Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Систематизация российского законодательства в сфере социальной защиты населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российское законодательство в сфере социальной защиты населения представляет собой объемную нормативную базу, которая согласно конституционным положениям охватывает массивы правовых норм, направленных на регулирование мер по охране труда и здоровья людей, гарантирование минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-правовые основы систематизации российского законодательства в сфере социальной защиты населения
    • 1. 1. Понятие и сущность систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения
    • 1. 2. Факторы систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения
    • 1. 3. Формы и виды систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения
    • 1. 4. Структура и внутриструктурные связи законодательства в сфере социальной защиты населения как объекта систематизации
  • ГЛАВА II. Особенности и перспективы применения форм систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения
    • 2. 1. Учет законодательства в сфере социальной защиты населения
    • 2. 2. Использование инкорпорации и консолидации как форм систематизации российского законодательства в сфере социальной защиты населения
    • 2. 3. Основные черты кодификации законодательства и ее место в системе российского законодательства в сфере социальной защиты населения
  • ГЛАВА III. Проблемы и пути совершенствования систематизации законодательства субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения

Систематизация российского законодательства в сфере социальной защиты населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный процесс реформирования и модернизации российского общества связан с решением сложных политических, социально-экономических и правовых задач, среди которых особое значение имеет вопрос о создании стройной системы нормативных правовых актов, обеспечивающих полноту законодательного регулирования в сфере социальной защиты населения. Такая потребность вызвана необходимостью воплощения в жизнь основных принципов социального государства, закрепленных в пункте 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации и связанных с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Российское законодательство в сфере социальной защиты населения представляет собой объемную нормативную базу, которая согласно конституционным положениям охватывает массивы правовых норм, направленных на регулирование мер по охране труда и здоровья людей, гарантирование минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсии, пособий и иных гарантии социальной защиты. Это законодательство носит комплексный характер, в него входят правовые нормы трудового, медицинского, административного, финансового права и других отраслей права и законодательства. Современный этап развития правового регулирования общественных отношений по социальной защите населения характеризуется интенсивным увеличением не только федерального, но и регионального законодательства. Вместе с тем, эффективность этого регулирования продолжает оставаться достаточно низкой, о чем свидетельствует социальное неблагополучие среди наименее защищенных групп населения (детей, многодетных семей, инвалидов, одиноких пожилых людей и др.), неравный социально-правовой статус граждан, проживающих на территории различных субъектов Россий3 ской Федерации и др. Практика свидетельствует, что рост числа нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения оказывает незначительное влияние на такую ситуацию. Более того, он приводит к усилению несогласованности, противоречию между нормативными правовыми актами, конкуренции норм законов и иных нормативных правовых актов. Поэтому актуальной является деятельность по систематизации российского законодательства в сфере социальной защиты населения.

Процесс систематизации законодательства связан с анализом и переработкой действующих нормативных актов, группировкой их по определенной схеме, созданием внутренне единой непротиворечивой и согласованной системы законодательства. Систематизация законодательства позволит упорядочить правовое регулирование общественных отношений по социальной защите населения и одновременно повысить его действенность.

В публицистике и в программных документах различных общественных объединений и партий все чаще звучат идеи, связанные с систематизацией законодательства в сфере социальной защиты населения. Одновременно наблюдается активная деятельность субъектов Российской Федерации по систематизации регионального законодательства в сфере социальной защиты населения1. Включаемость этой систематизации в практику не может оставить в стороне необходимость научного осмысления ее процессов.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется отсутствием единой, теоретической основы систематизации российского законодательства в сфере социальной защиты населения. В современных условиях следует комплексно изучить данную проблему, упорядочить научные знания о целях, за.

1 В настоящее время приняты и действуют: Социальный кодекс Белгородской области от 28 декабря 2004 года № 165, Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 19 июня 2008 года № 225, Социальный кодекс Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65−3. Активная работа по кодификации законодательства в сфере социальной защиты проводится в Санкт-Петербурге (Правительством данного субъекта Российской Федерации издано Распоряжение от 1 июня 2005 года № 68-РП «О подготовке проекта закона Санкт-Петербурга „Социальный кодекс Санкт-Петербурга“»). дачах, предпосылках и факторах данного вида систематизации, выявить ее объект, определить наиболее приемлемые формы и виды, а также ее возможности как в рамках сегодняшнего дня, так и на перспективу и др.

Степень научной разработанности проблемы. В разное время теоретические проблемы систематизации законодательства нашли свое отражение в работах: В. М. Баранова, C.B. Полениной1, С. Н. Братуся, И.С. Самощенко2, Г. Г. Егорова3, Д.А. Казакова4, Д.А. Керимова5, Н.П. Колдаевой6, В.В. Ксено-фонтова7, О.Б. Кудешкиной8, О.В. Михайлова9, A.C. Пиголкина10, Т.Н. Pax.

11 12 13 маниной, Соболевской, Ю. А. Тихомирова и др. Данными авторами в разное время были проанализированы основные предпосылки, принципы, процедуры и формы систематизации отечественного законодательства.

Теоретические основы систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения затрагивали в своих исследованиях многие ученые:

1 Баранов В. М., Поленина C.B. Система права, система законодательства и правовая система. — Н. Новгород, 2000.

2 Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С. Н. Братуся и И. С. Самощенко. — М., 1962.

3 Егоров Г. Г. Роль справочно-правовых компьютерных систем в систематизации российского законодательства. Дис. канд. юрид. наук. — Волгоград, 2006.

4 Казаков Д. А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий. Дис. канд. юрид. наук. — М., 2007.

5 Керимов Д. А. Кодификация и законодательная техника. — М., 1962.

6 Колдаева Н. П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. — 2003. — № 2. — С. 13−16.

7 Ксенофонтов В. В. Систематизация российского законодательства: принципы и процедуры. Дис. канд. юрид. наук. -М., 2003.

Кудешкина О. Б. Систематизация отечественного законодательства. Дис.. канд. юрид. наук. — Казань, 2002.

9 Михайлов О. В. Систематизация нормативных правовых актов как способ их совершенствования. — М., 2003.

10 Пиголкин A.C. Систематизация законодательства в Российской Федерации. — СПб., 2003.

11 Рахманина Т. Н. Кодификация законодательства. — М., 2005.

12 Соболевская А. И. Систематизация законодательства в современной России (теоретико-правовой аспект). Дис. канд. юрид. наук. — СПб., 2008.

Тихомиров Ю. А. Теория кодекса / Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25 — 26 сентября 2008 года) /Под ред. В. М. Баранова, Д. Г. Краснова. — Н. Новгород, 2009.

Б.А. Дегтем, И. И. Шубиным, Т.К. Мироновой1 исследованы проблемы формирования этого законодательстваособенности правового регулирования в рамках отдельных областей социальной защиты населения проанализированы Н.В. Антипьевой2, В.М. Корякиным3, Д.А. Сторожуком4, А.Г. Чепурным5- влияние государственной политики на развитие законодательства в сфере социальной защиты населения нашло свое отражение в трудах Е. М. Андреевой, М.М. Федяниной6. Попытки концептуально определить отрасль права социальной защиты (социального права), описать ее место в системе права и системе законодательства предпринимались М. И. Лепиховым, С. Д. Соловьевой, М. И. Фетюхиным. Необходимость и последовательность действий по систематизации отдельных институтов законодательства в сфере социальной о защиты населения обосновывали: Ю. В. Васильева, М. Л. Захаров, Э. Г. Туч.

1 Деготь Б. А., Шубин И. И. Российское законодательство о социальной защите населения. — М., 1996; Миронова Т. К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты. Дис.. док. юрид. наук. — М., 2008.

Антипьева Н. В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. — Омск, 2000.

3 Корякин В. М. Правовое обеспечение военно-социальной политики Российской Федерации. Дис. док. юрид. наук. — М., 2005.

4 Сторожук Д. А. Правовое регулирование социальной защиты безработных в Российской Федерации Дис. канд. юрид. наук. — Омск, 2005.

5 Чепурной А. Г. Конституционно-правовое регулирование государственной политики Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов боевых действий. Дис.. док. юрид. наук. — М., 2006.

6 Андреева Е. М. Социальная функция демократического государства (конституционно-правовой аспект). Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1998; Федянина М. М. Проблемы социальной защиты населения в социальной политике современного Российского государства: политико-правовой и организационный аспект. Дис. канд. полит, наук. — М., 2003.

7 Лепихов М. И. Право и социальная защита населения в России (социальное право). — М. 2000; Соловьева С. Д. Правовое регулирование социальной защиты населения. Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1997; Фетюхин М. И. Социальное право: Курс лекций. — Волгоград. 1998.

8 Васильева Ю. В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: Теоретические и практические проблемы. Дис. док. юрид. наук. — М., 2010. кова, В.Б.Савостьянова1, А. В. Усс, В. А. Толоконский, В. И. Иванков, В.Н. Лисица2.

Основам систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения, как явлению в праве, не было посвящено самостоятельного исследования. Абсолютное большинство ученых ограничилось лишь констатацией потребности такой систематизации, подчеркивало ее важность для совершенствования законодательства в сфере социальной защиты населения, но при этом должного внимания разработке подобной проблематике не уделялось. Закономерность осмысления основных проблем, связанных с систематизацией этого законодательства, очевидна.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением систематизации российского законодательства в сфере социальной защиты населения.

Предметом диссертационного исследования выступают сущность, цели, задачи, факторы систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения, содержание и структура ее объекта, возможности использования различных форм и видов, последовательность действий и пути ее совершенствования.

Цель диссертационного исследования заключается в обосновании базовых теоретических основ систематизации российского законодательства в сфере социальной защиты населения и в определении направлений их практического применения.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

— определить сущность, цели, задачи и объект систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения;

1 Захаров M. JL, Тучкова Э. Г., Савостьянова В. Б. Пенсионный кодекс Российской Федерации. Проект. -М, 2008.

2 Усс A.B., Толоконский В. А., Иванков В. И., Лисица В. Н. Социальный кодекс Российской Федерации: проблемы кодификации в сфере социального обеспечения. — Новосибирск. 2004.

— установить основные факторы, оказывающие воздействие на возникновение необходимости этой систематизации;

— разграничить ее формы и виды, выявить критерии их классификации;

— раскрыть структуру и содержание объекта систематизации, с точки зрения особенностей правового регулирования общественных отношений по социальной защите населения;

— провести анализ возможностей использования различных форм систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения, таких как учет, инкорпорация, консолидация и кодификация, выделить их особенности и характерные признаки;

— определить последовательность систематизационных действий применительно к этому законодательству;

— выявить проблемы и пути совершенствования систематизации законодательства субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.

Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания. Он позволил объективно и всесторонне подойти к решению поставленных задач, обозначить характерные, отличительные свойства систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения, выявить противоречия научных взглядов и правовых положений, обозначить основные проблемные вопросы и предложить варианты их разрешения.

Метод системного и структурного анализа позволил определить особенности структуры законодательства в сфере социальной защиты населения и определить факторы его систематизации. Сравнительно-правовой метод использовался для сравнения результатов практической деятельности по систематизации законодательства. Формально-юридический метод позволил исследовать нормативно-правовую базу, созданную законодательством, регулирующим общественные отношения по социальной защите населения. Формально-логический метод использовался при исследовании понятий, суждений, умозаключений ученых и позволил определить наиболее верные подходы к пониманию сущности систематизации этого законодательства.

Особое значение имело использование метода моделирования. Этот метод путем аналогии с деятельностью по систематизации законодательства других сфер общественных отношений применялся при изучении отдельных особенностей систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых-правоведов: С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, С. Н. Братуся, О. С. Иоффе, В. Б. Исакова, Д. А. Керимова, В. Н. Кудрявцева, O.E. Кутафина, Р. З. Лившица, A.B. Малько, Г. В. Мальцева, Н. И. Матузова, A.B. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, A.C. Пиголкина, C.B. Полениной, Т. Н. Рахманиной, И.С. Само-щенко, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова, Т. Я. Хабриевой, Л. С. Явича и др.

Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, отраслевые кодифицированные акты (Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 22Э-ФЗ, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, Основы законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 54 871 «Об охране здоровья граждан» и др.), федеральные законы (Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и др.), законы субъектов Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, акты органов исполнительной власти, регулирующие вопросы социальной защиты населения страны, систематизации законодательства в данной сфере и другие вопросы, связанные с темой диссертационного исследования.

В процессе исследования был проведен сравнительный анализ структуры и содержания Социального кодекса Белгородской области от 28 декабря 2004 года № 165, Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 19 июня 2008 года № 225 и Социального кодекса Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65−3.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней проведено комплексное научное исследование теории и практики систематизации российского законодательства в сфере социальной защиты населения. Автором исследованы особенности систематизации этого законодательства с учетом его статуса в системе российского законодательства и его структуры. В свете обозначенного проведена оценка возможностей использования различных форм и видов систематизации как с учетом нынешнего состояния законодательства в сфере социальной защиты населения, так и на перспективу. Определена последовательность систематизационных действий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Систематизация законодательства в сфере социальной защиты населения преследует достижение юридических и общественных целей. Общая юридическая цель этой систематизации заключается в том, чтобы правовое регулирование отношений по социальной защите стало наиболее упорядоченным, интегрированным и доступным для понимания. Общественная цель систематизации этого законодательства обусловлена необходимостью достижения такого нормативно-правового регулирования сферы социальной защиты населения, которое обеспечило бы для каждого надежные юридические гарантии его конституционного права на социальную защиту.

2. Объектом систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения выступает совокупность нормативных правовых актов регулирующих общественные отношения по социальной защите населения. Учитывая, что в этой сфере возможности подзаконного, в том числе ведомственного нормотворчества весьма широки, в понятие «законодательство в сфере социальной защиты населения» следует включить не только федеральные за.

10 коны и законы, принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации, но и иные нормативные правовые акты.

3. Законодательство в сфере социальной защиты населения представляет собой комплексное образование, охватывающее широкий спектр отношений по социальной защите населения, сгруппированных на базе их единой социальной направленности. На сегодняшний день всю совокупность актов этого законодательства предлагается характеризовать как комплексный нормативный массив, находящийся на стадии становления комплексной отрасли законодательства. Доказательством выбора такого подхода можно считать отсутствие необходимых признаков, позволяющих говорить о сложившейся на основе предметного критерия комплексной отрасли законодательства: отсутствие единой государственной политики, направленной на построение целостной системы, обеспечивающей органичное решение задач государства по социальной защите населенияотсутствие базового документа, осуществляющего системообразующую функцию в рамках рассматриваемого законодательства.

5. Сближение законодательства в сфере социальной защиты населения и его структурирование в рамках единой комплексной отрасли законодательства, находится в прямой зависимости от разработки и нормативного закрепления, единой Концепции социальной защиты населения Российской Федерации, включающей: определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионовперечень социальных рисков, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством и перечень мер по профилактики этих рисковстратегические сценарии развития системы социальной защиты населениянаправления совершенствования правового и финансового обеспечения системы социальной защиты населениянаправления структурного реформирования государственного управления этой системой и др.

6. Действующие на сегодняшний день в сфере социальной защиты населения законы (а на их основе и другие нормативные правовые акты) можно.

11 условно разделить на две группы. Первая группа, — представлена законами о социальной защите, принятыми специально для регулирования действующих в этой сфере отношений, включающими: системообразующие законы о социальной защите населения и законы, принятые в их развитиекомплексные законы о социальной защите населения, определяющие отдельные категории граждан, подлежащих социальной защите, и определенные виды социальных гарантий в отношении них. Вторую группу составляют законы иной отраслевой принадлежности, содержащие отдельные главы, разделы или отдельные нормы о социальной защите населения. Данный вывод позволяет выделить структурную основу систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения в рамках системообразующих законов первой из названных групп и нормативные правовые акты, регулирующие пограничные области социальной защиты населения в рамках актов второй группы, которых должны быть проанализированы по существу в процессе систематизации законодательства.

7. Анализ законодательной практики показал неэффективность неофициальной систематизации законодательства. Сделан вывод о целесообразности расширения официальной инкорпорации законодательства в сфере социальной защиты населения. Этот вид инкорпорации призван стать основой не только совершенствования этого законодательства, но и основой его дальнейшей кодификации.

8. В связи с отсутствием необходимой полноты правового регулирования социальной защиты населения отраслевая консолидация не может быть характерна для законодательства, регулирующего эту сферу общественных отношений. Однако частичная консолидация этого законодательства в рамках отдельных его институтов может быть использована в современной практике систематизации. Актуальной является консолидация законодательства о социальном обслуживании населения.

9. Институциональная кодификация законодательства в сфере социальной защиты населения, основанная на кодификации отдельных институтов этого законодательства в форме кодекса, призвана обеспечить конструирование более стабильной системы актов и способствовать последующей отраслевой кодификации этого законодательства. На сегодняшний день вполне своевременной представляется разработка и принятие Пенсионного кодекса Российской Федерации.

10. Отраслевая кодификация законодательства в сфере социальной защиты населения в форме единого кодекса является обобщающей стадией всех работ по совершенствованию этого законодательства, которые должны включать: 1) разработку общей Концепции социальной защиты населения в Российской Федерации и на ее основе концепции развития этого законодательства- 2) нормативное закрепление понятия законодательства в сфере социальной защиты населения- 3) развитие и упорядочение этого законодательства в рамках более простых законотворческих процессов, таких как внесение изменений, дополнений и др.- 4) исчерпание возможностей учета, инкорпорации, консолидации и институциональной кодификации законодательства в сфере социальной защиты населения.

Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты исследования помогают оценить специфику законодательства в сфере социальной защиты населения и позволяют внести определенный вклад в решение теоретических проблем его систематизации. Сформулированные в работе теоретические положения и выводы развивают и расширяют ряд разделов общей теории права, посвященных систематизации законодательства, правотворчеству, юридической технике, соотношению системы права и системы законодательства, нормативным правовым актам. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем систематизации российского законодательства.

Практическое значение диссертационного исследования определяется новизной и содержащимися в ней обобщениями, выводами и положениями, которые могут быть использованы субъектами правотворчества и правоприменения. В частности, исследование может представлять интерес как для законодателя, так и для иных субъектов правотворчества при выборе конкретных форм и видов систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения и при определении последовательности их применения.

Основные положения диссертации могут применяться в процессе преподавания таких теоретических курсов как «Проблемы теории права», «Юридическая техника», «Правотворчество» и др. Материалы диссертационного исследования могут стать основой спецкурсов в двухуровневой модели высшего юридического образования: бакалавриате и магистратуре.

Апробация результатов исследования нашла отражение в 12 опубликованных статьях автора общим объемом 2.86 п.л.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева».

Отдельные выводы и рекомендации диссертационного исследования легли в основу докладов на следующих конференциях: региональной научно-практической конференции «Научный потенциал молодежи — будущему Мордовии» (Саранск, 2009) — IX Макаркинских научных чтениях «Социально-экономические и правовые проблемы инновационного развития региона в условиях глобализации экономики» (Саранск, 2009 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Проблемы реализации прав человека: история и современность» (Саранск, 27 мая 2010 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы российского законодательства: история и современность» (Тольятти, 25 — 26 февраля 2010 г.) — XI Макаркинских научных чтениях «Социально-экономические и правовые проблемы регионального развития» (Саранск, 2011 г.).

Материалы и выводы диссертации внедрены в учебный процесс ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» и НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт».

Структура диссертации обусловлена объектом, предметом, целями и задачами исследования, раскрывает наиболее важные моменты рассматриваемой темы, отражает ход исследования и способствует последовательному изложению его материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

Заключение

.

Долгое время Россия живет в эпохе законодательных перемен, которые связаны с колоссальным напряжением внутренних сил1 «резервов» страны, испытаниями на прочность российской государственности. Достаточно упомянуть о кардинальных изменениях в системе права России конца 90-х годов XX века. Эти изменения предполагали следующие процессы:

— столкновение огромного массива законодательных актов Советского Союза с вновь формирующейся правовой основой России: от концепции построения самого нормативного правового акта до структуры и полномочий органа, его издавшего;

— результатом «бурной деятельности» вновь образовавшихся субъектов Российской Федерации стало принятие ряда нормативных правовых актов, противоречащих новой Конституции Российской Федерации (1993 года), уже закрепившей основы отраслевой дифференциации общественных отношений. Причем эти противоречивые документы были связаны не столько с желанием нарушить принцип разделения властей, сколько с достаточно абстрактными, еще законодательно не подкрепленными формулировками норм самой Конституциии это при том, что Конституционный Суд — государственный орган, имеющий право толковать конституционные нормы, — сам проходил этап государственного оформления2.

Безусловно, Россия не сразу выстроила свой вектор внутренней законодательной политики, но уже сегодня с уверенностью можно констатировать, что за последние 15 лет решены первоочередные задачи России как го.

1 Дамаскин О. В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М., 2007. С. 6.

2 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447 сударства, стремящегося выстраивать свой путь к правовым, безопасным, демократическим основам: закреплены основы права и свободы человека и гражданинадействует развернутая система органов государственной власти по защите прав и свобод гражданприняты основные нормативные правовые акты, регулирующие базовые общественные отношенияразработаны механизмы функционирования «права» во всех институтах государственной власти и общества и т. д.

Можно сказать, что этап приспособления к новому для России «праву» и «закону», действующему по системе «человек, общество, государство», а не наоборот, мы прошли. Осталось совершенствовать систему законодательства Российской Федерации и законодательство в сфере социальной защиты не исключение. В арсенале этого законодательства присутствуют средства, способные превратить Российскую Федерацию в государство с истинно социальными ценностями.

В ходе диссертационного исследования были раскрыты концептуальные основы систематизации российского законодательства в сфере социальной защиты населения через определение ее объекта, субъектов, целей, задач, видов и форм. Автор диссертации пришел к выводу о том, что на сегодняшний день имеются определенные факторы, позволяющие говорить о необходимости начала активных работ по систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения, нами предложены пути систематизации этого законодательства.

Высокая значимость общественных отношений в сфере социальной защиты позволяет констатировать появление в данной сфере большого объема нормативных правовых актов, которые свидетельствуют о возможности становления отрасли законодательства в сфере социальной защиты населения. Теоретическим аргументом в пользу суверенитета этого выступают существенные отличительные особенности общественных отношений в сфере социальной защиты населения, регулируемых с помощью всех существующих отраслей права и законодательства, а также государственная значимость дан.

208 ного рода общественных отношенийпрогрессивный рост законодательных актов в сфере социальной защиты населенияналичие пробельных и проти-речивых нормативных правовых актоввысокая степень научной значимости исследуемой сферы отношенийтяжелое социальное положение значительного числа жителей Россиивозможность выведения признаков формирования отрасли законодательства в сфере социальной защиты населения.

Однако приходится констатировать, что практические аргументы в пользу формирования отрасли законодательства в сфере социальной защиты в настоящее время отсутствуют. К таким аргументам следует отнести законодательно закрепленные основы формирования законодательства в сфере социальной защиты населения, отраженные в системообразующем нормативном правовом акте. Если проводить параллель с некоторыми другими комплексными отраслями законодательства, например, отрасль медицинского, экологического, образовательного законодательства, законодательства о национальной безопасности, в которых приняты и действуют системообразующие законы, то законодательство в сфере социальной защиты населения такого акта не имеет. Потребность в таком нормативном правовом акте существует, его разработка и принятие обеспечило бы закрепление единьк соЛ циальных стандартов по уровням, видам, условиям социальной защиты населения, что позволило бы снизить существующее научно необоснованное расслоение в социальной защите населения, в определенной мере избавило бы от усмотренческого подхода, и тем самым способствовало бы снижению социальной напряженности в обществе.

На наш взгляд, сближение законодательства в сфере социальной защиты населения и его структурирование в рамках единой комплексной отрасли, находится в прямой зависимости от возможности разработки единой государственной политики в сфере социальной защиты населения и ее нормативно-правового закрепления в форме Концепции социальной защиты населения Российской Федерации.

Итогом данного диссертационного исследования может служить вывод о том, что правовой основой современной государственной политики в сфере социальной защиты населения является систематизированное законодательство, которое обладает целой системой правовых средств воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере социальной защиты населения. Причем эти правовые средства не статичны в своем предназначении, а динамичны, и динамичны настолько, насколько правильно они согласованы в своей работе. Такая согласованность возможна только тогда, когда основное правовое воздействие — закон будет отвечать изменяющимся потребностям общества.

Систематизация законодательства в сфере социальной защиты населения необходима" во-Ьервых, &bdquo-дЛЯ дальнейшего «раз витий, законодательства, мы актов являются необходимыми условиями эффективной правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве. Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
  2. Европейская социальная хартия // Социальные права человека: Документы и материалы Совета Европы. М., 1996. Ч. I.
  3. Европейская конвенция о социальном обеспечении // Социальные права человека: Документы и материалы Совета Европы. М., 1996. Ч. II.
  4. Конвенция «О правах ребенка» (1989 года) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
  5. Декларация «О правах инвалидов» (1975 года) // Социальное обеспечение. 1990. № 1. С. 38.
  6. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 года № 1920−1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 52. Ст. 1865.
  7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в редакции Федеральных конституционных законов от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
  8. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрании законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.
  9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
  10. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1383.
  11. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрании законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.
  12. Земельный кодекс Российской Федерации от 24 октября 2001 года № 4147-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.
  13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрании законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Часть 1. Ст. 1.
  14. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 3.
  15. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1. Ст. 15.
  16. Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446−1 «О безопасности» // Ведомости Съездов народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.
  17. Закон Российской Федерации 19 апреля 1991 года № 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съездов народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 18. Ст. 565.
  18. Федеральный закон от 18 октября 1991 года № 1761−1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съездов народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1428.
  19. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266−1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съездов народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797.
  20. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528−1 «О беженцах» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съездов народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 12. Ст. 425.
  21. Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 168.
  22. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «Об органахфедеральной службы безопасности в Российской Федерации» (с последую214щими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.
  23. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан имеющих детей» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929.
  24. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929.
  25. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929.
  26. Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст. 3198. — '
  27. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 3607.
  28. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4872.
  29. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 146.
  30. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 146.
  31. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 6. Ст. 711.
  32. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3586.
  33. Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 43. Ст. 4904.
  34. Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 19. Ст. 2071.
  35. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.
  36. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.
  37. Федеральный закон от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 38. Ст. 4736.
  38. Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3686.
  39. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3699.
  40. Федеральный закон от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 33. Ст. 3348.
  41. Федеральный закон от 7 ноября 2000 года № 136-Ф3 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 46. Ст. 4538.
  42. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4832.
  43. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831.
  44. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4920.
  45. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года «О полиции» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
  46. Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 14. С. 1430.
  47. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 511 «О классификаторе правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 12. Ст. 1260.
  48. Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 8. С. 630.
  49. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 года № 736 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 28. Ст. 2865.
  50. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2001 года № 886 «Об утверждении Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан» // Казахстанская правда. 13 апреля 2001.1. Книги и монографии
  51. М.И. Теория государства и права. СПб.: Питер, 2003.397 с.
  52. М.И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб.: Питер, 2003. 576 с.
  53. А.И. Теория государства и права. М.: Дом «Городец», 2003. 544 с.
  54. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966. 187 с.
  55. С.С. Проблемы теории права. Курс лекций: В 2-х томах, Т. 1. Свердловск, 1973.400 с.
  56. С.С. Проблемы теории права. Курс лекций: В 2-х томах, Т. 2. Свердловск, 1973. 400 с.
  57. С.С. Общая теория права: В 2-х томах, Т. 1. М.: Юрид. лит., 1981.360с.
  58. С.С. Общая теория права: В 2-х томах, Т. 2. М.: Юрид. лит., 1982. 360 с.
  59. С.С. Теория права. М.: БЕК. 1995. 336 с.
  60. С.С. Философия права. М.: Наука, 1997. 336 с.
  61. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Изд-во НОРМА, 2001.752 с.
  62. С.С. Общая теория права. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 576 с.
  63. B.C. Право социального обеспечения в СССР: Учебник. М.: Юрид. лит., 1974. 304 с.
  64. Т.М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: Учебное пособие для студентов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 478 с.
  65. В.К. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2001. 592 с.
  66. М.В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Издательство БЕК, 1998. 519 с.
  67. М.И. Сущность права (современное нормативное правопо-нимание на грани двух веков). М.: ООО «ИД «Право и государство», 2005. 544 с.
  68. В.М., Поленина C.B. Система права, система законодательства и правовая система: Лекция. Н. Новгород: Нижегород. юрид. институт. МВД России, 1999. 46 с.
  69. Берталанфи фон Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. С. 23 82.
  70. C.B. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2007. 400 с.
  71. М.И., Витрянский B.B. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: «Статут», 1999. 848 с.
  72. М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М.: Юристъ, 2002. 688 с.
  73. М.О., Кобзева С. И., Кондратьева З. А. Право социального обеспечения. М.: КноРУС, 2005. 528 с.
  74. А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.
  75. А.Б. Теория государства и права. М.: Омега-JI, 2006. 608с.
  76. Р.Ф., Нусратулин В. К., Нусратулин И. В. Проблемы становления системы социальной защиты в переходной экономике. Уфа: Восточный университет, 2006. 144с.
  77. А.Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права. М.: Эксмо, 2005. 832 с.
  78. Т.Н., Замараева З. П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. М.: Издательство РГСУ «Союз" — 2004. 96 с.
  79. .А., Шубин И. И. Российское законодательство о социальной защите населения. М., Высшая школа, 1996.111 с.
  80. A.B. Система российского права: тенденции и перспективы // Системность в праве. Сборник статей / Под ред. H.A. Клык. Красноярск: Изд-во «Универс», 2002. 169 с.
  81. Законодательная социология / Отв. ред В. П. Казимирчук и C.B. Поленина. М.: Формула права, 2009.256 с.
  82. Захаров M. JL, Тучкова Э. Г.,.Савостьянова В. Б. Пенсионный кодекс Российской Федерации. Проект. М., 2008.175 с.
  83. В.Д. Тезисы о правовой реформе в России // Адвокат. 2004. № 10. С. 4−9.
  84. T.B. Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления. Д.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 102.
  85. A.A. Теория государства и права. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. 351с.
  86. А.Н. Вопросы кодификации законодательства. М., 1948. 189 с.
  87. О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М.: Го-сюриздат, 1961.381 с.
  88. История социальной работы в России: Христоматия / сост. Г. А. Кудрявцева. М.: Флинта: МПСИ, 2009.488 с.
  89. Т.В. Юридическая техника. М.: Эксмо, 2007. 510 с.
  90. Т.В. Проблемы теории государства и права. М.: Эксмо, 2008. 528 с.
  91. Д.А. Кодификация и законодательная техника. М.: Го-сюриздат, 1962.104 с.
  92. Д.А. Теория государства и права. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. 735 с.
  93. В.А. Законодательство о борьбе с преступностью: отрасли и их взаимосвязь М.: Юрид. лит., 1978. 280 с.
  94. Н.Г. Социальное право: понятие, предмет, функции, система и принципы // Правовые вопросы российской государственности: Сборник научных трудов / Под. общ. ред. Г. В. Мальцева, В. А. Зайцева. М., 2002. С. 146−147.
  95. Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25 26 сентября 2008 года) /Под ред. В. М. Баранова, Д. Г. Краснова. Н. Новгород, 2009.1100 с.
  96. С.А. Общая теория государства и права. Спб.: Питер, 2004.512 с.
  97. Концепции развития российского законодательства. М.: ИЗиСП, 1998. 256 с.
  98. A.B., Румынина В. В. Теория государства и права. М.: Академия, 2004.224 с.
  99. C.B. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. Учебное пособие. М: Изд-во РАГС, 1999. 121 с.
  100. В.В. Вопросы права в «Капитале» К. Маркса. М: Юрид. лит., 1982. 120 с.
  101. А.Г. Социальная защита населения: Учебное пособие. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2008. 216 с.
  102. М.И. Право и социальная защита населения в России (социальное право). М.: «Былина», 2000. 232 с.
  103. Р.З. Теория права. М.: Издательство БЕК, 2001.224 с.
  104. В.А. Некоторые вопросы теории кодификации административно-процессуального права. Тбилиси, 1974. 104 с.
  105. Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999. 419 с.
  106. В.М. Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации. Саратов: Изд-во Сарат.гос.акад.права, 2002. 204 с.
  107. М.Н. Правовые системы современного мира. М.: Зерцало-М, 2001.400 с.
  108. М.Н. Источники права. M.: ТК Велби: Проспект, 2005.760 с.
  109. Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. 420 с.
  110. Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: Книжный мир, 1999. 240 с.
  111. И.Р. Правовая система республики в составе Российской Федерации. М.: Издательство «НОРМА», 2002. 150 с.
  112. Т.К. Право и социальная защита. М.: Права человека, 2006. 336 с.
  113. О.В. Систематизация нормативных правовых актов как способ их совершенствования. М.: Изд-во РГТЭУ, 2003. 112 с.
  114. А.И. Теория экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2002. 240 с.
  115. И.И. Понятие и формы систематизации законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4. С. 40 -43.
  116. JI.A. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Эксмо, 2007.288 с.
  117. Д. А. Стремоухов A.B. Право социального обеспечения. М.: Норма, 2005.608 с.
  118. B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. М.: Наука, 1983.366 с.
  119. B.C. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа НОРМА ИН-ФРА, 1999. 552 с.
  120. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 1. Теория государства. М.: Зерцало, 1998.416 с.
  121. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 2. Теория права. М.: Зерцало, 1998. 587 с.
  122. Общая теория государства и права: в 2 т. Т. 2 / Отв. ред. B.C. Петров, JI.C. Явич. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 416 с.
  123. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1993.460 с.
  124. Общая теория права: Учебник для юридических вузов. Под общ. ред. A.C. Пиголкина. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. 384с.
  125. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1989. 750 с.
  126. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1997. 943 с.
  127. В.В. Теория государства и права. М.: «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004. 563 с.
  128. В.Ф. Социальный детерминизм как проблема развития социализма. М., 1981. 209 с.
  129. A.C. Подготовка проектов нормативных актов. М., 1968.167 с.
  130. Подготовка и издание систематических собраний действующего законодательства / Под. ред. А. Н. Мишутина. М.: Юрид. лит., 1969. 343 с.
  131. C.B. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М.: Наука, 1979.206 с.
  132. Правовой мониторинг: Научно-практическое пособие. М.: ИД «Юриспруденция», 2009.416 с.
  133. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М. В. Филипповой. М.: Юристъ, 2006. 444 с.
  134. Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2004. С. 328.
  135. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко, М.: Юристъ, 2004.656 с.
  136. Н.В. Социальные права граждан: история и современность. М.: ИД «Юриспруденция», 2007. 320 с.
  137. Т.Н. Кодификация законодательства. М., 2005. 141 с.
  138. Российская юридическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, -1999. 1110с.
  139. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М.: Издательство БЕК, 1995. 478 с.
  140. Е.Б. Формирование новой модели социальной защиты населения в Российской Федерации в 90-е годы прошлого века // Моделирование и управление в сложных системах. Сборник научных трудов / Под ред.
  141. B.C. Стародубцева. Воронеж: Воронежский госуд. университет, 2007. С. 50 -53.
  142. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. A.C. Пиголкина. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2003. 382 с.
  143. Систематизация законодательства как способ его развития. М.: Изд. Дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 535 с.
  144. Словать-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холо-стовой. М.: Юристъ, 1997. 424 с.
  145. A.C. Социальная политика крупной корпорации. М., 2005. С. 89.
  146. Э.А. Теория организации. М.: Инфра-М, 2003.248 с.
  147. Социальная защита: учеб. пособие / Под ред. З. П. Замараева З.П. Пермь, 2009. 244 с.
  148. Социальная защита населения России: проблемы и решения 200-х годов. М., 2008. 330 с.
  149. Социальная энциклопедия. М.: Издательство Большая Российская энциклопедия, 2000. 438 с.
  150. Социальное государство. Краткий словарь-справочник. М., 2002.1. C. 450.
  151. Социальные льготы и гарантии для жителей Москвы. М.: Комитет социальной защиты населения, Издательство «АГАР», 2000. 192 с.
  152. Л.И. Теория государства и права. М.: Статус ЛТД, 1996. 301 с.
  153. В.М. Введение в теорию образовательного права. М."Готика», 2002.340 с.
  154. В.М. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2005.704 с.
  155. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С. Н. Братуся и И. С. Самощенко. М.: Госкомиздат, 1962. 575 с.
  156. Теория государства и права / Под ред. Н. Г. Александрова. М.: Юрид. лит., 1974. 620 с.
  157. Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, 1997. 476 с.
  158. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н. И., Малько A.B. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 776 с.
  159. Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юристъ, 2001.592 с.
  160. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского, В.Д. Пе-ревалова. М.: НОРМА, 2003. 616 с.
  161. Теория государства и права / Под ред. P.A. Ромашова. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2005. 630 с.
  162. Теория государства и права: учебник / Под ред. A.C. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. М.: Высшее образование, 2008. 613 с.
  163. Ю.А. Теория закона. М.: Наука, 1982.257 с.
  164. Ю.А. Публичное право .'Учебник. М.: Бек, 1995. 496 с.
  165. Ю.А. Административное право и процесс. М., 2005. 1150 с.
  166. В.А. Систематизация Российского законодательства во второй половине 20-х начале 30-х годов XIX века // Вестник Московского Университета. Сер. 11. Право. 2008. № 4. С. 38 — 77.
  167. Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные инструменты: Сравнительно-правовое исследование // Под ред. Э. Б. Френкель. М.: Юристъ, 2002. 687 с.
  168. Трудовое и социальное право России // Под ред. JI.H. Анисимова. -М.: Издательство ВЛАДОС ПРЕСС, 2001.432 с.
  169. В. С. Отражение, системы, кибернетика. М.: Наука.1972.256 с.
  170. Усиление социальной защищенности и уменьшение уязвимости в условиях глобализации в мире: Доклад Генерального секретаря. Комиссия социального развития ООН 39 сессия. М.: ЮрКнига. 2001. 85 с.
  171. Усс A.B., Толоконский В. А., Иванков В. И., Лисица В. Н. Социальный кодекс Российской Федерации: проблемы кодификации в сфере социального обеспечения. Новосибирск. 2004. 460 с.
  172. М.И. Социальное права: Курс лекций. Волгоград: Изд-во Волг, госуд. университета, 1998. 252 с.
  173. Т.Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2005. 320 с.
  174. Е.И. Социальная работа. М.: Издательско-торговая компания «Дашков и Ко», 2008. 860 с.
  175. В.Н. Теория государства и права. М.: Юрайт-М, 2001.377 с.
  176. А.Н. Теория юридической систематизации. М.: Дело и сервис, 2010.208 с.
  177. В.И. Теория государства и права. М.: ИНФРА М, 2006. 704 с.
  178. В.И. Фонды социальной защиты. Екатеринбург, 2001. 174с.
  179. В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть. М.: Изд-во Исслед. центра пробл. качества подготовки специалистов, 1997.164с.
  180. Л.С. Общая теория права. Л.: Издательство Ленингр. университета, 1976. 167с.
  181. C.B. Социальная защита и ее совершенствование в современных условиях. Белгород: ИП Остащенко A.A., 2008.208 с. 1. Статьи
  182. С.М. Особенности структуры системы законодательства субъектов Российской Федерации // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 59 -60.
  183. С.С. О теоретических основах классификации отраслей советского права // Советское государство и право. 1957. № 7. С. 23 29.
  184. С.С. Об отраслях права // Советское государство и право. 1972. № 3. С. 27−34.
  185. С.С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. № 1.С. 25−35.
  186. A.A. Социальная защита населения Германии: механизмы и особенности // Известия Российского географического общества. 2003. № 1. С. 57−63.
  187. В.К. Логико-юридическое развитие правовых норм // Правоведение. 1978. № 2. С. 7 12.
  188. В.К. Логико-юридическое развитие правовых норм // Правоведение. 1978. № 2. С. 7 12.
  189. В.В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов // Журнал российского права. 2003. № 8. С. 82 92.
  190. Т.А. Актуальные вопросы судебного прецедента как источника права // Право и политика. 2007. № 7(91). С. 84 91.
  191. Ю.С., Евтеев М. П. Кодификация и систематизация законодательства // Советское государство и право, 1971. № 9. С. 11−18.
  192. Ю.В. Кодекс социального обеспечения: отраслевой или комплексный?//Российский юридический журнал. 2008. № 5. С. 151−154.
  193. Ю.В. К вопросу систематизации российского законодательства о социальном обеспечении // Черные дыры в Российском законодательстве. 2008. № 4. С. 50 52.
  194. Д.И. Социальная защита населения Российской Федерации: анализ результатов социологического опроса // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1996. № 3. С. 17 28.
  195. Захаров M. JL, Тучкова Э. Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и печальные результаты // Государство и право. 1998. № 3. С. 20−27.
  196. A.A. Повышение эффективности российского законодательства как одно из приоритетных направлений правовой политики // Правоведение. 1998. № 1. С. 135 136.
  197. И.А. Консолидация в экологическом законодательстве России: теоретические проблемы и перспективы применения // Журнал Российского права. 2007. № 2. С. 105 113.
  198. И.А. Инкорпорация экологического законодательства: вопросы теории и практики // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2006. № 6. С. 61 80.
  199. Н.П. Необходимо ли сегодня систематизация законодательства в России? // История государства и права. 2006. № 11. С. 14.
  200. В.В. Что такое социальное обеспечение? // Советское государство и право. 1968. № 10. С. 36 43.
  201. Д.А. Проблема целостности в праве // Советское государство и право. 1971. № 7. С. 14 24.
  202. Д.А. Система права и систематизация законодательства // Право и образование. 2003. № 1. С. 7−28.
  203. И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2007. № 2. С. 4 6
  204. .А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 141 159.
  205. A.A. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. № 7. С. 72−83.
  206. Е.А. О системообразующих критериях современного российского права // Правоведение. 2002. № 5. С. 20 25.
  207. А.Н. Современные контуры образовательного права // Закон. 2004. № 7. С. 17−28.
  208. А.Н. Школа и современные проблемы систематизации образовательного законодательства // Реформы и право. 2009. № 1. С. 3 10.
  209. Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 2. С. 13 -16.
  210. И. Социальная безопасность // Социальное обеспечение. 2005. № 14. С. 33−35.
  211. A.B. Разграничение нормотворческой компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. № 9. С. 19 22.
  212. А.О., Чаплинский A.B. Официальная электронная система правовых актов // Администратор суда, 2009, № 2. С. 24 27.
  213. М.И. О концепции системы социальной защиты населения в Российской Федерации // Закон и право. 2008. № 2. С. 20 23.
  214. Р.З. Отрасль права отрасль законодательства // Советское государство и право. 1984. № 2. С. 13 — 23.
  215. Э.Г. Правотворчество органов власти субъектов Российской Федерации качественная характеристика субъектов Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 2. С. 35 — 40.
  216. H.H. Ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. 2003. № 4. С. 26 32.
  217. М.Н. Судебный прецедент: разнообразие понятий и многообразие форм проявления // Журнал российского права. 2006. № 9. С. 97−107.
  218. Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) // Трудовое право. 2008. № 3. С. 7 11.
  219. Е.А. Социальная защита анализ современной трактовки // Социальная политика и социология. 2004. № 1. С. 22 — 27.
  220. Е.В. Становление социальных прав в российском законодательстве: историко-теоретический аспект // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 22. С. 13−18.
  221. C.B. Права человека и их защита (опыт Канады) // Государство и право. 1996. № 10. С. 99 108.
  222. Н.В. Законодательство об охране здоровья граждан: перспективы систематизации // Журнал российского права. 2007. № 1. С. 68 74.
  223. A.A., Радуто В. И. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2008. № 4. С. 12−14.
  224. O.A. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 7 8.
  225. Н.М. Кодификация и ее место в системе законодательства субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2008. № 6. С. 1350 -1353.
  226. Ю.А., Талапина Э. В. О кодификации и кодексах // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 47−53.
  227. Ю.А., Юртаева Е. А. Кодекс в системе законодательства и иных правовых актов // Журнал российского права. 1997. № 4. С. 7 13.234
  228. Т.В. Стабильность закона или законодательства? // Журнал российского права. 2000. № 9. С. 18 28.
  229. А.П. Социальная защита в условиях рынка // Достижения науки и техники АПК. 1995. № 2. С. 37 38.
  230. Чертков А. Н Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Журнал российского права. 2005. № 5. С. 27 34.
  231. Д.В. Особенности законодательной техники при проведении кодификации // Право и политика. 2005. № 10. С. 27−38.
  232. В. Социальная защита населения: зарубежные модели // Социальное обеспечение. № 18. С. 32 35.
  233. В. Социальная защита населения: теоретические основы // Социальное обеспечение. № 14. С. 21 -25.
  234. В.Ш. Система социального обеспечения Российской Федерации на современном этапе // Российский юридический журнал. 1994. № 1.С. 50−51.
  235. А.Ф. Система законодательства: основания построения // Правоведение. 1976. № 4. С. 25 34.
  236. Т.А. Сколько кодексов нужно России? // Известия вузов. Правоведение. 2009. № 4. С. 102 108.
  237. Д.А. Теоретические и практические аспекты кодификации российского образовательного законодательства // Известия ИГЭА. 2006. № 2(47). С. 96−100.
  238. Авторефераты и диссертации
  239. Е.М. Социальная функция демократического государства (конституционно-правовой аспект). Дис.. канд. юрид. наук. М., 1998. 176 с.
  240. Н.В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Дис.. канд. юрид. наук. Омск, 2000. 245 с.
  241. В.Н. Технология структурирования кодифицированных актов Российской Федерации. Автореферат. Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2010. 26 с.
  242. С.А. Правосистематизирующая практика субъектов Российской Федерации. Автореферат. Дис.. канд. юрид. наук. Владимир, 2005.21 с.
  243. Г. Г. Роль справочно-правовых компьютерных систем в систематизации, российского законодательства. Дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.232 с.
  244. A.B. Правовое регулирование социальной защиты населения Российской Федерации в жилищно-коммунальной сфере. 'Дис.. канд. юрид. наук. Омск, 2005.172 с.
  245. Д.А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2007. 179 с.
  246. И.Н. Российское законодательство о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и проблемы его совершенствовании. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2000.161 с.
  247. В.М. Правовое обеспечение военносоциальной политики Российской Федерации. Дис. док. юрид. наук. М., 2005.379с.
  248. В.В. Систематизация российского законодательства: принципы и процедуры. Дис. канд. юрид. наук. М., 2003. 167 с.
  249. О.Б. Систематизация отечественного законодательства. Дис.. канд. юрид. наук. Казань, 2002. 147 с.
  250. Кумышева Марина Кадировна. Законодательство Российской Федерации и ее субъектов (Проблемы систематизации и оптимизации). Дис.. канд. юрид. наук. Ростов на Дону, 1998. 147 с.
  251. Т.В. Правовая система и систематика законодательства: Автореферат. Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1998. 32 с.
  252. М.И. Формирование комплексных образований в системе законодательства Российской Федерации. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. 191 с.
  253. Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты. Дис. док. юрид. наук. М., 2008. 365 с.
  254. Т. К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты. Автореферат. Дис. док. юрид. наук. М., 2008. 54 с.
  255. Е.А. Социальная защита населения: системный подход к анализу и управлению. Автореферат. Дис.. док. эконом, наук. Кемерово, 2006.39 с.
  256. Е.А. Социальная защита населения: системный подход к анализу и управлению. Дис. док. эконом, наук. Кемерово, 2006. 464 с.
  257. Ч. Г. Систематизация российского законодательства в сфере охраны здоровья населения. Автореферат. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2008.28 с.
  258. Н.В. Основы правового регулирования социальных прав. Автореферат. Дис. канд. юрид. наук. М., 1999. 17 с.
  259. JT.B. Юридическая техника в правотворчестве субъектов Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. М., 2004.175.
  260. C.B. Социальная защита населения как функция современного государства. Дис. канд. полит, наук. СПб, 2009.181 с.
  261. А.И. Систематизация законодательства в современной Росии (теоретико-правовой аспект). Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2008. 200 с.
  262. С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения. Дис. канд. юрид. наук. М., 1997. 152 с
  263. C.B. Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации. Дис.. канд. юрид. наук. Казань, 2002. 162 с.
  264. Д.А. Правовое регулирование социальной защиты безработных в Российской Федерации. Дис.. канд. юрид. наук. Омск, 2005.
  265. В.А. Иерархия источников российского права. Дис.. док. юрид. наук. Нижний Новгород, 2002. 494 с.
  266. A.A. Правовое обеспечение систематизации законодательства в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2008. 175 с.
  267. A.A. Правовое обеспечение систематизации законодательства в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Автореферат. Дис. канд. юрид. наук. Москва, 2008. 23 с.
  268. М.М. Проблемы социальной защиты населения в социальной политике современного Российского государства: политико-правовой и организационный аспект. Дис. канд. полит, наук. М., 2003.173 с.
  269. А.Г. Конституционно-правовое регулирование государственной политики Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов боевых действий. Дис. док. юрид. наук. М., 2006. 512 с.201с.
Заполнить форму текущей работой