Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Счастье как объект социально-этического анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-четвертых, проблема счастья приобретает особую актуальность в связи с тем, что она, с наибольшей полнотой выражая саму сущность, сердцевину идеи коммунизма, выдвигается на одно из первых мест в идеологической борьбе. Буржуазные теоретики и все средства массовой информации Запада в своей «психологической войне» со странами социализма с целью антикоммунистической пропаганды весьма охотно… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. КАТЕГОРИЯ СЧАСТЬЯ И ЕЕ ТРАКТОВКА В ИСТОРИИ ДОМАРКСИСТСКОЙ МЫСЛИ И СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОШИ. II
    • I. Исторические модификации феномена счастья
    • 2. Концепции человеческого счастья в истории этической мысли
    • 3. Основные тенденции поисков счастья в современной буржуазной философии
  • ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И СУ1Щ0СТВ КАТЕГОРИИ СЧАСТЬЯ В МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ЭТИКЕ
    • I. Объективные механизмы функционирования феномена счастья в сознании и деятельности человека
    • 2. Субъективное выражение феномена счастья
  • Чувство счастья
    • 3. Диалектическая природа категории счастья и его определение в марксистско-ленинской этике
  • ГЛАВА III. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СЧАСТЬЯ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • I. Условия, критерий и нравственная правомерность счастья в условиях социалистического строительства. П
    • 2. Особенности проявления феномена счастья при социализме .136'

Счастье как объект социально-этического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коммунистическая партия поставила перед советскими обществоведами задачу теснее связать теоретический анализ законов и категорий общественного развития с реальной жизнедеятельностью людей, с целями коммунизма. Как указывалось в материалах июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС, «необходим решительный поворот к реальным практическим задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом. Общественные науки в такой же мере, как и естественные, должны стать эффективным помощником партии и всего народа в решении этих задач'1″ *» .

В этой связи все большую значимость приобретает исследование проблемы человеческого счастья, которая всегда волновала человечество. й это понятно, ибо счастье — это такое явление личной и общественной жизни, в котором как в фокусе отражается все многообразие потребностей и стремлений людей. В социалистическом обществе по мере возрастания роли субъективного фактора понимание человеком смысла своего существования, своего места в историческом процессе, своего счастья начинает играть все более значительную роль в функционировании и развитии нашего общества. Это определяется рядом взаимосвязанных причин и обстоятельств:

Во-первых, советское общество, где впервые в истории человечества счастье каждого стало социальной целью, глубоко заинтересовано в формировании у своих членов научных представлений о счастье и средствах его достижения, от чего в большой степени зависит социальная активность людей, их поведение. Поэтому счастье человека, его жизненная ориентация, создание необходимых условий для определения истинного смысла существования становится неотъемлемой задачей социальной политики партии, «цель которой — благо и счастье сор ветских людей .

Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г.-М.:Политиздат, 1983, с. 6.

2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат- 1981, с. 63.

Во-вторых, правильная личностная концепция счастья выполняет важную мировоззренческую и воспитательную функцию, т.к. становясь содержанием сознания индивида, она определяет формирование у человека необходимых политических и моральных качеств — коммунистической убежденности, активной жизненной позиции, подлинного коллективизма, гуманизма, патриотизма, что способствует воспитанию сознательных строителей коммунизма.

В-третьих, понимание человеком сущности своего счастья и назначения на земле все более начинает выполнять прогностическую функцию, так как позволяет определить общие тенденции общественного развития и средства их реализации. Исследование проблемы счастья человека в аспекте управления процессами нравственного развития общества и личности должно способствовать «конструктивной разработке методов и средств достижения новых ближайших и перспективных целей» «1» .

В-четвертых, проблема счастья приобретает особую актуальность в связи с тем, что она, с наибольшей полнотой выражая саму сущность, сердцевину идеи коммунизма, выдвигается на одно из первых мест в идеологической борьбе. Буржуазные теоретики и все средства массовой информации Запада в своей «психологической войне» со странами социализма с целью антикоммунистической пропаганды весьма охотно обращаются к проблеме человеческого счастья в их попытке обосновать «гуманистический подход» к пониманию сущности человека. Это делает необходимым с точки зрения марксистско-ленинской теории давать глубокий критический анализ всякого рода буржуазным попыткам противопоставить практику реального социализма идеалу коммунистического общества.

Все вышеизложенное делает, на наш взгляд, попытку рассмотрения Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 33. проблемы счастья на стыке ряда обществоведческих наук, в качестве методологической основы для ее дальнейших теоретико-прикладных исследований данной проблемы, весьма своевременной и актуальной.

Степень разработанности проблемы. В современной советской и марксистской философской литературе имеется значительное количество работ, посвященных исследованию различных аспектов проблемы счастья.

Наиболее полно представлены историко-этические исследования. В данном направлении проводили свой диссертационный анализ В. И. Батин, А. И. Демидова, В. Г. Евсюков. Этому посвящены работы Б. И. Бернадинера и Кирилла Нешева, а также ряда других авторов*.

Имеются работы, посвященные анализу соотношения категории счастья с категорией смысла жизни. Это труды Г. Н. Гумницкого и Б.Н.По-2 пова .

Достаточно широко представлена литература, где особое внимание уделяется вопросам рассмотрения проблемы счастья в общесоциологическом плане. Важные результаты такого направления содержатся в работах Г. И. Кобзарчука (псевдоним), М. Н. Корневой, М. И. Новикова, Батин В. И. Этический аспект категории счастья в домарксистской философии: Автореф.дис. канд.философ.наук. — Л., 1974. -20 е.- Демидова А. И. Историческое развитие категории счастья: Автореф. дис. канд.философ.наук. — М., 1965. -17с.- Евсюков В. Г. Идеал счастья в домарксистской и марксистской философии: Автореф.дис. канд.философ.наук. — Томск, 1965. -24с.- Бернадинер Б. И. В чем счастье человека. — Воронеж: Кн.изд., I960. -56с.- Нешев К. Этика счастья. Пер. с болт. — М.: Знание, 1982. -64с. о.

Гумницкий Г. Н. Смысл жизни, счастье, мораль. — М.: Знание, 1981. -64с.- Попов Б. Н. Соотношение смысла жизни и счастья. Автореф.дис. канд.философ.наук. — Свердловск, 1971. -20с.

И.П.Сланкова, В. Татаркевича, в кандидатской диссертации Р. Винцера и других1.

Интересные исследования начаты в последнее время в области общей и социальной психологии. Такой подход к проблеме счастья сор держится в трудах В. С. Дерябина и В. И. Зацепина .

Рассмотрению понятия счастья как категории этической науки посвящено также ряд исследований. К их числу относятся работы видных советских этиков Л. И. Архангельского, Г. Д. Бандзеладзе, а также диссертации П. А. Ландесмана, А. В. Вавилова, Ю. Джумабаева, Г. П. Сидорова, Имреи Яношне. Кобзарчук Г. И. В чем счастье нашего современника. — М.: Наука, 1967. -35с.- Корнева М. Н. Коммунизм и проблема счастья. — М.: Мысль, 1970. -292с.- Новиков М. И. 0 счастье. — М.: Наука, 1965.-223с.- Сланков И. П. Щастието: общественно-исторически, нравствен и психологически проблем. — София: Наука и изкуство, 1979. -167с.- Татаркевич В. 0 счастье и совершенстве человека. Пер. с польск.-М.: Прогресс, 1981. -367cvВинцер Р. Марксистско-ленинское понимание счастья и некоторые вопросы воспитания молодежи в ГДР: Автореф. дис. канд.философ.наук. — М., 1966. -19с. о.

Дерябин B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность.-Л.: Наука, 1980. -198с.- Зацепин В. И. Счастье как проблема социальной психологии. — Львов: Изд.Львов.гос.ун-та, 1981. -174с. Я.

Архангельский Л. М. Категории марксистской этики. — М.: Соцэкгиз, 1963. -271с.- Бандзеладзе Г. Д. Современность и проблема счастья. -Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1979. -108с.- Ландесман П. А. Счастье как социально-этическая проблема: Автореф.дис. канд.философ.наук. -Баку, 1966. -31с.- Вавилов А. В. Объективная основа и классовый характер категории счастья: Автореф.дис. канд.философ.наук. -Киев, 1963. -20с.- Джумабаев Ю. Проблема счастья в марксистско-ленинской этике: Автореф.дис. канд.философ.наук. — Ташкент, 1964.

Анализ литературы по проблеме счастья показывает, что имеющиеся работы посвящены в основном исследованию какого-либо частного ее аспекта. Современным обществоведением сделано немало — накоплен значительный научный багаж в определенных направлениях этой большой философской проблемы. Однако необходимо отметить, что в настоящее время ощущается настоятельная необходимость в комплексном ее исследовании, которое требует целенаправленного усилия ряда общественных наук и где особая роль должна принадлежать этике как общей методологической науке, изучающей закономерности развития нравственного сознания и нравственной деятельности людей. Необходимость комплексного исследования проблемы счастья в настоящее время требует от этической науки: во-первых, глубоко проанализировать природу, сущность и содержание феномена и категории счастьяво-вторых, выработать четкую научную терминологию, относящуюся к этой проблемев-третьих, наметить пути связей теоретических исследований с практикой коммунистического воспитания. Тем самым теоретико-этический анализ должен стать методологической основой для повышения эффективности комплексного исследования.

Актуальность и степень разработанности проблемы определили цель исследования. Она заключается в рассмотрении феномена счастья, его сущности и содержания в аспекте социально-деятельной сущности человекав распитии его роли в жизнедеятельности личности как субъекта социального действияв определении особенностей его проявления в истории человечества, современной буржуазной философии и, главным образом, в условиях развитого социалистического общества, что дает возможность наметить определенные задачи коммунистического воспитания в данной области.

— 22с.- Сидоров Г. П. Природа счастья: Автореф.дис. канд. философ, наук. — М., 1971. -20с.- Яношне Имреи. Проблема счастья в марксистско-ленинской этике: Автореф.дис. канд.философ.наук.-М., 1978,-20с.

Достижение цели исследования оцределило решение конкретных задач:

— раскрыть классовый характер, социально-экономическую обусловленность и нравственную правомерность счастья — на основе анализа историко-философских и современных буржуазных концепций счастья;

— исследовать диалектическую природу феномена счастья, его сущность, содержание и психологическую форму его выражения и дать его определение как этической категории;

— проанализировать закономерности и особенности проявления феномена счастья в условиях развитого социалистического общества, определив основные пути связи теории с практикой коммунистического воспитания.

Теоретико-методологической основой работы являются труды классиков марксизма-ленинизма, где сформулированы исходные положения для исследования проблемы: учение о творческой активной роли общественного сознания, о социально-деятельной сущности человека, единстве личных и общественных интересов и возрастание этого единства по мере стирания социально-классовых различий, о диалектике сущности и существования, диалектико-материалистической детерминации явлений и процессов в сфере морали, а также ряд других. Важное методологическое значение для исследования имеют положения и выводы, сформулированные в материалах ХХУ и ХХУ1 съездов партии, Программе КПСС, Конституции (Основном законе) СССР, Постановлениях ЦК КПСС и Советского правительства, принятых в последние годы по вопросам идеологической работы. Интересные исследования для решения проблемы содержатся в работах советских и зарубежных авторов, в материалах всесоюзных и республиканских конференций, посвященных проблемам нравственного воспитания личности.

Научная новизна работы определяется самим подходом к проблемепопыткой в социально-философском аспекте рассмотреть основные особенности, закономерности и механизм проявления феномена счастья в реальной жизни людей. Исследование проблемы счастья на стыке ряда обществоведческих наук, в качестве методологической основы для дальнейшего теоретико-прикладного анализа, позволил автору получить следующие результаты, обладающие научной новизной:

— анализ момента зарождения феномена счастья, что связано, по мнению диссертанта, с возникновением личностного интереса, и регулятивного воздействия этого феномена на жизнедеятельность каждого человека, а значит и на социальную действительность;

— рассмотрение подлинной сущности человеческого счастья как степени осознания человеком своей родовой сущности в форме признания общественного интереса своим личностным на основе этоговыявление ведущих тенденций в постановке и решении данной проблемы историко-философской мыслью и современной буржуазной теорией;

— раскрытие диалектической природы категории счастья на основе анализа объективного механизма этого феномена (через общесоциологические категории «потребности», «интересы», «побудительные силы» и другие) и субъективной формы его выражения (через выявление сущности «чувства счастья»), что дало возможность определить счастье как этическую категорию;

— характеристика объективной тенденции особенностей и закономерностей проявления феномена счастья в условиях развитого социалистического общества, а также общих направлений его дальнейшего развития.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты работы имеют методологическое и мировоззренческое значение. Проведенный анализ и выводы диссертации могут быть использованы:

— в дальнейших научных исследованиях следующих положений данной проблемы: зарождение, развитие и функционирование в обществе феномена счастья, концепции счастья в истории философии и современной буржуазной теории, социально-психологическое изучение «чувства счастья', возрастных и индивидуальных его особенностей, диалектика проявления феномена счастья в условиях развитого социалистического общества, причины существования «иллюзорного счастья» в современных условиях, методологические проблемы семейного счастья, связь категории счастья с другими этическими категориями и многие другие вопросы смежных и прикладных наук;

— в дальнейшей теоретической разработке целого ряда социально-философских проблем, к которым относятся: воспитание всесторонней, гармонически развитой личности, формирование коммунистического мировоззрения, управление социальными процессами, развитие социалистического образа жизни, совершенствование семейно-брачных отношений и другие;

— в перспективе исследований данной проблемы в смежных и прикладных науках;

— для разоблачения теоретической несостоятельности современных буржуазных концепций человеческого счастья;

— в пропагандистской работе: в системе партийного образования, комсомольской учебы, политического просвещенияв лекциях по линии общества «Знание» ;

— в практической деятельности партийных, государственных и общественных организаций по развитию общественно-политической активности и комг.^нистическому воспитанию трудящихсяв воспитательной работе профессорско-преподавательского состава высших и средних специальных учебных заведений;

— в учебном процессе: при изучении студентами ряда тем курса марксистско-ленинской этики, исторического материализма, общей и социальной психологии, научного коммунизмапри разработке и чтении специальных курсов, посвященных проблемам нравственного воспитанияпри составлении соответствующих учебных пособий;

Апробация работы. Основные положения диссертации были использованы при чтении лекционного курса по марксистско-ленинской этике, на занятиях секции нравственного воспитания школы молодого лектора и кружка по проблемам морали в Харьковском институте искусств. По теме диссертации прочитаны лекции в сети партийной учебы и комсомольского просвещения, а также по линии общества «Знание» для трудящихся г. Харькова и области.

Большая часть разделов диссертации была апробирована в период с 1980 по 1982 годы на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Харьковского института искусств.

Отдельные проблемы исследования апробированы: на республиканской научно-теоретической конференции преподавателей и аспирантов вузов культуры и искусства (г.Харьков, 1981 г.) — на Ш Всесоюзных философских чтениях молодых ученых (г.Москва, 1983 г.) — на Всесоюзной научной конференции, посвященной философскому наследию В. И. Ленина и актуальным вопросам борьбы с буржуазной идеологией (г.Запорожье, 1983 г.) — на Всесоюзной научной конференции в г. Перми (март 1984 г.) — на республиканской конференции «Актуальные вопросы теории и практики нравственного и эстетического воспитания молодежи» (г.Киев, апрель 1984 г.).

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. К вопросу о сущности и нравственной правомерности счастья.-Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции преподавателей и аспирантов вузов культуры и искусства «Задачи дальнейшего развития социалистической культуры и искусства в свете решений ХХУ1 съезда КПСС». — Харьков, 1981. — ОД п.л.

2. Содержание и сущность категории счастья. — «Этика и эстетика», выпуск 25. Республиканский межведомственный сборник. — Киев: Вища школа, 1982. -0,5 п.л.

3. 0 соотношении объективного и субъективного моментов в категории счастья. — В сб.: «Новая советская литература по общественным наукам. Философские науки», № 9, 1983 г. — Деп. в ИНЙОН АН СССР, № 12 553. — 0,5 п.л.

4. К вопросу об определении счастья как этической категории. -В сб.: «Новая советская литература по общественным наукам. Философские науки». — Деп. в ИНИОН АН СССР, № 12 554. — 0,5 п.л.

5. Необходимость формирования научных представлений о счастье у советской молодежи. — Всесоюзные философские чтения молодых ученых «ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии». — М.:1984. — 0,2 п.л.

6. Концепции человеческого счастья в истории этической мысли.-" Проблемы философии", выпуск 63. Республиканский межвузовский научный сборник. — Киев: Вища школа, 1984. — 0,5 п.л.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

— Обоснование марксистско-ленинского понимания сущности счастья как степени осознания человеком общественного интереса как своего личностного и содержания счастья как диалектического единства объективного и субъективного его моментов.

— Возможность решения проблемы подлинного человеческого счастья только в условиях строительства коммунистического общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Б результате проведенного исследования состоялась конкретизация основных концептуальных положений автора.

Изучение проблемы счастья в силу того, что этот феномен нравственного сознания может быть эмпирически выявлен и зафиксирован, должно быть поставлено на строгую научную основу, для чего необходимо определить природу, сущность и содержание его.

Сущность человеческого счастья необходимо анализировать, исходя из сущности человека как совокупности общественных отношений, которая является выражением степени осознания человеком себя как существа общественного и роли общественного начала в каждом его личностном действии и поступке.

В зависимости от того, в какой мере общественный интерес учитывается в личном человеческом интересе, все домарксистские философские направления определяли свое отношение к человеческому счастью, вливаясь в одно из трех направлений решения этой проблемы — «золотую середину», эвдомонизм или деонтологизм, которые по-разному проявляются и используются в современной буржуазной философии.

В целом современная буржуазная теория не способна дать строгую современно-научную теорию человеческого счастья и с этой целью использует старые, давно забытые концепции счастья, облаченные в «новую» форму, что является одним из признаков кризиса современной буржуазной системы.

Категория счастья неразрывно связана с общесоциологическими категориями и раскрытие закономерностей и механизмов функционирования как феномена, так и категории счастья невозможно вне категорий потребности, интересы, ценностные ориентации, цели, мотивы, идеальные побудительные силы и другие.

В генезисе своем феномен счастья возникает в период возникновения самосознания, что сопровождается появлением способности человека осознавать свои интересы, которые и являются конкретной объективной основой формирования феномена счастья.

Феномен счастья, возникнув в человеческом сознании, сам становится одной из важных побудительных сил человека, его жизнедеятельности, развития и самосознания, т. е. одной из главных социальных ценностей человека и общества.

Чувство счастья представляет своего рода субъективный механизм выражения феномена счастья. Это форма субъективного отражения объективного механизма образования феномена счастья в сознании человека, в чем заключена основа его диалектической природы. Чувство счастья, проявляясь в конкретно-чувственных реакциях человека, возникает в результате реализации человеческого интереса, предварительно пройдя эмоциональный, рациональный и волевой уровни отражения объективных закономерностей в сознании человека.

Сущность категории счастья выражается в его диалектической природе, т. е. диалектике превращения объективного (материально-экономических отношений) в субъективное (в факт морального сознания). Взаимопереход двух полярных сторон этой категории — объективной и субъективной — является первым условием реального существования счастья человека.

Категория счастья всегда причинно обусловлена, независима от человеческого сознания, всегда имеет конкретно-исторический и классовый характер, отражает только процесс, единство и борьбу противоположных сторон и моментов, абсолютного и относительного, цели и результата ее, характеризуется дискретностью, изменчивостью и всегда проявляется в своих конкретных видах.

Счастье можно определить как форму выражения внутренней удовлетворенности человека, вызванной реализацией интереса как мерой осознания им своей сущности, условий своего существования и деятельности на основе этого осознания.

Феномен счастья — явление социальное, отражение и результат образа жизни людей определенного общественного строя, зависящее от определенных условий, которые порождает способ производства. Объективным критерием счастья личности являются интересы общественно-исторического прогресса.

Социальные корни иллюзорного, нравственно-неправомерного счастья заключаются в антисоциальной природе интереса его носителей, т. е. в интересе, который не соответсвует критерию общественно-исторического прогресса.

В результате правильного осознания сущности человека основой человеческого счастья в развитом социалистическом обществе происходит все большее увеличение доли общественного начала в личном интересе человека, на основе чего труд становится главным. условием счастья. Сущность счастья человека в нашем обществе наиболее емко выражается в нравственных принципах коммунизма.

Таким образом, результаты проведенного исследования могут быть полезны: для дальнейшего анализа данной проблемы в области этики { диалектика проявления феномена счастья в уоловиях развитого социализма, причины существования «иллюзорного счастья» в современных условиях, методологические аспекты семейного счастья, связь категории счастья с другими этическими категориями), в последующих теоретических разработках целого ряда философских и социально-психологических проблем, а также многих других вопросов смежных и прикладных наук.

С целью формирования нравственно-правомерного идеала счастья необходимо:

— ввести в программы учебных курсов по общественным наукам категории «Счастье человека», «общественный идеал счастья» (истори.

— 165 ческий материализм), «счастье человека развитого социалистического общества» (научный коммунизм), «чувство счастья» (общая и социальная психология);

— при идеологических комиссиях парткомов создать социологические группы по исследованию нравственно-политических ценностей советского человека для получения систематической информации об эффективности идейно-нравственного воспитания в различных структурных звеньях нашего общества;

— в пропагандистской работе по вопросам нравственного воспитания обращать особое внимание на формирование у каждого советского человека подлинной иерархии интересов, соответсвующей нравственным общественным идеалам;

— создание при школах советов по профессиональной ориентации молодого поколения для формирования у каждого молодого человека любви к своей будущей работе и приобщения их к практической трудовой деятельности по избранной специальности, для чего развивать наставничество опытных рабочих, колхозников, представителей интеллигенции над школьными коллективами;

— ввести в школах специальные курсы • по проблемам нравственного воспитания, а также уроки по подготовке молодежи к семейной жизни и воспитания истинно гуманного отношения к другим людямпри загсах на базе лектория для молодоженов проводить несколько занятий по вопросам семейного счастья и нравственных взаимоотношений в семье.

Данная диссертационная работа является определенным этапом исследования большой философской проблемы — сделана попытка представить проблему счастья как комплексную методологическую разработку для ряда общественных и прикладных наук.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. — Маркс К.,
  2. Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с.115−217.
  3. К. Дебаты по поводу закона о краже леса. Маркс К.,
  4. Ф. Соч. 2-е изд., т.6, с.471−481.
  5. К. Исповедь. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.31,с. 491−492.
  6. К. К критике гегелевской философии права. Введение.
  7. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.414−429.
  8. К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф.
  9. Соч. 2-е изд., т.13, с.1−167.
  10. К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый.
  11. I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.1−178.
  12. К. Морализующая критика и критизирующая мораль.-Маркс К.,
  13. Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.291−321.
  14. К. Различие между натурфилософией Демокрита и Эпикура.
  15. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.40, с.147−233.
  16. К. Размышление юноши при выборе профессии. Из раннихпроизведений. М., 1956, с.1−5.
  17. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-еизд., т. З, с.1−4.
  18. К. Тетради по эпикурейской философии. Маркс К.,
  19. Ф. Соч. 2-е изд., т.40, с.21−140.
  20. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К.,
  21. Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч. П, с.3−508.
  22. К. Экономическо-философские рукописи 1944 года.
  23. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41−174.
  24. К. Письмо З.Мейеру. 30 апреля 1867 г. — Маркс К.,
  25. Ф. Соч. 2-е изд., т.31, с.453−455.
  26. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.
  27. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4,с.419−459.
  28. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К. Энгельс Ф.
  29. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
  30. К., Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К. Энгельс Ф.
  31. Соч. 2-е изд., т.2, с.3−230.
  32. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.1−338.
  33. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф.
  34. Соч. 2-е изд., т.20, с.339−626.
  35. Ф. К жилищному вопросу. Маркс К., Энгельс Ф.
  36. Соч. 2-е изд., т.18, с.203−284.
  37. Ф. К истории первоначального христианства. -Маркс К.,
  38. Ф. Соч. 2-е изд., т.22, с.465−492.
  39. Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К.,
  40. Ф. Соч. 2-е изд., т.7, с.343−437.
  41. Ф. Наброски к критике политической экономии.-Маркс К.,
  42. Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.544−571.
  43. Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К.,
  44. Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.231−517.
  45. Ф. Приветствие социалистам Сицилии. Маркс К.,
  46. Ф. Соч. 2-е изд., т.22, с.495−496.
  47. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т.4, с.322−339.
  48. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.23−178.
  49. Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К.,
  50. Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.185−230.29
Заполнить форму текущей работой