Психологическая структура субъективности как личностного свойства педагога
Диссертация
Методы исследования. В соответствии с поставленными целями и исходя из представлений о предмете исследований, для решения поставленных задач, использовались следующие методы и методики: беседа интервью) с педагогами по специально разработанным схемам для выявления психологических особенностей субъектности у учителейнаблюдение реального поведения и взаимоотношений педагоговоригинальный авторский… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Анализ литературы и пановка проблемы ледования
- 1. 1. Методологичие проблемы изучениябъектни в хологии
- 1. 2. Субъектнь как личнноеово педагога
- 1. 3. Структурный анализбъектни педагога
- Глава 2. Стратегия пановки эеримента и методы ледования
- 2. 1. Принципы диагникибъектни педагога как личнногоова
- 2. 2. Методы изученияруктурыбъектни педагога
- 2. 3. Коруирование оприка по изучениюруктурыбъектни педагога
- Глава 3. Эериментальное ледованиеруктурыбъектни педагога
- 3. 1. Верификация оприка по изучениюруктурыбъектни педагога
- 3. 2. Коруктная валиднь оприка для изученияруктурыбъектни педагога
- 3. 3. Особенности структуры субъектности педагога.c.l
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — М., 1996.
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
- Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психолгической концепции С.Л.Рубинштейна//Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания, материалы к 100-летию со дня рождения. М., 1989.-С. 10−61.
- Абульханово-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъек-та//Человек и общество. Л., 1967. — Вып. II. — С.235−249.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания/Под ред. А.А. Бо-далева. М.-Воронеж, 1996.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. — Т1.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. — Т.2.
- Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности/Человек в системе наук. М., 1989. — С.426−434.
- Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный ас-пект//Психологический журнал. 1984. — № 3. — С. 50−56.
- Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.
- Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического//Принцип развития в писхологии. М., 1978.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности (Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе). М., 1986.
- Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике разви-тия)//Волр. психологии. — 1992. -№ 1−2. — С.6−13.
- Бахтин М.М. Философия поступка//Философия и социология науки и техники. М., 1986.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Битинас Б. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Бондаренко О.Р. Выявление особенностей семантики и динамики образа человека прямыми и косвенными методиками: Дисс. канд. психол. наук.-М., 1986.
- Борисова Е.М. Современные тенденции развития психодиагности-ки//Прикладная психология. 1997. — № 1. — С.64−71.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке// Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 6. — С.3−12.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.31 .Введение в психодиагностику/Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М., 1997.
- Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. М., 1992.
- Волкова Е.Н. Психологические критерии оценки профессионализма пе-дагога//Становление личности и проблемы обучения. Н. Новгород, 1994.
- Волкова Е.Н. Психологические аспекты субъектности учителя. -Н.Новгород. 1997.
- Волкова Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ. -Н.Новгород, 1997.
- Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и прктика. Н. Новгород, 1998.
- Волкова Е.Н., Пробылова B.C. Особенности внутреннего контроля «типичного» учителя/Шедагогическое обозрение. № 4. — 1995. — С.83−86.
- Гальперин П.Я. О возможности построения объективной психологии //Вопросы психологии. 1987. -№ 6. -С. 174−175.
- Гильбух Ю.З. Проблема теоретического обоснования предмета испытаний при разработке психологических тестов//Вопросы психологии. -1982.-С.9−39.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
- Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.
- Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонно-стям//Психологический журнал. № 4. — 1989.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учите-ля//Вопросы психологии. № 1. — 1975.
- Горохова Н.Э. Личностный подход в процессе активного обучения школьников иностранному языку: Дис. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. С-Петербург. — 1998.
- Горшкова В.В. Субъект и объект в психологии. С-Петербург, 1994.
- Григорьева Е.В. Стиль педагогического общения глазами психоло-га//Педагогическое обозрение. № 3. — 1995. — С.50−55.
- Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия. — 1994.
- Гришин В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. М., 1994.
- Давыдов В.В. Психология развивающего обучения. М., 1986.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершие профессионализма. М., 1993.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики. М., 1991.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.- Псков, 1994.
- Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
- Каган М. С. Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество //Вопросы психологии. -1988. -№ 4. С.25−34.
- Кан Калик В. А. Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования//Вопросы психологии. — 1985.- № 4. С.9−16.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
- Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986.
- Ковалев Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Дисс. докт. психол. наук. М., 1991.
- Кондратьева С.В. Учитель ученик. — М., 1984.
- Комьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации//Вопр. психологии. 1990. — № 3. — С. 17−25.
- Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. -1988.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е. А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1994.
- Крутецкий В.А. Вопросы психологических способностей. М., 1973.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологического труда учителя. Ленинград, 1964.
- Кузьмина Н.В. Оценка деятельности и личности учителя учащимися старших классов и руководителями школ//Человек и общество. Л., 1968. -Вып. III. -С.206−213.
- Кузьмина Н.В. Уровни педагогических способностей и проблемы социальной перцепции//Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Ленинград, 1985.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессинализм педагогической деятельности. С-Петербург, Рыбинск, 1993.
- Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. С-Петербург, 1994.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. С-Петербург, 1996.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Политиздат, 1975.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отноше-ний//Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/Под ред. Кудряшова А. Ф. Петрозаводск, 1992.
- Любутин К.Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993.
- Макшанов С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми/Актуальные проблемы практической психологии: Межвуз. сб. С-Петербург, 1992.
- Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. С-Петербург: Образование, 1997.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя.//Советская педагогика. № 8. — 1990. — С.82−88.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т.42. — С.93.
- Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
- Митина J1.M. Формирование профессионального самосознания учите-ля//Вопросы психолоии. 1990. — № 3. — С.58−64.
- Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Митина J1.M. Психология профессионального развития учителя: Дис. докт. психол. наук. М., 1995.
- Моделирование педагогических ситуаций//Под ред. Ю. Н. Кулюткина., Г. С. Сухобской. М&bdquo- 1981.
- Муздыбаев К. Психология отвественности. J1., 1983.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии/Хрестоматия по психологии. М., 1987. — С. 146−152.
- Немов Р.С. Психология. ML, 1995. — Т.З.
- Образование педагога/Под ред. Е. Н. Волковой. Чебоксары, 1997.
- Общая психодиагностика/Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М., 1987.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителя. М., 1994.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя//Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 16−26.
- Орлов А.Б. Психологические центрации в профессиональной деятельности учителя//Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М&bdquo- 1989.-С.52−56.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности //Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.5−19.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
- Петровская J1.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
- Петровский В.А. Принцип субъектности в психологическом исследо-вании//Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 15−30.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Дисс. на соиск. ученой степени докт. психол. наук. М., 1993.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
- Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. -М.:ТЦ «Сфера», 1997.
- Психодиагностика: Теория и практика. М.: Прогресс, 1986.
- Психологическая диагностика детей и подростков/Под ред. К.М. Гу-ревича, Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия. -1995.
- Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. -М., 1987.
- Реан А.А., Баранов А. А. Факторы сгрессоустойчивости учите-лей//Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С.45−54.
- Романова Е.С. Потемкина. О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 226,303−315.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. 120. Седов А. В. Учитель в историческом измерении //Тезисы юбилейной конференции «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и пе-респективы «. — Н. Новгород, 1998.
- Слободчиков В.И. Вопросы теории и диагностики психического раз-вития//Вопросы психологии. 1982. — № 1 — С.19−28.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Диес. на соиек. учен, степени докт. психол. наук. М., 1994.
- Слободчиков В. И. Исаев Е.И. Психология человека (Введение в психологию субъективности). М.: Школа-Пресс, 1995.
- Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997.
- Собчик Л.Н. Пособие по применению MMPI. М., 1971.
- Современный философский словарь/Под ред. В. Е. Кемерова. М., Бишкек, Екатеринбург, 1996.
- Степанский В.И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения//Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С.98−130.
- Стоуне Э. Психодиагностика. Психологическая теория и практика общения. М., 1984.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972.
- Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадиг-мы//Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 3.
- Теория и практика психолого-педагогического обеспечения модели общего образования «Экология и диалектика"/Под ред. Л. В. Тарасова. -М., 1993.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
- Харман Г. Современный факторный анализ. М., 1972.
- Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). С-Петербург: Питер Пресс, 1997.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М. — Рига, 1995.
- Чибилева Г. Ю. Учительство в социальной структуре изменяющегося общества//Тезисы юбилейной конференции «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и переспективы». Н. Новгород, 1998.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М., 1986.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
- Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.
- Шванцара Й и др. Диагностика психического развития. М., 1978.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1998.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. -М.: МГУ, 1983.
- Щербакова Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя: Дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. Рос-тов-наДону, 1994.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. — С.3−13.
- Эткинд A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами/Социально-психологические исследования в психоневрологии. Ленинград. — 1980. — С. 110−114.
- Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников.//Вопросы психологии. 1994. -№ 2. — С.64−76.
- Ericson Е.Н. The life cycle completed/ New York: Norton., 1982. P.67−70.
- Fullon M., Hargreaves A. What is worth fighting for in your school? -Open Uviversity Press. Ontario Public School Teachers Federation. 1997.
- Holt John. Instead of Edieation. Ways to Help Peopl Do Things Better. -N.Y., E. P. Dutton LCo, 1976.
- Rogers C.R. Freadom to learn for the 80's Columbus, Toronto, London, Sydney, 1983.