Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политика европейских региональных и трансатлантических организаций (ОБСЕ, ЕС, НАТО) в Центральной Азии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительная роль центральноазиатского региона в международных отношениях обусловлена на сегодняшний день такими факторами его геополитического положения, как наличие существенных природных ресурсов, прежде всего, энергетических, высокий транзитный потенциал и возможности его использования в развитии транспортной инфраструктуры, соединяющей важнейшие регионы мира. Одновременно с этим повышение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Факторы эволюции геополитического положения стран Центральной Азии
    • 1. 1. Тенденции внутриполитической трансформации независимых государств Центральной Азии
    • 1. 2. Формирование внешнеполитических концепций и концепций безопасности
  • Глава 2. Приоритетные направления политики Европейского Союза в Центральной Азии
    • 2. 1. Стратегия Европейского Союза в Центральной Азии
    • 2. 2. Политика обеспечения экономических интересов ЕС в Центральной Азии
    • 2. 3. Борьба с угрозами безопасности в регионе
  • Глава 3. Политика НАТО в Центральной Азии: приоритеты и основные направления
    • 3. 1. Стратегия вовлечения стран Центральной Азии во взаимодействие с НАТО
    • 3. 2. Роль афганской проблемы в реализации политики НАТО в Центральной Азии
  • Глава 4. Основные направления деятельности ОБСЕ в Центральной Азии
    • 4. 1. Эволюция стратегии СБСЕ/ОБСЕ в Центральной Азии
    • 4. 2. Основные механизмы деятельности ОБСЕ в Центральной Азии

Политика европейских региональных и трансатлантических организаций (ОБСЕ, ЕС, НАТО) в Центральной Азии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате распада СССР на мировой политической арене появились пять центральноазиатских государств — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. С обретением государственной независимости республики Центральной Азии оказались в зоне повышенного внимания не только ведущих мировых игроков — России, США, стран Евросоюза, Китая, но и таких государств, как Турция, Иран, Индия и Пакистан. Постепенно Центральная Азия становится стратегически важным регионом, где пересекаются интересы различных государств, за влияние в котором конкурируют глобальные и региональные державы.

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Значительная роль центральноазиатского региона в международных отношениях обусловлена на сегодняшний день такими факторами его геополитического положения, как наличие существенных природных ресурсов, прежде всего, энергетических, высокий транзитный потенциал и возможности его использования в развитии транспортной инфраструктуры, соединяющей важнейшие регионы мира. Одновременно с этим повышение внимания к Центральной Азии определяется географическим положением стран в непосредственной близости к Афганистану и распространением в регионе угроз безопасности, таких как незаконный оборот наркотиков, терроризм и религиозный экстремизм. Страны региона приобрели стратегическое значение в связи с проведением антитеррористической операции в Афганистане после террористических актов в США 11 сентября 2001 года, на территории некоторых центральноазиатских стран были размещены вооруженные силы и военные базы США и их союзников. В непосредственной близости к центральноазиатским государствам находятся Пакистан и Иран, что придает еще одно важное измерение геополитическому положению региона.

Учитывая вышеперечисленные факторы, центральноазиатские страны становятся объектом политики и воздействия со стороны различных международных и региональных организаций. В данном исследовании автором рассматривается политика трех организаций — Европейского Союза (ЕС), Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) ввиду того, что общая позиция западных стран в отношении центральноазиатского региона реализуется этими организациями.

Актуальность исследования характеризуется возрастающим интересом со стороны Европейского Союза, НАТО и ОБСЕ к Центральной Азии, активизацией деятельности данных организаций в регионе. В этой связи особое значение приобретает исследование стратегических целей, основных направлений и приоритетов политики данных организаций в Центральной Азии, а также ключевых инструментов и механизмов их реализации. Кроме того, стремление ЕС, НАТО и западных государств — членов ОБСЕ к дальнейшему укреплению своей роли, наращиванию своего влияния в регионе, оказанию воздействия на внутриполитические процессы, происходящие в странах Центральной Азии, определяет важность проблематики исследования.

Политика европейских региональных и трансатлантических организаций в Центральной Азии представляет серьезный интерес для исследования ввиду того, что центральноазиатское направление остается одним из приоритетных во внешней политике России в силу географической близости региона, тесных двусторонних связей с республиками региона и многостороннего взаимодействия с ними в рамках СНГ.

Объектом исследования является политика, проводимая европейскими региональными и трансатлантическими организациями (ЕС, НАТО, ОБСЕ) в Центральной Азии.

Предмет исследования составляют основные направления политики.

Евросоюза, НАТО и деятельности ОБСЕ в Центральной Азии, 4 стратегические интересы данных организаций в регионе, инструменты их реализации, распределение сфер действия между организациями.

Цель настоящего диссертационного исследования заключается в том, чтобы проанализировать приоритетные направления политики ЕС, НАТО и ОБСЕ в Центральной Азии, выяснить и охарактеризовать фактическое распределение сфер действия между этими организациями в рамках реализации общей стратегии западных стран в отношении региона.

Для достижения цели исследования предполагается решение следующих взаимосвязанных задач:

• осуществить анализ основных тенденций внутриполитической трансформации государств Центральной Азии, формирования их внешнеполитических ориентиров и концепций национальной безопасности, выявить общие для стран региона черты и особенности;

• выявить процессы внутрии внешнеполитического развития стран региона, которые создают возможности для влияния европейских региональных и трансатлантических организаций в регионе;

• проанализировать стратегии Евросоюза, НАТО, ОБСЕ в Центральной Азии и рассмотреть их подходы к региону;

• изучить цели и задачи, сформулированные в документах исследуемых организаций, в отношении региона, определить совпадающие цели организаций в регионе и специфические интересы каждой из них;

• охарактеризовать основные инструменты и механизмы, используемые каждой из организаций для реализации политики в Центральной Азии;

• оценить эффективность инструментов и механизмов политики исследуемых организаций в регионе.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 года по настоящее время.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет системный подход, который в данной работе предполагает рассмотрение 5.

Центральной Азии как региональной подсистемы международных отношений. Системный подход позволяет проанализировать особенности центральноазиатского региона, процессы и тенденции внутрии внешнеполитического развития, объединяющие государства Центральной Азии в единый регион. В использовании системного подхода автор опирался на работы А. Д. Богатурова, H.A. Косолапова, М. А. Хрусталева, А.Д. Воскресенского1. В диссертации были применены историко-описательный и сравнительный методы научного исследования. Сравнительный метод позволяет сопоставить цели политики ЕС, НАТО и ОБСЕ в отношении Центральной Азии, выявить совпадающие и специфические приоритеты организаций, а также провести сравнительный анализ внутреннего развития стран региона, выявить общие черты и особенности каждой из них. При исследовании стратегий ЕС, НАТО и ОБСЕ в Центральной Азии автор опирается на системный подход, позволяющий проанализировать систему различных интересов организаций в регионе. В диссертации также применялся статистический метод, позволяющий провести систематизацию собранных статистических данных, касающихся социально-экономического развития республик Центральной Азии.

Степень научной разработанности темы исследования.

Следует отметить, что на сегодняшний день в современной политической науке нет специальных работ, посвященных комплексному исследованию политики Европейского Союза, НАТО и ОБСЕ в центральноазиатском регионе. При этом общие вопросы международных отношений в Центральной Азии, эволюции геополитического значения региона в мировой политике исследуются в научных трудах российских и зарубежных ученых. Важное значение для написания диссертации имели.

1 Богатуров А. Д. Системный подход и эволюция международных отношений в XX веке // Богатуров А. Д., Косолапое H.A., Хрусталев М. А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. — С. 112−128- Воскресенский А. Д. Предмет и задачи изучения региональных подсистем международных отношений // Восток — Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: учеб. пособие для вузов/под ред. А.Д. ВоскресенскогоМГИМО (У) МИД России. — М.: РОССПЭН, 2002. — 526 с. труды общетеоретического характера, позволяющие получить представление как о современной политической структуре мира, так и об особенностях ситуации в регионе. Среди них следует отметить работы А. Д. Богатурова, А. Д. Воскресенского, М. М. Лебедевой, А. Ю. Мельвиля, H.A. Косолапова, И. Валлерстайна, М. А. Хрусталева, 3. Бзежинского, К. С. Гаджиева, П.А. Цыганкова2.

Существенный вклад в изучение внутриполитических процессов, происходящих в странах Центральной Азии, становления и развития внешней политики республик после обретения ими государственной независимости, а также проблем и угроз национальной безопасности стран внесли исследования И. Д. Звягельской, С. И. Чернявского, В. Г. Коргуна, М. М. Наринского, A.B. Мальгина, С. Г. Лузянина, К. П. Боришполец, Г. А. Рудова, A.C. Дундича, Ш. Акинер, Б. Румера, М. Б. Олкотт, A.A. Князева3.

2 Богатуров А. Д., Косолапов H.A., Хрусталев М. А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. — С. 112−128- Международные отношения в Центральной Азии: события и документы: учеб. пособие для студентов вузов/отв. ред. А. Д. Богатуров. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 549 е.- Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ/отв. ред. A.A. Кокошин, А. Д. Богатуров.-М.:КомКнига, 2005. — 430 е.- Воскресенский А. Д. «Большая Восточная Азия»: мировая политика и региональные трансформации: научно-образовательный комплекс/под общ. ред. А. Д. Воскресенского — М.: МГИМО-Университет, 2010. — 444 е.- Лебедева М. М. Мировая политика. — М.: Аспект-Пресс, 2007. — 365 с.-. Мельвиль А. Ю. Факторы режимных трансформаций и типы государственной состоятельности в посткоммунистических странах: ч.1,2 /А.Ю. Мельвиль, Д. К. Стукал, М. Г. Миронюк. — М.: НИУ ВШЭ, 2011. — 112 е.- Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. — СПб.: Университетская книга, 2001. — 416 е.- Гаджиев К. С. Геополитика. — М.: Международные отношения, 1997. — 384 е.- Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации/под ред. П. А. Цыганкова. — М: Альфа — М: ИНФРА — М, 2009. — 320 с.

3 Звягельская И. Д. Становление государств Центральной Азии: Политические процессы. М.: Аспект Пресс, 2009. — 208 е.- Звягельская И. Д. Факторы нестабильности на постсоветском пространстве: (Центральная Азия и Кавказ) // Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. — М.: МГИМО-Университет, 2007. — С.353−370-Чернявский С. И. Геополитические изменения в Центральной Азии: выводы для России // Вопросы аналитики. — 2010. — № 2 (40). — С. 19−33- Международные отношения в Центральной Азии: события и документы: учеб. пособие для студентов вузов / А. Д. Богатуров, A.C. Дундич, В. Г. Коргун и др.- отв. ред. А. Д. Богатуров. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 549 е.- Южный фланг СНГ. [Вып.2]. Центральная Азия — Каспий — Кавказ: возможности и вызовы для России / под ред. М. М. Наринского, A.B. Мальгина. — М.: Навона, 2005. — 456 е.- Лузянин С. Г. Россия и Китай в Центральной Азии. Проблемы развития ШОС//Российско-китайские отношения. Состояние перспективы. — М., 2005. — С.93−99-Боришполец К. П. Центральная Азия как региональная подсистема международных отношений // Восток — Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: учеб. пособие для вузов / под ред. А.Д. ВоскресенскогоМГИМО (У) МИД России. — М.: РОССПЭН, 2002. — 526 е.- Боришполец К. П., Чернявский С. И. Среднесрочный прогноз развития ситуации в регионе Центральной Азии // Вестник МГИМО-Университета. — 2010. — № 4. — С. 28−32- Рудов Г. А. Сотрудничество государств Центральной Азии с Россией и другими «векторами воздействия» в регионе //Геополитические проблемы Евразийского пространства: тематический сборник. — М: Научная книга, 2006. — С. 134−144. Центральная Азия: «отложенный нейтралитет» и международные отношения в 2000;х годах/ А. Д. Богатуров, A.C. Дундич, Е. Ф. Троицкий. — М.: НОФМО, 2010. — 104 е.- Akiner Sh. Violence in Andijan, 13 May 2005: An Independent Assessment. Central Asia-Caucasus Institute and Silk Road Studies Program — A Joint Transatlantic Research and Policy Center. — Washington, DC: The Central Asia-Caucasus Institute, 2005. — 51 pRumer B. (ed.) Central Asia.

Отдельные аспекты центральноазиатской политики Европейского Союза, ее основных направлений, разработки и реализации современной стратегии ЕС в отношении региона, взаимодействия ЕС со странами Центральной Азии в экономической сфере освещаются в работах таких исследователей, как М.Г. Носов4, Д.Б. Малышева5И.В. Болгова6, С.М. Юн7, таких зарубежных авторов, как Й. Бунстра8, Н. Мелвин9, Н. Макфарлейн10, А. Pap11. Особое значение для исследования деятельности Евросоюза в регионе.

12 13 имеют работы С. З. Жизнина, A.B. Мальгина, в которых освещены вопросы энергетических интересов и энергетической политики ЕС, а также работы C.B. Уткина14, посвященные анализу инструментов ОВПБ ЕС. Существенным вкладом в изучение стратегии ЕС в отношении региона стало коллективное исследование М. Эмерсона, Й. Бунстры, Н. Хасановой, М. Ларюэль, С. Пейруза15, а также работы центральноазиатских экспертов М. Т. Лаумулина, Ж. У. Ибрашева и Э.Т. Енсебаевой16.

At the End of Transition. — N.Y.: M.E. Scharpe, 2005. — 464 p.- Rumer B. (ed.) Central Asia: a gathering storm? -N.Y.: M.E.Scharpe, 2002. — 456 p.- Олкотт M. Б. Второй шанс Центральной Азии. Московский центр Карнеги, Фонд Карнеги за международный мир. — Москва: Московский центр Карнеги, 2005. — 487 е.- Князев А. А. К истории и современному состоянию производства наркотиков в Афганистане и их распространению в Центральной Азии. — Бишкек: Илим, 2003. — 70 с.

4 Носов М. Г. Евросоюз и Центральная Азия // Современная Европа. — 2006. — № 4. — С. 10−21.

5 Малышева Д. Б. Центральноазиатский узел мировой политики. — М.: ИМЭМО РАН, 2010. — 100 с.

6 Болгова И. В. Политика ЕС в Закавказье и Центральной Азии. Истоки и становление/ И. В. Болговапод общ. ред. А. В. Мальгина. — М.: Навона, 2008. — 184 с.

7 Юн С. М. Политика Европейского Союза в Центральной Азии: от «открытия» региона к «стратегии нового партнерства» (1992;2008 гг.) / С. М. Юнпод ред. А. Г. Тимошенко. — Томск: Томский государственный университет, 2009. — 432 с.

8 Boonstra J. The EU’s Interests in Central Asia: Integrating Energy, Security and Values Into Coherent Policy. European Development Co-operation to 2020 project. — January 2011. — Working Paper No. 9. — 20 p.

9 Melvin N.J. (ed.) Engaging Central Asia: The European Union’s New Strategy in the Heart of Eurasia. — Centre for European Policy Studies (CEPS). — Brussels, 2008. — 196 p.

10 MacFarlane N. European Strategy Toward Kazakhstan //Thinking Strategically: The Major Powers, Kazakhstan, and the Central Asian Nexus/ ed. by R. Legvold. — Cambridge: MIT Press, 2003. — pp.141−164.

11 Rahr A. Europe in the New Central Asia // The New Central Asia: In Search of Stability: A Report to the Trilateral Commission. — New York, 2000. — 50−68 pp.

12 Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия: учебное пособие. — М: МГИМО, 2002. — 189 с.

13 Мальгин А. В. Каспийский регион: международно-политические и энергетические проблемы//Южный фланг СНГ. Центральная Азия — Каспий — Кавказ: Возможности и вызовы для России/под ред. М. М. Наринского, А. В. Мальгина. — М: Логос, 2003. — С. 128−146.

14 Уткин C.B. Институциональное развитие Общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза // Европейский Союз: в поисках Общего пространства внешней безопасности. — М.: ИМЭМО РАН, 2007.

15 Emerson М., Boonstra J., Hasanova N., Laruelle M., Peyrouse S. Into EurAsia. Monitoring the EU’s Central Asia Strategy. Report of the EUCAM Project. — Centre for European Policy Studies (CEPS), Fundacion para las Relaciones Internacionales y el Dialogo Exterior (FRIDE). — Brussels, Madrid, 2010. 143 p.

16 Лаумулин М. Т. Интересы ЕС в Центральной Азии и Каспийском регионе // Перспективы развития регионального сотрудничества в Каспийском регионе. — Алматы: КИСИ, 2005. — С. 12−18- Ибрашев Ж.,.

Проблематика политики НАТО в отношении Центральной Азии, ее приоритетов и инструментов реализации остается малоизученной в российской и зарубежной научной литературе. При этом отдельные аспекты взаимодействия Североатлантического альянса с центральноазиатскими государствами в военно-политической сфере, проблемы региональной безопасности нашли отражение в работах таких исследователей, как Т.В.

Юрьева17, А.А. Казанцев18, А.И. Никитин19, Е.Ф. Троицкий20, Ю.А.

21 22 Никитина, М. А. Троицкий, а также зарубежных авторов, таких как Р.

Аллисон23, Р. Макдермот24, Дж. Никол25, Ф. Старр26, JI. Йонсон27, М.Е. 28.

Шайхутдинов. При исследовании роли афганского фактора в реализации политики НАТО в Центральной Азии автор обращался к работам В.Г. Коргуна29, В.В. Штоля30, А.А. Князева31, С. Бланка32.

Енсебаева Э. Т. Европейский Союз — Казахстан: динамика торгово-экономического сотрудничества // Центральная Азия и Кавказ. — 2003. — № 1. — С. 65−73.

17 Юрьева Т. В. Политика НАТО в отношении Центральной Азии и Закавказья // Южный фланг СНГ. Центральная Азия — Каспий — Кавказ: возможности и вызовы для России / под ред. М. М. Наринского, А. В. Мальгина. — М.: Логос, 2003. — С. 351−366.

18 Казанцев А. А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. — М.: Наследие Евразии, 2008. — 248 е.- Казанцев А. А. Политика стран Запада в Центральной Азии: ключевые характеристики, дилеммы и противоречия. — М.: МГИМО-Университет, 2009. — 186С.

19 В поисках новой роли: международные организации безопасности в евроатлантическом и евразийском регионах / под ред. А. И. Никитина, А. А. Казанцева — М.: МГИМО — Университет, 2011. — 184 С.

0 Троицкий Е. Ф. Политика США в Центральной Азии (1992 — 2004 гг.). — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. -184 е.- Троицкий Е. Ф. Политика США в Центральной Азии: подходы второй администрации Дж. Буша (2005;2009 гг.) и Б. Обамы (2009 — 2010 гг.) // Сравнительная политика, — 2011. № 4(6). С 65−74.

21 Никитина Ю. А. ОДКБ и НАТО: проблемы взаимодействия / Ю. А. Никитина // Вестник МГИМО-Университета. — 2011. — № 6. С. 26−27.

22 Троицкий М. А. Евроатлантическое сообщество в середине 2000;х: на пути из Ирака в Центральную Евразию // Свободная мысль. — 2005. -№ 5. — С. 116−127.

23 Allison R., Jonson L. Central Asian Security: The New International Context. — Royal Institute of International Affairs. — Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2001. — 279 p.

24 McDermott R. Kazakhstan’s Partnership with NATO: strengths, limits and prognosis // China and Eurasia Forum Quarterly. — 2007. — Volume 5 No 1. — Pp. 7−20- McDermott R. Enhancing Kazakhstan’s Peacekeeping Capabilities: Interoperability and Regional Cooperation // Central Asia and the Caucasus. — Volume 2. №. 26. — 2004. — Pp. 7082.

25 Nichol J. Central Asia’s Security: Issues and Implications for U.S. Interests. Congressional Research Service Report for Congress. March 11, 2010 [Электронный ресурс]. — 67 p. — URL: http://www.fas.org/sgp/crs/rovv/RL30294.pdf (дата обращения: 23.10. 2011).

26 Starr. S.F. A 'Greater Central Asia Partnership' for Afghanistan and Its Neighbors. Silk Road Paper. — Central Asia — Caucasus Institute and Silk Road Studies Program. Washington, DC, 2005. — p.36.

27 Jonson L. The new geopolitical situation in the Caspian region // The Security of the Caspian Sea Region/ ed. by G. Chufrin. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2001. — pp. 11−32.

28 Шайхутдинов М. Е. Геополитика, глобалистика и теория национальной безопасности: методологические и прикладные аспекты. — Павлодар, 2005 — 527 с.

29 Коргун В. Перспективы развития ситуации в Афганистане // Россия и мусульманский мир. — 2009. — № 4. -С. 121−135.

30 Штоль В. В. НАТО: Динамика эволюции / В. В. Штоль // Дипломатическая академия МИД России. — M.:

Научная книга", 2002. — 416 с.

Вопросы распространения новых угроз и вызовов безопасности в регионе, таких как терроризм, религиозный экстремизм, наркотрафик, и усилий по противодействию им нашли отражение в работах В. Я. Белокреницкого, В. В. Наумкина, С. Корнела33.

Особую значимость для написания диссертации представляли работы A.B. Загорского, Ю. Б. Кашлева, В. А. Чижова, В. В. Шустова, JI.C. Воронкова, А. Д. Ротфельда34, посвященные общим проблемам развития и деятельности ОБСЕ. Существенный вклад в изучение деятельности, осуществляемой ОБСЕ в центральноазиатских государствах, и ее основных направлений внесли исследования таких авторов, как В. Ф. Пряхин, A.C. Азимов, X. Эберхарт37, В. Цельнер38, Т. Эпкенханс39, Б. Вильке40, А. Берг41, Ж.М. Аманжолов42, А.Р. Утегенова43.

Особое значение для диссертации представляют экспертные работы по центральноазиатской проблематике, которые публикуются Центром.

3'Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 1/под ред. А. А. Князева. — Бишкек: Илим, 2004. -166 с.

32 Blank S. J. Challenges and Opportunities for the Obama Administration in Central Asia — Strategic Studies Institute, 2009. — 63 p.

33 Белокреницкий В. Я. Пакистанский исламизм и Центральная Азия // Азия и Африка сегодня. — 2004. — № 9. С. 40−45- Наумкин В. В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и походов. М., 2005; Cornell S. The Narcotics Threat in Greater Central Asia: From Crime — Terror nexus to State Infiltration? //China and Eurasia Forum Quarterly. — 2006. — № 1.

34 Загорский А. В. Зачем уходить из ОБСЕ?/ A.B. Загорский, М. Л. Энтин // Россия в глобальной политике. -2008. — Том 6. № 4. — С. 80−92. Кашлев Ю. Б. Хельсинский процесс 1975;2005: свет и тени глазами участника. М.: Известия, 2005. — 392 е.- Чижов В. А. Стамбульский саммит// Международная жизнь. — 1999. -№ 12. — С. 39—44. Шустов В. В. От Совещания к Организации по безопасности и сотрудничеству // Международная жизнь. — 2000. — № 8−9. — С.56. Воронков Л. С. Хельсинский процесс и европейская безопасность. Что дальше? — М.: МГИМО — Университет, 2012. — 320 е.- Ротфельд А. Д. Есть ли у ОБСЕ будущее? // Ежегодник ОБСЕ. — М.: Права человека, 2005 — С. 29−43.

3 Пряхин В. Ф. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и проблемы Центральной Азии. // Московский журнал международного права. — 2000. — № 2. — С. 97 — 108.

36 Азимов А. С. К итогам саммита ОБСЕ в Астане // Международная жизнь (МИД РФ). — 2011. — № 1. — С. 103−106.

37 Эберхарт X. ОБСЕ на пространстве от Ванкувера до Владивостока // Международная жизнь. — 2004. — N4−5. — С.215−222.

38 Zellner. W. The quandaries of promoting democracy in Central Asia: experiences and perspectives from Europe and the USA. Report of a Transatlantic workshop at the Centre for OSCE Research (CORE) / ed. together with A. Kreikemeyer. — Hamburg, 2007. — 30 p.

39 Epkenhans T. The OSCE’s Dilemma in Central Asia // OSCE Yearbook 2006. — Institute for Peace Research and Security Policy at the University Of Hamburg/IFSH, 2007. — Pp. 211−224.

40 Вильке Б. Региональные стратегии в области политики безопасности для Афганистана и соседних с ним государств — новая роль для ОБСЕ? // Ежегодник ОБСЕ. — M.: Права человека, 2005 — С. 389−402.

4lBerg A. Between Commitments and Co-operation. The OSCE in Central Asia//Realities of Transformation. Democratization Policies in Central Asia Revisited/ed. by A. Berg, A. Kreikemeyer. — Baden-Baden, 2006. — p. 267.

42 Аманжолов Ж. М. Центральноазиатский вектор деятельности ОБСЕ и Республика Казахстан// Московский журнал международного права. — 2001. — № 1. — С. 42−59.

43 Утегенова А. Р. Казахстан и ОБСЕ: опыт сотрудничества // Казахстан в системе международных отношений. — Алматы: КазГУ, 2001. — С. 45−49. постсоветских исследований ИМИ МГИМО (У) МИД России, Московским центром Карнеги, Центром европейских политических исследований (Брюссель), Международной группой по предотвращению кризисов (Брюссель), Институтом Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса (Вашингтон).

Несмотря на наличие трудов, посвященных отдельным вопросам диссертации, в них отсутствует комплексный анализ стратегий, приоритетов и инструментов политики Европейского Союза, Североатлантического альянса и ОБСЕ в отношении центральноазиатского региона.

Источниковая база исследования.

Решение задач, поставленных в диссертационном исследовании, потребовало обращения к широкому кругу источников. В ходе исследования были использованы официальные документы центральноазиатских стран (конституции, концепции внешней политики, национальной безопасности, законы, выступления и официальные заявления глав государств, документация МИД)44.

Источниковую базу исследования составили документы институтов Европейского Союза, прежде всего Совета ЕС и Европейской комиссии, в которых формулировались определенные европейские интересы и цели в Центральной Азии (регламенты, общие позиции, совместные действия и другие решения Совета ЕС, доклады Европейской комиссии, программные документы)45, а также соглашения о партнерстве и сотрудничестве с центральноазиатскими государствами46.

44 Пример таких документов: Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 18 февраля 2009 года N 115 // Официальный сайт Министерства обороны Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.mil.kg/ruycomponcnt/contcnt/article/49-konccpciia-nacionalnoi-httnl (дата обращения: 10.12.2011).

45 Пример таких документов: Council of the EU. Council joint action 2005/588/CFSP of 28 July 2005 appointing a Special Representative of the European Union for Central Asia// Official Journal of the European Union. — 2005. -№ L 199. — Pp. 100−103.

46 Пример таких документов: Partnership and Cooperation Agreement between the European Communities and their Member States and the Republic of Kazakhstan // Official Journal of the European Union. — 1999. — № L 196 -Pp. 3−45.

В диссертационном исследовании автор использовал документы НАТО (заявления, коммюнике, принятые по итогам саммитов НАТО)47, тексты выступлений и заявлений официальных представителей НАТО, в том числе специального представителя Генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии, а также справочные материалы, официальные сообщения с информационного сайта НАТО, раскрывающие содержание основных сфер

JQ взаимодействия НАТО с центральноазиатскими странами. При исследовании основных направлений деятельности ОБСЕ в Центральной Азии были использованы документы ОБСЕ (решения Постоянного совета ОБСЕ, ежегодные доклады Генерального секретаря ОБСЕ, официальные отчеты и доклады институтов и полевых миссий ОБСЕ, пресс-релизы)49.

Отдельную группу источников составляют справочно-статистические данные, касающиеся социально-экономического развития стран Центральной Азии, запасов энергетических ресурсов в регионе, которые представлены в материалах Всемирного Банка, Международного Валютного Фонда, Международного энергетического агентства. Данные относительно объемов незаконного оборота наркотиков в регионе представлены в докладах Управления ООН по наркотикам и преступности.

В ходе работы над диссертационным исследованием широко использовались материалы периодических печатных изданий, среди которых следует выделить российские журналы «Вестник-МГИМО-Университета», «Азия и Африка сегодня», «Международная жизнь», «Международные процессы», «Россия в глобальной политике», «Сравнительная политика», «Россия и мусульманский мир», а также англоязычные журналы «Journal of International Affairs», «Foreign Affairs», «Central Asian Survey», «The China and Eurasia Forum Quarterly».

47 Примером таких документов является Istanbul Summit Communique. 28 Jun. 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nato.mt/cps/en/natolive/ofTicial texts 21 023. htm (дата обращения:23.10.2011).

48 Примером таких документов является NATO Backgrounder: Partners in Central Asia [Электронный ресурс]. URL: hup://wvvw.nato.iiit/ebookshop/backarounder/paiiners central asia/partnerscentral asia2011;e.pdf (дата обращения: 23.10.2011).

49 OSCE/ODIHR Election Observation Mission Report. Kyrgyz Republic Parliamentary Elections 10 October 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.osce.orii/odihr/74 649 (дата обращения: 15.03.2012).

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в отечественной науке предложен комплексный анализ основных направлений политики европейских региональных и трансатлантических организаций — Европейского Союза, НАТО и ОБСЕ в отношении Центральной Азии.

В более конкретном смысле в диссертации:

— изучена консолидированная позиция западных стран в отношении центральноазиатского региона и определена роль каждой из организаций в ее осуществлении;

— систематизирована информация о политическом, социально-экономическом развитии государств Центральной Азии, становлении их внешней политики и выработке концепций национальной безопасности в период после распада СССР, на основе чего выявлены общие и особенные тенденции развития стран региона;

— проведен сравнительный анализ стратегических целей, сфер интересов ЕС, НАТО и ОБСЕ в Центральной Азии, а также инструментов их обеспечения;

— исследован подход организаций как к центральноазиатскому региону в целом, так и к каждой из стран региона в отдельности, учитывая специфические особенности республик;

— оценена эффективность инструментов и механизмов политики ЕС, НАТО и ОБСЕ в Центральной Азии.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения различных сфер взаимодействия Европейского Союза, НАТО со странами Центральной Азии, деятельности ОБСЕ в регионе. Выводы диссертации относительно целей и интересов рассматриваемых организаций и в целом западных стран в Центральной Азии, а также представленный анализ современного развития государств региона могут быть полезными при формировании внешнеполитической стратегии России в отношении центральноазиатского региона.

Изложенный в диссертации материал может стать основой для составления специальных разделов учебно-методических пособий и разработки отдельных аспектов учебных курсов на факультетах Международных отношений и Политологии высших учебных заведений. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в практической деятельности МИД России, руководящих органов СНГ и ОДКБ, а также внешнеполитических ведомств центральноазиатских стран.

Структура работы обусловлена логикой исследования и определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений. Во введении обосновывается актуальность работы, раскрывается ее научная новизна, определяется объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования, характеризуется теоретико-методологическая основа исследования, оценивается степень научной разработанности темы исследования, отмечается теоретическая и практическая значимость работы.

1. Азимов А. С. К итогам саммита ОБСЕ в Астане // Международная жизнь (МИД РФ). — 2011. — № 1. — С. 103−106.

2. Акинер. Ш. Здесь идет большая игра // Средняя Азия: андижанский сценарий. М.: Европа, 2005. — С. 137−147.

3. Аманжолов Ж. М. Центральноазиатский вектор деятельности ОБСЕ и Республика Казахстан. // Московский журнал международного права. 2001 — № 1. — С. 45.

4. Бабаджанов А. Я. Анализ военных доктрин государствучастников ОДКБ / А. Я. Бабаджанов // Вестник МГИМО-Университета. 2009. — № 3. — С. 60−66.

5. Бабаджанов А. Я. Формирование диалогового пространства «НАТО постсоветские государства» // Вестник МГИМО-Университета. — 2009. — № 3 — С. 34.

6. Белокреницкий В. Я. Пакистанский исламизм и Центральная Азия // Азия и Африка сегодня. 2004. — № 9. С. 40−45.

7. Богатуров А. Д., Косолапов H.A., Хрусталев М. А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. С. 390.

8. Богатуров А. Д., Дундич A.C., Троицкий Е. Ф. Центральная Азия: «отложенный нейтралитет» и международные отношения в 2000;х годах. Очерки текущей политики. Выпуск 4. М.: НОФМО, 2010. С. 68.

9. Болгова И. В. Политика ЕС в Закавказье и Центральной Азии. Истоки и становление/ И. В. Болговапод общ. ред. A.B. Мальгина. -М.: Навона, 2008. 184 с.

10. Боришполец К. П., Чернявский С. И. Среднесрочный прогноз развития ситуации в регионе Центральной Азии // Вестник МГИМО-Университета. 2010. — № 4. — С. 28−32.

11. Боришполец К. П. ШОС и НАТО: альтернатива или взаимодополнение? / К. П. Боришполец // Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. М.: МГИМО — Университет, 2007. — С.432−452.

12. Боришполец. К. П. Центральная Азия как региональный проект // Вестник МГИМО Университета. № 2. 2010. — с. 112 — 123.

13. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001. — 416 с.

14. Воронков JI.C. Хельсинский процесс и европейская безопасность. Что дальше? М.: МГИМО — Университет, 2012. — 320 с.

15. В поисках новой роли: международные организации безопасности в евроатлантическом и евразийском регионах / под ред. А. И. Никитина, A.A. Казанцева М.: МГИМО — Университет, 2011. -184 С.

16. Гаджиев К. С. Геополитика. М.: Международные отношения, 1997. — 384 с.

17. Дундич А. Киргизия между великими. / Алексей Дундич // Международные процессы. 2010. — Т. 8, № 2 (23): Май-август. — С.117−122.

18. Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия: учебное пособие. М: МГИМО, 2002. 189 с.

19. Загорский А. В. Зачем уходить из ОБСЕ?/ A.B. Загорский, М. J1. Энтин // Россия в глобальной политике. 2008. — Том 6. № 4. — С. 80−92.

20. Загорский A.B. Россия СНГ и Запад//Международная жизнь. -1994. -№ 10.-С.78−86.

21. Загорский A.B. Традиционные интересы безопасности России на Кавказе и в Центральной Азии//Безопасность России: XXI век. М.: Права человека, 2000. — С. 126−156.

22. Звягельская И. Д. Становление государств Центральной Азии: Политические процессы. М.: Аспект Пресс, 2009. 208 с.

23. Звягельская И. Д. Факторы нестабильности на постсоветском пространстве: (Центральная Азия и Кавказ) // Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. М.: МГИМО-Университет, 2007. — С.353−370.

24. Зиновьев В. П., Троицкий Е. Ф. Страны Содружества Независимых Государств и Балтии: учеб. пособие. Томск: Издательство Томского университета, 2009. — С.250.

25. Ибрашев Ж., Енсебаева Э. Т. Европейский Союз Казахстан: динамика торгово-экономического сотрудничества // Центральная Азия и Кавказ. — 2003. — № 1. — С. 65−73.

26. Казанцев A.A. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М.: Наследие Евразии, 2008. -248 с.

27. Казанцев А. А. Многовекторность внешней политики и геополитическая неопределенность в Центральной Азии // Вестник Института Кеннана в России. 2011. — Выпуск 19. — С. 21.

28. Казанцев A.A. Политика стран Запада в Центральной Азии: ключевые характеристики, дилеммы и противоречия. М.: МГИМО-Университет, 2009. — 186С.

29. Кашлев Ю. Б. Хельсинский процесс 1975;2005: свет и тени глазами участника. М.: Известия, 2005. 392 с.

30. Коргун В. Перспективы развития ситуации в Афганистане // Россия и мусульманский мир. 2009. -№ 4.-С. 121−135.

31. Князев A.A. К истории и современному состоянию производства наркотиков в Афганистане и их распространению в Центральной Азии. Бишкек: Илим, 2003. — 70 с.

32. Кубиш Я. ОБСЕ сегодня и завтра//Ежегодник ОБСЕ 1998/1999. Институт исследования проблем мира и политики безопасности/отв. ред. A.B. Загорский. М, 2001. — С. 13−21.

33. Лаумулин М. Т. НАТО в Центральной Азии: проблемы и перспективы // Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений / под ред. A.A. Князева. Бишкек, 2009. -С.59−81.

34. Лаумулин М. Т. Стратегия Европейского Союза в Центральной Азии: основные этапы и цели // Казахстан в глобальных процессах (ИМЭП). 2009. — № 2. — С.72−85.

35. Лаумулин М. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Том V: Центральная Азия в XXI столетииАлма-Ата: КИСИ, 2009. С. 99.

36. Лебедева М. М. Мировая политика. М.: Аспект-Пресс, 2007. -365 с.

37. Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004;2008 гг.). М.: ACTВосток Запад, 2007 — 448 с.

38. Малышева Д. Б. Центральноазиатский узел мировой политики. -М.: ИМЭМО РАН, 2010. 100 с.

39. Мальгин A.B. Каспийский регион: международно-политические и энергетические проблемы/ЛОжный фланг СНГ. Центральная АзияКаспий Кавказ: Возможности и вызовы для России/под ред. М. М. Наринского, A.B. Мальгина. — М: Логос, 2003. — С. 128−146.

40. Мельвиль А. Ю. Факторы режимных трансформаций и типы государственной состоятельности в посткоммунистических странах: ч.1,2 /А.Ю. Мельвиль, Д. К. Стукал, М. Г. Миронюк. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 112 с.

41. Международные отношения в Центральной Азии: события и документы: учеб. пособие для студентов вузов / А. Д. Богатуров, A.C. Дундич, В. Г. Коргун и др.- отв. ред. А. Д. Богатуров. М.: Аспект Пресс, 2011.-549 с.

42. Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ/отв. ред. A.A. Кокошин, А. Д. Богатуров.-М.:КомКнига, 2005. 430 с.

43. Наумкин В. В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и походов. М., 2005.

44. Никитина Ю. А. ОДКБ и НАТО: проблемы взаимодействия / Ю. А. Никитина // Вестник МГИМО-Университета. 2011. — № 6. С. 26−27.

45. Олкотт М. Б. Второй шанс Центральной Азии. Московский центр Карнеги, Фонд Карнеги за международный мир. Москва: Московский центр Карнеги, 2005. — 487 с.

46. Омаров H. М. Государства Центральной Азии в эпоху глобализации: поиски стратегии развития. Бишкек, 2008. — 253 с.

47. Пряхин В. Ф. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и проблемы Центральной Азии. // Московский журнал международного права. 2000. — № 2. С. 97 — 108.

48. Рудов Г. А. Сотрудничество государств Центральной Азии с Россией и другими «векторами воздействия» в регионе //Геополитические проблемы Евразийского пространства: тематический сборник. М: Научная книга, 2006. — С. 134−144.

49. Троицкий Е. Ф. Политика США в Центральной Азии (1992 2004 гг.). — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — 184 с.

50. Троицкий Е. Ф. Политика США в Центральной Азии: подходы второй администрации Дж. Буша (2005;2009 гг.) и Б. Обамы (2009 -2010 гг.) // Сравнительная политика.- 2011. № 4(6). С 65−74.

51. Троицкий М. А. Евроатлантическое сообщество в середине 2000;х: на пути из Ирака в Центральную Евразию // Свободная мысль. -2005. -№ 5. -С.116−127.

52. Утегенова А. Р. Казахстан и ОБСЕ: опыт сотрудничества // Казахстан в системе международных отношений. Алматы: КазГУ, 2001. — С. 45−49.

53. Цыганков. П. А. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации/под ред. П. А. Цыганкова. М: Альфа — М: ИНФРА — М, 2009. — 320 с.

54. Центральная Азия: 1991;2009 гг.: монография/ под ред. Б. Султанова. Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2010. — 300 с.

55. Чернявский С. И. Взаимодействие России со странами Центральной Азии в военно-политической сфере. Материалы международной конференции «Безопасность в Центральной Азии: интересы России и Европы» 22−23 октября 2009 г.

56. Чернявский С. И. Геополитические изменения в Центральной Азии: выводы для России // Вопросы аналитики. 2010. — № 2 (40). — С. 19−33.

57. Чижов В. А. Стамбульский саммит // Международная жизнь. -1999.-№ 12.-С. 39—44.

58. Шаймергенов Т. Т. Проблемы и перспективы реализации центральноазиатской стратегии НАТО // Казахстан в глобальных процессах (ИМЭП). -2007. № 4. — С. 90−98.

59. Шаймергенов Т., Биекенов М. Казахстан и НАТО: оценка вероятных перспектив сотрудничества // Центральная Азия и Кавказ. -2010. Том 13. Выпуск 1.-С.43.

60. ШтольВ.В. НАТО: Динамика эволюции / В. В. Штоль // Дипломатическая академия МИД России. М.: «Научная книга», 2002. -416 с.

61. Шустов В. В. От Совещания к Организации по безопасности и сотрудничеству // Международная жизнь. 2000. — № 8−9. — С.56.

62. Эберхарт X. ОБСЕ на пространстве от Ванкувера до Владивостока // Международная жизнь. 2004. — N4−5. — С.215−222.

63. Южный фланг СНГ. Вып.2. Центральная Азия КаспийКавказ: возможности и вызовы для России / под ред. М. М. Наринского, A.B. Мальгина. — М.: Навона, 2005. — 456 с.

64. Юн С. М. Политика Европейского Союза в Центральной Азии: от «открытия» региона к «стратегии нового партнерства» (1992;2008 гг.) / С. М. Юнпод ред. А. Г. Тимошенко. Томск: Томский государственный университет, 2009. — 432 с.

65. Akiner Sh. Partnership Not Mentorship: Re-appraising the Relationship Between the EU and the Central Asian States // The China and Eurasia Forum Quarterly (ISDP, Stockholm) 2010. — Vol. 8. No. 4 — Pp. 17−40.

66. Allison R. Challenges for Cooperation and Prospects for Interaction in the Region between NATO, the SCO and the CSTO // Первый Форум по проблемам безопасности и сотрудничества в ЦентральноазиатскоКаспийском регионе. Алматы: ИМЭП, 2008. — С. 29−37.

67. Allison R., Jonson L. Central Asian Security: The New International Context. Royal Institute of International Affairs. — Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2001. — 279 p.

68. Berg A. Between Commitments and Co-operation. The OSCE in Central Asia//Realities of Transformation. Democratization Policies in Central Asia Revisited/ed. by A. Berg, A. Kreikemeyer. Baden-Baden, 2006. -267 p.

69. Bergen P. Afghanistan 2007: Problems, Opportunities and Possible Solutions // Afghanistan: Mission Impossible? European Security Forum. -Working Paper № 25. 2007. — Pp.20−25.

70. Blake R. Uzbekistan-U.S. Relations. October 14, 2009. U. S Department of State. Bureau of South and Central Asian Affairs Электронный ресурс. URL: http://www.state.gOv/p/sca/rls/rmks/2009/130 577.htm.

71. Blank S. J. Challenges and Opportunities for the Obama Administration in Central Asia Strategic Studies Institute, 2009. — 63 p.

72. Boonstra J. Old wine in a new bottle? NATO’s new Strategic Concept // Fundacion para las Relaciones Internacionales y el Dialogo Exterior (FRIDE) Policy brief. June 2010. — № 48. — Pp. 1−5.

73. Boonstra J. The EU’s Interests in Central Asia: Integrating Energy, Security and Values Into Coherent Policy. European Development Cooperation to 2020 project. January 2011. — Working Paper No. 9. — 20 p.

74. Boonstra J., Hale J. EU Assistance to Central Asia: Back to the Drawing Board? EU Central Asia Monitoring. — January 2010. — Working Paper No. 8. 18 p.

75. Catranis A. NATO’s Role in Central Asia // The Third Annual Conference of Security and Regional Cooperation. Almaty: KazISS/FES, 2005. Pp.70−77.

76. Coppieters В., De Cordier В., NahavandyF., Bauwens W. The Central Asian region in a new international environment. Webedition No. 5. Sept. 1996 Vol. 44 — pp. 26−31 Электронный pecypc. URL: http://www.nato.int/docu/review/1996/9605−6.htm.

77. Cornell S. The Narcotics Threat in Greater Central Asia: From CrimeTerror nexus to State Infiltration? //China and Eurasia Forum Quarterly. 2006.-№ l.-Pp. 37−67.

78. Cornell S., Nilsson N. Europe’s Energy Security: Gazprom’s Dominance and Caspian Supply Alternatives. Washington, D.C.: Caucasus Institute & Silk Road Studies Program, 2008. — 166 p.

79. Cummings S. (ed.). Oil, Transition and Security in Central Asia. -London, New York: Routledge/Curzon, 2003. 274 p.

80. Engaging Central Asia: The European Union’s New Strategy in the Heart of Eurasia / ed. by N. Melvin. Centre for European Policy Studies (CEPS). — Brussels, 2008. — 196 p.

81. Epkenhans T. The OSCE’s Dilemma in Central Asia // OSCE Yearbook 2006. Institute for Peace Research and Security Policy at the University Of Hamburg/IFSH, 2007. — Pp. 211−224.

82. George B. NATO, OSCE, and regional security issues in Central Asia and the Caucasus. Perceptions // Journal of International Affairs. Volume II — Number 4. — December 1997 — February 1998. — Pp. 135−142.

83. Gleason G., Hanks R.R., Bosin Y. Afghanistan reconstruction in regional perspective // Central Asian Survey (Oxford). 2009. Vol. 28. Issue 3. — Pp. 275−287.

84. Goldstein L. J. Making the Most of Central Asian Partnerships.// Joint Force Quarterly. Summer 2002. — Pp. 82−90.

85. Hoynck W. A Sustainable Stabilization Policy in and for Central Asia // OSCE Yearbook 2000. The Centre for OSCE Research (CORE). Institute for Peace Research and Security Policy at the University of Hamburg (IFSH). — Pp. 205- 215.

86. Jonson L. The new geopolitical situation in the Caspian region // The Security of the Caspian Sea Region/ ed. by G. Chufrin. Oxford, New York: Oxford University Press, 2001. — Pp. 11−32.

87. Kellner T., Djalili M. L’Asie centrale apres le 11 septembre // Courrier des pays de l’Est. 2002. — № 1027. — Pp. 5−15.

88. Laruelle M., Peyrouse S., Asie centrale, la derive autoritaire. Cinq republiques entre heritage sovietique, dictature et islam. Paris: Autrement/CERI, 2006. — 137 p.

89. MacFarlane N. European Strategy Toward Kazakhstan //Thinking Strategically: The Major Powers, Kazakhstan, and the Central Asian Nexus/ ed. by R. Legvold. Cambridge: MIT Press, 2003.-Pp.l41−164.

90. MacFarlane N. Caucasus and Central Asia: Towards a Non-Strategy//European Union Foreign and Security Policy: towards a neighbourhood strategy/ed. by R. Dannreuther. London, 2004. Pp. 118 — 135.

91. MacFarlane N. Western Engagement in the Caucasus and Central Asia. London: The Royal Institute of International Affairs, 1999. — 72 p.

92. McDermott R.N. Developing the Antiterrorist Capabilities of the Central Asian Militaries. Carlisle (PA): SSI, 2004 — 54 p.

93. McDermott R. Enhancing Kazakhstan’s Peacekeeping Capabilities: Interoperability and Regional Cooperation // Central Asia and the Caucasus. 2004. — Volume 2. №. 26. Pp. 70−82.

94. McDermott R. Kazakhstan’s defense policy: an assessment of the trends. Strategic Studies Institute, 2009. — 65 p.

95. McDermott R. Kazakhstan’s Partnership with NATO: strengths, limits and prognosis // China and Eurasia Forum Quarterly. 2007. — Volume 5 No l.-Pp. 7−20.

96. Melvin. N., Boonstra J. The EU Strategy for Central Asia: year one // EU Central Asia Monitoring Policy Brief. FRIDE, CEPS. — October 2008 -No.l. — 9 p.

97. Nichol J. Central Asia’s Security: Issues and Implications for U.S.1.terests. Congressional Research Service Report for Congress. March 11,2 222 010 Электронный ресурс. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL3Q294.pdf.

98. Nichol J. Central Asia’s Security: Issues and Implications for U.S. Interests. Congressional Research Service Report for Congress. Prepared for Members and Committees of Congress. Электронный ресурс. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL30294.pdf.

99. Nichol J. Kyrgyzstan and the Status of the U.S. Manas Airbase: Context and Implications. Congressional Research Service Report for Congress. July 1, 2009 Электронный ресурс. URL: http://vvww.fas.org/sgp/crs/row/R40564.pdf.

100. Nichol J. Tajikistan: Recent Developments and U.S. Interests. Congressional Research Service Report for Congress. February 10,2011 Электронный ресурс. P.3. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/98−594.pdf.

101. Olcott M.B. Revisiting the Twelves Myth of Central Asia. Russian and Eurasian Program. Working Papers, No 23. Washington: Carnegie Endowment for International Peace, 2001. — 28 p.

102. Olcott M.B. Central Asia: common legacies and conflicts // Central Asian Security. The New International Context/ed. by R. Allison, L. Jonson London, Washington: Brooking Institution Press, 2001. — Pp. 24−48.

103. Peyrouse S. Berdymukhammedov’s Turkmenistan: A Modest Shift in Domestic and Social Politics // The China and Eurasia Forum Quarterly (ISDP, Stockholm). 2010. — Volume 8. No. 3 — (Special Issue: Turkmenistan). — Pp. 49−50.

104. Peyrouse S. Business and Trade Relationships between the EU and Central Asia, EUCAM Working Paper No. 1, June 2009. Bruxelles: EUCAM, 2009. — 16 p.

105. Peyrouse S. L’Asie centrale quinze ans apres l’independance: un bilan en demi-teinte // Politique Etrangere. 2006. — № 2. — Pp. 397−406.

106. President Obama’s Remarks on New Strategy for Afghanistan and Pakistan // The New York Times March 27, 2009.

107. Rahr A. Europe in the New Central Asia // The New Central Asia: In Search of Stability: A Report to the Trilateral Commission. New York, 2000. — 50−68 pp.

108. Rumer B. (ed.) Central Asia. At the End of Transition. N.Y.: M.E.Scharpe, 2005. — 464 p.

109. Rumer B. (ed.) Central Asia: a gathering storm? N.Y.: M.E.Scharpe, 2002. — 456 p.

110. Salvagni L.A. Quel role pour l’Union europeenne en Asie centrale? // Le Courrier des Pays de l’Est. 2006. — No 1057. — Pp. 17−29.

111. Starr. F. A 'Greater Central Asia Partnership' for Afghanistan and Its Neighbors. Silk Road Paper. Central Asia — Caucasus Institute and Silk Road Studies Program. Washington, DC, 2005. — p.36.

112. Webber M. NATO: The United States, Transformation and the War in Afghanistan // BJPIR. 2009 — Volume 11. — P. 46−63.

113. Zellner. W. Identifying the Cutting Edge: The Future Impact of the OSCE. Working Paper 17. Centre for OSCE Research (CORE). Institute for Peace Research and Security Policy at the University of Hamburg, 2007. -38 p.

114. Вестник МГИМО-Университета.247. Международная жизнь.248. Международные процессы.

115. Россия в глобальной политике.

116. Россия и мусульманский мир.251. Сравнительная политика.

117. Центральная Азия и Кавказ.

118. Journal of International Affairs.254. Central Asian Survey.

119. Le Courrier des pays de l’Est.

120. The China and Eurasia Forum Quarterly.257. Politique Etrangere.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой