Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационное противоборство в современных международных отношениях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, Россия и страны Шанхайской организации сотрудничества, в развитие распространенного в 2011 г. в ходе 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН проекта соответствующего документа, в начале 2015 г. внесли в качестве официального документа ООН «Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности». Как отметили в МИД России: «В отличие от концепций… Читать ещё >

Информационное противоборство в современных международных отношениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • сущность, содержание и значение информационного противоборства в современных международных отношениях;
  • • основные задачи и тенденции развития и информационного противоборства в сфере международных отношений;

уметь

  • • выявлять и анализировать угрозы, возникающие в процессе информационного противоборства на международной арене;
  • • учитывать задачи обеспечения информационной безопасности РФ в своей профессиональной деятельности;

владеть

  • • навыками самостоятельного анализа возможностей современных средств и методов информационного противоборства в сфере международных отношений;
  • • способностью выявлять тенденции информационного противоборства в сфере международных отношений.

Сущность и характерные черты информационного противоборства

В условиях тотальной информатизации общества ход и исход политических конфликтов и войн между государствами на международной арене во все большей степени определяются целенаправленными информационными воздействиями. В связи с бурным развитием информационных технологий масштабы и результативность таких воздействий сильно возросли, и в сфере международных отношений заговорили о наступлении эпохи информационного противоборства.

Информационное противоборство — вид борьбы, где стороны стремятся нанести друг другу информационный и (или) иной ущерб, вплоть до поражения, воздействуя на противоположную сторону посредством применения информационных технологий, а также предотвращают (парируют, снижают и т. д.) аналогичный ущерб от воздействий противоположной стороны, защищаются от них.

Информационное поражение достигается нанесением неприемлемого (создающего ситуацию бессмысленности или невозможности дальнейшей деятельности) информационного ущерба.

В ходе информационного противоборства возможно достижение таких целей, как:

  • • расчленение государства;
  • • развал экономики государства;
  • • подрыв государственной идеологии, и т. п.

Уровень системной организации информационного противоборства может быть различным — отдельные акции, мероприятия, действия, операции различного уровня и далее вплоть до информационной войны.

Информационная война — крупномасштабное, организованное, планомерное и массированное информационное противоборство государств и их коалиций, направленное на достижение экономических и политических целей, характерных для войны.

В отечественной науке с середины 1990;х гг. наблюдается рост интереса к проблемам информационного противоборства. В это время стала широко известна американская концепция «информационной войны». В декабре 1992 г., основываясь на результатах выполнения программ информатизации вооруженных сил и опыте использования новых систем оружия в Персидском заливе, Пентагон издал директиву TS 3600.1 под названием «Информационная Война» (Information Warfare). Затем на Западе, а примерно с 1994 г. и в России, пошла волна открытых публикаций на эту тему.

В настоящее время проблематика информационного противоборства и обеспечения информационной безопасности считается приоритетной в международных отношениях. В мае 2011 г. в США принята «Международная стратегия для киберпространства» (International Strategy for Cyberspace), в которой декларируется, что информация и национальная информационная инфраструктура в целом — стратегический ресурс. В формирующейся в XXI в. полицентричной системе международных отношений все более активную роль в информационном противоборстве начинают играть различные негосударственные субъекты (ТЫК, частные военные компании, компании, оказывающие услуги в сети Интернет и т.н.).

Общеизвестно, что компании Facebook, Google, Twitter участвуют в сетевых информационных операциях, проводимых США. Так, следуя в русле американской официальной политики санкций против России, компания Google в январе 2015 года отключила крымских пользователей от сервиса статистики Google Analitics, а еще раньше заблокировала аккаунты разработчиков мобильных приложений Google Play, запретила крымчанам доступ к сервису приложений Google Apps и отключила жителей полуострова от сервиса контекстной рекламы Google AdSense.

Известно и официальное заявление президента США Б. Обамы: «Кибершпионаж и преступления в информационно-коммуникационных сетях стали нарастающей тенденцией. Поэтому кибербезопасность — высший приоритет национальной безопасности страны в XXI в."*.

Сунь-цзы приписывают высказывание: «Кто владеет информацией, тот владеет всем и правит миром». Глубина смысла этого афоризма становится ясной теперь, в связи с произошедшим в последние два десятилетия радикальным ростом политической, социальной и военной значимости информационного противоборства государств и других субъектов международных отношений, обеспечения информационной безопасности.[1]

Информационная безопасность — состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере[2].

В последние годы в Российской Федерации принято значительное количество официальных документов по проблемам информационной безопасности, информационной политики, информационного противоборства и т. п. Официально приняты Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года [3].

Кроме того, Россия и страны Шанхайской организации сотрудничества, в развитие распространенного в 2011 г. в ходе 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН проекта соответствующего документа, в начале 2015 г. внесли в качестве официального документа ООН «Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности». Как отметили в МИД России: «В отличие от концепций, предполагающих регулирование кибервойн, документ ШОС нацелен на предотвращение конфликтов в информационном пространстве. В нем закреплено обязательство государств не применять информационно-коммуникационные технологии в целях нарушения международного мира и безопасности, а также для вмешательства во внутренние дела других государств и подрыва их политической, экономической и социальной стабильности»[4].

Общепринятой теории информационного противоборства (и информационной борьбы) пока не существует. Она находится в процессе становления, идут острые научные дискуссии по вопросам определения предметной области и основных понятий данной теории. Довольно часто в публикациях российских авторов на эту тему имеет место простое воспроизведение определений и понятий, используемых в документах США.

Основу любой теории составляет система понятий, именно система, где все понятия логически взаимосвязаны и не противоречат современной науке и, конечно, здравому смыслу и друг другу. Такой системности как раз и нс хватает многим теоретическим наработкам в области информационной борьбы. На наш взгляд, в построении этой теории наиболее правилен и продуктивен системно-деятельностный подход, особенно аксиологический подход как его важный компонент.

В качестве исходных понятий в теории информационного противоборства (и информационной безопасности) следует взять понятия «ценность информации», «информационные ресурсы», «информационно-психологический ресурс нации», «информационное воздействие», «информационно-психологическое воздействие», «информационно-психологический ущерб».

Ценности (материальные и духовные) — все, что влияет на деятельность субъекта (человека, коллектива, общества), небезразлично ему, значимо для появления и удовлетворения его потребностей.

Информация, информационные ресурсы тоже могут рассматриваться как ценность. Первые работы, в которых предлагалась количественная мера ценности информации, относятся к 1960;м гг.[5]

В контексте деятельности субъекта, в том числе и международной, ценность используемых информационных ресурсов логичнее измерять через коэффициент полезности деятельности. Это понятие не следует путать с коэффициентом полезного действия в естественных и технических науках.

Коэффициент полезности деятельности {КПД) — отношение общего полезного результата деятельности (как предусмотренного в цели, так и побочного) и общего негативного эффекта (затраты, потери, побочные негативные результаты). Применительно к информационному противоборству КПД — основной показатель его эффективности.

Ценность информации определяется степенью ее влияния на деятельность субъекта, совокупные результаты и затраты, то есть на КПД.

Информация тем ценнее, чем сильнее она изменяет коэффициент полезности деятельности:

  • • позитивно-ценная информация повышает КПД;
  • • негативно-ценная — уменьшает.

С учетом ценности информационные ресурсы могут быть достоянием, богатством действующего субъекта, а могут и наоборот — бременем, от которого надо избавляться (дезинформация и т. п.).

Информационные ресурсы (субъекта) — вся совокупность информации (во всех ее видах и формах), которая доступна данному субъекту и может им использоваться в деятельности.

Духовные (психологические) ценности включают знания, волю, мужество, долг, мораль, правосознание, политические убеждения, религию (веру), морально-психологическое состояние и т. д. (фактически, все духовные явления можно рассматривать и как информационные феномены, и как ценности).

Применительно к содержанию общественного сознания вполне можно использовать понятие «информационно-психологические ресурсы» (термин «психологические» здесь понимается в широком смысле, как синоним термина «духовные»).

Информационно-психологический ресурс нации — присущие нации духовно-культурные ценности и традиции, определяющие ее менталитет.

Эти ценности можно рассматривать как коллективную духовнокультурную собственность. Специфическую систему духовных ценностей имеют социальные группы, например дипломатический корпус, военнослужащие и т. д. Так, морально-психологическое состояние войск имеет исключительно высокую значимость (ценность) для успеха в войне и включает специфические компоненты — психологическую готовность к применению оружия, способность стойко переносить тяготы и лишения военной службы и т. п.

Информационные ресурсы субъекта деятельности могут изменяться по разным причинам.

Информационное воздействие — изменение информационных ресурсов субъекта, имеющее непроизвольный для него (независимый от его воли) характер и в той или иной мере значимое для него.

Информационное воздействие может быть двух видов:

  • • случайное;
  • • целенаправленное (в информационном противоборстве).

Информационно-психологическое воздействие — информационное воздействие на психику, сознание, осуществляемое посредством применения информационных технологий.

Под психологическим ущербом следует понимать негативное изменение психологических (духовных) ценностей (психики личности, общественного сознания и т. п.).

Психологический ущерб может быть нанесен без применения информационной техники. Так, психологический ущерб люди получают в споре, дискуссии, полемике и прочих видах словесной борьбы (в дипломатии, науке, юриспруденции и т. п.).

Если для нанесения психологического ущерба применяются информационные технологии, то речь следует вести об информационно-психологическом ущербе.

Информационно-психологический ущерб — результат нежелательного для субъекта информационно-психологического воздействия, то есть негативное изменение его духовных ценностей (содержания психики личности, общественного сознания).

Вредность информационно-психологических воздействий, характеризуемых как ущерб, обусловлена тем, что психика (мозг, нервная система) — это информационная система, управляющая деятельностью людей.

Воздействия на психику нежелательны, если они негативно сказываются на деятельности субъекта — мешают адекватно осознать и удовлетворять потребности, формулировать и реализовывать интересы, мешают изучению обстановки, постановке и достижению целей, принятию оптимальных решений, планов, их практической реализации; мешают целесообразной организации коллективной деятельности, эффективному управлению ею и г. д. В этом заключается основной смысл информационно-психологических воздействий.

При этом не следует расширительно трактовать информационно-психологическую борьбу, отождествлять ее с психологической борьбой. Иначе переговоры политиков, дипломатов, научные дискуссии, споры адвокатов и прокуроров в международных судах и т. п. станут частью информационно-психологического противоборства.

Специалистами по информационно-психологическому противоборству, таким образом, правильнее считать специалистов по применению информационных технических средств и технологий в психологической (идеологической, духовной) борьбе.

При оценке информационного (и информационно-психологического) ущерба необходимо учитывать его величину и вероятность (риск) получения. Величина информационного ущерба определяется не только количеством полученной или утраченной информации, но и ее ценностью. Нанесенный и предотвращенный информационный ущерб следует считать основным критерием эффективности информационного противоборства и обеспечения информационной безопасности.

Если речь идет о стохастических (вероятностных) величинах, то есть расчете математического ожидания величины ущерба, оценке вероятности того, что он будет нанесен, то можно употреблять понятие «риск»[6]. Риск — это стохастический (вероятностный) вариант ущерба. Однако ущерб может быть достаточно жестко детерминирован, причем как по величине, так и по возможности появления (нанесения).

Понятно, что задачи поражения и защиты непосредственно психики, сознания людей принципиально отличаются от задачи поражения и защиты информации в технических системах, обеспечения нормального функционирования информационно-технической инфраструктуры.

Негативное воздействие на сознание, психику людей в политических конфликтах и войнах на современном этапе международных отношений осуществляется преимущественно через информационно-технические системы.

Нарушение работы информационной техники (например, нарушение работы систем межправительственной связи в ходе радиоэлектронной борьбы) часто имеет конечной целью воздействие именно на людей, ее использующих (например, на государственных деятелей).

Таким образом, информационное противоборство, в том числе и в международных отношениях, можно разделить на два вида информационно-техническое и информационно-психологическое. Данное разделение весьма условно, хотя объекты у этих видов информационного противоборства существенно разные.

Объекты информационно-технического противоборства — информационно-технические системы различного масштаба и назначения. Из них выделяют:

  • • компьютерные сети (Интернет, закрытые сети различного назначения — правительственные, финансовые, оборонных предприятий и т. п.);
  • • системы связи, телеи радиовещания;
  • • автоматизированные системы управления, навигации, метрологии (например, Глонасс, система точного времени) и пр.;
  • • технические системы разведки;
  • • системы и средства радиоэлектронной борьбы;
  • • технические системы, предназначенные для информационного обеспечения (сервиса) труда руководителей, ученых, инженеров, специалистов промышленных предприятий и т. д.

Задачи информационно-технического противоборства:

  • • нарушение работы (функционирования) объектов (систем) помехами, компьютерными вирусами;
  • • несанкционированный доступ, хищение информации и т. д.

Так, системы правительственной связи, военного управления, электронных денежных средств, межбанковских расчетов, компьютерные сети имеют критическую значимость для национальной безопасности и входят в число первоочередных объектов информационно-технического противоборства в международных отношениях.

Но для международных отношений, внешней политики страны важнее понимать сущность, содержание и задачи информационнопсихологического противоборства.

Информационно-психологическое противоборство — вид информационного противоборства, объектами воздействия и защиты в котором являются духовные явления как ценности — психика (сознание, нервная система) отдельных людей, а также различные формы коллективного и общественного сознания (наука, духовная культура, мораль, идеология, религия, менталитет нации, общественная психология и пр.).

Объекты информационно-психологического противоборства:

  • • феномены общественного сознания (государственная или политическая идеология, религия, правосознание, мораль, национальное самосознание и т. п.);
  • • психика личности (сознательный и подсознательный уровни интеллекта, эмоционально-чувственной сферы, воли);
  • • психологические явления и процессы в социальных общностях (толпа, коллективы различного масштаба и пр.).

Задачи информационно-психологического противоборства в сфере международных отношений:

  • • нанесение ущерба духовному потенциалу, морально-психологическому состоянию всех групп населения противостоящей страны;
  • • защита морально-психологического состояния своего населения от подобных негативных воздействий;
  • • получение объективной информации о противоположной стороне, об ее политико-идеологическом и морально-психологическом состоянии всеми доступными средствами и способами, в том числе преодолевая ее противодействие этому;
  • • борьба с аналогичными действиями противоположной стороны (контрразведка, обман и ир.), недопущение наращивания информационного ресурса о своей стране, политико-идеологическом и морально-психологическом состоянии населения.

К приоритетным объектам воздействия информационно-психологического оружия относятся:

  • • военно-политическое руководство,
  • • военнослужащие и гражданское население страны, против которой планируется силовая акция;
  • • военнослужащие и гражданское население дружественных, нейтральных государств;
  • • национальные и религиозные меньшинства;
  • • оппозиционные силы: определенные социальные группы (интеллигенция, предприниматели, домохозяйки и т. д.).

Воздействие информационно-психологического оружия на людей связано, прежде всего, с подавлением воли к сопротивлению, зомбированием психики (манипулированием и перестройкой мышления), программированием поведения людей в повседневной и в боевой обстановке и, в конечном счете, с их деморализацией и психической деградацией.

Как правило, под информационно-психологическим противоборством подразумевается комплекс приемов {методов), включающий[7]:

  • • манипулирование;
  • • дезинформацию;
  • • дезориентацию;
  • • дезинтеграцию;
  • • дезорганизацию;
  • • деморализацию;
  • • ситуационное управление.

В последние два десятилетия растущие возможности информационно-психологического противоборства продемонстрированы в Югославии, Ираке, Ливии, Южной Осетии, Сирии, а теперь и в Украине. Так, например, контролируемые США мировые СМИ и СМИ Украины согласованно изображают гражданскую войну в Украине как борьбу украинской власти за целостность страны против российской агрессии и пророссийских сепаратистов. Им удалось убедить в этом значительную часть населения Украины, включая представителей творческой интеллигенции, которые, будучи лидерами мнений, во многом способствуют закреплению в массовом сознании украинского населения образа России как врага Украины.

События последних десятилетий ярко продемонстрировали исключительную политическую значимость обеспечения информационно-психологической безопасности.

Информационно-психологическая безопасность — защищенность психологических (духовных) ценностей от значимого ущерба, наносимого вследствие применения информационных технологий.

Обеспечение информационно-психологической безопасности (защита от информационно-психологического ущерба) — неотъемлемый компонент информационно-психологического противоборства.

Однако в обеспечении информационно-психологической безопасности присутствуют второстепенные задачи, выходящие за рамки информационно-психологического противоборства (предотвращение информационно-психологического ущерба, наносимого не в результате преднамеренных действий, а вследствие случайных отказов информационной техники, се несовершенства, а также неадекватного информирования людей о кризисах, войнах, стихийных бедствиях и т. п.).

Информационно-психологическое противоборство в международных отношениях — система опосредованного информационной техникой взаимодействия двух или более акторов этих отношений, в которых они стремятся нанести (и парировать, предотвратить) психологический ущерб друг другу. Каждый субъект этого противоборства стремится увеличить результаты своих оборонительных и наступательных действий и снизить затраты на их достижение. Уровень организации информационно-психологического противоборства может быть различным — отдельные действия локального масштаба, мероприятия, операции (например, психологические) и далее вплоть до масштабной информационно-психологической войны.

Виды информационно-психологического противоборства в международных отношениях могут выделяться в соответствии:

  • • со структурой объектной (предметной) области информационно-психологического противоборства (индивидуальная психика, коллективное и общественное сознание);
  • • с классификацией применяемых средств массовой информации, информационных технологий;
  • • со сложившейся классификацией информационных процессов.

Методы воздействия на индивидуальную психику зависят от того, на какой компонент и уровень психики они направлены (рис. 8.1).

Воздействие на разные компоненты индивидуальной.

Рис. 8.1. Воздействие на разные компоненты индивидуальной.

психики В структуре социально-психологических объектов информационно-психологического противоборства наиболее важны:

  • • психология толпы;
  • • морально-психологическое состояние;
  • • общественное мнение.

Так, например, умелыми информационными воздействиями на психологию толпы во время митингов можно спровоцировать массовые беспорядки.

Психологию социальных групп, толпы, общественное мнение и другие психологические феномены, имеющие коллективную природу, изучает социальная психология. Этой наукой выявлены основные социально-психологические ценности и, соответственно, объекты информационно-психологического противоборства применительно к условиям межгосударственного конфликта:

  • • авторитет политического руководства страны, госаппарата, политических партий в сознании ее населения (народа);
  • • морально-психологическое состояние коллективов органов государственного и военного управления;
  • • духовная, психологическая сплоченность (солидарность) всего народа, коллективов госорганов и т. п. (по всем векторам — межнациональному, межконфессиональному, идеологическому, половозрастному и т. п.);
  • • энтузиазм, социальная активность населения;
  • • общественное мнение о причинах межгосударственного конфликта и путях его разрешения.

В социальной философии достаточно подробно исследуются сущность и структура общественного сознания. В этой науке выявлены и детально описаны формы общественного сознания как объекты в информационно-психологическом противоборстве:

  • • наука;
  • • мораль;
  • • религия;
  • • эстетическое сознание (искусство);
  • • политические и правовые взгляды.

В области морали, религии, искусства информационно-психологическое противоборство обычно ведется в основном с целью нравственного разложения противоположной стороны, дискредитации традиционной для ее системы духовных ценностей. Президент Российской Федерации В. Путин в своих ежегодных Посланиях Федеральному Собранию (12 декабря 2013 г. и 4 декабря 2014 г.) обратил особое внимание на необходимость активной защиты переданных нам предками традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, нравственных ценностей, ценностей гуманизма и разнообразия мира и др.

В информационно-психологическом противоборстве в сфере международных отношений используются различные технические и иные средства воздействия на противоположную сторону и защиты от подобных воздействий. В этой связи часто употребляется понятие «информационно-психологическое оружие».

Информационно-психологическое оружие — специально создаваемые технические, программные и иные средства, используемые с целью нанесения существенного информационного ущерба (поражения) противоположной стороне в межгосударственных конфликтах и войнах, защиты от такого ущерба.

От обычных информационных технологий некоторые виды информационного оружия отличаются тем, что способны наносить ущерб здоровью людей (вплоть до необратимого поражения психики и нервной системы). В открытых источниках объективной информации о конкретных образцах этого оружия нет. Как правило, доминируют непрофессиональные рассуждения о неких «психотронных генераторах» и т. п. Государственные программы создания реальных средств информационного поражения психики, судя по некоторым данным, существуют, но они засекречены (программа «МК-ультра» в США и т. п.).

Подвиды информационно-психологического противоборства в межгосударственных отношениях и этапы развития этого противоборства соответствуют этапам развития информационных технологий и СМИ:

  • информационное противоборство с использованием аудиовизуальных средств — применение акустических средств усиления голоса, шумовых эффектов, устрашающих нарядов, рисунков и прочего — было единственным до изобретения письменности и доминировало до появления печати;
  • противоборство, основанное на применении средств {технологий) письма и особенно печатной продукции достаточно широко использовалось уже в начале XIX в., массированно применялось в Первой и Второй мировых войнах, причем специально созданными для этого структурами;
  • противоборство с использованием проводной и радиосвязи массово использовалось только во Второй мировой войне и послевоенных межгосударственных конфликтах;
  • телекоммуникационное противоборство целенаправленно применялось с 1960;х гг., но массовым стало в связи с распространением глобального (спутникового) радиои телевещания;
  • компьютерное противоборство, основанное на использовании компьютерных технологий, особенно компьютерных коммуникационных сетей, только начинает использоваться в межгосударственных конфликтах, но уже сейчас можно сказать, что за ним будущее.

Искусство информационно-психологического противоборства в сфере современных международных отношений, особенно в межгосударственных конфликтах и войнах, уже в ближайшей перспективе станет неотъемлемой частью политического и военного искусства. Поэтому нужно создавать эффективную систему подготовки профессионалов в этой области.

Не менее важной задачей (и проблемой) является разработка общепризнанных норм международного права, ограничивающих средства и методы ведения информационного противоборства на международной арене и позволяющих обеспечить международную информационную безопасность на принципах справедливости и равенства.

Необходимо формировать международное информационное право. До настоящего времени дело ограничивается принятием многочисленных деклараций, хартий, обращений, резолюций, рекомендаций и т. п., невыполнение которых не предусматривает никаких международных санкций. Это, например: резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/65/41 «Достижения в сфере информатизации и коммуникаций в контексте международной безопасности» (8 декабря 2010 г.) и A/RES/64/211 «Создание глобальной культуры кибербезопасности и оценка национальных усилий по защите важнейших информационных инфраструктур» (21 декабря 2009 г.); Окинавская хартия глобального информационного общества (22 июля 2000 г.); соглашение между правительствами государств — членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (16 июня 2009 г.) и др9.

Россия более десяти лет назад предложила для обсуждения в ООП концепцию «Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности»[8][9], однако эта инициатива пока не нашла должного отклика. Так, на встречах представителей России и США до сих пор обсуждается трактовка понятийного аппарата, который будет применяться на переговорах по этой проблематике. Остается надеяться, что после разоблачения Эдвардом Сноуденом (EdwardJoseph Snowden) способов и масштабов тотальной слежки американских спецслужб (АНБ, ЦРУ) за коммуникациями граждан и даже глав многих государств по всему миру при помощи современных информационных технологий (проекты PRISM, X-Keyscore, Тетрога и др.) процесс принятия документов по вопросам обеспечения международной информационной безопасности ускорится.

Вместе с тем Соединенные Штаты Америки уже более 10 лет назад начали принимать внутренние нормативные правовые документы, санкционирующие даже применение военной силы в ответ на информационные атаки против США1. Приняты и реализуются «Международная стратегия действий США в киберпространстве», «Стратегия Министерства обороны по операциям в киберпространстве», доктрина «Информационные операции» и т.и. Во всех документах США, касающихся обороны и безопасности, информационному противоборству уделяется первостепенное внимание. Киберпространство рассматривается Вашингтоном таким же потенциальным полем боя, как земля, воздух, море и космос. В США акты кибератак приравнивают к традиционным военным действиям и предусматривают боевые действия в качестве ответных мер. В вооруженных силах США создана разветвленная структура командования боевыми действий в киберпространстве, охватывающая сухопутные войска, ВВС, ВМС, морскую пехоту, береговую охран}'[10][11]. Фактически в США сформирован новый род войск — кибервойска, предназначенные для достижения решающего информационного превосходства над любым противником.

Учитывая новые угрозы информационной безопасности России, в том числе и связанные с реализацией «Международной стратегии действий США в киберпространстве», Президент Российской Федерации В. В. Путин в 2013 г. утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года.

  • [1] Цит. по: Информационное оружие супердержавы: кибервойна и «управляемые кризисы» // Военно-политическое обозрение. 2012. 4 мая. URL: http://www.belvpo.com/10 497.html (дата обращения: 27.02.2015).
  • [2] 2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 09.09.2000 № Пр-1895).
  • [3] Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года (утв. УказомПрезидента РФ от 24 июля 2013 г. № Пр-1753).
  • [4] Члены ШОС внесли в ООН правила обеспечения международной информационной безопасности // Аргументы.ру. 2015. 29 января. URL: argumentiru.com/politics/2015/01/387 695 (дата обращения: 27.02.2015).
  • [5] См. работы М. М. Бонгарда, А. А. Харксвича и др.
  • [6] См., иапр.: Измаяков В. И. Новые направления развития теории управленияв сфере безопасности военных объектов. М.: ВАГШ, 2005.
  • [7] См., напр.: Крыско В. Г. Секреты психологической войны. Минск: Хар-вест, 1999; Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. М.: Академический Проект, 2009.
  • [8] См.: Зиновьева Е. С. Международная информационная безопасность. М. :МГИМО-Университет, 2014.
  • [9] Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) // Совет Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/documcnts/6/112.html (дата обращения: 27.02.2015).
  • [10] Информационные вызовы национальной и международной безопасности /под общ. рсд. А. В. Федорова, В. Н. Цигичко. М.: ПИР-Цснтр, 2001. С. 147.
  • [11] Харченко Е. Б. Проблемы безопасности инфокоммуникационных системВооруженных Сил Российской Федерации //Военная мысль. 2014. № 11. С. 14—19.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой