Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы управления высшим учебным заведением в условиях переходной экономики России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ производственных отношений проведенный нами во второй главе позволяет рассмотреть ЭБВ как совокупность факторов обеспечивающих выполнение целевой функции F и f, при переменном ресурсе R, необходимом для обеспечения самостоятельности и стабильности вуза, его способности к постоянному обновлению и совершенствованию в рамках действующего законодательства. При этом в качестве F выступает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Место высшего учебного заведения в системе экономических отношений сферы высшего образования
    • 1. 1. Экономическое положение высшего образования в России
    • 1. 2. Экономические отношения в системе управления высшим образованием
    • 1. 3. Высшее учебное заведение как объект управления
  • Глава 2. Обеспечение экономической безопасности высшего учебного заведения
    • 2. 1. Системные основы и стратегия экономической безопасности высшего учебного заведения
    • 2. 2. Факторы и средства обеспечения экономической безопасности вуза
    • 2. 3. Системология экономической безопасности высшего учебного заведения

Совершенствование системы управления высшим учебным заведением в условиях переходной экономики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Смена государственно-политического устройства и социально — экономического строя в России в 90-е годы создала принципиально новую ситуацию во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере высшего образования. С ВО).

В условиях переходной экономики России происходят коренные изменения в организационно-экономических формах деятельности вузов, сопровождающиеся движением к множественности форм собственности. ВО перестает быть прерогативой государства. Наряду с государственными появляются вузы иных Форм собственности (частные, муниципальные и т. п.). Государство, сокращая свои финансовые обязательства перед вузами, ставит их в непосредственную зависимость от рыночного спроса на квалифицированные кадры той или иной специальности.

В условиях социально-экономического кризиса вузы испытывают огромный дефицит финансовых ресурсов и в этой связи находятся на грани выживания, что создает угрозу их экономической безопасности, в результате которой вуз может потерять свою самостоятельность. В этих условиях система организации управления вузов также находится в глубоком кризисе, что обуславливает необходимость подробного изучения тех экономических процессов, которые объективно существуют в самой системе образования, поскольку вуз не существует вне ее. Вуз как система, имеет свой внутренний экономический механизм с организационными и управленческими Формами, которые требуют нового понимания в сзязи с изменившимися социально-экономическими условиями Коренные изменения, происходящие в экономике страны, предполагают создание новых производственных отношений в вузе. являющихся сметемообразушим началом регионального образова тельного пространства. Переход к рынку требует создания в сфере ВО нового экономического механизма, который бы адекватно отражал состояние и принципы рыночной экономики в целом. Это в свою очередь требует изменений в системе управления как внутри каждого отдельно взятого вуза, так и в системе ВО в целом, сориентированных на обеспечение экономической безопасности, как необходимого условия существования систем разного уровня.

Разработанность проблемы. До 1992 года система управления вузом исследовалась только в одной плоскости — с точки зрения плановой экономики. В силу этого обстоятельства, тема управления вузом в условиях рынка до недавнего времени просто не рассматривалась отечественными учеными и разработка ее началась сравнительно недавно. Этой проблеме посвящены работы таких авторов, как Е. Н. Богачева, Е. Н. Жильцова, В. М. Зуева, В. Г. Кинелева, Б. Л. Аграновича, А. Д. Савельева, М. И. Скаржинского,.

B. В. Чекмарева, А. И. Субетто, Н. А. Хроменкова, В. П. Щетинина, И. П. Чучалина, В.3.Ямпольского и др. Среди западных ученых в разработке проблем управления занимались S. Chee, R. Meiners, R. Amacher, P. Derenger, R.Harris.

Видное место в разработанность проблем управления ВШ внесли исследования М. И. Скаржинского, В. В. Чекмарева СКГГЪО,.

C. П. Сироткина, М. И. Беркович, A. J1. Немирова СКГТУ) и других.

В силу того, что исследования в области управления вузом в условиях переходной экономики России начались недавно, многие проблемы еще не решены полностью или вообще не рассмотрены с точки зрения политэкономии. Среди них можно назвать следующие: роль и соотношение государственного м рыночного регулирования вузами в условиях переходной экономики Россииобразование негосударственных вузов в сфере ВО. Это послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования, его целей и задач.

Цвлъ работы. Исследовать экономические отношения реально складывающиеся, как в самой системе ВО, так и внутри каждого вуза и выявить направления совершенствования системы управления ими в условиях переходной экономики России.

Объектом исследования является сфера ВО и вузы.

Предмет исследования: Экономические процессы и организационно-управленческие формы совершенствования высших учебных заведений и производства образовательных услуг.

Методологической основой исследования являются концептуальные и теоретические положения, представленные в классических и современных работах отечественных и зарубежных экономистов. В работе использовано сочетание исторического и логического подходов к анализу экономических явлений. Исследование основывается на методах системного и функционального анализа.

Исходными моментам* исследования послужили: изменения в системе ВО, связанные качественными преобразованиями в социально-экономических условиях и становлением рынка труда. Кризис системы ВО: связь рынка труда и рынка образовательных услуг: множественность форм собственности в сфере ВО: экономические интересы субъектов производственных отношений в вузе: переходный характер экономики России.

Гипотеза: Организация систем управления вузом, адекватная социально-экономическим целям общества, является средством повышения качества трудового потенциала, как первичных, так и конечных потребителей образовательных услуг.

В соответствии с целью и рабочей гипотезой, исходя из описанной въвов методологии, в диссертации поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать экономические отношения в системе ВО России и условия ее финансирования.

2) Выявить социально-экономические тенденции развития системы ВО в условиях перехода к рыночным условиям.

3) Определить условия экономической самостоятельности вузов и исследовать условия их экономической безопасности.

4) Выявить особенности развития вузов на современном этапе с учетом множественности форм собственности.

5) Обосновать стратегию обеспечения экономической безопасности вуза.

6) Предложить методологический подход к системологии экономической безопасности вуза.

7) Выявить факторы и средства обеспечения экономической безопасности вуза.

На защиту выносятся: Анализ сочетания разных форм собственности и связанных с ними изменений в системе управления, которая в условиях социально-экономического кризиса выполняет функции по обеспечению их экономической безопасности. Положение об экономической безопасности вуза СЭБВ), как элемента совершенствования системы управления вузом в условиях переходной экономики Россииметодология подхода к системологии ЭБВ: рекомендации по совершенствованию системы управления вузом.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1) Выявлены основные свойства экономических отношений, складывающихся в вузах в рыночных условиях.

2D Обоснована необходимость системных социально-экономических преобразований в вузах и рассмотрены источники их финансирования.

3) Определены основные тенденции социально-экономического развития ВО в РФ на ближайшую перспективу.

4) Вскрыты основные особенности социально-экономического развития вузов на основе детального анализа множественности форм собственности.

5) Предложена программно-целевая структура управления вуза. Рассмотрены особенности применения, составляющие ее блоки и их взаимосвязь.

6) Предложена и обоснована концептуальная модель стратегического плана вуза на основе определения возможной стратегии обеспечения ЭБВ.

7) Выявлены факторы и средства обеспечения ЭБВ и предложены меры по реорганизации системы государственного регулирования ВО.

8) Введен в научный оборот термин «Системология ЭБВ» .

Достоверность исследования подтверждается привлечением статистических материалов, использованием фактических экспериментальных данных по вузам города Костромы, разработками и рекомендациями направленными в адрес региональных органов управления образованием.

Практическая значимость работы. Результаты работы адресованы государственным органам различных уровней, занимающихся вопросами управления образованием, в качестве методологической основы планирования, финансирования и организации деятельности в сфере ВО. Рекомендации по обеспечению ЭБВ могут быть использованы при организации работы структурных подразделений вуза на всех уровнях.

Выдвинутые в диссертации положения могут: а) служить базой для дальнейших исследований в области управления образованием: б) использоваться в научно-исследовательских разработках по схожим проблемам и для преподавания курсов экономической теории, менеджмента, экономики образования и других.

Работа выполнена в соответствии с планом НИР Костромского государственного педагогического университета — тема N 61 100.14.5.04.

Апробация работы: Основные положения и результаты работы докладывались на конференции аспирантов в г. Костроме 1995;96 гг.- на конференции преподавателей и сотрудников КГПУ в декабре 1995 г.: на областной конференции молодых ученых в 1996 г.

По твме диссертации опубликованы следующие работы:

1.Чекмарев В. В., Шапова А. В. Теоретические основы формирования системы управления высшей школы.- Кострома, 1996. 22 с. (Методическое пособие по курсу «Менеджмент»).

2.Чекмарев В. В., Шапова А. В. Состояние системы высшего образования России.- Кострома, 1996. 22 с. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования»).

3.Чекмарев В. В., Шапова А. В. Финансирование системы высшего образования.- Кострома, 1996. 14 с. (Методическое пособие по курсу «Экономика образования»).

4. Чекмарев В. В., Шапова А. В. Тенденции развития системы высшего образования.- Кострома, 1996. 32 с.(Методическое пособие по курсу «Экономика образования»).

5. Чекмарев В. В., Шапова А. В. Факторы экономической безопасности вуза.- Кострома: КГПУ, в КГПУ No6от 12.09.96, 0.4 п. л.

6. Чекмарев В. В., Шапова А. В. Средства экономической безопасности вуза.- Кострома: КГПУ, в КГПУ No5ot 12.09.96, 0.4 п. л.

7. Чекмарев В. В., Шапова А. В. К вопросу о экономической безопасности вуза.- Кострома: КГПУ, в КГПУ No4ot 12.09.96, 0.4 п. л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы, двух приложений.

Выводы:

1. Анализ производственных отношений проведенный нами во второй главе позволяет рассмотреть ЭБВ как совокупность факторов обеспечивающих выполнение целевой функции F и f, при переменном ресурсе R, необходимом для обеспечения самостоятельности и стабильности вуза, его способности к постоянному обновлению и совершенствованию в рамках действующего законодательства. При этом в качестве F выступает внешняя целевая функция, определяемая спецификой внешней среды: f — собственная целевая функция, суть которой — самосохранение, устойчивость и развитие системы.

2. Стратегия обеспечения ЭБВ должна основываться на изменении системы отношений в вузе, базирующихся на стратегическом планировании, которое является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.

Ключевыми моментами при этом являются: распределение ресурсов: адаптация к внешней среде: внутренняя координация потенциала вуза: организационно-стратегическое предвидение.

3. Изменение системы отношений в вузе основывается на совершенствовании системы управления и реорганизации существующей структуры управления, что обеспечивает экономическую безопасность высшего учебного заведения.

4. В экономической теории общепринятыми факторами производства являются: «труд», «земля», «капитал». В сфере образования понятие «труд» в большей степени содержит в себе интеллектуальную основу, а понятие «ресурс» приобретает принципиально новый смысл, так как в качестве него выступает интеллектуальный потенциал. В следствие чего, понятие «ограниченности ресурса» может быть применено лишь условно.

5. При производстве образовательных услуг основными факторами обеспечения ЭБВ являются: ресурсный и интеллектуальный потенциал, время и информация.

Обеспечение ЭБВ должно связываться с решением следующих блоков вопросов: сохранением и поддержанием интеллектуальной собственности наряду с материально-технической: функционированием вуза в условиях чрезвычайных ситуаций: преобразованием отношений к собственности в вузе: обеспечение эффективных взаимоотношений с внешней социально-экономической средой С создание «паблик рилейшен»).

Необходимым условием обеспечения ЭБВ является повышение деятельности системы государственного регулирования системы высшего образования. Основой для этого может стать, во-первых I.

— создание аппарата государственного регулирования нового ти1.

Что и было сделано постановлением правительства РФ от 15.08.96. Настоящая сноска сделана нами в связи с тем, что текст диссертационной работы был подготовлен к печати значительно ранее. паво-вторых — внутреннее преобразование системы управления вузом.

6. Системология ЭБВ, на наш взгляд, рассматривается как составная часть системологии системы образования в целом. На основе методологических подходов предложенных в работах А. И. Субетто нами предлагается структура системологии ЭБВ. Определение этой структуры позволяет увязать состояние экономической безопасности и системогенетические особенности системы образования и вуза в частности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной диссертационной работе нами была поставлена цель выявить направления совершенствования системы управления высших учебных заведений.

В соответствии с поставленными задачами нами получены следующие результаты:

1) Выявлены основные свойства экономических отношений, складывающихся в вузах в рыночных условиях.

2) Обоснована необходимость системных социально-экономических преобразований в вузах и источников их финансирования.

3D Определены основные тенденции социально-экономического развития ВО в РФ на ближайшую перспективу.

4) Вскрыты основные особенности социально-экономического развития вузов на основе детального анализа множественности форм собственности.

5) Предложена программно-целевая структура управления вуза. Рассмотрены особенности применения, составляющие ее блоки и их взаимосвязь.

6) Предложена и обоснована концептуальная модель стратегического плана вуза на основе определения возможной стратегии обеспечения ЭБВ.

7) Выявлены Факторы и средства обеспечения ЭБВ и предложены меры по реорганизации системы государственного регулирования ВО.

8) Введен в научный оборот термин «Системология ЭБВ» .

Результаты выполненной работы позволяют определить направления совершенствования системы управления высшим учебным заведением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абалкин J1. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение.// Вопросы экономики. 1994.- N12. — С.4−14
  2. Автоматизация управления вузом./ Сб. трудов под ред. Совельева А.Я.- М.: НИИВШ, 1985.- 184 с.
  3. Агранович Б. J1., Валентинов В. В., Коваленко В. Е. и др. Типовые средства автоматизации управления вузом.- Томск.: ТГУ, 1987.- 245 с.
  4. Агранович Б. J1. Системное проектирование процесса и структуризация целей обучения по учебному процессу.// Кибернетика и вуз. Томск: 1985.- С. 22−32
  5. . Приоритеты в сфере образования.// Сов.педагогика.-1991.- N11. С.121−133.
  6. Г. Н., Алферов С. Ю., Бобосадыкова Г. Б. Перспективы развития системы непрерывного образования.- М.: Педагогика, 1990.- 221 с.
  7. Н.А. Экономическая эффективность производства образовательных услуг./дис. на соиск. ученой степени к.э.н. Кострома, 1996.-149 с.
  8. Алексеева 0. И., Рысин И. Е., Эйтингон В. И. Организация управления научными исследованиями в вузах. Воронеж., Изд-во: ВГУ, 1981.- 86 с.
  9. Анализ общественного мнения о проблемах высшего образования С по материалам центральной, отраслевой и московской прессы)./ Сашунина А., Семенова Е., Гусева И. Обз. инф. Вып.6.- М., НИИ ВШ. 1990.- 44 с.
  10. А. Адаптация экономической структуры к требованиям рынка. // Российский экономический журнал. 1995.- N2.1. С.54−61
  11. Антонио Руберти Фундаментальная ролъ университетов в развитии европейского общества.// Alma mater.- 1994.- N3. -С. 6−9
  12. А., Городетский А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения.// Вопросы экономики.- 1994.- N12. С.36−45
  13. В.И. Синергетическое познание в контексте проблемы единства двух культур.// Высшее образование в России.-1994.- N4. С.13−16
  14. Ю.В. Функционирование вузовской науки в условиях регулируемых рыночных отношений. М.: НИИВО, 1991, — 151 с.
  15. А., Елканова Т. Общегуманитарный базис современной системы образования. //Высшее образование в России.- 1995.- N4. С.64−67
  16. Е.Н. Методология нового хозяйственного механизма в высших учебных заведениях в условиях рынка.- М.: Исследовательский центр, 1991.- 32 с.
  17. Е.Н. Методология и методы управления вузом в условиях становления рыночных отношений. АвтореФ. на соиск. уч. степ. д.э.н.- М., 1993.- 33 с.
  18. Е.Н. Региональные интеллектуальные комплексы на базе высшего учебного заведения. М., 1992.- 172 с.
  19. Е.Н. Стратегия развития образования: проблемы управления.- Препринт доклада.- МО РФ. 1994.- 6 с.
  20. З.В., Маценова Т. А., Кожохина В. П., Организация управления производственными процессами текстильных предприятий.- М.: Легпромбытиздат, 1990.- 240 с.
  21. В.Г. Концепция естественно-научного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход.// Высшее образование в Россиию.- 1994.- N4.- С. 16−21
  22. А. Закономерности экономики: теория и методология.// Вопросы экономики. 1995.- N2.- С.40−60
  23. В. Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами.- М.: Наука, 1994.- 270 с.
  24. Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели.// Вопросы экономики.- 1994.- N12.- С.14−25
  25. С.А. Организационное обеспечение систем управления научными исследованиями вуза. М.:Высшая школа. 1983. -112с
  26. В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж.: Изд-во ВГУ, 1990.-139 с.
  27. М.А., Огаянц Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе.-Воронеж.: ВГПИ, 1996.- 203 с.
  28. Виханский 0. С. Проблемы развития управления общественным производством.- М.: МГУ, 1991.- 139 с.
  29. Виханский 0.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Высшая школа. 1994.-224 с.
  30. А. А. Шерменев Н. К. Новый хозяйственный механизм в непроизводственной сфере.// Финансы СССР.- 1989.- N11. С Экономика, планирование и организация народного образования. Науч. реф. сб. НИИОП АПН СССР, 1990, ЗС65)).
  31. Вуз и рынок: коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М., 1992.- 301 с.
  32. Высшая школа России: состояние и проблемы развития. М., Госкомвуз, 1993.- 84 с.
  33. Высшее образование: структура, система управления и механизм Финансирования.- Препринт доклада секции N6 семинара «Образование в России: состояние, проблемы и перспективы развития». М., МО РФ, Госкомвуз, 1994
  34. А. И выживание, и развитие.// Высшее образование в России.- 1995.- N3.- С.26−34
  35. В.Т. Превращение цели в самоцель источник угроз и опасностей. //"Безопасность". Инф.сб., 1994.- N7−12.- С.15−2
  36. Т. С. Высшая школа в США на современном этапе.-М.: Высшая школа. 1989.- 144 с.
  37. А. Шредер, Руководить сообразно ситуации М.: Интерэксперт, 1994. 158 с.
  38. И. М., Шухов Н. С. Системный подход в управлении экономики: Методические аспекты. Саратов.: СГУ, 1991.136 с.
  39. Герман 3.И., Малышенко A.M., Чудинов В. Н., Ямполъский В.3. Многоцелевое перспективное планировангие учебного процесса.// Кибернетика и вуз. Томск., 1974.- С. 84−103
  40. . С. Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования.- М.: 1987.- 107 с.
  41. А.И. Экономическая эффективность высшего технического образования.- М., 1990.- 48 е.- С Экономика высшей школы: обзор, информ. /НИИВШ: вып.1)
  42. Голубева 0.Н.Концепция фундаметального естественно-научного курса в новой парадигме образования.// Высшее образование в России.- 1994.- N4.- С.23−29
  43. В. К., Горчакова Г. Е., Мышелов В. П., Хомяков А. М. Уроки прошлого в современном ракурсе Со внебюджетной поддержке системы высшего технического образования).// Высшее образование в России. 1994.- N4.- С.85−95
  44. Гостомыслов J1. П. Контрактная система обучения в вузе.//Высшее образование в России.- 1993.- N4.- С.49−55
  45. Р. Комплекс средств управления сложными организациями.// Проблемы теории и практики управления.-1995.- N2.- С.24−31
  46. М.Б., Дурко Е. М. Системно-целевой подход к управлению качеством подготовки в вузе./ Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе, Межвуз. сб.- Горький., 1989.- С.65−70
  47. С., Яценко В. Е. Концепция краткосрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в специалистах в новых экономических условиях. М., 1993.- 40 с. (Экономика высшей школы: Обзор, информ./ НИИВО: вып.3).
  48. А. Н. Современная школа: современное состояние и тенденции развития.- М.: Просвящение, 1993.- 190 с.
  49. В.И. Актуальные вопросы экономики образовательной школы. М.: АПН СССР, 1990.- 69 с.
  50. В.И. Вопросы экономического планирования и прогнозирования развития общеобразовательной школы.- М.: АПН СССР, 1990.- 78 с.
  51. В. И. Источники финансирования образования. // Педагогика.- 1995.- N2. С.10−14
  52. В.И. Перспективы финансирования образования.// Педагогика.- 1993.- N4. С. 16−20
  53. В.И. Вопросы теории финансов народного образования.// Финансирование учреждений просвящения.- М.: изд. АПН СССР, 1989.- С Экономика, планирование и организация народного образования. Науч. реф. сб. НИИОП АПН СССР, 1990, 2(64)).
  54. В.И. Новый экономический механизм общего образования.// Актуальные вопросы экономики общеобразовательной школы. М.: изд. АПН СССР. 1990.-С Экономика, планирование и организация народного образования. Науч.реф.сб. НИИТиТП, 1991, 3(71)).
  55. Закон РФ «Об образовании».// Педвуз и маркетинг.-МГОПИ.1994.- N1
  56. О., Ленева В., Синюкова Н. Стратегия безопасности в чрезвычайных ситуациях.// Вопросы экономики.- 1992.- N1.-С.63−67.
  57. В. М. Планирование, подготовка и использование специалистов в СССР и зарубежных странах.- М.: НИИВШ, 1990.- 206 с.
  58. В.М., Яценко В. Е. Методологические основы прогнозирования развития образования. М., 1992.-32с. //С Экономика высшей школы: Обзор, информ./ НИИВО: Вып.10).
  59. А.П. Проблемы гуманизации образования в техническом вузе.// Вестник московской государственной текстильной академии.- 1994.- С.19−23
  60. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления.- М.: Дело, 1993.- 304 с.
  61. Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования.- М.: Высшая школа. 1990.- 142 с.
  62. Е.В. Научно-технический потенциал вузов и пути его эффективного использования.- М.: Высшая школа, 1982.- 127 с
  63. B.C. Менеджмент: проблемы, программы, решение.-J1.: Лен. издат, 1990.- 20 с.
  64. А., Максименко Б. Экономические принципы концепции в чрезвычайных ситуациях.// Вопросы экономики.- 1992.- N1. -С.63−67
  65. К., Сиверин Д., Инновационный менеджмент в формировании научно-технической политики.// Российский экономический журнал.- 1995.- N1.- С.47−54
  66. А.А., Яковлев Б. Г. Состояние развития и проблемы негосударственных образовательных учреждениях.// Высшее образование в России 1994.- N1.- С.142−148
  67. В. Об итогах работы высшей школы в 1994 году и основных направлениях ее еятельности.//Высшее образование в России.- 1995.- N1.- С.7−28
  68. В.Г. Фундаментализация университетского образования // Высшее образование в России.- 1994.- N4.- С.6−16
  69. В. Г. Региональная политика в области высшего образования.// Высшее образование в России.- 1993. N4.1. С.14−24
  70. В.Г. Государственная политика развития высшего образования.// Высшее образование в России.- 1993.- N1. -С.33−38
  71. В.Г. Проблемы инженерного образования в России.// Высшее образование в России.- 1993.- N2.- С.5−10
  72. В.Е. Решение задач управления высшей школой с использованием математических моделей.- М.: НИИВШ, 1990. -134 с.
  73. Е.М. Государственная политика в области образования на современном этапе С взгляд депутата Государственной думы) — Тезисы (препринт). М., 1995.- 2с.
  74. Конурбаев Э.0., Пугач В. Ф. 0 функциях высшего педагогического образования в современном обществе.- М., 1991.- 52с. (Экономика высшей школы: Обзор.инф./ НИИВО: Вып. 5).
  75. Концептуальные основы кадровой политики в высшей школе: социально-экономический аспект. / Под ред. Жильцова Е. Н., Кудрявцева Ю.А.- М., 1991.- 103 с.
  76. А.А., Левицкий М. Л. Методы и модели определения экономической эффективности народного образования.- М.: Прометей., 1990.- 136 с.
  77. Ланге 0. Введение в экономическую кибернетику. М.: Прогресс., 1968, — 207 с.
  78. В.С. Управление образованием на пороге новой эпохи.// Педагогика.- 1995.- N5.- С.12−18
  79. Л.П., Гохман 0.Г. Проблемы управления учебным процессом: Математические модели. Рига.: Зинатне. 1984.-239 с.
  80. С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности.// Вопросы экономики.- 1994.- N12.- С. 115−125
  81. Майминас Е.3. Процессы планирования в экономике: Информационный аспект.- М.: Экономика. 1971. — 390 с.
  82. Н., Наумченков И. Фактор развития образовательных систем.// Высшее образование в России.- 1995, — N4.- С.36−40
  83. В.М., Макарова Н. В. Синергетический подход в информатизации высшего образования. // Высшее образование в России.- 1993.- N3.- С.99−103
  84. К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах.- М.:Республика, Т.1, Т.2 395 е., 425 с.
  85. Н.И. Многоуровневая система высшего текстильного образования.// Вестник московской государственной текстильной академии.- 1994.- С.12−18
  86. Маркова 0.М. Экономические аспекты реформы высшей школы. / Финансирование учреждений просвещения.- М.: изд. АПН СССР, 1989.- С.56−65.- С Экономика, планирование и организация народного образования. Науч. реф. сб. НИИОП АПН СССР, 1990, 1С 63)).
  87. К. Капитал. Критика политической экономии. Пер. И. И. Скворцова-Степанова. Т.1,Т2,ТЗ Под ред. Ф.Энгельса. М., Политиздат, 1978.- 613 с. 505 с., 587 с.
  88. Материалы конференции финансового и бухгалтерского образования в России на период до 2010 года.// Российский экономический журнал, — 1994.- N8, — С.79−87
  89. В.Л. Тревоги и надежды высшей школы России.// Педагогика.- 1995, — N3.- С. 3−6
  90. М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992, — 702 с.
  91. Методические основы анализа организационно-экономической структуры научно-технического потенциала высшей школы.- М., 1988.- 64с. (Научные исследования в высшей школе". Обзор, инф./ НИИВО: Вып. З).
  92. Jl. Л. Экономические отношения в производстве услугпрофессионального образования. / Дис. к. э. н. Кострома.1996.- 179 с.
  93. . 3. Организация програмно-целевого управления.-М.: Наука, 1980.- 375 с.
  94. . Кризис управления.// Вопросы экономики. -1993. N1.- С.79−91
  95. Юб.Мильнер Б. Качество управления важный факторэкономической безопасности. // Вопросы экономики.- 1994.-N12.- С.54−65
  96. Модели принятия решений в управлении вузом. М.: НИИВШ, 1985.-184 с.
  97. А.Д. Дерево целей исследовательской деятельности. // Кибернетика и вуз. Томск.: 1978.- С. 8−55
  98. Многоуровневое педагогическое образование./ Под ред. Ямпольского В.3.- Омск., Вып. 8, 1994.- 72 с.
  99. Многоуровневое педагогическое образование./ Омск -Новосибирск: 1992.- 98 с.
  100. Ш. Мухетдинова Н. К оценке новой правительственной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций.// Российский экономический журнал.- 1995.- N10.- С.13−17
  101. Напраления совершенствования систем управления научно-исследовательской деятельностью вузов./ Под ред. А. Я. Савельев, М.: НИИВШ, 1989.- 173 с.
  102. Р. Логика экономического кризиса.// Вопросы экономики.- 1995.- N1. С.155−158
  103. А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности.// Вопросы экономики.- 1995.- N1.- С.135−143
  104. Образование в России: Справочник Миннауки, Высшая школа и техническая политика РФ. / Сост. Л. Т. Сергеева, В. М. Зуева,
  105. А. В. Игнатович, под общей ред. А. Я. Савельева.- М.: НИИВО, 1992.- 16 с.
  106. Образование в России: Справочник Госкомитета РФ по высшему образованию. / Сост. J1. Т. Сергеева, В. М. Зуева, А. В. Игнатович, под обшей ред. А. Я. Савельева.- М.: НИИВО, 1993. 16 с.
  107. Опыт интеграции высшей школы, науки и производства в новых условиях финансирования и хозяйствования. / Л. С. Цеснек, Ю. В. Ашкеров, Е. И. Мамонова, И. П. Савинкова, Н. С. Вашлаева. М., 1991.- 48с, — С Экономика высшей школы: Обзор, информ./НИИВО: Вып.2).
  108. Организационные моменты системы трудоустройства выпускников вузов России./ В. М. Зуев, Т. В. Зуева, И. И. Никулин, А. А. Воронин.- М., 1993.- 44с. С Экономика высшей школы: Обзор, инф./ НИИВО: Вып. 3).
  109. А. Угрозы в сфере: их динамика и возможности учреждения.// Вопросы экономики.- 1995.- N1.- С. 107−119
  110. Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1991.- 61 с.
  111. Перспективные системы управления качеством подготовки специалистов в высших учебных заведениях: исследования, проектирование, внедрение./ Тезисы докладов республиканской конференции.- Каунас., 1989. Вып. 1−2
  112. В.М. Вузы и научно-технический прогресс.- М.: Высшая школа, 1973.- 247 с.
  113. В.С. Теоретические основы управления. М.: Высшая школа, 1990.- 173 с.
  114. В.И. Пути перестройки управления народным образованием: социально-экономический аспект. М.: АПН СССР. 1990.- 87 с.
  115. Полилова 0.П., Яценко В. Е. Квалифицированные кадру в условиях перехода к новым экономическим отношениям.- М., 1992.- 56с. (Экономика высшей школы: Обзор.информ./ НИИВО: Вып. З).
  116. . Профессиональная школа в становлении менеджмента и цивилизованного рынка. // Российский экономический журнал.- 1995.- N1.- С.54−59
  117. М.М. Оптимизация управления школой. М.: Знание, 1991.- 61 с.
  118. А., Русинов Ф. Генезис менеджмента и управления.// Высшее образование в России.- 1995. N3.- С.64−71
  119. Е. Н., Воронин А. А., Журавлева JI. А. 06 организации государственного финансирования образовательных учреждений в соответствии с Законом РФ «Об образовании». М., 1993.-52с.- (Экономика высшей школы: Обзор.информ./ НИИВО: Вып.2)
  120. Е. Н., Евстегнеева Т. А. Определение себестоимости и цены подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях./ Под науч. ред. А. А. Воронина.- 1990.-60с.- (Экономика высшей школы: Обзор, информ./ НИИВШ: Вып. 3).
  121. А., Ладошкин А. Подходы к подготовке производственного менеджера.// Российский экономический журнал.- 1995.- N2.- С.50−53
  122. Н. М., Николаев С. Н., Чекмарев В. В. Ижицкий В. П. Институт образования: проблемы и перспективы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов- 1993. — 140 с.
  123. Н.М., Николаев С. Н., Субетто А. И., Чекмарев В. В. Костромской государственный университет образования и российской культуры (концепция создания и развития). //Судьба российского образования судьба России.- С.Петербург.: ПАНИ. 1995.- С.48−68
  124. Российское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития. / Под ред. Днепрова Э., Лазарева В. М., 1991.-334 с.
  125. И., Шишкмн С. «Реформы в социальной сфере: в чьих интересах?"// Вопросы экономики.- 1996.- N1.- С.33−46
  126. А.Д., Грыжов Г. К. Малахова Т. П. Вузовская наука: проблемы интенсификации и управления: М., 1991. — 56с. -С Науч. исслед. в высшей школе: Обзор.информ./ НИИВ0. Вып. 2)
  127. В.И. Конфликт и безопасность С понятийный аспект). // «Безопасность» Инф. сб. 1995.- N5−6.- С.109−112
  128. К. Элементы концепции экономической безопасности.// Вопросы экономики.-1994. N12. С. 14−25
  129. Сибилла Заутер-Закс Управление предприятием с ориентацией на окружающую среду.// Проблемы теории и практики управления.- 1993.- N1.- С.110−116
  130. Система статистических показателей высшей школы в отечественной и международной практике./ В. И. Борисова, О. А. Веденина, Н. 0. Карпенко, Л. Т. Сергеева, В. Е. Яценко. М., 1994. — 56с. — С Экономика высшей школы: Обзор, информ. / НИИВО: Вып. 1).
  131. Системный анализ и структуры управления./ Под общ.ред. проф. В. Г. Шорина.- М. Знание, 1975.- 303 с.
  132. В. А. Декомпазиционные алгоритмы построения моделей сложных систем. Томск.: ТГУ, 1978.- 135 с.
  133. С.П., Скаржинский М. И., Соловьев А. В. Труд -стимулирование, распределение, использование. Верхне-Волжское кн. изд-во, 1967.-193 с.
  134. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России.// Вопросы экономики.- 1995.-N1.1. С.97−107
  135. М. И. Система образования: Методологические основы системного подхода. //Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова.1995.- N2.- С.43−45
  136. М.И. Экономика образования обучение просвещение.// Экономика образования: проблемы теории и практики.- Кострома, Изд-во КГПУ им. Н. А. Некрасова.- 1995.-С.10−16
  137. М.И. Труд инженера. М.:Экономика, 1976.- 144с.
  138. М.И., Чекмарев В. В. Регионализация сферы образования как системное преобразование. Кострома.1996.-30 с. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып.6
  139. Е.М., Чекмарев В. В. Экономическая безопасность образования.- Кострома.- 1996.- 12 с.
  140. СМетодическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып.14
  141. Е.М., Чекмарев В. В. К проблеме распределения в экономике образования.- Кострома, — 1996.-25 с.
  142. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып.10
  143. Е.М., Чекмарев В. В. Экономические субъекты на рынке образовательных услуг.-Кострома.-1996.-31с.
  144. СМетодическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып. И
  145. Е.М., Чекмарев В. В. Экономическое поведение субъектов на рынке образовательных услуг.-Кострома.-1996.-20 с. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып.12
  146. В.Я. Системный подход к анализу учебно-воспитательного процесса и определению путей его совершенствования: Интенсивные характеристики учебно-воспитательного процесса и оценка его эффективности. М.: МАЛИ, 1987.- 107 С.
  147. А. Региональная политика и экономическая безопасность России.// Вопросы экономики.- 1995. N1.1. С.119−127
  148. В. В. Воронин А.А., Никулин Н. И. Финансово-хозяйственный механизм учреждений среднего профессионального образования. М.:НИИВО, Вып. З, 1996.-96 с.
  149. В.С. О государственной политике в области образования.// Педагогика.- 1994. N6.- С. 13−17
  150. Соколов J1. А. Экономические отношения в процессе подготовки специалистов высшей квалификации в условиях переходной экономики России./ автореф. дис. на соискание уч. степени к.э.н. Кострома.: 1996.- 20 с.
  151. А.В. Интенсивность труда в социалистической промышленности С Вопросы теории и практики).- М.:Экономика, 1971.- 118 с.
  152. С. Г. Хозяйственное значение народного образования.- М-Л.: 1924. 31 с.
  153. С.Г. Эффективность образования в СССР / Экономическая газета.- 1962.- N14.- С.28−30
  154. А. И. Проблемы фундаментапизации и источников содержания высшего образования : грани государственной политики.- Кострома М.: КГПУ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 332 с.
  155. А.И. Качество это достоинство человека, нации и общества./ Труды исследовательского центра. -С.-Петербург-Москва.- 1992.- 40 с.
  156. А.И. Гуманизация российского общества С Авторская концепция).- С.-Петербург. Москва.- 1992.- 153 с.
  157. А. И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие С интегративный синтез). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1994.- 168 с.
  158. А.И. Системологические основы образовательных систем. Часть I, М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1994.- 284 с.
  159. А.И. Системологические основы образовательных систем. Часть II, — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1994.- 321 с.
  160. В. Объект экономической безопасности России.// Вопросы экономики.- 1994.- N12. С.45−54
  161. Университеты России. Справочник Госкомитета по высшему образованию. / Сост. Е. А. Александрова, И. А. Бодрова. М.: НИИВО, 1993.- 450 с.
  162. Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе. /Межвузовский сборник. Горьков. гос. ун., 1989,92 с.
  163. Н. Открытая экономика и внешнеэкономическая безопасность.// Вопросы экономики, — 1994, — N12, — С.65−79
  164. А.В. Моделирование в управлении вузом.- Л., Изд-во ЛГУ, 1985, — 120 с.
  165. В., Терешин А. Показатели эффективности управления.//Российский экономический журнал. 1994.- N8.-С.60−65
  166. Н.Г. Направления и формы интеграции образования, науки и производства.// Высшее образование в России.-1994.- N1.- С.108−112
  167. В.В. Образование и педагогика: парадигмезация на основе развития потребностей.// философия образования и традиции русской школы СПб, РГПУ им. Герцена, «Образование». 1995
  168. В.В. Образовательная услуга как экономическая категория.- Кострома.- 1996.- 33 с. (Методическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып.4
  169. В.В. О системном подходе в экономической науке.-Кострома.- 1996.-23 с. СМетодическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып. 5
  170. В. В. Экономические аспекты регионапизацйии сферы образования.-Кострома.- 1996.-19 с. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып. 7
  171. В. В. Региональная система профессионального образования.- Кострома, — 1996.-25 с. СМетодическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып. 8
  172. В. В. Рынок образовательных услуг: проблемы формирования.- Кострома.- 1996.-30 с. (Методическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып.13
  173. В.В. Экономические расчеты в деятельности вуза и его структурных подразделений. -Кострома. 1996.-30 с. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып. 15
  174. В. В. Производственные отношения научно-педагогических работников вуза и экономическое стимулирование. -Кострома. 1996.-30 с. СМетодическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып.17
  175. В.В. Наука в системе производственных отношений в вузе.-Кострома.- 1996.-55 с. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып. 18
  176. В.В. Экономическая безопасность вуза.-Кострома.-1996.-20 с. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып.20
  177. В.В. Экономика образования как инструмент формирования программы научных исследований впедагогическом университете.// Ярославский педагогический вестник.- 1995.- N1.- С.36−42.
  178. В. В. Инновации в организации НИР в педагогическом университете: экономико-организационные решения. //Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. 1995.- N1.- С. 6−12.
  179. В.В. Планирование НИР в педуниверситете как Форма реализации экономико-организационных решений.// Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова.- 1995.- N2.- С.15−25.
  180. В.В., Скаржинский М. И. Методология организации контрактования в вузе: Учебное пособие Кострома: ГГПИ, 1992.- 102 с.
  181. В. В. Экономическая безопасность педагогического вуза (постановка проблемы).// Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова.- 1995.- N4.- С.8−15
  182. В.В. Предмет и методика экономики образования.-Кострома.- 1996.-18 с. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып. 1
  183. В.В. Новые парадигмы общества и экономики.-Кострома.- 1996.-26 с. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып.2
  184. В. В. Социодинамика образования в условиях современного кризиса.- Кострома.- 1996.-47 с.
  185. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования») Вып. 3
  186. В. В. Шапова А. В. Тенденции развития системы высшего образования.- Кострома.- 1996.- 32 с. (Методическое пособие по курсу «Экономика образования»)
  187. В.В., Шапова А. В. Состояние системы высшего образования России.- Кострома.- 1996.- 22 с. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования»)
  188. В.В., Шапова А. В. Теоретические основы формирования системы управления высшей школы.- Кострома. -1996.- 22 с. СМетодическое пособие по курсу «Менеджмент»)
  189. В.В., Шапова А. В. Финансирование системы высшего образования.- Кострома.- 1996.- 14 с. С Методическое пособие по курсу «Экономика образования»)
  190. Ю.Д. Финансирование вузов: опыт некоторых зарубежных стран. /Вестник Московского университета. -1995.- N4.- С.33−43
  191. И.П., Ямпольский В. 3., Чудинов В. Н. и т. д. Модели управления учебным процессом вуза. Томск.: Изд-во ТГУ. 1992. — 178 с.
  192. И. П., Агранович Б. J1., Силич В. А., Кабанов В. И. Дерево целей и его применение в проектирование автоматизированной системы управления вузом // Проблемы создания АСУ ВУЗ. Томск.: 1978.- С.8−55
  193. Ценек J1. С. Новые методы системного прогнозирования. М., 1992.- 80с. — С Экономика высшей школы: Обзор, информ. / НИИВШ: Вып. 6−7).
  194. В.Д. философия образования и образовательная политика.- М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, «Логос», 1993.- 181 с.
  195. ф.И. Американский менеджмент: Теория и практика. -М.: Наука. 1993.- 176 с.
  196. Г. X. Стадии управления и демографический контроль.// Советское государство и право.- 1969.- N2. -С.26−34
  197. Г. Возможно ли возраждение науки в России. // Вопросы экономики.-1995. N9.- С.64−70
  198. Е. В., Евстегнеева Т. А., Воронин А. А., Попов Е. Н. Финансирование высших учебных заведений в новых условиях хозяйствования.- М., 1991.- 56с. -(Экономика высшей школы: Обзор.информ. / НИИВО: Вып.4).
  199. В., Угорелов В. Социальное развитие высшей школы: некоторые итоги и перспективы.// Высшее образование в России.- N1.- 1995.- С.42−50
  200. В. Образовательное законодательство: состояние и перспективы.// Высшее образование в России.- N4.- 1995.-С. 3−8
  201. В.Е., Ленченко В. В., Тарасова Е. М., Никитенко А. Г. Высшее техническое образование: взгляд на перестройку.- М.: Высшая школа, 1990.- 144 с.
  202. В., Взятышев Ф., Романкова Л., Сергиевский осознания парадигмы к образовательной практике.// образование в России.- 1995.- N3.- С.35−44
  203. В., Взятышев Ф., Романкова Л. Взгляд в XXI Высшее образование в России.- 1993.- N12.- С. 55−66
  204. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: МПУ, 1994.- 201 с.
  205. В.П. Образование: некоммерческая природа и коммерческие возможности.//Педагогика. 1995.- N5.- С.33−391. В. От Высшеевек.//
  206. Е. Н. Суд над системой образования: стратегия на будущее.- М.: Педагогика, 1991.- 260 с.
  207. П. Основы индентификации систем управления. М.: Мир, 1975.- 680 с.
  208. Экономика высшей школы в условиях становления рыночных отношений./ Сб. науч. трудов.- М.: Образование, 1993.-142 с
  209. Экономика народного образования. / Под ред. Костина С. М., Просвещение, 1986.- 336 с.
  210. У. Р. Введение в кибернетику. М.: Экономика, 1959.290 с.
  211. Т. В. Негосударственный вуз как неприбыльная организация.//Российский экономический журнал. 1994.-N7.-75−78
  212. Т.В. Неприбыльный сектор в рыночном хозяйстве. // Российский экономический журнал.- 1994. N1.- С.45−49
  213. Ямпольский В.3., Петров 0.М. .Чудинов Н. J1., Валентинов В. В. Автоматизация управления высшей школой. Воронеж.: 1987.-176 с.
  214. В.З., Агранович Б. J1., Коляцкий И. И. и др. Кибернетика и вуз./ Межвуз. сб. Томск., Изд-во ТЛИ им. С. М. Кирова: 1985.- 187 с.
  215. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986.- 135 с.
  216. Chee S., Harris R. Marketing. A global perspective., London. 1993
  217. Cole Ch. L. Microeconomics: A Contemprorary Approach. N. Y. 1973
  218. Digest of Education Statistics.- Wash.-Gov. Print, off., 1991, — P. 174
  219. Drury H. B. Scientific management: a history and criticizm. New York: Columbia university press, 1915
  220. Drucker P.F. The Frantiers of Management.- L. Heinemann, 1987
  221. Кого К., Brown 0. Human factors in organisational design and management., Amsterdam, 1990
  222. Hall D. T. .Goodal J.G. Human resource management, Scott, Foresmen & со., 1986
  223. McGregor D. The human side of the enterprise. New York, Wiley, 1956
  224. McGregor D. The professional maneger. New York, Wiley, 1982
  225. McLus N. Human resource management, London, 1983
  226. Meiners R.E. and Amacher R. C. Federal Support of Higher Education. The Growing Challenge to Intellectual Freedom. -N.Y.: Paragon House, 1989.- P. 264
  227. Peter F. Dracker, Manegement: Task, Responsibilities, Practices С New York: Harper & Row. 1984)
  228. Nelson D., Federick W. Taylor and the rise of scientific management., Madison, University of Wisconsin press, 1980
  229. Stevenson V. Procduction./ Operation management, IRWIN, 1986
  230. Taylor F. W. Principles of scientific management. New York, Happer & Row, 1915
  231. Wren D.H. The evolution of managment though С2-nd en). New York. Wiley. 1979
  232. William D. Guth and R. Tagiuri, Personal Values and Corporate.- N.Y., 1985
  233. William H. Higher Education in USA, N.Y. 1979
Заполнить форму текущей работой