Актуальность теш исследования. Процесс изменения общественных отношений в Российской Федерации набрал силу и принял необратимый характер. Стремительное вхождение в рынок, становление новых политических структур, развитие многоукладности на основе различных форм собственности происходят в условиях дестабилизации экономики, обвального падения производства, нарастающей политической конфронтации, эскалации напряженности в духовно-идеологической сфере. В данной ситуации резко возрастает роль общественного сознания и факторов, его формирующих. В духовной жизни общества сложилось узловое противоречие между настоятельной необходимостью иметь объединяющую идейную основу и разрушением прежней системы ценностей. Отказ от прошлых духов ных ориентиров, критическое отношение к марксизму, развенчание сути казарменно-бюрократического социализма, который долгие годы преподносился официальной пропагандой как образец устройства общества, привели к нигилистическому отношению значительной части населения к социализму вообще, породили состояние духовного вакуума.
Наблюдается кризис как индивидуального, так и массового сознания. Это вызвано резкой сменой социальной парадигмы, коренной ломкой мировоззренческих и поведенческих стереотипов. Идейная дезориентация, безверие стало массовым явлением. Образовавшийся вакуум заполняется механическим перенесением правовых и моральных норм иных государств, хотя национальная почва к такому переносу еще не готова.
В обществе интенсивно идут процессы дробления социальных интересов, равно как и сил, представляющих эти интересы в политике и идеологии. Углубление идеологической дифференциации привело к поляризации общества, создало реальную опасность раскола. Предшествующая государственная идеологическая доктрина, в той или иной мере объединявшая сограждан, отброшена и признана ошибочной, новой пока не найдено. В данном положении изучение реального состояния современного духовно-идеологического процесса, тенденций его развития, рассмотрение различных мировоззренческих альтернатив с целью нахождения эффективного инструмента ослабления напряженности и средства объединения людей на тяжелейшем этапе проведения экономических реформ — задача актуальнейшая.
Назрела необходимость разрешения и другого противоречия. Для дальнейшей демократизации общества настоятельным требованием становится создание живой сцепляющей ткани гражданского общества, чему препятствует тотальное огосударствление и сверхидеологизация всех сфер его жизнедеятельности, в том числе и духовной. Такая постановка вопроса выдвигает на передний план проблему идеологии, ее роли, характера связи с государством и т. д. В настоящее время идет борьба между сторонниками двух подходов к разрешению этой проблемы. Одни политические силы стремятся сохранить прежнюю идеологию государственного этакратизма, либо полностью ее вытеснить новой идеологией всеобъемлющего либерализма, вплоть до установления очередной монополии последней. Сторонники другого подхода ставят целью создание условий для взаимозависимого развития различных групповых и массовых идеологий в свободном плюралистическом обществе, чтобы в будущем преодолеть фатальную зависимость политики и осуществляемых преобразований от любых идей. Ответ на вопрос, чья позиция наиболее аргументирована, правильна, несет в себе меньшие социальные издержки, очень нужен.
Злободневность выбранной темы исследования диктует окружающая реальность. В ходе идущих реформ, ломки общественных отношений кардинально изменилась ситуация в самой духовно-идеологической сфере. Крах идеологизированной морали, провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, признание за различными церковными конфессиями роли одного из общественных институтов, деятельность которого способствует духовному возрождению народа, привело к широкому распространению мистических верований в чудеса, реанимации интереса к оккультизму.
Введение
в активный культурный фонд целого пласта ценностей, созданных художниками русского зарубежья, а также теми, кто был незаслуженно забыт в предыдущие десятилетия, привело к изменению точек отсчета в оценке произведений литературы и искусства. Возник реальный плюрализм художественных идей, концепций, теорий. Внедрение рыночных механизмов в деятельность предприятий культуры и искусства привело к коммерциализации и последующему их кризису.
Произошла серьезная переориентация массового сознания населения, претерпели значительную эволюцию субъект-объектные взаимосвязи в системе идеологических отношений. Характерными признаками духовной жизни общества в современных условиях стали дисгармоничность, перманентное противоборство ценностных систем, динамичность процессов, идейная полифония, отсутствие единой идейной основы.
Необходимость теоретического исследования духовно-идеологического процесса обусловлена еще и тем, что никакие коренные реформы невозможны без преодоления тех его пороков, которые уже становятся достоянием истории. (Речь идет о былом идеологическом монополизме, тотальном диктате, догматизме, демагогии, идеологической унификации всего и вся.) Эти издержки и деформации стали и продолжают оставаться предметом пристального обсуждения общественностью и безусловного осуждения широкими слоями населения ресцублики. Изжить их возможно только на основе ночного анализа содержания и специфики конкретно-исторической формы духовно-идеологического процесса.
И последний аргумент: в поляризованном обществе вне понимания объективной детерминации духовно-идеологического процесса, многообразия форе его проявления, сложной динамической системы взаимодействия между идеологическими концепциями, вносимыми при помощи средств пропаганды и агитации в массовое сознание, без изучения реальной духовно-идеологической ситуации невозможна дальновидная гибкая государственная политика. Опыт конкретно-социологического исследования духовно-идеологических явлений в городах Российской Федерации, предложенные рекомендации для корректировки действий управленческих структур наглядно показывают необходимость системного анализа как неотъемлемого атрибута государственной службы.
Состояние научной разработанности проблемы. Проблема сущностной и содержательной сторон духовно-вдеологического процесса были в последние десятилетия предметом специального изучения. Эту тему активно разрабатывали В. П. Фофонов, Э. А. Капитонов, Ю.П.Ма-нышев, Н. А. Постников, В. А. Черняк и др. Они заложили основы категориального аппарата, структуризации, выявления основных закономерностей и особенностей идеологического процесса в социалистическом обществе применительно к определенному историческому периоду. предложена общая методология исследования и управления духовно-идеологическим процессом в прошлом его понимании. В то же время события последних лет в странах бывшего социалистического содружества и в бывшем Советском Союзе наглядно показали ошибочность, ограниченность, методологическую ущербность многих положений созданной ими теории, потребовавшей в настоящее время переоценки и переосмысления накопленного научного знания в этой области. Отметим также, что монографии А. К. Уледова,.
В.А.Ядова, е.М.Бабосова, Ж. Т. Тощенко, В. С. Карпичева, В. И. Воловича, Г. В. Осипова остались в своей основе достаточно надежной исходтеории ной базой для дальнейшего развития идеологического процесса в условиях современных реалий. Новых работ, непосредственно посвященных разработке особенностей содержания духовно-идеологического процесса в постсоциалистических государствах, имеется очень немного. Примером служат разработки молодых ученых В. А. Кононова, В. Г. Тинунова, Ю. Б. Кувшинова, Н. И. Скрябиной, Интересны публикации и новое видение процессов в духовно-идеологической сфере нашего общества С. А. Королева, В. А. Беляева, В. И. Матиашвили, В. Н. Иванова, А.И.Шендрика*.
Значительно богаче группа литературы, авторы которой изучают отдельные стороны и компоненты идеологического процесса. В исследовательских центрах, на страницах научных, художественно-цуб-лидиотических журналов, в прессе состоялись и продолжают идти дискуссии по проблемам идеологии. Сюда следует отнести обмен мнениями, опубликованный еженедельником «Московские новости» с участием Г. Попова, И. Клямкина, Н. Травкина, О. Лациса, дискуссию за «круглым столом» ученых Института философии АН СССР и Академии.
I. Королев С. А. Современные идеологические процессы: типология и особенности//Научный коммунизм. — 1990. — № 2. — С.45−54- он же. Через широкий диалог — к новому синтезу идей//0бщ.науки. — 1990. — 1 4, — С.22−36- Беляев В. Н. Советская интеллигенция в борьбе идей. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990.-150с.- Матиашвили В. М. Ццеологический потенциал общества (социально-политический аспект анализа)//Дисс.докт.филос.наук.-Куйбышев: куйбышевский ун-т, 1991. — 415с.- Иванов В. Н. Общественные перемены: духовно-идеологические аспекты (социологический анализ проблемы). — М.: ВДПП при ЦК КПСС, 1990. — 127с.- г ой молодежи: сущность,.
2. | ковские новости.
1990." - Г16. — 22апреля. гвардия, 1990. — 304с. общественных наук, в которой приняли участие П. Симуш, В. Пимено-ва, Г. Давыдова, ИЛерепанов, В. Шеляг, Т. Кудрина, Н. Кейзеров и др.*. Состоялась целая серия обсуждений статей Ф. Фуку ты «Конец р истории?» и А. Солженицына «Как нам обустроить Россию». Нельзя не отметить ряд выступлений по указанной теме Г. Шахназарова, Р. Медведева, А. Капто, А. Дзасохова, Г. Зюганова, В. Попова в журналах «Диалог» и «Коммунист». Состоялись две дискуссии на страницах журнала «Общественные науки и современность»: «Переживет ли марксизм перестрой^?» и «Наука и идеология», где обменялись мнениями известные исследователи А. Ахиезер, Н. Козлова, В. Ильин, С. Некрасов, В. Алтухов, В. Федотова, Э. Баталов, В. Мея^уев, В.Согрин. Набирает силу в «Российской газете» полемика по проблемам государственной идеологии, идейно-политической консолидации общества, где выступили И. Корзун, И. Кулаков, Е.Черников. Большое внимание на формирование собственной позиции автора по данной проблеме оказали работы А. Ципко, Ф. Искандера, М. Пискотина, Н. Назарбаева, С. Митрохина, П. Канделя, А. Лапшина и Б. Шмелева, Недюхи Н. П., о.
С.Платонова, А. Собчака .
1. Какой быть адеологии? (дискуссии за «круглым столом»). — М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. — 4.1, 2. — 161с., 166с.
2. З&куяма ф. Конец истории?//США: политика-экономика-идеология.-1990. — № 5. — С.39−54- Солженицын А. Как нам обустроить Россию?//^ с ильные соображения. — Л.: Сов. писатель, 1990. — 58с.
3. Ципко А. Насилие лжи или Как заблудился призрак. — М.: Мол. гвардия, 1990. — 271с.- Искандер ф. Человек идеологизирован-ный//0гонек. — 1990. — № II. — С.8−11- Пискотин М. Называть вещи своими именам и//Народный депутат. — 1990. — № II. — С. 4150: Назарбаев Н. Без правых и левых. — М.: Мол. гвардия, 1991.-256с.- Митрохин С. Ценности и движение (к вопросу о происхождении современных политических идеологий в СССР)//Социологич. очерки. — Вып.1. — М.: Ин-т молодежи, 1991. — 23ос.- КандельП, Путь к Европе и его ухабы (футурологическая фантазия на восточно-европейскую тему)//Социально-полит.науки.- 1991. — № 5.-С.27−36- Лапшин А., Шмелев Б. Восточная Европа: демонтаж левого тоталитаризма//0бществ.науки и сов.- 1991. — № I. — С. 2636- Недюха Н. П. Системный анализ немарксистской идеологии. -Киев: В ища шк., 1991. — 178с.- Платонов С. После комв^унизма: Кн., не предназначенная для печати/Предисл.В.Аксенова и др.-2-е изд.- Второе пришествие: беседы. — М.: Мол. гвардия, 1991.-555с.- Собчак А. Вхождение во власть. -М.: Новости, 1991. -270с.
Применительно к проблематике идеологических отношений и идеологической деятельности автор опирался на диссертационные исследования А. И. Анипкина, Е. С. Баразговой, В. Н. Ксенофонтова, на реальную политическую практику действующих в Российской Федерации политических партий и общественных движений.
Кроме того, в диссертации используются труды известных зарубежных ученых, публицистов и общественных деятелей (З.Бжезин-ского, Э. Фромма, М. Давидоу, К. Мангейма, Ф. Гонсалеса, Л. Фойера, Д. Белла, А. Янова).
Целью исследования является философско-социологический анализ сущности, тенденций и особенностей современного идеологического процесса, имеющего место в условиях кардинальных преобразований в Российской Федерации, назначение которого — предложить ориентиры к выработке государственной политики в духовно-идеологической сфере.
Основные задачи:
1. Уточнить сущность и содержание современного идеологического процесса, дать его классификацию.
2. Выявить основные закономерности, тенденции, особенности идеологического процесса в российском обществе в современных условиях.
3. Уточнить роль, место идеологии в обществе, характер ее связи с государством. Обобщить некоторые итоги научных дискуссий по данным проблемам.
4. Оценить специфику проявления современного духовно-идеологического процесса в массовом сознании жителей крупного и малого городов Российской Федерации (социально-политический аспект).
5. Определить возможность и основные цути воздействия на развитие идеологического процесса со стороны государственных органов управления.
— 10.
6. Выработать практические предложения для органов социального управления различных уровней по методам влияния на идейно-политический процесс, исходя из проведенного анализа.
Объектом исследования выступает городское население, его политическое сознание.
Предает исследованиясущность, тенденции и особенности современного духовно-идеологического процесса, отражаемого массовым сознанием.
Хронологические рамки — период с 1985 по март 1992 года включительно. Однако более предметно в работе анализируются события 1991 года — переломного года в новой политической истории российского государства.
Эмпирической базой исследования стали материалы социологических опросов, проведенных под руководством или при непосредственном участии автора. В работе над темой автор опирался на материалы, методическое обеспечение и результаты других социологических исследований, сопоставимые с авторскими во временном и методическом отношениях.
Методологическая база работы. Автор руководствовался принципами диалектики общественного сознания и общественного бытияматериализмаразвитиясистемностиконкретно-исторического рассмотрения проблемы. В основу исследования положена теория идеологического процесса как широкая межотраслевая система научного знания, затрагивающая целый ряд дисциплин: социологию, философию, психологию, политологию. При проведении научной разработки проблемы автор опирался на анализ многочисленных теоретических источников марксистского и немарксистского направлений.
Научная новизна исследования состоит в осмыслении принципиально новых тенденций в духовно-идеологической сфере современного общества в период перехода его от тоталитарного состояния с монополией одной идеологии к демократическому, плюралистическое. Выделены основные противоречия и особенности, обусловленные постсоциалистический развитием. В их числе: несоответствие между сущностным пониманием духовно-идеологического процесса и его формальным проявлением, между необходимостью идейной основы консолидации нации и реальной практикой разрушения ценностей и идеалов, между объективностью идеологических явлений в обществе и попытками тотальной его деидеологизации.
Проанализированы материалы многочисленных дискуссий по следующим проблемам: кризиса марксизма и его будущегоидеологии как таковой, идеологии и н^уки, идеологии и власти, трцумфа либерализма. Предложено авторское видение роли идеологии в обществе, обоснована необходимость создания государственной идеологии как социального интегратора в условиях опасности распада государства.
Элемент новизны привнесен также в методику анализа идеологических явлений на социологическом уровне. На основе интегрирующего показателя социалистичности, определяемого автором по совокупности мнений и оценочных суждений относительно Октябрьской революции 1917 года, исторического периода послереволюционного развития, понимания будущих перспектив общества, советской власти, формы государственного устройства, ему удается выявить уровень и масштабы идеологической дифференциации городского населения, определить степень устойчивости различных идейно-политических ориентаций респондентов, их эволюцию в течение года.
Путем предварительного опроса накануне референдумов бывшего СССР и РСФСР, президентских выборов автор вычленяет мотивы избирателей, не пожелавших в них участвовать, определяет, что движет людьми, выступающими за сохранение Союза или против оного, агитирующих в пользу введения института президентства в России или защищающих полновластие Советов. Он изучает степень доверия к различным средствам информации и пропаганды, степень влияния прессы различной политической направленности на идейно-политические предпочтения своих читателей, определяет социальную базу различных идейных воззрений: от монархистских до марксистских. В ходе разработки инструментария и последующем применении в полевых исследованиях апробированы две прожективные ситуации с целью выявления мотивационных механизмов в условиях нарождающихся рыночных отношений.
Автором предлагаются возможные методы политического воздействия государства на идеологический процесс с целью ослабления напряженности в обществе.
Практическая значимость диссертационного исследования" Результаты социологических исследований были использованы для перегруппировки сил и агитационно-пропагандистских средств, корректировки действий организаторов политических кампаний по проведению референдумов СССР и РСФСР, президентских выборов в г. Орск и г. Каменка. Теоретические выводы диссертации вносят определенный вклад в разработку теории идеологического процесса, могут быть использованы в педагогической практике.
Материалы диссертации на основе предложенных рекомендаций могут быть применены органами государственного управления различного уровня для выработки собственной концепции управленческого воздействия на духовно-идеологические явления. Знание противоречий, тенденций, особенностей, специфики проявления современного духовно-идеологического процесса позволит выработать трезвую, грамотную, опирающуюся на объективные реалии государственную по-литиву, способствующую достижению в обществе гражданского мира и согласия.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения, содержащиеся в диссертации, обсуждены на заседаниях проблемной группы и кафедры социального управления Российской академии управления. На промежуточных этапах исследования автор выступал с анализом духовно-идеологической ситуации перед идеологическим активом Нязепетровского района Челябинской области, Каменского района и г. Каменка Пензенской области, г. Орска Оренбургской области, принял участие во Всесоюзной научно-практической конференции (г, Феодосия, октябрь 1990 г.), посвященной проблемам разработки и внедрения современных социальных технологий и резервов трудовых коллективов. Результаты социологических исследований были использованы в аналитических записках, адресованных органам политического управления Пензенского и Оренбургского регионов.
Структура и содержание исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литераауры, а также десяти приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
I. Идеология как форма выражения интересов людей, социальных групп является объективным явлением. Поэтому она должна быть лишена однозначной оценки как негативного фактора. Действуя в законных рамках, идеология как групповое сознание, как один из социальных интеграторов, способна играть плодотворную роль в обществе, выходя из них — может стать непреодолимым препятствием на пути прогрессивного развития. Выполняя свои многообразные функции, идеология задает субъекту норму и мотивы социального поведения, систему политических ориентаций, определенный социальный, нравственный и эстетический образец, с которым он соизмеряет стоящие перед ним задачи и преследуемые цели. Идеология сплачивает социальную общность, помогает ей сформировать определенное сознание и самосознание. В этом ее главная цель и ценность. В то же время всякая идеология несет в себе претензию на истину, стремление к власти, желание как можно быстрей овладеть социумом, не терпит конкурентов, что при определенных условиях грозит идеологической унификацией и диктатом.
В стабильном, с устоявшимися демократическими традициями и правовыми механизмами регулирования общественных отношений потребность в государственной идеологии минимальна. Но нельзя требовать полной деидеологизации государства и общества. Следует предоставить гражданам, социальным группам, различным слоям населения свободу выбора: от полного отрицания идеологии вообще до свободной ориентации на ту или иную идеологию, способную, по представлению субъекта, выразить его убеждения и защитить интересы. Идеальная модель будущего: деидеологизированное государство, создающее равные стартовые условия для всякого развития и выполняющее охранительные функции, в недрах которого развиваются и соперничают множество групповых и массовых идеологий, отражающих весь спектр интересов и потребностей общества. Но в переходный период, когда о становлении правового государства говорить еще рано, когда идет мучительная ломка старых и рождение новых структур общества, когда осуществляется переход к рыночным отношениям на фоне огромного социального напряжения, формирование идеологии национального согласия необходимо. Она выступает в этих условиях как инструмент стабилизации, борьбы с социальной энтропией.
Идеологические концепции основных политических сил республики в этот период отличает излишняя политизированность, агрессивность и радикализм, концептуальная унификация и схематизм, слабость философских, этических и экономических разработок в их программных документах.
2. Идеологический процесс есть генезис, эволюция, распространение идей, различных идеологий в сфере общественного сознания людей посредством самой же человеческой деятельности, как специализированной, так и обыденной. Основными структурными компонентами идеологического процесса являются: весь спектр имеющихся в обществе идеологий, сложившиеся идеологические общественные отношения, идеологическая деятельность действующих политических субъектов. Каждый из этих компонентов не существует без другого, содержание одного раскрывается в процессе через содержание другого, обусловливает его и обусловливается им. Идеология не функционирует вне идеологической деятельности людей, идеологическая деятельность, в свою очередь, не бывает без идеологических отношений, отношения и есть формы этой деятельности.
Основными тенденциями в развитии современного идеологического процесса в ресцублике являются: становление и дифференциация всех имеющихся в обществе идеологических направлений, их дальнейшая поляризация, формирование параллельно развивающихся идеологических потоков либерально-демократической, социалистической, национал-патриотической ориентации с одновременным образованием в каждом из них и в целом консервативного и радикального полюсов. Главными особенностями идеологического процесса являются: динамизм, его высокая противоречивость и конфликтноген-ность, мозаичность и пестрота содержания, дальнейшая психологизация в конкретных своих проявлениях, очаговый характер идеологической активности, смыкание спонтанной и насильственной деидеологизации государства и общества, широкое распространение идеологических течений, основанных на национальном и неонародническом возрождении, теоретический экстремизм, радикализм большинства применяемых средств идеологической борьбы, замена и значительное ослабление регулятивной функции общественных идеалов, норм и ценностей, их предельная относительность и постоянный дрейф. Происходит полное отрицание прежней коммунистической идеологии, которая фактически признается ошибочной и вредной. Данная установка соответствующим образом начинает реализовываться в системе образования, воспитания и культуры.
3. В условиях переходного периода изменился характер и содержание идеологических отношений и идеологической деятельности в обществе: от единообразия мыслей и действий, идеологической всеядности и конформизма, односубъектности идеологического творчества, идейного монополизма и тотальной идеологизации всех сфер общественной жизни общество за шесть лет реформ переходит в качественно иное состояние. На арену общественной жизни вышел целый спектр различных идеологических направлений, большое число партий и общественно-политических движений со своими теоретическими разработками: значительно уменьшился удельный вес идеологических отношений во всей системе общественных отношений. В процессе неограниченного идеологического плюрализма продолжается дальнейшая дифференциация идейных доктрин. Отношения между политическими субъектами строятся в широком диапазоне (в зависимости от тактики политической борьбы): от сотрудничества, взаимообогащения до острейшей идеологической борьбы. Идеологическая деятельность действующих политических субъектов в настоящее время не носит комплексного непрерывного, всепроникающего характера. Напротив, она становится дискретной (в сиду реальных возможностей, слабости организационных структур), избирательной, узконаправленной с пикши активности при проведении общегосударственных политических кампаний. Сместился акцент практического осуществления идеологической деятельности из трудовых коллективов в органы самоуправления по месту проживания населения. Взяты на вооружение и активно используются силовые методы пропаганды собственных идейных воззрений, программ, требований, экстремистские средства идеологической борьбы. Эффективными каналами популяризации своих идей, взглядов становятся Советы народных депутатов различных уровней, средства массовой коммуникации, пропаганда конкретным действием и реальными результатами. Монолог вследствие своего неприятия и отторжения практически повсеместно уступает место диалоговому режиму пропаганды.
В новых условиях становятся неприемлемыми методы силового противостояния идеологических доктрин во избежание новых гражданских, региональных конфликтов да и ядерной войны в целом. Несовместимым ранее идеологиям придется вырабатывать терпимость по отношению друг к другу, конкурировать не на основе отторжения альтернативных ценностей, а на основе адаптации их к собственным принципам.
4. В настоящее время в российском обществе, да и в мире в целом, налицо кризис марксизма и ослабление позиций политических сил, считающих его своей идейной основой. Поиски выхода из кризиса постсоциалистических государств замыкаются в основном на путях всеобъемлющего либерализма. Но в то же самое время, исходя из реалий современного мира, нельзя делать однозначный вывод о том, что либеральная модель будущего развития обществаединственная. Она лишь одна из возможных. Остаются вполне конкурентоспособными социал-демократический, социалистический, теократический проекты государственного устройства. На смену либерализму во многих странах пришла идеологическая доктрина неоконсерватизма. Ширятся поиски третьего пути, локальных социальных альтернатив, вызванных издержками постиндустриального общества развитых капиталистических государств.
Мы наблюдаем конвергенцию двух социально-политических систем Разворачивающиеся с середины 80-х годов преобразования могут вывести наше государство на путь нормального общечеловеческого развития, создания общества с регулируемой, социально-организованной рыночной экономикой, демократической политической системой и плюрализмом идеологий. Классический вариант западного развития проходил от примитивного, хищнического капитализма с богатством немногих и бедностью большинства, от стихийного рынка, от государства, целиком ориентированного на интересы имущих, ко все большему регулированию рыночной экономики, к росту механизмов социальной защиты, обеспечивающих благосостояние основной массы населения, к превращению формальной демократии в демократию социальную. Нашей стране, где господствовал монопольно-государственный социализм, предстоит иной путь. Путь от всеобщего огосударствления, блокирующего любой прогресс, от механической нерыночной организованности всего и вся, от государственно-полицейской опеки над человеком к организованному рынку и социальной демократии. Этот путь проходит через разгосударствление, через приватизацию собственности, через рост политической и духовной свободы. На Западе за последние сто лет произошла постепенная социализация и демократизация капитализма. Теперь нужно осуществить демократизацию и «капитализацию» социализма.
Перед нами открывается возможность постсоциалистического развития. Две опасности подстерегают на этом пути. Одна — в нерешительности, неспособности провести достаточно полный демонтаж старых структур, осуществить радикальную демократизацию и приватизацию. Другая — безответственность, легкомысленная готовность ликвидировать всякое социальное регулирование, перейти от всеобщего огосударствления к ничем не ограниченному господству частного предпринимательства и тотальной рыночной анархии. В первом случае не будет никакого развития. Во втором, послесоциалистиче-ское развитие обернется стихийным сползанием на уровень раннего капитализма со всеми его бедствиями (что может повести к социальному взрыву, возвращаемому общество в тупик). Органам государственного управления и основным политическим субъектам такой расклад необходимо учитывать при разработке перспективных программ общественного развития.
5. Эмпирические исследования массового политического сознания городского населения подтвердили гипотезы об углублении идеологического расслоения общества, его размежевания. Одновременно выявлен пик идейной дезориентации населения с параллельно идущим процессом неуклонной либерализации его сознания, сопровождающейся кардинальной переориентацией идейно-политических предпочтений. Все это повлекло за собой усиление политической и социальной напряженности, которая может достигнуть апогея в условиях жестких мер, осуществляемых правительством. В этих условиях необходимым эффективным средством объединения людей могла бы стать идейно-политическая консолидация общества, включающая в себя параллельно идущее объединение либерально-демократических, национально-патриотическихи социалистических сил с механизмом согласования взаимных интересов, в основе которого лежит идея создания сильного национально-демократического государства.
6, Разумно организованные власть и управление нужны всегда. Но ни то, ни другое не может быть эффективным, если общество утратило идеалы и ценности, на которые опиралось ранее. Поэтому наиболее важной задачей государственных органов управления становится выработка собственных четких идейных ориентиров и воссоздание таковых в обществе. Следует признать необходимость государственного регулирования современного идеологического процесса, но подход, суть которого в силовом вытеснении одной монопольной идеологии — другой, является бесперспективным. Наиболее приемлемым является другой — обеспечение реального плюрализма мировоззрений, недоцущение идеологического диктата, с какой бы он стороны ни исходил, методами государственного контроля и слежения за эфиром, печатью, информационными потоками, издательским делом и т. д. Властным структурам во взаимоотношениях с другими социальными субъектами стремиться к конструктивному взаимодействию, принимать меры к снижению конфронтационных тенденций, не доцуекать жесткого противостояния.
7. Анализ современной высокодинамичной политической жизни, опыт проведенных исследований и использование их результатов в деятельности организаторов крупных политических кампаний свидетельствуют о необходимости и возможности использования современных методов диагностики и идейно-политического прогнозирования в деятельности органов власти, оценки их эффективности. Изучение и прогнозирование процессов идеологического самоопределения и политической активизации населения позволяют вырабатывать и принимать меры к снижению в нем элементов стихийности, непредсказуемости и приданию ему большей устойчивости, постепенности и целенаправленности. Результативность анализа и достоверность прогноза достигается комплексной оценкой состояния и тенденций в массовом политическом сознании, знанием динамики изменения социальных настроений, их содержания, направленности, степени заразительности и степени вероятности проявления этих настроений в действиях индивидов, ценностных ориентаций населения, изучением влияния на них социально-экономических процессов, идущих в регионе. В условиях расширения влияния прессы в духовно-идеологической сфере особенно важным становится исследование воздействия средств массовой информации на формирование идейно-политических взглядов различных социальных групп.
Вместе с тем, внедрение идейно-политического прогнозирования в деятельность органов власти различного уровня потребует необходимого кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения. Но в любом случае систематическоегроведе-ние исследований, отслеживание идеологических и политических процессов, динамики общественного мнения, проведение общественных экспертиз, использование их результатов для выработки и корректировки тактики действий субъектов государственного управления и общественных организаций в различных политических кампаниях, прогнозирование их исхода следует сделать неотъемлемым инструментом государственной работы.
8. В условиях вхождения в рыночные отношения, их неоднозначного восприятия населением, органам государственной власти, политическим организациям следует формировать в различных социальных группах осознанное понимание противоречивости, многослойности этого процесса, морально-психологическую готовность к работе в новой обстановке. Важно не допускать необоснованных завышенных ожиданий, появления новых иллюзий, что в силу распространенности пессимистических настроений и ухудшающейся социально-экономической ситуации может привести к росту агрессивности, социальным потрясениям. Методами идейно-политического влияния необходимо вернуть людям реализм в восприятии происходящих социально-экономических изменений и идеологических процессов, сделать активными их участниками.
В исследовании затронуты лишь некоторые аспекты изучения возможности воздействия государства на идеологические явления общества. Данное направление научных поисков перспективно как в теоретическом, так и в прикладном значении, ибо выработка грамотной государственной политики в духовно-идеологической сфере может привести к значительному росту социальной базы проводимых реформ, что архиважно.