Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политическая элита в современной России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Антиамериканские настроения в элите будут расти. Данные доклада показывают, что антиамериканизм среди российской элиты с течением времени возрастает. При этом уровень антиамериканских настроений среди широких слоев населения стабильно ниже, чем у элит. По мнению эксперта Э. Панарина: «Время радужного отношения к США, когда Америка была маяком для России — прошло… Мы видим общий тренд, что… Читать ещё >

Политическая элита в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы понять логику и тенденции в развитии элит в России, важно понимать способы и каналы ее рекрутации, источники и технологии гсоподства, стили принятия решений, отношение общества к элитам.

Политические циклы в развитии современной элиты России

Для выявления трендов в развитии элиты, 12-летний период (1981−2003) О. В. Крыштановская в работе «Анатомия российской элиты» разделила на пять этапов ее циркуляции в соответствии со сменой первых лиц государства: 1) 1981 г. — «брежневская» элита, сформированная, как и органы власти, по классическим принципам номенклатуры на XXVI съезде КПСС; 2) 1990 г. — " горбачевская" элита, созданная в условиях отказа от принципа номенклатуры, отменены монополии КПСС на власть, введения альтернативных выборов в органы власти; 3) 1993 г. — «ельцинская» элита (" новая номенклатура"), созданная Президентом Б. Ельциным после победы над Верховным Советом РСФСР и принятием Конституции (1993); 4) 1999 г. — «новая номенклатура» «позднего Ельцина»; 5) 2002 г. — «путинская» элита (" новая номенклатура") Президента В. Путина[1]. К этому времени Президент Путин понизил статус губернаторов, ввел новый «этаж власти» — аппараты полномочных представителей президента в федеральных округах, мобилизовал военных и офицеров спецслужб на государственную службу.

В структуру российской элиты автор включает пять субъэлитных групп: 1) высшее руководство страны («Политбюро»); 2) правительство; 3) парламент; 4) региональная элита; 5) бизнес-элита. При этом в элиту не включены лидеры непарламентских партий, которые после неудачи на выборах перестают существовать. За период 1981—2003 гг. численность политического класса увеличилась в три раза, в то время как численность населения снизилась в два раза. Это привело к существенному росту удельного веса бюрократии. В то же время соотношение численности элиты и политического класса изменилось за время реформ в 2,5 раза в сторону относительного сокращения круга лиц, допущенных к принятию общегосударственных решений.

Основные тренды в циркуляции элиты России

Приход к власти в России в 1991 г. демократических сил, казалось, предполагал серьезные изменения внутри политической элиты. Однако постсоветская и российская элиты не стали принципиально новым политико-культурным образованием. Она выстраивалась как набор клиентелл первых лиц, конфигурация которой и распределение политических ролей всегда соответствовала их взглядам. В годы перестройки, некогда сплоченная советская элита, раскололась на субэлитные группы, каждая из которых преследует свои корпоративные интересы. Основное ядро номенклатурной элиты, по существу, сохранило свои позиции и в новом российском обществе[2]. Часть ее перешла в бизнес, а часть — в государственные институты (администрацию президента, правительство). Номенклатурная элита удержала многие свои позиции в провинции. Второй сегмент постсоветской элиты, помимо номенклатурной, который начал формироваться в 1990;х гг., — это " новая элита" . Ее представляли молодые, энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесом (будущие олигархи). Эта элита выражала интересы не только быстро богатеющих групп финансового, банковского, торгового капитала, но и криминальных сообществ. Некоторые из них пошли в политику, а часть осталась в бизнесе. Третий сегмент постсоветской элиты — выдвижение в республиках, регионах влиятельного слоя этнократии (интеллектуальных, политических, культурных лидеров, носителей местного национального сознания), ставшего повой региональной политической элитой.

Новой тенденцией для элитообразовательных процессов является то, что политическая стратификация в России формировалась на основе процесса приватизации этими группами национальных богатств и практики личного патронажа. Принцип клиентелизма стал основой формирования элит в период президентства Б. Ельцина. «Семья», т. е. узкий круг родственников, друзей, знакомых Б. Н. Ельцина, создал систему фильтров по отбору в элиту. Процесс был закрытым, чаще всего попадание в элиту происходило благодаря личным связям или с помощью денег. Источники образования элиты (власть, собственность, деньги, сила) были сконцентрированы в руках Президента и его администрации. Кроме того, именно они контролировали деятельность законодательных институтов власти — палат Федерального Собрания. В конце 1990;х гг. правящая политическая элита России все больше превращалась в замкнутую " касту" : стихийное рекрутирование по существу было завершено, подбор на руководящие должности опять напоминал черты номенклатурного подхода. Был утвержден «табель о рангах», система рангов и тарифных ставок для государственных чиновников, закрепленный в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Это была уже «новая номенклатура», ставшая легальным собственником средств производства. Ее помыслы были направлены исключительно на реализацию собственных корыстных интересов, нежели на национально-государственные интересы.

Попытка обновления российской политической элиты началась уже с первого срока президентства В. В. Путина (2000−2004). Представителей «семьи» стали активно вытеснять из государственных и политических структур. Радикально был решен вопрос о влиянии олигархов из окружения «семьи» на процесс принятия важнейших политических решений. Против многих из них были возбуждены уголовные дела по фактам незаконной приватизации, некоторые из них эмигрировали. Круговорот российской номенклатурной элиты начался с «путинского призыва» новых людей в политику. Эти люди, которых именуют «петербургской группой», были выходцами из Петербурга и знакомы с президентом Путиным по его прежней работе в качестве вице-мэра города. Они заняли ключевые позиции в администрации Президента, государственных кампаниях, вытеснив оттуда многих представителей «семьи». Во второй срок своего президентства (2004−2008) В. Путин стремился осуществить полную замену старой номенклатурной и олигархической элиты, как на федеральном, так и региональном уровнях власти. Первым шагом в этом направлении стало изгнание представителей «семьи» из администрации и правительства. Фактически была завершена эпоха политического доминирования «семьи» и начался новый процесс перераспределения политической и экономической власти в России. На региональном уровне решить эту задачу оказалось сложнее. Лидеры национальных республик (Татарстана, Башкирии, Якутии) окрепли в период президентства Б. Ельцина, за 20 лет сумели приобрести серьезный репутационный капитал. Несмотря на то, что с 2003 г. по новому законодательству они не избирались, а назначались президентом, Путин не мог игнорировать этот факт. Полная смена региональной элиты так и не была им осуществлена. Это сделал Президент Д. А. Медведев.

Новая конфигурация элиты, которая сложилась к 2008 г. — концу второго срока президентства В. В. Путина, мало чем отличалась от постсоветской. Главный недостаток ее состоит в том, что обновление политической элиты в России по-прежнему осуществляется на основе личных связей, а не с помощью нормативно закрепленных институтов, в частности, партийной системы. Политика Путина предусматривала достижение стабильности, укрепление вертикали исполнительной власти и " равноудаления" олигархов. Олигархов удалили из власти, однако не всех. К 2004 г. место опальных «олигархов», вытесненных из публичной политики, заняли «олигархи» лояльные. Это хозяин «Сибнефти», футбольного клуба «Челси» и пр., бывший по совместительству губернатором Чукотки Р. Абрамович, президент нефтяного концерна «Лукойл» В. Алекперов и президент компании «Русский алюминий» О. Дерипаска. Сохранить и даже усилить свои позиции сумел лишь А. Чубайс. Повысилась и степень влияния высокопоставленных гражданских чиновников и силовиков.

К началу президентства Д. А. Медведева конфигурация российской политической элиты (класса) во многом напоминала структуру элиты постсоветского периода. В ней можно выделить четыре группы: 1) высшая административная элита, которая в процессе выстраивания вертикали власти вернула себе доминирующие позиции и всю полноту исполнительной власти; 2) избираемые политики (парламентарии) — их влияние крайне низко; 3) силовики — их влияние заметно возросло; 4) бизнес-элита (олигархи), влияние которых резко выросло, они потеснили гражданских чиновников. В условиях глобального экономического кризиса 2008−2011 гг. важная тенденция в элитообразовательных процессах в России — сращивание бизнеса и власти на федеральном и региональном уровнях. Она выразилась в практике включения государственных чиновников в органы управления крупных частных корпораций. Эта форма влияния политики на бизнес стала развиваться с конца 1990;х гг. В условиях кризиса 2008−2011 гг. сращивание бизнеса и власти получило более широкое распространение. Сегодня многие крупные чиновники, начиная с вице-премьеров и министров, возглавляют или входят в советы правления частных компаний. Однако подобная практика приводит к тому, что, представляя интересы государства в корпорации, чиновники выступают одновременно лоббистами интересов самой корпорации. По этой причине Президентом В. В. Путиным было рекомендовано чиновникам выйти из состава правления крупных компаний.

При этом власть игнорирует другие интересы, прежде всего, интересы значимых социальных групп и регионов. Ни федеральные партии, ни механизмы территориального представительства в парламенте не обеспечивают эффективное функционирование соответствующих каналов политической обратной связи. Возникает диспропорция интересов, которая ведет к дисбалансу и при принятии важных для общества решений. Это показал так называемый антикризисный план 2008−2009 гг., от которого выиграли банки, а не реальный сектор экономики. Из-за ошибок элиты принимаются крайне неэффективные решения.

Кризис обострил проблему качества элиты и соблюдения рациональных принципов ее формирования. В благополучное время граждане могли и не замечать, кто занимает ключевые посты у руля государства и экономики и насколько их действия профессиональны. Но ситуация поменялась. Избежать ухудшения социально-экономического положения не удалось. Вновь замаячили невыплаты заработных плат, государство в условиях дефицита наличности стало отказываться от своих обязательств. В этих условиях население должно быть уверено, что государством и ведущими компаниями управляют профессионалы, лучше которых с кризисом никто не справится. В противном случае недовольство властью будет расти. Понимая это, Президент РФ Д. А. Медведев предложил повысить роль партии в рекрутации элит. Другой канал отбора в элиту — это президентская программа подготовки управленческих кадров. В список президентского резерва вошло 7 тыс. новых руководителей, из них региональная элита — б тыс. и федеральная элита — 1 тыс. Однако на пути реализации этой программы существуют преграды. Другой тренд — категорически запретить практику совмещения государственной службы и бизнеса в любых формах, сделать отношения власти и бизнеса прозрачными, ввести контроль со стороны парламентариев и общества, поскольку его отсутствие служит главной причиной коррупции. На это направлен пакет антикоррупционных законов, внесенных Президентом Д. А. Медведевым в 2009 г. Правда, механизм их реализации крайне размыт и неэффективен.

В современной России пока отсутствует прозрачная система отбора в элиту. На практике действуют принципы, далекие от меритократии.

  • 1. Принцип местничества при распределении постов. Выходцами из Питера заняты почти все наиболее важные государственные должности. В их числе не только премьер и президент, но и главы верхней и нижней палат Федерального Собрания, большинство ключевых министров, глава Высшего Арбитражного Суда РФ, а также руководители крупнейших государственных компаний. В отдельные министерства чиновники из Санкт-Петербурга перебирались целыми командами, вместе со своими питерскими водителями.
  • 2. Семейственность. Несмотря на законодательный запрет, подобная практика процветает. В правление крупных государственных и частных компаний входят родственники, дети политиков и высокопоставленных чиновников. Так, старший сын руководителя администрации Президента С. А. Иванова А. Иванов (1977 г. р.) — заместитель председателя государственной корпорации «Внешэкономбанк», а младший Сергей — (1980 г. р.) председатель правления ОАО «СОГАС», член совета директоров ОАО «Газпромбанка». Старший сын директора Службы внешней разведки М. Фрадкова — Петр (1978 г. р.) — заместитель председателя «Внешэкономбанка», а младший сын — Павел (1980 г. р.) — заместитель руководителя федерального агентства управлению государственным имуществом.
  • 3. Засилье в органах власти и компаниях выходцев из силовых структур. Люди из спецслужб, которых готовили охранять интересы государства, но отнюдь не управлять государственными органами и крупнейшими компаниями, превратились в руководителей. Уровень компетенции их в новом качестве зачастую сомнителен. Зато часть охранителей не смогли устоять перед открывшимися с новыми назначениями соблазнами, что повлекло за собой рост коррупции и «чекистские» войны.
  • 4. Наряду с низким качеством элиты, ее неумением общаться с населением, главный порок современной элиты — ее неэффективность. Результаты ее деятельности удручают. Системный недостаток — отсутствие у нее долгосрочного проекта развития общества, в котором был бы сформулирован общественный запрос, способный мобилизовать различные группы в условиях неопределенности и нарастания рисков. Элита не занята подобной работой, она слишком увлечена удовлетворением своих корыстных интересов.

Социологический портрет российской элиты (до 2020 г.)

Процессы циркуляции российской элиты, ее взгляды на текущую ситуацию и будущее страны, роль демократии актуальны для понимания возможных вариантов развития страны. Опираясь на выводы экспертов Международного дискуссионного клуба «Валдай», изложенных 31 июля 2013 г. в докладе «Российская элита — 2020»[3], можно составить портрет политической элиты России ближайшего десятилетия, выделив ее главные черты.

1. Набор идеологических предпочтений российской элиты, по мнению экспертов, неоднороден. Внутри идеологического про странства имеет место постепенное расхождение между двумя группами, первая из которых, предпочитает авторитарные методы управления, тогда как вторая ориентируется на либерально-демократическую модель государства. При этом, по мнению экспертов, первая группа на данный момент находится в большинстве, на что указывают средние показатели идеологических позиций, снижающиеся год от года.

  • 2. Одним из ключевых векторов внутренней политики в России станет работа по укреплению вертикали власти и устранению внутренних противоречий. В глазах представителей высших эшелонов власти одной из самых серьезных угроз стабильности России является неспособность решать внутренние проблемы, т. е. слабая управляемость страны. Отсюда можно предположить, что на ближайшее время одним из ключевых векторов российской внутренней политики станет работа по укреплению вертикали власти и устранению внутренних противоречий. В рамках этого направления, вероятнее всего, также будет предпринят ряд мер по стабилизации межнациональных отношений на территории России.
  • 3. Узость восприятия национальных интересов, идентификация основных угроз национальной безопасности внутри страны национальные интересы перестают выходить за пределы границ России. Эксперты считают, что российская элита все более узко воспринимает национальные интересы. Одной из основных черт, которая оказывает значимое влияние на предпочтения элит относительно политического курса, является этноцентризм. При этом респонденты, которые придерживаются этноцентристских взглядов, склонны более широко определять сферу национальных интересов России. «Одновременно прослеживается негативная связь между уровнем этноцентризма и поддержкой применения военной силы в международных отношениях» , — говорится в докладе. Эксперты отмечают, что число сторонников широкого определения сферы национального интереса России падает, а число людей, считающих военную силу ключевым фактором международных отношений, растет по всем возрастным группам. Исследование указывает на рост числа представителей элит с более агрессивными установками относительно использования военной силы, что, по мнению авторов доклада, «позволяет говорить, что в ближайшие годы Россия будет проводить более жесткую внешнюю политику». Основные угрозы национальной безопасности в глазах представителей российской элиты также находятся внутри страны. Они связаны, в первую очередь, с ростом экономического неравенства, внутренними этническими конфликтами, ростом цен и инфляцией, и в меньшей степени — с загрязнением окружающей среды, считают авторы доклада.
  • 4. Неактуальность демократии. По мнению представителей правящих элит, демократическая форма правления государством не является для россиян предпочтительной. «Демократия не является предпочтительной формой правления для российских граждан: авторитаризм и технократия рассматриваются как не менее адекватные формы политического режима применительно к отечественным условиям. Смена поколений в российской элите вряд ли приведет к значительной либерализации и демократизации режима» , — говорится в докладе. По мнению экспертов, скорее всего, основной акцент в управлении страной будет сделан на комбинации авторитарных и технократических методов. Впрочем, несмотря на критику, демократические институты будут развиваться в России, учитывая заинтересованность политической элиты и бизнеса, но не менее важным фактором станет отношение к демократии молодежи, восприимчивой к изменениям.
  • 5. Гражданское общество будет укрепляться, но медленно. Результаты исследования свидетельствуют, что институты гражданского общества и демократии в России будут развиваться, но медленно и в интересах экономики. По мнению экспертов, свою роль здесь сыграет и более активное проникновение иностранных капиталов в результате вступления России в ВТО, и последующая интеграция в международные экономические институты. «Однако для значительной части российского общества, в том числе и для элиты, это не будет представлять особого интереса. Вообще, применительно к поведению и установкам элитных групп роль ценностного компонента в развитии демократии в России в течение ближайших 10−15 лет может рассматриваться как незначительная» , — считают авторы доклада.
  • 6. Антиамериканские настроения в элите будут расти. Данные доклада показывают, что антиамериканизм среди российской элиты с течением времени возрастает. При этом уровень антиамериканских настроений среди широких слоев населения стабильно ниже, чем у элит. По мнению эксперта Э. Панарина: «Время радужного отношения к США, когда Америка была маяком для России — прошло… Мы видим общий тренд, что в 1993 г. процент положительно ответивших на вопрос о том, представляют ли США угрозу для России, был очень маленьким — на уровне 20%. Потом он в 1999 г. вырос. Потом были колебания, связанные с теми или иными политическими событиями, но остается довольно высоким». Эксперт особо выделил представителей элиты России, родившихся в 1960;е гг. По его словам, по данным опроса 1993 г. это была самая широкая проамериканская когорта. Начиная же с 1995 г., представители этой возрастной группы стали придерживаться самых антиамериканских взглядов. «Это любопытно еще и потому, что поколение 1960;х годов — это люди, которые сейчас играют значительную роль в экономике и политике России» — добавил он. По мнению Э. Панарина, «уровень антиамериканизма внутри элит стабильно выше, чем у масс». Причиной роста антиамериканских настроений в 1995 и 1999 гг., по словам эксперта, стало разочарование в итогах либеральных реформ начала последнего десятилетия XX в., а рост антиамериканизма в 2000;е гг. был обусловлен несколькими ситуациями. Это острая конфронтация Москвы и Вашингтона по внешнеполитическим вопросам, таким как сербское Косово, Ирак, Южная Осетия.

Новый всплеск антиамериканских настроений в России был вызван политическим кризисом на Украине в феврале 2014 г., который спровоцировали США и ЕС, осуществив антиконституционный переворот силами радикал-националистов. Националистическое правительство стало проводить антироссийскую политику, запретило использование русского языка, стало расправляться с инакомыслящими, подало заявку на вступление в НАТО. В этих условиях Крым и Севастополь вышли из состава Украины через процедуру референдума, а 21 марта 2014 г. после ратификации палатами Федерального Собрания соглашения о вхождении их в Российскую Федерацию они стали субъектами РФ.

  • [1] Краштановская О. В. Анатомия российской элиты. М., 2005. С. 3−63.
  • [2] Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. М., 2005. С. 63−65.
  • [3] Данные для доклада собирались в течение 19 лет в шесть этапов: в 1993, 1995, 1999, 2004, 2008 и 2012 гг. Каждый раз опрашивались 240 человек, в том числе депутаты Госдумы, главные редакторы СМИ, руководители крупнейших предприятий. В основу документа легли результаты многолетней работы профессора Мичиганского университета Уильяма Циммермана по сбору статистического массива взглядов российской элиты за два десятилетия. Также в исследовательскую группу вошли следующие эксперты: профессор Мичиганского университета Рональд Инглхарт, профессор кафедры социологии НИУ ВШЭ Эдуард Панарин.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой