Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное поведение. 
Социология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если интегрировать все приведенные теоретические концепции социального поведения, то можно построить общую теоретическую модель социального поведения. Всякое поведение человек осуществляет под влиянием сделанного им выбора в определенной проблемной ситуации. Например, после окончания средней школы перед ее выпускниками неизбежно возникает проблемная ситуация: что же дальше, как себя вести… Читать ещё >

Социальное поведение. Социология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т. е. является по существу социальным.
  • 2. Определение рассматриваемого феномена таково: это совокупность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей, определенная направленность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, групп, общностей или всего общества.
  • 3. Социология исследует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах — семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т. п. Макросоциология исследует поведение главным образом в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей — этносов, наций, социальных институтов, государств.
  • 4. Наибольшую известность в мировой литературе приобрел бихевиористский подход к изучению поведения (Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Он исходит из того, что поведение человека базируется на трех различных формах реакций человека на окружающую среду:

> эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и эмоциях;

> компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании и размышлении;

> прямое реагирование по механизму: стимул-реакция.

  • 5. В социологической теории обмена, разработанной Дж. Хомансом, основной единицей социологического анализа является «элементарное социальное поведение». Само же социальное поведение рассматривается в качестве системы обменов поведенческими актами, посредством которых индивиды санкционируют друг друга, т. е. один вознаграждает или наказывает действия другого.
  • 6. Ч. Кули в процессе исследования социального поведения предложил специфический термин «зеркальное Я», согласно которому в процессе поведения люди смотрят на себя как бы со стороны глазами другого человека, т. с. смотрят на себя в «зеркало». В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.
  • 7. Дж. Г. Мид считал необходимым, чтобы в процессе поведения у партнеров возникала возможность «принять роль другого». Чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны приобрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться понимать и использовать символы — слова, жесты, мимику и т. п.
  • 8. П. Сорокин сравнивал человеческое общество с волнующимся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим поведением действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними чувствами, идеями, художественными образами, волевыми импульсами, на строениями, планами действий и т. п. Все эго происходит на основе любви, дружбы, сострадания, вражды, ненависти и т. д.
  • 9. Т. Парсонс исследовал поведение как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий». На поведение человека оказывают влияние: система ожиданий партнеров, но взаимодействию; идеалы, ценности, нормы культуры; тины ролей в социальной системе.

В процессе поведения Т. Парсонс выделял два основных компонента: поведенческие акты; ситуационное окружение, в котором совершается поведение и от которого оно зависит.

10. Если интегрировать все приведенные теоретические концепции социального поведения, то можно построить общую теоретическую модель социального поведения. Всякое поведение человек осуществляет под влиянием сделанного им выбора в определенной проблемной ситуации. Например, после окончания средней школы перед ее выпускниками неизбежно возникает проблемная ситуация: что же дальше, как себя вести: поступать в вуз или определяться на работу, а если поступать, то в какой вуз и по какой специальности, а если трудоустраиваться, то на какое предприятие, учреждение, фирму и т. п. Таким образом, создавшаяся проблемная ситуация диктует необходимость определенного выбора дальнейшего поведения. Поэтому в социальном поведении исходным звеном в цепи поступков является проблемная ситуация. За нею следует осуществляемый индивидом выбор. На содержание и направленность выбора влияют три ряда факторов:

> объективные условия (место жительства, доход семьи и т. п.);

> существующие в обществе нормы как регуляторы социального поведения;

> субъективные особенности личности (мотивация, интересы, ценностные ориентации, знания и способности и т. п.).

Совместное действие этих объективных и субъективных факторов приводит индивида к определенному выбору, а на основании последнего принимается решение, какое поведение является наиболее адекватным к сложившейся ситуации.

11. В социологическом исследовании поведения первостепенное значение имеет определенная нормативность и ненормативность (антинормативность) социального поведения.

Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуются как «нормальные», т. е. нормативные. Те же способы поведения, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняющимися (от норм), т. е. девиантным поведением.

  • 12. Под последним понимается не только правонарушение, но и любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. К различным проявлениям девиации относятся алкоголизм, наркомания, проституция, рэкет, коррупция, подделка банкнот, вымогательство, измена Родине, убийство, самоубийство и многое другое. Ненормативность или антинормативность всех этих и других, сходных с ними видов поведения выражается в том, что они отклоняются от принятых в обществе норм либо просто отвергают их.
  • 13. Девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением (например, взрыв чеченскими боевиками жилого дома в Москве или ином городе), другие нормой, даже героизмом. А это убеждает, что существует довольно трудная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту. Скажем, в случае превышения скорости сотрудник ГИБДД считает такой поступок нарушением нормы, а водитель автомобиля и его пассажиры придерживаются противоположного мнения.
  • 14. Социальные нормы и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной сущности. В зависимости от степени причиненного вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом; типа нарушаемых норм можно различать следующие основные типы отклоняющегося поведения:

> деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым нормам — накопительство и др.;

> асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и т. п.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.;

> противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в воровстве, грабежах, убийствах и других преступлениях.

15. Девиантное поведение может выражаться в трех различных формах:

> поступка (ударил женщину);

> деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);

> образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

  • 16. В социологии большое значение придается выявлению причин девиантного поведения. Согласно традиции, берущей начало с классической работы Э. Дюркгейма «Самоубийство», продолженной в трудах Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других современных социологов, основная причина отклоняющегося поведения коренится в специфическом социальном явлении, называемом аномией, т. е. пренебрежением или отрицанием существующих в обществе норм, стандартов поведения. Согласно этим концепциям девиантное поведение ощутимо возрастает в тех случаях, когда в обществе превыше всего ценятся определенные символы успеха, например, материальные, либо общество оказывается в ситуации социально-экономического кризиса. Развивая теорию аномии, Р. Мертон подчеркивал, что основной причиной отклоняющегося поведения является конфликт между культурными целями, ценностями, нормами, с одной стороны, и социально одобряемыми средствами их достижения, с другой.
  • 17. В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Блумер обращали внимание на необходимость приоритетного изучения коллективного поведения, поскольку именно в коллективном поведении формируются основные социальные качества личности, осуществляются социально важные функции, формируются определенные социальные роли и статусы. Г. Блумер, в частности, подчеркивал, что при изучении коллективного поведения мы касаемся условий возникновения нового социального строя.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой