Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Строительство автомобильных дорог с применением композиционных материалов на основе грунтов и отходов бурения: На примере нефтедобывающих районов Западной Сибири

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным Комитета по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа (1997г, экспертная оценка Л.В. Михайловой), от общего объема нефти, попадающего в водоемы, 35% приходятся на размывы и протечки шламовых амбаров, происходит так же углеводородное и ионно-солевое загрязнение почв, поверхностных и грунтовых вод. В конце 80-х годов, по данным Главтюменьнефтегаза, в 5000 не рекульл… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Опыт и проблемы укрепления грунтов вяжущими в дорожном строительстве Западной Сибири
    • 1. 2. Отходы бурения и способы их утилизации
      • 1. 2. 1. Исследования способов утилизации и обезвреживания ОБ
      • 1. 2. 2. Экологические и экономические аспекты утилизации ОБ
    • 1. 3. Исследования укрепления грунтов цементом с добавками других веществ
  • Выводы по 1 главе
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Анализ некоторых моделей систем грунт — вяжущее
    • 2. 2. Постановка вопроса и рабочая гипотеза
    • 2. 3. Особенности структурообразования в системе грунт — отход -вяжущее
  • Выводы по 2 главе
  • 3. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Общая методика исследований
    • 3. 2. Характеристика применяемых материалов
      • 3. 2. 1. Грунты и вяжущие
      • 3. 2. 2. Отходы бурения
    • 3. 3. Фазовый и химический анализ грунтов и добавок
    • 3. 4. Определение емкости ионного обмена твердой фазы ОБ
    • 3. 5. Исследование влияния добавок ОБР на плотность смесей ОБ и грунтов
    • 3. 6. Исследования влияния содержания ОБР на число пластичности грунта
    • 3. 7. Исследование кинетики изменения влажности смеси песка и ОБР при хранении
    • 3. 8. Влияние добавок на сопротивление грунта сдвигу
    • 3. 9. Влияние добавки ОБР на физико-механические показатели укрепленных грунтов
      • 3. 9. 1. Зависимость прочности цементогрунта от дозировки глинистого ОБР
    • 3. 10. Влияние добавки нефтесодержащего ОБР на физико-механические показатели композиционных материалов
      • 3. 10. 1. Определение кинетики набора прочности
      • 3. 10. 2. Исследование влияния продолжительности технологического процесса на физико-механические показатели материала
    • 3. 11. Исследование влияния состава смеси на физико-механические показатели цементогрунта на основе пылеватого песка
    • 3. 12. Испытание на морозостойкость
    • 3. 13. Определение модуля упругости
  • Выводы по 3 главе
  • 4. ОПЫТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕРАБОТЫ. СТРОИТЕЛЬСТВО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
    • 4. 1. Работы поискового этапа
    • 4. 2. Укрепление обочин цементогрунтом с добавкой ОБР
    • 4. 3. Опытно-промышленное внедрение конструктивно-технологических решений по укреплению грунтов с добавкой отходов бурения
      • 4. 3. 1. Обследование амбаров и определение составов ОБР
      • 4. 3. 2. Подготовка ОБР для утилизации
      • 4. 3. 3. Способы и граничные условия использования ОБР
      • 4. 3. 4. Подготовка технологического оборудования
      • 4. 3. 5. Составы смесей для основания
      • 4. 3. 6. Технология работ
      • 4. 3. 7. Основные результаты работы
    • 4. 4. Строительство «облегченного» основания
    • 4. 5. Строительство участка дорожной одежды переходного типа
      • 4. 5. 1. Состав композиции
      • 4. 5. 2. Технология работ
    • 4. 6. Технико-экономическая эффективность внедрения результатов исследования в производство
  • Выводы по 4 главе

Строительство автомобильных дорог с применением композиционных материалов на основе грунтов и отходов бурения: На примере нефтедобывающих районов Западной Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сеть автомобильных дорог Западной Сибири находится в стадии становления, и ее развитие сдерживается недостаточностью финансовых и материальных ресурсов. В районах добычи нефти и газа сеть автомобильных дорог представлена дорогами общего пользования и ведомственными дорогами нефтяников и газовиков, причем большая часть опорной сети дорог общего пользования создается на основе бывших промысловых дорог. Автомобильные дороги, предназначенные для транспортного обеспечения добычи нефти и газа, в соответствии с ВСН 26−90 подразделяются на внутренние промысловые, проектируемые с учетом норм СНиП 2.07.05−85 (V п — III п категории), обеспечивающие связь нефтепромысловых объектов месторождений, и автомобильные дороги, формирующие сеть общего пользования, проектируемые по нормам СНиП 2.05.0285 (IV — II категории) — межпромысловые, соединяющие поселки (месторождения) между собой, с городами, базами, железной дорогой, речными портами и аэропортами.

В годы интенсивного освоения (1980;1990 гг.) Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК) затраты на автомобильно-дорожную составляющую занимали примерно 1/3 от общих издержек в нефтедобывающей промышленности, годовой ввод промысловых дорог составлял более 1000 км. Например, в 1981;1985 гг. было построено более 2000 км автомобильных дорог с твердым покрытием и около 3000 км грунтовых и грунтово-лежневых дорог. После периода спада добычи и капиталовложений (1991;1995 гг.), в конце 90-х годов вновь наблюдается прирост инвестиций и добычи нефтив связи с необходимостью освоения удаленных месторождений возрастает роль автомобильных дорог.

Таким образом, стоящиеся на месторождениях ЗСНГК автомобильные дороги, как важная часть его транспортной инфраструктуры, являются значительным фактором, определяющим уровень добычи и себестоимость нефти и газа, а так же существенным слагаемым сети дорог общего пользования. Например, протяженность автомобильных дорог на начало 2000 года по Ханты-Мансийскому автономному округу составляет 18 022,7 км, из которых 1585 км — общего пользования и 16 437,7 км — ведомственные, проходящие в основном по месторождениям.

Поэтому совершенствование конструкций и технологий, снижение стоимости и материалоемкости строительства автомобильных дорог в районах нефтедобычи является важной народнохозяйственной проблемой, актуальной как для нефтегазовых компаний, так и для государственных органов управления дорожной отраслью, в связи с острым дефицитом средств и совместным финансированием ряда объектов в настоящее время.

Одним из путей снижения ресурсоемкости строительства автомобильных дорог в ЗСНГК, в связи с отсутствием местных каменных материалов, является применение композиционных материалов на основе грунтов (КМ), или укрепленных грунтов (УГ). Наибольшее использование в дорожных конструкциях получил цементогрунт (ЦГ), однако расширение его внедрения сдерживается дороговизной вяжущего, а так же неоптимальностью гранулометрического и химико-минералогического состава основных типов грунтов, распространенных в регионе. Укреплению, как правило, подвергаются мелкие и пылеватые однородные, гидронамывные пески, с кислой реакцией среды. В результате КМ характеризуется сравнительно низкой прочностью и морозостойкостью, высокой остаточной пористостью, водопоглощением при обычных дозировках вяжущего (10−12%). Увеличение количества цемента приводит к снижению деформативности и повышению хрупкости, трещинообразованию и нецелесообразно по технико-экономическим соображениям. Поэтому имеется необходимость проведения дальнейших исследований по улучшению физико-механических показателей УГ, в частности, с учетом известных рекомендаций по укреплению песков, не содержащих глинистых фракций, цементом совместно с тонкодисперсными добавками, добавками нефти, органических веществ, отходов промышленности.

На промыслах ЗСНГК накапливается большое количество отходов бурения (ОБ) -отработанных буровых растворов (ОБР) и шламов (БШ), в состав которых входит глинисто-коллоидная фаза, нефть, химическииповерхностно-активные вещества. Проблема утилизации ОБ до настоящего времени не решена, накапливающиеся в шламовых амбарах на кустовых площадках ОБ являются одним из основных факторов неблагоприятного воздействия на окружающую среду в районах нефтедобычи.

По данным Комитета по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа (1997г, экспертная оценка Л.В. Михайловой), от общего объема нефти, попадающего в водоемы, 35% приходятся на размывы и протечки шламовых амбаров, происходит так же углеводородное и ионно-солевое загрязнение почв, поверхностных и грунтовых вод. В конце 80-х годов, по данным Главтюменьнефтегаза, в 5000 не рекульл тивированных амбаров общий объем ОБР превышал 4 млн. м, с ежегодной наработкой ОБР до 1 млн.т. В последующие годы, в связи со значительными затратами на ликвидацию амбаров, снижением объемов проходки и частичным внедрением безамбарного бурения, выход и запасы ОБР и БШ сократились. В настоящее время наблюдается стабилизация и прирост объемов бурения, добычи, производится инвентаризация отходов. По экспертным оценкам, к 2000 году ежегодное накопление ОБР и БШ составляет более 300 тыс. м3, остаются не рекультивированными более 2000 старых амбаров. В этих условиях важное значение имеет разработка эффективных способов утилизации ОБ, обеспечивающих их обезвреживание.

Состав ОБ и ранее проведенные исследования по их отверждению вяжущими, опыт применения КМ в дорожном строительстве показывают, что ОБ представляют интерес с точки зрения их использования в конструкциях автомобильных дорог. Однако каких-либо системных исследований в данном направлении в регионе не проводилось, и реализация идеи утилизации ОБ в дорожных конструкциях не возможна без изучения и научного разрешения совокупности вопросов, составивших избранную для исследования проблему — о влиянии комплекса отходов на характеристики и свойства КМ, эффективности обезвреживания ОБ, способах подготовки и применения ОБ в дорожном строительстве.

Диссертация содержит теоретическое и экспериментальное обоснование новых конструктивно-технологических решений по строительству автомобильных дорог с применением КМ на основе грунтов, ОБ и вяжущих в нефтедобывающих районах Западной Сибири, и направлена на уменьшение потребности в привозных дорожно-строительных материалах, эффективную утилизацию ОБ. Научная новизна работы заключается в том, что.

— впервые исследовано влияние добавок ОБ на характеристики КМ. Экспериментально установлено модифицирование песчаного грунта при добавке ОБР, доказана возможность улучшения физико-механических показателей КМ при оптимальной дозировке ОБ;

— получены математические модели, адекватно описывающие свойства укрепленных грунтов в зависимости от факторов состава и технологии;

— предложены и апробированы методики определения составов ОБ, проектирования и контроля составов КМ, оценки степени обезвреживания ОБ, установлены рациональные составы КМ, обеспечивающие экономию вяжущего и обезвреживание ОБ;

— обоснованы пути применения ОБ в дорожных конструкциях и разработаны способы строительства, апробированные в производственных условиях. Новизна предлагае8 мых технических решений подтверждена A.C. СССР № 1 545 679 «Способ укрепления грунта».

На защиту выносятся:

— результаты экспериментальных исследований свойств КМ на основе грунтов, ОБ и вяжущих;

— теоретическое и экспериментальное обоснование возможности применения в качестве добавки при укреплении грунтов ОБ, содержащих монтмориллонитовую фазу, без ухудшения физико-механических характеристик КМ;

— способы строительства промысловых дорог с применением ОБ — рациональные составы КМ, конструкции и технологии.

Работа выполнена на кафедрах автомобильных дорог Санкт-Петербургского ГА-СУ и Тюменской ГАСА в рамках программы «Нефть и газ Западной Сибири» по проблеме 07 «Автомобильно-дорожные проблемы Западной Сибири», а так же по теме 9.2.1.4 программы «Архитектура и строительство» Государственного комитета РФ по высшему образованию (Министерства образования РФ).

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. В результате проведенных научных исследований обоснованы способы строительства автомобильных дорог с применением КМ на основе грунтов и ОБ для условий Западной Сибири. Разработанные материалы, конструкции и технологии направлены на решение таких важных прикладных задач, как уменьшение потребности в привозных дорожно-строительных материалах, эффективную утилизацию и обезвреживание ОБ.

2. Анализ номенклатуры и составов ОБ показал, что основными компонентами ОБР являются глинистая фаза, добавки нефти и (или) полимеров, ПАВ. Интегральной характеристикой твердой фазы ОБР — тонкодисперсного шлама и глинопорошка,-предложено считать емкость ионного обмена по поглощению кальция, определяемую в динамических условияхзначения емкости обмена составили 5,4−8,4 ммоль/г, выявлена возможность укрепления грунта с добавкой ОБ цементом без введения извести.

3. Разработаны теоретические предпосылки, позволяющие объяснять и прогнозировать процессы структурообразования и связывания загрязняющих веществ в системе грунт-ОБ-вяжущее с позиций основополагающих теорий укрепления грунтов: коллоидно-химической, ТСВВ. На основе анализа теоретических моделей приняты ряд ограничений по соотношению компонентов КМ, позволяющих управлять свойствами композиций.

4. Экспериментальные исследования влияния ОБ на свойства КМ подтвердили теоретические положения и показали, что при введении оптимального количества ОБР происходит модифицирование исходных грунтов (повышается рН, плотность, сопротивление сдвигу) и улучшение физико-механических показателей УГ — повышение прочности в среднем на 20−40%, повышение морозостойкости, снижение водопо-глощения и жесткости материала. Модуль упругости образцов ЦГ с добавкой ОБР на 1000−1200 МПа меньше, чем у равнопрочных образцов песчаного ЦГ. Установлены рациональные дозировки ОБР, обеспечивающие «створ» улучшения показателей УГ, назначаемые по твердой (глинистой) фазе (до 5−7%) и нефти (до 4−6%). Установлено, что получение ЦГ с требуемыми и улучшенными показателями (класса прочности по СН 25−74, марки по ГОСТ 23 558–94) обеспечивается за счет добавки ОБР при сниженной на 10−20% дозировке вяжущего. Получены математические модели, описывающие зависимости свойств УГ от составов и их взаимосвязь.

5. В ходе опытного строительства апробированы конструктивно-технологические решения по применению КМ с ОБ в дорожном строительстве, в производственных условиях подтверждены результаты лабораторных исследований. Отработаны методика определения составов ОБ, способы подготовки и применения ОБ, определены граничные условия использования ОБР. Обоснована и апробирована струйная технология введения ОБР с применением агрегата ЦА-320, позволяющая инъектиро-вать ОБР на заданную глубину.

6. Уточнена методика определения степени обезвреживания ОБ в КМ по оценке двух последовательных водных вытяжек, получаемых при испытаниях на морозостойкость или длительное водонасыщение. Высокая степень связывания загрязняющих веществ (до 95−100% по нефти, до 85−95% по ХПК) обеспечивается при содержании вяжущего в композиции не менее 6−8% и соотношении цемент: ОБР в пределах 0,6−0,3.

7. Реализация предлагаемых способов строительства дорог с применением ОБ не требует капиталовложений, т.к. технология основана на использовании базовых дорожных машин и специальной техники нефтяников, имеющейся в ЗСНГК. Строительство опытных участков и опытно-промышленное внедрение результатов исследований показало эффективность предлагаемых решений, обеспечивающих снижение расхода вяжущего (до 50 и более т на 1 км дороги) и утилизацию ОБ. Экономическая эффективность с учетом необходимых издержек и снижения затрат на хранение ОБ и рекультивацию амбаров составила 12,4 тыс. руб. на 1 км дороги (цены 1991 г.).

8. Разработаны практические рекомендации, в которых указаны пути применения ОБ в дорожном строительстве, рассмотрены конструктивные решения, требования к материалам, способы строительства. Предложены методики подготовки и определения составов ОБ, проектирования и контроля составов КМ, оценки степени обезвреживания ОБ, правила технологии и контроля качества, природоохранные мероприятия.

9. Дальнейшие исследования в данной области целесообразно направить на углубление изучения взаимодействия и структурообразования в системе грунт — ОБвяжущее, с учетом влияния времени и средыэкологические аспекты утилизации ОБ, с учетом новых реагентов и технологий буренияна расширение ассортимента и поиск вяжущих и добавок, улучшающих свойства КМ и интенсифицирующих связывание загрязнителей.

5. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИО ПРИМЕНЕНИЮ ОТХОДОВ БУРЕНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ПРОМЫСЛОВЫХ ПЛОЩАДОК.

5.1. Общие положения.

Настоящие рекомендации предназначены для опытно-промышленного внедрения конструктивно-технологических решений по строительству автомобильных дорог и промысловых площадок с применением КМ на основе местных грунтов, вяжущих и ОБ в условиях ЗСНГК, во II и 1з дорожно-климатических зонах. Не допускается использование ОБ при строительстве дорог в поймах, водоохранных зонах и прибрежных полосах рек и в охраняемых территориях (заповедниках).

Данная разработка обоснована исследованиями и опытным строительством, выполненными Тюменской ГАСА совместно с Санкт-Петербургским ГАСУ, СИБ-НИИНП, «Гипротюменьнефтегазом» и другими организациями на нефтяных месторождениях Тюменской области [83]. В основу предлагаемых технических решений положены методы комплексного укрепления песчаных и слабосвязных грунтов, преимущественно портландцементом, с добавками ОБР и БШ, в частности — способ укрепления грунта по A.c. № 1 545 679.

Разработанные практические рекомендации направлены на решение следующих прикладных задач:

— расширение номенклатуры грунтов, пригодных для укрепления (например, одноразмерных песков с кислой реакцией среды);

— экономии цемента на 10−20% по сравнению с обычной нормой для УГ;

— получение КМ с требуемыми или улучшенными характеристиками прочности, водои- морозостойкости, деформативности;

— эффективной утилизации ОБ, снижения затрат на содержание и рекультивацию шламовых амбаров, улучшение экологической обстановки.

В совокупности данные факторы обеспечивают повышение эффективности автодорожного обустройства территории, разбуривания и обустройства месторождений, снижение себестоимости добычи нефти. Внедрение разработанной технологии в практику нефтепромыслового и дорожного строительства не требует значительных капиталовложений, т.к. она основана на использовании имеющейся специальной техники.

Рекомендации распространяются на промысловые (внутренние) дороги и площадки и могут использоваться при проектировании и строительстве участков автомобильных дорог, формирующих сеть общего пользования, проходящих в непосредственной близости от месторождений. Строительство участков должно осуществляться по согласованным индивидуальным проектам производства работ. При использовании ОБ должны соблюдаться требования всех действующих нормативных документов по проектированию и строительству автомобильных дорог, промысловых площадок, охране природы и труда.

В настоящих рекомендациях изложены технологические и материаловедческие особенности, обусловленные применением ОБ, общестроительные нормы не приводятся.

5.2. Конструктивные решения и расчетные характеристики композиционных материалов.

Композиции на основе грунтов, вяжущего (цемента), ОБ, с учетом опытного строительства, рекомендуется применять в конструктивных элементах (рис. 5.1):

1. В основаниях под сборными и монолитными цементобетонными покрытиями.

2. В верхних и нижних слоях оснований нежестких дорожных одежд усовершенствованного капитального или облегченного типа с асфальтобетонным или чернощебе-ночным покрытием.

3. В качестве морозозащитных и капилляропрерывающих слоев.

4. В краевых укрепительных полосах и для укрепления обочин.

5. В дорожных одеждах переходного (низшего) типа с устройством поверхностной обработки или грунтового защитного слоя на автодорогах (подъездах к кустам и т. д.) и площадках с низкой интенсивностью движения (до 100 авт./сутки).

Возможны различные сочетания перечисленных конструктивных слоев, а так же объединения облегченных конструкций основания (устраиваемых в виде продольных полос) с обработкой грунта ОБР, что дает двукратное снижение потребности в цементе. При соответствующем технико-экономическом обосновании могут применяться другие вяжущие, минеральные и органические — известь, гудрон, битум и т. п.

При использовании ОБ, не содержащих вредных активных компонентов в количествах, установленных в региональных нормах ПДК для почв и водоемов, допускается использование композиций ОБ с грунтами без вяжущих или при их минимальном содержании в качестве активных добавок (3−5%) в следующих конструктивных элементах:

1. При обработке верхней части и слоев земляного полотна, возводимого из гидронамывных и одноразмерных песков, для обеспечения уплотнения и предотвращения «сухой распутицы».

2. При устройстве покрытий «низшего типа» на дорогах V категории с применением ОБР, БШ (при необходимости — цемента).

3. При обработке активной зоны земляного полотна путем инъектирования ОБР (или ОБР с цементом) на глубину 0,5−1,0 м.

4. Розлив ОБР по поверхности свежеуложенного цементогрунтового слоя для «ухода» в процессе набора прочности.

Проектирование дорожных конструкций, конструирование, определение размеров, расчет толщины слоев выполняются в соответствии с действующими нормативными требованиями СНиП 2.05.02−85, ВСН 46−83, ВСН 197−91, ВСН 26−90, типовыми проектами и проектами — аналогами с традиционными УГ. Требуемые расчетные физико-механические показатели КМ с добавками ОБ назначаются в соответствии с проектом и должны отвечать нормативам СН 25−74, ВСН 46−83, ГОСТ 23 558–94.

Ориентировочно состав и характеристики ЦГ с добавкой ОБР могут приниматься по табл. 5.1 с обязательным лабораторным подбором составов, определением физико-механических характеристик и степени связывания загрязняющих компонентов ОБ. Как правило, соответствующая проектному классу прочность обеспечивается при сниженной дозировке цемента в ЦГ с ОБР по сравнению с традиционными УГ Дополнительно следует учитывать ряд общих рекомендаций:

— при укреплении обочин ОБ не должны вводиться в прибровочную полосу шириной 0,5 м;

— толщины конструктивных слоев назначаются в пределах 0,15- 0,25 м.

— конструктивные слои дорожных одежд переходного и низшего типов с применением ОБ могут устраиваться на первой стадии строительства взамен более дорогостоящих для обеспечения ускоренного ввода автомобильных дорог;

— при устройстве конструктивных слоев методом смешения на дороге ширину обрабатываемой ОБ полосы рекомендуется назначать на 0,2−0,Зм меньше ширины укрепленного слоя с каждой стороны;

178 не допускается применение ОБ в подтопляемой части дорожной конструкции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Исследование прочностных и деформационных свойств укрепленных грунтов, применяемых в дорожном строительстве: Автореф. дис.. канд. техн. наук. М., 1968. — 36 с.
  2. В.Н. Индустриальная технология дорожного строительства с применением композиционных материалов на основе карбамидоформальдегидных смол и грунтов (на примере Западной Сибири): Дис.. канд. техн. наук. СПб, 1996. — 124с.
  3. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента припоиске оптимальных условий. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1976. -279с.
  4. Ю.А., Кнатько В. М., Селюков Л. У. Сопротивление сдвигу дисперсныхгрунтов, укрепленных вяжущими материалами.// Материалы к YII Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов. Л.: Энергия, 1971. -С.243−245.
  5. И.П., Васильев H.H., Амбросов В. А. Быстрые методы статистическойобработки и планирование эксперимента. Л.: Из-во Ленингр. ун-та, 1971. -78с.
  6. В.Ф., Безрук В. М. Основы грунтоведения и механики грунтов: Учебникдля студентов автомобильно-дорожных вузов. М.: Высшая школа, 1976. -328с.
  7. Ю.М. Бетон при динамическом нагружении. М.: Стройиздат, 1989.272 с.
  8. Ю.Г. Совершенствование процессов строительства скважин с цельюпредупреждения загрязнения и рационального использования земельных ресурсов: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Краснодар, 1996. — 16с.
  9. Ю.Г., Моллаев Р. Х. Комплексные мероприятия по снижению загрязнения окружающей среды отходами бурения нефтяных и газовых скважин.// Нефтяное хозяйство. 1991. — № 12. — С.29−30.
  10. Ю.Г., Моллаев Р. Х. Принципы оценки загрязняющей способности отходов бурения в исходном и обезвреженном состоянии. // Азербайджанское нефтяное хоз-во. 1992. — № 6. — С.56−58
  11. В.М. Основные принципы укрепления грунтов. М.: Транспорт, 1987. -32с.
  12. В.М. Укрепление грунтов в дорожном и аэродромном строительстве. -М.: Транспорт, 1971. 247 с.
  13. В.М., Линцер A.B., Юрченко В. А. Применение нефтегрунта в строительстве автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1975. — 72 с.
  14. Г. П., Шарипов А.И, Брахфогель Е. А. Пути утилизации отработанныхбуровых растворов.//Нефтяное хозяйство. -1982. -№ 4. -С.64.
  15. Е.И. Вертикальная устойчивость жестких дорожных одежд в засушливых районах: Автореф. дис.. канд. техн. наук. М., 1985.-22с.
  16. А.И., Шишов В. А. Состояние и проблемы охраны окружающей средыпри бурении скважин.// Нефтяное хозяйство.-1980. -№ 4. С. 64.
  17. Ю.М. Структурные связи в цементогрунтах.// Материалы к У1 Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов. М.: Из-во МГУ, 1968. С. 63 — 67.
  18. Ю.М., Мельникова М. Г., Шаповалов В. Д. Дорожные одежды с укрепленными грунтами в северо западных районах СССР. — Л.: Знание, 1978. -28 с.
  19. Временные технические условия по приготовлению и применению цементогрунта автоклавного твердения. Тюмень: ТюмИСИ, 1971. — 16 с.
  20. И.В. Геохимия нефтей Западной Сибири. М.: Недра, 1987.- 181с.
  21. ГОСТ 10 060.0−95. Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования. М.: ГУП ЦПП, 1997. — 10 с.
  22. ГОСТ 10 060.1−95. Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости. М.:1. ГУП ЦПП, 1997. 6 с.
  23. ГОСТ 10 180–90. Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам. М.: ЦИТП, 1990.- 40с.
  24. ГОСТ 12 536–79. Грунты. Методы лабораторного определения зернового (гранулометрического) состава. М.:МНТКС, 1979. — 29 с.
  25. ГОСТ 23 558–94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанныенеорганическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. -М.: Из-во стандартов, 1995.-13с.
  26. ГОСТ 25 100–95. Грунты. Классификация. М.: МНТКС, 1995. -29 с.
  27. ГОСТ 30 491–97. Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия-М.: МНТКС, 1997.-21с.
  28. ГОСТ 5180–84. Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик. М.:МНТКС, 1994. — 30 с.211
  29. Добавки в бетон: Справочное пособие./ В. Рамачандран, Р. Фельдман, М. Коллепарди и др. Под ред. В. Рамачандрана / Пер. с англ. Т. И. Розенберг и С. А. Болдырева Под ред. С. А. Болдырева и В. Б. Ратинова. М.: Стройиздат, 1988. -575 с.
  30. В.А., Филимонов Н. Северная природа уязвима, работать нужноочень умело и осторожно. // Югра: Дела и Люди. 1998. -№ 3. — С. 8−9.
  31. Дорожные одежды с использованием шлаков. /А.Я. Тулаев, М. В. Королев, B.C.
  32. , В.М. Юмашев./ Под ред. А .Я. Тулаева. М.: Транспорт, 1986. — 221 с.
  33. Дорожные одежды с основаниями из укрепленных материалов. /Ю.М. Васильев,
  34. В.П. Агафонцева, B.C. Исаев и др. М.: Транспорт, 1989. -191с.
  35. И.Е., Каримов Б. Б. Автомобильные дороги в окружающей среде. М.:
  36. ООО «Трансдорнаука», 1997. 285 с.
  37. .П. Разработка способов повышения однородности прочности укрепленных грунтов: .Дисс.. канд. техн. наук. Тюмень, 1985.- 194с.
  38. Г., Штренге К. Коагуляция и устойчивость дисперсных систем./ Пер. снем. и ред. О. Г. Усьярова. Л.: Химия, 1973. — 152 с.
  39. Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, дляустройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов. СН 25−74. М.: Стройиздат, 1975. — 128 с.
  40. Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа. ВСН 46−83.
  41. Утв. Мин. транспорт, стр-ва СССР. М.: Транспорт, 1985. -157 с.
  42. К.В. Спутник буровика: Справочник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.:1. Недра, 1990. 303 с.
  43. Исследование донных отложений водоемов, хронически загрязненных нефтью, и буровых шламов из рекультивированных и нерекультивированных амбаров. // Заключительный отчет о НИР. ВНИИЦ «Экология», Тюмень, 1998.-200с.
  44. И.Ф., Бочкарев Т. П., Андерсон Б. А. Утилизация отработанных буровых растворов.// Безопасность труда в промышленности. -1982. № 4. — С. 911.
  45. Л., Никитина Е. Нужно думать о завтрашнем дне. // Югра: Дела и1. Люди.- 1998.-№ 3.-С. 2−7.
  46. В., Потеряев А. Правила игры устанавливаем вместе. //Югра: Дела и
  47. Люди, 1998. -№ 2. -С. 10−13.212
  48. В.М. Основы теории и технологии укрепления грунтов путем синтезанеорганических вяжущих и вопросы классификации химических методов.// Закрепление и уплотнение грунтов в строительстве. Киев: Будивельник, 1974.-С.192−194.
  49. В.М. Специфические особенности оценки гранулометрического состава глинистых грунтов при их укреплении на основе синтеза вяжущих.// Материалы к YII Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов. Л.: Энергия, 1971, — С.228−231.
  50. В.М. Укрепление дисперсных грунтов путем синтеза неорганическихвяжущих. Л.: Из-во Ленингр. ун-та, 1989. — 272 с.
  51. В.М., Беглецов В. В. Укрепление глинистых грунтов на основе синтезаалюмофторсиликатных вяжущих. // Материалы к YI Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов. М.: Из-во МГУ, 1968. — С.191−194.
  52. В.М., Платонов А. П., Эйзлер П. П. Исследования возможности применения проб грунтов и отходов бурения в дорожном строительстве. СПб.: Из-во Спб ГУ, 1997.
  53. В.Е. Морозостойкие мелкозернистые бетоны на песке с различнымсодержанием тонкодисперсных фракций: Автореф. дис.. канд. техн. наук. -М., 1985.-22 с.
  54. Е.Ю. Эколого-гигиеническая оценка материалов для дорожногостроительства с использованием промышленных отходов: Автореф. дис.. канд. биол. наук. -М, 1998. 22с.
  55. Ю.Г. Применение очень мелких и мелких песков в дорожном бетоне: Автореф. дис.. канд. техн. наук. М., 1986. — 17 с.
  56. Е.Ф., Чернигов В. А. Бетонные покрытия автомобильных дорог. М.:1. Транспорт, 1980. 288 с.
  57. И.И., Стрижевский В. А., Шумчик К. Ф. Испытания дорожностроительных материалов. Минск: Вышайшая школа, 1991.-233 с.
  58. A.B. Основы индустриального применения укрепленных грунтов в дорожном строительстве: Автореф. дис. .докт. техн. наук. М., 1984. — 34 с.213
  59. A.B., Табаков H.B. Основные направления научно-технического прогресса в автодорожном обеспечении Западной Сибири: Учебн. пособие. Тюмень: ТГУ, 1989. — 99 с.
  60. Т.Ю. Особенности кристаллизационного твердения минеральныхвяжущих в зоне контакта с различными твердыми фазами. //Физико-химическая механика дисперсных структур. М: Наука, 1966. — С.268−280.
  61. A.B., Дюков Л. М. Приборы и средства контроля процессов бурения:
  62. Справочное пособие. М.: Недра, 1989. — 253 с.
  63. С.И. Исследование способов укрепления откосов пойменных насыпей сборными и монолитными цементогрунтовыми конструкциями при строительстве автомобильных дорог в условиях Западной Сибири: Автореф. дис.. канд. техн. наук. М., 1981. — 22 с.
  64. Математические методы и планирование эксперимента в грунтоведении и инженерной геологии./ В. М. Кнатько, И. Е. Руднева, E.H. Баринов, Ю. С. Чижевский. Л.: Из-во Ленингр. ун-та, 1983. — 112 с.
  65. Т., Новиков В. Заповедных территорий должно быть больше.// Югра: Дела и Люди. 1998. -№ 2. — С. 52−54.
  66. Метод обезвреживания отработанных буровых растворов. / Шишов В. А., Шеметов В. Ю., Петросьян М. В., Видлога Л. Н. // Нефтяное хозяйство. 1980, — № 4. -С. 62−65.
  67. Методические рекомендации по применению мелких и очень мелких песков вбетоне для строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов. М.: Союздорнии, 1984. -23 с.
  68. Н.Г. Оптимизация конструкций дорожных одежд промысловых автодорог на основе применения отходов бурения. // Нефть и газ Западной Сибири. :Тезисы докл. междун. научно-техн. конф., Т.2-Тюмень, ТюмГНГУ, 1996.-С.173.
  69. В.И., Сальду Э. П. Рентгенометрический определитель минералов. Л.:1. Недра, 1965.- 190 с.214
  70. В.М., Щербакова Р. П., Тюменцева О. В. Дорожные одежды из цементогрунта. М.: Транспорт, 1973. — 216 с.
  71. Мчедлов Петросян О. П. Химия неорганических строительных материалов.2.е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1988. — 304 с.
  72. Неорганические ионообменники. /Е.А. Матерова, Ф. А. Белинская, Э. А. Милицина, П. А. Скабичевская // Ионный обмен. М.: Химия, 1965. — С. 3−42.
  73. Оптимальное использование строительных материалов в дорожных конструкциях. /Иванов H.H. и др. Свердл., Ср.-Урал. из-во, 1977. — 168 с.
  74. Охрана окружающей среды нефтегазодобывающей промышленностью. //Обзорная информ. Серия «Коррозия и защита в нефтегазовой промышленности». М.: ВНИИОЭНГ, 1985. Вып.7(51) — 50 с.
  75. В.Б. Исследование структурообразования цементогрунтов в технологическом процессе (по материалам исследований в Западной Сибири): Авто-реф. дис.. канд. техн. наук. Омск, 1969. — 29 с.
  76. М.Н. Применение укрепленных грунтов в дорожном строительстве насеверо-западе РСФСР: Учеб. пособие Д.: ЛИСИ, 1982. -72с.
  77. А.П. Теоретические основы и практические способы применениясмол холодного отверждения для укрепления грунтов в транспортном строительстве. Л.: ВАТТ, 1972. — 178 с.
  78. А.П., Першин М. Н. Композиционные материалы на основе грунтов.1. М.: Химия, 1987. 144с.
  79. B.C. Комплексное исследование воздействия технологических факторов и многократного нагружения на прочность цементогрунтовых оснований: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Омск, 1980. — 16с.
  80. Разработка и внедрение способов укрепления грунтов на основе использованияотходов добычи и переработки нефти: Отчет по хоз. договору 63−86 (промежу-точ.), № ГР 01.86.5 487. Тюмень, ТюмИСИ, 1988. -77 с.
  81. В., Фельдман Р., Бодуэн Д. Наука о бетоне: физико-химическоебетоноведение./ Пер. с англ. Т. И. Розенберг, Ю. Б. Ратиновой. /Под ред. В. Б. Ратинова. М.: Стройиздат, 1986. — 278 с.
  82. П.А. Физико-химическая механика дисперсных структур. М.: Наука, 1966. 400 с.
  83. Рекомендации по сооружению и ликвидации земляных шламовых амбаров пристроительстве нефтяных и газовых скважин в условиях Главтюменьнефтегаза. М.: ВНИИБТ, 1987.- 52 с.
  84. Руководство по приготовлению, химической обработке и очистке буровых растворов для бурения и вскрытия продуктивных пластов в Западной Сибири. РД21 539.2−400−80. СибНИИНП, ВНИИКРнефть, 1980. — 44 с.
  85. Н.В., Кручинина Е. Ю. Методика эколого-гигиеиической оценки безопасности использования промышленных отходов в дорожном строительстве.// Гигиена и санитария.- 1998.-№ 4.- С.72−76.
  86. В.А. Качество и однородность автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1989.- 125 с.
  87. H.A. Бурение и эксплуатация нефтяных и газовых скважин. -М.: Недра, 1982. 376 с.
  88. Сланцевые вяжущие в дорожном строительстве./ М. Н. Першин, М. Ф. Никишина, А. П. Архипова, E.H. Баринов и др. М.: Транспорт, 1981. — 151 с.
  89. A.B. Результаты испытаний цементогрунтовых дорожных одежд.//
  90. Опыт и перспективы строительства автомобильных дорог с использованием местных материалов. Омск, 1968. — С. 84−92.
  91. М.И., Федоров Б. С. Устройство сооружений и фундаментов способом «стена в грунте». 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1986. -216 с.
  92. Снижение загрязняющих свойств отработанных буровых растворов. /В.А. Шишов, В. Ю. Шеметов, М. В. Петросьян, JI.H. Видлога // Нефтяное хозяйство,-1985.-№ 2 С.49−52.
  93. Современное состояние территории в зоне деятельности ПО «Нижневартовскнефтегаз».// Заключительный отчет о НИР. ВНИИЦ «Экология», Тюмень, 1993.-252с.
  94. Состояние окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском районе // Аналитический обзор. Ежегодник. Нижневартовск, 1998.-91с.
  95. Способ обезвреживания отработанных буровых растворов: A.c. 1 222 672 СССР МКИ С 09К 7/02 /А.И. Булатов, В. А. Шишов, В. А. Барановский, В. Ю. Шеметов, М. В. Петросьян, В. А. Левшин. 1986.
  96. Способ укрепления грунта: A.c. № 1 239 203А1, Е 02 Д 3/12. 1984. — 4 с.
  97. Способ укрепления грунта: A.c. № 1 545 679 СССР / Н. Г. Митрофанов, Ю. Н. Богомолов, A.B. Линцер, А. П. Платонов, B.C. Бабенко, В. Н Агейкин 1989.6 с.
  98. Способ укрепления песчаного грунта: A.c. № 1 536 914 СССР / В. Н. Агейкин, A.B. Линцер, А. П. Платонов. 4 с.
  99. Типовые регламенты буровых растворов на проектирование и строительство скважин в Главтюменьнефтегазе. Тюмень, СибНИИНП, 1986. — 34 с.
  100. О.В. Исследование влияния минералогического состава и генезиса грунтов при комплексном их укреплении цементом и другими веществами в условиях Западной Сибири: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Саратов, 1969. -24 с.
  101. О.В., Мокина В. И. Опыт укрепления одномерных песков водно-ледникового происхождения цементом и нефтью.// Материалы к YI Всесо-юз.сов. по закреплению и уплотнению грунтов. М.: Из-во Моск. ун-та, 1968. — С.377 -379.
  102. Укрепление грунтов сырой нефтью с учетом охраны окружающей среды. /А.П. Платонов, Ю. Н. Богомолов, A.B. Линцер, Г. М. Баталина //Автомобильные дороги. 1980. -№ 4. — С. 23−24.
  103. Укрепление откосов сборными решетчатыми конструкциями. /A.B. Линцер и др. //Автомобильные дороги. 1972. — № 11.- С.12−13.
  104. Укрепленные грунты. (Свойства и применение в дорожном и аэродромном строительстве)./ В. М. Безрук, И. Л. Гурячков, Т. М. Луканина, P.A. Агапова. -М.: Транспорт, 1982. 231 с.
  105. Утилизация отработанных буровых растворов за рубежом.// ЭИ ВНИИОЭНГ, Серия «Бурение».- 1982.- № 13. С. 13−14.
  106. Л.В., Насыров Г. Х., Проживин В. В. Рекультивация земляных амбаров в условиях Среднего Приобья.// Нефтяное хозяйство. 1986.-№ 6.- С.- 64.
  107. Химический анализ горных пород и минералов./ Под ред. И. И. Попова. М.: Недра, 1984. — 230 с.
  108. Химическое укрепление грунтов в аэродромном и дорожном строительстве./ Н. Ф. Мищенко, В. М. Кнатько, Н. М. Серов, Л. А. Марков и др. М.: Транспорт, 1967. — 260 с.
  109. С.С. Основы динамики струй при разрушении горного массива. -М.: Наука, 1979.-144 с.
  110. А.Е. Структура, прочность и трещиностойкость цементного камня. -М.: Стройиздат, 1974. 192 с.
  111. A.M., Крекшин В. Е., Ланге Ю. Г. Применение мелких и очень мелких песков в цементобетоне. // Автомобильные дороги. 1985. -№ 5.- С. 4−6.
  112. В.А., Шеметов В. Ю. Об отверждении буровых растворов и шлама портландцементом.// Техника и технология промывки и крепления скважин: Труды «ВНИИКРнефть». Краснодар, 1982. — С.65−69.
  113. В.Ф. Я уверен, что дороги будут развиваться. // Дороги и мы. -1997. -№ 8. С. 6−7.217
  114. И.В. Технология добычи нефти и газа. 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Недра, 1985, — 303 с.
  115. В.А. Укрепление грунтов сырой маловязкой нефтью при строительстве лесовозных автомобильных дорог в Тюменской области: Дис.. канд. техн. наук. Тюмень, 1971. — 140 с.
  116. Р.Д. Влияние многократной регенерации активных компонентов на свойства буровых растворов. // Проблемы нефти и газа Тюмени, НГС Тюмень, 1981.- № 52.- С. 41.
  117. Deep drilling nolonder a disposal risk for Dorset «Publ Works Weekly Surf», 1986. -№ 4891, — C.25−26.
  118. Oil cannot be destroyed it must be recovered «Austral. Mining». 1986. -№ 1.18 c.
  119. U. Hofmann. Akomaleen bei Ionenaustausch Vorgangen. Berlin, Akademie Verglag, 1962. — S.l.218
Заполнить форму текущей работой