Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение квалификации руководящих кадров как фактор успешности технических нововведений (на примере производства телевизоров)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Малоисследованными остаются вопросы управления нововведениями в организациях, методологии исследования и оценки ряда стадий их, взаимосвязи и взаимообусловленности различных нововведений с социальными факторами и др. См.: Аганбегян А. Г. Управление социалистическими предприятиями. — М.: Экономика, 1979; Бляхман Л. С. Экономика научно-технического прогресса. — М.: Высшая школа, 1979; Гатовский Л… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ВВЕДЕНИЕ
  • 2. ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА НОВОВВЕДЕНИЙ
  • I. Сущность и функции нововведений (виды и типы)
  • 2. Фазы, стадии и факторы жизненного цикла нововведений
  • 3. Место и роль квалификации руководящих кадров' * в процессе нововведений
  • 3. ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ КАК ФАКТОР УСКОРЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ТЕЛЕВИЗОРОВ)
  • I. Технические нововведения в организациях, изготовляющих телевизоры
  • 2. Социальные аспекты технических нововведений
  • 3. Структура и динамика руководящих кадров ' организаций, изготовляющих телевизоры
  • 4. Анализ отраслевой системы повышения квалификации руководящих кадров и пути ее совершенствования

Повышение квалификации руководящих кадров как фактор успешности технических нововведений (на примере производства телевизоров) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность теш. В основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981;1985 годы и на период до 1990 года, утвержденных ХХУ1 съездом КПСС, говорится: «В восьмидесятые годы Коммунистическая партия будет последовательно продолжать осуществление своей экономической стратегии, высшая цель которой — неуклонный подъём материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности.,.» 1.

Высшая цель экономической политики конкретизируется в рамках каждого пятилетнего плана в его социальной программе.

Одиннадцатый пятилетний план предусматривает достижение новых рубежей в росте народного благосостояния, ещё большую ориентацию экономики на решение социальных задач, улучшение условий жизни народа. В 1985 году возрастет доля фонда потребления в национальном доходе до 77,3% (вместо 75,3% в 1980 г.). Среднемесячная заработная плата за годы одиннадцатой пятилетки увеличится на 13−16% и достигнет 190−195 руб., а доходы волхозников от общественного хозяйства повысятся на 20−22%.Существенно вырастут общественные фонды потребления.^.

В условиях радикального решения проблемы снабжения населения продовольствием разрабатывается специальная продовольственная программа. Предусмотрено расширение производства и улучшение качества товаров народного потребления, дальнейшее развитие сферы услуг.

В современных условиях есть лишь один путь удовлетворения постоянно растущих потребностей и запросов советских людей.

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 136.

2 Там же, с. 44−45. это кардинальное повышение производительности труда, эффективности производства на базе всесторонней интенсификации.

Основные условия достижения высшей производительности труда, как важнейшего показателя эффективности общественного производства, определил В. И. Ленин: «Подъём производительности труда требует, прежде всего обеспечения материальной основы крупной индустрии: развития производства топлива, железа, машиностроения, химической промышленности.

Другим условием повышения производительности труда является, во-первых, образовательный и культурный подъём массы населения. Во-вторых, условием экономического подъёма является и повышение дисциплины трудящихся, умение работать, спорости, интенсивности труда, лучшей его организации" .''" .

Учитывая эти ленинские положения, которые остаются актуальными и в период развитого социализма, партия указывает на два главных рычага интенсификации и роста эффективности общественного производства — ускорение научно-технического прогресса и совершенствование управления.

Научно-технический прогресс — многогранный процесс. Он охватывает развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство, подготовку кадров в целях обеспечения прогресса производительных сил нашего общества и в конечном счёте построения. коммунизма.

Сознательная дисциплина и высокая организованность в работе трудовых коллективов, инициатива и активность, массовое техническое творчество членов коллективов — непременные условия интенсификации производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности общественного труда, повышения Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти. Полн.собр.соч. т. 36, с. 188. благосостояния советского народа, всестороннего развития личности" *, — подчеркивается в «Законе СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» .

Одной из главных особенностей научно-технического прогресса в условиях развитого социализма становится усиление его социальной ориентации и более активное, более непосредственное воздействие социальных факторов на темпы научно-технического прогресса. Прежде всего всесторонняя интенсификация производства на основе ускорения научно-технического прогресса позволяет увеличивать долю ресурсов, направленных непосредственно на обеспечение роста народного благосостояния. Это значит, что быстрое и успешное решение социальных проблем прямо зависит, от интенсификации производства, темпов научно-технического прогресса.

Важной характеристикой научно-технического прогресса является инновационный цикл, включающий взаимосвязанные и последор вательно реализуемые звенья: наука-производство-потребление". Включение процесса потребления повышает роль конечной стадии и превращет её в главный критерий эффективности всего цикла, усиливает в нём роль социальных факторов.

Решающий, наиболее острый сегодня участок в цепи научно-технического прогресса — это широкое и быстрое внедрение его достижений посредством различных нововведений (технических, технологических, организационно-управленческих, социальных и др.) в производство.

В современных условиях нововведения являются одним из важнейших факторов экономического, социального развития общества, Известия, 1983, 18 июня. См.: Управление научно-техническим прогрессом. Под ред.Г. Х. Попова. — М.: Экономика, 1982, с.б. особенно проявляется эта функция в условиях научно-технического прогресса, который можно рассматривать как переход от редких и имеющих локальное значение нововведений к их массовому, расширенному производству и распространению.

Органической чертой развитого социализма является массовый характер нововведений.

С 1966 по 1980 гг. в нашей стране создано 55 799 образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов и приборов, из них освоено производство и начат серийный выпуск 33,8 тыс. наименований, всего за этот период в промышленности освоено производство и начат серийный выпуск 42,4 тыс. наименований новых видов промышленной продукции.*.

В этот же период возникли и получили широкое распространение такие крупные социально-экономические и организационноуправленческие нововведения, как принципы экономической реформы в промшыленности 1965 г., методология планирования социального развития коллективов предприятий, районов, городов и отраслей промышленностисовершенствование планирования и усиление воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы и др., которые оказали на все отрасли народного хозяйства благотворное влияние.

Многие объединения и предприятия накопили ценный опыт разработки, внедрения и распространения различных нововведений.

Вместе с тем, как указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве», организация работы по использованию в народном хозяйстве достижений науки и техники в стране Народное хозяйство СССР в 1980 г.: Статистический ежегодник/ ЦСУ СССР. — М.: Финансы и статистика. 1981, с.100−101. ещё не в полной мере отвечает поставленной партией задаче соединения на деле преимуществ нашего социалистического строя с достижениями научно-технической революции. Данный вопрос приобретает особо актуальное значение в силу того, что развитие науки и техники стало одним из главных направлений соревнования между соI циалистической и капиталистической системами.

Ю.В. Андропов на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркнул: «К сожалению, товарищи, как раз с внедрением в практику достижений науки и техники у нас, как вы знаете, дело обстоит ещё плохо. Хозяйственник, который пошёл на „риск“ ввёл на предприятии новую технологию, применил или произвёл новое оборудование, нередко остаётся в проигрыше, а тот., кто чурается новшеств-, ничего не теряет. Разработать такую систецу организационных, экономических и моральных мер, которая заинтересовала бы в обновлении техники и руководителей, и рабочих, и, конечно, ученых и конструкторов, сделала бы невыгодной работу по старинке, — вот в чём задача» .

Не случайно на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС поставлен вопрос о необходимости формировать новый тип экономического мышления, нацеленного на инициативу и социалистическую предприимчивость на повышение ответственности, творческий поиск путей, ведущих к наилучшему конечному народнохозяйственному результату при наименьших затратах.^.

В этой связи успешное решение задач по внедрению различных нововведений в производство в значительной мере зависит от действий руководящих кадров, квалификации, опыта и стиля их работы, осуществляющих управленческие функции. т.

Правда, 1983, 28 августа., Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с.10−11. См.: Там же, с. 40.

Руководящие кадры в системе управления социалистическим производством по своему положению и выполняемым функциям занимают ключевые позиции, с которых они призваны проводить в жизнь политику партии и государства в сфере материального производства в интересах всех трудящихся.

Нине, когда в экономике происходят крупные изменения, осуществляется более глубокий поворот к удовлетворению материальных и духовных потребностей советских людей на основе повышения эффективности использования всех ресурсов, требуется новый подход к управлению народным хозяйством, к методам хозяйствования.

В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» подчеркивается: «Партия и государство ждут от экономистов, философов, социологов. разработок надежных путей повышения эффективности производства. Особенно актуальны такие вопросы, как стимулирование научно-технического прогресса, улучшение системы управления и планирования, обеспечение приоритета общенародI ных, государственных интересов.» .

Возрастание роли нововведений в решении экономических и социальных задач развития советского общества в условиях развитого социализма обусловливает необходимость повышения научного уровня и дальнейшего совершенствования всей системы управления процессом нововведений.

В свете этих задач весьма актуальной является проблема исследования нововведений и разработки системы управления ими.

Степень разработанности проблемы. В последнее время возрастает интерес к разработке научных проблем нововведений. И это Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г., — М.:Политиздат, 1983, с. 70. вполне закономерно, так как они приобретают особую актуальность не только с точки зрения более глубокого познания процессов нововведений, но и в особенности с точки зрения практического использования результатов исследований.

Проблема нововведений в нашей стране исследуется многими учеными в основном экономистами (Аганбегян А.Г., Бляхман Л. С., Гатовский JI.M., Кушлин В. И., Павлюченко В. И., Покровский В. А., Попов Г. Х., Рапопорт B.C., Трапезников В. А. и др.).1.

Но при этом она разрабатывается преимущественно в рамках экономических исследований о. научно-техническом прогрессе, основное внимание уделяется исследованию отдельных фаз инновационного процесса (исследование-разработки-внедрение-первое освоение), а не на процессе в целом, включая потребление.

Малоисследованными остаются вопросы управления нововведениями в организациях, методологии исследования и оценки ряда стадий их, взаимосвязи и взаимообусловленности различных нововведений с социальными факторами и др. См.: Аганбегян А. Г. Управление социалистическими предприятиями. — М.: Экономика, 1979; Бляхман Л. С. Экономика научно-технического прогресса. — М.: Высшая школа, 1979; Гатовский Л. М. Экономические проблемы научно-технического прогресса. — М.: Наука, 1971; Кушлин В. И. Ускорение внедрения научных достижений в производство. — М.: Экономика, 1976; Павлюченко В. И. Экономические проблемы управления научно-техническим прогрессом. Опыт системного анализа. — М.: Экономика, 1973; Покровский В. А, Повышение эффективности научных исследований и разработок (Вопросы теории). — М.: Экономика, 1978; Организация процессов управления. Под ред. Г. Х. Попова. — М.: Экономика, 1975; Рапопорт B.C. Развитие организационных форм управления научно-техническим прогрессом в промышленности. — М.: Экономика, 1979; Управление и новая техника (исследования, разработки, внедрение). Под ред. В. А. Трапезникова. — М.: Экономика, 1978.

Цель и основные задачи исследования.

Учитывая сложность, обширность и недостаточную изученность данных вопросов, автор не ставил перед собой задачу решить их в полном объеме и во всех аспектах. Но исходя из важности решения этих вопросов в теоретическом и методическом плане, а также их актуальности для дальнейшего совершенствования практики управления народным хозяйством во всех его звеньях, была сформулирована следующая цель диссертационного исследования — анализ влияния социальных аспектов повышения квалификации руководящих кадров на процесс внедрения технических нововведений в организациях и разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления отраслевой системой повышения квалификации руководящих кадров.

В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:

— изучение сущности, видов и типов нововведений, их основных фаз и стадий;

— выяснение места и роли повышения квалификации руководящих кадров в процессе нововведений;

— систематизация и выявление основных этапов развития технических нововведений на примере производства телевизоров;

— изучение социальных аспектов технических нововведений;

— анализ структуры и динамики руководящих кадров организаций, производящих телевизоры;

— уточнение содержания обучения руководящих кадров в отраслевой системе повышения квалификации;

— разработка предложений по совершенствованию управления отраслевой системой повышения квалификации руководящих кадров.

В данной работе технические нововведения рассматриваются на примере разработки, производства и развития телевизоров черно-белого и цветного изображения в нашей стране. Объектом исследования в диссертации являются руководящие кадры высшего, среднего и низшего звеньев управления десяти организаций, производящих телевизоры. Выборка районированная, репрезентативная в рамках генеральной совокупности организаций, производящих телевизоры черно-белого и цветного изображения. Предметом исследования является квалификация руководящих кадров организаций, производящих телевизоры.

Теоретической и методологической основой исследования данной проблемы являются произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и решения Пленумов ЦК КПСС и постановления советского правительства.

Для обоснования ряда теоретических и методологических положений в диссертации использованы труды советских и зарубежных ученых.

В работе также использованы справочные материалы научно-исследовательского телевизионного института, архивные материалы организаций, разрабатывающих и изготовляющих телевизоры черно-белого и цветного изображения и материалы научных конференций.

В ходе исследования привлечен фактический материал, полученный автором путем анкетного опроса, интервью.

Конкретные положения и выводы диссертации опираются на результаты социологических исследований внедрения технических нововведений на предприятиях Москвы, Ленинграда, Львова, Шнека, Воронежа, Александрова, Симферополя и др., проведенных автором.

С учетом специфики объекта и предмета исследования, в качестве основных инструментов получения необходимых данных были применены методы опроса (анкета, интервью) и изучение документов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые предпринята попытка изучить проблемы, связанные с внедрением технических нововведений в организациях, на примере производства новых моделей телевизоров черно-белого и цветного изображения.

Б теоретическом плане новое в исследовании проблемы, по мне-, нига автора, состоит в уточнении содержания сущности понятия нововведения, его фаз и стадий, определении места и роли повышения квалификации руководящих кадров в общем процессе нововведения, выявлений тенденций и связей успешности технических нововведений с квалификацией руководящих кадров, систематизации и обобщения этапов развития телевидения, как крупного технического нововведения в нашей стране с первых лет Советской власти до наших дней, сравнительном анализе и выявлении тенденций изменения в структуре руководящих кадров организаций, производящих телевизоры.

Практическая значимость исследования. Основные положения и результаты проделанной работы нашли практическое применение на уровне промышленных организаций при планировании и организации работы с кадрами по всем основным направлениям, включая повышение квалификации, работу с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности, а также при создании и совершенствовании отраслевой системы повышения квалификации руководящих кадров и специалистов.

Апробация работы. Основные положения исследования отражены в утвержденных документах Министерства по работе с кадрами:

1. Положение о курсах повышения квалификации руководящих работников и специалистов, утверждено приказом Министерства от 06.07.79 г.

2. Методические рекомендации по составлению перспективных комплексных пятилетних планов работы с кадрами на предприятиях Министерства, утверждены начальником Управления кадров и учебных заведений от 14.08.75 г. — на X пятилетку и от 27.10.80 г. -на XI пятилетку.

3. Положение о резерве для выдвижения на руководящие должности в объединениях, организациях и на предприятиях Министерства, утверждено приказом Министерства от 05.07.76 г.

4. Положение об отраслевой системе повышения квалификации специалистов, утверждено начальником Управления кадров и учебных заведений от 31.12.82 г.

По теме диссертации опубликовано две статьи.

Структура диссертации.-Цель и основные задачи исследований определили логику построения, работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Маркс К. Капитал, т. I, глава XI — Кооперация, Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, — с. 333−347.

2. Марк К. Капитал, т. I, глава Ж — Машины и крупная промышленность. — Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд., т.23, — с.382−515.

3. Маркс К, Капитал, т.4,глава 21. Пролетарские противники политико-экономов, йсхо, динпие из рикардовской теории. Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд., т.26,ч.З, — с. 245−336.

4. Маркс К. Экономические рукописи I857-I859 годов.- Отдел второй. Процесс обращения капитала.- Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд., т.46, ч. П. — с, 5−257.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — Отдел Ш: Социализм. Очерк теории. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т. 20, — с. 278−295.

6. Энгельс Ф. — В. Боргиусу 25 января 1894 г. — Маркс К, Энгельс Ф., 2-е изд., т.39, — с. 174−177.

7. Энгельс Ф. Принципы котя, 1унизма. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т. 4, — с. 322−339.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- I, Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззре, НИИ.- Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд., т.З.- с.15−78.

9. Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в ком^низме — Поли.собр.соч., т.41, с I-I04.

10. Ленин В. И. Заключительное слово перед закрытием съезда ^18(31)января. — Поли.собр., т. 35, с, 285−290.. .

11. Ленин В. И. Записка Н.П.Горбунову и пометки на письме А. М. Николаева, — Поли.собр.соч., т. 52, с. 154.

12. Ленин В. И. Конспект «Наука логики», Учение о понятии.- Поли.собр.соч., т. 29, с. 149−218. — 165.

13. Ленин В. И. Набросок плана научно-технических работ. — Поли.собр.сон., т.36, с.228−231.

14. Ленин В. И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. — Поли.собр.соч., т.44,с.155−175,.

15. Ленин В. И. Об изобретательстве vt внедрении научно-технических достижений в производство. — М.: Политиздат, 1973. — 240 0.

16. Ленин В. И. О государстве. — Поли.собр.соч., т.39, с.64−84.

17. Ленин В. И. О придании законодательшк функций Госплану, Полн.соф. соч., т.45, с.349−353.

18. Ленин В. И. Одна из великих побед техники. — Поли.собр.соч., Т.23, с.93−95.

19. Ленин В. И. Ответ г. П.Нежданову. — Полн.собр.соч., т.4,с.157−162.

20. Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти. — Поли.собр.соч., т.36, с.165−208. ,.

21. Ленин В. И. Письмо к товарищу о наших организационных задаi чах. -Полн.собр.соч., т.7, с.7−32.

22. Ленин В. И. По поводу так называемого вопроса о рынках.Полн.собр.соч., T. I, C.67-I22.

23. Ленин В. И. Речь на Ш Всесроссийском съезде рабочих водноготранспорта. -Полн.собр.соч., т.40, с.213−224.

24. Ленин В. И. Система Тейлора — порабощение человека машиной.Полн.собр.соч., т.24, с.369−371.

25. Ленин В. И. Что нам делать с Рабкрином? (продолжение).Полн.собр.соч., т.45, с.446−448.

26. Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критикаего в книге г. Струве. — Полн.собр.соч., т.2,с.347−534. — 166 Документы КПСС и советского государства.

27. Материалы ХХ1У съезда КПСС. — М.:Политиздат, 1971. — 320 с.

28. Материалы ХХУ съезда КПСС. — М. Политиздат, 1976. — 256 с.

29. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М. Политиздат, I98I. — 223 с.

30. Материалы Пленума Центрального Ко^штета КПСС, 14−15 июня1983 г. — М.: Политиздат, 1983. — 80 с.

31. Решения партии и правительства по хозяйственныгл вопросам (I970-I972), т. 8 — М.: Политиздат, 1972. — 670 с.

32. Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятитли, у^реадениягли, организацишли. Извес. тйя, 1983, 18 июня.

33. Постановление ЦК КПСС и Совета Шнистров СССР «О мерах поускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве». Правда, 1983, 28 августа.

34. К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. ТезисыЩ{ КПСС. — М.: Политиздат, 1969. — 62 с.

35. АитоБ Н. А. Технический прогресс и движение рабочих кадров.- М.: Экономика, 1972. — 112 с,.

36. Аитов Н. А, Научно-техническая революция и социальное планирование. — М: Профиздат, 1978. — 151 с.

37. Актуальные проблеглы совершенствования систеглы работы с руководящими кадрами в народном хозяйстве: Материалы межвуз. научно-методического, .седщнара. — Рига.: МШКСНХ Латв. ССР, 1979. — 172 с.

38. Артемзев Е.й., Кравец Л. Г. Изобретения, уровень техники, управление. — М.: Эконорлика, 1977. — 238 с.

39. Аунапу Ф. Ф. Метода подбора и подготовки рз^ководителей производства. — М.: Экономика, I97I. — 102 с.

40. Афанасьев В. Г. Назгчно-техническая революция, управление, обра, зование. — М.: Политиздат, 1972. — 431 с.

41. Ахиезер А. С. Научно-техническая революция и некоторые социальные проблеме производства и управления, — М.: Наука, 1974. — 310 с.

42. Бабашкин Л. Е. Технический прогресс и эффективность производства. — М.: Экономика, 1974. — 63 с,.

43. Бадалов Л. Ы. Совершенствование по, дготовки и повьщ1ения квали. фикации хозяйственных кадров. — М.: Знание, 1976. — 64 с.

44. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. — М: Искусство, 1978. — 151 с.

45. Байбаков А. И. Повышение научного уровня управления трудом.М.: Профиздат, 1980. — 136 с.

46. Байнхауэр. X., Шглакке Э. Мир в 2000 го.ду. Свод меж, дународных. прогнозов. — М.: Прогресс, 1973. — 240 с.

47. Балаев А. А., Кутырев Б, П. Школа управления: Опыт примененияактивных методов обучения руково, цящйх кадров. — Омск.: Западно- 169 '/•. Сибирское книжное издательство, Омское отделение, 1982. 104 с.

48. Блшсман I.e. Экономика научно-технического прогресса. — М.:Высшая школа, 1979. — 272 с.

49. Бляхглан Л. С, Шкаратан О. И. Научно-техническая револющш, рабочий класо, интеллигенция. — М.: Политиздат, 1973. — 318 с.

50. Богачев В. Ф, Лебедев О. Т. Специалисты и. руководители в системе управления общественным производством: учебное пособие. Л.: ЛИЭИ, 1979. — 73 с.

51. Богачев В. Ф., Лебедев О. Т. Теоретические основы управленияциклом «Исследование-производство» в объединениях отраслей. (Учебное пособие). — Л.: МЭИ, 1977.-81 с.

52. Богачев В. Ф. и др. Кадры хозяйственных руководителей: подбор, расстановка, обзгчение. — Л.: Лениздат, 1982. — 181 с.

53. Боженкова М. И. Голубые экраны. — Л: Лениздат, 1975. — 324 с.

54. Боженкова М. И. Ра, дуга: История Ленинградского производственного. объединения имени Козицкого, ч.2. — Л.: Лениздат, 1980. — 320 с*.

55. Борисов Е. Ф. Эффективность социалистического производства. вусловиях научно-технической революции. — М.: Знание, 1972., 47 с.

56. Буш1ларин И. В. Развитые капиталистические страны: использова, ние трудовых ресурсов. — М.: Мысль, 1975. — 269 с.

57. Воробьев В. П, Котлглунисты в борьбе за эффективность производства. — М.: Московский рабочий, 1982. — 199 с.

58. Гатовский Л. М. Экономические проблемы научно-техническогопрогресса. — М.: Наука, I97I. — 374 с. — 170.

59. Гатовский Л. М. Научно-технический прогресс и экономика развитого социализма. Очерки политэкономии. — М.: Наука, 1974. — 431 с.

60. Глаголева Г. М. Технологическое освоение научных открытий иразработок (Экономические аспекты). — М.: Эконошка, 1977, — III с.

61. Горбач С. и др. Кадры управления. — М.: ЦНИИ «Электроника», 1974. — 34 с.

62. Гордон Л. А., Назимова А. К, Социально-профессиональная структура современного советского общества: Характер и направление перемен. «Рабочий класс и современный млр», 1983, Л 3. с. 59−72.

63. Гринчель Т. П. Планирование «жизненного цихсла» проглышленнойпродукции. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1980. — 143 с.

64. Громека В, И, Научно^гтехническая революция и современный капитализм. — М.: Политиздат, 1976. — 278 с.

65. Громека В. И. США: научно-технический потенциал. — М.: Шсль, •1977 .- 244 с.

66. Грузнав И. И. Освоение выпуска новых изделий. — М.: Машиностроение, 1976. — 133 с.

67. Джонсон Р., Каст. ф"Розенцвейг Д. Систеьш и руководство (Теория систем и руководство системами). — М.: Советское радио, 1.7I. — 647 с.

68. Дряхлов Н. И. Социальные проблеглы научно-технической революции. — ГЛ.: Издательство Московского университета, 1972. 190 с.

69. Дряхлов Н. И., Сичивица О. М. Влияние научно-технической революции на характер и социальные условия труда. — М.: Знание, 1973. — 48 с. — 171.

70. Духовный млр советского рабочего. Опыт конкретно-социологического исследования. — М.: Мысль, 1972. — 439 с.

71. ЕпископэссвГ.Л. Социологические проблемы современной научнотехнической революции (некоторые методологические проблеглы): Монография. — М.: Высшая школа, 1982. — 104 с.

72. Жамин В. А. Научно-техническая революция и преимущества социалистической сйстеьзд хозяйства. — М.: Шсль, 1972. — 79 с.

73. Жамин В. А., Егиазарян Г. А. Эффективность квалифицированноготруда. — М.: 3KOHOMJ0Ka, 1968. — 231 с.

74. Иванов Н. П. Технический переворот и рабочий класс в главныхкапиталистических странах (квалификация и занятость). — М.: Наука, 1965. — 189 с.

75. Иванов Н. П. Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма. — М.: Наутса, I97I.. — 283 с.

76. Иванов Н. П, Научно-техническая революция и проблемы структуры. рабочей силы. — М.: Наука, 1978. — 319 с., .

77. Камаев В. Д. Современная научно-техническая, революция: Экономические форьщ и закономерности. — М.: 1972. — 261 с.

78. Каменицер Е. Научно-технический прогресс и совершенствование управлершя прогдашленныьл производством. — М.: Знание, 1.7I. — 43 с. — 172.

79. Карцев Н. П. Телевидение в нашей жизни. — М.: Знание, I98I.- 80 с.

80. Квалификационный справочник должностей служащих. Гос.ком.СССРпо труду и социал.вопр. — 2-е изд. — М.: НИИтруда, 1979. 427 с.

81. Ковригин М. А. Подготовка рабочих кадров в условиях научно-технической революции. — М.: Профиздат, I98I, — 128 с.

82. Котларов В. Е. Экономлческие проблехлы подготовки и использования кадров специалистов. — М.: Экономика, 1972. — 200 с.

83. Корчагин В. П. Трудовые ресурсы в условиях научно-техническойреволюции. — М.: Экономика, 1974. — 167 с.

84. Косов Е. В. 14нтенсификация научных исследований и разработок.М.: Экономика, 1983. — 144 с.

85. Лапин Н. И. и др. Теория и практика социального планирования.- М.: Политиздат, 1975. — 197 с.

86. Лапин Н. И. Трудовой коллектив — основная ячейка социалистического общества. — М.: Знание, 1975. — 32 с.

87. Лапин Н. И. Социальная группа и групповые процессы. — В кн.:Социология и производство. Казань: 1976, — с.96−115.

88. Лапин Н. И. Управление трудовым коллективом и социальные функции руководителя. — Вопросы философии, 1977, В 5, — с.16−26. — 173.

89. Лапин Н. И. К разработке теоретических основ нововведений. В сб.: Проблеглы инноватики и экспериментики. Таллин: ЭЬтШ’ПШ’И, 1979. — 10 с.

90. Лапин Н. И. Актуальные проблемы исследования нововведений. В сб.: Социальные факторы нововведений в организационных системах. М.: ВНИИСИ, 1980, — с. 5−22.

91. Лапин Н. И. Социальные аспекты управления нововведениями. В кн.: Проблеглы управленческих нововведений и хозяйственного экспериментирования, (ч. I Тезисы докладов пленарного. заседания). М.: ВСНТО, I98I, — с.37−45.

92. Лебединский И. Л. 3K0H0i.№ 4ecKHe проблемы внедрения новойтехники. Л.: Лениздат, 1974. — 199 с.

93. Лельчук B.C., Бейлина Е. Э, Промышленность и рабочий классСССР в условиях НТР: Учебное пособие для студентов вузов — М.: Высшая школа, 1982. — 192 с.

94. Марахов В. Г. Научно-техническая революция и её социальныепоследствия. — М.: Высшаяикола, 1975. — 144 с.

95. Марахов В. Г. Научно-техническая революция: её сущность, источники и факторы развития. — М: Знание, 1976. — 46 с.

96. Марков Н. В. Назгчно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия. — М.: Политиздат, 1973. — 239 с.

97. ГЛарков Н.В. Научно-техническая революция и характер труда:('Воздействие научно-технической революции на изменение. характера, содержания и условий труда в развитом социалистическом обществе). — М.: Знание, 1979. — 64 с.

98. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. — М.:Прогресс, 1966. — 462 с.

99. Мещеряков В. В. Роль специалистов НИИ, НПО и КБ в ускорениинаучно-технического прогресса: конспект лекций. — Л.: Шститут повышения квалификации руководящих. работников и специа. листов судостроительной промышленности, 1978. — 33 с.

100. Шлюков А. И. Хозяйственный руководитель. — М.: Знание, I98I.- 64 с. — 175.

101. Минервин И. Г. США: проблеглы управленческих кадров в npoLibraiленности. — М.: Наука, 1974. — 169 с.

102. Монфор А. О. Протлышленные фирг/ы Запада: нововведения и патен. ты. — М.: Знание, I98I. — 64 с.

103. Монфор А. О. Инновационная политика капиталистических стран: состояние и тенденции. — В сбШновационные процессы. М.: ВВШЮЖ, 1982, — с. 139−146.

104. Мончев Н. Разработки и нововведения. — М.: Прогресс, 1978. 159 с.

105. Моченов Г. А. Фунщии психологического барьера и некоторыестереотипы обыденного сознания, — В кн. «Проблег/и управленческих нововведений и хозяйственного экспериментирования*- ч. И, М., ВСНТО, I98I, — с.232−236.

106. Моченов Г. А. Роль социально-психологического климата. в процессах нововведений. — В сб.: Инновационные процессы. М.: .ВНЙИСИ, 1982, — с. II3-I26.

107. Назаревский В. А. Разработка и освоение новой продукции вСША: Практика корпораций. — М.: Наука, 1977. — 213 с.

108. Назаров Ю. А, Четыркин Н. Р. Кадры руководителей и специалистов и повьшение их квалификации. Конспект лекций. — Л: ИПКСП, 1978. — 23 с.

109. Научно-техническая революция и социальный прогресс. — М.:. Политиздат, 1972. — 367 с.

110. Научно-техническая революция, человек, его природная и социальная среда: (сборник статей). — Л.: Издательство Ленин. градского университета, 1977. — 216 с.

111. Научно-техническая революция и использование её достиженийв условиях развитого социализма. Под ред, В. Д. Кат.'!аева и др. — М: Высшая школа, 1978, — 176 с, — 176.

112. Науч^ше основы управления социалистическим производством. Под ред. Д. М. Крука: Учебник дяя экон. вузов и фак.- М.: Экономика, 1978. — 280 с.

113. Наз’чно-технический прогресс и эффективность производства: Учеб. пособие для специалистов и рзгководителей подразделений предприятий проглышленности и других отраслей / Под ред. Г. А. Егиазаряна. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Экономика, 1982. — 256 с.

114. Новгородский Ю. Ф^ и др. Технический прогресс и совершенствование подготовки кадров. — М.: Экономика, 1973. — 151 с.

115. Нововведения в продлышленности США: разработка и внедрение.- М.: ИНИОН, I98I. — 55 с.

116. Омаров A.M. Социалистический трудовой коллектив. — М.: Полит. издат, 1980. — 112 с.

117. Организация процессов управления. Под общ.ред. Г. Х. Попова. М.: Экономика, 1975. — 279 с.

118. Павлюченко В. И. Экономические проблемы управления научно-техническим прогрессом (Опыт системного анализа). — М.: Наука, 1973, — 222 с.

119. ПерлакиИ. Нововведения в организациях. — Ш: Экономика, I98I.- 144 с.

120. Петроченко П. Ф. Влияние научно-технического прогресса на содержание и организацию труда. — М.: Мысль, 1975. — 230 с.

121. Пищик А, А. Повьш1ение квалификации руководителей производстварезерв увеличения производительности труда. — М.: Знание, 1973. — 64 с.

122. Плановое управление и совершенствование подготовки pyi^oBoдящих хозяйственных кадров. ч.1 — М.: Акадеглия народного хозяйства СССР, 1980. — Н О с. — 177.

123. Подбор и использование руководящих. работников в прог.шшленности. — Киев: Наутсова дутжа, 1978. — 224 с.

124. Покровский В. А. Повыпюние эффективности научных исследований и разработок (Вопросы теории). — М.: Экономика, 1978. — 199 с.

125. Покровский В. А. Научно-технический прогресс и интенсификация производства: — М.: Знание, 1983. — 59 с.

126. Пономарев Б. Н. Научно-техническая революция и углублениепротиворечий капитализма. — Эконотлическая газета, 1979, В 24.

127. Пригожий А. И. Организации: систе1Ш и люди. Эффективностьтрудовых организаций в соц.обществе. — М.: Политиздат, 1983,. — 176 с.

128. Проблемы научной организации управления социалистической, прогжшленностью. Под ред. Д. М. Гвишиани и С Е. Камешщера. , — М.: Экономика, 1974. — 751 с.

129. Проблемы управленческих нововведений и хозяйственного экспе. риментирования.- Таллин: Эст. НИИНТИ, 1978. — 308 с.

130. Раздорожный А. А, Социальное развитие трудового коллектива, опыт, проблемы. — М.: Экономика, 1979. — 144 с.

131. Рапопорт B.C. Развитие организационных форм управления научно-техническим прогрессом в прогшшленности. — М.: Экономика, 1979. — 231 с. — 178.

132. Рихтер X., Халле X. Опыт успешного руководства: пер. с нем.- М.: Экономика, I98I, — 80 с.

133. Рогов И. М. Научно-технический прогресс и развитие личности (социол.и методел. проблемы). — Л.: Лениздат, 1974. — 134 с.

134. Селюков Ф. Т, Руководитель и подчиненный в системе управления, — М.: Экономика, I97I. — 54 с.

135. Семяновский А. Наука в капиталистических странах как новаяспецифическая сфера приложения капитала. — Вопросы экономики, 1968, № 9, — с. 57−66.

136. Синягов А. А, Социально-экономические аспекты развития новойтехники. — М.: Шсль, 1982. — 263 с.

137. Совершенствование системы повышения квалификации кадров машиностроительного объединения. — Л.: ЖЭИ, 1980. — 159 с.

138. Советская экономика на новом этапе. — М, — Правда, I98I.224 с.

139. Современные тенденции в управлении в капиталистических странах. — М.: Прогресс, 1972. — 312 с.

140. Содержание и методы подготовки кадров управления. — М: Экономика, 1977. — 231 с.

141. Социальные проблемы производства. Под ред. В, Г, Подмаркова. — М.: Шсль, 1979. — 292 с.

142. Социально-психологические проблемы производственного коллектива, — М.: Наука, 1983, — 239 с.

143. США: организационные проблемы управления. Под общ.ред.Б. З. Мильнера. — М.: Ьксль, 1976. — 280 с.

144. Телевидение и радиовещание СССР. — М.: Искусство, 1979. 294 с.

145. Труд руководителя. Под ред. Д. Н. Карпухина. Учеб. пособиедля руководителей подразделений предприятий промышленности — 179 и других отраслей. — М.: Экономика, 1976. — 319 с.

146. Труд руководителя. Учеб. пособие для руководящих управленческих кадров. — М: Экономика, 1977. — 358 с.

147. Управление и новая техника (исследования, разработки, внедрение). Под ред. В, А. Трапезникова. — М.: Экономика, 1978, • - 235 с.

148. Управление исследованиями, разработками и внедрением новойтехники. Под ред. В. А. Трапезникова. — М.: Экономика, 1977. — 286 с.

149. Управление НИОКР: исследования, разработки, внедрение. Под ред. Б. А. Трапезникова. — М.: Экономика, 1979. — 221 с.

150. Управление и проблема кадров. Под ред. F.X. Попова иГ.А. Джавадова. — М: Экономика, 1972. — 175 с.

151. Управление научно-техническим прогрессом в условиях развитого социализмаУчеб. пособие для руководящих работников министерств и ведомств, объединений, предприятий промышленности и других отраслей / Под общ. ред В. Г. Лебедева. М.: Шсль, I98I. — 263 с.

152. Управление научно-техническим прогрессом: Учеб. пособиедля студентов экон.спец.вузов /под ред. Г. Х. Попова. М.: Экономика, 1982. — 304 с.

153. Учитесь управлять. Под ред. О. В. Козловой. — М.: Знание, 1974. — 192 с.

154. Ушаков Г. И., Шуруев А, С. Планирование и финансированиеподготовки специалистов. — М.: Экономика, 1980. — 168 с,.

155. Фирсов Б. М, Телевидение глазами социолога. — М.: Искусство, I97I. — 191 с. — 180.

156. Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации (Социолог, наблюдения). — Л.: Наука, 1977. — 186 с.

157. Френкин А. И, Подготовка руководящих кадров в промышленности европейских стран СЭВ, — М.: Информэлектро, 1979. 35 с.

158. Хартман В. Д., Шток В. Критический анализ буржуазных теорийи практики управления промышленными исследованиями и разработкатж, — М: Прогресс, 1979. — 407 с.

159. Шмаков П. В. Пути развития советского телевидения. — Л.:Тип.им.Володарского, 1949. — 38 с,.

160. Экономические проблемы научно-технического прогресса: Учеб. пособие работников НИИ и КБ / Под ред. Г. А. Краюхина, М.: Экономика, I98I. — 288 с.

161. Экономико-управленческая подготовка руководящих кадров иеё воздействие на повышение эффективности и качества работы предприятий отрасли. — М.- ЩйИТЭнефтхим, I98I. — 136 с.

162. Электросигнальцы — Родине, (Очерки истории завода).Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977. — 184 с.

163. Юровский А. Я, Первые шаги (к истории возникновения-телевидения в Советском Союзе). — В сб.: Проблемы телевидения и радио. — М.: Искусство, I97I. — с. 95−108.

164. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. — М.: Наука, 1972. — 239 с.

165. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса.М.: Прогресс, 1970. — 567 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой