Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение индивидуализма и конформизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характерно, что в виджилянтских движениях зачастую участвовали представители правящих кругов: сенаторы и конгрессмены, губернаторы, бизнесмены. В условиях еще не сложившихся структур жизни на «границе», обострения расовых, этнических, социальных конфликтов «солидные» граждане объединялись в защиту понимаемого ими порядка. Сначала объектом виджилянтских движений были разного рода правонарушители… Читать ещё >

Соотношение индивидуализма и конформизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При всем своем глубоком воздействии на сознание и мировоззрение «среднего американца», кредо индивидуализма, понимаемого как опора исключительно на собственные силы отдельного индивида, отражало лишь идеальную цель, а не бесспорный факт повседневной действительности Америки. В этом плане нельзя игнорировать мнение весьма серьезных исследователей, которые довольно убедительно обосновывают тезис, согласно которому индивидуализм среднего американца носит по своей сущности конформистский характер. В его менталитете и поведении индивидуализм и конформизм взаимодействуют, дополняют друг друга.

Конформизм предполагает более или менее добровольное подчинение определенным общепринятым социальным нормам, стандартам, схемам, принципам. Так, еще А. де Токвиль подчеркивал наличие в американском характере наряду с индивидуализмом и идеализмом конформизма и грубого материализма. Дело в том, что в рамках общепринятых моральноэтических норм и принципов допускается самая широкая свобода мнений и действий. Например, критика высокопоставленных государственных и политических деятелей, включая и президента страны, стала своеобразной американской традицией.

Убежденный в превосходстве морально-этических норм и общественнополитических институтов США, американец способен терпеть плохое, недостойное поведение отдельных индивидов, в то же время предавая их анафеме, если они бросают вызов общепринятым в обществе нормам и правилам игры. Однако, как справедливо отмечал известный американский исследователь Л. Харц, «чувство общности, основанное на чувстве единообразия, обманчивая вещь. Внешне оно выглядит индивидуалистично», но по своей сущности «глубоко антииндивидуалистично», поскольку в его основе лежит признание «общего стандарта, и отклонение от этого стандарта вызывает … иррациональный страх. Человек, который так же хорош, как его соседи, оказывается в трудном положении, когда он приходит в противоречие со всеми остальными»[1].

Формирование идеи американской нации осуществлялось в тесном переплетении и борьбе двух тенденций: во-первых, авторитаризма, религиозной, идеологической и политической нетерпимости и, во-вторых, политического, идеологического и религиозного плюрализма, предполагающего самую широкую свободу во всех сферах общественной жизни.

В этом контексте показательно, что американцы изобрели такие феномены институционализированного насилия в отношении представителей иных расово-этнических групп как виджилянтизм и нейтивизм, наиболее известными выражениями которого стали «суд Линча» и Ку-клукс-клан.

Виджилянтизм или виджилянтские движения, основанные на принципе отправления «правосудия» самими гражданами, возникли как реакция на типично американскую проблему: отсутствие эффективного закона и порядка в зоне «нограничья». Продвижение «границы» на Запад стимулировало возникновение сотен виджилянтских движений. Главная их цель состояла в том, чтобы воссоздать в каждой новой пограничной зоне структуры прежних поселений с ценностями индивидуализма, неприкосновенности частной собственности, закона и порядка.

Характерно, что в виджилянтских движениях зачастую участвовали представители правящих кругов: сенаторы и конгрессмены, губернаторы, бизнесмены. В условиях еще не сложившихся структур жизни на «границе», обострения расовых, этнических, социальных конфликтов «солидные» граждане объединялись в защиту понимаемого ими порядка. Сначала объектом виджилянтских движений были разного рода правонарушители, но постепенно они приобрели политическую и расово-этническую окраску: виджилянтизм стал орудием защиты и насаждения американизма.

В этом качестве виджилянтские движения в разные периоды американской истории делали объектами нападок католиков, негров, евреев, иммигрантов, политических радикалов, профсоюзных лидеров и вообще нонконформистов всех мастей. Так называемые антимасоны, кланисты, антикатолики и другие в XIX в. использовали различные формы насилия для утверждения «стопроцентного» американизма.

С виджилянтизмом связан нейтивизм, приверженцы которого ставили своей главной целью защиту господствующего положения так называемых.

«коренных» американцев, к которым относили лишь белых протестантов англосаксонского происхождения. Соответственно, они направили острие своей критики против католиков, иммигрантов, «чужих» в широком смысле слова.

Можно утверждать, что виджилянтизм и нейтивизм, а также некоторые менее известные движения праворадикального толка являются американскими аналогами русского радикального национализма, наиболее крайним выражением которого стали различные формы черносотенства.

В этом русле следует учесть присущий национальному самосознанию американцев феномен «охоты на ведьм», восходящий еще к колониальному периоду.

В годы «холодной войны» этот феномен проявился в маккартизме, получившем свое название по фамилии тогдашнего сенатора Дж. Маккарти. Начало ему было положено речью Маккарти, произнесенной 9 февраля 1950 г. в городе Уилинг в Западной Вирджинии. Маккартизм проник во все сферы жизни американского общества. 23 сентября 1950 г. был принят закон Маккарэна «о внутренней безопасности», который преодолел даже президентское вето. В 1954 г. Конгресс принял закон против Коммунистической партии США, получивший название «Акт о контроле над коммунистами». Согласно этому закону, Коммунистическая партия, объявленная по сути незаконной, лишалась «любых прав, привилегий и иммунитета, которыми пользуются законные учреждения, действующие под юрисдикцией Соединенных Штатов».

Главным объектом агрессивной травли сенатора и его сторонников стали коммунисты, к которым причисляли не только самих членов Коммунистической партии США, но и всех тех, будь то общественные деятели, представители творческой интеллигенции, руководители профсоюзов, ученые, деятели искусства и другие, кто не согласен с мнением маккартистов. Маккарти утверждал, что Государственный департамент США заполнен коммунистами. Обвинения были выдвинуты против главы Государственного департамента Д. Ачесона, Дж. Маршалла и других высших руководителей государства.

Была также выработана система преследования инакомыслящих в СМИ. Ключевое место расследования якобы антиамериканской деятельности инакомыслящих занимали специально созданные комиссии. Во второй половине 1950;х гг. маккартизм постепенно исчез с общественно-политической арены.

  • [1] Hartz L. The Liberal tradition in America. N. Y., 1955. P. 56.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой