Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнонациональный и религиозный факторы в современных политических конфликтах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению большинства исследователей, важнейшим условием этнополитической мобилизации, предшествующей началу многих этнополитических конфликтов, является рост националистических настроений и активизация движений, выступающих под националистическими лозунгами. Под национализмом понимают идеологию, политику, общественную психологию и общественную практику, чьей сущностью являются идеи национальной… Читать ещё >

Этнонациональный и религиозный факторы в современных политических конфликтах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже XX и XXI вв. наиболее заметными в мире стали конфликты, возникающие на этнонациональной и религиозной почве.

На их фоне конфликты, в основе которых лежат традиционные экономические, социальные или идеологические факторы, отошли на второй план. В развитых странах общественное развитие в целом подтвердило вывод, сделанный известным немецким социологом Р. Дарендорфом о том, что в рамках либерально-демократических политических систем удалось найти способы институциализации и регулирования социальных конфликтов. Возникающие в политической сфере стран Западной Европы, Северной Америки и других экономически развитых государств конфликтные ситуации не принимают острого характера и находят разрешение внутри существующих политических систем. В странах Азии, Африки, в некоторых посткоммунистических государствах Восточной Европы и бывших республиках СССР политические конфликты нередко принимали радикальные формы и даже перерастали в прямое вооруженное противоборство. Среди этих конфликтов преобладали конфликты этнополитического характера.

По мнению большинства исследователей, важнейшим условием этнополитической мобилизации, предшествующей началу многих этнополитических конфликтов, является рост националистических настроений и активизация движений, выступающих под националистическими лозунгами. Под национализмом понимают идеологию, политику, общественную психологию и общественную практику, чьей сущностью являются идеи национальной исключительности, обособленности и пренебрежения к другим нациям. Национализм может представлять собой и политическую платформу, консолидирующую этнос в нацию. В современном мире национализм чаще выступает в первой модификации. В прошлом национализм нередко возникал именно как идейно-политическая платформа народов, стремившихся к собственной эмансипации, но затем перерождался в свою агрессивно-шовинистическую разновидность. Следует помнить, что в данном случае речь идет об этнонационализме, который отделяют от национализма гражданского (государственного), являющегося синонимом понятия «патриотизм».

Этнонационализм может быть политическим и культурным. Политический этнонационализм стремится достичь или удержать государственность. Культурный этнонационализм направлен на сохранение целостности народа, его языка, культуры, исторического наследия. Он играет положительную роль при двух условиях: если не содержит в себе идей культурной замкнутости и изоляционизма, негативной оценки других культур и если не стремится возродить и распространить архаические элементы в культуре, которые препятствуют развитию этноса.

По мнению этносоциолога Л. Снайдера, впервые национализм активно проявил себя в европейской политической жизни в 1815— 1871 гг. как интегрирующий национализм. Ученый использовал такой термин, поскольку речь шла об идейной платформе, на основе которой должна была произойти консолидация ранее политически разделенных этносов — немецкого и итальянского. В отличие от французов и англичан, живших в этнически однородных государствах, итальянцы и немцы были разбросаны на территории нескольких десятков средних, малых и мельчайших государственных образований. Процессы модернизации, происходившие в Западной Европе в первой половине XIX в., создавали объективную основу для объединения итальянского и немецкого народов в этнонации.

Первоначально как германская, так и итальянская общенациональная идея были облечены в радикально-демократическую форму. Дж. Гарибальди боролся не просто за объединение своей Родины, а за утверждение республиканской формы правления революционным путем. Однако в реальности государственное объединение и Германии и Италии было проведено не «снизу», а «сверху» и не радикальными демократами, а монархическими и консервативными кругами. При этом оказалось, что к моменту объединения процесс консолидации немецкого и особенно итальянского этносов еще не завершился. Этот процесс продолжался и после создания единой государственности. Недаром король Виктор-Эммануил произнес свою знаменитую фразу: «Мы создали Италию. Теперь будем создавать итальянцев».

Второй тип этнонационализма Л. Снайдер называет разъединяющим национализмом. Этот тип национализма активно проявил себя в 1871—1890 гг. и был связан с развитием полиэтнических государств Восточной Европы. К середине XIX столетия практически всю Восточную и Юго-Восточную части Европейского континента занимали три обширные империи — Австро-Венгерская, Российская и Османская (Турецкая). Во всех трех империях проживали десятки народов, отличавшихся между собой по языку, культуре, религии, уровню экономической активности. Во второй половине XX в. Восточная Европа также начинает испытывать воздействие модернизационных процессов. В условиях полиэтнической среды здесь проявились неизвестные в западноевропейских государствах проблемы. Например, весьма актуальным стал вопрос о том, на каком языке должен функционировать государственный аппарат, развиваться культура, образование, гуманитарные и естественные науки. Чаще всего таким языком, получавшим преимущества в своем развитии, становился язык титульного этноса, к которому принадлежала правящая династия и большинство правящей элиты. Остальные ощущали себя ущемленными в правах этническими меньшинствами. Между тем в условиях модернизации усилилась интенсивность межэтнических связей. Возросшая мобильность привела к тому, что представители различных этносов стали чаще сталкиваться и взаимодействовать между собой, обращая внимание на существовавшие этнические различия. Люди теперь идентифицировали себя не только с какой-либо социальной группой (крестьяне, рабочие, ремесленники) или территориальной общностью (горожане, жители определенной области), а с конкретным этносом (чехи, латыши, хорваты и т. д.).

Острее всего этническую самоидентификацию воспринимали представители интеллигенции, слоя, который в условиях модернизации формировался почти во всех этнических группах. Используя уже появившуюся в Западной Европе идею нации, как в ее политическом, так и в этническом аспекте, интеллигенция этнических меньшинств начала формулировать собственную национальную идеологию. Можно сказать, что в Восточной Европе идеи нации возникали часто раньше, чем эти нации реально складывались на основе традиционных этнических групп.

Первоначально идейную платформу большинства национальных движений в восточноевропейских странах можно было охарактеризовать как культурный этнонационализм. Государственная власть, как правило, с недоверием относилась к культурной активности национальных движений и часто воздвигала препятствия для их деятельности. Таким образом, власти сами подталкивали национальные движения к политическому национализму, главной целью которого было образование самостоятельных национальных государств. Распространение национальной идеологии способствовало во многих восточноевропейских странах ускорению процессов перехода этносов к высшей форме своего существования — нации. Особенно это касается чехов, проживавших в Австро-Венгрии, финнов, входивших в состав Российской империи, поляков, разделенных между Германией, Австро-Венгрией и Россией.

Переход национализма в политическую форму сопровождался усилением его агрессивности. На первый план выступало этноцентрическое видение мира, пренебрежительное отношение к другим народам. Причем агрессивные черты стали обнаруживаться не только в формирующихся нациях, не обладавших собственной государственностью, но и в деятельности господствующих этнических групп (черносотенцы в России). Первую половину XX в. Л. Снайдер в целом называет периодом агрессивного национализма. Национализм оказал сильное воздействие на внешнюю политику государств, что привело к двум мировым войнам. Национализм стал важным компонентом идеологии и политики крайне правых, в том числе фашистских партий и движений.

Во второй половине XX в. из-за распада колониальной системы национальные движения наиболее активно проявили себя в афроазиатских странах. В конце столетия снова обострились межнациональные отношения, усилились националистические проявления в странах Восточной Европы и на территории бывшего СССР.

Характер межнациональных отношений зависит от таких современных факторов, как форма государственного устройства. Унитарное государство может вызвать недовольство национальных меньшинств, если не учитываются в полной мере их стремления и запросы. Хотя причины для недовольства могут быть и в случае федеративного государственного устройства.

На межнациональных отношениях отражается и тип политического режима. Авторитарные и тоталитарные политические режимы часто прибегают к дискриминации по национальному признаку, демократия же гарантирует всем, независимо от этнического происхождения, одинаковые права и свободы. Но переход от авторитаризма к демократии может сопровождаться всплеском националистических настроений, которые подавлялись при прежнем режиме.

Особенности функционирования политических элит также являются важнейшим фактором межэтнических отношений.

В развитии этих отношений элита выполняет следующие функции: определяет идеологию терпимости или вражды; вырабатывает политику, направленную на примирение или, наоборот, усиливающую сопротивление; направляет деятельность средств массовой информации, играющих огромную роль в формировании межэтнических установок и стереотипов; определяет образовательные программы; собственно деятельность элиты служит образцом поведения.

Когда межнациональные отношения не удается гармонизировать, могут возникать межэтнические конфликты, которые чаще всего перерастают в конфликты этнополитического характера. Межэтнический конфликт представляет собой гражданское, политическое или вооруженное противоборство, в котором участники мобилизуются, действуют и страдают по признаку этнических различий. Среди причин межэтнических конфликтов традиционно на первое место выходят причины территориальные. Этносы по своему происхождению — территориально организованные общности и любое посягательство на этническую территорию воспринимается как прямое посягательство и на само существование этноса. Поскольку в истории имели место массовые миграции населения, радикальные геополитические изменения, очень трудно объективно обосновать территориальные претензий. Каждая из спорящих сторон выбирает наиболее удобные для себя даты и факты. Углубление в историю не только не облегчает и не разрешает споры, но делает их еще более запутанными. В силу своей сложности территориальные споры практически неразрешимы, а включение территориальных проблем в программы политических движений и отдельных лидеров чаще всего является признаком назревающего этнического конфликта.

Политические причины межэтнических конфликтов обнаруживаются в стремлении различных этносов к созданию собственных национально-государственных образований. Экономические причины межэтнических конфликтов обусловлены борьбой за распределение материальных ресурсов и собственности, в большей степени это относится к сельскохозяйственным угодьям и земным недрам. Межэтнические конфликты могут зарождаться на почве социальных отношений. Нередки случаи, когда социальная напряженность проявляется в форме межэтнических столкновений. Этнопрофессионалъные причины конфликтов порождает сложившееся в большинстве полиэтнических обществ разделение труда между национальными группами. Поскольку разные сферы приложения труда обеспечивают разные доходы, то между этническими группами складывается негласная конкуренция, сопоставление трудового вклада и вознаграждения за него. Если же обнаруживается определенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряженность в межэтнических отношениях.

Этнополитические конфликты могут иметь статусную природу, предметом таких конфликтов часто бывает политический статус этнической группы. Участники такого конфликта стремятся изменить взаимодействие этнических групп или среды этого взаимодействия, при котором экономический или политический статус одной из них воспринимается ее членами как неприемлемый. Причем причиной конфликта может служить не только борьба за повышение статуса или борьба против дискриминации, но также опасение утратить имеющийся статус. Часто такие конфликты сводятся к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов относятся этнические движения за создание своих национальных образований. Разрешение таких конфликтов может быть связано с изменением системы государственного устройства путем передами части властных полномочий от центрального правительства к органам управления автономии.

Как показывает опыт последних десятилетий, возникновение межнациональных конфликтов может быть связано с факторами культурного, языкового, экологического, исторического и бытового характера.

На основе анализа этнических конфликтов в границах постсоветского пространства российские ученые Э. Пайн и А. Попов выделили такие типы межэтнические конфликтов: конфликты стереотипов; конфликты идей; конфликты действий. В конфликтах стереотипов проявляются взаимные негативные стереотипы этносов, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы». В конфликтах идей выдвигаются требования и притязания на «историческое право», например на государственность или территорию. В средствах массовой информации распространяется информация, обосновывающая такое «историческое право», осуществляется политическая мобилизация вокруг данных идей. Конфликты действий связаны с проведением демонстраций, митингов, пикетов и даже со столкновениями с оппонентами и представителями власти.

Еще одна типология межэтнических конфликтов принадлежит американскому ученому, этнологу Д. Горовитцу и основана на сравнении уровня экономического развития и социальной модернизированности сепаратистских регионов и этнических групп с уровнем развития государства в целом и доминирующего большинства его населе-

ния в частности. Исходя из такого сравнения, Д. Горовитц выделяет четыре группы конфликтов: сепаратизм отсталой этнической группы в отсталом регионе страны; сепаратизм отсталой этнической группы в развитом регионе страны; сепаратизм развитой этнической группы в отсталом регионе; сепаратизм развитой этнической группы в развитом регионе страны.

По формам протекания этнополитические конфликты делят на насильственные и ненасильственные. Среди насильственных конфликтов выделяют региональные войны и краткосрочные вооруженные столкновения. Региональные войны представляют собой длительные (не менее нескольких месяцев) вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения. Краткосрочные вооруженные столкновения продолжаются несколько дней, сопровождаются жертвами, представляют собой бунты, погромы, вооруженные выступления. Насильственные этнополитические конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, разрушениями материальных объектов.

Ненасильственные этнополитические конфликты протекают без использования оружия в любом виде. Они могут проходить в форме манифестаций, митингов, демонстраций, голодовок, акций «гражданского неповиновения». В таких конфликтах главными действующими лицами выступают значительные массы людей. Ненасильственные этнополитические конфликты могут развиваться и в виде борьбы идеологий. Часто сложная история взаимоотношений между этническими группами способствует так называемому «мифотворчеству», искаженному историко-культурному и социально-политическому восприятию ситуации. Участниками идеологических по форме этнополитических конфликтов являются группы элиты — политической, научной, художественной. Их идеи транслируются работниками средств массовой информации и сферы образования, а также видными людьми страны — творческими деятелями, обладающими особым авторитетом в глазах населения.

Ненасильственные этнополитические конфликты сопровождаются психологическим напряжением в этнических группах, а также переселениями, перемещениями этнических групп.

В развитии этнополитических конфликтов происходит много сходных процессов, но в каждом из них участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, стереотипами поведения. Вследствие чрезмерной эмоциональной составляющей этнополитические конфликты отличаются высокой степенью иррациональности, выражающейся в огромном потенциале агрессивности, далеко выходящей за рамки рационального понимания интересов сторон конфликта и выбора стратегии взаимодействия.

Иррациональностью отличаются и политические конфликты, возникающие на религиозной основе. Так же как и националистические, религиозные лозунги обеспечивают мобилизацию населения, используются для оправдания методов и целей того или иного движения. Часто, особенно в странах третьего мира, недовольство социально-экономическими или политическими реалиями выражается в форме религиозных волнений, направленных на достижение высшей справедливости. В этих случаях религия может выступать альтернативой таким идеологиям современности, как консерватизм, либерализм или социализм. Религиозная вера может представлять собой органичную часть национальной культуры. Процессы глобализации, которые зачастую способствуют вестернизации традиционных обществ, вызывают там сопротивление, усиливают проявление национализма, который должен обеспечить сохранение самобытной культуры. Религия в таких случаях становится важной частью националистических программ.

Эти особенности общественного развития приводят к тому, что религиозный фактор все чаще играет важную роль во внутренних и международных конфликтах. Следует отметить, что мировые религии — буддизм, христианство и ислам в их классическом варианте основаны на терпимости и человеколюбии, они не призывают напрямую к борьбе с инакомыслящими. Однако религия и церковь обладают особыми возможностями воздействия на мировоззрение и поведение верующих. Божественные заветы истолковывают священнослужители, а они могут больше внимания уделять одним догматам в ущерб другим. Например, исламские фундаменталисты используют понятие «джихад» для обозначения войны с неверными во имя распространения мусульманской веры. Однако с арабского языка джихад переводится как «усилие». Если в первые века распространения ислама джихад действительно трактовался как война, причем война оборонительная, то начиная с XIV в. концепция джихада усложняется: наивысшим проявлением считается джихад духовный, то есть внутреннее самосовершенствование на пути к Аллаху Таким образом, джихад можно истолковать и как обоснование приложения усилий для процветания государства, и как оправдание для террористических актов — все зависит от политических задач того или иного лидера.

Религиозный фактор может быть основой конфликтов не только в развивающихся и посткоммунистических обществах. Однако в последнее время особенно активно именно там ведут себя различного рода исламистские группировки, которые берут на себя функции реализации «исламского проекта». Как считают исламисты, «исламский проект» должен преодолеть социально-экономическую и политическую отсталость общества, исламское государство может обеспечить справедливость для всех его граждан. Глобализация, вестернизация, высокие информационные технологии связали традиционные религиозные структуры с современными техническими средствами и сделали возможными попытки реализации масштабной глобальной утопии, в которой сочетаются достижения современной цивилизации с ценностями ислама. Примером таких попыток является деятельность организации «Аль-Каида».

На территории бывшего Советского Союза и Югославии причинами усиления религиозного фактора и появления на этой почве многочисленных конфликтов стали кардинальные изменения политических режимов, экономической системы и национально-государственного устройства. Процесс активизации ислама на постсоветском пространстве стал частью поиска национальной идентичности. Национальное возрождение в мусульманских анклавах происходило вместе с возрождением ислама и его политизацией. Ислам является не только религией, но и образом жизни, он вбирает в себя традиции, подчиняя их определенным моделям поведения. Конфессиональная самоидентификация мусульман — важнейшая составляющая их национальной самоидентификации.

Активизации исламского фактора в России и других странах СНГ способствовали общие экономические и социальные проблемы переходного периода на постсоветском пространстве: падение уровня жизни, маргинализация населения, рост безработицы, появление депрессивных зон. Комплекс социально-экономических проблем стал причиной политизации и радикализации ислама. Коррупция, опора на свои «кланы» в структуре местной власти закрыли для значительной части населения возможность выхода за пределы сужающегося социального пространства. Международные исламские фонды и отдельные исламистские режимы способствуют усилению исламского фактора на постсоветском пространстве. Прерванная в годы советской власти исламская традиция породила особую восприимчивость части мусульман к новым радикальным идеям, к потоку мусульманской литературы и возможности обучаться за границей. В мусульманских государствах Востока давно существуют радикальные мусульманские группы, которые заинтересованы в расширении своего влияния на единоверцев на постсоветском пространстве и во всем мире. При отсутствии сильного светского политического противовеса ислам стремится утвердиться в роли регулятора идеологической и духовной жизни, а также социальных отношений.

Религиозный фактор в современных политических конфликтах нередко тесным образом переплетается с этническим. Вместе эти факторы могут выступать основой самоидентификации как отдельных индивидов, так и социальных групп, втянутых в политические конфликты. В конфликтах на Северном Кавказе, в Таджикистане, Нагорном Карабахе религиозный фактор как элемент идентичности играл весьма существенную роль. В противостоянии сербов и хорватов в бывшей Югославии главным был не столько этнический, сколько религиозный фактор: сербы — православные, хорваты — католики. Причем включенность религиозного фактора определила особую бескомпромиссность радикалов, стремившихся изъять и уничтожить все, связанное с чужой культурой и историей. Известны примеры разрушения православных храмов и монастырей, противостоять которому не смогли или не захотели миротворцы стран — членов НАТО.

Конфликты, связанные с сосуществованием различных этносов и конфессий, их урегулирование и разрешение в современную эпоху обусловлены в каждом конкретном случае сложным клубком социально-политических противоречий. Анализируя причины возникновения и предлагая способы разрешения большинства этнополитических и этноконфессиональных конфликтов, следует учитывать его уровень — внутриили межгосударственный. Для многих конфликтов сегодня имеют значение и факторы надгосударственного, то есть макрорегионального или даже мирового межправительственного и неправительственного уровня. Поэтому мирное урегулирование этнополитических и религиозно-политических конфликтов стало, наряду с урегулированием международных конфликтов, важнейшим направлением деятельности по укреплению безопасности и стабильности в современном мире.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой