Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение теоретических основ индивидуального обучения позволило выявить, что учёт индивидуальных интеллектуальных особенностей учащихся начальных классов при формировании учебных умений и навыков является одним из основных элементов развивающего обучения, так как он способствует эффективному и всестороннему формированию познавательной активности и самостоятельности учеников. Индивидуальный подход… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Теоретические подходы к изучению и учёту индивидуальных интеллектуальных возможностей младших школьников в разные периоды развития психолого-педагогической мысли
    • 1. 2. Анализ учебных планов, учебных программ, учебников и учебных пособий на основе идеи учета индивидуальных умственных возможностей младших школьникрв.:.й
    • 1. 3. Современное состояние начального образования и принцип учета индивидуальных интеллектуальных возможностей учащихся начальных классов (констатирующий эксперимент)
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
    • 2. 1. Критерии определения. содержания начального образования, опирающиеся на индивидуальные умственные возможности учащихся

    2.2. Инновационная технология эффективного формирования учебных умений и навыков в условиях учёта и стимуляции индивидуальных интеллектуальных возможностей детей на начальном этапе обучения формирующий эксперимент). 117

    Выводы по второй главе. 167

Особенности формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глобальные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей. В основе данного процесса закладывается овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые младший школьник может воспринимать в виде представлений, обеспечивающих становление гуманной личности, развитие нравственно-правовой культуры и социально приемлемого поведения.

Стремление самостоятельно и творчески овладеть знаниями, выполнить задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты, — вот непременные условия возникновения глубокого «интереса к учебным предметам. — г • «.

Формирование" учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей рассматривается, — п как специфическая форма учебной деятельности школьника, характеризующаяся всеми её особенностями. Она, по сути, есть форма самообразования, связанная с учебной деятельностью школьника в классе. Понятие учебных умений и навыков младших школьников в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя.

Под формированием учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям, без непосредственного участия учителя. Общепедагогическое определение внеклассной и внешкольной работы, согласно которому она представляет собой различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организуемые и проводимые школой во внеурочное время, положено в основу рассмотрения самостоятельной деятельности учеников.

Для самого школьника формирование учебных умений и навыков должно быть осознано как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение школьником целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости школьника, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в процессе выполнения п некоторых других действий.

В формировании учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей целесообразно также включать определённые звенья работы над языковым материаломзнакомство с ним и Частично тренировку в его употреблении. Что касается чтения, то этот вид деятельности совершается читателем главным образом наедине с собой, следовательно, самостоятельная работа вполне ему соответствует.

Указанные формы работы приемлемы во всех классах. Естественно, что её объём и характер управления со стороны учителя отличаются.

Актуальность исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы в общеобразовательных школах Республики Таджикистан. Как показывает анализ научно-педагогической литературы и практики работы общеобразовательных школ Республики Таджикистан, формированию учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей уделяется недостаточно внимания. Кроме того, богатый опыт, накопленный в советский период развития общества по данному направлению, не может быть использован в полном объеме в новых условиях, что обусловливает необходимость переосмысления философско-педагогического наследия по вопросам формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуального интеллектуального потенциала, разработки его современных теоретических основ. Философский, психолого-педагогический анализ проблемы позволяет выделить сущностные признаки учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей как социального явления и нравственного качества личности.

Система общеобразовательной школы Республики Таджикистан по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Она органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности школьников, что находит свое отражение в нескольких официальных документах: Закон Республики Таджикистан'"Об образовании" (2004г.), «Концепция национальной таджикской школы» (1994г.), «Государственный стандарт образования Республики Таджикистан» (1996 г.), Закон РТ «О высшем и последипломном образовании» (2009г)*и пр.

Степень разработанности проблемы. Проблема формирования учебных умений и — навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Значительный вклад в разработку психолого-педагогических основ индивидуального подхода к учащимся и его обоснования с теоретической точки зрения внесли К. Д. Ушинский, И. Ф. Гсрбарт, А. Дистервег, Я. А. Коменский, П. П. Блонский. П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, Л. Ф. Тихомирова, Ж. Пиаже и др.

Среди наиболее крупных исследований, посвященных проблеме учёта индивидуального интеллектуального потенциала при организации учебного процесса следует выделить работы учёных Н. Ф. Талызиной, Н. С. Лейгеса, И. С. Якиманской, Г. П. Антоновой, А. А. Бударного, А. Н. Коневой, В. И. Загвязинского, А. Н. Леоньтева, С. П. Макаровой, Е. С. Равунского, Н. Э. Унт и др.

Различные аспекты данной проблемы отражены в трудах учёных Республики Таджикистан М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзода, У. Зубайдова, И. Х. Каримовой, Б. Р. Кодирова, Х. Авзалова, Э. Шарипова, Н. З. Шарипова и др.

Проблемы организации учебного процесса с учётом интеллектуальных возможностей раскрываются в докторских диссертациях У. ЗубайдоЕа «Теоретикопрактические основы дифференцированного обучения в школах Республики Таджикистан"(Душанбе, 1999 г.), Ф. Шарифова «Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы"(Душанбе, 1997 г.), кандидатских диссертациях Осколкова Л. А. «Индивидуализация учения младших школьников с учётом особенностей развития их познавательных процессов» (Челябинск, 1978), Григорович Л. А. «Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности"(Москва, 1996) и ряде других исследований.

Несомненно, все указанные исследователи внесли весомый вклад в разработку проблем формирования учебных умений и навыков учащихся лС учётом интеллектуальных возможностей и умственного потенциала. Однако, до сегодняшнего-дня проблема особенности формирования учебных умений' и навыков младших школьников с учётом индивидуальных-интеллектуальных возможностей ещё не было предметом специального исследования для общеобразовательных школ Республики Таджикистан.

Проблема исследования. Анализ современных педагогических исследований и практика отечественного педагогического образования позволяют выявить приоритетные направления исследуемой проблемы, остающиеся малоизученными: э недостаточный анализ состояния и системы подготовки преподавателей общеобразовательных школ Республики Таджикистан и путей совершенствования процесса формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей в современных условияхотсутствие необходимых педагогических условий, способствующих формированию учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностейв недостаточная разработанность методологического подхода, соответствующего целостному характеру подготовки учителей начальных классов и специфики работы по формированию учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей.

Эти недостатки выявлены в процессе педагогической практики, в частности, при недостаточном использовании учителями начальной школы наработанных форм, методов и средств развития интеллекта и мышления детей. Они обусловлены также слабой разработанностью научно-обоснованных технологий, позволяющих оптимизировать эту работу без изменений в содержании базисных учебных планов без увеличения учебной нагрузки. Организация учебного процесса в начальных классах с учётов, индивидуальных интеллектуальных возможностей младших школьников/, может служить одним из факторов успешной учебной деятельности.

Существующие противоречия позволили сформулировать проблему^ диссертационного исследования в следующем ракурсе: роль позитивного влияния педагогических условий на организацию процесса обучения в контексте учёта индивидуальных интеллектуальных возможностей учащихся начальных классовнеобходимость совершенствования учебных умений и навыков младших школьников по формированию интеллектуальной культуры с разработкой соответствующего научно-теоретического, педагогического и дидактического материала, обеспечивающего реализации выбранной концепции.

Таким образом актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования -«Особенности формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей».

Цель исследования состоит в выявлении и опытно-экспериментальной проверке теоретической основы формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом их индивидуальных интеллектуальных возможностей.

Объект исследования — процесс формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом их индивидуальных интеллектуальных возможностей.

Предмет исследования — формирование учебных умений и навыков младших школьников с учётом их индивидуальных интеллектуальных возможностей. — 4.

Гипотеза исследования состоит в том, что учебные умения и навыки младших школьников с учётом их индивидуальных интеллектуальных возможностей будут формироваться более эффективно, если:

• формирование учебных' умений и навыков младших школьников с* учётом индивидуальных'' интеллектуальных возможностей будет рассматриваться как сложная система, целостность которой достигается интеграцией ее компонентов (нравственно-психологического, методологического, теоретического, методического, технологического);

• теоретической и методологической стратегией формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей будет интегративно-деятельностный подход, предполагающий интеграцию различных компонентов системы подготовки и ее уровней на основе включения обучаемых в разнообразную по формам и содержанию деятельность;

• для формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей будет рассматриваться степень всесторонней подготовленности будущих преподавателей и их высокая профессиональная ориентация;

• будут реализованы условия, способствующие формированию учебных умений и навыков младших школьников с учётом их индивидуальных интеллектуальных возможностей: сочетание различных стимулов побуждения к активной учебно-познавательной деятельностииспользование разнообразных форм организации учебно-познавательной деятельностисоздание атмосферы эмоционального подъема на занятияхобеспечение органической взаимосвязи дисциплин педагогического цикла и спецдисциплинсочетание различных видов учебной деятельности школьников (учебно-познавательной, учебно-пракгической и самостоятельной практической деятельности).

В соответствии с целью и выдвинутой рабочей гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:'.

1.Проанализировать педагогический опыт и теоретико-методологические подходы" к формированию учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей.

2.Обосновать интегративно-деятельностный подход к формированиюV учебных умений и навыков младших школьников с учётоминдивидуальных интеллектуальных возможностей как методологическую стратегию исследования.

3.Разработать основные положения концепции формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных «интеллектуальных возможностей в современных условиях.

4. Дать теоретическое обоснование системы формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей и выявить условия её эффективного функционирования.

5. Разработать и теоретически обосновать структуру, содержание, модель процесса формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей, выявить её закономерности и принципы.

Методологическую основу исследования составили основополагающие идеи философской антропологии о человеке и его воспитании, о единстве духовного, психического и телесного, о взаимосвязи социального и биологического, интеллектуальной и физической работоспособности, о роли человеческого фактора, социально-культурных и этно-конфессиональных условий в деле формирования и развития личности. Методологическими ориентирами явились системный, аксиологический, культурологический, антропологический подходы.

Мы также опирались на диалектику как метод познания, основополагающие идеи философов, социологов, психологов и педагогов по теории познания, а также директивные документы: Государственный стандарт образования Республики Таджикистан, Концепция национальной школы, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Указы Президента Республики Таджикистан и Постановления Правительства, связанные с проблемами национального образования.

Теоретической основой исследования являются: теория личности, деятельности и общения;

• теория и технологии обучения.

• теория гуманистической педагогики и психологии;

• теория и концепция развития культуры и образования, положение об этнической культуре и ее воспитательных возможностях;

• труды, посвященные культуре и быту таджиков;

Для решения задач поставленных в исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературыизучение, анализ и обобщение передового педагогического опытаанализ учебной литературы и программ обучения детей младшего школьного возрастапедагогические наблюдения, беседы, анкетированиеконстатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, направленные на выявление уровней интеллектуального развития младших школьников и фиксацию результатов, достигнутых в ходе проведения опытно-экспериментальной работы.

Источниковую базу исследования составили работы, рассматривающие: а) логико-методологические и общетеоретические проблемы интеграцииб). вопросы интеграции дисциплин в отдельных отраслях науки и группах наук — в области человекознания и гуманитарных, в сфере техникознания, взаимосвязи технических и естественных, технических и общественных дисциплин, в области взаимосвязи биологического и социального, биологического и технического знаний, психологии и географиипедагогики и философии, педагогики и психологии, педагогики и социологии.

Основной базой исследования явились общеобразовательные школы республики. Различными видами эксперимента было охвачено 1344 учащихся начальных классов общеобразовательных школ № 3, 10 г. Худжанда, № 12, 57 Исфаринского, № 31, 33, 49 Б. Гафуровского, № 7, 42, 47 Ганчинского районов Согдийской области.

Работа проводилась в несколько этапов:

На первом этапе (2002;2004 гг.) выявлено состояние изученности проблемы, проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, выявлено состояние изученности проблемы, разработан научный аппарат исследования. Сформулировано понятие «индивидуальная интеллектуальная возможность младших школьников», построена теоретическая модель, разработаны исходные теоретические предпосылки исследования и обобщен опыт работы учителей.

На втором этапе (2004;2006 гг.) разработана модель формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей в начальных классах общеобразовательной школы. Определено содержание опытно-экспериментальной работы, разработана методика оценки эффективности формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей в начальных классах общеобразовательной школы.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) проведено эмпирическое исследование инновационных процессов и особенностей инновационного формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей в начальных классах общеобразовательной школы. Был организован и проведён обучающий эксперимент, уточнены задачи исследования, сформулированы промежуточные выводы и внесены необходимые уточнения и дополнения в программу обучения. Велась апробация результатов исследования, их внедрение в практику работы учителей начальных классов общеобразовательных школ.

На четвертом этапе (2008;2010 гг.) систематизированы и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, даны рекомендации, сформулированы общие выводы исследования, оформленные в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• уточнены основные и производные показатели формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных1 интеллектуальных возможностей в начальных классах общеобразовательной школы Республики Таджикистан;

• исследованы особенности формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей в начальных классах общеобразовательной школы Республики Таджикистан и обоснованы возможности их формирования;

• выявлены и эксперртментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей в начальных классах общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в системном осуществлении личностно — ориентированного обучения в процессе формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом их индивидуальных интеллектуальных возможностей в начальных классах общеобразовательной школы Республики Таджикистанв определении системы объективных показателей и осуществлении моделирования готовности учителей начальных классов к формированию учебных умений и навыков младших школьников в контексте развития индивидуального интеллектуального потенциала учащихся.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы дают возможность проведения реальной педагогической работы по формированию учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей в начальных классах общеобразовательной школы Республики Таджикистан. Практически значимой является педагогическая апробация формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных * возможностей в начальных классах общеобразовательной школы, описание * специфики данной работы. Результагы исследования могут быть использованы в разработке учебных планов, учебников, программ и пособий для учителей общеобразовательной школы, в практике повышения квалификации учителей начальных классов общеобразовательной школы, а также в рамках реализации республиканской целевой программы «Формирование учебных умений и навыков младших школьников «.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных объекту, предмету, задачам исследования, использованием репрезентативного объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием результатов количественного и качественного анализов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждалась ' на заседании кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова и рекомендована к защите.

Результаты исследования были представлены в докладах на конференциях, теоретических семинарах, педагогических чтениях (2002 — 2010гг.), на Международных конференциях (2003, 2010гг.), конференциях молодых ученых Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (2002 — 2010гг.).

Результаты исследования нашли отражение в научных публикациях автора, которые указаны в автореферате.

На защиту выносятся следующие положения: в формирование учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей в начальных классах общеобразовательной школы имеет свои особенности и способствует воспитанию целостного восприятия мира;

• процесс формирования учебных умений и навыков младших школьников в условиях учёта и стимуляции индивидуальных интеллектуальных возможностей обеспечивается комплексом инновационной технологий обучения, использования специальных заданий и памяток;

• педагогические условия, включающие взаимодействие и сотрудничество в системе отношений «учитель-ученик» обеспечивает успешность процесса формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей;

• формирование учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей в начальных классах общеобразовательной школы обеспечивается переориентацией деятельности учителей на личностно-ориентированный подход;

Структура работы. Она соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, списка литературы, приложения. Содержание диссертации изложено на 176 страницах компьютерного набора. В тексте имеется 19 таблиц, 6 рисунков.

Список литературы

насчитывает 205 наименований.

Выводы по второй главе.

Проведенная нами в ходе исследования опытно-экспериментальная работа, нацеленная на формирование учебных умений и навыков учащихся начальных классов с учётом их индивидуальных интеллектуальных возможностей, наши наблюдения за ходом обучения в экспериментальных классах, беседы с учителями, учениками, анализ контрольных работ, задач различного уровня, проводимых в экспериментальных и контрольных классах, позволили сделать следующие выводы:

1.Обучение учащихся было организовано с учётом их индивидуальных интеллектуальных возможностей с применением технологий, нацеленных на повышение уровня самостоятельности, творческой активности, интеллектуальное и логическое развитие мышления:

— поисковая активность учащихся обеспечивалась применением интерактивных и проблемных методов обучения и организацией особого типа взаимодействия между учителем и учащимися (сотрудничество), которое проявлялось в ходе коллективного учебного диалога;

— предложенные задания-были доступны ученикам начальных классовотвечали требованиям их возрастных и психологических особенностейи значительно повлияли наинтеллектуальное развитие, младших, школьников!

2.Данные, полученные в результате организованного шши обучения, свидетельствуют о том, что произошел качественныйсдвиг в* уровне умственногоразвития, логического мышлениясамостоятельноститворческой активности младших школьников, о чем мы судили по тому, что: -зйачйтельно сократилось числоучащихся, которым? прй'-''вып6лненйй: тех или иных заданий требовалась бы внешняяопора-! ' .

— существенно повысился уровень самостоятельности учащихся-, т. е. произошло сближение уровня действий: по подражанию и самостоятельных ' действий;

— в несколько раз повысилось качество обучения, в частностиисчез ~ формализм в усвоении понятий, понятия усваивались более детально й сознательно, деятельность учащихся становилась рефлексивной;

— возросла, осознанность выполняемых детьми действий, что нашло свое выражение в их умении объяснить выполненное задание- «.

— повысилась активность наурокеинтерес к интеллектуальной деятельности, у слабоуспевающих детей появилось позитивное отношение к учёбеготовность к обучению.

3 .Предложенные задания и технология обучения способствовали развитию связной речи младших школьников. Высказывания детей стали более точными, убедительными и доказательными.

4.Умение учащихся осуществлять перенос полученных знаний и умении в другие условия свидетельствует о том, что они приобрели качества обобщенных интеллектуальных знаний и умений, не связанных со спецификой рассматриваемого материала.

5. Индивиду алный подход к обучению особенно эффективен и результативен в случае, если он используется в русле развивающих технологий, применяемых в начальной школе (технология развивающего обучения Д. Б. ЭльконинаВ.В.Давыдова, система развивающего обучения Л.В.Занкова).

6.Указанный подход в контексте развивающих технологий обеспечивает творческое развитие личности младшего школьника, включая её направленность, психические процессы, подструктуру социального опыта (знания, умения, навыки), все другие его стороны и особенности.

7.Учёт индивидуальных" интеллектуальных ' возможностей при формировании учебных умений и навыков младших школьников способствует повышению уровня самостоятельности учеников, включает их в самостоятельную мыслительную поисковую деятельность. Он создаёт и поддерживает у учащихся начальных классов интерес к учёбе и способствует. — - сознательному усвоению программного материала. «Пш.

Таким образом, организуя процесс обучения в начальных классах с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей детей, можно целенаправленно организовать мыслительную деятельность учеников и, следовательно, развитие его сделать управляемым, осознанным процессом.

Заключение

.

Изучение теоретических основ индивидуального обучения позволило выявить, что учёт индивидуальных интеллектуальных особенностей учащихся начальных классов при формировании учебных умений и навыков является одним из основных элементов развивающего обучения, так как он способствует эффективному и всестороннему формированию познавательной активности и самостоятельности учеников. Индивидуальный подход к обучению — это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенного в личности каждого' ученика: Только1 зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебныйпроцесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его возможностей.

Общий анализ психолого-педагогической литературыотносящейся к теме исследования, и наши эксперименты по организации индивидуального обучения позволили изложить наше мнение относительно индивидуализации обучения:

1. Индивидуализация обучения требует дифференциации учебного" —материала, разработка структуры заданий и поручений предполагает разный уровень сложности и объема. «, .

2. Учёт индивидуальных интеллектуальных возможностей в учебном процессе создает условия для целенаправленного и творческого развития личности, осознавшей конечную цель и задачи обучения, также способствует активизации и усилению мотивации обучения, формированию прогрессивной педагогической мысли.

3. Конечная цель индивидуализации обучения — формирование и развитие индивидуальных способностей учащихся, воспитание такого человека, который является благодаря своим специфическим особенностям известной и неповторимой личностью.

4. В процессе организации индивидуального подхода учитель должен опираться на такие требования:

— он должен быть один во всех ученических группах- -должен быть в состоянии определять и чувствовать динамику роста своих воспитанников (имеется в виду переход воспитанников из слабой группы в передовую);

— должен представлять возможности коллективной работы в разных группах;

— должен представлять возможности выбора структуры работы с каждой ученической группой. Из изложенного выше вытекает, что:

— учебные методы и средства, рекомендуемые для каждого ученика, лишь тогда будут иметь развивающий характер, когда они соответствуют.

I 1 1 * уровню развития каждого ученика (это возможно при дифференциации внутри класса);

— развитие интеллектуальных возможностей учащихся — важное движущее средство, которое по содержанию и степени сложности соответствует уровню возможностей учащихся, воспитывает в них умение заняться интеллектуальным трудом.

Для эффективной организации индивидуального обучения учителя должны брать во внимание ряд условий и факторов:

1. Определение степени усвоения материала и очевидности для ребенка результата обучения, ибо, когда ученику ясны цели обучения, задания соответствуют возможностям и знаниям учащихся, когда ценятся их успехи в обучении, учащиеся с интересом берутся за выполнение заданий. Эго же пробуждает интерес в учащихся к учебе и обеспечивает их сознательное отношение к учебному материалу.

2. Необходимо брать во внимание определяющие факторы между уровнем запросов и образованием. Уровень запросов должен быть выше непременного уровня усвоения учебного материала. То есть индивидуализация в обучении осуществляется не за счет того, что одному предлагается меньше заданий и поручений, относительно легких, другомусложнее и больше, а за счёт постановки разных потребностей в выполнении одинакового материала. На наш взгляд, в сегодняшних учебниках вопросы и задания должны быть разработаны так, чтобы учитывался уровень зпахт^-х^ ^ возможностей как слабых, так и сильных учащихся.

3. Обучение должно обеспечить постепенное развитие учащихся: по уровню образования, то есть к учащимся, находящимся на низком уровне или ступени образования, не следует предъявлять высокие требования, ые следует также на данной ступени задерживать развитие активных учащихо^х.

4. В организации групп необходимо брать во внимание индивидуального возможности каждого учащегося, на которых основывается организа? хил индивидуального подхода в обучении, то есть организовать обучение ца разном уровне знаний и возможностей группы учащихся.

Таким образом, в организации индивидуального подхода необходгзпмо брать во внимание три фактора: * • -. ^.

1. В отношениях с детьми, особенно слабыми, необходимо € 5:е*гть искренним, в тоне речи учителя, в отношениях наставника они ДолЬяст^бд ощущать настоящую любовь и заботу. В его лице они должны увидеть самого близкого себе человека, учиться без всякой боязни обращать. ся к нему.

2. Учитель должен уметь видеть и находить в обучении, в заданиями поручениях малейшие успехи ребенка. Он должен рассказать об этом классу, похвалить малейшие положительные качества, сформировавшиеся в ученике, дать им хорошую оценку, что будет напутствовать ученика на решение &euro-5олтее сложных задач.

3. Выдвижение упражнений и заданий при учете возможностей ученика.

Следует отметить, что в плане составленной тематики учитель допог-сен определить перспективу работы со слабыми учениками, содержание и методику работы. Для предложения заданий ученикам должны быть взяты во внимание следующие условия и факторы:

-.учет готовности ребенка к выполнению заданий, в какой степенейон усвоил задание, какие выработал умения и навыки по учебной теме—.

-.учитель должен знать, на какой стадии готовности в данный зугомент находится каждый из его учеников;

-.перед организацией индивидуальной работы следует пР&Д1<5тавить всему классу рекомендации с требованиями, предъявляемыми кработе В процессе исследования проблемаформирования учебных Умений и навыков младших школьников/ с учётом индивидуальных интеллек-х^алБр1ЫХ: возможностей рассмотрена с различных педагогических позиций, которые позволили прийти к следующим’выводам: • • • ' -. ;

1." Индивидуальный подход в обучении опирается на ряд дидактических принциповк которым «относятся принцип доступности, 11а1^1дНС)ё'1п обучения, соответствия обучения интеллектуальным возмо5 $сНо'СТ (1М учащегося, принцип последбватёльности ' и системати ч ностй, от прс>е:гогЬ-, к-сложному, от легкого к трудному, принцип сознательности обучения • применения знаний на практике и др. .,•>-'.'' '.

2.ч Индивидуальный подход в обучении позволяет обеспечить деятельность всего класса, устраняет отставание учащихся. Он Иыеет и воспитательную тенденцию.-. ибо именно организация индивидуального подхода, который осуществляется в соответствии со знаниями возможностями и способностями учащихся, позволяет учащимся5 поверить в свои, силы, проявляется желание и интерес к школе и учёбе. •.. 4.

3. Исследование современного состояния организации, и нди в и дуального подхода к учащимся показывает, что эта проблема в начальных классах не практикуется еще в должной мере, ибо учителя не имеют Достаточного представления об организации индивидуального подхода в обучении и делении классов на группы — способах проведения внутренней дифференциации-технологии сотрудничества в малых группах.

4. Метод организации учебного. процесса, основанного на индивидуальном подходе, активизирует познавательный интерес Младших школьников, приучает их к выполнению логических действий: сравнению и обсуждению элементов исследования, поиску, что способствует развитию логического мышления и связной речи учащихся.

5. В организации и проведении индивидуальных работ велика роль учителя, его мастерства и педагогического такта. Учитель должен хорошо знать данную проблему, разнообразные пути ее организации, словом* должен быть вооружен с научной, практической и методической стороны.

6. Для организации индивидуальной работы учащихся средней успеваемости важную роль «играет использование «Памятки», в которой указаны рациональные пути и методы выполнения заданий и образны выполнения.

7.Индивидуальньтй подход особенно эффективен и результативен * в случае, если он используется в русле развивающих технологий обучения, применяемых в начальной школе (технология развивающего обучения Д- *Б.~ ЭльконинаВ.В.Давыдова, система развивающего обучения Л.В.Заикова) «л *.

8.Указанный подход в контексте развивающих технологий обеспечивает творческое развитие личности младшего школьника, включая её направленность, психические процессы, подструктуру социальногоопыта (знания, умения, навыки), все другие его элементы и особенности.

9.Учёт индивидуальных интеллектуальных возможностей при формировании учебных умений и навыков младших школьников способствует повышению уровня самостоятельности учеников, включая их в самостоятельную мыслительную поисковую деятельность. Он создаёт и поддерживает у учащихся начальных классов интерес к учёбе и способствует сознательному усвоению программного материала.

10. Оптимальной формой развития интересов младших школьников является творческая познавательная деятельность, которую невозможно обеспечить без учёта индивидуальных интеллектуальных возможностей учеников. Такая форма организации учебно-воспитательного процесса повышает уровень познавательных интересов школьников, успеваемость, меняетценностные ориентиры, ведет к творческому самовыражению главной формы деятельности.

11. Наиболее эффективными путями развития познавательных иптерео0 В школьников являются комбинирование групповых, фронтал индивидуальных форм работысоздание положительной эмоцио нальет от} атмосферы и обстановки доброжелательности и открытости в обще^^ предоставление возможности каждому ученику для разтзх-г-хгх^ интеллектуальной и творческой активности, использование традиционных^- • ^ нетрадиционных методик организации урокапоэтапное применение цГр ^ игровых ситуаций в учебном процессе;

12. Необходимым условием успешности процесса развцТИя познавательных интересов младших школьников является специалть.^. подготовка учителя начальных классов, оказывающая позитивное влижнрте*.

НЛ «другие аспекты педагогической подготовки. ' «.

Полученные по итогам экспериментальной работы результаты дают Нам основание выдвинуть следующие рекомендации:

1.Совершенствование учебного процесса в общеобразователен^^ школах Республики Таджикистан объективно ставить вопрос дальыейШего исследования важнейших направлений в контексте формирования и развития интеллектуальной культуры школьников всех концентров обучения.

2.На концептуальном и эволюционном уровне следует раск-рг>1Тг теоретические, психолого-педагогические и прикладные аспекты развития интеллектуального потенциала школьников, в том числе старшего класса.

3.Необходимы новые методологические и инновационные подходы г< решению научпо-практических основ формирования умственной и интеллектуальной культуры учащихся общеобразовательных «школ Республики Таджикистан.

4. Следует исследовать формы интегрированного обучения, Прп котором деятельность педагогов начальной школы в ходе образовательного процесса будет акцентирована на повышение индивидуальных интеллектуальных возможностей учеников, обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций и на основе вариативного содержания уроков.

Поэтому считаем возможным рекомендовать к внедрению в учебно- -воспитательный процесс начальной школы разработанные нами методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию учебных умений и навыков младших школьников в условиях учёта индивидуальных интеллектуальных возможностей.

В своем исследовании мы попытались осветить один из возможных путей совершенствования процесса развивающего обучения учащихся начальной школы. Затронутые в исследовании вопросы не исчерпывают целиком' ~ -проблему организации учебного процесса с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейших разработок и уточнений. Однако уже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения практических задач, стоящих перед педагогами.

Дальнейшая работа по проблеме исследования может затронуть следующие вопросы:

— внедрение материалов исследования в практику работы школы- -преемственность между начальным и средним звеном школы в работе по учёту индивидуальных интеллектуальных возможностей при формировании учебных умений и навыков школьников;

— разработку система подготовки учителей начальных классов к проведению такого рода работы с учащимися начальных классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И., Икромова Ф. Родной язык (учебник для второго класса). Душанбе. 2005.
  2. Г. С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности. М., 1982. 196 стр.
  3. Авиценна. Избранные произведения. Том 2, Ирфон, 1983, стр. 25.
  4. Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Материалы научного симпозиума в Тарту, 1969 г. рост.И. Э. Унт. Тарту, 1970. 246 стр.
  5. С. Воспоминание. Душанбе. 1954, стр. 205−206)
  6. А. Психологическое тестирование: кн.2/ Под. ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского М., 1982.
  7. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1-М., 1980.
  8. . Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренность. М.→ -АПН РСФСР, 1962.
  9. Антонова Г. П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников". // Вопросы психологии. 1967. № 2, стр.89−100
  10. А.К. Обучение математике в первом классе. Пенза, 1995- 104с. .
  11. А.К. Приемы организации развивающего обучения. //Начальная школа. -1995. № 3. — С.35.
  12. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. 208с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  14. Ю.К. Принципы обучения в современной общеобразовательной школе. //Народное образование. 1979. — № 2. — с. 10- 14.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.1977. 251 стр.
  16. Ю.К. Оптимизация педагогического процесса. 2-изд. Киев. 1984. 374 стр.
  17. М. А., Бельтюкова Г. В., Поливщикова А. М. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1973. -304с.
  18. О. В. Дифференцированное обучение решению математических задач//1. Начальная школа. 1999. № 2
  19. ГС. Деятельная сущность человека как философский принцип. М&bdquo- 1966. -С 254.
  20. JI. В. Методика обучения математике в начальных классах. Москва. «Владос». 2005
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-190с.
  22. JI. А. Прием классификации при обучении математике// Начальная школа. 1988. — № 5. — С.36−39
  23. Блонский Г1.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964,-547с.
  24. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. -М., 1979- 400с. (Развитие мышления школьника: 5−118) /
  25. Т.Г., Корнилова ТВ. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагентство, 1994. — 68с.
  26. Д. Н. Формирование приёмов умственной работы как путь развития мышления и активизация учения. // Вопросы психологии. -1962. № 4 стр. 28
  27. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. 1968. — 308 с.
  28. . Хамидов Р. Родной язык (учебник для третьего класса). Душанбе. МЛТ OPEC 2003
  29. A.A. Индивидуальный подход в обучении// Советская педагогика.1965. № 7.стр. 70−83
  30. A.A. Преодолевать неуспеваемос! ь. В книге «Дидиктика средней школы» М.1975. 192 стр.
  31. Г. В. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. //Хресюматия по психологии. М., 1987.
  32. И.Т. Дифференцированное обучение важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968.
  33. И.Т. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке. Новгород. 1972.стр.70.
  34. Н. Ф. Использование математических игр на уроке. // Начальная школа.1991.-№ 3.-С. 27−29.
  35. А.Л., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста —Томск., 1993.
  36. Н.Е., Дьяченко О. М. Еще не поздно. М., 1992.
  37. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Л., 1989.-74с.
  38. Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги Российского совещания по начальной школе. //Начальная школа. 1997. -№ 4.- С. 11−14.
  39. Воспитателю о работе в семье. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. Москва. «Просвещение» 1993, стр. 90.
  40. Л.С. Возрастные возможности усвоения, знаний, (младшие классы). -М.: Просвещение, 1966. 442с. .
  41. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический ' ' очерк. М., 1991.
  42. Л. С. Избранные психологические исследования. М: АПН РСФСР"
  43. Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л., Учпедгиз, 1935. г
  44. В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в, школе и семье. Пенза. 1958.116 стр.
  45. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. //Вопросы психологии, 1969, № 1.
  46. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн. Исследование мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966.-238с.
  47. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965 (на правах рукописи).
  48. Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991
  49. Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 19с.
  50. Давлстшир1а, А А. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников- // Начальная школа. 1993. — № 3. -С. 10−13.
  51. Дорозской: Л. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М., Российскос: пед"1гопическое агентство, 1998. 210с.,. .
  52. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Знание, 1996.55. Дьяченко В .К. Организационная структура учебного процесса. М., .1989г.
  53. Ермолаева.М.В., Захарова А. Е., Калинина Л. И., Наумова С. И. «Психологическая-практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 г... .
  54. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.1961. 239 стр. .
  55. Журавлева, Н. Т. Коллективные формы работы на уроках математики//-Начальная школа. 2000. № 5 стр.36−41.
  56. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. //Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. 7 Тюмень, 1990.- с. 8−9.
  57. Загвязинский В.'И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001.
  58. Е.В., «Упражнение, для1 формирования навыков чтения у младших школьников»//Вопросы психологии. 1995 г.
  59. Зак А.З. 600 игровых задач для, развития логического мышления детей. -Ярославль: «Академия развития», 1998. 192с.
  60. Зак А. З. Различия в мышлении детей. / Учебно-методическое пособие. М.: изд. Российского открытого университета, 1992.- 128с.
  61. . Л. В. О начальном обучении. М.: АПН РСФСР, 1963.
  62. Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: АПН РСФСР. — 1963. -240с.
  63. Л. В. О предмете и методе педагогических исследований. М.1962.172 стр.
  64. JI.B. Дидактика и жизнь. М. 1968. 175 стр.
  65. А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. — Т.1 (Учение Ж. Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 — 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 — 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 — 235, 248 — 257)
  66. У. Теоретико- практические основы дифференцированного обучения в школах Республики Таджикистан. Душанбе. 1999.)
  67. Изучение развития учащихся учителем: Методические рекомендации для учителей начальных классов. /Отв. ред. М. В. Зверева. Самара: изд-со «СамВен», 1992. — 112с.
  68. Индивидуальные варианты развития младших школьников/ Под. ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М., 1973.
  69. Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1985. — 64с.
  70. Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: LfNK. A:> — PRESS- Издат. Центр «Академия»,' 1998.- 288с. t
  71. Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у 1 > школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1962. — 376с.
  72. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96с.
  73. Н.Г., Назарова Т. С. Методы и формы организации учебной работы в младших классах. М., 1974.
  74. Л.Ф. Об усилении гуманистической направленности обучения в начальных классах. // Начальная школа. 1991. — № 2. — С. 2−7.
  75. В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, 1996.
  76. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -М.: Просвещение, 1980. 158стр.
  77. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.
  78. С. А., Кум ко в, а Т. А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие длястудентов средних пед. учебных завед. Москва. Издательский пен гр «Академии"а 1998−432 стр.
  79. КоменскийЯ.Л. Избранные педагогические сочинения, т. 1.-М., 1939, С. 163.
  80. А. Н. Индивидуально типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М., 1968.
  81. В.А. Задания развивающего характера к уроку математики. //Начальна^ школа. 1994. — № 5. — С.22−23
  82. В.Г. О некоторых индивидуальных различиях высокоуспевающих в средтгхпе школах. // Советская педагогика. 1966. № 7 стр. 92−98
  83. Л. Что делает человека счастливым? // Вопросы психологии. 1996. -8.
  84. Н.К. Педагогические сочинения, 1. 1. М: Педагогика, 1978.-366с.
  85. Крупская Н К. Педагогические сочинения, 1. 5. М.: Педагогика, 1959.-688с.
  86. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303с. (
  87. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224с. —. ¦
  88. В.Л., Цехмистрова Т Д. Формирование у учащихся умения учиться 144.: Просвещение, 1983. — 80с, *
  89. Н.С. Легко ли быть одаренным? // Семья и школа. 1990. № 6. С. 34
  90. Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
  91. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. стр.98
  92. Леонтьев А. А Научите человека фангазировахь (творчество и развивающее образование). // Вопросы психологии. 1998. — № 5, — С. 82.
  93. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1981. -584с.
  94. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика 1981. -186с.
  95. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. — С.51−52.
  96. Лехова В. Г1. Дедуктивные рассуждения в курсе математики начальных классов. //Начальная школа. 1988. — № 5. — С.28−31.
  97. A.C. Методика формирования самоконтроля учащихся в процессе учеСпих занятий. М.1973. 137 стр.
  98. М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. //Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−20.
  99. И.И., Копчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5 — 43)
  100. М. Гуманистическая педагогика. Душанбе, 1994.
  101. М. Обучением первом классе. „Маориф“, 1992, стр. 50
  102. М. Родной язык (учебник для первого класса). Душанбе, „Сарпараст“, 2005.
  103. М. Современная дидактика. Душанбе, 2001.
  104. М. Урок. Душанбе. Л995. 192 стр.
  105. М., Шарифов Ф. Абдуллаева И. Родной язык (учебник для четвертого класса). Душанбе.2005
  106. С.М. Когда легко учиться. М.: Педагогика, 1985. -176с.
  107. A.A. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1971. — 415с.
  108. A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение. 1977. — 224с.
  109. А.Л. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965.-364с.
  110. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М. 1988. 191 стр.
  111. К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т.20. М., 1961. — 827с.
  112. М.В., Михальчик Т.С, Патрипа К. Т. Психология младшего школьника.- М.: Просвещение, 1976. 208с.
  113. С.П. Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник.- 1994г//
  114. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. -208с.
  115. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.:1. Педагогика, 1975. 368с
  116. H.A. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1970. — 32с.
  117. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 222с.
  118. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии. 1994. «№ 5. — С. 86−95.
  119. B.C. Детская психология: Учебник. /Под ред. А. А. Венгера. М.: Просвещение, 985. — 272с.
  120. .П. С тупеньки творчества или развивающие игры. М, 1989.
  121. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М: МГУ, 1972.- 152с.
  122. А.Ф. Детская психология- теории, факты, проблемы.-М., 1995.
  123. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 1-й год обучения: Книга для учителя. /И.И. Аргипская, И .Я. Дмитриева, A.B. Полякова, 3 И. Романовская. М.: Просвещение, 1991. -240с.
  124. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов. д
  125. А.В .Петровский, А. В. Брушлинский, В. Г1 Зинчепко и др.- под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 464с.
  126. Р.В. Справочная книга школьного психолога -М., 1993.
  127. Одарённые дети» Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого., М., 1991.
  128. Л.А. Индивидуализация учения младших школьников с учётом особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. канд. дисс. Челябинск, 1978.
  129. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998 г.
  130. О.И., Сазонова Л.И, Выявление способности ребенка анализировать, сравнивать, обобщать. //Начальная школа. 1994 — № 9. -С. 30−33.
  131. . Избранные психологические труды. /Пер. с француз. В. А. Лекторского и др./. М.: Просвещение, 1968. — 659с.
  132. . Суждение и рассуждение ребенка. Санкт- Петербург: СОЮЗ, 1997. -288с.
  133. П.И., Коротяев В. И. Самостоятельная деятельность в обучении. -М.-.МГПИ, 1978. 190с.
  134. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. МЛ980. 240 стр.
  135. Н.М. Мышление дошкольника -М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 123. Формирование наглядно — образного мышления у дошкольников: 162 -237)
  136. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие. /Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. -142с.
  137. Л.Я. Знание, мышление и умственное развитие. М: Просвещение, 1967.-264с.
  138. Проблемы способностей в советской психологии. Межвузовс. с. науч. тр. Л, 1984.
  139. Программы средней общеобразовательной школы. Москва Проев. 1968.
  140. Программа начальных классов. Душанбе. Ирфон. 1972.
  141. Программа начальных классов. Душанбе. Маориф, 1987.
  142. Программа начальных классов. Душанбе. «Матбуот», 2002.
  143. Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1−4). М, Просвещение, 1996.
  144. Н.Ю., Фролова C.B. От творческой личности к творческому коллективу. //Начальная школа. 1991. — № 2, — С. 10−11.
  145. Протокол заседания коллегии МОРТ. № 14/27 от 28.11.2008
  146. Психология одаренных детей и подростков. М., 1996.
  147. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. /Под ред. H.A. Менчинской. М. Педагогика, 1971. — 272с.
  148. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975. 184 стр.
  149. Л.А., Савина Л. П. Задания по выбору учащихся и некоторые приемы их составления //Начальная школа. 1999. № 11.
  150. А.И. Психологические основы управления умственной деятельностьюучащихся в процессе обучения. М.: ЛГПИ, 1971. — 72с.
  151. СЛ. Бытие и сознание. М., 1957. — С. 45.
  152. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М. АН СССР, 1958.-147с.
  153. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком. 1998.-688с.
  154. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. //Вопросы психологии. -1960. № 3.
  155. Сбориик программ для четырехлетней начальной школы, (система Л. В. Занксза). Самара. «Федоров"'. 2005.
  156. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. -М., 1965. -48с.
  157. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96с.
  158. М.Н. Соверщенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. -206с.
  159. Р.Ф. Логические и матемашческие игры. Минск: Нар. Асвета, 1977. -96с.
  160. В. Как мы понимаем способности // Семья и школа. 1989. — № 4. -С.61
  161. Г. Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении // Начальная школа. 1986.№ 11
  162. Г. Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся // Начальная школа. 1987. № 1.
  163. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. -272с.
  164. II.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-344с.
  165. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175с.
  166. С. Групповая работа в развивающем обучении. Рига, 1997.
  167. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. М.: Издательство „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.-224с.
  168. В.А., Уханова Л. Д. Развитие познавательных способностей у школьниковв условиях уровневой дифференциации// Начальная школа. 1999. № 2
  169. Л.Ф. Развитие интеллектуальных-способностей школьника. -Ярославль: „Академия развития“, 1997. 240с.
  170. Л.Ф., Басов A.B. Развитие логического мышления детей. Ярославль. „Академия'развития“, 1997. — 240с.
  171. Тонких А. Г1. и др. Логические игры и задачи на уроках математики. Ярославль: „Академия развития“, 1997. — 240с.
  172. УнтИ.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., Д990. 371стр.
  173. Унт.И. Э. Элементы дифференциации и индивидуализации обучения. В.кн. „Проблемы школьного учебника“ Вып.20. М. 1991. стр.72−83.
  174. Управление умственной деятельностью и умственное развитие учащихся: Сб. научных трудов. /Ленинградский госпединститут им. А. И. Герцена. /Отв. ред. А. И. Щербаков. Л.: ЛГПИ, 1973.-130с. ».. .
  175. Учебная программа начальных классов. Душанбе. 2007. ,
  176. К.Д. Детский мир. Хрестоматия. Первые уроки логики. Собр. соч. т.4. — М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. — 678с.
  177. Т.Е., Зеленина Л. М. О курсе русского языка, построенном на. познавательной активности и самостоятельности учащихся // Начальная школа. -1999. -№ 9. -С.44−47.
  178. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд. МГУ, 1981. -304с.
  179. Г. А. Зачел! дегям учиться вместе? М., 1985.
  180. Г. А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников. //Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.
  181. Т. Учет индивидуально психологических особенностей детей // М. 1986.
  182. Шабалина 3, П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная-школа. 1990. № 6.
  183. И. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. Братислава, 1985.
  184. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 202с.
  185. Э. Устный пересказ и развитие речи младших школьников. Худжанд.1998.
  186. Э. Занимательный букварь. Худжанд. 2008.160 стр.
  187. Э. Методика развития речи младших школьников" Худжанд.2009. 208 стр. ' «'
  188. Шарипов Э&bdquo- Каримова М. и др. Взаимосвязь лексических и грамматических заданий основа развития связной речи младших школьников. Худжанд. 2009. 112 стр.
  189. Ф. Интегрированное обучение основа развития и воспитания, Душанбе, Маориф, 1995.- 143 с.
  190. Ф. Интегрированное обучение- проблемы, поиски и размышления: в 2-х частях. Душанбе. 1999, 2000.
  191. Ф. Теория и практика интегрированного обучения на, начальном этапе средней школы. Автореф. дисс. д.п.н. Душанбе 1997. 50 с.
  192. Ф. Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы. Душанбе: Маориф, 1997 194 с.
  193. Е.И. Экспериментальные исследования. Динамика когнитивных и некогнитивных личных показаний одаренности у младших школьников // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 111−122.
  194. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Просвещение, 1962. — 230с.
  195. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160с.
  196. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение. — 1979. — 159 с.
  197. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960. — 328с.
  198. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  199. B.C. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек». -М.: Знание, 1986.
  200. B.C. К вопросу о познавательной потребности у школьников. М.- Просвещение. — 1986. — 112 с.
  201. И.С. Личностно-ориен тированное обучение в современной школе.1. М., 2000.- 87 с.
  202. И.С. Развивающее обучение. М. 1979.144 стр.
  203. И.С. Психолого педагогические проблемы дифференцированного обучение. // Советская педагогика. 1991. № 4 стр.44−52
Заполнить форму текущей работой