Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная адаптация сельской молодежи российского региона в студенческой среде: На примере Оренбургской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, сам показатель употребления сохраняется на протяжении обучения приблизительно на одном уровне. Во-вторых, что особенно симптоматично, практически исчезают из числа друзей студентов друзья, употребляющие наркотики постоянно и очень часто, так же как и — очень редко. Одновременно, при сохранении респондентов, не знающих об употреблении друзьями наркотиков (46−52%), растет, хоть… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социальная адаптация сельской молодежи в студенческой среде как социологическая проблема
    • 1. Исследовательские подходы к проблеме социальной адаптации в зарубежной и отечественной науке
    • 2. Теоретические и эмпирические основы исследования социальной адаптации студентов из сельской местности
  • Глава II. Закономерности процесса социальной адаптации сельских жителей Оренбуржья в студенческой среде
    • 1. Основные факторы, тенденции и противоречия социальной адаптации студентов из сельской местности в условиях общественной трансформации
    • 2. Сельские студенты Оренбуржья: проблемы и направления социальной адаптации
    • 3. Проблемы оптимизации процесса социальной адаптации современных студентов из села

Социальная адаптация сельской молодежи российского региона в студенческой среде: На примере Оренбургской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В условиях происходящей в нашей стране радикальной общественной трансформации с особой остротой встает проблема социальной адаптации к переменам как всего российского социума, так и молодежного слоя населения — в особенности. С одной стороны, молодежь является наиболее динамично приспосабливающейся к новым условиям социальной группой. Одновременно, в силу того, что молодежь находится только «в начале жизненного пути», она менее всего защищена от воздействия общественных дисфункций трансформационного процесса. С другой стороны, именно от того, в каких формах и какими темпами происходит нынешняя социальная адаптация молодежи, во многом зависит перспективное состояние российского общества в целом. Поэтому изучение адаптации молодежи к социальным изменениям в современной России является не только важной исследовательской задачей социологии, но и одной из актуальных практико-прикладных проблем общественного развития.

Повышенный интерес вызывает исследование социальной адаптации сельской по происхождению молодежи в студенческой среде по нескольким причинам. Во-первых, студенчество, как известно, является интеллектуальным и культурным авангардом молодого поколения уже в силу того, что в течение нескольких лет «профессионально» занимается повышением своего образовательного уровня.

Во-вторых, социальная адаптация студенческой молодежи происходит на решающем для любого человека этапе жизни, когда формируются мировоззрение и ведущие направления его жизненной позиции, приобретается специальность, закладываются основы социального поведения.

В-третьих, социальная адаптация к происходящим в стране переменам для в недавнем прошлом сельских жителей «накладывается» на адаптацию к городскому образу жизни, радикально меняющему способы жизнедеятельности бывших селян. Обстоятельством, дополнительно осложняющим ситуацию адаптации сельской молодежи в студенческой среде, выступает необходимость социоэтнического приспособления жителей многонациональных российских регионов к нивелирующему в этнокультурном отношении воздействию городов.

Последние два фактора имеют для Оренбургской области особое значение. Оренбуржье, как известно, является одним из самых аграрных регионов России и Приволжского федерального округа. Поэтому значение подготовки специалистов с высшим образованием из числа сельских жителей для социально-экономического развития области трудно переоценить. При этом не вызывает сомнений, что за период реформ шансы выпускников сельских школ на поступление в вузы существенно уменьшились, что привело к резкому сокращению доли студентов — жителей сельской местности.

Оренбургская область, в то же время, является одним из полиэтничных российских регионов, находясь на окраине государства и гранича с суверенной Республикой Казахстан. В условиях многократного возрастания влияния фактора этничности на современное общественно-политическое развитие, особенное значение приобретает и этносоциальная адаптация в студенческой среде выходцев из села, являющихся в Оренбургской области часто представителями нерусских народов.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость исследования проблемы адаптации сельской молодежи Оренбуржья в студенческой среде очевидна. Без ее всестороннего и глубокого анализа невозможно выстроить систему эффективных мер по социальному и социокультурному развитию молодежи в целом, а так же — выработать стратегические и тактические установки, конкретные формы по ее социальной защите. Отсутствие же соответствующей молодежной политики может поставить под угрозу существование всего отечественного общества в целом.

Степень разработанности проблемы. Проблемы социальной адаптации сельской молодежи в студенческой среде носят комплексный, междисциплинарный характер, затрагивают пограничные аспекты различных отраслей обществознания.

В западной науке теоретические основы исследования феномена социальной адаптации были заложены в рамках развития двух направлений: психологического (X. Айзенк, В. Арнольд, JI. Филипс, X. Хартман) и социологического (Д. Дьюи, Ф. Знанецкий, Л. Парк, Т. Тард, Р. Мертон, Т. Парсонс). Значительное количество публикаций в западной социологии имеется по конкретным аспектам адаптации личности и социальных групп к изменениям среды (К. Загульский, Э. Крау, Я. Щепанский и др.).

В отечественной социологии проблемы развития молодежи, как особой социальной группы, в том числе — применительно к современному периоду общественного развития — поднимаются в работах Блинова М. Н., Вишневского Ю. Р., Зборовского Г. Е., Ильинского И. М., Когана Л. Н., Лисовского В. Т. и др.

Специфическим проблемам студенчества как одной из конкретных групп молодежи посвящены многочисленные исследования Багаутдинова A.M., Говако Б. И., Дзугковой М. Г., Курлова А. Б., Хайруллина Ф. Г. и т. д.

Некоторые традиции накоплены в отечественной социологии и в изучении молодежи, проживающей в сельской местности. Здесь необходимо отметить работы Грачева Г. В., Иваненкова С. П., Ильинского Н. М., Колтунова Ю. И., Котова А. Б., Мурзина А. Э. и др.

Различным аспектам социальной адаптации молодежи к новым условиям жизнедеятельности в современной России, в том числе — к новейшим общественным преобразованиям — посвящены работы Быкова С.II., Васильевой Э. П., Габиани А., Гилязетдинова Дж.М., Гришко А., Гулюкина Н. А., Коробова Л. В., Попова В. Г. и др.

С начала 90-х годов в российской социологии наблюдается всплеск интереса к исследованию феномена социальной адаптации. Это привело к формированию нового научного направления — социологии адаптации (J1.B. Корель). Развитие этого направления основано прежде всего на работах М. Г. Анохина, З. А. Даниловой, В. Г. Попова, Л. В. Мартынова, М. А. Шабановой, Ф. С. Файзуллина и др.

Однако специальных работ, посвященных процессу социальной адаптации специфической группы сельской молодежи в особенной по своему характеру студенческой среде, в российской социологии практически нет. Менее всего изучен региональный аспект данной проблемы. Между тем, в условиях радикального преобразования общества, а следовательнопроисходящих существенных изменений в социальных и мировоззренческих ориентация молодежи, рассматриваемая проблема приобретает наибольшую актуальность, не только теоретическую, но и практико-прикладную значимость.

Объектом диссертационного исследования является социальная группа студентов региональных российских вузов — выходцев из сельской местности.

Предметом исследования выступают социальные проблемы процесса адаптации сельской молодежи Оренбуржья в студенческой среде.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей диссертации является исследование социальной адаптации сельской молодежи в студенческой среде (на примере вузов Оренбуржья), выявление базовых тенденций этого процесса и разработка практических мер по его оптимизации.

Поставленная цель обусловила решение следующих исследовательских задач:

1. Разработка теоретических, методологических и методических основ исследования феномена социальной адаптации студентов из сельской местности.

2. Определение и исследование основных тенденций и противоречий процесса социальной адаптации студентов из сельской местности в условиях реформирования российского общества.

3. Выявление и анализ основных закономерностей и специфических особенностей социальной адаптации сельских по происхождению студентов Оренбуржья в вузовской среде.

4. Разработка теоретических проблем и основных направлений по оптимизации процесса социальной адаптации современных студентов из села в вузовской среде.

5. Выработка системы конкретных практических рекомендаций по социальному регулированию процесса адаптации сельской по происхождению молодежи российского региона в условиях современной студенческой среды.

Теоретико-методологической основой исследования являются комплексно использованные положения и принципы позитивистской и марксисткой социологий, структурного функционализма. Использованы достижения классиков западной и отечественной науки в области социологии адаптаций, в том числе — важные теоретические положения, содержащиеся в работах Р. Мертона, Т. Парсонса, П. Штомпки, JI.K. Корель, М. А. Шабановой и др.

Эмпирической базой диссертационного исследования выступают следующие источники:

1. Повторный синхронный анализ результатов социологических исследований социальной адаптации сельской молодежи в период студенческой жизни, осуществленных на материалах Оренбуржья различными коллективами в конце 90-х годов. При этом использованы не только опубликованные материалы, но и результаты, накопленные в отчетах о НИР.

2. Материалы текущей и заархивированной статистики, накопленной в вузах города Оренбурга, а также — государственной статистики, посвященной студенческим проблемам и сосредоточенной в областном статистическом управлении и в Администрации Оренбургской области (особенно — в комитете по молодежной политики).

3. Результаты авторского комплексного социологического исследования среди студентов Оренбургского государственного аграрного университета (выборка составила 558 респондентов). Инструментарий и линейное распределение результатов исследования приведены в приложениях к диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Определены и подробно проанализированы ведущие направления современных отечественных подходов к характеристике сущности адаптационного феномена, показаны их достижения и недостатки, в том числе такие, выделенные автором подходы как: «социально-философский» подход, «социально-психологическая» традиция, «педагогическая» концепция и «социологический метод».

2. Сформулировано определение социальной адаптации, дана авторская характеристика ее структуры и основных элементов. Социальная адаптация рассматривается как системная совокупность разноуровневых, но однонаправленных взаимодействий сознания и поведения социального субъекта (индивида или группы) и внешней, постоянно изменяющейся среды с целью оптимизации их взаимоотношений и установления между ними гармоничного состояния. Социальная адаптация, исходя из этого, является и двусторонним процессом, и группой отношений, и состоянием системы, ее функцией, а также — промежуточным итогом, результатом взаимодействия.

3. Выявлены и типологизированы противоречия процесса социальной адаптации студентов из сельской местности в условиях общественной трансформации. Подробно описаны группы социально-экономических, политических, этносоциальных и непосредственно вузовских противоречий социальной адаптации студентов — выходцев из сельской местности.

В группе социально-экономических противоречий определены: а) противоречие между позитивно-ценностными установками на тот или иной вид деятельности, ту или иную сферу преобразований и реальными желаниями, поведенческими стремлениями в этом участвоватьб) противоречие между позитивными ожиданиями социальных реформ и нереализованностью этих надежд.

В системе политической адаптации выявлена большая, чем у «горожан», неудовлетворенность студентов сельского происхождения своим социально-политическим статусом, возможностью влиять на государственное управление на общенациональном и региональном уровнях.

В структуре этносоциальной адаптации выявлены и изучены противоречия: а) между русскоязычной лингвосредой вузов и этническими навыками речевой деятельности студентов-мигрантов из селаб) между этнической по своей сути культурой студентов-селян и процессом городской, этнически нивелирующей социализации студентовв) между ростом этнополитического сознания нерусских студентов и необходимостью его оптимизации, гармонического сочетания в многонациональном сообществе.

Определено, что в непосредственно студенческой социализации сельских жителей в вузах: главным является противоречие между возрастанием (особенно с учетом социальной дифференциации на селе) стремления сельских жителей к высшему образованию — с одной стороны, с другой — существенным уменьшением возможностей для селян поступить в вуз из-за тотальной его коммерциализации и увеличения разницы в уровне довузовского образования.

4. Определены особенности социальной адаптации сельских по происхождению студентов Оренбуржья в вузовской среде. Доказано, что главным «установочным» фактором социализации студентов из села является система мотивационных ориентации при поступлении в вуз. Выявлены определенные различия в особенностях социальной адаптации к учебному процессу у студентов-гуманитариев и студентов технологических специальностей, а также — особенности приспособления к вузовской образовательной среде студентов, принадлежащих к различным сельским стратификационным группам.

5. Разработаны некоторые теоретические проблемы и предложены конкретные рекомендации по оптимизации процесса социальной адаптации сельских жителей в условиях студенческой среды. Определено, что основными направлениями, на которые должно быть преимущественно ориентировано оптимизирующе-управленческое воздействие являются: v социально-экономическая, политическая-* урбанизационная^' непосредственно «вузовская» и этносоциальная адаптации. Выявлено, что приоритетные задачи оптимизации социальной адаптации выходцев из села в студенческой среде детерминируются по следующим направлениям: программно-управленческое, законодательно-правовое, финансово-экономическое, научно-информационное и образовательно-воспитательное.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем предложены новая концептуальная модель социальной адаптации современной сельской по происхождению молодежи в студенческой среде, разработана система конкретных мер по оптимизации данного процесса.

Полученные теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы при создании и реализации современной молодежной политики на федеральном уровне и в условиях российского региона. Теоретические результаты являются полезными также для последующего научного исследования социальной адаптации молодежи в условиях специфической студенческой среды.

Материалы исследования могут использоваться для преподавательской деятельности, при изучении учебных курсов и отдельных тем общей социологии, социологии управления и социологии адаптаций.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и рекомендации, полученные в диссертации, прошли апробацию в следующих формах: 1) положения диссертации докладывались на международных, российских и областных конференциях в таких городах как Оренбург (2000, 2001, 2002, 2003), Уфа (2002, 2003), Москва (2003) — 2) автором опубликовано.

8статей общим объемом около 5 печатных листов- 3) результаты использовались диссертантом в ходе разработки и реализации курсов «Общая социология», «Социальная работа», «Психологические основы социальной работы» в Оренбургском государственном аграрном университете.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации (без приложений) составляет 162 страницы, библиография включает 310 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование социологического аспекта проблемы социальной адаптации сельской молодежи в студенческой среде позволило прийти в настоящей диссертации к следующим выводам:

1. Проблема социальной адаптации является одной из разработанных и в то же время популярных областей мировой обществоведческой мысли. В западной социологии наибольший теоретический вклад в разработку данного направления внесли Л. Бристолл, Д. Дьюи, Ф. Знанецкий, Л. Парк, Т. Тард, Р. Мертон, Т. Парсонс и т. д. Одновременно значительное количество публикаций, связанных с именами К. Загульского, Э. Крау, Я. Щепанского и др., имеется по конкретным аспектам адаптации личности и социальных групп к изменениям среды. Отдельные отечественные социологи выделяют три основных схематических подхода. Во-первых, это общебиологический подход, где популярны представления о функционировании живого организма в условиях стресса. Во-вторых, это психологический подход, в рамках которого объяснение процессов адаптации ищется в пространстве феноменов, в явлениях внутреннего мира человека, связывающих биологический и социально-культурный полюсы. В третьих, это структурно-функциональный подход, где акцентируются культурные и социальные механизмы процессов адаптации. Другие исследователи, занимающиеся социологическим анализом процессов социальной адаптации, опираясь в основном на ведущие западные психологические работы, считают, что в зарубежной науке выделяются необихевиористская (Х.Айзенк, В. Арнольд, Р. Мейли), интеракционистская (Л.Филипс) и психоаналитическая (Х.Хартман) концепции.

На наш взгляд, ограничиваться лишь анализом известных западных психологических теорий при изучении вклада зарубежной науки в разработку проблем социальной адаптации нельзя. Тем более что именно в классической социологической теории были заложены методические основы исследования сущности механизмов, видового и диахронного разнообразия социальной адаптации применительно к личности и обществу как системе. Наиболее оригинальные социологические концепции социальной адаптации предложены в западной науке Р. Мертоном, Э. Гидденсом, Т.Парсонсом. Как показал наш анализ, Р. Мертон, соглашаясь с «ролевой» характеристикой Э. Гидденса и функциональными установками Т. Парсонса, вводит новый показатель — компенсирующий вектор адаптации, стремящийся к уменьшению силы, либо к — «погашению» конфликта между элементами социальной структуры. При этом Р. Мертон, как известно, выделял два основных типа адаптаций личности: «ритуалистский» и «инновационный», отличающейся друг от друга способами приспособления социумов.

Исследование социальной адаптации в отечественной социологической науке прошло в своем развитии три качественно отличающихся друг от друга этапа. На первом этапе, когда российская обществоведческая наука развивалась в условиях до и раннеинституционального состояния социологии (до середины 20-х годов), в трудах отечественных авторов закладывались основы научного исследования данной проблемы. На втором этапе, начавшемся (середина 60-х годов) с возрождения социологии в Советском Союзе, исследовались отдельные аспекты социальной адаптации как в рамках внутриотраслевого анализа (философия, социология, психология), так и в направлении междисциплинарного подхода. Наконец, на третьем этапе, выделяемом нами с начала 90-х годов, исследование социальной адаптации развернулась так широко и глубоко, что позволяет говорить о формировании отдельной отрасли социологического знания — социологии адаптаций. В сущностном значении особенностями современного этапа развития социологического исследования адаптаций в отечественной науке являются, на наш взгляд, следующие положения: 1) многократное увеличение количества и направлений исследования социальной адаптации- 2) приоритетное внимание изучению трансформационного аспекта адаптаций, т. е. адаптаций в условиях динамичного реформирования- 3) анализ в основном результатов процесса адаптации и адаптационного поведения, недостаточное внимание функциональным, процессуальным и интериоризационным (внутренним) характеристикам социальной адаптации- 4) преобладание в анализе социально-экономических, миграционных и мотивационных по отношению к труду аспектов адаптации в ущерб изучению социально-культурной, духовно-образовательной адаптации к новым условиям- 5) интенсивное освоение западной концептуальной парадигмы адаптационного феномена, попытки применения идей ведущих зарубежных социологов (Т.Парсонс, Р. Мертон и др.) для эмпирического изучения социальной адаптации в современном российском обществе.

Анализ многочисленных и разнообразных определений сущности и структурных элементов социальной адаптации в отечественной науке позволяет выделить условно следующие основные подходы: «социально-философский» подход, «социально-психологическая традиция», «педагогическая» концепция и «социологический метод». Каждый из вышеназванных подходов включает в себя различные концептуальные модели оценки социальной адаптации, между «предметными» направлениями существуют и «пограничные» характеристики. Но в целом «дисциплинарные» (отраслевые) различия в оценке социальной адаптации детеменируются все же довольно четко.

2. Изучение различных подходов к определению социальной адаптации и авторские теоретические разработки позволили следующим образом охарактеризовать ее сущность: социальная адаптация представляет собой системную совокупность разноуровневых, но однонаправленных взаимодействий сознания и поведения социального субъекта (индивида или группы) и внешней, постоянно изменяющейся среды с целью установления между ними гармоничного состояния и оптимизации разсогласованных взаимоотношений. Исходя из этого социальная адаптация является и двусторонним процессом, и группой отношений, и состоянием системы, ее функцией, а также — промежуточным итогом, результатом взаимодействия.

В отечественной литературе существуют различные подходы к выделению видов, форм и типов социальной адаптации. Л. В. Корель и З. А. Данилова предполагают рассматривать адаптацию «в широком» и «узком» смысле слова. А. А. Ширяева выделяет виды социальной адаптации в соответствии с формами общественного сознания, которые возникают и изменяются вместе с обществом: религиозная, моральная, социально-политическая, социально-правовая, социально-культурная, социально-экономическая адаптация. Некоторые социологи (Л.Т.Волчкова и В.Н.Минина) считают необходимым выделение трех уровней социальной адаптации: общественного, коллективного (группового) и индивидуального. Существуют также типологизации социальной адаптации, выделяющие позитивный и негативный ее виды (Е.Балабанова), а также — на основе двух особых признаков: добровольности (вынужденности) и прогрессивности (регрессивности) (М.Шабанова).

Анализ литературы показал, что в социологической литературе недостаточно пока рассматривается следующий важнейший теоретический аспект проблемы социальной адаптации как ее региональная специфика. Конечно, социальной адаптации как сложному и многоуровневому феномену свойственны общие закономерности реализации для всех или большинства акторов и во всех или большинстве случаев. Однако, несомненно и то, что для тех или иных субъектов адаптации существуют специфические особенности, детерминируемые как социальным статусом самих акторов, так и конкретной социальной ситуацией.

3. В современных условиях первой наиболее значительной группой факторов социальной адаптации в транформирующемся обществе являются радикально изменяющиеся социально-экономические и политические условия развития общества. Большая часть молодых людей все же адаптируется к рыночному механизму, привнося в сам социум энергичность, новаторство, инновационность и социальную активность, изначально свойственные молодому поколению. Даже если проследить динамику самоидентификации по основным периодам процесса трансформации, свыше 40% респондентов из числа молодежи Оренбуржья считают, что жизнь ежегодно улучшается, около 27% - остается прежней, и только 15% -ухудшается. Причем сельская молодежь ненамного «пессимистичнее» (город — 42%, село — 40%) в оценках преобразований, чем городская. Данные по Оренбуржью, при этом, хорошо коррелируют с результатами по другим российским регионам.

В целом, уже на материалах анализа первой (социально-экономические преобразования) группы факторов современной социальной адаптации студенческой молодежи хорошо прослеживается следующий узел противоречий данного процесса: противоречие между позитивно-ценностными установками на тот или иной вид деятельности, ту или иную сферу преобразований и реальными желаниями, поведенческими стремлениями в этом участвовать.

Вторая группа противоречий современной социальной адаптации студенчества к современному социально-экономическому развитию страны (это противоречие свойственно и для других факторов адаптации, в т. ч. -политического): противоречие между позитивными ожиданиями социальных реформ и негативными их последствиями. Ожидается материальное благополучие, профессиональная карьера, обретение жилья, личного автомобиля и т. д., а получается часто понижение материально-финансового состояния, безработица или карьерный застой, отсутствие на долгие годы жилья, без каких-либо видимых перспектив и т. д.

Современная трансформация, как известно, предполагает наряду с радикальным преобразованием социально-экономической системы российского общества, коренную реформу политического процесса. Поэтому важнейшим направлением адаптации молодежи является ее политическая адаптация. Это тем более важно, что при переходе из «сельского» состояния в «студенческое» у молодежи многократно возрастают политические амбиции. Как показывают результаты некоторых исследований, например, если в среде сельской молодежи на первом месте стоят социально-экономические проблемы (уровень зарплаты, социальный комфорт), то студенческая молодежь наряду с данными критериями «традиционно» ставит проблему социального статуса: неудовлетворенность малыми возможностями влиять на управление как в общенациональном, так и в региональном уровнях у студенчества в 3−4 раза выше, чем у их сельских сверстников.

Важнейший фактор и направление социальной адаптации сельского по происхождению студенчества в современных условиях представляет собой этносоциальная социализация в условиях «нивелирующей» в этнокультурном смысле городской среды. Данная группа факторов как бы «примыкает» к политической социализации потому, что под воздействием современного бурного роста массового этнонационального сознания, возникновения многочисленных национальных объединений и даже партий, общего возрождения этносоциальных ценностей, данная сфера жизни многократно политизируется. Таким образом, возрастает значение этнополитических факторов молодежного экстремизма из-за того, что в массовом сознании молодежи растет удельный вес национально-патриотических и близких к ним националистических ориентаций.

В системе этносоциальной адаптации формируются следующие противоречия: во-первых, это противоречие между русскоязычной лингвосредой вузов и этническими навыками речевой деятельности студентов-мигрантов из села. Во-вторых, это противоречие между этнической по своей сути культурой студентов-селян и процессом городской, этнически нивелированной социализации студентов. В-третьих, это противоречие между ростом этнополитического сознания нерусских студентов и необходимостью его оптимизации, гармонического сочетания в многонациональном сообществе.

В непосредственно «студенческой» адаптации налицо следующее противоречие студенческой социализации сельских жителей в вузах: возрастание (особенно с учетом социальной дифференциации на селе) стремления сельских жителей к высшему образованию и в количественном, и в качественном смыслах — с одной стороны, с другой — существенное уменьшение возможностей для селян поступить в вуз из-за тотальной его коммерциализации и увеличения разницы в уровне довузовского образования.

Существенным показателем социальной адаптации студенческой молодежи в условиях вузовского образования и быта является структура, а самое главное — показатели эволюции трудностей переживаемых студентами «новобранцами» по мере их «курсового взросления».

На первом курсе особенно актуальны проблемы психологической и материальной неподготовленности молодежи к новым условиям деятельности. Первые проявляются в ощущении перегруженности занятиями и объемом заданий, которые даются для подготовки, неподготовленность студентов первых курсов к новым условиям деятельности проявляется также в неумении длительно и эффективно работать в библиотеках с научной литературой, что имеет особое значение для студентов гуманитарных факультетов.

Для достаточно большого количества студентов труден переход к академической форме общения с преподавательским составом (в отличие от знакомой уже назидательно-учительской). Все эти сложности и характеризуют знакомство с нормами и требованиями иного социального слоя и «примеривание» их к себе. Данный опыт усиливает интерес к вопросу о верности избранной специальности и вуза, что опять-таки приводит к поискам смысла обучения и самоопределения в жизни.

Помимо этих трудностей существуют также и трудности, связанные с материальной неприспособленностью многих студентов к условиям самостоятельной жизни.

4. Главным «установочным» фактором будущей социализации студентов из села является система мотивационных ориентации при поступлении в вуз. Так как и в других российских регионах, оренбургские студенты демонстрируют наивысший всплеск мотивационной активности в двух вариантах ответов: «личное призвание» и «высокооплачиваемая работа». Причем и у «сельских», и у «городских» студентов тенденция общая, отличающаяся лишь степенью выраженности мотивационных установок.

Различия между приведенными группами студентов скорее всего определяются именно их «сельско-городским» характером происхождения. Например, у «городских» студентов «пики» основных мотивационных установок более выражены, т. е. противоречие между профессиональной и статусной мотивациями более сильное, нежели у «селян». В то же время, для сельских абитуриентов, ввиду их худшего материального положения, немаловажное значение имеет бесплатность образования, хотя для «горожан» существенной роли оно не играет.

Важным показателем социальной адаптации выступает оценка качества учебного процесса и проблем, возникающих непосредственно при получении образования. Именно от того в какой степени тот или иной студент осознал значимость ведущих образовательных проблем зависят направления и эффективность их преодоления, а следовательно — смысл окончательной адаптации к процессу получения образования.

Студенты ОГАУ-гуманитарии (юристы, социальные работники) больше всего испытывают трудности из-за недостаточной обеспеченности учебно-методической литературой, что видимо обуславливается как относительно «молодой» для нашей страны сущностью этих дисциплин, так и совершенно «новым» их характером для нашего вуза. Одновременно гуманитарии значительно меньше студентов других специальностей недовольны слабой ориентацией преподавателей на новые научные веяния и оторванностью от современных задач в избранной отрасли. «Низкие» показатели у гуманитариев по оценке «некомпетентность преподавателей» .

Анализ самооценки материального состояния студентов по результатам нашего исследования показывает, что в течение всего учебного периода для основной массы оно радикально не изменяется, если не считать некоторого улучшения к последнему курсу обучения. При этом у большинства (40,6%) денег хватает только на то, чтобы нормально питаться и одеваться, но дорогие вещи им не по карману. У 23,5% респондентов денег хватает на питание и недорогую одежду, у 16,6 — денег хватает и на хорошую одежду и на некоторые вещи длительного пользования, а очень дорогие вещи (видеотехника, компьютер) не по карману. Одновременно 7,2% опрошенных показали, что едва сводят концы с концами. На другом «полюсе» материального благосостояния находятся 6,8% респондентов, которые могут позволить себе некоторые достаточно дорогие вещи, но покупка автомобиля или отдых за рубежом им недоступны. Наконец, в ходе нашего опроса были обнаружены и студенты — «мажоры» (1,08%), которые ответили, что могут позволить себе автомобиль и отдых за рубежом, но покупка собственной квартиры является для них проблемой.

Особое место в системе социальной адаптации бывших сельских жителей в студенческой среде занимают проблемы девиантного поведения в связи с тем, что оно является одним из самых негативных проявлений социализации молодежи в городской среде, хотя и в сельской местности распространение таких «актуальных» на сегодняшний день социальных бед (наркомания, алкоголизм, проституция и т. д.) стало довольно широким. Однако именно современный городской образ жизни стал олицетворением распространения таких социальных болезней, как наркомания и проституция и, поэтому, воспринимается как «издержки» жизни в современном городе.

К выявлению очень интересной тенденции (конечно данный вывод требует подтверждения результатами других исследований) приводит анализ распространения употребления наркотиков от младших к старшим курсам.

Во-первых, сам показатель употребления сохраняется на протяжении обучения приблизительно на одном уровне. Во-вторых, что особенно симптоматично, практически исчезают из числа друзей студентов друзья, употребляющие наркотики постоянно и очень часто, так же как и — очень редко. Одновременно, при сохранении респондентов, не знающих об употреблении друзьями наркотиков (46−52%), растет, хоть и не очень сильно число людей, друзья которых употребляют наркотики просто часто или просто редко. Такой разброс ответов связан, скорее всего, с тем, что так сказать «хронические» наркоманы среди студентов уже не встречаются, они либо уходят «на дно» обществалибо с ними перестают общаться студенты. В тот же время растет число студентов, употребляющих наркотики «время от времени». Тревожно только то, что одновременно исчезает группа студентов, никогда не употреблявших наркотики, т. е. в городских условиях «наркотическая социализация» студентов становится все более неизбежной.

Очень важен, для оценки уровня адаптированности нынешних студентов к современным социально-экономическим условиям, анализ самооценки приспособления родителей к современным народохозяйственным реформам. По всему опрашиваемому массиву студентов около 70% ответивших считают, что их родителям удалось адаптироваться к реформам (19,8% - однозначно и 48,2% - «скорее да»). Одновременно более одной пятой (21,7%) считают, что их родители не смогли приспособиться к новым экономическим условиям, причем 3,4% из них — однозначно «нет» .

5. Исследование социологических основ оптимизации социальной адаптации позволило определить, что оно является способом и процессом регулирования при котором все функции и основные этапы адаптации протекают максимально «взаимовыгодно» для адаптирующей и адаптируемой систем, без массового взаимоуничтожения доминирующих признаков и всевозможных социальных коллизий.

На наш взгляд, выделяются следующие направления на которые должно быть преимущественно ориентировано оптимизирующе-управленческое воздействие: социально-экономическая адаптация, политическая адаптация, сельско-городская адаптация, вузовская адаптация и социоэтническая адаптация.

Социально-экономическая адаптация предполагает необходимость приспособления к рыночным условиям общественной жизни, приобретения навыков функционирования бывших сельских жителей в более «маркетизированном» городском социальном пространстве. Важнейшим аспектом данного направления адаптации является выработка механизмов «выживания», «добывания» средств к существованию в условиях многократного возрастания стоимости жизни, мизерного значения стипендии.

Непосредственным продолжением современной социально-экономической адаптации является политическая социализация студенчества, во многом определяемая отношением к характеру осуществляемых реформ и к политическим силам (партиям, группировкам, корпорациям и т. д.), выражающим то или иное направление тот или иной темп социальной трансформации.

Сельско-городская социальная адаптация вызвана в первую очередь особенностями городского образа жизни, приспособленность к которому вызывает у бывших селян особые трудности в первые годы жизни. Городской образ жизни задает особый его ритм, большую концентрацию населения, транспорта.

Непосредственно вузовская социализация бывшей в недавнем прошлом сельской молодежи связана с приспособлением прежде всего к студенческому образу жизни, подчиненному в основном процессу интенсивного усвоения знаний, к соответствующему распорядку дня, ритму жизни, особому социальному сообществу молодых людей-интеллектуалов.

Социоэтническая адаптация наиболее актуальна для многонациональных регионов России, где сельское население расселено в основном в моноэтничных поселениях, а города представляют собой своего рода «плавильные котлы» («melting poot») различных этнических групп. Для нерусского по этническому происхождению молодого человека при даже таком «временном» переезде в город для получения образования, социальная адаптация сопряжена с необходимостью приспособления в языковом и культурном значении.

Оптимизация социальной адаптации, как уже отмечалось выше, представляет собой процесс социального регулирования, а следовательно, предполагает в ходе осуществления, доминирующие направления деятельности. Приоритетные задачи оптимизации социальной адаптации выходцев из села в студенческой среде наиболее четко, по мнению автора, детерминируются по следующим направлениям: программно-управленческое, законодательно-правовое, финансово-экономическое, научно-информационное и образовательно-воспитательное. Естественно, что приведенная структуризация основных направлений оптимизации социальной адаптации является в значительной степени условной, т.к. все приоритетные задачи часто «накладываются» друг на друга, сильно взаимосвязаны, переплетаются. Тем более что «во исполнение» каждого из выделенных нами направлений появляется необходимость, например, правовой основы или финансово-экономического обеспечения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь /Пер. с англ. М.: ОАО «Экономика», 1999. — 428с.
  2. Е.М. Как россияне приноравливаются к рынку и что из этого получается /Российская Федерация. Общественно-политический журнал. -1995.-№ 19.-С.50−52.
  3. Е.М. Адаптация к рынку: успехи и провалы. М., 1998.
  4. Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М., 1998.- 229 с.
  5. Адаптация человека к рынку (материалы круглого стола) /Экономист. -1995.-№б.
  6. В.В. Мигранты в Оренбуржье: проблемы социальной адаптации. -Оренбург, 2002.-164 с.
  7. В.В. Оренбургская область: Модель этнологического мониторинга. -М., 1997. -С. 18.
  8. М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость: теоретико-прикладной анализ. -М.: Информат, 1996.- 305 с.
  9. П.В. Четыре типа адаптации к рынку труда и перспективы социального расслоения в России /Социологический журнал. 1996. — № 3−4 -С. 218−226.
  10. Ю.Антонов Н. А. Можно ли управлять социальными процессами /Социс, 1998, № 3.
  11. П.Арин О. Россия в стратегическом капкане. М.: Флинта, 1997. -284с.
  12. Р. Этапы развития социологической мысли. /Под. ред. П. С. Гуревича. -М., 1993.-606с.
  13. З.Бабочкин П. И. Проблемы становления специалистов в высшей школе. М., 1997.
  14. М.Багаутдинов А. Н. Формирование нравственной культуры студенчества социально-философский анализ: Дис. канд. фил. наук. Уфа, 1997. — 97с.
  15. Н.Г. Высшая техническая школа в пространстве культуры. -М., 1996.-С. 19−20.
  16. А.А., Кабакович Т. А., Насибуллин Р. Т., Хайруллин Ф. Г. Молодёжь в кризисном социуме. М., 1998.-с. 104.
  17. О.В., МехтиевТ.С. Изучение формирования ценностных ориентаций студентов гуманитарного вуза /проблемы молодёжной политики: поиски, открытия, перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград. 2000, 4.1. С.68−69.
  18. Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм как форма адаптации к социально-экономическим условиям. /Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России. М., 1999. С. 31 -32.
  19. Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной адаптации». /Социс, 1999, № 4, С.26−30.
  20. Э.Т. Социализация или деградация: противоречия культурных контекстов /проблемы молодёжной политики: поиски, открытия, перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград. 2000, 4.1. С. 68−69.
  21. С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦ консорциума «Социальное здоровье России», 1994. -221с.
  22. JI.A. Россия перед историческим выбором /Свободная мысль. -1993. -№ 15. -С.56−66.
  23. Беляева J1.A. Социальная модернизация в России в конце XX века. М., 1997.-173 с.
  24. Беляева J1.A. Средний слой российского общества: проблемы обретения социального статуса /Социс. 1993. -№ 10. — С. 13−22.
  25. Беляева J1.A. Стратегия выживания, адаптации, преуспевания /Социс. -2002. -№ 6. С. 45.
  26. JT. Общая теория систем: критический обзор /Исследования по общей теории систем. М., 1969. — С.23−82.
  27. И.Ю. Ведущие социальные субъекты общего среднего образования: проблемы взаимодействия и путей их оптимизации: Дисс. канд. соц. наук. М., 1999. — 97с.
  28. Н.И., Сергеев В. М. между дуализмом и соборностью (Проблема и механизмы социальной интеграции в современном обществе) /общественные науки и современность. М., 1998, № 4.- С.61−74.
  29. Е.А., Вавилина Н. Д., Вальский А. Н. Социальное самочувствие молодёжи (По материалам социологического опроса) Новосибирск, 1995. -28с.
  30. Болыной толковый социологический словарь (Collins) т.1 М. 1999. -С. 17.
  31. ЗЬБондаренко Н. И. Методология системного подхода к решению проблем: история, теория, практика. СПб., 1997. 338с.
  32. А.О., Скворцов Н. Г. Этнос и личность. /Человек в зеркале наук. Вып.2. Спб.: СПУ, 1993.
  33. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб.: Лениздат, 1992. — 144с.
  34. П. Социальное пространство и генезис «классов» /Социология политики. М., 1993. — С.72.
  35. С.А. наркомания среди молодёжи как показатель дезадаптированности /Социологические исследования. 2000. -№ 4. С.48−52.
  36. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1998. — 336с.
  37. П.А. Европейское исследование ценностей. /Исследование сознания и ценностного мира советских людей в период перестройки общества: Сб.статей. М.: институт социологии, 1990. -С.48−60.
  38. В.П. Социальные проблемы современного этапа реформ: социологический анализ. /Социс, 1997. № 3.
  39. Ю.А. Место и роль России в современной системе моделей социально-экономического и политического развития /куда идёт Россия?., трансформация социальной сферы и социальная политика. /Под общ.ред. Т. Н. Заславской. М.: Дело, 1998. -384с.
  40. М. Основные понятия стратификации /Социс, 1994, № 5. -С. 154.
  41. В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. -Владивосток, 1998.
  42. В.Д. Многопартийность в России: реальность или утопия? /Вестник СПбГУ. Сер.6 Вып.2 (13). СПб, 1993. -С.37−48.
  43. В.Д. О факторах политической стабильности общества. /Вестник СПбГУ. 1994. Сер.6. -Вып.2(13). -С.65−73.
  44. В.Д., Костин Р. А. социальные проблемы этнополитической адаптации вынужденных мигрантов /Вестник СПУ. Вып.2. Серия б. ж
  45. Э.М. Социология региона. Оренбург, 2000.
  46. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Автореф. дисс канд. психол. наук. -СПб., 1994.
  47. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов /Социологические исследования. 1997. № 10. С.56−68.
  48. О.А. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода (социология управления): Автореф. дисс. канд. социол. наук. -М., 1994.
  49. Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А., Социология молодёжи. Ростов на Дону. 2001.
  50. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология. М.: Гардарика, 1998. -428с.
  51. Л.Т., Минина В. П. Диагностика малообеспеченности /Человек в социальных переменах. /Под. ред. В. Д. Виноградова, Н. А. Андреева. СПб., 1996. С.28−40.
  52. JI.T., Минина В. Н. Механизм социальной адаптации к экономическим реформам /Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. Вып.4. — СПб: Петрополис, 1995. — С.81−90.
  53. В., Фомин Э. Типологические критерии бедности. /Социологический журнал. -1995. -№ 2.
  54. Н.Е. приватизация: мифы и реальность /Социс. 1998. -№ 11. -С.45−49.
  55. Высшие учебные заведения на начало 2002/2003 уч.года. Облкомстат. Оренбург, 2002.-15с.
  56. P.P. Многонациональный город: этносоциологические очерки. Уфа, 1996.
  57. P.P. Многонациональный город как объект социологического исследования и социального регулирования. Дисс. докт. соц. наук. М., 1997. -С.214.
  58. Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации /Социс. -№ 11.1995. -С.63−67.
  59. А.Б. Проблема адаптации. Ист.-крит.исследование. Л.: Наука, 1974.-147с.
  60. В.И. Хорош ли работник из студента. /ЭКО, 1998. № 10, С. 130.
  61. Э. Современность и самоидентичность /Социальные и гуманитарные науки. РЖ «Социология». Cep. l 1. 1994. -№ 2. -С. 14−27.
  62. Э. Социология. М., 1999.-c.91, 107.
  63. З.Т., Игитханян Е. Д., Казаринова И. В. маргинальный сдой: феномен социальной самоидентификкации /Социс, 1996. -№ 8.-С.12−17.
  64. .В., Косова Л. Б. Высокостатусные группы: штрихи к социальному портрету /Социс, 1996.-№ 1. -С.45−51.
  65. Н.В. О рынке труда выпускников вузов /Социс. -1997. -№ 3. -С.105−112.
  66. JI. Социальная адаптация к современным условиям /Социс. -1994. -№ 8−9. -С.3−13.
  67. JI.A. Область возможного: варианты социально-политического развития России и способность российского общества переносить тяготы переходного периода.-М., 1995 .-192с.
  68. Гордон J1.A. Социальная адаптация в условиях кризиса переходного периода /Экономические и социальные перемены: мониторинг ВЦИОМ. -1994.-№ 2.-С. 12−16.
  69. Л.А., Головачёв Б. В. Критерии бедности в современной России (Экономические и социальные перемены: Мониторинг ВЦИОМ. -1994. -№ 6. -С Л 1−14.
  70. Л.И., Иванова Ж. Г. Проблемы социальной адаптации студенческой молодёжи из села в условиях города /Сельская молодёжь Башкортостана: ценности, проблемы, перспективы. Уфа. 1997. -С. 12.
  71. Г. В. Формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи в сфере образования: Дисс. канд. соц. наук. -М., 1999.-97с.
  72. И.А., Мацкевич А. Ю., Семёнов В. А. Западная теоретическая социология. СПб.: Ольга, 1996. -286с.
  73. Н.А. Тестовые технологии в системе интенсивной адаптации первокурсника: (на примере курса математики технического университета): Дисс. канд. пед. наук. -Новосибирск, 1999. -91с.
  74. Л., Бондаренко Л., социальная адаптация в условиях безработицы /мировая экономика и международные отношения. -М. -1995. -№ 10.1. С.102−107.
  75. В.П. Социальное государство: тупик или возможность обновления /Куда идёт Россия?. Трансформация социальной сферы и социальная политика.-М.: Дело, 1998.
  76. З.А. Социальная адаптация населения в условиях кризиса (региональный аспект). Дисс. докт. соц. наук. -СПб., 1999. -338с.
  77. Р. Элементы теории социального конфликта /Социс, 1994. -№ 5.
  78. И.Ф. Мертоновский корректив к парсоновской версии структурного функционализма /Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. -М., 1994.
  79. А. Адаптация молодёжи к социальным изменениям /Социальные изменения в России и молодёжь. М., 1997. -С.5−8.
  80. И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности /Вестник СПУ. -1996. -№ 6. -С.59−68.
  81. М.Г. Психические новообразования студенческого возраста: Автореф. дисс. канд. фил. наук. -М., 1999. -42с.
  82. И.С., Авраамова Е. М. Адаптация населения и элит (Институциоанальные предпосылки) /ОНиС. -1997. -№ 1. -С.24−33.
  83. ДичевТ.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека: (Методол.-соц.аспекты).-М.: Медицина, 1976.-С.23.
  84. И.И., Давыденко В. А. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические подходы /Социс, 1996. -№ 6. -С. 120−125.
  85. О.Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности (Социс, 1995. -№ 6. -С.110−119.
  86. Г. С. Социально-психологическая адаптация молодых офицеров:.Автореф. дисс. канд. психол. наук. -СПб., 1995.
  87. Э. Самоубийство: социологический этюд. -М., 1994. -399с.
  88. В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. -СПб.: Петрополис, 1994.-144с.
  89. В.Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: Очерки методологии. -2-е изд., испр., и доп. -СПб.: Изд-во СПУ, 1999. -296с.
  90. Г. С. Социальное самочувствие молодёжи. /Молодёжь-97: надежды и разочарования.-М.: Социум, 1997.-С. 137−142.
  91. Л.Д. Реализация нравственных потребностей как фактор социальной адаптации личности /Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности.-Барнаул, 1984.
  92. Ж. Коэнен-Хуттер. Актуальные проблемы социологии и их развитие /Социс. -1998. -№ 6. -С. 130−133.
  93. А.И. Социологическая концепция конфликта /Социс. -1994. -№ 4. -С. 140−144.
  94. Т.Н. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики. /Куда идет Россия?., трансформация социальной сферы и социальная политика /Под общей ред. Т. Н. Заславской. -М.: Дело, 1998. -384с.
  95. Т.Н. Трансформация социальной структуры российскогообщества, /куда идёт Россия?., социальная трансформация постсоветского пространства /Под общей ред. Т. И. Заславской. -М.: Аспект Пресс, 1996. -384с.
  96. Т.И. Социальная структура современного российского общества /ОНиС, 1997. -№ 2.
  97. Г. Е., Орлов Г. П. Социология. -М.: Интерпракс, 1995. -С.32.
  98. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. -М.: Аспект Пресс, 1995. -319с.
  99. В.Н. Изменения в уровне жизни и адаптация семей к новым экономическим условиям: Автореф. дисс. канд. экон. наук. -М., 1995.
  100. Р.А., Келасьев В. Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации: Учебное пособие. -СПб: Изд-во СПУ, 1997. -140с.
  101. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности /Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М.: Наука, 1979. -С.219−232.
  102. В.А. Человек и агропромышленная интеграция. -Саратов, 1991. -184с.
  103. Г. М. Молодёжь как ресурс национального развития /"Вертикаль" вестник молодой науки Урала. -Оренбург, 1999. -№ 1(8). С. З-8.
  104. В. Социальные технологии в современном мире. М. «Славянский диалог». 1996.-334с.
  105. О.И. общественное мнение как фактор трансформации социальных систем, /проблемы теоретической социологии. Вып.2. Сб. статей /Под ред. Бороноева А. О. -СПб., 1996. -С. 128−134.
  106. О.И. Социальная напряжённость: основные показатели, методы, выявления и измерения. /Теория и практика экономических реформ. СПб., 1994, с.215−228.
  107. С.Н. Социология молодёжи (проблемы воспитания духовного облика). -JI., 1985. -32с.
  108. В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества. 1917−1996. -Сыктывкар. -1996. -349с.
  109. С.П. Социализация молодёжи в современных условиях: Дисс. докт. фил. наук -М., -1999. -242с.
  110. Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е изд. -М.: издательская корпорация «Логос», 1998.-280с.
  111. История социологии в Западной Европе и США. -М.: Норма-Инфра, 1999.-563с.
  112. И. Цивилизация и адаптация. Пер. с болг. -М.: Прогресс, 1984. -240с.
  113. Н.В., Лукьянова М.И, Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодёжи в кризисных ситуациях /психологическая наука и образование.-2000. -№ 3 С. 17−25.
  114. А.Н., Кравченко А. И. Популярная социология. М., 1991. -С.87.
  115. В.Н., Зобов Р. А., Шаров А. Н. Человек и реформа: драма взаимодействия: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПГУ, 1999.
  116. С.В. Адаптация личности как социальное явление. (Социально-философский аспект): Автореф. дисс. канд. филос. Наук. -Л., 1978.
  117. С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (80−90-е годы) /Социс, 1995. -№ 1. -С.59−72.
  118. С.Г., Дунаевский Л. В. Новые предприниматели и старая культура/Социс, 1993.-№ 5.
  119. А.В. В фокусе общечеловеческих проблем. -Л.: Лениздат, 1989. -158с.
  120. В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. -М.: Правда, 1990. -6662с.
  121. Н.Н. Крестьянский сын: опыт исследования биографии /Социс. 1997. № 6. С.112−123.
  122. Ю.И. Форма жизнедеятельности сельских жителей как объект аграрной политики государства: Дисс. канд. соц. наук -Тюмень, 1997. -103с.
  123. Кон И. С. Психология ранней юности. -М., 1989. -255с.
  124. JI.B. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики: Науч. докл. докт. соц. наук. -Новосибирск, 1998. -69с.
  125. Л.В. Женщины и рынок: социальные угрозы и факторы риска. /Общество и экономика. 1995, № 5, с.87−101.
  126. Л.В. Классификация адаптации. Словарь основных понятий: Препринт.-Новосибирск, 1995.
  127. Л.В. Социальная адаптация населения Сибири к рынку. /Социс, 1993.-№ 11.
  128. Л.В. Социальная адаптация. Этюды апологии. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997, -158с.
  129. Л.В. Генезис и механизм адаптации в постсоциалистической России: теоретико-методологический подход /Социальная траектория реформируемой России. Новосибирск, 1999, -С.212.
  130. Р.А. Миграция: современные проблемы Российской Федерации. /Под ред. Бороноева А. О. -СПб, 1997. -137с.
  131. Котова А. Б. Социальные детерминанты социализации молодёжи в вузе. Дисс. канд. соц. наук. -Ростов на Дону, 1999.
  132. Краткий словарь по социологии. -М.: Политиздат, 1988. -477с.
  133. А.Б. Социальные проблемы гармонизации межэтнических отношений в «сложносоставных» субъектах РФ. Дисс. канд. соц. наук, Пермь. 1999. -С.69−70.
  134. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Сарат. ун-т, 1991. -76с.
  135. А.Б. Мотивы получения высшего технического образования /Социс, 1997, № 8. -С.98−103.
  136. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян /Социс, 1996, № 5. -С.3−23.
  137. С.А., Чернышёва Т. А. Будущие российские инженеры: кто они! /Социс, 1996, № 8. -С.73.
  138. Г. Психология народов и масс. -СПб.: Макет, 1995. -311с.
  139. Ю. Активы и ресурсы общественного мнения /экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения ВЦИОМ. 1998, № 4. -С.7−13.
  140. В.К. О социальной сущности концепции устойчивого развития /Социс, 1997.-№ 4.
  141. В.Т. Социология молодёжи: Учебное пособие. Книги 1−3. М.: Изд-во Института молодёжи, 1995.
  142. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодёжи)/Социс. 1998. -№ 5. -С.98−103.
  143. К. Агрессия. -М., 1994. -273с.
  144. С.В. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия /ОН и С, 1997. -№ 2. -С. 146−159.
  145. Ю.А. Социальные перемещения молодёжи в студенчество: Автореф. дисс. канд. соц. наук. -Уфа, 1999. -19с.
  146. Л.Т. Социальная адаптация иностранных студентов(на примере вузов Башкортостана). Дисс. канд. соц. наук. -Уфа, 2002.
  147. В.А. Классификация адаптивных форм /Кибернетика и философия. -Рига: Зинатне, 1977. -С. 107−110.
  148. Л.В. Социальная адаптация студенчества российского средне промышленного города (нормативно-ценностный аспект). Дисс. канд. соц. наук. -Ростов на Дону, 1999.
  149. В.А. Психолого-педагогические условия адаптации слушателей военных вузов к профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. -Оренбург, 2000.
  150. Р. Социальная теория и социальная структура /Социс, 1992. № 24.
  151. А. Россия в поисках идентичности (1985−1995). -М.: Международные отношения, 1997. -411с.
  152. М.О. О природе социальных конфликтов в современной России /Социс, 1997. № 6.
  153. И.М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя /Социс, 1997. -№ 10.
  154. Модернизация в России и конфликт ценностей. -М., 1994.
  155. Н.Н. и др. Человек и биосфера: опыт системного анализа и эксперименты с моделями. -М.: Наука, 1985. -271с.
  156. Молодёжь 97: надежды и разочарования. Серия «Молодёжь России на пороге нового тысячелетия». Книга 1. М., 1997.-338с.
  157. Молодёжная политика. Информационный бюллетень. М., 1997.
  158. Молодёжь Оренбуржья на рубеже веков. -Оренбург, 2001.
  159. П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. /Пер. со шведск. -СПб., 1992. -445с.
  160. Е.И. Методология и методы анализа социальных систем. -М.: Изд-во МГУ, 1995.
  161. С.А. Социальная адаптация женщин на рынке труда. Автореф. дисс. канд. соц. наук. -Орёл, 2000.
  162. З.П. Личность в культурах Востока и Запада. -Новосибирск: Наука, 1994.-206с.
  163. И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры: М.: Механик, 1996. -208с.
  164. Е.Б. Ценностное сознание студенчества /ЭКО, 1994. -№ 1. -С.155.
  165. А.Э. Свободное время сельской молодёжи как социокультурный феномен: Автореф. дисс. канд, соц. наук. -Екатеринбург, 1992 -25с.
  166. Ф.Х. Влияние общественного мнения на управленческие решения /Социс, 1998. -№ 11. -С.4−17.
  167. Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в РФ(социологический анализ): Автореф. дисс. канд. соц. наук. -М., 1998.
  168. А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). -Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. -262с.
  169. Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе /Социологический журнал. -1995. -№ 2. -С.5−22.
  170. А.В. Адаптационные процессы в молодёжной среде в условиях социальных трансформаций /проблемы молодёжной политики: поиски, открытия, перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. -Волгоград, 2000, 4.1. с.58−60.
  171. Общественно-политические процессы в среде предпринимательства /Под рук. Орлова А. С. -Вып.5. -М., 1994.
  172. В.Г. Социология как реформаторская дисциплина /Вестник СПГУ. Сер.5, 1995. Вып.1.
  173. Д.В. Социально-психологические механизмы адаптации с макросоциальным измерениям /Социальная трансформация российского общества: ИСПЭН. Вып.14. -М., 1995. -С.75−83.
  174. Оренбургская область. Статистический ежегодник. Оренбург, 2002. -403с.
  175. Оренбуржье многонациональное. Оренбург, 2001. -С.З.
  176. А.С. Социально-политические очерки о среднем классе /Круглый стол бизнеса России. -М., 1994.
  177. Г. В. и др. Социология. -М.: Мысль, 1990. -446с.
  178. Н.С. Социально-психологическая адаптация молодёжи в рыночной экономике: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1997.
  179. Н.А. Динамика социально-психологической адаптации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -Л., 1995.
  180. А.С. Россия в цивилизованном процессе: (между атлантизмом и евразийством). -М.: ИФРАН, 1995. -262с.
  181. А., Олейник И. Гармония прорыва: стратегия выхода России из кризиса.-М.: Панитер, 1995.
  182. Д. Конфликты ценностей в странах транзиции. /Социс, 1997. -№ 6.
  183. В.В. Формирование ценностных стереотипов молодёжи: Автореф. дисс. канд. соц. наук. -Барнаул, 1992. -59с.
  184. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. -591с.
  185. Педагогический энциклопедический словарь. -М., 2002. -С. 11−12.
  186. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. -М.: Высшая школа, 1989.-367.
  187. В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. -М.: Мысль, 1985.-253.
  188. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для высших учебных заведений. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.-280с.
  189. Я.А. У каждой цивилизации свой путь развития /Независимая газета. -1996. -16 ноября.
  190. И.М. проблема классификации адаптаций /Учёные записки Харьковского государственного университета. -Харьков, 1946. -№ 6.
  191. А.А. Мотивация труда: от прошлого к будущему /Занятость и экономические отношения.-М.: НИЭСИ, 1992.-С.72−91.
  192. В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодёжи к общественным преобразованиям в современной России: Автореф. дисс. докт. соц. наук.-Екатеринбург, 1997.
  193. В.В. Социально-политическая теория Т.Парсонса: методологический аспект. -Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1994. -154с.
  194. Преступность в России. Вып. 1−2. Аналитические обозрения Центра комплексных социальных исследований и маркетинга. М., 1997. -116с.
  195. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986. -431с.
  196. Проблемы теоретической социологии. Вып. 1: Сб.статей. /Под ред. А. О. Бороноева. -СПб.: ТОО ТК «Метрополис», 1994. -248с.
  197. Психологический словарь. -М., 1990. -С.352.
  198. В.Т. Истоки возрождения России: Единство духовного и материального. К вопросу о новой парадигме развития общества. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1993. -61с.
  199. Работающие женщины условиях перехода России к рынку. -М.: Институт экономики РАН, 1993. -228с.
  200. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. -М.: Наука, 1995.-240с.
  201. О.С. Бихевиоральные системы. -Новосибирск: Наука. Сиб.изд.фирма, 1993.236с.
  202. Л.Ю. Быт и культура городской молодёжи. -Минск, 1989. -127с.
  203. А.П. Социальная адаптация и ответственность личности /Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. — Барнаул, 1984.-С.8−63.
  204. А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. -Томск, 1985. -248с. -Деп. в ИНИОН.
  205. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности /Социс, 1995, № 12. -С. 100−105.
  206. Реформируемая Россия: Социологический аспект. Метериалы П научн.конф. -Новосибирск, 1994. -172с.
  207. Н. Поляризация доходов населения России: метод текущей оценки и прогноз /Индекс потребительских настроений: технология, мониторинг, результаты. -М., 1997.
  208. Ю.А. Философско-социологический анализ проблем социальной адаптации молодёжи к труду: Автореф.дисс.канд.фил.наук. — Львов, 1979.
  209. М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности (информационный подход): Автореф.дисс.канд.фил.наук. -Новосибирск, 1995.
  210. Т.И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям: Автореф.докт.психол.наук. -СПб, 1995.
  211. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. -С.20.
  212. Российская социологическая энциклопедия. -М., 2000.
  213. Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии современного российского общества.-М., 1995.
  214. Россия. Ресурсы устойчивого развития. Т. 1. Материалы Всеросс.конф. «Ресурсы устойчивого развития России:.предприятия, технология, наука» 18−22ноября -М., -1996.
  215. Россия: вызовы времени и пути реформирования. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1997 г. /Под ред. Г. В. Осипова и др. -М.: ИСПИ РАН, 1998, -186с.
  216. Россия: риски и опасности «переходного» общества. (Отв.ред. О.Н.Яницкий) -М., 1998,-238с.
  217. Россия: социальная доктрина переходного периода и концепция программы действия. -М.: Народонаселение, 1996.
  218. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. -М.: Народонаселение, 1996.
  219. Россия-1999: Экономическая конъюктура. Выпуск 2. М., 1993.-С. 161.
  220. В.О. Динамика социальной напряжённости и политическое отчуждение в современной России /Вестник РГНФ, 1996. -№ 3
  221. В.О. Социология переходного периода (закономерности и динамика изменений социальной структуры и массовой психологии в Посткоммунистической России и восточноевропейских странах) /Социс, 1994. -№ 6. -С.25−31.
  222. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. -М., 1988. -224с.
  223. Р.В. Социальные корни криминализации российского общества. /Социс, 1997. -№ 4.
  224. Р.В. Экономическая социология переходной России, люди и реформы.: Дело, 1998. -432с.
  225. Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Автореф.дис.канд.фил.наук -Л., 1974.
  226. В.А., Головина Н. А. штрихи к портрету поколения 90-х годов /Социс. -1998. -№ 3. -С.106.117.
  227. Л.К. Социализация и адаптация. (Соц.-фил. анализ) /Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. -Барнаул: Изд-во БГПИ, 1984. -С.64.
  228. Н.Г. Теория рационального выбора и проблемы этнических отношений. /Проблемы теоретической социологии. Вып.2. /Мод ред. А. О. Бороноева. -СПб.: Изд-во СПУ, 1996. С. 184−194.
  229. Н.Г., Хабибуллин К. Н. Испытания национального самосознания. СПб.: Петрополис, 1993.
  230. Н. Социология. -М., 1994.
  231. Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации /Социс, 1995. -№ 4. -С.82−87.
  232. Современная западная социология. Словарь М.: Политиздат, 1990. -432с.
  233. Современный словарь иностранных слов. М., 1993. -С.426.
  234. М.В. Современные российские безработные: проблемы социальной адаптации: Автореф.дисс.канд.соц. наук. -Ростов на Дону, 1997.
  235. П.А. Система социологии. В 2-х т. Сыктывкар, 1991. Т. 1 -187с., Т.2 -с. 157.
  236. Социализация молодёжи как ресурс регионального развития. (Ежегодный доклад о положении молодёжи Оренбургской области). Оренбург. 1998.
  237. Социальные проблемы труда в современном обществе и вопросы совершенствования преподавания социологии труда в вузах. Сб. статей. /Отв.ред.проф. Бороноева А. О. и др. -СПб., 1999. -196с.
  238. Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. СП.: Петрополис, 1995.-206с.
  239. Социальные трансформации и положение женщин в России /Материалы междун.науч.конф.-Иваново, 1995.-275с.
  240. Социальное управление. Словарь. М., 1994. -С. 169.
  241. Социальный контроль над девиантностью в современной России. -СПб., 1998.
  242. Социологический энциклопедический словарь /Редактор Г. В. Осипов. -М.: Инфра, М. -Норма, 1998. -481с.
  243. Социология в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургском государственном университете. Тезисы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию факультета социологии. -СПб.: Петрополис, 1999.-216с.
  244. Социология молодёжи. Под ред. Волкова Ю. Г., Добренькова В. И. -Ростов-на-Дону, 2001. -576с.
  245. Социология молодёжи: Учебник под ред. Лисовского В. Т. -СПб, 1996. -460с.
  246. Социология. Под ред. Г. В. Осипова. М., 1990. С.410−411.
  247. Социология и социальная антропология. /Межвузовский сб. К 60-летию со дня рождения А. О. Бороноева. -СПб, 1997. -431с.
  248. Социология в России. Под.ред. Ядова В. А. -М., 1998. -696с.
  249. Социология для технических вузов. М., 2002. -С.328−329.
  250. И.Н. Молодёжная результирующая российских реформ /Молодёжь в условиях социально-экономической трансформации российского общества. М., 1999.
  251. Судьба российской интеллигенции. Вып.2. /Материалы научной дискуссии 25 ноября 1997.-СПб., 1997.-89с.
  252. Дж. Структура социологической теории. /Пер.с англ. -М.: Прогресс, 1985.-471с.
  253. Л.Б. Социально-экономическая адаптация различных демографических типов семей в условиях реформ: Автореф.дисс.канд.экон.наук. -М., 1996.
  254. Н.Е. Трансформационные процессы в сознании россиян: аксиологический аспект /трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. -М.: 1996. -45−61с.
  255. .Т. Социология. М., 1998. -527с.
  256. ., Харченко С. Социальное настроение. М.: 1996. -195с.
  257. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества /Отв.ред. З. Т. Голенкова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИС РАН, 1998.-480с.
  258. А.И. Системный подход и общая теория систем. -М.: Мысль, 1978.272с.
  259. Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) /Вопросы философии, 1998, № 2. -С.21−36.
  260. Ф.С. Социология города. -СПб. -Уфа, 1997.
  261. Факторы и условия злоупотребления наркотиками среди молодёжи в Оренбургской области. Оренбург, 1998?.
  262. Р.Т., Черкасова Т. В. Социальная напряжённость и конфликтность в молодёжном социуме: реалии и перспективы. Уфа, 1996. -С. 19.
  263. Э.М. Социальные корни студентов: опыт сравнительного анализа /Социс исследования. -2000. № 4. С. 134−136.
  264. Федеральная целевая программа «Молодёжь России» (1998−2000) /Российская газета, 1997, 1 июля.
  265. В.И., Фатеев С. В. Мифы либеральной экономики /Независимая газета. -1997, -16 января.
  266. Философские проблемы теории адаптации /Под ред. Царегородцева Г. И. -М., 1975.-277с.
  267. Философский энциклопедический словарь. -М.:Советская энциклопедия, 1989.-839с.
  268. Р. Ещё один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М., 1990. -368с.
  269. Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М.: Республика, 1994. -447с.
  270. Ф.Г. Гуманизация высшего технического образования и духовное развитие инженерно-технической интеллигенции: Дис.докт.фил.наук. -Уфа, 2000. -504с.
  271. Г. Р. Особенности региональной безработицы /Социс, 1998, № 4.
  272. Е.А. Вторичная занятость как способ адаптации к экономическим реформам /Вопросы экономики. -1995. -№ 5. -С.71−79.
  273. Ф.В. Теория модернизации и различие путей общественного развития /Социс, 1998. -№ 8. -С. 14−26.
  274. Ценностный мир современной молодёжи: на пути к мировой интеграции /Материалы междун.науч.конф. -М., 1994. -83с.
  275. Человек в социальных переменах. Сб. статей. Под ред. В. Д. Виноградова, Н. А. Андреева. СПб., 1996. -267с.
  276. Человек и агрессия. «Круглый стол учёных» /Общественные науки и современность. 1993. -№ 2.
  277. Человек и общество: тенденции социальных изменений. Материалы междун. начно-практ.конф. 24−26 сентября 1997. Вып.1. СП-Минск-Ростов-на-Дону, 1997. -493с., Вып.2 -185с.
  278. Т.В. Социальные конфликты в молодёжной среде. Автореф.дисс.канд.соц.наук. -Уфа, 1997. -29с.
  279. М.Ф. Национальная идентичность: особенности эволюции /Социологический журнал, 1995. № 2.
  280. М.А. Добровольные и вынужденные адаптации /Свободная мысль. -1998. -№ 1. -С.34−45.
  281. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы /Социс. — 1995.-№ 9. -С.81−88.
  282. М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество. М., 2000.
  283. Г. В. Студенчество Оренбургского института МГЮА в зеркале социологии. Оренбург, 2001. -19с.
  284. М.Р. Социальная адаптация американской модели ведения бизнеса к российским условиям: Автореф.дисс.канд.соц.наук. -М., 1998.
  285. А.А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ: Дисс.канд.фил.наук. -Уфа, 2000.
  286. Н., Пять лет реформ-пять лет кризиса /Свободная мысль. -М.: Горбачёв-фонд, 1996. -№ 7.
  287. JI.JI. Социокультурная адаптация в советском обществе: Философско-социологические проблемы. -Красноярск: КГУ, 1991. -231с.
  288. П. Социология социальных изменений. /Пер.с англ. -М.: Аспект Пресс, 1996.-416с.
  289. И.А. Проблемы политической социализации студенчества. Дисс.канд.фил.наук.-М., 1999.
  290. А.А. Социализация молодёжи в условиях макроэкономической трансформации российского общества. Дисс.докт.соц.наук. -М., 1998.
  291. Ян. Элементарные понятия социологии /Пер.с польск. -М.: Прогресс, 1969.-240с.
  292. Энциклопедический социологический словарь. Под ред. Г. В. Осипова. М., 1995.-С.7.
  293. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества (Социс. -1997. -№ 9. -С.41−55.
  294. В. Промежуточный диагноз (Поиск. -1998. -№ 43−44.
  295. В.А. Два рассуждения о теоретических предпочтениях /Социологический журнал. -1995. -№ 2. -С.70.
  296. В.А. Символические и примордиальные солидарности. (Социальные идентификации личности) в условиях быстрых социальных перемен /Проблемы теоретической социологии. -СПб., 1994. -С. 169−183.
  297. И.П. Системно-циклический подход в исследованиях российского общества /Проблемы теоретической социологии. Под ред. Бороноева А. О. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. -С. 145.
  298. Boch W.J. Pre adaptation and Multiple Evolutionary Pathways / Evolution, 1959, vol. 13.
  299. Bristol L.M. Social Adaptation. Cambridge Mass., 1915.
  300. Y.A. (ed.) Man in Adaptation: the Cultural Present. Chicago: Aldine Publishing Co. 1968.
  301. Chatterton-Hill G. Heredity and Selection in Sociology. London, 1907.
  302. Edwin R.A. Seligman, Alwin Johnson (eds). Encyclopaedia of Social Sciences, v. 1. New York, 1967.
  303. Park R., Burgess E. Introduction to the Science of Sociology. — Chicago, 1924. P.89.
  304. Parsons T. The Social System. -New York, 1951. Parsons Т., Smelser N. Economy and Society. -New York, 1956.
  305. Sustainable Development of the Lake Baikal Region as a Model Territory for the World. Ulan-Ude, 1994.-121 p.
  306. Stompka P., Robert K., Merton Al. Intellectual Profile Washington. 1986.
Заполнить форму текущей работой