Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понимание души в западно-европейской и русской философии: Этико-психологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические и методологические основания. Диссертация выполнена на стыке нескольких научных областей: этики, эстетики, культурологии, психологии. Синтез столь разнообразных исследовательских методик и приемов возможен, на наш взгляд, благодаря тому, что между гуманитарными науками нет жестких границ, как между точными науками. Здесь мы исходим из методологически плодотворной идеи о том, что эти… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ИДЕИ УЧЕНИЯ О ДУШЕ В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭТИКО-ПСИХО-ЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
    • 1. 1. Этико-философские истоки учения о душе в культуре античности 1.2 Западно-европейская рационалистическая традиция понимания души
  • ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ДУШЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
    • 2. 1. Русская религиозно-идеалистическая философия о душе
    • 2. 2. Проблема телесности, духовности, душевности в творчестве М.М. Бахтина

Понимание души в западно-европейской и русской философии: Этико-психологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Кризис духовности в современном мире неизбежно приводит к осознанию того, что социально-экономическое развитие общества невозможно без его духовного роста. В настоящее время центральной темой гуманитарных наук становится проблема внутреннего мира человека, его душевно-духовного состояния. Это свидетельствует, с одной стороны, о неудовлетворенности мыслящей личности увеличением негативных проявлений человеческой природы, с другой — о непрекращающемся поиске выхода из сложившейся ситуации.

Изучение структуры личности, индивидуального сознания в значительной степени затрудняет тот факт, что, несмотря на многовековое существование философии, этики, педагогики, психологии, одна из важнейших категорий, объединяющих эти дисциплины — духовность, не получила общепризнанного определения.

Практика последнего десятилетия, особенно в России, продемонстрировала нравственно-дезориентирующее и психологически-разрушающее воздействие на личность коренных изменений во всех сферах жизнедеятельности. Одним из отрицательных последствий этого является снижение адаптации человека к реальной жизни.

Таким образом, актуальность темы обусловлена, во-первых, кризисным состоянием духовности в современном мире, деформацией системы нравственных ценностей, неопределенностью отношения к месту морали в жизни общества. Философская, моральная рефлексия обращается к «проклятым вопросам» не столько по собственному произволу, сколько вынуждаемая внешними событиями, которые в XX в. представляют собой череду «пограничных ситуаций».

Во-вторых, учение о душе, духе, духовности претерпевало изменения в связи с развитием общественных наук. Роль же нравственности в становлении личности и сейчас остается недостаточно изученной. Очевидна необходимость исследования эволюции представлений о душе для понимания глубинных перемен в сознании человека в информационно-технократическом обществе XX столетия.

В-третьих, исследование нравственных аспектов представлений о душе формируется в связи с уяснением специфики ее философского содержания. В своем сущностном содержании нравственность реализуется через словесно-понятийные средства. Вместе с тем она вырастает из структур души, имеющих неязыковую (доязыковую) и непонятийную природу. Принципиальное значение имеет соображение о том, что «непонятийное и несловесное тоже важны, но не как самоценность, а в связи с понятийным и словесным, как момент их развития» [1]. Структура души и нравственность связаны с внеязыковым содержанием психики и в генезисе, и в реальной динамике. Исследование их взаимодействия позволяет прояснить это содержание.

В-четвертых, в осмыслении сложных связей между представлениями о душе и нравственности остро нуждается современная педагогическая практика. Фундаментальные нравственные потребности формируются как результат целенаправленных усилий педагога, воспитателя вообще, равно учитывающего как образовательную, так и психологическую, и моральную составляющие своей деятельности.

Человек, неотвратимо двигаясь в направлении дифференциации своих способностей, навыков и форм деятельности, тем не менее стремится к собственной целостности.

Степень разработанности проблемы. Всякая культура, если она достигла стадии философской рефлексии, по-своему ставит и решает вопрос о взаимосвязи между представлениями о душе и морали. Оригинальные ответы и подходы дают античная, средневековая, новоевропейская и современная культуры. Русская нравственная философия XIX — XX вв. внесла свой вклад в разработку этой проблемы, уникальной и особенно значимой сегодня.

Комплексный, междисциплинарный характер проблемы детерминирует множественность аспектов ее рассмотрения. В их числе следует указать прежде всего работы авторов, которые анализируют взаимосвязь представлений о душе специально. Это многотомная «История античной эстетики» А. Ф. Лосева [83- 84- 85- 87- 88- 89], «Душа человека» Э. Фромма [154], «Душа человека» С. Л. Франка [145- 154], «Наша душа» Ю. П. Михайлова [97] и др.

Следует отметить, что в качестве предмета автором исследования взята не сама душа непосредственно, а ее рефлексивный образ, т. е. философия души в ее историческом развитии: от древнегреческих досократиков через Платона, Аристотеля, Августина Блаженного к Г. Лейбницу, И. Канту, Г. В. Ф. Гегелю, А. Шопенгауэру, М. Шелеру, Э. Гуссерлю, Ф. Ницше и т. д.

Особое внимание уделено рассмотрению представлений о душе выдающимися русскими философами XIX — XX вв. Н. О. Лосским [91- 92], Н. А. Бердяевым [17- 18- 19- 20- 21- 22- 23- 24], Л. И. Шестовым, Е. Н. Трубецким [137], С. Н. Трубецким [135- 136], В. П. Вышеславцевым [36], В. В. Зеньковским [57], И. А. Ильиным [61], Г. Г. Шпетом [161], А. Ф. Лосевым, Л. П. Карсавиным, С. Л. Франком [145- 153], П. А. Флоренским [143], С. Н. Булгаковым [29], Г. В. Флоровским, Л. П. Буевой, В.А. Кутыре-вым, Г. Михайловым [97] и др.

Социокультурный аспект проблемы рассмотрен с привлечением работ В.Ф. Войно-Ясенецкого [34], П. Козловски [72], П. П. Гайденко [38], Н. В. Мотрошилова [98 ] и др.

Для раскрытия этико-психологического аспекта в диссертационной работе использованы художественные образы, представленные в произведениях A.C. Пушкина, А. Платонова, Н. В. Гоголя, A.C. Хомякова, Ф. М. Достоевского.

Собственно этический аспект проблемы построен на концептуальных подходах зарубежной западной философии XX в., выраженных в работах М. Бубера, Н. Гартмана, Дж. Мура, М. Шелера. В русле исторической востребованности особую значимость приобретает вопрос о взаимосвязи нравственной философии М. М. Бахтина с философско-этическими учениями западной и русской философии, отечественной этикой советского и постсоветского периодов (Р.И. Александровой, Р. Г. Апресяна, О. В. Брейкина, JI.B. Волченко, A.A. Гагаева, В. Т. Ганжина, A.A. Гусейнова, ЕЛ. Дубко, А. П. Скрипника, А. И. Титаренко, В. А. Титова, В.Н. Шерда-кова и др.).

Теоретические и методологические основания. Диссертация выполнена на стыке нескольких научных областей: этики, эстетики, культурологии, психологии. Синтез столь разнообразных исследовательских методик и приемов возможен, на наш взгляд, благодаря тому, что между гуманитарными науками нет жестких границ, как между точными науками. Здесь мы исходим из методологически плодотворной идеи о том, что эти науки представляют «континуум с выступающими пиками», причем обычно явное обозначение получают только эти пики, а крайние точки одной дисциплины незаметно растворяются в другой. Существование подобных крайних точек и областей позволяет решать проблемы, которые находятся в непосредственной близости от них, единообразными методологическими средствами. Этический анализ представлений о душе производится в работе на основе принципа диалектического единства Истины, Добра и Красоты, развитого различными философскими направленияминаиболее детально — в аксиологическом интуитивизме Дж. Мура и его последователей, а также в феноменологической этике.

Используемый диссертантом метод исследования наиболее близок к диалектической феноменологии в том ее виде, который представлен, например, А. Ф. Лосевым. Поиск наиболее полного и адекватного понимания культурных представлений о душе, духе, духовности строится на принципе единства этического и психологического, который позволяет интерпретировать культурно-исторический процесс развития представлений о душе как последовательное приближение к сущности предмета. В анализе культурно-исторического материала применяется метод исторической реконструкции, дающий возможность проследить исторические социокультурные аспекты взаимодействия представлений о душе и нравственности. Аналогичное значение для теоретической части исследования имеет структурно-функциональный подход. При решении частных проблем используются элементы лингвистического анализа.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является определение характера изменения представлений об этико-психологических аспектах понятия души в ходе культурно-исторического развития. Отсюда вытекают основные задачи:

1 — ретроспективный анализ логики изменения представлений о душе, духе, духовности в западно-европейской философской мысли;

2 — раскрытие значения души, духа в обыденной жизни человека и трансцендентальных учениях с учетом ее бытийственного и метафизического характера;

3 — анализ эволюции представлений о душе определяемой конкретно-исторической нравственно-ценностной ситуацией;

4 — выявление и описание основных культурно-исторических типов души;

5 — обоснование вклада мыслителей русского зарубежья в развитие проблем, связанных с духовностью;

6 — рассмотрение значения гуманитарной методологии творчества М. М. Бахтина в плане решения проблемы души.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Взаимосвязь между природой души и этикой является одной из важнейших традиционных нравственных проблем. Практически на протяжении всей истории человечества предметом рефлексии становились те ограничения и регулятивы, которые предъявляли мораль и религия. Автором предпринята попытка изменить ракурс обзора и посмотреть глазами этической теории на структуру души, а также как она существует реально и отражается в философской рефлексии своей эпохи, то есть выделить то, что может дать и реально дает представление о душе нравственному сознанию личности и общества.

Новизна исследования определяется тем, что в нем, во-первых, предпринята попытка раскрыть этико-психологическое содержание развития учения о душево-вторых, выделены основные культурно-исторические типы данного духовного феномена и описаны их характеристикив-третьих, подробно описана динамика развития индивидуального сознания личности в процессе ее духовного роста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в курсах философии, нравственной психологии, этики, эстетики, культурологии и в специальных курсах на гуманитарных факультетах университетов и в педагогических вузах, а также при разработке новых и коррекции действующих воспитательно-образовательных программ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Философские и психологические учения о душе определяются общекультурными мировоззренческими тенденциями той или иной исторической эпохи.

2. Рефлексивный образ души формируется культурно-историческим и индивидуальным сознанием как отражение соответствующего способа взаимоотношения человека и универсума в единстве его когнитивного, эмоционального и нравственно-волевого аспектов. При этом выделяются следующие культурно-исторические типы рефлексивного образа души: созерцательно-телесный тип античности, личностный тип средневековья, интеллектуальный тип Нового времени.

3. Понятие «душа» в русской религиозной философии наполнено онтологическим, метафизическим смыслом, как и понятие «духовность». Западно-европейская философия часто реализует свои представления о душе в рационалистических и психологических понятиях, в которых не всегда присутствует этический аспект.

4. Проблема духовности, телесности и душевности в творчестве М. М. Бахтина, найдя опору в антропологии Ф. М. Достоевского, раскрывается в концепции диалога. Понятие души рассматривается мыслителем как особая сущностная категория, которая как высшее бытие обретает через единство «другого» категории Истины, Добра и Красоты.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации излагались на Огаревских (Саранск, 1996 — 1999), Меркушкинских (1997), Сафаргалиевских (1998) и Евсевьевских (1998) научных чтениях, а также на научно-практической конференции молодых ученых (2000). Материалы диссертационного исследования были использованы в лекциях и на семинарских занятиях в историко-социологическом институте и на филологическом факультете Мордовского университета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе предпринята попытка поиска и разработки новых методов исследования проблем, связанных с душой. Сложность данного анализа определяется целым рядом причин, среди которых не последнее место занимает кризис гуманитарных наук. Он в свою очередь, также имеет свои причинные обусловленности. Вот лишь некоторые из них. Во-первых, фетишизация марксистской теории и ее последующая трансформация в инструмент идеологического принуждения. Были созданы «марксистская философия», «марксистская этика». Мораль, к примеру, занималась идеологией, целесообразностью. Во-вторых, была сконструирована единая для всех гуманитарных наук методология, которая рассматривала их по разряду надстроечных явлений. Сознание, индивидуальность, психология, мораль преподносились как производные, вторичные образования призванные играть роль инструментальную, обслуживающую первично-производственные потребности общества. Все, что относилось н сфере сознания, разносилось по рубрикам — «материализм — идеализм», «прогрессивное — реакционное». Человек оказывается без духовной помощи.

В-третьих, с понятиями «идеального», «субъективного» в нашей обществоведческой мысли вообще не повезло. Они на протяжении длительного времени связывались с идеалистическими, особенно это было характерно для тех философов, этиков, психологов, которые не знали другого материализма, кроме механистического, натуралистического. Философский материализм, придающий исключительное значение ценностям эмпирическим, материальным, не концентрирует внимания на вечных, не преходящих духовных Абсолютах. Возможность приобщения к ним, это приобщение к вечности и это не только надежда на спасение, но и гарантия существования незыблемости высших ценностей.

В-четвертых, 30-е гг. страна практически потеряла «сознание» и даже «бессознательное» как в прямом, так и в переносном смысле (Л.С. Выготский скончался, М. М. Бахтин был сослан, затем стал заниматься литературоведением. П .А. Флоренский и Г. Г. Шпет погибли в лагерях- 3. Фрейд был запрещен, психоаналитические службы закрыты).

За последние годы сложилась методологическая концепция изучения души, которая развилась в последние десятилетия на почве взаимодействия и дифференциации соответствующих философских и психологических представлений. Расширение проблемных и методологичных горизонтов науки, сближающее психологию с философией, этикой не всегда протекает гладко. Описать жизненный мир личности очень трудно. Тем не менее переориентация наук о человеке в сторону большего внимания к субъективной стороне жизни представляется плодотворной.

Сегодня духовность выступает в качестве особой парадагматической формы, в которой ведутся конструктивные взаимодействия различных областей знания, затрагивающих в той или иной степени проблемы теории и практики современного мышления. В духовности усматривается главная черта методологии. Бесспорным духовным статусом обладает философия, которая критична по своей природе и это ее свойство входит в содержание деятельности. Ведь человеческая деятельность не завершается получением продукта, результата (в сфере духа — построением теоретической системы). Она рефлексивна, поскольку оканчивается осознанием процесса деятельности, рассмотрением ее форм и предпосылок, оценкой и извлечением опыта.

Душевная жизнь человека с его миром чувств, переживаний, вчувст-вованием в другого обладает несомненным источником энергии, которая, в свою очередь, имеет различные формы проявления.

Гуманистическая традиция осмысления души, вскрытие ее сущности, как борьбы мотивов деятельности, динамики желаний, груза ответственности, мук совести, чувства вины или самооправдания, диктата чести и достоинства включает некоторые этические направления: а) более глубокий уровень нравственного осмысления собственной деятельности обусловлен тем, что любое общество порождает и поддерживает существование многочисленных систем нравственных представлений, нередко противоречащих друг другу. Соответствие поступка критериям одной нравственной системы неминуемо есть оскорбление нравственных представлений другой системыб) нельзя не обратить внимание и на еще более сложный, глубокий уровень духовности, обусловленной внутренней противоречивостью структуры личности. Притягательность для субъекта реализации нереализованной противоположности своих действий (проявление «Другого Я» в себе) невольно включает человека в рефлексивные процессы нового уровня, являющиеся нередко источником творчества деструктивного порядка.

Наличие души, духовность выполняет, по нашему мнению, регулирующую функцию отношений человека с миром, с другими людьми. Необходимо отметить, что исторически человек потому и прогрессировал, что постоянно обращался к своей душе, стараясь отделить свои продуктивные действия от бесполезных, дурные поступки от хороших. Дальнейшее поступательное развитие человечества потребует, по нашему твердому убеждению, еще более тонкой рефлексивности. Ибо только предельно точный и недвусмысленный самоотчет в целесообразности деятельности и высокая моральная ответственность за свое социальное поведение смогут помочь ему выжить в той напряженной обстановке, которая характерна для нынешнего этапа развития общества. Полностью осознавая внешние условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласовывать свой жизненный путь с интересами других, человек сам является автором своих действий и несет за них перед собой ответственность. Это оказывается возможным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы //Вопросы философии 1999.-№ 11- С. 13−18.
  2. JI.B. Православно-христианский эпос и духовное возрождение России //Как возродить духовность общества и спасти культурное наследие России. Пенза, 1992. С. 106 — 117.
  3. Р.И. Духовность личности в философии российского зарубежья: философско-педагогический аспект //Образование и педагогическая мысль российского зарубежья. 20−50-е годы XX века. Саранск, 1997.-С. 10−12.
  4. Р.И. Нравственная философия и творческое наследие М.М. Бахтина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 176 с.
  5. Р.И. Ответственность как проблема нравственной философии //Философия М. М. Бахтина и этика современного мира. Саранск, 1992.-С. 5- 13.
  6. Р.И. Русское зарубежье: духовность, философия, нравственность // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. Саранск, 1977. — С. 210 — 228.
  7. Р.И., Курносикова Е. А. Россия: духовность, философия любви. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. — 176 с.
  8. Аристотель. О душе.-М.: Соцэкгиз, 1937. 179 с.
  9. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1976. — 550 с.
  10. В.У. Философия духа. М., Наука, 1995. 376 с.
  11. B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Мысль, 1994. 172 с.
  12. Бахтин К философии поступка //Философия и социология науки и техники. М., 1986. — С. 80−160.
  13. М.М. Автор и герой в эстетической деятельности //Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — С. 7 — 180.
  14. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. — М.: Худож. лит., 1972. — 470 с.
  15. А. Душа самосознающая /Сост. и ст. Э. И. Чистяковой. -М.: Канон+, 1999 .-560 с.
  16. Бердяев H.A. Pro et Contra. Спб., РХГИ, 1994. С. 572.
  17. H.A. О человеке, его свободе и духовности. М.: Флинта, 1999.-309 с.
  18. H.A. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. -Берлин: София, 1923. 125 с.
  19. H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре-М, 1990.- С. 43−271.
  20. H.A. Смысл истории. М., Правда, 1990. 880 с.
  21. H.A. Смысл творчества. М.: Правда, 1989 — 605 с.
  22. H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.-480 с.
  23. H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1931. — 307 с.
  24. Н.К. Проблема авторства в трудах М.М. Бахтина. //Studia Slavica. Bp., 1985. — Т.31, № ½.-Р.-108.
  25. С. Событие бытия //Человек. 1993.-№ 4,-С. 136−140.
  26. С. Утешение философией. М.: Наука, 1990. -413 с.
  27. .Р. Психология и этика // Человек. 1998, — № 1- С.50
  28. С.Н. О реалистическом мировоззрении // Вопр. философии и психологии.- 1904, — Кн. З (73).- С. 382 395.
  29. Ф. Сочинения: В 2 т. Т.1 М.: Мысль, 1977. — 566 с.
  30. Ф.Е. Психология переживаний. М.: Изд. МГУ, 1984.132 с.
  31. А.И. Психология без всякой метафизики. Пг.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1917. — 1917.- 539 с.
  32. М.И. Психология. Спб, 1881. — Т.1 .- 640 с.
  33. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа, тело. Брюссель, 1878.173 с.
  34. .П. Русская стихия у Достоевского. Спб, 1 923 276 с.
  35. .П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.-368 с.
  36. A.A. Русская душа. Очерки русского мировидения Пенза: Изд. ППК и ПРО, 1996.- 235 с.
  37. П.П. Прорыв к трансцендентному. М. Республика, 1998.-650 с.
  38. Гегель Г. В. Ф. Сочинения: В 14 т. Т. 8. Философия истории. МЛ.: Соцэкгиз, 1935.- 470 с.
  39. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1977, — 471 с.
  40. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: 1977. -376 с.
  41. И.В. Лирика.-М.: Дет. Лит., 1966. 183 с.
  42. С. Материя и дух Спб., 1906. — 180 с.
  43. Гомер. Илиада. М.: Худож. лит., 1967. — 776 с.
  44. Гудков JL, Дубинин Б. Идеология бесструктурности //Вопр. философии .- 1993.- № 2, — С. 17−40.
  45. А. В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1 995 310 с.
  46. В. Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства //Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985 -С. 25−141.
  47. В. О духе, присущем человеческому роду / Гумбольдт
  48. B. Язык и философия культуры. М., 1985 С. 337−345.
  49. JI., Панченко А. Чтобы свеча не погасла: Диалог. Л.: Сов. Писатель, ленингр. отд-ние, 1990. — 123 с.
  50. A.A., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарика, 1998.- 470 с.
  51. Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1 950 711с.
  52. О.Г. Понятие морали.- М.: Наука, 1974. — 388 с.
  53. Н. Закон вечности. Л.: Лениздат, 1986.-336 е.
  54. Духовность, художественное творчество, нравственность (Материалы «Круглого стола) //Вопр. философии .- 1996. № 2 — С. 3 — 40.
  55. A.A. Я всегда был ничьим человеком.//Бердяев H.A.:Pro et Contra. СПб. Из-во Русского христиан, гуман. ин-та, 1994.1. C. 270−576.
  56. Л.С. Народная культура как средство развития духовности личности //Как возродить духовность общества и спасти культурное наследие России: Тез. Докл. Пенза, 1992. — С. 116−117.
  57. В.В. История русской философии-Л.: Эго, 1 991 255 с.
  58. И. Беседа на Евангеле от Иоанна Богослова //Творения. Спб, 1902. -Т. 8, кн.1.-С.13 16.
  59. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры //Вопр. философии .- 1998. № 3. — С. 105 113.
  60. Э.В. Свобода воли: К разговору о Фихте и «свободе воле» //Вопр. философии. 1990.- № 2. — С. 69 — 75.
  61. В.Н. Бердяев и судьбы русской революции //Звезда. 1993-№ 11.-С. 124- 144.
  62. И. Критика практического разума.- Спб.: Наука, 1995.528 с.
  63. И. Сочинения: В 6 т. Т. 3. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1964.- 798 с.
  64. И. Логика //Кант И. Трактаты и письма М., 1980. — С. 319 441.
  65. И. Основы метафизики нравственности //Кант И. Сочинения: В 6 т. M., 1965.-Т.4.-С. 219−310.
  66. И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма М., 1980. -С. 445−504.
  67. И. О способности духа силою только воли побеждать болезненные ощущения //Кант И. Трактаты и письма. М., — 1980 .- С. 298 -318.
  68. И. Об органе Души //Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. -С. 620−624.
  69. Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И. К. Духовный кризис в России: есть ли выход? //Октябрь, -1996 № 5- С. 155 — 165.
  70. C.B. История души- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996, — 144 с.
  71. В. Духовной жаждою томим //Лит. газ. 1991. 6 но-яб. — С.9.
  72. П. Культура Постмодерна. -М.: Республика, 1997.360 с.
  73. А. О погребельных обычаях языческих славян. -М., 1868.-280 с.
  74. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопр. философии. 1992. — № 12. — С. 21 — 28.
  75. А. Раннее христианство и переселение душ. М.: Гнозис, 1996.-84 с.
  76. С. Наслаждение и долг. СПб, 1894. — 413 с.
  77. Г. Психология народов и масс СПб, 1995 — 316 с.
  78. Г. В. Сочинения: В 4 т. Т. 1: М.: Мысль, 1982. — 636 с.
  79. А. Философия Ницше. Спб., 1901. — 136 с.
  80. Н. Христианство и культура //Вопр. философии. -1993,-№ 3.-С. 71−81.
  81. Дж. Сочинения: В 3 т. Т.1. М.: Мысль, 1985.- 365 с.
  82. А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель: Жизнь и смысл. М.: Дет. лит., 1982.-286 с.
  83. А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура,-М., 1991. С. 21 — 186.
  84. А.Ф. Знак, символ, миф,— М.: Изд-во МГУ, 1982- 479 с.
  85. А.Ф. История философии как школа мысли //Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура М., 1991- С. 493 — 513.
  86. А.Ф. Критические замечания к диалогу //Платон. Сочинения: В 4 т.Т.З. М., 1994. — 654 с.
  87. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., Мысль, 1993.-959 с.
  88. А.Ф. Слово о грузинском неоплатонизме //Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. — С. 374 — 379.
  89. А.Ф. Философия имени. -М.: Изд-во МГУ, 1990 269 с.
  90. Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. — 431 с.
  91. Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991.-559 с.
  92. Н.О. Характер русского народа. М.: Посев, 1957 .Кн. 1.-62 е.- Кн. 2.- 91 с.
  93. Дж. История философии от начала ее в Греции до настоящего времени. Спб.: Изд. Семенова, 1892. — 333 с.
  94. М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993.-359 с.
  95. А. Мировая культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы.-М., 1995.-С. 671 с.
  96. Д. Любовь у Л. Толстого и Достоевского//Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991.-С. 151−166.
  97. Ю.П. Наша душа. Онтология психической реальности- СПб: Изд. Об-ва Рус. Православной культуры Свт. Игнатия (Брянча-нинова), 1997. 64 с.
  98. Н.В. Рождение и развитие философских идей М.: Политиздат, 1991. — 463 с.
  99. Нисский Григорий. Об устроении человека. Axioma, Спб 2000. — 220 с.
  100. H.A. «Веховская» традиция в духовной жизни русской эмиграции //Вопр. истории. 1995.-№ 1.- С. 42 — 57.
  101. М. Рыцарь и буржуа: Исслед. По истории морали. -М.: Прогресс, 1987.-527 с.
  102. Платон. Сочинения: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964. — 654 с.
  103. А. Город Градов // Платонов А. Избр. произведения: В 2 т. -М, 1978, — Т. 1.- С. 274 304.
  104. Г. В., Коеичев А. Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестн. моек, ун-та. Серия 7. Философия.-1998. № 2 — С.3−32- № 3. — С. 16−33.
  105. Г. Между «иметь и быть» //Лит. газ. 1991. 9 янв.1. С. 15.
  106. . История западной философии: Т. 2, кн.1. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та — 1994.- 464 с.
  107. Я.В. Мыслящий универсум: Фундаментальные категории Универсума, технологии общественного разума. -М.: Космополис, 1991, — 101 с.
  108. В.М. Психология и культурное развитие человека М.: Рос. открытый ун-т, 1994.- 144 с.
  109. K.M. Феномен человека: проблема отношений души и тела.// Гуманитарий. Саранск — 2000 — № 1.- С. 15−20.
  110. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР. — 1957.328 с.
  111. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1946.-704 с.
  112. Ю.Б. Детство человеческой любви //Философия любви: В 2 т. -М., 1990. -Т.1. -С. 20−22.
  113. В.Ш. Русская идея спасения: Жизнь и смерть в рус. Философии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург ун-та, 1995 — 152 с.
  114. Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзотика. Спб: Университет, 1996. — 232 с.
  115. Ю.П. Семен Людвигович Франк // Франк С. Л. Соч-М., 1990с.-С. 3−8.
  116. Сент-Экзюпери А. де. Избранное. М.: Правда, 1987. — 443.
  117. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989 — 350 с.
  118. А.П. Категорический императив Иммануила Канта.-М.: Изд-во МГУ, 1978. 187 с.
  119. Словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 -М., 1981. 455 с.
  120. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия //Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1990.-Т. 1,-С. 47−548.
  121. B.C. О причинах упадка средневекового миросозерцания //Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1990. — Т.2. — С.344−355.
  122. П.А. Современное состояние России //Новый мир. 1990.-№ 4.-С. 181 -203.
  123. А.Г. Философия. М.: Гардарика, — 1998 — 816 с.
  124. Ф. Россия накануне 1914 г. //Вопр. философии. 1992.-№ 9.-С. 85 — 120 с.
  125. JI.H. Красота. Добро. Истина. -М.: Республика, 1 994 464 с.
  126. П.Б. Предисловие издателя //Из глубины. Сб. ст. о рус. революции. М., 1990.- С. 19−21.
  127. Е.В. Феноменология зависти: философско-этический и психологический анализ: Дис. канд. филос. наук. Саранск, 1999.- 149 с.
  128. О.С. Морализаторство как этическая проблема. Автореф. дис. д-ра филос. наук.-М., 1996. -40 с.
  129. св. Василия Великого. Соч.: В 7 т. изд. моек, ду-хов.акад., 1845- 1947.
  130. св. Григория Богослова. Соч.: В 6 т. — изд. моек, ду-хов.акад., 1843 1946.
  131. В. Шестьдесят свечей: Роман. Повести. -М.: Известия, 1985.-592 с.
  132. E.H. История философии и права. Киев, 1901 —240 с.
  133. С.Н. История древней философии. М.: В лад ос. Русский Двор, 1997. 573 с.
  134. С.Н. История идеи Логоса в древней философии. — М.: Мысль, 1994. 815 с.
  135. С.Н. О природе человеческого сознания. М.: Мысль, 1990.-600 с.
  136. Д.И. Эллинистическое представление о мистическом восхождении души // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия- 1999. -№ 2, — С. 62 76.
  137. Г. И. Выпрямила. // Успенский Г. И. Соч.: В 2 т. М., 1988.-Т. 2. С. 211 -234.
  138. Г. П. Святые Древней Руси. М.: Моск. рабочий, 1990.-268 с.
  139. В.Г. Душевное и духовное // Филос. науки. 1988. -№ 7. — С. 50−51.
  140. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.
  141. К. Артур Шопенгауэр. М.: Т-во и.н. Кушнеров и К., 1896.-521 с.
  142. П.А. Столп и утверждение истины. М.: Путь, 1914.-807 с.
  143. С.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-511 с.
  144. С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1917−376 с.
  145. С.Л. Крушение кумиров. //Франк С. Л. Соч. М., 1990. С. 113 — 180.
  146. С.Л. Непостижимое //Франк С. Л. Соч. -М., 1990-С. 181 -560.
  147. С.Л. По ту сторону «правого» и «левого» //Новый мир-1990,-№ 4.-С. 205−241.
  148. С.Л. Смысл жизни // Вопр. философии-1990 № 6. -С. 68−131.
  149. С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. — 607 с.
  150. С.Л. Философские отклики. Новая книга Бердяева //H.A. Бердяев: Pro et Contra. Спб, Из-во Рус.христиан.гуманит.ин-та, 1994.-С 225−342.
  151. С.Л. Этика нигилизма. //Франк С. Л. Соч. М., 1990. -С. 77−113.
  152. С.Л. Предмет знания. Душа человека. М.: Наука, 1 995 655 с.
  153. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992 430 с.
  154. С.С. О старом и новом, Спб. -2000. 263 с.
  155. С.С. К феноменологии аскезы. М., Гуман. лит-ра. -1998.- 175 с.
  156. А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс. 1992.582 с.
  157. Шеллинг Ф.В.Й. О мировой душе //Шеллинг Ф.В.И Соч.: В 2 т-М, 1987.-Т.1.- С. 89−181.
  158. Ф.Д. Речи о религии. Монологи М.: Иса, 1994.417с.
  159. А. Мир как воля и представление: В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1993.-672 с.
  160. Г. Г. Введение в этническую психологию. — М.: Правда, 1989.-574 с.
  161. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1 991 524 с.
  162. Юнг К. Проблема души современного человека //Философские науки. 1989. — № 8. — С. 114−126.
  163. Kholmogorova А.В., Zaretskii V.R., Semenon I.N. Reflectiveper-sonal regulation of normal and pathological goal formation.// Soviet psychology, 1982, 20(4).-P. 79−97.
  164. Patteerson D. Literature and Spirit: Essaus on Bakhtirr a his contemporaries. Lexington, 1988. 55 p.
  165. Piaget J. Recherches sur I’erfant Paris, PUF, 1957.- 370 p.
  166. Rosmini A. Essence of the Human Soul / Psyhology (vol.l). Durham.: Rosmini House, 1989. -392 p.
  167. Rosmini A. Development of the Human Soul / Psyhology (vol.2). -Durham.: Rosmini House, 1989. -560p.
  168. Rosmini A. Law of Animality / Psyhology (vol.3). Durham.: Rosmini House, 1989.-263 p.
  169. Rosmini A. Opinions about the Human Soul / Psyhology (vol.4). -Durham.: Rosmini House, 1989. 162 p.
  170. Jung, c. Collected Works (vol.6).- London: Roatledge and Regan Paul., 1970 (Originally published, 1921).
Заполнить форму текущей работой