Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка и применение алгоритмов и математических моделей в автоматизированной системе управления доводкой стали в ковше

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанные алгоритмы и математические модели внедрены в промышленную эксплуатацию в составе модернизированной системы управления установками продувки стали азотом электросталеплавильного цеха № 2 ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат». Экономический эффект от внедрения составил 1 089 766 тыс. руб. (в ценах 1997г). По результатам натурно-модельного и натурного исследования процесса внепечной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ВНЕПЕЧНОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛИ
    • 1. 1. Анализ технологии внепечной обработки стали и возможностей ав- 7 томатизации
    • 1. 2. Состояние и перспективы развития алгоритмизации технологических процессов производства стали
    • 1. 3. Формирование направления научных исследований и разработок
      • 1. 3. 1. Задача математического моделирования вынужденного конвективного тепло-массопереноса в сталь-ковше
      • 1. 3. 2. Задача математического моделирования свободного конвективного тепло-массопереноса в сталь-ковше
      • 1. 3. 3. Алгоритмизация учета текущего состояния фурмы для оценки координатных возмущений объекта
      • 1. 3. 4. Алгоритмизация назначения ферросплавов при доводке расплава в ковше
    • 1. 4. Выводы
  • 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СВОБОДНОГО И ВЫНУЖДЕННОГО КОНВЕКТИВНОГО ТЕПЛО- И МАССООБ-МЕНАВКОВШЕ
    • 2. 1. Универсальный подход к моделированию свободного и вынужденного конвективного тепло-массообмена
    • 2. 2. Моделирование осесимметричного вынужденного конвективного тепло-массообмена в ковше
    • 2. 3. Моделирование свободного конвективного тепло-массообмена в ковше со сталью
    • 2. 4. Моделирование массопереноса в ковше на примере вдувания порошкообразного материала
    • 2. 5. Моделирование асимметричного вынужденного конвективного тепло- массообмена в ковше
    • 2. 6. Проверка адекватности математических моделей конвективного теплопереноса
    • 2. 7. Выводы
  • 3. АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА ВНЕПЕЧНОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛИ В КОВШЕ
    • 3. 1. Алгоритм назначения ферросплавов в ковш
    • 3. 2. Алгоритмы управления продувкой стали в ковше
      • 3. 2. 1. Алгоритм оценки состояния продувочной фурмы
      • 3. 2. 2. Алгоритм распознавания свищей продувочной фурмы
    • 3. 3. Структура автоматизированной системы управления внепечной обработкой стали
    • 3. 4. Выводы
  • 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ КОНВЕКТИВНОГО ТЕПЛО- МАССООБМЕНА
    • 4. 1. Поведение гидродинамических и тепловых процессов при продувке стали в ковше в случае осесимметричной продувки
    • 4. 2. Массоперенос в ковше при вдувании порошкообразного ферросилиция
    • 4. 3. Поведение гидродинамических и тепловых процессов при продувке стали в ковше в случае асимметричной продувки
    • 4. 4. Выводы
  • ВЫВОДЫ

Разработка и применение алгоритмов и математических моделей в автоматизированной системе управления доводкой стали в ковше (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Постоянно возрастающие требования к снижению материальных и энергетических затрат на производство стали могут быть реализованы за счет оптимизации процессов производства стали, предотвращения возникновения внештатных и аварийных ситуаций. Важную роль при этом имеет разработка и внедрение в технологический процесс автоматизированных систем управления с использованием математического моделирования.

Особенность работы состоит в комплексном рассмотрении одного из процессов производства стали — внепечной обработки стали в ковше. При этом объект автоматизации и исследования рассматривается как сложный нелинейный объект с распределенными параметрами, реализация задач автоматизации которого требует разработки численно-аналитических методик, инструментальных систем расчета и моделирования.

Цель работы.

Разработка и создание программного обеспечения для оценки, отображения текущего состояния объекта управления, расчета и выдачи рекомендаций технологическому персоналу по управлению процессом внепечной обработки стали в ковше, прогнозирования состояния расплава. Исследование влияния различных режимов ведения процесса на тепломассоперенос в ковше с расплавом. Разработка алгоритмов оценки состояния и управления процессом внепечной обработки.

Научная новизна.

1. Разработан новый комбинированный алгоритм управления доводкой металла в ковше, использующий математические модели свободного и вынужденного теплопереноса в расплаве и оценки текущего состояния продувочной фурмы.

2. С использованием математической модели теплопереноса исследовано влияние асимметричности расположения и состояния продувочной фурмы в ковше на гомогенизацию расплава.

3. Разработан новый способ оперативной оценки состояния продувочной фурмы (степени ее заметалливания и укорочения) в процессе продувки стали в ковше, основанный на анализе временной зависимости давления газа перед фурмой. Предложен алгоритм управления продувкой стали при постоянном и переменном положении продувочной фурмы на основе оперативной оценки ее состояния.

4. Разработан обобщенный алгоритм назначения масс раскислителей и легирующих для корректировки химического состава стали при ее диффузионном раскислении (с подачей кусковых ферросплавов на шлак) и при прямом раскислении (со вводом порошковых ферросплавов непосредственно в металл).

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается:

— удовлетворительной сходимостью результатов, полученных расчетными (математическое моделирование) и экспериментальными методами;

— высокой эффективностью предложенных технологических разработок, подтвержденных результатами промышленных исследований.

Практическая значимость.

С использованием математического моделирования проведено исследование процессов теплопереноса при сливе металла в ковш, поведения расплава в ковше в межоперационный период и во время продувки газом и порошкообразным ферросилицием, на основании которого даны рекомендации по режиму продувки, обеспечивающему качественную гомогенизацию расплава.

Установлено влияние укорочения и заметалливания продувочной фурмы на качество перемешивания расплава, найдены предельно допустимые значения укорочения и заметалливания, при достижении которых нарушается процесс гомогенизации стали.

Внесены изменения в действующую технологическую инструкцию, касающиеся порядка смены продувочных фурм и нормативной длительности продувки.

Предложенные алгоритмы назначения масс ферросплавов, оценки текущего состояния фурмы, управления продувкой стали, математические модели процессов тепло-массопереноса в ковше доведены до уровня рабочих программ и применимы к ряду подобных технологий внепечной обработки стали.

Результаты исследований и предложенные алгоритмы внедрены в промышленную эксплуатацию в составе системы автоматизации установки продувки стали азотом. Экономический эффект от внедрения составил 1 089 766 тыс. руб. (в ценах 1991т).

Восемь предложенных в работе технических решений защищены патентами РФ. Внедрение одного из технических решений (новая конструкция продувочной фурмы) дало экономический эффект 21 876 тыс. руб. (в ценах 1997г).

Апробация работы.

Материалы работы докладывались и обсуждались на :

— федеральной научно-технической конференции «Метрология и автоматизация — 95», 1995 г., Новокузнецк;

— межгосударственной научно-технической конференции «Проблемы развития металлургии Урала на рубеже XXI века», 1996 г., Магнитогорск;

— научно-практической конференции «Качество подготовки и проблемы повышения конкурентоспособности выпускников педвузов на рынке труда», 1997 г., Новокузнецк;

— научно-практической конференции «Взаимодействие муниципальных, образовательных и предпринимательских структур крупного промышленного города», 1998 г., Новокузнецк.

Публикации.

По материалам диссертации опубликовано 12 статей, получено 7 патентов РФ на изобретения и 1 положительное решение о выдаче патента РФ на изобретение.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, содержит 161 страницу основного текста, список литературы из 132 наименований и приложений.

4.4. Выводы.

В главе приведены результаты исследования на математической модели процессов тепло-массообмена в ковше во время продувки расплава и в межоперационные периоды. Исследования показали:

1)Во время простоя ковша с расплавом металла (межоперационный период) в нем нарастает расслоение по температуре. В расплаве образуется множество локальных контуров перемешивания, характерных для свободной конвекции жидкости, что приводит к существенной дегомогенизации расплава по температуре с АТ=7° при простое 10 минут до АТ=14° при 40 минутном простое.

2) Хорошее перемешивание расплава наблюдается при продувке на глубине погружения фурмы 2.25 — 2.5 м при мгновенном расходе газа 30−50 м3/час. В этом случае усреднение расплава по температуре (АТ=3°) достигается за 2 — 3 минуты продувки. При продувке на глубине менее 2.0 м перемешивание ухудшается и даже увеличение времени продувки не приводит к достижению.

Рис. 4.32. Распределение температуры в расплаве в сечении ф=0, к 1=120 с, 1п2=50м3/час.

Н£=2.5 м (а), ШИ.4 м (б), ШИ.4 — 2.5 м (в).

СО t=f.

S in.

9-S Я и a) F o> о M.

CD.

5 g О ев, а и Я.

6 ^.

СЧ 4—' CL, 5 s a s u о S «n II ^.

L> i-> m «2 u О ^ s ля.

СЛ m ^ cj.

S рц чипа.

ГЦ 11 !¦¦!¦

Рис. 4.34. Вертикальная и радиальная скорости движения расплава в сечении ср=½тс, 3/2п г=120 с, 1п2=50м3/час.

2.5 м (а), № 1.4 м (б), Н¥-=1.4 — 2.5 м (в).

Рис. 4.35. Азимутальная и радиальная скорости движения расплава в сечении ъ-2.5 м 1=120 с, 1п2=50м3/час.

Н£=2.5 м (а), Ш=1.4 м (б), № 1.4 — 2.5 м (в) и).

Рис. 4.36. Азимутальная и радиальная скорости движения расплава в сечении х=1.5 м ^ 120 с, 1п2=50м3/час.

Н£=2.5 м (а), Ш=1.4 м (б), Ш=1.4 — 2.5 м (в).

S' H ю si s Q.

Рис. 4.38. Распределение вертикальной и радиальной скоростей расплава при йг=0 1=120 с, Ь2=50м3/час.

2.5 м (а), Ш=1.4 м (б), ШИ.4 — 2.5 м (в).

Рис. 4.39. Распределение температуры в расплаве при йг^О.З м 1=120 с, 1п2=50м3/час ШИЛ — 2.2 м (а), Ш=0.8 — 1.9 м (б).

I—> <1.

6. По результатам натурно-модельного и натурного исследования процесса внепечной обработки стали в ковше оптимизированы программы автоматического управления продувкой и внесены изменения в действующую технологическую инструкцию, касающиеся порядка смены продувочных фурм и нормативной длительности продувки.

7. Разработанные алгоритмы и математические модели внедрены в промышленную эксплуатацию в составе модернизированной системы управления установками продувки стали азотом электросталеплавильного цеха № 2 ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат». Экономический эффект от внедрения составил 1 089 766 тыс. руб. (в ценах 1997г).

8. Предложенные технические решения, способы и алгоритмы защищены 8 патентами РФ. Одно из изобретений, касающееся повышения стойкости продувочных фурм внедрено в эксплуатацию с экономическим эффектом 21 876 тыс. руб. (в ценах 1997 г).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой