Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности у студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальная работа по формированию готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов вуза искусств началась с исследования основных видов и задач деятельности педагога-музыканта, анализа состояния профессиональной подготовки специалистов музыкального образования в высшей школе, изучения научно-педагогической литературы по данной проблеме. Результаты констатирующего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ИСКУССТВ К
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Проблема педагогической подготовки музыканта: исторический аспект
    • 2. Современные проблемы профессиональной подготовки студентов в вузах искусств
    • 3. Обучение педагогической деятельности с позиций системного подхода и теории управления
    • 4. Проблема готовности к педагогической деятельности
    • 5. Педагогическое проектирование
    • 6. Педагогический контроль и оценка результатов образовательного процесса
  • ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ИСКУССТВ
    • 1. Современное состояние педагогической подготовки студентов вуза искусств
    • 2. Содержание профессиональной педагогической подготовки студентов вуза искусств
      • 2. 1. Нормативно-регламентированное содержание профессионально-педагогической подготовки студентов вуза искусств
      • 2. 2. Общекультурный компонент профессиональной подготовки музыканта
      • 2. 3. Музыкально-дидактический компонент профессиональной подготовки студента вуза искусств
    • 3. Проектирование комплексной системы формирования готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов вузов искусств
      • 3. 1. Разработка концептуальной модели педагога-музыканта
      • 3. 2. Проектирование целей и содержания профессионально-педагогической подготовки студентов вуза искусств
    • 4. Разработка технологий обучения, обеспечивающих формирование готовности студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности
  • ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ИСКУССТВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Тесты как оценочно-диагностические средства, используемые для определения эффективности комплексной системы профессионально-педагогической подготовки студентов вуза искусств
    • 2. Анализ эффективности системы профессионально-педагогической подготовки студентов в вузе искусств
    • 3. Оценка уровня сформированности готовности студентов вузов искусств к профессиональной педагогической деятельности

Формирование готовности у студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период глубочайших социально-экономических преобразований, которые характеризуют современный этап развития российского общества, как никогда, возникает потребность в творчески активной личности, способной не только найти свое собственное место в постоянно меняющемся мире, но и реализовать свои возможности в решении сложных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью, социальными задачами сегодняшней действительности. Квалитативная революция ввела понятие «качество» как системообразующий фактор во все сферы жизнедеятельности человека: производство, науку, технику, культуру, образование. В этих условиях резко возрастают требования к качеству образовательной системы, качеству профессиональной подготовки выпускника высшей школы.

Традиционная система подготовки специалиста в вузах искусств к будущей профессиональной деятельности, направленная, преимущественно, на воспитание исполнительского мастерства, не обеспечивает необходимого качества педагогической подготовки, не соответствует современным требованиям. В то же время общественная потребность в музыкантах-исполнителях не столь велика и большая часть выпускников этих учебных заведений, как показывает практика, занимается именно педагогической деятельностью, зачастую не обладая достаточным запасом профессиональных знаний и умений.

Наш анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных работ, материалов конференций по проблемам подготовки студентов вузов искусств к профессиональной педагогической деятельности выявил практически полное отсутствие исследований в этой области. Опубликованные исследования охватывают лишь частные аспекты воспитания педагога-музыканта — педагогическую направленность (В.Е. Хананаева), отдельные педагогические умения (Э.И. Ткач, А.А. Эвина) и фактически не рассматривают проблемы формирования готовности музыканта к профессиональной педагогической деятельности. Актуальность же этих проблем чрезвычайно высока в связи с тем, что от педагога искусства, в большой степени, зависит культура человека на всех уровнях его образовательного маршрута и культура нашего общества в целом. Поэтому одной из важнейших задач вузов искусств должна стать подготовка конкурентоспособных, востребованных действительностью квалифицированных специалистов, способных нестандартно мыслить и творчески работать, достойно выполнять свою великую миссию воспитателя подрастающего поколения и транслятора высоких духовно-нравственных, музыкально-эстетических ценностей.

Проблемы подготовки специалистов образования интенсивно разрабатываются в современной психолого-педагогической литературе. Вопросы качества образования рассматриваются в трудах В. И. Байденко, А. А. Вербицкого, И. А. Зимней, З. Д. Жуковской, Н. В. Кузьминой, B.C. Леднева, И. Я. Лернера, Н. А. Селезневой, В. М. Соколова, А. И. Татура, В. Д. Шадрикова, Т. И. Шамовой, В. А. Якунина и др.- проектирование образовательного процесса, его контроль и оценка эффективности — в исследованиях Л. И. Божович, З. Д. Жуковской, Н. В. Кузьминой, А. А. Реана, Г. Б. Скок, И. С. Якиманской и др. Но все эти работы, в основном, посвящены подготовке специалистов в системе профессионального образования по различным направлениям, кроме направлений культуры и, в частности, музыкального искусства, и не могут в полной мере отражать специфику подготовки педагога в профессиональном музыкальном заведении.

Актуальность проблем подготовки студентов вузов искусств к профессионально-педагогической деятельности: проектирования системы педагогической подготовки, определения критериев готовности выпускника к педагогическому труду — очевидна. Решение обозначенных проблем является важным фактором повышения качества обучения специалистов образования в вузах искусств. Этими обстоятельствами и обусловлен выбор темы данного диссертационного исследования «Формирование готовности у студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности» (на примере специальности «Фортепиано»).

Диссертационная работа выполнена в рамках научного направления Воронежского государственного технического университета «Проблемы качества подготовки специалистов».

Цель исследования: разработка комплексной системы формирования готовности студентов исполнительских специальностей вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности.

Объект исследования: подготовка студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности.

Предмет исследования: структура, содержание и технология педагогической подготовки студентов вузов искусств как основа формирования готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности.

Гипотеза исследования: готовность студентов вузов искусств к профессиональной педагогической деятельности может быть сформирована при условии, если: модель профессионально-педагогической подготовки студентов в вузе искусств спроектирована на основе системно-деятельностного подхода к обучению;

— комплекс образовательных технологий, обеспечивающих реализацию спроектированной системы профессионально-педагогической подготовки разработан в соответствии с целями и содержанием обучения, с учетом современных требований к деятельности педагога-музыканта;

— процесс обучения студентов в вузе строится на принципах личностно ориентированного, личностно-деятельностного, контекстного и комплексного подходов, позволяющих не только сформировать профессионально-значимые качества выпускника, но и раскрыть творческие возможности обучающихся как будущих специалистов образования;

— постоянный мониторинг качества педагогической подготовки студентов осуществляется с помощью специально разработанной системы оценочно-диагностических средств.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ состояния исследуемой проблемы по литературным источникам, диссертационным исследованиям, непосредственным наблюдениям.

2. Проанализировать структуру и содержание профессионально-педагогической деятельности педагога-музыканта.

3. Разработать концептуальную модель выпускника вуза искусств и систему профессионально-педагогической подготовки студентов вузов искусств.

4. Разработать методическое обеспечение профессионально-педагогической подготовки музыканта в вузе.

5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности спроектированной системы педагогической подготовки студентов вуза искусств, уровня сформированности готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности.

6. Разработать методические рекомендации и дидактические материалы для практической реализации системы формирования готовности специалиста к профессиональной педагогической деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция личностно-деятельностного подхода (И. А. Зимняя, Н.В. Борисова), личностно-ориентированного подхода к обучению (В.В. Карпов), концепция гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса в вузе (А.А.Бодалев, А. П. Бондаревский, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский и др.), методология комплексного исследования и системно-структурный подход к деятельности педагогических систем (З.Д. Жуковская, Н. В. Кузьмина, Н. А. Селезнева, А.И. Субетто), теория развивающего обучения (Л.Б. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, И.С. Якиманская), методологические основы проблемного обучения (Д. Брунер, И. Я. Лернер A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, С.А. Рубинштейн), ценностный подход к содержанию учебной информации (З.Д. Жуковская), концепция педагогических технологий (В.П. Беспалько, Н. В. Борисова, Б. Т. Лихачев, Г. К. Селевко), контекстный подход к обучению (А.А. Вербицкий), подход к обучению как к управлению учебно-познавательной деятельностью (З.Д. Жуковская, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В.А. Якунин), технология системного педагогического проектирования В. И. Байденко, Ю.Г. Татур), методологические подходы к оценке качества педагогической подготовки (З.Д. Жуковская, М. Б. Челышкова, А.И. Субетто), теория музыкальных способностей (Б.А. Асафьев, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Б. Г. Теплов, В.Г. Ражников), концепция музыкально-эстетического воспитания (Б.А. Асафьев, Б. Барток, Д. Б. Кабалевский, 3. Кодай, К. Орф, Б.Л. Яворский).

В процессе исследования использованы методы: изучение отечественной и зарубежной научно-методической, учебной и психолого-педагогической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемыанализ теории и практики подготовки студентов вузов искусств к профессиональной педагогической деятельностиизучение нормативно-правовых документовнаблюдение за деятельностью педагогов и студентов в музыкальных учебных заведенияхопросинтервьютестированиеметод экспертных оценокпедагогический мониторингпедагогический эксперимент (констатирующий и формирующий) — статистическая обработка экспериментальных данных.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выдвинутых положений обеспечены четким определением проблемы, задач и предметной области исследования, последовательной реализацией его методологических и теоретических основ, применением комплекса методов исследования, адекватных целям, задачам и логике.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— определены и теоретически обоснованы научно-дидактические основы проектирования системы формирования готовности студентов вузов искусств к профессионально-педагогической деятельности;

— разработана концептуальная модель педагога-музыканта (выпускника фортепианного отделения вуза искусств) на основе исследования основных видов и задач его профессионально-педагогической деятельности и концепций развивающего обучения, личностно-деятельностного, личностно-ориентированного, системного, контекстного подходов к обучению, теории музыкально-эстетического воспитания и музыкальных способностей;

— впервые разработана комплексная инновационная система формирования готовности выпускника вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности;

— разработан с учетом специфики вуза, комплекс интегрированных образовательных технологий формирования готовности студентов вуза искусств к профессиональной деятельности педагога-музыканта;

— разработана система квалиметрического мониторинга качества педагогической подготовки студентов вуза искусств, позволяющая осуществлять оперативный контроль, оценку и своевременную коррекцию процесса формирования готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности;

— разработана авторская программа формирования готовности студентов вуза искусств к профессионально-педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования:

— результаты исследования апробированы и внедрены в образовательный процесс подготовки студентов фортепианного отделения Воронежской государственной академии искусств, в процесс переподготовки специалистов в системе повышения квалификации (ФПК при ВГАИ, курсы повышения квалификации при Воронежском областном кабинете по учебным заведениям культуры и искусств);

— проведена коррекция содержания учебных дисциплин, осуществляющих педагогическую подготовку специалиста в вузе искусств;

— результаты многолетнего пролонгированного эксперимента подтвердили эффективность и практическое значение спроектированной системы формирования готовности у студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности;

— спроектированная система подготовки студентов фортепианного отделения вуза искусств, разработанный комплекс технологий обучения и диагностико-оценочных средств могут быть успешно применены в профессионально-педагогической подготовке студентов исполнительских специальностей музыкально-учебных заведений разного образовательного уровня — как высшего, так и среднего;

— методические рекомендации и дидактические материалы, разработанные для студентов вуза искусств, могут использоваться педагогами-музыкантами в целях контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) педагогических умений, диагностики уровня сформированности готовности к профессионально-педагогической деятельности своих учащихся, а также могут быть использованы в процессе переподготовки преподавателей музыкальных учебных заведений в системе повышения квалификации;

— разработанные научно-дидактические основы проектирования системы формирования готовности музыканта к профессиональной педагогической деятельности могут быть применены при проектировании системы педагогической подготовки студентов-исполнителей в разных музыкальных учебных заведениях.

На защиту выносятся:

Научно-дидактические основы проектирования системы педагогической подготовки студентов вуза искусств, соответствующие современным общественным требованиям и личностным запросам обучающихсяметодика комплексного проектирования системы формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у студентов вуза искусствсистема образовательных технологий и система оценочно-диагностических средств, обеспечивающих эффективность педагогической подготовки студентов вуза искусствсистема непрерывного квалиметрического мониторинга, позволяющего осуществлять диагностику и оценку качества сформированности педагогических умений у студентов на всех этапах их обучения.

Организация и этапы исследования. Основной экспериментальной базой исследования являлась Воронежская государственная академия искусств (ранее Воронежский государственный институт искусств). Разными видами экспериментальной работы были охвачены студенты 1−5 курсов и преподаватели вуза, слушатели факультета повышения квалификации при ВГАИ (преподаватели музыкальных училищ зоны методического руководства ВГАИ) и курсов повышения квалификации Воронежского областного методического кабинета по учебным заведениям культуры и искусств (преподаватели музыкальных школ города и области), всего более 1200 человек.

Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап (1990 —1994 гг.) — поисково-теоретический. Целью этого этапа было изучение литературы по теме исследования, анализ состояния проблемы, проведение констатирующего эксперимента — изучение и оценка качества процесса формирования педагогических умений у студентов вуза искусств, формулирование цели, гипотезы и задач исследования.

На втором этапе (1994;1996 гг.) проводился анализ внешней деятельности выпускников фортепианного отделения академии искусств, выявлялись недостатки полученной ими в вузе профессионально-педагогической подготовки, несоответствие подготовки требованиям практической деятельности педагога-музыканта, уточнялись некоторые теоретические положения исследования.

На третьем этапе (1996;1999 гг.) — была спроектирована, экспериментально проверена и практически апробирована концептуальная модель педагога-музыканта.

Четвертый этап (1999;2002) — обобщающий результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности. На этом этапе завершился итоговый эксперимент, осуществлялись систематизация и обработка полученных данных, внедрение результатов исследования в образовательный процесс, диагностировались изменения в педагогической подготовке студентов, участвующих в эксперименте, оформлялось диссертационное исследование.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международной конференции «Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века» (Тольятти, 1998), региональной методической конференции «Роль предмета «Фортепиано» в профессиональной подготовке студентов (Курск, 1999), межрегиональной методической конференции «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования в учебных заведениях культуры и искусств (Воронеж, 2000), Международных симпозиумах «Квалиметрия человека и образования: методология и практика» (Москва, 2000, 2002), Международных конференциях «Современные технологии обучения» (Санкт-Петербург, 2001, 2002), Всероссийских научно-практических конференциях «Интеллектуальные информационные системы» Воронеж, 2001, 2002), «Проблемы качества образования» (Уфа-Москва, 2002) научно-методических семинарах кафедры педагогики, методики и общего фортепиано Воронежской государственной академии искусств.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 19 научных работ. В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных в конце диссертации, лично соискателю принадлежит: в [7−15,17,18] — разработка комплексной системы формирования профессионально-педагогической готовности у студентов вуза искусств, в [10] -анализ содержания педагогической подготовки музыканта, в [2,4,194] - исследование проблем оптимизации образовательного процесса в музыкальных учебных заведениях.

ВЫВОДЫ:

1 .В результате анализа состояния педагогической подготовки студентов вуза искусств в свете современных требований к образовательному процессу была выявлена актуальность проблемы повышения качества педагогической подготовки специалиста в высшем учебном заведении искусств и необходимость комплексного проектирования системы педагогической подготовки.

2.Разработана концептуальная модель выпускника фортепианного отделения вуза искусств на основе исследования основных видов и задач профессиональной деятельности педагога-музыканта и на основе теорий развивающего обучения, оптимизации обучения, поэтапного формирования умственных действий, музыкально-эстетического воспитания, личностно-деятельностного, личностно-ориентированного, контекстного, системно-деятельностного подходов к обучению, позволяющая разработать дидактическую модель педагогической подготовки и спроектировать систему формирования готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов вуза искусств.

3.Применение ценностного подхода к конструированию содержания учебной информации, обеспечивающей педагогическую подготовку специалиста в вузе искусств, позволило выявить, что главным фактором значимости учебной информации, который необходимо учитывать при построении учебного курса, является практическая значимость.

4.Реализация системы формирования готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов-музыкантов требует разработки комплекса разнообразных интегрированных технологий, среди которых технологии активного обучения занимают ведущее место.

5.Спроектирована система непрерывного квалиметрического мониторинга качества профессионально-педагогической подготовки студентов в вузе искусств, осуществляемого с помощью специально разработанных фондов диагностико-оценочных средств и контрольно-оценочных мероприятий.

6.Эффективность спроектированной системы формирования у студентов вуза искусств готовности к профессионально-педагогической деятельности подтверждена в ходе экспериментальной работы статистическими исследованиями по критериям: уровень профессионально-педагогической мотивации, компетентности, коммуникативной культуры, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.

7.Разработанные методические рекомендации и дидактические материалы могут быть использованы в процессе обучения студентов вузов искусств, а также в процессе переподготовки педагогов-музыкантов в системе повышения квалификации.

8. Анализ результатов формирования готовности студентов вуза искусств к профессиональной педагогической деятельности показывает, что разработанная модель профессионально-педагогической подготовки музыканта является эффективной и ставит задачу дальнейшего научного поиска подходов к проектированию целостной педагогической подготовки студентов-музыкантов на всем пути их непрерывного профессионально-педагогического маршрута (в среднем и высшем звене образования).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Повышение качества профессионально-педагогической подготовки студентов исполнительских специальностей вуза искусств является одной из актуальных проблем современной музыкально-педагогической науки и практики. Традиционная система подготовки специалиста в вузе искусств, направленная на формирование музыканта-исполнителя, как показывает исследование, не может воспитать выпускника, готового к эффективному выполнению сложных и разнообразных задач, стоящих сегодня перед педагогом-музыкантом. Решение проблемы эффективности подготовки студента в вузе искусств к профессиональной педагогической деятельности возможно только при условии комплексного проектирования системы профессионально-педагогической подготовки, определении критериев готовности выпускников к деятельности педагога-музыканта.

Экспериментальная работа по формированию готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов вуза искусств началась с исследования основных видов и задач деятельности педагога-музыканта, анализа состояния профессиональной подготовки специалистов музыкального образования в высшей школе, изучения научно-педагогической литературы по данной проблеме. Результаты констатирующего эксперимента, который проводился в течение всего пятилетнего периода обучения студентов в вузе искусств, показали низкий уровень педагогических знаний, несформированность педагогических умений, несоответствие полученной в вузе подготовки требованиям современной действительности. Анализ педагогической деятельности выпускников вуза, начавших самостоятельную педагогическую деятельность в различных музыкальных учебных заведениях выявил недостатки в педагогической подготовке бывших студентов. Недостаточный уровень профессиональной подготовки продемонстрировали и преподаватели музыкальных училищ и музыкальных школ, проходившие переподготовку в системе повышения квалификации. Исследования привели к выводу о том, что необходим пересмотр содержания и структуры педагогической подготовки специалиста в вузе искусств.

Проектирование системы профессионально-педагогической подготовки студентов фортепианного отделения вуза искусств началось с построения концептуальной модели педагога-пианиста на основе изучения научной литературы, учебно-нормативных документов и мнений экспертов (высококвалифицированных специалистов музыкального образования). При разработке концептуальной модели был использован системно-деятельностный подход. Были выявлены основные виды педагогической деятельности педагога-музыканта (обучающая воспитывающая, развивающая, пропагандистская и исследовательская) и основные задачи его деятельности. В проектированной системе профессионально-педагогической подготовки специалистов в вузе искусств формирование профессионально-педагогической готовности студентов является главной дидактической целью, основные виды деятельности — промежуточными целями (подцелями), а основные задачи — конкретными целями, для достижения которых разработаны алгоритмы решения. Разработанная дидактическая модель подготовки педагога-музыканта в вузе искусств позволяет определить учебные дисциплины, участвующие в решении задач профессионально-педагогической деятельности музыканта и уровень требований к усвоению учебного материала.

Коррекция содержания учебного курса методики производилась по результатам исследования значимости учебной информации с помощью ценностного подхода к конструированию содержания обучения по четырем установленным признакам.

Была разработана система интегрированных технологий обучения, направленная на формирование у студентов-музыкантов готовности к профессионально-педагогической деятельности.

Спроектированная система непрерывного квалиметрического мониторинга позволила осуществлять диагностику и оценку качества педагогической подготовки студентов в течение всего периода обучения будущих специалистов образования в вузе. В процессе мониторинга использовалась система разработанных диагностико-оценочных средств. Результаты выполнения диагностических заданий трех уровней сложности в курсе методики и данные непрерывного квалиметрического мониторинга являются основанием для выявления уровня сформированности готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов-музыкантов.

Анализ эффективности спроектированной системы педагогической подготовки студентов вуза искусств включал в себя изучение уровней сформированности всех основных компонентов профессионально-педагогической готовности: мотивации, компетентности, коммуникативной культуры, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Результаты экспериментальной работы, подтвержденные статистическими методами исследования, показали положительную динамику развития всех компонентов профессионально-педагогической готовности у студентов экспериментальной группы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для педагогических высших учебных заведений. — 2-е изд., М.: Педагогика, 1990. — 238 с.
  2. Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. — М.: Музыка, 1992. 146 с.
  3. B.C. Основы научной организации педагогическогоконтроля в высшей школе. — М.: Изд-во МИСиС, 1989. 168 с.
  4. Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1991. — 101с.
  5. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1988.-288 с.
  6. Г. Н. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  8. .В. Музыкальная форма как процесс. — Изд. 2-е. — Л.: Музыка, 1971. 376 с.
  9. Л.Ф. Вопросы педагогического мастерства: Методические рекомендации. — МК РСФСР ВГИИ. Воронеж, 1990.-39 с.
  10. Л.Ф., Тарасова Г. К. Программа общего фортепиано для ДШИ. Воронеж: ВГИИ, 1997. — 10 с.
  11. Л.Ф., Тарасова Г. К. Об интенсификации подготовки современного педагога-музыканта // Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века: Тезисы Международной научно-практической конференции. Тольятти, 1998. — С. 20−22.
  12. Л.Ф. Проблема оптимизации процесса обучения в классе общего фортепиано // Роль предмета «Фортепиано» в профессиональной подготовке студентов: Тезисы Региональной методической конференции. Курск, 1999. — С. 5−6.
  13. Л.Ф., Жуковская З. Д. Интеграция технологий обучения в профессиональной подготовке студентов вузов искусств //
  14. Интеллектуальные информационные системы: Труды Всероссийской конференции. — Воронеж, 2001. — С. 72−73.
  15. Л.Ф., Жуковская З. Д. Общекультурная подготовка как важнейший компонент профессиональной подготовки студентов вузов искусств // Интеллектуальные информационные системы: Труды Всероссийской конференции Воронеж. 2001. — С. 84−87.
  16. Л.Ф., Жуковская З. Д., Селигеева И. Р. К проблеме выбора технологий обучения в вузах искусств // Современные технологии обучения: Тезисы 8 Международной конференции. — СПб., 2002. С. 98−99.
  17. Л.Ф., Жуковская З. Д. Технология проектировочно-конструктивной деятельности педагога-музыканта // Современные технологии обучения: Тезисы Международной конференции. — СПб., 2002. С. 97−98.
  18. Л.Ф., Жуковская З. Д. Использование тестов в качестве измерительных средств в профессионально-педагогической подготовке студентов вузов искусств // Квалиметрия в образовании: методология и практика: Материалы Десятого Симпозиума. Т.2.
  19. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 279−283.
  20. Л.Ф., Жуковская З. Д. Проектирование системы профессионально-педагогической подготовки студентов вуза искусств // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2002. -76−78.
  21. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  22. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  23. В.И., Дж. Ван Занворт. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса (подход, ориентированный на цели). Доклад 2 / Изд. 2-е. — М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 79 с.
  24. Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1998. 21 с.
  25. Л. А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1979. — 352 с.
  26. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
  27. В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. — М., 1968. — 32 с.
  28. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. — 304 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 191 с.
  30. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. шк., 1989.- 144 с.
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 1968. 207 с.
  32. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Вопросы психологии. 1978 — № 4.
  33. И.А., Реан А. А. Педагогическая психология. — СПб., 2001.-318 с.
  34. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учебное пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 98 с.
  35. А.А. Понимание и общение. — М.: Знание, 1989. — 63 с.
  36. А.А. Активное обучение в высшей школе:контекстный подход. -М.: Высш. шк., 1991. -207 с.
  37. А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. 1982. — № 3 (39). — С. 130−131.
  38. А.А. Педагогическая технология контекстного обучения в системе непрерывного образования // Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. трудов. М., 1989. — С. 108 121.
  39. Л.П. Оптимизация процесса обучения в вузе. — Киев: Вища школа, 1979 176 с.
  40. Л.Г. О педагогических системах. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1989.- 102 с.
  41. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  42. Л.С. Собр. Соч. в 6 т. М.: ПедагогикаД982. — Т.1 -487с.
  43. Л.С. Психология искусства/ Общ. ред. В. В. Иванова. — М.: Искусство, 1986. 573 с.
  44. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. — Т.1/ Под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — С. 441−470.
  45. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. — № 1.
  46. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978. — 118 с.
  47. В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: Педагогика, 1992. 391 с.
  48. А.А., Юрова Т. В. О работе педагога над учебным репертуаром: Методические рекомендации: на примере класса специального фортепиано ДМШ / МК РСФСР: М, 1986. 43 с.
  49. Р.Е., Сергеев В. М., Чудинов В. Н. Определение содержания обучения на основе программно-целевого подхода // Содержание подготовки специалистов: Сб. тр. М., 1988. — С. 4850.
  50. Р.Е., Сергеев В. М., Чудинов В. Н. Программно-целевой подход как основа для создания системы управления качеством подготовки специалистов // оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. Сб. Горький, 1988. — С. 43−50.
  51. Государственный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 05.09.00 «Инструментальное исполнительство». — М., 1996.- 16 с.
  52. B.C. Комплексные научно-исследовательские работы в педагогике // Советская педагогика. 1973. — № 3. — С.49−58.
  53. М.Б. Квалиметрия качества подготовки специалиста вузов // Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Сб. науч. Трудов 1У Симпозиума. М., 1995. — Кн. 11.— Ч. 111−1У.-С. 57−59.
  54. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972.- 142 с.
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  56. В.В. Связь теорий обобщения с программированным обучением // Исследование мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1966.-443 с.
  57. А.Б. Воспитателю о психологии и психология обучения. М.: Просвещение, 1987. — 205 с.
  58. A.M. Проблема совершенствования познавательной деятельности студентов // Новые методы и средства обучения: Науч. труды. М.: Знание, 1988 — С. 3−10.
  59. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  60. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Д.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 112 с.
  61. Л.Б. Модель контекстного обучения целостной педагогической деятельности (на материале подготовки учителя музыки.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 21 с.
  62. З. Д. Мучник И.Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1976. — 153 с.
  63. З.Д. Комплексное исследование контроля усвоения учебной информации (на материале преподавания курса высшей математики в вузе): Дис.. канд. пед. наук. Л., 1977. -273 с.
  64. З.Д. Методика ценностного подхода к конструированию учебной информации на всех этапах обучения будущего специалиста // Вопросы совершенствования подготовки специалистов в вузе. Волгоград: Изд-во ВПИ, 1984. — С. 148−156.
  65. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — СПб., 1994.-34 с.
  66. З.Д. Управление качеством фундаментальной подготовки инженера в вузе // Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. трудов. — Горький, 1988. — С. 61−70.
  67. З.Д., Лукина З. С. Квалиметрические основы проектирования учебного курса // Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Труды У1 симпозиума. — Кн. 11. —М., 1997. — 4.1 -С. 165−166.
  68. З.Д., Данкова И. Н. Индивидуализированный подход к организации и проектированию технологии самостоятельной работы учащихся // Современные технологии обучения: Материалы У11 Междунар. конф. СПб., 2001. — Ч. 2. — С. 86−87.
  69. И.К., Зорина Л. Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. — М., 1979. -№ 1.-С. 18−23.
  70. В.И. Педагогическое творчество учителя. — Л.: Педагогика, 1987. 187 с.
  71. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  72. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997.-478 с.
  73. И.А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований Государственного образовательного стандарта. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 6 7с.
  74. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович. Л. В. Благонадежиной. -М.: Педагогика, 1972. 495 с.
  75. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практика применения). М.: Педагогика, 1999. —
  76. Г. Л. Научно-педагогические школы: проективный подход. — М.: Педагогика. 1999. — 24 с.
  77. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  78. Использование в учебном процессе высшей школы методов активного обучения: Сб. науч. трудов. — Л., 1990 187 с.
  79. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1981. 194 с.
  80. В.Г., Талалаенко А. Н., Каменецкий М. С., Гарина М. Г. Система программно-целевого управления качеством подготовки специалистов. М.: Изд-во МИСиС, 1990. — 28 с.
  81. П.Ф. Педагогический процесс // Избранные пед. соч. — М.-JL: Педагогика, 1982. 367 с.
  82. Кан-Калик В.А., Никандров В. Б. Педагогическое творчество. М.: Просвещение. 1980. — 128 с.
  83. Н.А. Поэзия педагогики. -М.: Искусство, 1976. — 89 с,
  84. В.В. Методический анализ качества технологий обучения // Квалиметрия человека и образования: Тезисы докл. У симпозиума. -М., 1996.-С.189.
  85. В.В., Громов В. А. Новые технологии обучения. — М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1990. 39 с.
  86. В.В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. -М.-СПб.: Изд-во МИСиС, 1992.- 142 с.
  87. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием: методические рекомендации по разработке. — М.: Государственный комитет СССР по народному образованию, 1989. -32 с.
  88. М. Дж. Ранговые корреляции. — М.: Статистика. 1975. — 216 с.
  89. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995. — 169 с.
  90. Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1982. Т.1. — 656 с.
  91. Концепция общего среднего образования / Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: Просвещение, 1988.-С. 10−11.
  92. В.Е. Психолого-педагогические основы управления процессом обучения в вузе. — Киев Одесса: Вища шк., 1976. — 96 с.
  93. В.А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972. 255 с.
  94. Е.С., Никандров Н. Д., Турбович JI.T. Социально-психологические и педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1971.
  95. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. -149 с.
  96. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 142 с.
  97. Н.В. Педагогическая теория и научный факт // Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе: Сб. науч. тр. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. С. 3−8.
  98. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: высшая школа, 1989. — 167 с.
  99. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985.-32 с.
  100. Н.Б. Контекстное обучение как инновационная технология. — Барнаул: Изд. Алтайского гос. ун-та, 1995. — 120 с.
  101. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул: Изд. Алтайского ун-та, 1994. — 128 с.
  102. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. — М.: Просвещение, 1966.-523 с.
  103. Н.Д. Психология характера. — М.: Просвещение. 1969. — 424 с.
  104. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М.:Высшая школа, 1991. 224 с.
  105. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-575 с.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 20е. — М.: Политиздат. 1977. — 304 с.
  107. А.А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.-Нальчик, 1996. — 96 с.
  108. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  109. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  110. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  111. Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод: Пер. с англ. М.: Мир. 1967. — 144 с.
  112. Н.П. Фортепианные классы Московской консерватории в 60−70 годы прошлого столетия. — М.: Музыка, 1962.-283 с.
  113. В.Г., Тихонычева М. Д., Челышева Т. В. Общекультурное и художественно-педагогическое образование в контексте национальных традиций России. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 22 с.
  114. А.И. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. — СПб.: РПГУД992.— 258 с.
  115. Н.В. Соответствие человека его профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1998.24 с.
  116. А.В. Бела Барток педагог. — М.: Музыка.1985. — 102 с.
  117. А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано: Очерк. -М.: Музыка, 1990. 190 с.
  118. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  119. А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  120. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика. 1875. — 367 с.
  121. В.В. О закономерностях и средствах воздействия музыки. М.: Музыка. 1976. — 253 с.
  122. В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. — М.: Центр содействия духовному, гражданскому и профессиональному становлению личности, 2001. -78 с.
  123. Т.Г. Методологические аспекты управления качеством высшего образования // Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб. Горький, 1988. — С. 17−19.
  124. Методика научно-обоснованного определения содержания обучения по специальности на основе новых квалификационных требований: Метод, указания / Моргунов И. Б., Нерсесов Т. В., Селезнева Н. А., Роменец В. А. -Ч. 1.-М., 1999.- 166 с.
  125. Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. и общ. ред. JI.A. Баренбойма. М.: Советский композитор, 1983. — 399 с.
  126. Музыкальное образование и воспитание: от истоков до современности. Воронеж: ВГПУ, 1997. — 246 с.
  127. Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: Материалы научно-практической конференции 25−29 октября 1994 года. М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. — 108 с.
  128. Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка. 1972.-89 с.
  129. Г. Г. Автобиографические записки. Избранные статьи. Письма к родителям/ Под ред. С. Г. Нейгауза, Д. В. Житомирского, Я. И. Милыитейна. — М.: Советский композитор, 1975. — 528 с.
  130. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. — 5-е изд. — М.: Советский композитор, 1987. — 237 с.
  131. P.M. Психология: В 3 кн. Кн. 2. — М.: Владос, 1998. -608с. — Кн. 3 — М.: Владос, 1999. — 682 с.
  132. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. — М.: Наука, 1970. 206 с.
  133. В.Н. Система развития индивидуального творческого мышления: Итоги и проблемы создания новой технологии обучения. Иваново: Изд-во Иван, энерг. ин-та, 1990. — 60 с.
  134. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общая ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
  135. Я. Факторный анализ: Пер. с польск. — М.: Статистика, 1974.-200 с.
  136. Основы вузовской педагогики / Отв. ред. Н. В. Кузьмина. — JL: Изд-во ЛГУ, 1972.-311 с.
  137. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ. 1986. — 303 с.
  138. В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 509 с.
  139. В.И. Музыкальная психология. — М: Владос, 1997. — 384 с.
  140. С.П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании: Автореф.. канд. искусствоведения. -Новосибирск, 2000. 24 с.
  141. Проблемы психологии образования / Труды Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов. М., 1992. — 20 с.
  142. Проблемы подготовки педагогических кадров в музыкальных вузах / Материалы межвуз. научно-методической конференции. — Тбилиси, 1965.-452 с.
  143. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1994. — 130 с.
  144. Г. П. Формирование музыканта — исполнителя-пианиста. -М.: Музыка, 1956. 158 с.
  145. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: Межвуз. сб. трудов. Вып. 4. — Новосибирск, 1986. -153 с.
  146. В.Г. Теоретические основы педагогического проектирования: Автореф. дис. д-ра пед.наук. СПб., 1996. — 32 с.
  147. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989.-276 с.
  148. В.Г. Резервы музыкальной педагогики, М.: Знание.-96 с.
  149. З.А. Психологические основы профессионального образования. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
  150. В.А. Управление качеством подготовки специалистов. — М.: Изд-во МИСиС, 1983. 43 с.
  151. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: в 2 т. — М.: Педагогика, 1989. т. 1. — 485 с.
  152. Рубинштейн C. J1. Проблемы Общей психологии. — М.: Педагогика, 1976. 414 с.
  153. А .Я. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование. — 1994. № 2. — С. 3037.
  154. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. — 218 с.
  155. Н.А. Актуальные задачи научных исследований в области совершенствования управления качеством высшего образования // Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб. -Горький, 1988.-С. 6−10.
  156. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. — М.: Пед. общество России, 1999. — 430 с.
  157. Г. Б., Лыгина Н. И., Колесникова Н. И., Низовская Е. В. Как проектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 98 с.
  158. М. Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  159. М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1984. 95 с.
  160. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
  161. В.А., Филиппенко И. И. Профессиональная культура учителя. М.: Педагогика, 1993. — 143 с.
  162. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 270 с.
  163. М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. — М.: Музыка, 1990. 320 с.
  164. Совершенствование педагогической подготовки студентов музыкальных вузов исполнительских специальностей: Методич. рекомендации для преподавателей вузов и ср. спец. уч. зав.- М., 1987.-74 с.
  165. Современные проблемы педагогики музыкального вуза: Материалы научно-методической конференции 2−4 ноября 1998 года / Ред.-сост. О. П. Сайгушкина. — Санкт-Петербург: Канон. 1999.- 150 с.
  166. В.М. Стандарты в управлении качеством образования. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1993. — 95 с.
  167. В.М., Кострова Н. Б., Маршевская В. А., Урман П. Н. О возможном методе построения промежуточных (этапных) целей обучения. // Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб. — Горький, 1988. С. 50−55.
  168. В.М., Кострова Н. Б., Маршевская В. А., Урман П. Н. О возможном методе анализа содержания учебных дисциплин // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Сб. науч. тр. Волгоград, 1984. — С. 53−57.
  169. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  170. A.M. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования. Л.: Советский композитор, 1981. — 295 с.
  171. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ./ Под ред. Н. Ф. Талызиной,. Педагргика, 1984.-472 с.
  172. А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы //Квалиметрия человека и образования: Методология и практика: Материалы У11 симпозиума. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста, 1999.
  173. А.И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования. Кострома: Изд-во КГПУ, 1996. -332 с.
  174. В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт.- М.: Педагогика, 1981. Т. 3. — 640 с.
  175. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М: Изд-во МГУ, 1984. 133 с.
  176. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: Изд-во МГУ. 1984. — 343 с.
  177. Г. С. Педагогика в системе музыкального образования: учебное пособие по курсу «педагогика» для студентов муз. вузов / МК РСФСР, ГМПИ им. Гнесиных. М., 1986. — 47 с.
  178. К.В. Онтогенез музыкальных способностей / НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. -173 с.
  179. Тезисы докладов У1 симпозиума. Кн.2. — М.: Исследовательскийцентр проблем качества подготовки специалистов, 1997. Ч. 1. — С.5.9.
  180. Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — 278 с.
  181. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. -316с.
  182. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983. -328 с.
  183. Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: Научно-методический сборник. Вып. 3./ Под ред. А. С. Петелина, Б. Д. Яркина. Воронеж: ВГПУ, 1998. — 52 с.
  184. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 336 с.
  185. Те плов Б. М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. -Т.1. -328 с.
  186. С.А. Проектирование учебного процесса по конкретной дисциплине // Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвуз. сб. Горький: Изд-во ГГУ. 1988. — С. 70−75.
  187. Э.С. Музыкально-педагогическая диагностика и некоторые аспекты подготовки музыканта—педагога в вузе. // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: Межвуз. сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. — вып. 43. М., 1979. — С. 54−73.
  188. Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе: Межвуз. сб. — Горький: Изд-во ГГУ, 1989. — 92 с.
  189. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1974. -Т.1.-584 с.
  190. М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М.: Советский композитор, 1973. — 156 с.
  191. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. = 239 с.
  192. В.Е. Формирование профессионально-педагогической направленности исполнителя в музыкальном вузе: Дис.. канд. искусствоведения. — Д., 1981. 173 с.
  193. Г. Современный факторный анализ. — М.: Статистика, 1972.-488 с.
  194. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.- 175 с.
  195. Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. -М.: Музыка, 1988. -275 с.
  196. М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей: Учебное пособие. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 50 с.
  197. В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1993. — 268 с.
  198. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-209 с.
  199. А.А. Принципы дидактики и их проявление в практике обучения: Методическая разработка по курсу «Педагогика» для студентов муз. вузов / МК РСФСР, ВГИИ. Воронеж, 1992. — 38 с.
  200. Д.Б. Введение в детскую психологию // Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989.
  201. П.М., Эрдниев Б. П. Системность знаний и укрупнение дидактических единиц // Советская педагогика. — 1975. № 7. — С.72−81.
  202. .Л. Воспоминания, статьи: В 2 т. — М.: Музыка, 1978.
  203. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 160 с.
  204. В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М. -СПб.: Логос. 1994. 160 с.
  205. В.А. Психолого-педагогические аспекты управления процессом усвоения знаний // Психология и управление. Л., 1979. -С. 12−20.
  206. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — 2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 349 с.
  207. И.С. Развивающее обучение. — М.: Просвещение, 1979.- 169 с.176
Заполнить форму текущей работой