Особенности формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей
Диссертация
Изучение теоретических основ индивидуального обучения позволило выявить, что учёт индивидуальных интеллектуальных особенностей учащихся начальных классов при формировании учебных умений и навыков является одним из основных элементов развивающего обучения, так как он способствует эффективному и всестороннему формированию познавательной активности и самостоятельности учеников. Индивидуальный подход… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- 1. 1. Теоретические подходы к изучению и учёту индивидуальных интеллектуальных возможностей младших школьников в разные периоды развития психолого-педагогической мысли
- 1. 2. Анализ учебных планов, учебных программ, учебников и учебных пособий на основе идеи учета индивидуальных умственных возможностей младших школьникрв.:.й
- 1. 3. Современное состояние начального образования и принцип учета индивидуальных интеллектуальных возможностей учащихся начальных классов (констатирующий эксперимент)
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
- 2. 1. Критерии определения. содержания начального образования, опирающиеся на индивидуальные умственные возможности учащихся
2.2. Инновационная технология эффективного формирования учебных умений и навыков в условиях учёта и стимуляции индивидуальных интеллектуальных возможностей детей на начальном этапе обучения формирующий эксперимент). 117
Выводы по второй главе. 167
Список литературы
- Абдуллосв И., Икромова Ф. Родной язык (учебник для второго класса). Душанбе. 2005.
- Абрамов Г. С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности. М., 1982. 196 стр.
- Авиценна. Избранные произведения. Том 2, Ирфон, 1983, стр. 25.
- Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Материалы научного симпозиума в Тарту, 1969 г. рост.И. Э. Унт. Тарту, 1970. 246 стр.
- Айни С. Воспоминание. Душанбе. 1954, стр. 205−206)
- Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/ Под. ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского М., 1982.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1-М., 1980.
- Ананьев Б. Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренность. М.→ -АПН РСФСР, 1962.
- Антонова Г. П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников". // Вопросы психологии. 1967. № 2, стр.89−100
- Артемов А.К. Обучение математике в первом классе. Пенза, 1995- 104с. .
- Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения. //Начальная школа. -1995. № 3. — С.35.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. 208с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
- Бабанский Ю.К. Принципы обучения в современной общеобразовательной школе. //Народное образование. 1979. — № 2. — с. 10- 14.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.1977. 251 стр.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса. 2-изд. Киев. 1984. 374 стр.
- Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Поливщикова А. М. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1973. -304с.
- Барииова О. В. Дифференцированное обучение решению математических задач//1. Начальная школа. 1999. № 2
- Батищев ГС. Деятельная сущность человека как философский принцип. М&bdquo- 1966. -С 254.
- Белошистая JI. В. Методика обучения математике в начальных классах. Москва. «Владос». 2005
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-190с.
- Бирюкова JI. А. Прием классификации при обучении математике// Начальная школа. 1988. — № 5. — С.36−39
- Блонский Г1.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964,-547с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. -М., 1979- 400с. (Развитие мышления школьника: 5−118) /
- Богданова Т.Г., Корнилова ТВ. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагентство, 1994. — 68с.
- Богоявленский Д. Н. Формирование приёмов умственной работы как путь развития мышления и активизация учения. // Вопросы психологии. -1962. № 4 стр. 28
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. 1968. — 308 с.
- Воронов Б. Хамидов Р. Родной язык (учебник для третьего класса). Душанбе. МЛТ OPEC 2003
- Бударный A.A. Индивидуальный подход в обучении// Советская педагогика.1965. № 7.стр. 70−83
- Бударный A.A. Преодолевать неуспеваемос! ь. В книге «Дидиктика средней школы» М.1975. 192 стр.
- Бурминская Г. В. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. //Хресюматия по психологии. М., 1987.
- Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968.
- Бутузов И.Т. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке. Новгород. 1972.стр.70.
- Вапняр Н. Ф. Использование математических игр на уроке. // Начальная школа.1991.-№ 3.-С. 27−29.
- Венгер А.Л., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста —Томск., 1993.
- Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Еще не поздно. М., 1992.
- Вергелис Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Л., 1989.-74с.
- Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги Российского совещания по начальной школе. //Начальная школа. 1997. -№ 4.- С. 11−14.
- Воспитателю о работе в семье. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. Москва. «Просвещение» 1993, стр. 90.
- Выготский Л.С. Возрастные возможности усвоения, знаний, (младшие классы). -М.: Просвещение, 1966. 442с. .
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический ' ' очерк. М., 1991.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М: АПН РСФСР"
- Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л., Учпедгиз, 1935. г
- Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в, школе и семье. Пенза. 1958.116 стр.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. //Вопросы психологии, 1969, № 1.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн. Исследование мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966.-238с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965 (на правах рукописи).
- Гюгьбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991
- Григорович Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 19с.
- Давлстшир1а, А А. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников- // Начальная школа. 1993. — № 3. -С. 10−13.
- Дорозской: Л. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М., Российскос: пед"1гопическое агентство, 1998. 210с.,. .
- Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Знание, 1996.55. Дьяченко В .К. Организационная структура учебного процесса. М., .1989г.
- Ермолаева.М.В., Захарова А. Е., Калинина Л. И., Наумова С. И. «Психологическая-практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 г... .
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.1961. 239 стр. .
- Журавлева, Н. Т. Коллективные формы работы на уроках математики//-Начальная школа. 2000. № 5 стр.36−41.
- Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. //Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. 7 Тюмень, 1990.- с. 8−9.
- Загвязинский В.'И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001.
- Закка Е.В., «Упражнение, для1 формирования навыков чтения у младших школьников»//Вопросы психологии. 1995 г.
- Зак А.З. 600 игровых задач для, развития логического мышления детей. -Ярославль: «Академия развития», 1998. 192с.
- Зак А. З. Различия в мышлении детей. / Учебно-методическое пособие. М.: изд. Российского открытого университета, 1992.- 128с.
- Занков. Л. В. О начальном обучении. М.: АПН РСФСР, 1963.
- Занков Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: АПН РСФСР. — 1963. -240с.
- Занков Л. В. О предмете и методе педагогических исследований. М.1962.172 стр.
- Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М. 1968. 175 стр.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. — Т.1 (Учение Ж. Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 — 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 — 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 — 235, 248 — 257)
- Зубайдов У. Теоретико- практические основы дифференцированного обучения в школах Республики Таджикистан. Душанбе. 1999.)
- Изучение развития учащихся учителем: Методические рекомендации для учителей начальных классов. /Отв. ред. М. В. Зверева. Самара: изд-со «СамВен», 1992. — 112с.
- Индивидуальные варианты развития младших школьников/ Под. ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М., 1973.
- Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1985. — 64с.
- Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: LfNK. A:> — PRESS- Издат. Центр «Академия»,' 1998.- 288с. t
- Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у 1 > школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1962. — 376с.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96с.
- Казанский Н.Г., Назарова Т. С. Методы и формы организации учебной работы в младших классах. М., 1974.
- Климанова Л.Ф. Об усилении гуманистической направленности обучения в начальных классах. // Начальная школа. 1991. — № 2. — С. 2−7.
- Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, 1996.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -М.: Просвещение, 1980. 158стр.
- Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.
- Козлова С. А., Кум ко в, а Т. А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие длястудентов средних пед. учебных завед. Москва. Издательский пен гр «Академии"а 1998−432 стр.
- КоменскийЯ.Л. Избранные педагогические сочинения, т. 1.-М., 1939, С. 163.
- Конева А. Н. Индивидуально типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М., 1968.
- Коннова В.А. Задания развивающего характера к уроку математики. //Начальна^ школа. 1994. — № 5. — С.22−23
- Кошевая В.Г. О некоторых индивидуальных различиях высокоуспевающих в средтгхпе школах. // Советская педагогика. 1966. № 7 стр. 92−98
- Круглова Л. Что делает человека счастливым? // Вопросы психологии. 1996. -8.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения, 1. 1. М: Педагогика, 1978.-366с.
- Крупская Н К. Педагогические сочинения, 1. 5. М.: Педагогика, 1959.-688с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303с. (
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224с. —. ¦
- Кулько В.Л., Цехмистрова Т Д. Формирование у учащихся умения учиться 144.: Просвещение, 1983. — 80с, *
- Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным? // Семья и школа. 1990. № 6. С. 34
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. стр.98
- Леонтьев А. А Научите человека фангазировахь (творчество и развивающее образование). // Вопросы психологии. 1998. — № 5, — С. 82.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1981. -584с.
- Лсрпер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика 1981. -186с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. — С.51−52.
- Лехова В. Г1. Дедуктивные рассуждения в курсе математики начальных классов. //Начальная школа. 1988. — № 5. — С.28−31.
- Линда A.C. Методика формирования самоконтроля учащихся в процессе учеСпих занятий. М.1973. 137 стр.
- Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. //Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−20.
- Лисина И.И., Копчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5 — 43)
- Лутфуллоев М. Гуманистическая педагогика. Душанбе, 1994.
- Лутфуллоев М. Обучением первом классе. „Маориф“, 1992, стр. 50
- Лутфуллоев М. Родной язык (учебник для первого класса). Душанбе, „Сарпараст“, 2005.
- Лутфуллоев М. Современная дидактика. Душанбе, 2001.
- Лутфуллоев М. Урок. Душанбе. Л995. 192 стр.
- Лутфуллоев М., Шарифов Ф. Абдуллаева И. Родной язык (учебник для четвертого класса). Душанбе.2005
- Лысенкова С.М. Когда легко учиться. М.: Педагогика, 1985. -176с.
- Люблинская A.A. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1971. — 415с.
- Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение. 1977. — 224с.
- Люблинская А.Л. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965.-364с.
- Малысова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М. 1988. 191 стр.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т.20. М., 1961. — 827с.
- Матюхина М.В., Михальчик Т.С, Патрипа К. Т. Психология младшего школьника.- М.: Просвещение, 1976. 208с.
- Макаров С.П. Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник.- 1994г//
- Маттошкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. -208с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.:1. Педагогика, 1975. 368с
- Менчинская H.A. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1970. — 32с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 222с.
- Молятко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии. 1994. «№ 5. — С. 86−95.
- Мухина B.C. Детская психология: Учебник. /Под ред. А. А. Венгера. М.: Просвещение, 985. — 272с.
- Никитин Б.П. С тупеньки творчества или развивающие игры. М, 1989.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М: МГУ, 1972.- 152с.
- Обухова А.Ф. Детская психология- теории, факты, проблемы.-М., 1995.
- Обучаем по системе Л. В. Занкова: 1-й год обучения: Книга для учителя. /И.И. Аргипская, И .Я. Дмитриева, A.B. Полякова, 3 И. Романовская. М.: Просвещение, 1991. -240с.
- Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов. д
- А.В .Петровский, А. В. Брушлинский, В. Г1 Зинчепко и др.- под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 464с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога -М., 1993.
- Одарённые дети» Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого., М., 1991.
- Осколкова Л.А. Индивидуализация учения младших школьников с учётом особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. канд. дисс. Челябинск, 1978.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998 г.
- Перькова О.И., Сазонова Л.И, Выявление способности ребенка анализировать, сравнивать, обобщать. //Начальная школа. 1994 — № 9. -С. 30−33.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. /Пер. с француз. В. А. Лекторского и др./. М.: Просвещение, 1968. — 659с.
- Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. Санкт- Петербург: СОЮЗ, 1997. -288с.
- Пидкасистый П.И., Коротяев В. И. Самостоятельная деятельность в обучении. -М.-.МГПИ, 1978. 190с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. МЛ980. 240 стр.
- Подъяков Н.М. Мышление дошкольника -М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 123. Формирование наглядно — образного мышления у дошкольников: 162 -237)
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие. /Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. -142с.
- Пономарев Л.Я. Знание, мышление и умственное развитие. М: Просвещение, 1967.-264с.
- Проблемы способностей в советской психологии. Межвузовс. с. науч. тр. Л, 1984.
- Программы средней общеобразовательной школы. Москва Проев. 1968.
- Программа начальных классов. Душанбе. Ирфон. 1972.
- Программа начальных классов. Душанбе. Маориф, 1987.
- Программа начальных классов. Душанбе. «Матбуот», 2002.
- Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1−4). М, Просвещение, 1996.
- Просвирина Н.Ю., Фролова C.B. От творческой личности к творческому коллективу. //Начальная школа. 1991. — № 2, — С. 10−11.
- Протокол заседания коллегии МОРТ. № 14/27 от 28.11.2008
- Психология одаренных детей и подростков. М., 1996.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников. /Под ред. H.A. Менчинской. М. Педагогика, 1971. — 272с.
- Равунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975. 184 стр.
- Радюпова Л.А., Савина Л. П. Задания по выбору учащихся и некоторые приемы их составления //Начальная школа. 1999. № 11.
- Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностьюучащихся в процессе обучения. М.: ЛГПИ, 1971. — 72с.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1957. — С. 45.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М. АН СССР, 1958.-147с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком. 1998.-688с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. //Вопросы психологии. -1960. № 3.
- Сбориик программ для четырехлетней начальной школы, (система Л. В. Занксза). Самара. «Федоров"'. 2005.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. -М., 1965. -48с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96с.
- Скаткин М.Н. Соверщенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. -206с.
- Соболевский Р.Ф. Логические и матемашческие игры. Минск: Нар. Асвета, 1977. -96с.
- Степановский В. Как мы понимаем способности // Семья и школа. 1989. — № 4. -С.61
- Суворова Г. Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении // Начальная школа. 1986.№ 11
- Суворова Г. Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся // Начальная школа. 1987. № 1.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. -272с.
- Талызина II.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-344с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175с.
- Танцоров С. Групповая работа в развивающем обучении. Рига, 1997.
- Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. М.: Издательство „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.-224с.
- Тестов В.А., Уханова Л. Д. Развитие познавательных способностей у школьниковв условиях уровневой дифференциации// Начальная школа. 1999. № 2
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных-способностей школьника. -Ярославль: „Академия развития“, 1997. 240с.
- Тихомирова Л.Ф., Басов A.B. Развитие логического мышления детей. Ярославль. „Академия'развития“, 1997. — 240с.
- Тонких А. Г1. и др. Логические игры и задачи на уроках математики. Ярославль: „Академия развития“, 1997. — 240с.
- УнтИ.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., Д990. 371стр.
- Унт.И. Э. Элементы дифференциации и индивидуализации обучения. В.кн. „Проблемы школьного учебника“ Вып.20. М. 1991. стр.72−83.
- Управление умственной деятельностью и умственное развитие учащихся: Сб. научных трудов. /Ленинградский госпединститут им. А. И. Герцена. /Отв. ред. А. И. Щербаков. Л.: ЛГПИ, 1973.-130с. ».. .
- Учебная программа начальных классов. Душанбе. 2007. ,
- Ушинский К.Д. Детский мир. Хрестоматия. Первые уроки логики. Собр. соч. т.4. — М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. — 678с.
- Хохлова Т.Е., Зеленина Л. М. О курсе русского языка, построенном на. познавательной активности и самостоятельности учащихся // Начальная школа. -1999. -№ 9. -С.44−47.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд. МГУ, 1981. -304с.
- Цукермап Г. А. Зачел! дегям учиться вместе? М., 1985.
- Цукерман Г. А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников. //Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.
- Чиркова Т. Учет индивидуально психологических особенностей детей // М. 1986.
- Шабалина 3, П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная-школа. 1990. № 6.
- Швансер И. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. Братислава, 1985.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 202с.
- Шарипов Э. Устный пересказ и развитие речи младших школьников. Худжанд.1998.
- Шарипов Э. Занимательный букварь. Худжанд. 2008.160 стр.
- Шарипов Э. Методика развития речи младших школьников" Худжанд.2009. 208 стр. ' «'
- Шарипов Э&bdquo- Каримова М. и др. Взаимосвязь лексических и грамматических заданий основа развития связной речи младших школьников. Худжанд. 2009. 112 стр.
- Шарифов Ф. Интегрированное обучение основа развития и воспитания, Душанбе, Маориф, 1995.- 143 с.
- Шарифов Ф. Интегрированное обучение- проблемы, поиски и размышления: в 2-х частях. Душанбе. 1999, 2000.
- Шарифов Ф. Теория и практика интегрированного обучения на, начальном этапе средней школы. Автореф. дисс. д.п.н. Душанбе 1997. 50 с.
- Шарифов Ф. Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы. Душанбе: Маориф, 1997 194 с.
- Щелбанова Е.И. Экспериментальные исследования. Динамика когнитивных и некогнитивных личных показаний одаренности у младших школьников // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 111−122.
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Просвещение, 1962. — 230с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160с.
- Щукииа Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение. — 1979. — 159 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960. — 328с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
- Юркевич B.C. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек». -М.: Знание, 1986.
- Юркевич B.C. К вопросу о познавательной потребности у школьников. М.- Просвещение. — 1986. — 112 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориен тированное обучение в современной школе.1. М., 2000.- 87 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М. 1979.144 стр.
- Якиманская И.С. Психолого педагогические проблемы дифференцированного обучение. // Советская педагогика. 1991. № 4 стр.44−52