Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как следствие происходящих в турецком обществе политико-идеологических процессов Турецкая Республика совокупностью политических, экономических, социальных, образовательных, гуманитарных, правовых, военно-технических отношений углубляет евроинтеграционный и американский векторы внешней политики, наращивает своё присутствие в регионе Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Кавказа, Балкан… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ЭТНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОСТОСМАНСКОЙ ТУРЦИИ
    • 1. Реформы К. Ататюрка-как основной элемент 16−34 теоретико-концептуальной идеологии Турции
    • 2. Этно-политический анализ кемализма как национальной идеологии Турции
    • 2. Национализм и его роль в контексте политико-идеологических процессов в современной Турции
    • 3. Эволюция политико-идеологических процессов в Турции в контексте современной мировой политики
  • Глава 2. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИКО- 51−119 ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТУРЕЦКОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. Кемализм в динамике борьбы и соперничества групп за статус за ресурсы власти. ^

Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В новых исторических условиях становятся более очевидными процессы эволюции идеологических изменений в Турции в контексте современной мировой политики. Турция стремится стать глобальным игроком на международной арене, выполняя роль некого «моста» между исламским и западным миром. Отсюда происходит переосмысление кемализма в рамках некой «посткемалистской» идеологии модернизации. На сегодняшний день налицо прагматическая линия большей части турецкой элиты (прежде всего, военных и чиновничьей бюрократии) за сохранение и отстаивание проверенной временем идеологии кемализма в рамках поиска ее новых форм и методов исключительно с целью достижения национальных интересов.

Актуальность темы

исследования определяется, прежде всего, исключительным значением политико-идеологических процессов, динамики, тенденции развития для достижения не только внутренних, но и геополитических целей турецким обществом. В этой связи представляется весьма значимым установить какие именно аспекты кемализма влияют сегодня на этнополитические, национальные и политические процессы мусульманских народов постсоветского пространства, особенно государств Центральной Азии, для адекватного реагирования, отвечающего соответствующим национальным интересам. Важно оценить уникальность данной идеологической модели для Турции и ее значение в условиях нового мирового порядка, постбиполярного мира, диалога либо конфликта цивилизаций.

Актуальность настоящего исследования определяется также тем, что:

— во-первых, Таджикистан, как и другие постсоветские Центрально-азиатские республики, получив независимость, находится на пути трансформации политико-идеологических ценностей, поиска путей создания политически стабильного, социально-ориентированного общества на основе общечеловеческих интересов. Изучение политико-идеологических процессов Турецкой Республики, научная разгадка феномена экзистенции секуляристских принципов в стране с мусульманским населением, представляется как социальная потребность новых субъектов международных отношений в плане их рациональной ориентации;

— во-вторых, Турецкая Республика целеустремленно наращивает свое присутствие в регионе Центральной Азии совокупностью системных отношений: политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых и гуманитарных. По многим направлениям превосходит своих геополитических соперников. В этом плане немаловажную роль играет официальная политическая идеология Турецкой Республики, проявлявшая умеренность, толерантность, способность адаптирования к новым внутренним и внешним вызовам. Выявление, исследование и изучение закономерных особенностей, специфики развития и функционирования интеграционных, дезинтеграционных качеств официальной идеологии Турции в условиях надвигающегося исламизма в пространстве традиционного распространения мусульманской религии отвечает национальным интересам заинтересованных государств;

— в-третьих, всестороннее познание субъектов идеологии в Турецкой Республике, выражающих их интересы во внутренней и внешней политике форм общественных отношений, идентичности и расхождений этих устремлений в международных делахв-четвертых, изучение, обобщение, анализ политико-идеологических основ современного развития Турецкой Республики, особенно их движущих сил, сущность, механизмов, типологий с целью выявления их интересов и потребностей для экстраполяции динамики развития событий внутри самой Турции в направлениях её устремлений за пределами страны. Предвидение соответствующих поведений указанного субъекта международных отношений в зонах её предполагаемого геополитического влияния.

Степень разработанности проблемы. Постосманская Турция продолжает оставаться важнейшим субъектом международной политики на Евразийском пространстве. Её географическое расположение, нарастающая экономическая мощь, следовательно, военно-политические ресурсы, особенность этнокультурного формирования, заявка на лидерство среди тюркоязычных государств, определённая привлекательная модель экономического развития детерминировала внимание к ней политиков, экономистов, военных и других социальных слоёв мирового сообщества.

Изучение, исследование и научное обоснование многовекторных аспектов жизненно важных параметров Турецкой Республики считалось важной необходимостью и потребностью социальной практики, как самой Турции, так и стран, прямо, либо косвенно имеющих отношения с Анкарой.

Турецкие исследователи придавали важное значение политико-идеологическим процессам страны, анализировали, давали оценку, разработали и представляли соответствующие рекомендации своей политической элите. В этом отношении глубокой научной проработанностью отличаются работы таких авторов, как Айдемир С. С., Байюр И. Х., Бозкурт Гювенч, Эсмер А. С1.

1 Aydemir S. S .inkilap ve kadro. Ankara., 1968; Bayur Y.H. TUrk inkilabi tarihi. I, II. Istanbul. 1940;1952; Bozkurt Gtiveng. Turk kimligi. Istanbul. 1996; EsmerA.S.Siyasi tarihi (1919;1939). Ankara. 1953.

В большинстве работ турецких историков дается научное обоснование исторической необходимости теории и практики турецкого национализма и всего комплекса политической идеологии государства, особенно в период формирования и становления Турецкой Республики. Часть работы турецких авторов посвящена процессу развития секуляризма, как одного из главных столпов кемализма, направленного на широкое внедрение европейских стандартов в различные сферы жизнедеятельности турецкого общества в постосманской Турции, борьбы с радикальными исламскими силами в обществе, и значимости исторической фигуры самого Кемаля Ататюрка в этом процессе1. К. Карпат в своих исследованиях рассматривает и придает важное значение происходящим политико-идеологическим процессам в постосманской Турции и ее влияния на социальные и политические процессы в Турецкой Республике, раскрывает этапы и направления, эволюцию кемализма — официальной идеологии современного турецкого государства2. В последнее время в турецкой научной литературе развёрнута большая дискуссия по проблематике идеологических доктрин и концепций Турецкой Республики3.

Следует отметить исследования пантюркистских явлений со стороны турецких историков. В частности, Афет Инан, со ссылкой на высказывания основателя Турецкой Республики, подчёркивает мысль о необходимости открытия перед турецким народом новых исторических страниц, идущих корнями в древность4. Тем самым в целях более полного обоснования турецкого национализма и его исторического величия автор находит корни из древности и тесно связывает их с настоящим, показывая наличие высокого исторического духа турков на протяжении нескольких тысячелетий. Нури Язиси, указывая также на Кемаля Ататюрка, утверждает, что прототюрки сложились в этнос около пяти тысячи лет до.

1 Berkes N. The development of secularizm in Turkey. Montreal., 1964.

2 Karpat K. Social change and politics in Turkey. New York., 1973.

3 Muzzafer Ilhan Erdost Yeni diinya diizenine zorlanmasi odaginda Tiirkiye. Ankara., 1999.

4 Afetlnan. Kemal Atattirk’ten yazdiklarim. Ankara., 1965. нашей эры в междуречье Амударьи и Сырдарьи в результате слияния туранидов из Восточной и Средней Азии и уральских альпийцев1. Алтан Делиорман с целью максимального обоснования необходимости возвышения турецкого национализма как идеи общенационального объединения молодой Турецкой Республики утверждает, что турки стали первым обществом на земле, которое взрастило политические кадры, разработало законы общества2. По утверждению ученого, турки привели всем другим народам основы права, организации и государственного строительства. Эта идея также нашла углубление и обоснование в монографии Эрдал Асиана. Он подчёркивает необходимость приведения живых примеров того, как турецкая нация распространяла культуру среди других народов и давала им примеры для подражания во всех областях, учила их жить в счастье и благополучии, на какие жертвы шла, чтобы поддержать жизнь в созданных ею по всему миру цивилизациях3. Таким образом, указанные исследователи стремятся обосновать особую роль турецкого народа в истории мировых цивилизаций, отсюда и необходимость турецкого национализма как одного из главных основ кемализма — объединяющего на идеологической почве воззрения в Турецкой Республике, особенно в первые годы ее становления.

Данная идея также широко культивируется на современном отрезке турецкой истории после распада СССР. Так, Вели Сирин4 отмечает историческую миссию турецкого народа в постсоветский период становления и развития вновь образованных тюркоязычных стран (Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана), обосновываются притязания Анкары на роль лидера «тюркского мира».

1 Nuri Yazici. Tarihte Tiirkler ve Turk Devletleri. Konya., 1997. s. 81,.

2 Altan Deliorman. Tarih I ve II. Istanbul., 1993. s. 28.

3 Erdal Asian. Devren tarihi ders kitaplari. Istanbul., 1982.

4 Veli§ irin. Ders cefme ve kredi sistemine gore tarih. Ankara. 1998.

Советскими учёными, исходя из требований времени, глубоко и всесторонне изучены политические, экономические, идеологические и иные проблемные аспекты Турецкой Республики1.

Среди них заслуживают особого внимание работя В. И. Данилова и Р. П. Кондакчана, посвященные анализу исторических корней и сущности кемализма, оказывающего определяющее влияние на внутреннюю и внешнюю политику, являясь сердцевиной политико-идеологических процессов Турции2.

Ценность этих работ заключается в выводах о том, что кемализм, как основа турецкого национализма 60−70-х годов, несомненно, включал в своё содержание и социальное отражение различные формы жизнедеятельности, потребности в стремлениях достижения реальной субстанциональной компенсации. Эти теоретико-концептуальные принципы сохранены по настоящее время.

Советские учёные исследовали данную проблему не только с классовых, атеистических позиций. Следуя принципам научной объективности исламскую религию, способы её подчинения интересам государства рассматривают как важнейшую часть духовной жизни, соприкасающуюся и обладающую сходной материально-производственной деятельностью и качеством. Ю.Рустамов. Современная турецкая буржуазная социология. (Критический очерк) /Баку., 1967. Э.Гасанова. Об идеологических основах кемализма и их современном толковании в Турции. Народа Азии и Африки, 1968, № 3, с.24−35- Э.Гасанова. Ислам и принцип лаицизма в современной Турции. Религия и общественная мысль стран Востока. -М., 1974; Э.Гасанова. Новые веяния в общественной мысли Турции". Народы Азия и Африки, 1965, № I, с. 26−34- Э.Гасанова. Принцип «народничества» кемализма и его трактовка в современной Турции. Турция: история, экономика.- М., 1978, с.48−59. Подробнее см. Э. Ю. Гасанова. Вопросы идеологии кемализма в трудах советских ученых. -М., 1974. /Доклады и сообщения советской делегации. III Международный съезд по изучению стран Юго-Восточной ЕвропыД.Еремеев. Кемализм и пантюркизм. Народы Азии и Африки, 1963, № 3, с.58−70- Ф.Шабанов. О кемалистских принципах формирования национальной государственности в Турции. Турция: история, экономика.-М-, 1978, с.115−122.

В. И. Дангтов. Средние слои в политической жизни современной Турции. — М., 1968; Р. П. Кондакчан. Внутренняя политика Турции в годы второй мировой войны. — Ереван., 1978.

Особое место в исследовании и научной интерпретации религиозной ситуации в Турецкой Республике занимают работы Э. Гасановой, Ю. Рустамова, Н. Эфендиевой, Р. Кондакчана, И. Фадеевой, Н. Киреева1.

Таджикская историческая и политическая наука также не обошла без внимания проблемы политико-идеологических процессов Турецкой Республики. Их освящение детерминировано необходимостью научной интерпретации исторической реальности в жизни таджикского народа2, политического анализа и оценки современного состояния таджикско-турецких отношений и определения перспектив их углубления и развития3, а также исследования региональных проблем международных политических отношений4.

Значительный вклад в анализ обобщений и научную интерпретацию фактов, явлений, связанных с политико-идеологическими проблемами Турецкой Республики принадлежит западным учёным5. На наш взгляд, характерная особенность их работ заключается в исследовании исторической и феноменологической специфики, проявлениях излишней озабоченности, опасениями вероятности попадания турецкого общества и политической элиты этой страны под русско-советское идеологическое и геополитическое влияние.

1 Э.Гасанова. Ю.Рустамов. Ислам и общественная жизнь современной Турции. — Баку, 1980; Э.Гасанова. Ю.Рустамов. Модернизация ислама в современной Турции. — Баку. 1982; Н.Эфендиева. Антирелигиозная деятельность некоторых женских организаций в Турции. — Баку. 1985; Р.Копдакчан. Место религии во внутренней политике послевоенной Турции. — Ереван., 1994; И.Фадеева. Об эволюции светских тенденций в социально-политическом развитии Турции. — М., 1973; Н.Киреев. Проблемы социально-экономического развития Турции в турецких концепциях «исламской экономики». — М:. 1987.

2 Гафуров Б. Таджики. 1,2 ч. Душанбе. 1983.

3 Рахмонов Э. Политика мира и созидания. — Душанбе., Ирфон. 2001; Рахметов Э. Точикистон: дах соли истиклолият, вахдади миллй ва бунёдкорй. 1,11,III ч. — Душанбе., Ирфон. 2001; Назаров Т. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. — Душанбе., Типография УИ МИД РТ. 2001; Назаров Т. Н. Таджикистан: экономический рост, интеграция и региональное сотрудничество, — Душанбе., УИ МИД РТ, 2004; Назаров Т. Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. Душанбе., УИ МИД РТ, 2003.

4 Ятимов С. Иран: хомейнизм и международная политика. — Душанбе., «Шарки Озод». 2002; Ятимов С. Исламская Республика Иран. — Душанбе., 2001.

5 Lewis В. The emergence of modern Turkey, — London, 1961; Berkes N. The development of secularism in Turkey, Montreal, 1964; Heydu. Foundations of Turkish nationalism. — London., 1950.

Представляется, что с окончанием «холодной войны» и распадом Советского Союза внимание западных учёных к проблемам политико-идеологических процессов современной Турции несколько снизилось.

Результат изучения, анализа и сопоставления комплекса научных работ, как отечественных, так и зарубежных твёрдо указывает на отсутствие на сегодняшний день отдельного исследования, которое целенаправленно, последовательно и системно изучало бы политико-идеологические процессы в условиях современного развития Турецкой Республики. Вместе с тем отмеченные научные исследования служат научно-теоретической и методологической основой для настоящей диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Исходя из степени разработанности проблемы в работе в качестве главной цели рассматриваются исследования движущих сил, сущность, механизмы, основное содержание политико-идеологических процессов современного развития Турецкой Республики.

Реализация поставленных целей детерминировала необходимость решения следующих задач: осуществить анализ формирования, изменения, $ преобразования и функционирования кемализма как государственной идеологии Турецкой Республики;

— показать степень влияния политико-идеологических процессов на внутреннюю политику Турции;

— исследовать особенности эволюции и трансформации национальной идеологии Турции и её адаптации к условиям постбиполярного мира;

— определить политические технологии и формы реализации политико-идеологических принципов современной Турции;

— выявить проблемные ситуации политико-идеологических процессов Турецкой Республики в аспектах его геополитических интересов, особенно по отношению к Республике Таджикистан.

Объект исследования — политико-иделогические процессы в Турецкой Республике в контексте происходящих в стране политических преобразований, развития современной мировой политики, в связи с конкретным опытом истории.

Предметом исследования являются политико-идеологические процессы, происходящие в современной Турции, изменения состояния и эволюции кемализма как стержневой основы указанного явления.

Методологической основой исследования является теоретико-методологический синтез политико-идеологических процессов современной Турции.

Методологической базой послужили научные теории об исследованиях политико-идеологических процессов, в том числе и в духовной жизни общества. Использовались общенаучные и специальные методы исследования. Предпочтение в этом направлении дано принципу историзма, методам системного анализа, структурно-функциональному, эмпирическому и непосредственному наблюдению за практикой политических изменений исследуемого объекта. Научная разработка сопровождалась изучением, анализом и научной интерпретацией актуальных директивных документов последнего десятилетия, материалами средств массовой информации Турецкой Республики.

Научная новизна определяется самой постановкой проблемы исследования политико-идеологических процессов в современных условиях развития Турецкой Республики, вступившей в серьёзную конкуренцию с s политическим исламизмом за ресурсные потенциалы этнополитического характера.

Полученные диссертантом основные результаты исследования и их научная новизна выражаются в следующем:

— впервые проведено комплексное изучение политико-идеологических процессов, происходящих в современном периоде развития Турции, с использованием принципа историзма;

— дана концептуальная характеристика эволюции кемализма, как стержневого элемента политико-идеологической системы Турецкой Республики. произведён сопоставительный анализ противоборства, взаимодействия и различий кемалистской и исламистской политико-идеологических концепций в процессах формирования общей стратегии внутренней и внешней политики современной Турции.

— разработаны общие рекомендации учёта особенностей и специфики внешнеполитических инициатив Турецкой Республики по отношению к Республике Таджикистан в интересах эффективного обеспечения и продвижения её национальных интересов.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Представленные в исследовании материалы и выводы могут быть использованы при подготовке спецкурсов и чтения лекций по проблемам политико-идеологических процессов в странах Азии и Африки, а также для проведения комплексных исследований по данной тематике. Данная работа также послужит научно-практической рекомендацией для определения методов изучения влияния кемализма, турецкого исламизма и этноидеологических процессов на внутреннюю и внешнюю политику Турецкой Республики, как на современном этапе, так и в перспективе.

Некоторые выводы могут быть использованы при выработке политологических моделей исследования особенностей национальной идеологии тюркоязычных государств, особенно постсоветских.

Материалы исследования представляются быть полезными для использования в политической практике соответствующих общественных и государственных институтов.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева.

Наиболее важные положения диссертации изложены в публикациях автора. Отдельные аспекты докладывались на международных семинарах, круглых столах, конференциях, проходивших в гг. Стамбуле, Анкаре, Душанбе, использованы в информационно-аналитической деятельности учреждений внешнеполитического ведомства Республики Таджикистан.

Кроме того некоторые положения и рузультаты исследования докладывались автором в научных сообщениях и следующих конференциях:

1. Научная конференция, проведённая центром Никсона (США) в г. Анкаре (Турция) в 2004 году на тему «Воспросы борьбы с Хиб-ут-Тахриром».

2. Конференция, проведённая международной организацией «Каспийско-Черноморского сотрудничества» в г. Анкаре (Турция) в 2006 г. на тему «Политическое и экономическое сотрудничество стран региона».

Результаты диссертационного исследования опубликованы автором в монографии, научных статьях и тезисах докладов.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографии, а также приложения, в котором приводятся фрагменты турецких официальных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В целом можно констатировать, что для политико-идеологических процессов в постосманской Турции характерно сохранение основных принципов заложенной К. Ататюрком идеологией турецкого национализма. В различных политических условиях, как следует из проведенного исследования, принципы кемализма в той или иной степени претерпевали изменения, то откатываясь в сторону тюрко-исламского синтеза и неоосманизма, то, напротив, принимая формы крайнего проявления турецкого национализма.

В новых исторических условиях становятся более очевидными процессы эволюции идеологических изменений в Турции в контексте современной мировой политики. Турция стремится стать глобальным игроком на международной арене, выполняя роль некого «моста». Отсюда переосмысление кемализма в рамках некой «посткемалистской» идеологии модернизации. На сегодняшний день налицо прагматическая линия большей части турецкой элиты (прежде всего — военных и чиновничьей бюрократии) на сохранение и отстаивание проверенные временем идеологии кемализма в контексте поиска ее новых форм и методов исключительно с целью достижения национальных интересов.

Уникальное идеологические явление под названием кемализм обязано своим рождением лидеру национально-освободительного движения в Турции Мустафе Кемалю Ататюрку. Прошедшее непростое испытание временем это идеологическое течение окончательно стабилизировалось в постосманской Турции к середине 30-х годов. Новая концепция, отражающая взгляды гражданской и военной бюрократической элиты была положительно воспринята в среде предпринимателей и интеллигенции Турции. Сегодняшняя идеологическая ситуация в Турции, как показывают.

119 проведённые исследования, демонстрируют сохранение прагматической линии традиционного турецкого истеблишмента на дальнейшее укрепление кемализма, его модернизацию, отвечающую новым политическим реалиям.

Научная разгадка такого феномена как кемализм, разумеется, ещё нуждается в комплексном изучении. Международное значение кемализма для новых независимых стран с мусульманским населением заключается, на наш взгляд, в оправдавшем себя на практике опыте создания модели политически стабильного секуляристски ориентированного общества. Это представляется чрезвычайно важным, в частности, для стран Центрально-Азиатского региона, как новых субъектов международных отношений. В этом контексте кемализм весьма поучителен, как образец толерантности с одной стороны и непримиримости в противодействии воинствующему исламизму с другой стороны.

Кемализм, сегодняшний ататюркизм, в последнее время подвергается определённой трансформации. Происходит это не без влияния внешнего фактора. Теоретики «неоисламизма» и «демоисламизма» ищут и находят поддержку извне в своём идеологическом противостоянии с кемалистами. Не последнюю роль здесь играет усиление американского фактора в регионе (в недавно провозглашённой концепции «Нового Ближнего Востока»). Безусловное воздействие оказывают также глобалистские тенденции.

Кемализм был и продолжает оставаться надёжным оплотом турецкой государственности. В силу сложившейся исторической и этнополитической специфики Турции, ататюркизм в его нынешнем или трансформированном состоянии будет ещё длительное время влиять на идеологические и политические процессы в сегодняшней и завтрашней Турции.

Исследование и анализ политико-идеологических процессов на современном этапе развития Турецкой Республики на основании изложенного диссертацией материала позволяет сделать следующие выводы:

— динамика политико-идеологических процессов на современном этапе развития Турции характеризуется стремлением общества к сохранению модернизации кемализма как главного элемента политической идеологии турецкой государственности, её адаптации к новым политическим условиям, связанных с возрастающим противостоянием и борьбой между секуляризмом и исламизмом, доминированием властных ресурсов политической партией, основанной на демоисламизме в политической системе Турции. Вместе с тем политическая практика современной Турции показывает, что кемалистская и демоисламистская составляющие политической идеологии турецкого государства, объединены этно-идеологическим компонентом — турецким национализмом при достижении геополитических целей;

— изменения политико-идеологических процессов на современном этапе развития Турецкой Республики также происходят под влиянием процессов глобализации, распада СССР, усиления геополитического соперничества в условиях постбиполярного мироустройства, возрастания влияния радикального исламизма в регионе в русле событий в Афганистане, Ираке, Иране и Ливане;

— как следствие происходящих в турецком обществе политико-идеологических процессов Турецкая Республика совокупностью политических, экономических, социальных, образовательных, гуманитарных, правовых, военно-технических отношений углубляет евроинтеграционный и американский векторы внешней политики, наращивает своё присутствие в регионе Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Кавказа, Балкан, Черноморского и Средиземноморского бассейнов. Эти усилия направлены на достижение следующих внешне-идеологических и внешнеполитических целей: а), укрепление своего политического и экономического потенциала с целью приобретения статуса лидера в регионе и одного из ключевых игроков на международной аренеб), превращение Турции в образцовую модель светской государственности и демократии для всех мусульманских стран.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. 3. Турция в период правления младотурок. — М., Наука, 1972.
  2. Г. З., Турция в период правления младотурков. 1972−1963,с.461.
  3. С.И. Воспоминания советского дипломата. 1922−1923.-М, 1960.
  4. Р. Мир и война между народами // Paix et guerre entre les nations. Перевод с французского под общей редакцией В. И. Даниленко. -М., NOTA BENE, 2000.
  5. К. Современная Турция. М., Красная новь, 1923.
  6. Архив министерства иностранных дел Турецкой Республики. (Архивные материалы. 1935−2006.).
  7. Архив турецкого исторического общества. (Архивные материалы. 1925−2006.).
  8. Архив Центра исследования Ататюрка. (Архивные материалы. 1950−2006.).
  9. Аграрный строй Османской империи. XV—XVII вв. Документы и материалы. М., 1963.
  10. К. Путь новой Турции. М., 1934.
  11. Т. США, НАТО и Турция. М., 1973.
  12. К. Путь новой Турции. М., 1934.
  13. Алтан Четин. Победа современного турецкого языка.-«Курьер ЮНЕСКО». 1981. № 12. с. 11.
  14. Г. От султаната к демократической Турции. История кемализма. М., Гос. изд-во, 1926.
  15. М. М. Агабеков Дж. Г. Роль религии и традиции в развитии современного турецкого общества // Актуальные проблемы современной Турции. Баку., Элм, 1988.
  16. В. Из прошлого турок. Пг.: тип-фия П. Ф. Вощинской.1917.
  17. К. А. Эволюция общественного идеала в сознании турецкой интеллигенции // Турция: История и современность. М., Наука, 1988. с. 178.
  18. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1999, с. 1−256.20.. Вамбери А. Очерки и картины восточных нравов. СПб., Тип-фия тов-ва «Общественная польза „, 1877.
  19. А. М. Мост через Босфор. М., Молодая гвардия, 1979.
  20. Э. Ю. Идеология буржуазного национализма в Турции в период младотурок (1908 -1914). Баку., изд-во АН Аз. ССР, 1966.
  21. Э.Ю. Идеи „Исламского социализма“ в общественно-политической мысли Турции (1960-ые годы). Баку., 1984.
  22. Э.Ю. Лаицизм и ислам в республиканской Турции.-Баку., 2002. М. А. Гасратян, СФ-Орешкова, Ю. А. Петросян. Очерки история Турции.-М., 1983.
  23. Э.Ю. Антикоммунизм в Турции. Национально-освободительное движение и современная идеологическая борьба. Баку., 1973. с. 118.
  24. Э.Ю. Вопросы идеологии кемализма в трудах советских ученых.-М., 1974,/Доклады и сообщения советской делегации. III Международный съезд по изучению стран Юго-Восточной Европы.
  25. Э.Ю. Об идеологических основах кемализма и их современном толковании в Турции. Народа Азии и Африки, 1968, № 3, с.24−35.
  26. Э.Ю. Ислам и принцип лаицизма в современной Турции. Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974.
  27. Э.Ю. Новые веяния в общественной мысли Турции“. Народы Азия и Африки, 1965. № I, с. 26−34.
  28. Э. Ю. Рустамов Ю. Ислам и общественная жизнь современной Турции. Баку., 1980.
  29. Э. Ю. Рустамов Ю. Модернизация ислама в современной Турции. Баку., 1982.
  30. .Г. Таджики. 1,11 ч. Душанбе., 1983.
  31. П. Операция „Ататюрк“. // Новое время, 1960, № 2.
  32. С. Картина истории и настоящее положение Порты Оттоманской. М., тип-фия Н. Степанова, 1830.
  33. В. А. Избр. соч. Т. 3. М., изд-во восточной лит-ры, 1962, с. 76.
  34. В.А., Государство сельджуков Малой Азии, Избр. соч., т. 1. М., 1960.
  35. Гурко-Кряжин В. А. История революции в Турции. М., 1923.
  36. Гурко-Кряжин В. А. Ближний Восток и держав. М., 1925, с. 54−55.
  37. В. И. Турция восьмидесятых: от военного режима до „ограниченной демократии“. М., Наука, 1991, с. 39.
  38. В.И. Турция и постсоветская Центральная Азия // Азия и Африка сегодня. 1994. № 2.
  39. Д. И. Средние слои в политической жизни современной Турции в период подготовки и проведения государственного переворота 27 мая 1960 года. М., Наука, 1968.
  40. В.И. Метаморфозы турецкого национализма: //Сб. Ближний Восток и современность. М., 2000, № 9, с. 20−35.
  41. В.И. Политическая борьба в Турции основные направления и особенности(50-е — начало 80-х годов)//Вопросы истории, 1985, № 5, с. 69−88
  42. Р.С. Просвещение в Турции. Ереван., 1971. с. 52.
  43. . М. Ближний Восток: Сб. статей. М., 1976.
  44. .М. Турция. (Политическая география). М., 1949.
  45. Р. Центрально-азиатский вектор евразийства // сб. Евразийская идея и современность/Под ред. Н. С. Кораблева, М., РУДН, 2002.
  46. В.Е. Ислам как фактор международных отношений. Дипломатическая академия МИД РФ. М., 1999, с. 250.
  47. Д.И., Борьба политических партий в Турции. (1944−1965).-М., 1967.
  48. Древние цивилизации. М., 1989.
  49. Н.А. Османская империя в международных отношениях. М., Наука, 1980.
  50. М.Г. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи/Институт проблем глобализации-. М., ИНФРА-М, 2000.
  51. В.В. Военно-политическое сотрудничество России со странами СНГ как фактор интеграции / Ин-т социально-политических исследований РАН- Под общ. ред. А. Р. Карапетяна. М., 2001, с. 182.
  52. В. Турция и Европейский Союз: история и перспективы взаимоотношений //Вестник мирового общественного форума Диалог цивилизаций, № 3, Андреевский флаг, 2004
  53. Д. Е. На стыке Азии и Европы. Очерки о Турции и турках. М., 1980.
  54. Д.Е. На стыке Европы и Азии. М., 1978. с. 145.
  55. Д.Е. Этногенез турок (происхождение и основные этапы этнической истории). М., 1971.
  56. Д. Кемализм и пантюркизм. Народы Азии и Африки, 1963, № 3, с. 58−70.
  57. Ежегодник СИПРИ 2000. У ear Book 2000: Вооружения, разоружение и международная безопасность: Пер. с англ./ Стокгольмский международный ин-т исследований проблем мира- ИМЭМО РАН. -М., Наука, 2001, с. 873.
  58. А.Д., Петросян Ю. А., История просвещения в Турции. -М., 1965.
  59. Г. В. Перспективы евразийского проекта // сб. Евразийская идея и современность. М., РУДН, 2002.
  60. JI. Англо-турецкие отношения. 1933−1939 гг. М., 1975.
  61. О.И. Курдский вопрос как локальный и региональный конфликт // Восток, 1995, с. 6.
  62. Записки янычара. Написаны Константином Михаиловичем из Островиц. Изданы в Литомышле в 1565 году. М., Наука, 1978.
  63. В.М., Колесников А. А. Современная Турция: общество и армия. Ленинград., 1983, с. 192.
  64. Е. И. Османизм и его роль в общественно-политической жизни Сирии. -Ленинград., изд-во ЛГУ, 1990.
  65. М.Ю. Россия, западноевропейские державы и Османская империя в период международных кризисов на Балканах (18 851 888 гг.). Даниелян Р. С. Просвещение в Турции. Ереван, 1971. с. 52.
  66. И.И. Россия и Турция: партнерство или соперничество? // Восток и Россия на рубеже XXI века. М., Институт востоковедения РАН, 1998, с. 168 — 169.
  67. Иванова И.И.Турецко-арабские отношения и их место в системе международных связей на Ближнем Востоке (1945−1983). М., 1985.
  68. И.И. Россия и Турция: партнерство или соперничество? // Восток и Россия на рубеже XXI века. М.: Институт востоковедения РАН. 1998, с. 168 169.
  69. Ильбер Ортайлы. Некоторые наблюдения о развитии исторической науки в Турции в период Ататюрка. В кн. От Стамбула до
  70. Москвы. Сборник статей в честь 100-летия профессора АФ. Миллера, М., Муравей, 2003.
  71. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., Арт-Бизнес-Центр, 2001.
  72. Кантемиров А. Экономические отношения Турции со странами Закавказья. М., 2002.
  73. Н.Г. Проблемы утверждения в Турции светской модели общества. В кн. От Стамбула до Москвы. Сборник статей в честь 100-летия профессора А. Ф. Миллера. — М., Муравей, 2003.
  74. Н. Г. Турция вчера и сегодня. М., 1977.
  75. Н.Г. Турция путь в Европу или возвращение в Центральную Азию? // Восток. 1996, № 5, с. 62 — 68.
  76. Н.Г. Борьба с террором в Турции //сб. Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. М., 2001, с. 72−110.
  77. Г. Дипломатия./ М., 1997, с. 1 848. Клейнман Г. А. Армия и реформы: Османский опыт модернизации. — М., 1989.
  78. А. А. Народные дома в общественно-политической и культурной жизни Турецкой республики. М., Наука, 1984.
  79. А.А. Дервишские ордена и идеи секуляризма в Турции.-Всесоюзная школа молодых востоковедов (тезисы докладов и сообщений). М., 1982.
  80. А. А. Народные дома в общественно-политической и культурной жизни Турецкой республики. М., Наука, 1984. с. 67
  81. Р.П. Внутренняя политика Турции в годы второй мировой войны. Ереван., 1978.
  82. Р. Место религии во внутренней политике послевоенной Турции. Ереван., 1994.
  83. Н.С. Евразийская идея и современность. М., РУДН, 2002.
  84. Р.П., Рабочее движение в Турции 1918 -1963 гг. М., 1965.
  85. Н.Д. Политизация ислама и проблемы становления цивилизаций в современном мире. М., 2003.
  86. К. Сумерки Запада / Пер. с англ. А. А. Арзуманова- Московская школа политических исследований. М., 2000, с. 270. (Библиотека Московской школы политических исследований).
  87. М. Армяно-турецкие общественно-политические связи в конце XIX начале XX веков. -Ереван, изд-во Ереванского университета, 1988, с. 5.
  88. Куртов Аждар. Турция и тюркоязычные государства Центральной Азии: любовь по расчету ?// Россия и Турция на пороге XXI века: на пути в Европу или в Евразию. М., 1997.
  89. JI. К. Некоторые особенности турецкого буржуазного национализма в период его зарождения. // Ближний и Средний Восток. История, экономика, политика. Ч. 1. М., Наука, 1987, с. 145.
  90. Ли Ю. Турция и тюркские народы СНГ: сотрудничество в сфере культуры и образования.// Россия и Турция на пороге XXI века: на пути в Европу или в Евразию. М., 1997
  91. П. Позиция Турции по проблемам разоружения.// Россия и Турция на пороге XXI века: на пути в Европу или в Евразию? М., 1997.
  92. Е. Ф. Турция в годы Первой мировой войны. М., 1966.
  93. С. И. Вызовы безопасности южных границ России. М., Издательский центр научных и учебных программ, 1999.
  94. Д. Центральная Азия мусульманский вызов России? // Мировая экономика и международные отношения. 1993, № 12, с. 16.
  95. А. Введение // Заревенд. Турция и пантуранизм. -Париж., б. и., 1930, с. 4.
  96. Л.И. Россия, Запад, ислам: столкновение цивилизаций? -М., 2003.
  97. М.С. РОССИЯ и Турция на исходе XX в.// Россия и Турция на пороге XXI века: на пути в Европу или в Евразию? М., 1997.
  98. М. С. Османская империя в XVIII веке: Черты структурного кризиса. М., 1991.
  99. М. С. Россия и Османская империя от начала XVI в. до 1569 г. Формирование общих границ двух государств.- В кн.: От Стамбула до Москвы. Сборник статей в честь 100-летия профессора А. Ф. Миллера. М., Муравей, 2003.
  100. А.Ф. Краткая история Турции. М., 1948.
  101. А.Ф. Очерки новейшей истории Турции . М., 1948.
  102. А.Ф. 50-летие младотурецкой революции. М., 1958.
  103. А. Ф. Становление Турецкой Республики. К пятидесятилетию. Народы Азии и Африки, 1973, № 6.
  104. А.Ф., Избранные речи и выступление, статьи. М., 1966. Ю8. Миллер А. Ф., Краткая история Турции. — М., 1948.
  105. А.Ф., Новейшая история Турции. М., 1968.
  106. А.Ф., Очерки новейшей истории Турции. М., СПб., 1948.
  107. Миллер А. Ф. Турция в советской исторической энциклопедии.
  108. ИЗ. Миллер А. Ф. Очерки новейшей истории Турции. М., 1948, с. 150.
  109. П.П., Аграрный строй современной Турции. М., 1970.
  110. P.M. Государства Центральной Азии и их южные соседи // Восток. 1996, № 5, с. 56.
  111. Пб.Мутафчиева В. Аграрные отношения в Османской империи. XV—XVI вв. София., 1962, с. 160.
  112. Надеин-Раневский В. Турция, Россия и тюркоязычные народы после распада СССР // Мировая экономика и международные отношения. 1994, № 4, с. 39 50.
  113. Надеин-Раевский В. Турция и российские автономии.// Россия и Турция на пороге XXI века: на пути в Европу или в Евразию? М., 1997.
  114. Э. Ф. Революционный переворот в Турции. СПб., П. И. Левин, 1914, с. 46
  115. Я. Государственная стратегия Японии в XXI веке / Пер. с яп. В. Н. Чигирев, С.В. Бунин- Авт. послеслов. В. Н. Бунин. М., NOTA BENE, 2001.311с.
  116. А.Д. История Турции.Тома 1−1У. Л., 1963−1978.
  117. А. Д. Крестьянство Турции в новейшие времена. -М., Изд-во восточн. лит-ры, 1959. с. 15
  118. Новый порядок на века? Политическая структура современного мира: состояние, проблемы, перспективы. Научные труды МНЭПУ.-М., 1999.
  119. Новейшая история Турции. М., 1968. с. 88. 2000.
  120. Т.Н. Таджикистан: экономический рост, интеграция и региональное сотрудничество. Душанбе., УИ МИД РТ, 2004, с. 284.
  121. Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Душанбе., УИ МИД РТ, 2004, с. 284.
  122. Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество ибезопасность. Душанбе, УИ МИД РТ, 2003, с. 284.
  123. А. Д. Крестьянство Турции в новейшие времена. М, Изд-во восточн. лит-ры, 1959.
  124. Новичев А. Д, История Турции, т. 1−3. СПб, 1963−73.
  125. Новичев А. Д, Очерки экономики Турции до мировой войны. -Москва, СПб, 1937.
  126. Обозрение Малой Азии в нынешнем ее состоянии. СПб, тип-фия К. Крайа, 1839.
  127. С. Ф. Османская империя на рубеже ХУИ-ХУШ вв.: последний всплеск средневекового величия. В кн.: От Стамбула до Москвы. Сборник статей в честь 100-летия профессора А. Ф. Миллера. — М, Муравей, 2003.
  128. М. Революционная Турция. М, Гос. изд-во, 1921, с.68
  129. Петросян И. Е, Петросян Ю. А. К вопросу о движущих силах реформаторского и конституционного движения в Османской империи. Тюркологический сб, 1979. М, 1985.
  130. Ю. А. Младотурецкая революция. М, 1972.
  131. С. Свет и тени Турции. М, 1981.
  132. К. Старая и новая Турция. М, 1974. Поцхверия Б. М. Мустафа Кемаль. К 25-летию со дня смерти. „Азия-и Африка сегодня“, 1963, № 13.
  133. Ю. А. » Новые османы" и борьба за конституцию 1876 г. В Турции. Москва, 1958.
  134. Ю. А. Младо-турецкое движение. Москва, 1971.
  135. Поцхверия Б. М, Внешняя политика Турции после второй мировой войны. Москва, 1976.
  136. Программа 59-го правительства Турецкой Республики. Анкара, 2002.
  137. Программа Народно-Республиканской партии. Анкара, 1935.
  138. Программа национального движения.-Анкара., 1969.
  139. Программа Партии Справедливости и Развития АКР. Анкара., 2002.
  140. Программа Партии ANAVATAN. Анкара., 1991.
  141. Программа Партии Правильного Пути. Анкара., 1989.
  142. Э.Ш. Речь в университете Гази г.Анкары. Анкара.2006.
  143. Э.Ш. Таджикистан. 10 лет независимости и созидания, 1,11,III ч. Душанбе., Ирфон, 2001.
  144. Э.Ш. Политика мира и созидания. Душанбе., Ирфон, 2001.
  145. О. Россия, Турция и Иран в Центральной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 1997, № 4, с.23
  146. Россия и Турция на пороге XXI века: на пути в Европу или в Евразию?/ под ред.И. Я. Кобринской. М., 1997.
  147. Россия и Центральная Азия вопросы сотрудничества и безопасности/ Материалы международной конференции 23 октября 2003 года, Дипломатическая академия МИД РФ. — М., 2004.
  148. Россия между Западом и Востоком: духовные аспекты цивилизации. Библиографический указатель. Составители М. М. Мухамеджанов, Ж. С. Сыздыкова. М., издательство «Русский летописец» Центра исследований политической культуры России, 1999.
  149. А.Ю. Внешняя политика современной России: Сборник статей/Дип. академия МИД РФ. Каф. внешней политики и международ, отношений. М., 2000, с. 291.
  150. Ю. Современная турецкая буржуазная социология.
  151. Критический очерк). Баку., 1967.
  152. М. Н. Семья и семейная обрядность в турецкой деревне (новейшие времена). М., Наука, 1979.
  153. Е.Я. Израиль в современной мировой политике: вероятные стратегические противники и стратегические партнеры /ЕЯ. Сатановский. М., Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001, с. 162.
  154. К.М. Тюркские параллели российской ментальности //сб. Евразийская идея и современность. М., РУДН, 2002.
  155. К.Б. Внешняя политика независимого Казахстана и развитие казахстанско-турецких политических связей// Институт востоковедения РАН. М., 1999, с. 92. СССР и Турция, 1917−1979. — М., 1981.
  156. Справочник «Современной Турция». М., 1965.
  157. Справочник «Современной Турция». М., 1967.
  158. Справочник «Турецкая Республика». -М., 1975.
  159. Справочник «Турецкая Республика». -М., 1986.
  160. Н. Очерки современной Турции. Тифлис: Заккрайком, 1930, с. 16.
  161. Г. На перекрестке интересов России и Турции // Азия и Африка сегодня. 1993, № 5, с 36−41.
  162. Стратегия для России. 10 лет СВОП. М, 2002, с. 1 — 816.
  163. .С. Геополитическая ситуация в Центральной Азии и интересы России. Вестник КарГУ, 2004, № 2.
  164. .С. Особенности региональной политики Турции. -М., Ист.- просветит, 1999.
  165. .С. Этнонациональные и религиозные отношения в Центральной Азии. Институт стран Азии и Африки при МГУ. Ломоносовские чтения. 2003, с. 76. Турция: история, экономика. Сб.ст. -М., 1978.
  166. Н. Балканский город XV—XIX вв.., пер. с болг. -М., 1976.
  167. Турция в новейшее время. Кемаль Мустафа, Путь новой Турции. 1919−1927, пер. с тур, т. 1−4. Москва., 1929−1934.
  168. Турция: новые тенденции экономического развития в 80-е годы. -М, 1991.
  169. Н. Новые приоритеты в Центральной Азии // Азия и Африка сегодня. 1996, № 1, с. 19.
  170. Н. Указ. соч. С. 20- См. также: Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе XX века. М., Институт востоковедения РАН, Крафт, 2001, с. 429 — 430.
  171. Е. И. Судьба Оттоманского долга (Турецкие финансы в годы Первой мировой войны) В кн.: От Стамбула до Москвы. Сборник статей в честь 100-летия профессора А. Ф. Миллера. — М, Муравей, 2003.
  172. А.И. Американская стратегия для XXI века. М, Логос, 2000, с. 270.
  173. АИ. Мировой порядок XXI века. М, Алгоритм, 2001, с. 477.
  174. А.И. Россия и Запад. М, 2003, Глава 16. Азиатский подъем.
  175. Ф. О кемалистских принципах формирования национальной государственности в Турции. Турция: история, экономика.-М., 1978, с.115−122.
  176. A.M., Национально- освободительная борьба в Турции 1918−1923 гг.-Москва., 1966.
  177. A.M. Советско-турецкая дружба в годы освободительной борьбы Турции в 1919—1922 гг.., М., 1960- Советско-турецкий договор о дружбе и братстве от 16 марта 1921 г. «Краткие сообщения Ин-та востоковедения». 1958, ХХУ1.
  178. И.Л. Об эволюции светских тенденций в социально-политическом развитии Турции Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. — Москва., 1982, с. 96.
  179. И. Об эволюции светских тенденций в социально-политическом развитии Турции. М., 1973.
  180. Н.М. Группа (Кадро) и её роль в общественно-политической жизни Турции 30-х годов (автореф.). М., 1974, с. 15.
  181. С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.
  182. А.Н. Пятидесятилетие первых советских договоров советской страны с Ираном, Афганистаном и Турцией", «Народы Азии и Африки», 1971, № I. Роль миссии М. В. Фрунзе в укреплении дружественных советско-турецких отношений". «Вопросы истории», 1962, № 5.
  183. А.А. Дипломатическая миссия М.В.Фрунзе в Турцию. Некоторые вопросы всеобщей истории. Алма-Ата., 1967.
  184. В.И., начало младотурецкой революции и восстановление в Османской империи конституции, в сб.: Проблемы новой и новейшей истории стран Запада и Востока. Москва., 1975.
  185. Н. Антирелигиозная деятельность некоторых женских организаций в Турции. Баку., 1985.
  186. С.С. Исламская Республика Иран. Душанбе., 2001.
  187. С.С. Иран: Хомейнизм и международная политика. -Душанбе, Шарки Озод, 2002.
  188. Afet Inan. Kemal Atattirk’ten yazdiklarim. 1000 Temel Eser serisi. 1970, s.110.
  189. Afet Inan. Kemal Ataturk’ten yazdiklarim. 1000 Temel Eser serisi, s.110.
  190. Afet Inan. Kemal Ataturk’ten yazdiklarim. 1000 Temel Esir serisi, s.110.198. «Ana Britannica». Ankara, 1964.
  191. Altan Deliorman. Tarih I ve II. Istanbul, 1993, s. 26, 28.
  192. Anadolu liseleri ve kolejlere hazirlik. Sosyal bilgiler 4−5. Istanbul, 1996, s.115.
  193. Ataov T. Amerika, NATO ve Turkiye. Ankara, 1969, s. 356.
  194. Ataturk Hakkinda Hatiralar ve Belgeler, 4.basim. I§ Bankasi yaymlan. Ankara, 1984.
  195. Ataturkiin soylev ve demefleri. I-III. Ankara, 1989, s.230.
  196. Aydemir S. S. Inkilap ve kadro. Ankara, 1968, s. 235.
  197. Bayur Y. H. Turk inkilabi tarihi, c. I-II. Istanbul, 1940, s. 52.
  198. N. 100 soruda Turkiye iktisat tarihi, c. I-II. Istambul, 1969, s.70.
  199. Berkes N. The development of secularism in Turkey. Montreal, 1964.
  200. Bozkurt Gtiven?. Turk kimligi. istanbul., 1996, s.361.
  201. Bozkurt Gtiveng. Turk kimligi. Istanbul, 1996, s.215.
  202. Bursa Ersanli Bahar. Tarih ogretiminde «Turk diinyasi». istanbul, 1970, s. 117.
  203. Bugiiniin diliyle Atattirk’un soylevleri, s.65.
  204. Cumhuriyet Halk Partisi Programi. Ankara, 1931, s. 8.
  205. Cumhuriyet Halk Partisi Programi. Ankara, 1931, s. 11.
  206. Erdal Asian. Devrim tarihi ders kitaplan. Tarih ogretimi ve derskitapiari. Istanbul., 1995, s. 297.
  207. Esmer A.S. Siyasi tarihi (1919−1939). Ankara., 1953, s. 47.
  208. Gazi Mustafa Kemal Ataturk. The Great Speech. Ataturk Research Center. Ankara., 2005.
  209. Danismend I. H., izahli Osmanliu tarihi kronolojisi c. I-IV. Istanbul., 1947−1955.
  210. Davison R.H. Reform of Ottoman Empire, 1856−1876. Princeton, 1963.
  211. Erdal Asian. Devrim tarihi ders kitapiari. В кн.: Tarih ogretimi ve ders kitapiari. Istanbul., 1995, s.297.
  212. Erdal Asian. Devrim tarihi ders kitapiari. В кн.: Tarih ogretimi ve ders kitapiari. Istanbul., 1995, s.297.
  213. Esmer A. S., Siyasi tarihi (1919−1939). Ankara., 1953.
  214. Evrenol M. Revolutionary Turkey. Ankara., 1936, p. 13.
  215. Evrenol M. Revolutionary Turkey. Ankara., 1936, p. 48.
  216. Evrenol M. Revolutionary Turkey. Ankara., 1936, p. 49−50.
  217. Evrenol M. Revolutionary Turkey. Ankara., 1936, p. 75.
  218. Evrenol M. Revolutionary Turkey. Ankara., 1936, p. 50.
  219. Halk evi dergisi. Ankara., 1941, № 2, s. 777−778.
  220. Hammer-Purgstall J., von, Geshichte des osmanischen Reiches, Bd. 110,2 Ausg. Pest., 1834−1836.
  221. Harris G. S., Trouble Allience: Turkish American problem in historical perspective. 1945−1971. Washington., 1972.
  222. Harun Yahya. M.K. Ataturk hakkmda hatiralar ve belgeler. Turk Tarih Kurumu. Ankara., 1959, s.76.
  223. Hiirriyet gazetesi. Genel Kurmay Ba§ kani Y. Buyukanit'm konu§ masi. Ankara., 30 Agustos, 2006.
  224. Heydu., Foundations of Turkish nationalism, London., 1950.
  225. Ilhan Suat. Ttirklerinjeopolitigi ve avrasyacihk. Istanbul., 2005.
  226. Inalcik H., The Ottoman empire: the classical age, 1300−1600.1.ndon., 1973.235. ismet inonti. Bir Donemin Arka Ytizu. istanbul., 1987.
  227. Jascheke G., Turk kurtulusu savasi kronolojisi. Anbkara., 1970.
  228. Karal E. Z., Osmanh tarihi, c. 5−8. Ankara., 1947−62.
  229. Karpat K. Social change and politics in Turkey. New York., 1973.
  230. Kopriilti M.F., Les origines de Г Empire Ottoman, P., 1935. Tanzimat. Istambul., 1940.
  231. Koray E., Turkiye tarih yayinlar bibliografyasi. 1729−1955, 2 bs., Istanbul., 1959.
  232. Kornrumpf H. J., Osmanische bibfiographie mit beson-derer.
  233. Lewis B. The emergence of modern Turkey. London., 1961.
  234. Lory-Gregory Koullapis: Turkiye’de tarih ders kitaplari ve UNESCO’nun onerileri. Tarih ogretimi ve ders kitaplari, s.162.
  235. А. Минтакаи Осиёи Маркази-мехвари манфиатхои геополитики.//Точикистон ва чахони имруза. Душанбе, 2003, № 2.
  236. Muzzafer ilhan Erdost. Yeni dtinya dtizenine zorlanmasi odaginda Ttirkiye. Ankara., 1999, s. 189, 192.
  237. Nuri Yazici. Tarihte Turkler be Turk Devletleri. Konya., 1997, s.78,81.
  238. Ogmen Ali. Ilk okul. Sosyal bilgiler, 4. Istanbul., 1996, s. 340.
  239. Ogmen Ali. Ilk okul. Sosyal bilgiler, 4. Istanbul., 1996, s.340.
  240. Olcay M. Turkiye’de sol akimlar. 1908−1925. Ankara., 1967.
  241. ORKUN DERGISI. 1998, s.14.
  242. ORKUN DERGISI. 1998, s.14.
  243. Rahmonov E. Milletin dirili^i ve Tacikistan’in bagimsizligi. Du§ anbe., 2005.
  244. Sultanov §.M. Tacikistan ve Turkiye: ili§ kilerin kurulmasi ve Geli§ mesi. Ankara., 2005.254. «Sanaat dergisi». Ankara., 1976, s.23.
  245. Tarih ogretimi ve ders kitaplan, s.162.
  246. Tarih. C.Bibliografya. Halkevleri ne§ riyati. Ankara., 1939, s. 182.
  247. The Ottoman State and its in world history, Leiden., 1974.
  248. The Ottoman State and its place in world history. Leiden., 1974.
  249. The story of Turkish liberation. Istanbul., 1996, p.21.260. TRT1., 19.05.2001.
  250. TunayaT.Z. Turkiede siyasi partiler. 1859−1952. Istambul., 1952.
  251. Turhan Feyzioglu. Atattirk ve milliyet? ilik. Ankara., 1996, s.46.
  252. Turkiye Cumhuriyeti Anayasasi. Ankara., 1961, s. 6.
  253. Uzuncar§ i H. Osmanli tarihi, c, 1−4. Ankara., 1947, s. 62.
  254. Veli § irin. Ders сефте ve kredi sistemine gore tarih. Ankara., 1998.266. «Vikipedi». Ankara., 2001.
  255. Babinger F. Die Geschichts-schreiber der Osmanen und ihre Werke, Lpz, 1927, s. 123.
  256. Israel-Palestine: Terreoupaix. P., Ed., Golias., 2001, p. 218.
  257. Lory-Gregory Koullapis: Turkiye’de tarih ders kitaplan ve UNESCO’nun onerileri. Tarih ogretimi ve ders kitaplari, s. 162.
  258. Lynch D. Russian peacekeeping strategies in CIS: The cases of Moldova, Georgia Tajikistan. L.: RIIA. Russia. Eurasia Programme, 2000. XI, p. 265. (In association the Royal Institute of International Affairs).
  259. Protecting the American Homeland. A preliminary Analysis. Brooking University press. Washington, 2002, p. 1−182.
  260. The Globalization Reader / Pea. Frank J. Lechner, John Boli. Massachusetts: Blackwell Publishers, 2000, p. 412.
  261. YusufHikmetBayur, Tilrk Devletinin Di§ Siyasasi. Ankara., 1973.1. Периодика
Заполнить форму текущей работой