Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: правовой и политический аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автор исходит из того, что публичная власть в субъектах Федерации реализуется посредством органов государственной власти и органов местного самоуправления. Категория «органы публичной власти» объединяет органы государственной власти и органы местного самоуправления на том основании, что, с политической точки зрения, они осуществляют политическую власть и управление в государстве, это обеспечивает… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Политико-правовая специфика государственной власти и местного самоуправления
    • 1. 2. Органы государственной власти и местного самоуправления в реализации публичной власти
  • ГЛАВА II. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Характерные черты организации и деятельности государственной власти в субъектах Федерации
    • 2. 2. местное самоуправление в условиях совершенствования государственного устройства
  • ГЛАВА III. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • 3. 1. Нормативно-праювое обеспечение отношений органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Федерации
    • 3. 2. Основные направления совершенствования взаимосвязи органов государственной и местной власти

Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: правовой и политический аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования и решаемой в диссертации научной задачи обусловлена тем, что в процессе реформирования взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления возникло противоречие между объективной необходимостью введения кардинальных изменений в отношения органов государственной и местной власти, влекущих повышения эффективности их функционирования, укрепление российской государственности, и малоподвижным и несовершенным законодательным регулированием взаимодействия рассматриваемых органов.

Поле взаимодействия государственных органов власти и органов местного самоуправления весьма широкое. Оно охватывает совместную деятельность по завершению формирования органов местного самоуправления и по созданию условий для реализации ими своих конституционных полномочий, включает весь комплекс вопросов, связанных с созданием условий для участия муниципальных органов наряду с государственными органами власти в обеспечении конституционных прав граждан на жилье, на охрану здоровья и оказание медицинской помощи, на общедоступное образование в муниципальных учреждениях.

Развитие отношений субъекта Федерации и муниципальных образований при наличии несомненных достижений сталкивается с рядом проблем. Главная причина такого положения, на наш взгляд, заключается в отсутствии четких представлений о содержании и модели этих отношений, необходимости более полного правового обеспечения становления местного самоуправления, преодоления внутренней несогласованности, противоречивости правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, регулирующих организацию и деятельность местной власти и ее взаимоотношения с государственными властными органами. Требуется уточнить распределение полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов Федерации) и местной власти. Отсутствие этого препятствует решению вопросов собственно местного значения и реализации конституционной нормы о возможности наделения органов местного самоуправления некоторыми государственными полномочиями. Нуждается в нормативно-правовой конкретизации конституционная установка об исключении местного самоуправления из системы органов государственной власти, в частности — установление принципов взаимоотношений первичного уровня публичной власти с региональным и федеральным уровнями. В настоящее время в науке нет четкой, выверенной теории по данному вопросу, а также отсутствует сформированный правовой институт, который наиболее полно регулировал бы политико-правовые отношения в этой приоритетной для общества сфере.

Политическая составляющая проблемы, выступающей темой диссертационного исследования, связана с необходимостью обеспечения единства трех уровней публичной власти. Объектом управляющего воздействия каждого из них являются те или иные стороны жизнедеятельности общества. Разобщенность в деятельности властей различных уровней, прежде всего, вредна для местного самоуправления, потому что порождает межведомственную конкуренцию чиновников и блокирует возможности рационального управления местными делами. Опасна такая разобщенность и для государства, поскольку несет тенденцию раскола в обществе, вызывает неуправляемые процессы, подрывает общегосударственную систему власти и управления.

В связи с этим, объективно возникла необходимость в разрешении противоречия между существующим правовым регулированием взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, с одной стороны, и реальным его осуществлением, с другой.

Исследование вышеуказанных направлений и проблем взаимоотношений органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в целом определяет актуальность предпринятого диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В основу теоретико-методологической базы исследования легли концептуальные положения, касающиеся различных аспектов правового и политического взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, изложенные в трудах ученых политологов и правоведов.

Проблемам сущностного определения власти как явления, а также публичной власти в правовом и политическом аспектах посвящены классические исследования ученых М. Вебера, Е. Вятра, А. Д. Градовского, В. О. Ключевского, Н. Смелзера, Б. Н. Чичерина.1.

Вопросы политической и правовой природы и организации государственной власти в России изучены в работах М. В. Баглая, М. В. Ильина, ЛМКарапетяна, Н. М. Кейзерова, СЛ. Кожевникова, Б. И. Краснова, Р. Х. Макуева, А. Ю. Мельвиля, В.И. Ca-вина, Ю. А. Тихомирова, И. А. Умновой, В. Е. Чиркина.

Природа местного самоуправления специально исследовалась в трудах Т.М. Бял-киной, В. И. Васильева, Ю. С. Васютина, H.A. Емельянова, A.A. Замотаева, о.

О.Е.Кутафина, Н. И. Соломка, В. И. Фадеева, Е. С. Шугриной.

Значительный вклад в решение проблем разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления внесли исследователи: О. В. Берг, С. К. Дряхлов, З. М. Зотова, Т. Н. Михеева, Э. А. Нехвядович, A.A. Уваров, E. I ПЦендригин.4.

1 См.: Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс. -1990; Вятр Е. Социология политических отношений.

— М. — 1979; Градовский А. Д. Проект губернской реформы. // Собрание сочинений. T.9. — СПб, 1903. — 507 е.- Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т.4. — М., 1990. Смелзер Н. Социология. М., 1992. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. 4.1 // Общее государственное право. — М., 1894.

2 См.: Баглай М. В. Социальная природа и некоторые проблемы современного российского государства. // Вестник РАН. — 2000. — № 9. — С. 771−778. Ильин М. В., Мельвиль А. Ю. Власть. — Полис. — 1997. — № 6. — С. 146 -163с.- Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства: Монография. — М.: Норма, 2001. — 352 е.- Кейзеров H.M. Государственная власть в период реформирования экономики. // Социально-политический журнал. 1996. — № 2. Кожевников С. Н. Государственная власть и правовая политика. // Государственная власть и местное самоуправление. — 2002. — № 1. — С. 35−40. Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. — 1994. — № 3−6. Макуев Р. Х. Вопросы теории права: — Орел: Изд-во ОРАГС, 2001. — 232 е.- Теоретические и практические вопросы становления и развития публичной власти/Под общ.ред. В. И. Савина. — Орел, 2001. — 532 е.- Тихомиров Ю. А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов. // Журнал российского права. — 2001. — № 5. — С. 3−12. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учебно-практическое пособие. — М.: Дело, 2000. — 304 сЧир-кин В. Е. Государственная власть субъекта Федерации. // Государство и право. — 2000. — № 10. — С. 9.

3 См.: Бялкина Т. М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления. // Журнал российского права. — 2002. — № 4. — С. 36−43- Васильев В. И. Местное самоуправление. // Журнал российского права.

— 2001. — № 8. — С. 7−16- Васютин Ю. С., Емельянов H.A. Местное самоуправление в зарубежных странах. — М., 1998. — 153 е.- Емельянов H.A. Местное самоуправление в Российской Федерации: Монография. — М., 1998. — 493с.- Замотаев А., Лабезная H. От имени населения. // Муниципальная власть. — 2000. — № 3. — С. 33−37. Кута-фин O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право российской Федерации. — М.: Юрист, 1997; Соломка Н. И. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. // Российский юридический журнал. — 1999. — № 1.-С. 103−109. Шурина Е. С. Муниципальное право. — М., 1999.

4 См.: Берг О. В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты. // Журнал российского права. 2001. — № 4. — С. 21−25. Дряхлов С. К. Разграничение полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (на примере Ленинградской области): Автореф. дис. канд. юрид. наук. — С-Пб. — 2000. — 23 е.- Зотова З. М. Государственная власть и местное самоуправление: Учебное пособие. — М.: РАГС, 2001; Михеева Т. Н. Местное самоуправление и государственная власть. — Йошкар-Ола, 2000; Нехвядович Э. А. Государственный механизм и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия: Автореф. дисс.. канд.юрид.наук. — СанктПетербург. 2000.

В процессе подготовки диссертации соискатель опирался на работы и других отечественных и зарубежных авторов.1.

Признавая важность вклада этих и многих других ученых в разработку данной проблемы, тем не менее нельзя не признать необходимости самостоятельного комплексного исследования правового и политического аспектов взаимодействия органов публичной власти на региональном уровне, которое не получило обобщающего концептуального освещения в российской науке. Имеющиеся исследования взаимодействия государственных и местных органов власти в основном направлены на определение их предметов ведения и наделение соответствующими полномочиями, что, безусловно, представляет собой лишь одну часть рассматриваемой проблемы. Настоящее диссертационное исследование призвано восполнить существующий пробел.

Объектом исследования является система взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Предмет исследованияполитические и правовые аспекты взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Научная задача состоит в том, что в условиях реформирования публичной власти в России следует разрешить противоречие между постоянно развивающимся законодательством и реальным механизмом его реализации применительно к взаимодействию органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, у которых единая политико-правовая природа, но различный конституционный статус.

Существо противоречий состоит в следующем:

1. Недостаточно четко в законодательстве о местном самоуправлении отражена сущность проводимых реформ публичной власти в политико-правовом.

25 е.- Уваров A.A. О разграничении и оптимизации компетенции муниципальных органов власти. // Журнал Российского права. — 2002. — № 1 — С. 43−52. Щендригин E.H. Местное самоуправление и государственная власть в России: Монография. — СПб: СПб академия МВД России, 1997. — 225 с.

1 См., напр.: Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI века .//Свободная мысль. — 1992. — № 2. — С. 13−19. Цветкова Г. А. Местное самоуправление: социальная сущность и содержание (теоретические парадигмы и практический опыт России): Монография. — Орел: ОРАГС, 2000. — 224 е.- Etzioni F. A comparative analysis of complex organizations. N.Y., 1961. — P. 6. пространстве российского государства.

2. Отсутствие информации о последствиях невыполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий приводит к снижению эффективности обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, что неблагоприятно сказывается на отношении индивидуума к органам власти.

3. Органами государственной власти не всегда выполняется гарантированное законодательством ресурсное обеспечение переданных местному самоуправлению государственных полномочий.

4. Несоответствие собственных полномочий местного самоуправления их финансовому обеспечению со стороны органов государственной власти.

5. Несмотря на конституционный запрет вмешательства в собственные полномочия местного самоуправления со стороны государственной власти, в ряде субъектов такие прецеденты просматриваются.

Цель исследования состоит в проведении комплексного правового и политического анализа взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, выявлении его сущности и специфики, а также исследовании проблем, возникающих в реализации публичной власти на уровне субъектов Федерации и приоритетных направлений оптимизации данного процесса.

Поставленная цель достигается путем решения основных исследовательских задач:

• рассмотреть различные подходы к понятию власти как политико-правовой категориипроанализировать теоретико-правовые основы публичной власти;

• выявить сущностные характеристики органов государственной власти и органов местного самоуправления как политико-правовых институтов публичной власти;

• проанализировать основные закономерности организации и деятельности государственной власти в субъектах Российской Федерацииопределить значение нормотворческой деятельности субъектов Федерации во взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления;

• исследовать политико-правовые основы осуществления местного самоуправления;

• определить значение наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями во внутригосударственной политике;

• выявить направления и проблемы взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

• сформулировать предложения по оптимизации процесса реализации публичной власти на уровне субъектов Российской Федерации.

Методологическую основу настоящего диссертационного исследования составляют общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция. Они использовались для определения понятийно-категориального аппарата, последовательной аргументации теоретических положений. Были применены специальные методы политической и юридической наук:

— Системный метод — для раскрытия целостности объекта исследования и выявления различных типов связей в изучаемом объектев качестве системных образований рассмотрены: публичная власть в Российской Федерации, государственная власть в субъектах Федерации, местное самоуправление на территории субъектов, государственный аппарат, система органов местного самоуправления и другие.

— Функциональный метод — для выяснения функций государственных органов и органов местного самоуправления по отношению друг к другу с целью определения направлений взаимодействия.

— Сравнительный метод — для осуществления сравнительно-правового анализа федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

— Количественный метод — для выявления некоторые закономерностей и общих тенденций развития законодательства субъектов Федерации в Центральном федеральном округе.

Эмпирическая база исследования. Для комплексного освещения проблемы использовались нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, уставы (конституции) и законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправленияданные периодической печатиматериалы научно-практических конференцийстатистические данные.

Научная новизна исследования. В диссертации осуществлен политико-правовой анализ взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в единой системе публичной властивыявлены проблемы, возникающие в политико-правовых отношениях органов публичной власти, а также теоретически осмыслены механизмы интенсификации и оптимизации осуществления публичной власти на уровне субъектов Федерации.

Полученные результаты исследования сформулированы в положениях, выносимых на защиту, обладающих научной значимостью и новизной.

1. На основе анализа различных теоретико-методологических подходов к определению категории политической власти и ее составляющей — публичной власти выделены характерные черты публичной власти: 1. публичный интерес как выражение общесоциальных потребностей и стремлений- 2. особые субъекты публичной власти (народ — источник публичной властигосударство формирует внутреннюю политику страныместное самоуправление выражает интересы социальных общностей) — 3. наличие властных полномочий на установление общеобязательных норм поведения у субъектов публичной власти.

2. Автор исходит из того, что публичная власть в субъектах Федерации реализуется посредством органов государственной власти и органов местного самоуправления. Категория «органы публичной власти» объединяет органы государственной власти и органы местного самоуправления на том основании, что, с политической точки зрения, они осуществляют политическую власть и управление в государстве, это обеспечивает единство системы управления государственной и общественной жизнью страныв правовом аспекте общими признаками органов государственной и местной власти являются: определенный порядок создания и деятельностинормативно закрепленные компетенция и полномочия, необходимые для осуществления властных функцийответственность за принимаемые решения.

3. Исходя из обобщения и анализа научных разработок по проблеме регионального законодательства, определено значение нормотворческой деятельности субъекта Федерации как одного из способов взаимодействия органов публичной власти на уровне субъекта, состоящее в том, что с одной стороны, в результате деятельности органов государственной власти создается нормативно-правовая база системы местного самоуправления в субъекте Федерации, с другой стороны, органы местного самоуправления могут выступать с законодательной инициативой в представительные орган государственной власти субъекта по вопросам, затрагивающим интересы муниципальных образований.

4. Установлено, что в политическом аспекте местное самоуправление представляет элемент государственного политического устройства и систему организации деятельности местного территориального сообщества в области управления общественными и некоторыми государственными делами в преломлении их потребностям и условиям местного сообществав качестве правовой основы выступает нормативная база, формирующаяся на трех уровнях публичной власти: федеральном, субъекта Федерации и местном.

5. Результатом анализа механизма наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является вывод о том, что значение наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями состоит в поддержании устойчивости политической системы российского общества и укреплении вертикали государственной власти.

6. Сущность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления состоит в поддержании политических, правовых, экономических и других отношений между органами публичной власти как постоянными носителями качественно различных субъектов власти, что обусловливает существование двух групп проблем: во-первых, проблемы по обеспечению государством необходимых политических, нормативно-правовых, организационных условий формирования местного самоуправления как самостоятельного звена единой системы власти в государствево-вторых, проблем, связанных с обеспечением единства местного самоуправления с системой государственной власти, его ответственность перед государством и населением территорий.

7. Для оптимизации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо:

• принять Федеральный закон «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», в котором закрепить принципымеханизм наделения местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и порядок расчета материально-финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий;

• создать на постоянной основе при органах исполнительной власти субъектов Федерации структурные подразделения по координации совместных действий с органами местного самоуправления;

• с целью укрепления финансовой основы местного самоуправления принять Федеральный закон «О порядке расчета минимальных бюджетов муниципальных образований». В качестве параметров расчета предлагается: тип муниципального образования (городское, сельское), количество населения, территориальное расположение, объем полномочий;

• активно включать нижний уровень публичной власти (местное самоуправление) в процесс нормотворчества путем создания условий для реализации права законодательной инициативы;

• повышать уровень правовой и политической культуры и профессиональной подготовки лиц, осуществляющих власть в органах государственной власти и органах местного самоуправления на базе высших учебных заведений соответствующего профиля.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его выводы могут быть использованы в научных целях для дальнейших теоретических исследований различных аспектов организации и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Результаты анализа путей совершенствования процесса взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления могут быть реализованы на уровне деятельности региональных органов публичной власти, при выработке ими управленческих решений и формировании механизмов взаимодействия и сотрудничества.

Теоретические положения работы могут служить основой для методических разработок учебных программ на курсах повышения квалификации служащих государственного и муниципального аппарата, для аспирантов и слушателей вузов, а также быть использованы в преподавании учебных дисциплин «Конституционное право Российской Федерации», «Муниципальное право» и других.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в ряде публикаций автора общим объемом 1,8 п.л., обсуждались на проблемных группах и совместных заседаниях кафедры политологии, государственного и муниципального управления и кафедры государственного строительства и конституционного права Орловской региональной академии государственной службы, были рекомендованы к защите на заседании кафедры политологии, государственного и муниципального управления Орловской региональной академии государственной службы.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику самостоятельной преподавательской деятельности в качестве старшего преподавателя кафедры административного и уголовного права Орловской региональной академии государственной службы, а также изложены автором в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ.

1. Проведенное исследование сущности и содержания отношений между органами публичной власти на уровне субъектов Федерации приводит к выводу, что особенности политико-правовой природы и специфика функций государственных и местных органов власти обуславливает существование двух групп проблем в их взаимодействии: а) проблемы по обеспечению государством необходимых политических, нормативно-правовых, организационных, финансово-экономических и административно-управленческих условий формирования местного самоуправления как самостоятельного звена единой системы власти в государствеб) проблемы, связанные с обеспечением единства местного самоуправления с системой государственной власти и управления, его ответственность перед государством и населением территорий.

2. Взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления имеет следующие направления:

1) Со стороны органов государственной власти субъектов Федерации:

— правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль за исполнением соответствующего законодательства;

— наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществляя которые, органы местного самоуправления, по сути, реализуют государственное управление на местах;

— ресурсы — источники доходов местных бюджетов, муниципальная собственность передаются муниципальному образованию государством;

— выборность местной власти регулируется государством в части обеспечения гарантий избирательных прав граждан путем установления законом порядка проведения выборов;

— защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

— создание структурных подразделений государственных органов для осуществления непосредственного взаимодействия с органами местного самоуправления (например, Управление по вопросам местного самоуправления Президента РФКомитет по вопросам местного самоуправленияСовет руководителей органов местного самоуправления при Правительстве РФКонгресс муниципальных образований РФ);

2) Со стороны органов местного самоуправления:

— законодательная инициатива в представительном органе субъектов Федерации по вопросам, затрагивающим интересы муниципального образования;

— создание различных групп, комиссий, ассоциаций для осуществления сотрудничества с государственными органами власти.

Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут осуществляться в различных формах: принятием законов субъекта Федерации по вопросам местного самоуправлениязаключением договоров и соглашенийсозданием координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих. Взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления осуществляется в конкретных сферах деятельности: образования, здравоохранения, культуры, охране общественного порядка, в использовании муниципальных ресурсов. Данные отношения в значительной степени определяют эффективность осуществления региональной политики — решения социально-экономических, политических, духовных проблем развития субъекта РФ. Такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя, через решение вопросов местного значения, реализации государственных задач.

3. Оптимизация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления будет способствовать повышению эффективности государственной и муниципальной политики в решении социально-экономических проблем, укреплении основ народовластия, обеспечения жизненных интересов населения. В целях оптимизации и повышения эффективности отношений между органами государственной и местной власти необходимо обеспечить органы местного самоуправления финансовыми ресурсами, достаточными для реализации ими собственных полномочий, для чего принять Федеральный закон «О порядке расчета минимальных бюджетов муниципальных образований», в который заложить в качестве параметров расчета тип муниципального образования (городское, сельское), количество населения, территориальное расположение, объем полномочий.

Надо преодолевать политическую пассивность населения муниципальных образований. Важно выработать такой политико-правовой механизм, который бы обеспечивал постоянное участие населения в осуществлении властных и управленческих функций, а не ограничивал волеизъявление народа только выборами и голосованием. Должна быть создана возможность формирования общественного мнения, способного обрести значительное влияние, что позволит гражданам оказывать воздействие на политическую жизнь и сделает властную вертикаль более демократичной.

В целях координации совместных действий органов государственной власти с органами местного самоуправления, организации информационного поля, содействия защите, развитию и укреплению местного самоуправления в субъектах Федерации создать на постоянной основе при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации структурные подразделения по взаимодействию с органами местного самоуправления.

Следует повышать уровень правовой и политической культуры и профессиональной подготовки лиц, осуществляющих власть в органах государственной власти и органах местного самоуправления на базе высших учебных заведений соответствующего профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 1996. — 47 с.
  2. О судебной системе в Российской Федерации: ФКЗ от 26 декабря 1996 г. // Рос. газета. — 1996. — 29 декабря- СЗ РФ. — 2001. —№ 51. — Ст. 4825.
  3. О мировых судьях в Российской Федерации: ФЗ от 17 декабря 1998 г., № 188 — ФЗ. // СЗ РФ. — 1998.—№ 51. — Ст. 6270.
  4. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138 — ФЗ. // СЗ РФ. — 1996. — № 49. — Ст. 5497.
  5. О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации: ФЗ от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ. //СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3595.
  6. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ. //СЗ РФ. — 1997. — № 39. — Ст. 4464, (в редакции от 9 июля 1999 года).
  7. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: ФЗ от 8 января 1998. № 8-ФЗ. //СЗ РФ. — 1998. — № 2. — Ст. 224.
  8. Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления // Ваше право (документ). — 2000. — № 11. — 12.
  9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи
  10. Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» от 15 января 1998 года № 3-П. // СЗ РФ. — 1998. — № 4. — Ст. 532.
  11. Устав (Основной закон) Орловской области: Закон Орловской области № 7−03 от 26 февраля 1996 г. // Собрание нормативных правовых актов Орловской области. — Вып. 8. — 195−227.
  12. Устав (Основной закон) Воронежской области: Закон Воронежской области. // Собрание законодательства Воронежской области. — Воронеж, 1997. —С. 5−43.
  13. У став (Основной закон) Белгородской области: Закон Белгородской области. // Сборник законов Белгородской области — Белгород, 1995. — Т.2.
  14. Устав (Основной закон) Курской области: Закон Курской области. // Курск, 1996.
  15. Устав (Основной закон) Липецкой области: Закон Липецкой области. //Информационный бюллетень. Нормативно-правовые акты, принятие областным Собранием депутатов. — Липецк, 1996. — № 4.
  16. Устав (Основной закон) Тамбовской области: Закон Тамбовской области. //Тамбов, 1994.
  17. О выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления орловской области: Закон Орловской области № 168−03 от 13 декабря 2000 г. // Собрание нормативных правовых актов Орловской области. — Вып. 8. — 37−92.
  18. г. Орла. № 7−03 от 26 февраля 1996 г. // Собрание нормативных правовых актов Орловской области. — Вып. 8. — 195−227.
  19. А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России. // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. 25 января 1994 г. — М., 1994. — 43−47.
  20. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации («Круглый стол») //Государство и право. — 1997. -№ 5.-0.24−45.
  21. А., Кармолицкий А., Козлов Ю. Административное право Российской Федерации.-М.: Зерцало, 1997. — 639с.
  22. СИ. Конституционно-правовое разграничение предметов ведения и полномочий в системе государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации: Автореф. дисс… канд.юрид.наук. — М., 2001.—21с.
  23. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. — М.: Славянский диалог, 1996. — 223 с.
  24. М.В. Социальная природа и некоторые проблемы современного российского государства. // Вестник РАН. — 2000. — № 9. — 771−778.
  25. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2002. — 800 с.
  26. М.В., Габричидзе Б. П. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — М.: Юристъ, 1996. — 509 с.
  27. Л. Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов.- М., 1998.
  28. Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 2001. — 1456 с.
  29. О.В. Местное самоуправление как субъект политики реформирования российского общества (политологический анализ): Дисс. … канд.юрид.наук. — Орел, 2001. — 198 с.
  30. Т. Чужого не возьмем, своего не отдадим. // Муниципальная власть. — 2001.-№ 3.-С. 11−14.
  31. Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления. // Журнал российского права. — 2002. — № 4. — 36−43.
  32. В.И. Местное самоуправление: Учебное и практическое пособие.-М., 1999.
  33. В.И. Местное самоуправление. // Журнал Российского права. — 2001.-№ 8.-С. 7−16.
  34. В.И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении?// Журнал Российского права. — 2001. — № 12. — 17−26.
  35. В.И., Постников А. Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — М., 1998.
  36. Ю.С. Политический опыт в системе политологического анализа: Учеб. пособие. — М., 2001. — 232с.
  37. Васютин Ю. С, Емельянов Н. А. Местное самоуправление в зарубежных странах: Учеб. пособие. — М., 1998. — 153 с.
  38. М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.
  39. Выборы в законодательные представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации 1995 — 1997. Электоральная статистика. -М., 1998.
  40. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект). — Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
  41. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. — М., 2000.
  42. П.А. Министерство юстиции России и обеспечение единства правового пространства страны. // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. — № 1. — 31−32,
  43. .П. Кризис культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм. — Нью-Йорк.: Изд-во А. П. Чехова. — 1982.
  44. Е. Социология политических отношений. — М., 1979.
  45. К.С. Введение в политическую науку. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. — 544 с. ЗЗ. Гобозов И. А. Философия политики. — М.: ТЕИС, 1998. — 154 с.
  46. Ю.В., Ермаков В. Г. Проблемы российского федерализма: Задание на завтра (Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства). // Журнал российского права. — 2002. —№ 4. — 167 — 173.
  47. Е.В. Правовая интеграция регионов: от слов к делу. // Журнал российского права.-2001. -№ 1. — 165−167.
  48. Г. И. Местное самоуправление в Западной Европе. — С-Пб, 1998.
  49. Доклад «Актуальные проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере местного самоуправления //Местное право. — 2001.-№ 2−3. 50. Дряхлов К. Разграничение полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (на примере Ленинградской области):Автореф. дис… канд. юрид. наук. — С-Пб., 2000. 23с.
  50. Н.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: Монография. — М., 1998. — 493 с.
  51. Н.А. Местное самоуправление: Проблемы. Поиски. Решения: Монография. — М., 1997.-814с. 46, Емельянов Н. А, Становление местного самоуправления в России: конституционные нормы и реальность, — Тула, 1997. — 270 с.
  52. Н.А. Местное самоуправление в России: теория и практика. М., 1999.- 140с.
  53. Законодательная власть в российском Черноземье. Деятельность, структура, состав. — М.: Русский путь, 1997. — 224 с. ЗО. Замотаев А., Лабезная И. От имени населения. // Муниципальная власть. -2000.-№ 3.-С. 33−37.
  54. З.М. Государственная власть и местное самоуправление: Учебное пособие.-М.:РАГС, 2001.-211 с.
  55. X. Анатомия субъекта местного самоуправления. // Муниципальная власть. — 2000. — № 4. — 7−9.
  56. В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. — 2002. — № 1. — 91−100.
  57. М.В., Мельвиль А. Ю. Власть. //Полис. — 1997. — № 6. — 146 — 163с.
  58. Исполнительная власть в Российской Федерации. — М., 1996.
  59. Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы.-М., 1999. бО. Какими быть законам XXI века? По материалам научно-теоретической конференции, посвященной 75-летию ИЗиСП.//Журнал российского права. — 2001.-№ 3. — 16−49.
  60. Л.М. Федеративное устройство Российского государства: Монография.-М.: Норма, 2001.-352 с.
  61. Н.М. Государственная власть в условиях реформирования экономики. // Социально-политический журнал. — 1996. — JVf22. — 23 8−240.
  62. А.И. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1998.
  63. А.Е. Статус Российской Федерации и проблемы совершенствования механизма государственной власти. Конституционный строй России. Вып. 3. — М.: ИГиП РАН, 1996.
  64. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. В 4-х тт. Том 1−2. / Отв. ред. Б. А. Страшун. — М.: Бек, 1995. — 778 с.
  65. Конституционное право, / Отв. ред. Козлов А. Е. — М.: Бек, 1996. — 464 с.
  66. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. А. Авакьян. — М.: Норма, 2000. — 688 с.
  67. Королева — Конопляная Г. И., Салов О. А. Местное самоуправление на современном этапе (политико-правовой аспект).//Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 5. — 146 -156.
  68. В. Где провести межу. //Муниципальная власть. — 2001. — № 3. — С. 4−7.
  69. .И. Теория власти и властных отношений // Социально- политический журнал. — 1994. — № 3−6.
  70. Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. — М.: Норма, 2001.
  71. Ю.Л. Проблемы теории муниципального права: Автореф. дисс… канд. юр ид. наук. — М. 1997. — 22с.
  72. А.Н. Конституционно — правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной, власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: Дисс… канд.юрид.наук. — Саратов, 2000. — 170 с.
  73. И.О. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. // Государственная власть и местное самоуправление. -2002.-№ 1.-С. 26−30.
  74. В.В. Реформа местного самоуправления в России: теория и реальность. // Государство и право. — 2000. — № 11. — 13−17.
  75. Г. Ю. Политический феномен власти. // Социально- гуманитарные знания. — 2000. — № 1. — 89 — 100.
  76. О.Е., Фадеев Б. И. Муниципальное право Российской Федерации. — М.: Юрист, 1997.
  77. Н. Кодификация законодательства о местном самоуправлении: понятие, содержание, применение // Право и жизнь. — 2000. — № 28. — 13−27.
  78. В.А. Местные сообщества и территория. // Муниципальный мир. — 1999.-№ 3.-С. 51−57.
  79. Р.Х. Теория государства и права: Учебный курс. — Орел: ОРАГС, 2000. — 348с.
  80. Р.Х. Вопросы теории права: Учеб. пособие. — Орел: Изд-во ОРАГС, 2001.-232 с.
  81. А.Ф. Государственная власть как правовая категория. // Государство и право. — № 3. — 2001. — 94−99.
  82. В.А. Основы политологии. — М. 1997. — 225 с.
  83. Н. Новая власть: центр — регионы. // Власть. — 2000. — № 7. — 3−7.
  84. Миронов 0.0. Конституция не может быть неизменной:// Государство и право. -1998. — № 4.- 5−9.
  85. В.А., Виноградов А.Ф, Некоторые аспекты регионального законодательства // Журнал российского права. 2001. — № 5. — 65−69.
  86. Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть. — Йошкар-Ола, 2000. — 211 с.
  87. Е.В. Понятие органа государственной власти. // Социально- экономические и политико-правовые процессы в условиях общественных трансформаций: Сборник научных трудов аспирантов. — Орел, 2001. -С.349−354.
  88. Е.Н. Функционирование органов власти и управления в субъекте российской Федерации: политологический анализ: Автореф. дисс. … канд. полит, наук. — Орел, 2000. — 21 с.
  89. Э.А. Государственный механизм и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия: Автореф. дисс. канд.юрид.наук. — Санкт- Петербург, 2000. — 25 с,
  90. В.Ф., Огнева В. В. Политология: Краткий курс лекций. — Орел, 2000.
  91. Новейший словарь иностранных слов и выражений. — Мн.: Харвест- М.: 0 0 0 «Издательство ACT», 2001. — 976 с.
  92. И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. — М., 1999.
  93. В.В. Основы федеративных отношений и региональной политики в Российской Федерации: Учеб. пособие. — Орел: Изд-во ОРАГС, 2002.-160 с.
  94. И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1983.
  95. СИ. Толковый словарь. -М., 1994.
  96. Основы политической науки. / Под ред. В. П. Пугачева. В 2 ч. ч. I. — М.:3нание, 1996. — 224 с.
  97. Правовое регулирование деятельности органов государственного и муниципального управления. // Российская государственность на пороге XXI века. —Киров, 2000.-С. 111−176.
  98. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. — 4-е изд. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 477 с.
  99. В.В., Глушенко П. П. Муниципальное право. — СПб., 2000,
  100. И.Савин В, Н. Субъект Российской Федерации в системе федеративных отношений российского государства. (Конституционно-правовые основы): Автореф. дис… канд.юрид. наук. — М., 1998. — 21с.
  101. О.А. Проблемы местного самоуправления // ЭКО. — 2001. — № 5. — 129−137.
  102. В.Н. Проблемы определения территориального уровня местного самоуправления. // Журнал Российского права. — 2001, — № 10. — 49−54.
  103. Н.Я. Правовое оформление системы местного самоуправления в Саратовской области. // Становление институтов гражданского общества. — Саратов, 2000. — Ч. 1. — 14−19.
  104. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1980. 125, Смелзер Н. Социология. — М., 1992.
  105. Сокол-Номоконов Э. Н. Функции органов местного самоуправления в процессе правового регулирования управления муниципальным образованием. // Государственная власть и местное самоуправление. — 2002. -№ 1.-0.21−25.
  106. А.И. Политическая власть в обозрении российских ученых// Вестник МГУ. Сер 12.- 1998. — № 4. -С 21−39.
  107. А.П. Нормотворчество субъектов Российской Федерации (на примере Новосибирской области). // Журнал российского права. — 2001. — № 1. -С. 91−95.
  108. Теоретические и практические вопросы становления и развития публичной власти: Монография/ Под общей ред. В. И. Савина. — Орел: Труд, 2001. —532 с.
  109. Теория государства и права. /Под ред Денисова А. И. — М., 1980. 133, Теория государства и права. /Под ред. проф. Марченко М. Н. — М.: Зерцало. 1996. —475 с. 134, Теория государства и права./ Под ред. Матузова Н. И., Малько А. В. — М., 1997.-672 с.
  110. Термины и определения в нормативных правовых актах Российской Федерации: Справочник / Сост. А. В. Плотников, Г. К. Пискунова. — М.: Ин-формпечать ИТРК РСПП, 1998. — 304 с.
  111. Н.С. О сущности и территориальной основе местного самоуправления. — М, 1996.
  112. Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов. //Журнал российского права, — 2001. — № 5. — С, 3−12.
  113. О. Проблемы власти на пороге XXI века .//Свободная мысль. — 1992.-№ 2.-С. 13−19.
  114. А.А. О разграничении и оптимизации компетенции муниципальных органов власти. // Журнал Российского права. — 2002. — № 1 — 43−52.
  115. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учебно-практическое пособие. — М.: Дело, 2000. — 304 с.
  116. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации на 1 апреля 2000 г. Бюллетень Государственного комитета РФ по статистике России.-М., 2000.
  117. В.Н. Теория государства и права. — М., 1995. — 384 с,
  118. Г. А. Местное самоуправление: социальная сущность и содержание (теоретические парадигмы и практический опыт России): Монография. — Орел: ОРАГС, 2000. — 224 с.
  119. А.Г. Общероссийская национальная идеология и развитие федерализма в России: Монография. — СПб.: Алтейя, 1999.
  120. Л. Правая рука не ведает… // Муниципальная власть. — 2001.-№ 3.-С. 8−10.
  121. В.Е. Государственная власть субъекта Федерации. // Государство и право. — 2000. — № 10. — 3−12.
  122. В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. — М., 1994.
  123. А. Муниципальная реформа: соотношение и эволюция позиций ветвей и уровней власти. // Российский экономический журнал. — 2001. -№ 5−6.-С. 19−39.
  124. О. Потребность муниципальных образований в финансовых средствах и бюджетно-налоговые возможности их удовлетворения. // Российский экономический журнал. — 2001. — № 7. — 17−39.
  125. Е.С. Муниципальный кодекс. Почему он необхо- дим?//Российская газета. — 1996. — № 12.
  126. Е.С. Муниципальное право. — М., 1999.
  127. Е.Н. Местное самоуправление и государственная власть в России: Монография. — СПб: СПб академия МВД России, 1997, — 225 с.
  128. Е.А. Местное самоуправление: политико-правовой анализ. — Киров, 2001.—146 с.
  129. В.А. Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения. — М.: Изд-во Ось 89, 1997. — 176 с.
  130. Chopin T. L’avenir du fe’de’ralisme // // Commentaire. — P., 2000/2001. — Vol. 23, № 92. — P. 833−844.
  131. Commaille J. L’ordre juridique comme de’sordre plitique // Pouvoirs. — P., 2000. — Vol. 6, № 2. — P. 277−302.
  132. Contemporary Russian politics: A reader/ Ed. By Brown A. — Oxford univ. press, 2001. — XVI, 574 p.: diagr. — Ind. of names: p. 569−574.
  133. Etzioni F. A comparative analysis of complex organizations. N.Y., 1961. — P. 6.
  134. Hughes J., John P. Local elites and transition in Russia: adaptation or competition? //Brit. j. of polit. Science. — Cambridge etc., 2001. — Vol. 31, pt4. — P. 673−692.
  135. Mullender R. Theorizing the third way: qualified consequentialism, the proportionality principle, and the new social democracy // J. of law a. soc. — Oxford- N.Y., 2000. — Vol. 27, № 4. — P. 493−516.
  136. Roberts M. Public law representations and substantive legitimate expectations //Mod. Lawrev. —L., 2001. —Vol. 64,№ 1. — P. 112−122. 1^
Заполнить форму текущей работой