Актуальность темы
данного исследования обусловлена неуклонным расширением глобализации современного мира и ростом в этих условиях важности проблемы сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия каждой цивилизованной страны. Во Франции, как и в остальной Европе, культура долгое время была привилегией тех, кто в силу своих знаний, образования, имущественного и социального положения мог иметь доступ к произведениям мысли, литературы и искусства. Однако вместе с материальным и интеллектуальным прогрессом, преобразившим облик Европы за последние двести лет, культура, как и другие стороны жизни европейцев, претерпела необратимые демократические мутации, в результате чего к ней смогли приобщиться широкие слои европейского общества. Одновременно, на протяжении веков, возник определенный пласт культурных связей и обменов, благодаря которым все народы Европы научились разделять некоторые общие духовные ценности. При этом общая культура, став основой политической организации наций в Европе, не утратила своих самобытных черт и особенностей в каждой национальной культуре.
Великая культурная европейская держава, Франция дает убедительный пример того, как развитая отечественная культура может служить эффективным инструментом защиты национальной самобытности и противодействия внешней культурной экспансии, при условии, что она опирается на соответствующую культурную политику. Окончательную институциональную форму во Франции культурная политика приобрела в период правления президента Ш. де Голля с созданием в 1959 году министерства по делам культуры. С этого момента и до начала нового тысячелетия на посту министра культуры сменили друг друга 17 видных и высокообразованных государственных деятелей, пользовавшихся высоким авторитетом в мире культуры и искусства своей страны. Весомый вклад в развитие концепции и институтов французской культурной политики внесли, в частности, такие министры как Андре Мальро и Жак Дюамель. Однако свое наиболее яркое и эффективное выражение культурная политика нашла в период правления президента-социалиста Ф. Миттерана в деятельности министра Ж. Ланга.
Видный государственный деятель Франции Эдуард Эррио (1872−1957) однажды точно заметил, что культура — это то, что остается в человеке, когда он забыл все остальное. К концу XX века в массовом сознании французов подлинная культура постепенно стала вытесняться понятием досуга, развлечения (entertainment) в основном в американском понимании этого явления, что диктовало и соответствующее культурное поведение нового поколения людей. Заокеанские космополитические и коммерциализованные по своему характеру жанры искусства, такие, например, как рок-музыка или комиксы, не говоря уж о штампованных голливудских кинофильмах быстрее проникали в массовое сознание еще и потому, что в той же Франции слабо популяризировалось ставшее «немодным», подлинное народное (будь оно французское, бретонское, корсиканское и т. п.), а не фольклорно-занимательное искусство.
Еще более опасным в последние годы на Западе стало нарастающее явление отторжения от культуры по социально-экономическим причинам. Результатом этого стало возникновение как бы двух Франций: одной — открытой для всех передовых веяний в мышлении и в искусстве, и другой — огромной, но инертной и лишившейся конкретной связи с национальным культурным достоянием. В эпоху, когда социальная отверженность становится массовым явлением, от культуры в первую очередь отдаляются производственное население, рабочие промышленности и сельского хозяйства, малоимущая молодежь, маргинальные слои общества. На этом фоне еще одной угрозой для французского общества сегодня является распространение увлечения идеями религиозного интегризма, фундаментализма и другими формами социального протеста, которые проявились в двух острых социальных кризисах в 2006 г. и подрывают монолитность французского общества изнутри. Опасность кроется и в том, что эти проявления встречают сопротивление зачастую тоже в довольно жестких и резких проявлениях нетерпимости, ксенофобии и даже расизмаотсюда рост популярности крайне правых партий и проявлений.
Нет необходимости доказывать, что культура Франции в качестве одной из богатейших в Европе, занимает почетное место в мировой сокровищнице духовных ценностей. Достаточно вспомнить имена таких гигантов мысли и духа как Вольтер, Монтескье, Бальзак, Гюго, импрессионисты или 47 французских лауреатов Нобелевской премии). В этой связи представляется особенно важным отметить, что будучи эманацией развитого во всех отношениях демократического общества — родины идеологии и реального осуществления прав человека — культурное достояние Франции, наряду с его общепризнанными высокими художественными и эстетическими достоинствами, проникнуто духом подлинного демократизма, гуманизма, уважения прав и свобод личности, а также национальных особенностей. Оставаясь и сегодня лидером в области культуры в Европе, Франция, в частности, является единственной развитой страной, где принят закон о защите национального языка. Особый характер носят и протекционистские меры, которые Франция распространила на аудиовизуальную и ряд других сфер культуры, что может служить примером для других стран, включая и Россию. Все это дополнительно подтверждает актуальность данной темы исследования.
Объектом исследования в данной работе является французское общество с точки зрения его отношения к своим культурно-национальным традициям и его влияния на официальную культурную политику властей.
Предметом исследования является культурная политика Франции на рубеже XX и XXI веков в свете проблемы сохранения ею своих европейских параметров и национального своеобразия.
Цель исследования состоит в политологическом анализе внутренней политики Франции в области культуры на разных этапах ее институционального развития при президентах Ф. Миттеране и Ж. Шираке, а также ее воздействия на внешнюю политику страны с учетом ее европейской составляющей.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
— рассмотреть наиболее важные этапы становления государственной культурной политики Франции в контексте внутренней политики страны;
— проанализировать особенности внутренней политики в области культуры в период правления президента Ф. Миттерана, в т. ч. во время первого и второго «совместного обитания» (1981;1995);
— отметить характерные черты культурной политики первого семилетнего правления президента Ж. Ширака (1995;2002);
— провести комплексный анализ доктринальных основ внешней политики Франции в области культуры;
— сформулировать предложения по дальнейшему изучению опыта Франции в области культурной политики в условиях расширения масштабов глобализации современного мира.
Степень научной разработанности темы. Если в зарубежной (французской) научной литературе более или менее подробно освещаются современная культурная политика Франции и ее европейские параметры, то отечественной наукой эта тема по существу не рассматривалась, а в русскоязычной научной литературе практически отсутствует анализ доктринальной основы и приоритетов внешней политики Франции в области культуры и не нашли должного отражения особенности культурной политики при президентах Ф. Миттеране и Ж.Шираке.
Вместе с тем источниковедческая база исследования в целом весьма обширна и включает широкий и разнообразный круг научных материалов прежде всего на французском и отчасти русском языках1.
При разработке темы диссертации был использован значительный набор документальных, научно-исследовательских и публицистических изданий. С учетом исторических рамок работы, а именно, в основном периода правления президента Франсуа Миттерана, важное значение для понимания сущности идеологического подхода французских социалистов к культурной политике имело ознакомление с работами идеологов Французской социалистической партии (ФСП), в частности самого Ф. Миттерана («Соломинка и зерно», «Здесь и сейчас») и ряда таких его видных сподвижников как Жак Аттали, Лоран Фабиус, Ролан Дюма, Режис Дебре, Жак Ланг и др. Общие установки по вопросам культурной политики содержатся также в программном документе ФСП под названием «Социалистический проект для Франции 80-х годов», изданный накануне президентских выборов 1981 года.
Важным источником исследования явились также архивные материалы Высшего совета франкофонии, разделы по проблемам культурной политики Франции, размещенные на интернет-сайтах французского правительства (www.gouv.fr) и министерства культуры (www.culture.gouv.fr).
Подробные и наиболее необходимые для понимания и раскрытия культурной политики Франции в конце ХХ-го века автор почерпнул из многочисленных официальных и документальных источников и публикаций на французском языке. Среди них в первую очередь следует отметить «Библиографию по истории культурной политики Франции в XIX—XX вв.еке» (Париж, 1999) — «Историю культурной дипломатии Франции от истоков до 1995.
1 Арзаканян История Франции: учебник для вузов/ М. Ц. Арзаканян, А. В. Ревякин, П. Ю. Уваров.- М. 2005; Смирнов В. П. Франция в XX веке.- М. 2001; Загрязкина T.IO. Франция сегодня. 3-е изд.- М. 2005; Обичкина Е. О. Франция на рубеже XX-XX1 веков: кризис идентичности. Монография, — М. 2003; ее же. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. Монография, — М. 2004; Мельникова E.B. Культура народов мира (этнополитический аспект).- М. 2006. года" (Париж, 1995) — «Административную историю министерства культуры 1959;2002 гг.» (Париж, 2002). Незаменимым источником информации по теме диссертации явился монументальный «Справочник по культурной политике Франции с 1959 года» (Париж, 2001), а также сборник «Учреждения культуры и культурная жизнь Франции» (Париж, 2004) под редакцией видного культуролога Ги Саэза.
Стратегические направления и эволюция культурной политики Франции глубоко отражены в докладах правительству ведущего концептуалиста и реформатора культурной политики Франции Жака Риго, особенно его доклад 1995 года о пересмотре основ культурной политики Франции, и некоторых других ключевых фигур французской культуры. Под его же редакцией в 2002 году было издано скрупулезное собрание основных официальных документов культурной политики Франции: законов, постановлений, выступлений и заявлений государственных деятелей по вопросам культуры. Принципиальное значение для раскрытия второго раздела работы имел еще один программный документ — «Внешний культурный проект Франции» (Париж, 1983), — в свое время легший в основу зарубежной культурной политики страны.
Резерв аналитических трудов по культурной политике Франции чрезвычайно обширен и разнообразен. Среди таких работ следует прежде всего упомянуть фундаментальные и беспристрастные труды Венсана Дюбуа «Культурная политика: генезис разновидности государственного вмешательства» (Париж, 1999 г.), Жака Риго «Культурная исключительность» (П. 1995), Жан-Мишеля Джиана «Культурная политика: конец мифа» (П. 2005), Ришара Денё «Жак Ланг: культура в движении» (П. 1990), и Филиппа Пуарье «Разновидности культурной политики во Франции. (П. 2002), а также ряда других исследователей французской культурной политики.
Более глубокому пониманию автором истоков и становления французской культурной политики во многом способствовало ознакомление с книгой известного публициста Пьера Кабанна «Культурная власть в Пятой Республике», опубликованной в 1981 году всего за несколько месяцев до прихода к власти социалистов. Динамика и противоречия внутренней культурной политики Франции раскрыты в работах Клода Моллара «Пятая власть: культура и государство от Мальро до Ланга» .(П. 1999) и Филиппа Урфалино «Изобретение культурной политики» (П. 2004), а ее внешние аспекты — в книге бывших высших должностных лиц Кэ д’Орсэ, послов Жана-Давида Левитта «Культурная дипломатия: амбиции и перспективы» (П. 1994) и Жана-Франсуа де Рэмона «Внешняя культурная деятельность Франции» (П. 2000).
В целях обеспечения наибольшей объективности в оценке культурной политики эпохи Миттерана-Ланга в исследовании в максимально возможной степени были привлечены работы авторов, занимающих критическую или резко негативную позицию в отношении этой политики и вообще культурного вмешательства государства в культуру. Наибольшую известность среди таких публицистических и критических работ получила нашумевшая в свое время книга Марка Фюмароли «Государство культуры: эссэ о современной религии» (П. 1992), а также работы Ханны Арендт «Кризис культуры» (П. 1989), Жана Кона «Культура в действии от Вилара до Ланга: потерянное направление» (П. 1999), Алена Деко «Красная дорожка» (П. 1992), Патриса де Планкетта «Культура в розовом пиджаке» (П. 1981) и многие другие, без которых восприятие реалий культурной политики Франции было бы неполным и несбалансированным.
Далеко не последнюю роль в качестве ценных источников информации по теме диссертации сыграли также отдельные статьи тематике работы, в частности, таких авторитетных авторов как бывшие министры культуры Жак Тубон и Жан-Жак Айагон, бывший министр иностранных дел Юбер Ведрин и других специалистов.
В процессе изучения и раскрытия темы диссертации были широко задействованы ведущие французские периодические издания за соответствующий период, в частности, газеты «Либерасьон», «Монд», «Фигаро», еженедельники «Пуэн», «Экспресс» и др., а также заметки и выписки из личного архива и архивных материалов министерства культуры Франции, сделанные автором в период его работы в отделе культуры посольства СССР во Франции в 1983;1986 гг.
Методологическая основа исследования. Ведущим методом при раскрытии темы стал системный подход, что позволило подойти к предмету исследования как к комплексу проблем, составляющих единое целое, выявить наиболее характерные особенности на каждом этапе его развития, установить их логическую взаимосвязь и взаимозависимость.
При анализе объекта и предмета исследования автор использовал и другие общенаучные методы: структурно-функциональный, проблемно-логический, статистический, классификации и систематизации, а также специальные исторические методы: хронологизации, периодизации и актуализации. Использование сравнительно-исторических методов дало возможность исследовать содержание культурной политики Франции в тесной взаимосвязи с той внутриполитической и исторической обстановкой, в которой она осуществлялась.
Положения, выносимые на защиту.
— Культурная политика представляет собой непрерывную цепь усилий и мер со стороны государства по защите, сохранению и развитию национального культурного достояния и вовлечению в культурный процесс широких слоев населениясудить о ее результатах следует не по той или иной доктрине, а по тому видному месту, которое, в итоге, культура данной страны занимает в сознании своего народа и в мировой сокровищнице духовных ценностей.
— Культурная политика как целенаправленная деятельность государства по сохранению и защите национальной культуры является сугубо французским «изобретением» и феноменом, берущим свое начало в глубине истории страны и сохранившим преемственность на протяжении веков.
— На рубеже XX и XXI веков, в условиях расширения глобализации мира и унификации культуры, проблема сохранения культурной самобытности приобретает особую актуальность.
— Культурная политика, на примере Франции, является эффективным инструментом формирования прочного национального самосознания и укрепления сплоченности нации и, следовательно, фактором сохранения национальной самобытности и независимости, в т. ч. в области внешней политикив этом смысле она может служить позитивным примером для стран, заботящихся об укреплении своей национальной самобытности и независимости, в частности, для России.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:
— Впервые в отечественной науке предпринята попытка комплексного рассмотрения механизма современной культурной политики Франции, как неотъемлемой части европейского культурного процессаопределены основные факторы, которые влияют на развитие внутренней и внешней политики Франции в области культуры.
— Выявлены и проанализированы характерные черты культурной политики при президентах Ф. Миттеране и Ж. Шираке, которая, несмотря на определенные различия, своей главной целью ставила и ставит сохранение национальной самобытности, противодействие униформизации и «американизации» национальной и европейской культуры.
— Показано, что опыт Франции в данной области имеет важное значение для России в ее стремлении защитить и укрепить свою национальную самобытность, не допустить размывания национального характера русской культуры в условиях ширящейся глобализации.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она вносит дополнительный вклад в изучение проблем современной культурной политики европейских стран на примере Франции. На основе систематизации и анализа различных факторов и этапов эволюции французской политики в области культуры в работе делается попытка не только отразить, но также выявить закономерности и спрогнозировать дальнейшие пути развития данного процесса.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что материалы исследования могут быть использованы при определении перспективных путей развития культурной политики стран ЕС в начальный период XXI века, как в конктретно-историческом плане, так и при постановке долгосрочных задач. Данное исследование может быть также использовано в учебном процессе российских вузов при подготовке специалистов-международников, культурологов и политологов, для разработки лекционных курсов по истории мировой культуры и специальных курсов по проблемам политики Франции в рамках ЕС.
Структура работы. Структура диссертационного исследования отвечает поставленным целям и задачам и отражает логику процесса научного анализа. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Заключение
.
Интерес автора к культурной политике Франции продиктован прежде всего ширящейся глобализацией современного мира и ростом в этих условиях актуальности проблемы сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия. В итоге работы над диссертацией автор пришел к следующим обобщениям и выводам.
Культурная политика, то есть целенаправленная деятельность государства по сохранению, развитию и защите национальной культуры, является сугубо французским «изобретением» и феноменом, уходящим своими корнями вглубь истории Франции. Ни в одной развитой стране Запада не было и нет доктрины и институтов культурной политики, подобных французским. На протяжении последних 50 лет, несмотря на чередование правительств разной политической ориентации, культурная политика Франции была последовательно ориентирована на защиту общенациональных интересов и сохраняла свою вековую преемственность. Активное вмешательство государства в сферу искусства, литературы и культурного наследия является константой и характерной особенностью французской истории.
Культура, культурное своеобразие остаются важнейшими элементами прочного национального самосознания французов, как единого народа. Она включает в себя такие не поддающиеся коммерциализации вещи как язык, религию, моральные ценности, национальные святыни, территорию, произведения и памятники культуры и искусства и даже гастрономию. Поощрение и защита национальной культуры, по убеждению сторонников французской культурной политики, содействует прогрессу нации как единого целого и является важным фактором сохранения национальной самобытности и укрепления национальной сплоченности французов. Вместе с тем культурная политика Франции по своей этической и эстетической сущности является глубоко европейской и поэтому одновременно нацелена на развитие и защиту общих духовных ценностей Европы.
Окончательную институциональную форму во Франции культурная политика приобрела в период правления президента Ш. Де Голля с созданием в 1959 году министерства по делам культуры. С этого момента и до начала нового тысячелетия на посту министра культуры сменили друг друга 17 видных государственных деятелей Франции, пользовавшихся большим авторитетом в мире культуры. Весомый вклад в развитие концепции и институтов французской культурной политики внесли, в частности, такие министры как Андре Мальро и Жак Дюамель. Однако свое наиболее яркое и эффективное выражение, в т. ч. в смысле бюджета, культурная политика нашла в период правления президента-социалиста Ф. Миттерана (1981;1995 гг.) в деятельности министра Жака Ланга.
Французский язык, получив еще в Средние века привилегированный юридический, а в V-ой Республике — конституционный статус, всегда являлся основным вектором французской культуры и служил одним из главных катализаторов национальной сплоченности французского общества. Оставаясь на протяжении долгих лет стержнем французской культурной политики в стране и за рубежом, распространение французского языка и культуры с начала 80-х годов прошлого века стало приобретать новые формы и методы с учетом бурного развития аудиовизуальных средств и новых коммуникационных технологий.
Распространение французского языка и культуры, культурные обмены и международное сотрудничество в этой области с давних пор прочно утвердились в качестве важной составной части внешней политики Франции. Аналогичной политики за рубежом с ее целями, методами и структурами не имела и не имеет ни одна другая индустриально развитая страна мира. Задачи, преследуемые этой политикой, охватывают несколько регистров, которые в других странах и организациях обычно разделены: здесь и солидарность с франкоязычными развивающимися странами, в частности, с африканскими, и расширение влияния в этих странах путем формирования их политической элиты, и защита позиций французского языка, и содействие культурному разнообразию и контроль над процессом глобализации. Рамками этих усилий служит т.н. «зона приоритетной солидарности» Франции, куда вошли и некоторые страны Восточной Европы.
Именно на этой почве в начале 80-х годов прошлого века, то есть на первом этапе правления социалистов, заметно обострились идеологические разногласия между Францией и США в области культуры и культурных обменов. В 1982 году Ж. Ланг даже заявлял об «американском культурном империализме». Позднее верх взяли прагматические интересы и соображения стратегического партнерства двух западных сверхдержав. Соответственно, франко-американские разногласия в области культуры, уже при Ф. Миттеране, отошли на второй план и были окончательно приглушены с приходом к власти во Франции в 1995 году правых сил во главе с президентом Жаком Шираком.
Культурные обмены между Францией и СССР в 80-е и 90-е годы прошлого века развивались более или менее успешно на стабильной основе периодических двусторонних протоколов о культурном сотрудничестве. После исчезновения СССР, политического сближения между Францией и «новой» Россией не произошло. РФ, судя по всему, не попала в число приоритетных направлений культурной политики Франции и культурные связи между двумя странами поддерживаются на стандартном среднем уровне интенсивности, что, разумеется, не способствует укреплению глобальных позиций французской культуры.
Проблема сохранения культурной самобытности, бывшая в 60−70-е годы прошлого века опорой постколониальной борьбы, сегодня, в эпоху глобализации мира и унификации культуры приобретает еще большую актуальность. Перед лицом негативных тенденций в культуре, ведущих к ее униформизации и примитивизации, беспокойство о сохранении культурной самобытности и суверенности звучит сегодня в заявлениях политических деятелей самых различных стран. В этом контексте культурная самобытность однозначно отождествляется с национальным и человеческим достоинством, требующими безоговорочного уважения. Однако борьба за сохранение культурной (национальной, религиозной и т. п.) самобытности не должна превращаться в духовный интегризм, изоляционизм, экстремизм или воинствующий национализм.
Каждая эпоха во Франции порождала свою культурную политикуначиная с XVI века ее переформулировали десятки раз, — но судить о ее результатах следует не по той или иной доктрине, а по тому видному месту, которое, в итоге, культура этой страны продолжает занимать в сознании французов и в мировой сокровищнице духовных ценностей. У этой политики нет и не может быть какого-то логического конца — она всего лишь часть поступательной эволюции французского общества. По убеждению французских политиков, прежде всего левой ориентации, культуру во Франции нельзя отдавать на откуп действию законов рынка, ибо основным конституционным принципом в этой стране является обеспечение равноправного доступа всех граждан к культуре и произведениям искусства. В этом усматривается залог формирования гражданского сознания и демократического развития общества, что имеет важнейшее значение как опыт для учета в культурной политике РФ.
Представляется, что культурная политика Франции может служить наглядным и убедительным примером для подражания и является своего рода «сигнальной лампочкой» для других стран, в частности, для России, которые беспокоятся о своей духовной независимости и не желают быть окончательно захлестнутыми потоком коммерциализованной продукции американской массовой культуры. Именно поэтому государственная культурная политика.
Франции может и должна оставаться и впредь предметом дальнейшего наблюдения и пристального изучения.
Культурная политика Франции представляет собой одновременно инструмент и катализатор формирования и укрепления национального самосознания этого народа, которое, в свою очередь, является незыблемой основой демократического республиканского строя Франции и ее независимой, конструктивной и оригинальной внешней политики. При всех своих противоречиях и зигзагах, государственная политика Франции в области культуры, сохранявшая на протяжении веков преемственность с точки зрения защиты национальных идеалов, в конечном счете, убедительно доказала свою целесообразность и эффективность.