.
  10. Л.И. Психология формирования и развития личности/Человек в системе наук. М., 1989. — С.426−434.
  11. Т.И. Проблема способностей: личностный ас-пект//Психологический журнал. 1984. — № 3. — С. 50−56.
  12. В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.
  13. В.Г. О диалектике детерминации психического//Принцип развития в писхологии. М., 1978.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.
  15. А.Г. Психология индивидуальности (Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе). М., 1986.
  16. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике разви-тия)//Волр. психологии. — 1992. -№ 1−2. — С.6−13.
  17. М.М. Философия поступка//Философия и социология науки и техники. М., 1986.
  18. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  19. . Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971.
  20. В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
  21. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  22. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  24. О.Р. Выявление особенностей семантики и динамики образа человека прямыми и косвенными методиками: Дисс. канд. психол. наук.-М., 1986.
  25. Е.М. Современные тенденции развития психодиагности-ки//Прикладная психология. 1997. — № 1. — С.64−71.
  26. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
  27. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  28. А.В. Проблема субъекта в психологической науке// Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 6. — С.3−12.
  29. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
  30. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.31 .Введение в психодиагностику/Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М., 1997.
  31. Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. М., 1992.
  32. Е.Н. Психологические критерии оценки профессионализма пе-дагога//Становление личности и проблемы обучения. Н. Новгород, 1994.
  33. Е.Н. Психологические аспекты субъектности учителя. -Н.Новгород. 1997.
  34. Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ. -Н.Новгород, 1997.
  35. Е.Н. Субъектность педагога: теория и прктика. Н. Новгород, 1998.
  36. Е.Н., Пробылова B.C. Особенности внутреннего контроля «типичного» учителя/Шедагогическое обозрение. № 4. — 1995. — С.83−86.
  37. П.Я. О возможности построения объективной психологии //Вопросы психологии. 1987. -№ 6. -С. 174−175.
  38. Ю.З. Проблема теоретического обоснования предмета испытаний при разработке психологических тестов//Вопросы психологии. -1982.-С.9−39.
  39. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
  40. У. Школы без неудачников. М., 1991.
  41. Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонно-стям//Психологический журнал. № 4. — 1989.
  42. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
  43. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учите-ля//Вопросы психологии. № 1. — 1975.
  44. Н.Э. Личностный подход в процессе активного обучения школьников иностранному языку: Дис. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. С-Петербург. — 1998.
  45. В.В. Субъект и объект в психологии. С-Петербург, 1994.
  46. Е.В. Стиль педагогического общения глазами психоло-га//Педагогическое обозрение. № 3. — 1995. — С.50−55.
  47. И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия. — 1994.
  48. В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990.
  49. Э.Н. Образование личности. М., 1994.
  50. В.В. Психология развивающего обучения. М., 1986.
  51. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершие профессионализма. М., 1993.
  52. В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
  53. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.
  54. И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики. М., 1991.
  55. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.- Псков, 1994.
  56. М.С. Мир общения. М., 1988.
  57. М. С. Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество //Вопросы психологии. -1988. -№ 4. С.25−34.
  58. Кан Калик В. А. Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования//Вопросы психологии. — 1985.- № 4. С.9−16.
  59. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
  60. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986.
  61. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Дисс. докт. психол. наук. М., 1991.
  62. С.В. Учитель ученик. — М., 1984.
  63. А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации//Вопр. психологии. 1990. — № 3. — С. 17−25.
  64. Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. -1988.
  65. С.В., Мухаматулина Е. А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1994.
  66. В.А. Вопросы психологических способностей. М., 1973.
  67. Н.В. Очерки психологического труда учителя. Ленинград, 1964.
  68. Н.В. Оценка деятельности и личности учителя учащимися старших классов и руководителями школ//Человек и общество. Л., 1968. -Вып. III. -С.206−213.
  69. Н.В. Уровни педагогических способностей и проблемы социальной перцепции//Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
  70. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Ленинград, 1985.
  71. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
  72. Н.В., Реан А. А. Профессинализм педагогической деятельности. С-Петербург, Рыбинск, 1993.
  73. Л.В. Введение в психологическое исследование. С-Петербург, 1994.
  74. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. С-Петербург, 1996.
  75. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Политиздат, 1975.
  76. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  77. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отноше-ний//Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.
  78. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/Под ред. Кудряшова А. Ф. Петрозаводск, 1992.
  79. К.Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993.
  80. С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми/Актуальные проблемы практической психологии: Межвуз. сб. С-Петербург, 1992.
  81. С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. С-Петербург: Образование, 1997.
  82. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя.//Советская педагогика. № 8. — 1990. — С.82−88.
  83. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  84. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  85. К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т.42. — С.93.
  86. К. Проективный рисунок человека. М., 1996.
  87. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
  88. Митина J1.M. Формирование профессионального самосознания учите-ля//Вопросы психолоии. 1990. — № 3. — С.58−64.
  89. Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  90. Митина J1.M. Психология профессионального развития учителя: Дис. докт. психол. наук. М., 1995.
  91. Моделирование педагогических ситуаций//Под ред. Ю. Н. Кулюткина., Г. С. Сухобской. М&bdquo- 1981.
  92. К. Психология отвественности. J1., 1983.
  93. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии/Хрестоматия по психологии. М., 1987. — С. 146−152.
  94. Р.С. Психология. ML, 1995. — Т.З.
  95. Образование педагога/Под ред. Е. Н. Волковой. Чебоксары, 1997.
  96. Общая психодиагностика/Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М., 1987.
  97. В.Б. Практическая психология для учителя. М., 1994.
  98. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя//Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 16−26.
  99. А.Б. Психологические центрации в профессиональной деятельности учителя//Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М&bdquo- 1989.-С.52−56.
  100. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
  101. А.К. Проблемы исследования субъективной активности //Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.5−19.
  102. С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
  103. Петровская J1.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
  104. В.А. Принцип субъектности в психологическом исследо-вании//Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 15−30.
  105. В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Дисс. на соиск. ученой степени докт. психол. наук. М., 1993.
  106. К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
  107. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  108. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. -М.:ТЦ «Сфера», 1997.
  109. Психодиагностика: Теория и практика. М.: Прогресс, 1986.
  110. Психологическая диагностика детей и подростков/Под ред. К.М. Гу-ревича, Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия. -1995.
  111. Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. -М., 1987.
  112. А.А., Баранов А. А. Факторы сгрессоустойчивости учите-лей//Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С.45−54.
  113. Е.С. Потемкина. О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
  114. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 226,303−315.
  115. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  116. С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976.
  117. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
  118. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. 120. Седов А. В. Учитель в историческом измерении //Тезисы юбилейной конференции «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и пе-респективы «. — Н. Новгород, 1998.
  119. В.И. Вопросы теории и диагностики психического раз-вития//Вопросы психологии. 1982. — № 1 — С.19−28.
  120. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Диес. на соиек. учен, степени докт. психол. наук. М., 1994.
  121. В. И. Исаев Е.И. Психология человека (Введение в психологию субъективности). М.: Школа-Пресс, 1995.
  122. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997.
  123. Л.Н. Пособие по применению MMPI. М., 1971.
  124. Современный философский словарь/Под ред. В. Е. Кемерова. М., Бишкек, Екатеринбург, 1996.
  125. В.И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения//Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С.98−130.
  126. Э. Психодиагностика. Психологическая теория и практика общения. М., 1984.
  127. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972.
  128. В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадиг-мы//Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 3.
  129. Теория и практика психолого-педагогического обеспечения модели общего образования «Экология и диалектика"/Под ред. Л. В. Тарасова. -М., 1993.
  130. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
  131. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  132. Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  133. Г. Современный факторный анализ. М., 1972.
  134. Л. Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). С-Петербург: Питер Пресс, 1997.
  135. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М. — Рига, 1995.
  136. Г. Ю. Учительство в социальной структуре изменяющегося общества//Тезисы юбилейной конференции «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и переспективы». Н. Новгород, 1998.
  137. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М., 1986.
  138. В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.
  139. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  140. В.Д. Духовные способности. М., 1996.
  141. Шванцара Й и др. Диагностика психического развития. М., 1978.
  142. Т. Социальная психология. М., 1998.
  143. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. -М.: МГУ, 1983.
  144. Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя: Дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. Рос-тов-наДону, 1994.
  145. Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. — С.3−13.
  146. A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами/Социально-психологические исследования в психоневрологии. Ленинград. — 1980. — С. 110−114.
  147. И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников.//Вопросы психологии. 1994. -№ 2. — С.64−76.
  148. Ericson Е.Н. The life cycle completed/ New York: Norton., 1982. P.67−70.
  149. Fullon M., Hargreaves A. What is worth fighting for in your school? -Open Uviversity Press. Ontario Public School Teachers Federation. 1997.
  150. Holt John. Instead of Edieation. Ways to Help Peopl Do Things Better. -N.Y., E. P. Dutton LCo, 1976.
  151. Rogers C.R. Freadom to learn for the 80's Columbus, Toronto, London, Sydney, 1983.
Заполнить форму текущей работой