Педагогические условия использования современных методов творчества как средства подготовки учителя технологии
![Диссертация: Педагогические условия использования современных методов творчества как средства подготовки учителя технологии](https://westud.ru/work/2529089/cover.png)
Диссертация
По результатам анализа развития корреляционных связей можно сделать главный вывод о том, что системообразующим критерием (фактором) для успешного развития анализируемых качеств, присущих творческой личности, а также готовности к профессиональной деятельности (педагогической и технологической) является критерий «УМЕНИЕ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ». Вторым по значимости является критерий «НАЛИЧИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Творчество в системе профессиональной подготовки будущего учителя
- 1. 1. Творчество как философский и психолого-педагогический феномен. 15 jp 1.2. Творчество как показатель профессионального мастерства педагога
- 1. 2. 1. Уровни результативности профессиональной деятельности педагога
- 1. 2. 2. Творчество как фактор становления и развития личности педагога
- 1. 3. Проблемы эффективности использования современных методов творчества в учебно-воспитательном процессе
- 1. 3. 1. Анализ методов творчества
- 1. 3. 2. Основные положения теории решения изобретательских задач
- 1. 3. 3. Методы творчества как дидактический инструмент
- 1. 1. Творчество как философский и психолого-педагогический феномен. 15 jp 1.2. Творчество как показатель профессионального мастерства педагога
- 2. 1. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы в контексте исследуемой проблемы
- 2. 2. Использование рекомендаций теории решения изобретательских задач в технологии выполнения творческих проектов
- 2. 3. Диагностика развития в процессе эксперимента у будущего учителя технологии некоторых профессионально важных, творческих качеств
Список литературы
- Абовский Н.П. Учить творчеству. Красноярск: Изд-во Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, 2000.- 32 с.
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. -М: Феликс, 1992. -128 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира. -М.: Наука, 1985.-С.51.
- Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. шк. 1989.
- Алферов Ю.С., Курдюмова И. М. и др. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 148 с.
- Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. М.: Дет. лит., 1984- 2-е изд., 1987, 3-е изд., перераб., и доп., 1989. — 144 с.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. -М.: Московский рабочий, 1-е изд., 1969, 2-е изд., 1973. 296 с.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Новосибирск, Наука, 1991. — 224 с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. -М.: Сов. радио, 1979.—176с.
- Альтшуллер Г. С. Фонд достойных целей. Тезисы. Депонировано в ЧОУНБ, Челябинск, 1987.-4с.
- Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизн. Стратегия творч. личности. Мн.: Беларусь, 1994. — 480 с.
- Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В. Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. 382 с.
- Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества. // «Вопросы психологии», 1956, № 6. С.37−49.
- Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей— М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 80 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
- Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования. / «Педагогика», 2000, № 2. С.11−16.
- Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. -М., 1991.-С.184.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. -23 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. М.: Высшая школа. 1981. — 240 с.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. -М., 1978. -С.59.
- Артемьева Т.М. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Просвещение, 1977. -С.68.
- Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. -М.: Высшая школа, 1978.
- Архипова И.В. Мотивационные механизмы формирования и развития специальных (педагогических) способностей.: Дис. канд. психол. наук. -Новосибирск, 1995. 175 с.
- Атутов П.Р. Технология как парадигма современного образования.// Инновационные процессы в подготовке учителя технологии.: Сборник тезисов международной конференции. Тула, 1995.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Бабанский Ю.К. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., доп., и перераб. -М.: Просвещение, 1988.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 192 с.
- Барташников А.А., Барташникова И. А. Учись мыслить. Харьков: Фолио, 1998.-480 с.
- Березина В.Г. и др. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель В. Г. Березина. И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. -СПб. Издательство Буковского, 1995. 64 с.
- Бородастов Г. В., Альтшуллер Г. С. Теория и практика решения изобретательских задач. М.: ЦНИИатоминформ, 1980. — 92 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М., 1989.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
- Блейхор В. М. Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. -М., 1978. -С.210.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. -М., 1964.-С.146.
- Богданова Д.Я., Волков И. П. и др. Практические занятия по психологии -М., 1989.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: 1983.
- Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993. -96 с.
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 144 с.
- Бухвалов В.А., Плинер Я. Г. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
- Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. Рига: Лиесма, 1976. — 127 с.
- Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательных потребностей // Вопросы психологии. -1984. -№ 5. -С.125−131.
- Вербицкий А.А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1989. — 127 с.
- Викентьев И. Л. Кайков И.К. Лестница идей. Основы ТРИЗ в примерах и задачах. Новосибирск, п.о. «Кедр», 1992. — 104 с.
- Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. — 368 с.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
- Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня: Кн. Для учителя. VI.: Просвещение, 1991. — 240 с.
- Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества. М: Издательский центр «Академия». 1999. 160 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982.
- Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. — 128 с.
- Гин А. А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителей. Гомель: ИПП «Сож», Гомель, 1999. — 88 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1978.
- Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии: Кн. Для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
- Головенко А.Г. Обучение решению творческих задач в профессиональной подготовке инженера: Диссертация канд. пед. наук, -М., 1993. -192 с.
- Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. -432 с.
- Гордеев А.В., Яновский Б. Г. Вепольный анализ эффективный метод решения технических задач. // Школа и производство. — 2000.-№ 1. — С. 19 — 28.
- Горин Ю.В. «Закрепить благоприобретенное.» Технологии творчества, № 2, август 1998 г., Челябинск, ТРИЗ-инфо. — С.22 — 28.
- Горский А.В. Техническое конструирование. Для рук. технических кружков школ и внешкольных у чреждений. М., ДОСААФ, 1977.
- Гуленко В.В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика межвозрастной педагогике: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та- М.: Совершенство. 1997. — 270 с.
- Дворянкин A.M., Половинкин А. И. и др. Разработка автоматизированной системы поискового конструирования (АСПК). Кн. 1. Йошкар-Ола. Изд-во Марийского политехнического института. 1977. — 220 с.
- Дерзкие формулы творчества / Сост. А. Б. Селюцкий. -Петрозаводск: Карелия, 1987. -269 с.
- Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ.- Минск. «Попурри», 1997.-768 с.
- Джонс Дж.К. Методы проектирования. 2-е изд., М: Мир, 1986. — 328 с.
- Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1./ Под ред. П. Р. Атутова. Москва: ИОСО РАО, 1997.
- Диксон Дж.Р. Проектирование систем: изобретательство, анашз и принятие решений. -М.: Мир, 1989. -440 с.
- Дипломные работы на ФТП: Учебное пособие для студентов факультета технологии и предпринимательства НГПУ В. В. Гудков, А. С. Козлов, В.В.
- Иванов Г. И., Быстрицкий А. А. Формулирование творческих задач. -Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000. 60 с.
- Иванов Г. И. Формулы творчества, или как научиться изобретать: Кн. для учащихся ст. классов. -М.: Просвещение, 1994. -208 с.
- Как определить и развить способности ребенка. Сост. В. М. Воскобойников. СПб.: «РЕСПЕКС», 1996.
- Как стать еретиком / Сост. А. Б. Селюцкий. -Петрозаводск: Карелия, 1991. -365 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. -М.: Просвещение, 1982.
- Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М.: Наука, 1981. -495 с.
- Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. -М.: Мол. гвардия, 1987—192с.
- Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. -М.: Наука, 1986.-512с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: 1997.
- Клюев Е.В. Между двух стульев. М.: Педагогика. 1989.
- Ковалев А.П., Моисеева Н. К. и др. Справочник по ФСА / под ред. М. Г. Карпунина, Б.И. Майданчика- М. Финансы и статистика, 1988. 431 с.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М&bdquo- 1994. -С. 146−147.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
- Козлов А.С. Использование синтезированной фантограммы в преподавании общетехнических дисциплин. // Технологическое образование на пороге третьего тысячелетия: Сб. тр. науч.-практ. конф. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, I999.-C.78 -87.
- Козлов А.С. Границы применимости первого постулата ТРИЗ. // Реализация новой парадигмы образования через образовательную область «Технология»: Сб. тр. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2000. — С. 143 — 154.
- Козлов А.С. Развивающее воспитание творчеством. Родителям почемучек и детям потомучек. Часть 1. Новосибирск: РИЦ «Рассвет», 1994. -160 с.
- Козлов А.С. Развивающее воспитание творчеством. Родителям почемучек и Ф детям потомучек. Часть 2. Новосибирск, РИЦ «Рассвет», 1995 г. 184 стр.
- Козлов А.С. Тенденции развития отечественной педагогики. // «Философия образования для XXI века», .Чу 1 2001. — Новосибирск- Изд-во НИИФОНГПУ, 2001.-С. 139−145.
- Козлов А.С., Шеховцов В. А., Юсова З. В. Методические рекомендации по подготовке к тестированию на вступительных экзаменах. Новосибирск: ФТиП НГПУ, 1999, — 16с.
- Козлов А.С., Юсова З. В. Результаты собеседования с абитуриентами, поступавшими в 1999 году на ФТиП НГПУ. // Актуальные проблемы технологического образования в школе и вузе: Межвуз. сб. науч. тр. -Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 1999. С. 110−115.
- Козлов А.С. Инновационные педагогические технологии: методы оценки проблем и перспектив.//Концепция философии образования и современная антропология: Мат-лы междунар. семинара-Новосибирск: ГЦРО. 2001-С.277−286.
- Коломинский Я. Л. Познание человека человеком в свете проблем межличностных отношений. -Краснодар. 1975.
- Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-48 с.
- Костюков Н.К. Формирование интереса к учению у студентов медицинского вуза. Дис. канд. пед. наук. -М. 1980.
- Кравчук П.Л. Творчески развитая личность и высшее образование // Вестник высшей школы. 1992. № 4 — 6. С. 18−21.
- Кругликов Г. И. Методика анализа занятий по технологии // Школа и производство.- 2000 № 1.- С. 32 — 33.
- Кругликов Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы технического творчества. М.: Народное образование, 1996. 344 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1972.
- Кудряшов А.Ф. Эвристическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании // Роль методологии в развитии науки. -Новосибирск. 1985.
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224 с.
- Кузьмин А.И. Психологические принципы проблемно-ориентированных групп. -Люберцы: ИПК Минавтосельхозмаша, 1989.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ. 1970, — 114 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л., 1985.-С. 14.
- Кулагина Г. Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности и активности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М. 1980. -22 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М., 1970. -С.168.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1989.
- Левитан К.М. Личность педагога. Саратов. 1991.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 288 с.
- Левитов Н. Д. Книга об учителе. -М&bdquo- 1965. -С.68−82.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Просвещение, 1972. -С.288−289.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
- Лимаренко А.В. Алгоритм программирования учебной информации -АПУИ-70 // Журнал ТРИЗ, 1997, № 1. С. 75 — 79.
- Линькова Н.П. Способности к техническому конструированию // Вопросы психологии. 1971. № 3.
- Лисичкин Г. В., Бетанели В. И. Химики изобретают: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1990.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991. -296 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-446 с.
- Лук А. Н. Психология творчества. -М.: Наука. 1978. 128 с.
- Маленко А.Г. Формирование педагогического мастерства инженера-педагога: Автореф. дис. док. пед. наук. М. 1988.
- Матюшкин A.M. Вопросы методики экспериментальных исследований психологических закономерностей творческого мышления // Наука и творчество. -М.: Наука, 1969.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1978. -С.208.
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. — 286 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. -М.: Просвещение, 1975.
- Махмутов М.И. Современный урок. М: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Меерович М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Мн: Харвест, М.: ACT, 2000. — 432 с.
- Мескон М., Альберт М. и др. Основы менеджмента. -М.: Логос, 1992.
- Методика трудового обучения / Д. А. Тхоржевский, А. И. Бугаев и др. Под ред. Д. А. Тхоржевского. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981.
- Методические рекомендации. Формирование творческих качеств личности студента в процессе обучения / Сост. Головенко А. Г. -Алчевск: ДГМИ, 1992. -68 с.
- Методическое пособие по теории решения изобретательских задач для преподавателей школ / Сост. И. Л. Викентьев, И. К. Кайков, А. В. Нечкин. -Киев: РСЮТ, 1991.- 120 с.
- Методы поиска новых технических решений: Методическая разработка лекций для студентов ИПФ / Сост.: Г. И. Теребило, И. В. Архипова -Новосибирск: Издательство НГПИ. 1990. 40 с.
- Методы психологической активизации технического творчества: Методическая разработка для студентов технических факультетов педагогических вузов/ Сост. Сартаков И. В. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. -64 с.
- Михеев В. Социально-психологические аспекты управления: Стиль и методы работы руководителя. -М., 1985. -С.55.
- Немерещенко Л.В. Дидактические условия естественнонаучной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства: Авторефер. Дис. канд. пед. наук. Брянск, 1999. — 20 с.
- Низамов Р. А. Махмутов М.И. Проблемное обучение. -М.: Наука. 1975.
- Никитин Б.П. Мы, наши дети и внуки. -Пермь: ИПК Звезда, 1997. 344 с.
- Никитин Е.П. Открытие и обоснование. М.: Мысль, 1988. — 224 с.
- Нить в лабиринте / Сост. А. Б. Селюцкий, — Петрозаводск: Карелия, 1988. -277с.
- Орлов А.А. Стандарты высшего педагогического образования: пути совершенствования / Педагогика, № 2−2000, с. 49.
- Одрин В.М. Морфологический анализ технических систем. М.: ВНИИПИ, 1989. -310 с.
- Орлов В.И. Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения. Изд. 2-е. М., «Знание», 1980. 336 с.
- Основные положения методики проведения функционально-стоимостного анализа. Методические рекомендации. М.: Информ-ФСА, 1991.
- Павлов Т.Д. Информация, отражение, творчество. -М., 1967. -С. 108.
- Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985.
- Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. -М., 1978. -С.54−76.
- Пацук А.А., Андросов А. А. Что такое ТРИЗ? /7 Методология и методы технического творчества: Тезисы докладов и сообщений к науч.-практ. конф. 30 июня-2 июля 1984 г. Новосибирск, 1984.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин. Н. А. Сорокин и др. 2-е издание, дополненное и переработанное — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
- Педагогика // Под ред. П. И. Пидкасистого. -М., 1995. -С.247.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
- Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988- 544с.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Москва — Тюмень: 1994.
- Петровский А.В. К построению социально-психологической теории коллектива// Вопросы философии. 1973. -№ 12. -С.78.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб: СОЮЗ. 1997 г., 256 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М., 1986.
- Пойа Дж. Как решать задачу. // Пособие для учителей. Изд-е 2-е. М.: Гос. уч.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1961. -208 с.
- Пойа Дж. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. Пер. с англ. B.C. Бермана. Изд-во «Наука» -М., 1970. -452 с.
- Пойа Д. Математическое творчество. -М.: Наука, 1976.
- Попов Е. В. Гносеологические проблемы технического творчества. -Минск, 1982. -436 с.
- Покровский В.А., Рубанов А. Ю. Роль психологического климата в повышении эффективности труда научных работников // Вопросы теории и практики управления и организации науки. -М., 1985. -С.248−249.
- Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. Учебное пособие для студентов вузов. -М., 1988. -361 с.
- Полонский В.М. Оценка научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987.-С. 144.
- Пономарев Я.А. Психика и интуиция. -М., 1967.
- Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. -480 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. -М., 1960.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976.
- Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество // серия «педагогика и психология». -М.: Знание, 1987. № 1.
- Правила игры без правил / Сост. А. Б. Селюцкий. -Петрозаводск: Карелия, 1989.-280 с.
- Применение методов технического творчества при проведении функционально-стоимостного анализа. М.: Информэлектро, 1990.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию— М.: Просвещение, 1991.-144 с.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. -М.: Педагогика, 1975.-С.266.
- Речицкий В.И. Профессия изобретатель: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. -М.: Просвещение. 1988. -160 с.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.:1958.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 1946. -675 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969. -С.370.
- Рувинский А.В., Кобыляцкий И. И. Основы педагогики: учебное пособие для преподавателей педагогических дисциплин вузов. -М., 1985.
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. Книга для учителя. М.: Просвещение. 1990. — 240 с.
- Сартаков И.В. Педагогические функции творческих технических задач // Развитие личности в системе непрерывного образования: Тезисы докладов II международной конференции. Часть III. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. -С.28−29.
- Сартаков И.В. Развитие творческих способностей студентов педвузов в процессе технологической подготовки.: Дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 1999.- 154 с.
- Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. Брянск: Издательство БГПУ, 1998. — 272 с.
- Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение. 1985. — 223 с.
- Симоненко В.Д., Матяш Н. В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразоват. учр. М.: Вентана-Графф, 2000. — 192 е.: ил.
- Симоненко В.Д., Хотунцев Ю. Л. и др. Экспериментальная программа образовательной области «Технология». М.: Просвещение, 1994.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Новосибирск, издательство НГТУ, 1996. 60 с.
- Скоморохов Г. И. «ТРИЗ в высшей школе: от «честных купцов» к .» -Технологии творчества, № 2, август 1998 г., Челябинск, ТРИЗ-инфо. -С.13 21.
- Сластенин В.А. Реализация программно-целевого подхода в практике дидактики высшей школы. -М.: ВПШ, 1982. -С.89.
- Слоун П. Загадки для нестандартно мыслящих / Пер. с англ.- Мн.: ООО «Попурри», 1998. — 112 е.: ил.
- Соболев Ю.М. Конструктор и экономика: ФСА для конструктора. -Пермь: Кн. изд-во. 1987.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. -М.: Российское педагогическое агентство. 1997. 174 с.
- Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе. Методическое пособие. М.: изд-во «Совершенство», 2000. -272 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. -Ростов н/'Д: Феникс, 1997. -С.542.
- Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. (Этюды креативной онтологии). М.: Логос, 1992. -С.204.
- Творческие проекты старшеклассников. Под ред. В. Д. Симоненко -Брянск, 1998.- 236 с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. -Ярославль: «Академия развития», 1997. 240 с.
- Третьякова Л.Р. Имидж факультета, способы его формирования. // Реализация новой парадигмы образования через образовательную область «Технология»: Сб. тр. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. -С.89 — 93.
- Тринг М., Летуэйт Э. Как изобретать / Пер. с англ., -М., 1980. 272 с.
- Трифонов Д.Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. СПб.: Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
- Учителю о психологии (пособие для учителя). / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997.
- Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.-240 с.
- Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова. Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Цыб А. А. Педагогика школы в структурных моделях учебных тем: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 1999. 152 с.
- Челышкова М.Б., Савельев Б. А. Методические рекомендации по разработке тестов для комплексной подготовленности студентов в вузе. М.: Высшая школа, 1995. 41 с.
- Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия. 1991.-304 с.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика. 1987. — 160 с.
- Щербаков А.И. Психология личности учителя. // Возрастная и педагогическая психология. -М.: Просвещение, 1973.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. -С. 124.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. -Спб.: Образование, 1910.
- Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения, темперамент, познавательные процессы, характер. -М. 1997. -С. 17−30.
- Юсова З.В., Козлов А. С. Эстетическое воспитание студентов в процессе изучения технических дисциплин / Технологическое образование на пороге третьего тысячелетия: Сб. тр. науч.-практ. конф.-Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. С. 71 75.
- Якобсон П.С. Процесс творческой работы изобретателя. -М., 1934.
- Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: «Флинта», 1997. 224 с.
- Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1974. -С.48.
- Arciszewski Т. ARIZ 77: An innovative design method. // Design methods and theories. 1988.-V. 22, N. 2, p.p. 796.820.
- Guilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986.
- GordonW.J.J. Synectics: the development of creative capacity, Harper & Row, New-York. 1961. 180 p.
- Newman A.D., Patterns. The design method, Gregory S. (ed.), Butterworths, London, 1966.
- Nierenberg G.I. The art of creative thinking, Simon & Schuster. Inc., New York, 1986.-240 p.
- Osborn A.F. How to become more creative. N.Y. Charles Seribner’s Sons, 1964.
- Savransky S.D. Engineering of creativity. TRIZ. Introduction to TRIZ Methodology of Inventiv Problem Solving. CRC Press. 2000. — 394 p.
- Taylor C.W. How many types of giftedness can your program tolerate? «J. Of creative behavior», 1978, vol. 12, N1, p. 39 — 51.
- Torrance E.P., Hall L.K. Assessing the further research of creative potential. -«J. Of creative behavior», 1980. vol. 14, N 1, p. 1 19.
- TRIZ France. 2eme Joumee d"echanges TRIZ France. Le 27/11/00/. A TENS AM CER de Paris. S"approprier TRIZ dans rindusrie et dans P’enseignement. Astes de La Jornee. — 2000. — 94.