Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные информационно-политические технологии в российском избирательном процессе: деструктивная составляющая

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительное количество научных исследований посвящено проблемам особенностей формирования, динамики развития и методологии применения избирательных технологий в процессе российской предвыборной борьбы кандидатов и роли СМИ в воздействии с помощью этих технологий на сознание и процесс осуществления политического выбора российально-политический журнал, М. — 1994. — № 3 — 6- Перевалов В. Д. Кокотов… Читать ещё >

Содержание

  • I. Теоретико-методологические основы исследования информационно-политических технологий
  • 1. Формирование и развитие информационно-политических технологий в российском избирательном процессе
  • 2. Значение информационно-политических технологий в российском избирательном процессе и их классификация. Определение деструктивной составляющей и условий ее активизации
  • Выводы по первой главе
  • II. Консолидированное влияние информационно-политических технологии деструктивного характера и деятельности СМИ на политический выбор российского избирателя
  • 1. Современные деструктивные информационно-политические технологии в российском избирательном процессе: роль СМИ в процессе их применения
  • 2. Консолидированное воздействие деструктивных информационно-политических технологий и СМИ на политический выбор граждан в российском избирательном процессе
  • Выводы по второй главе
  • III. Практика применения информационно-политических технологий в российском избирательном процессе 1999−2008 годов: динамика развития, манипулятивная составляющая
  • 1. Особенности применения технологий манипулятивного характера в ходе предвыборных кампаний 1999−2000 гг.- 2003−2004 гг
  • 2. Роль манипулятивных технологий во время проведения выборов в Московскую городскую Думу 2005 г. и в процессе подготовки к федеральным выборам 2007−2008 гг
  • Выводы по третьей главе

Современные информационно-политические технологии в российском избирательном процессе: деструктивная составляющая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XXI веке — веке информационного общества — наивно полагать, что выборы в той или иной стране являются делом только жителей этой страны и не имеют никакого отношения к мировой политике. В мире наблюдается глобальное информационное противоборство, которое с каждым годом только усиливается. В глобальном информационном пространстве ведущие государства мира не только оперативно отслеживают ход избирательного процесса борьбы за власть, но и постоянно пытаются влиять на исход борьбы, используя широкий арсенал известных на сегодняшний день методов, способов и средств — от экономического и дипломатического давления до применения информационно-политических технологий, в том числе и деструктивного характера.

Исследование деструктивных информационно-политических технологий в избирательном процессе современной России, изучение их воздействия на сознание людей, вариантов их применения с учетом изменений в социальной, экономической и политической сферах, процесса формирования деструктивной составляющей носят значимый и актуальный характер. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие обстоятельства.

Во-первых, активно развивается избирательная система России. В процессе подготовки и проведения выборов широко применяются новейшие информационно-политические технологии. Однако в современной российской избирательной системе существует проблема фактического отсутствия эффективных сдерживающих факторов, препятствующих активизации и применению деструктивной составляющей информационно-политического воздействия на электорат и политических конкурентов. Данное обстоятельство оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие практики российских выборов.

Во-вторых, представляется необходимым сосредоточение внимания российских политических деятелей и политтехнологов на составлении предвыборных программ, формировании стратегии и тактики борьбы за голоса избирателей на основе разработки и выдвижения конструктивных идей, конкретных действенных мер по решению насущных проблем, а не на основе деструктивного информационно-политического воздействия, снижающего в итоге уровень избирательной активности российских граждан.

В-третьих, в целях дальнейшего реформирования российской избирательной системы необходимо обладать информацией о динамике развития деструктивных информационно-политических технологий, стратегии и тактики их применения, непосредственном формировании деструктивной составляющей в российском избирательном процессе последних лет.

Степень научной разработанности проблемы.

В начале становления процесса свободных выборов в России исследователи сталкивались с ограниченностью практики разработки, применения информационно-политических технологий и формирования, активизации их деструктивной составляющей в российской избирательной системе. С этим связано использование зарубежного опыта, прежде всего, США и Западной Европы, представленного большим спектром научных трудов, методических разработок и рекомендаций относительно стратегии, тактики ведения политической борьбы с применением информационно-политических технологий, не потерявших своей научной ценности и в современной политической действительности.1 Так, в работе Ф. Плассер и.

1 См.: Саква Р. Путин. Выбор России. — М.: Олма-Пресс, 2006; Плассер Ф., Плассер Г. Мировая практика проведения политических кампаний: анализ деятельности профессионалов и их опыта. — М.: Вэйл, 2005; Паренпт М. Демократия для избранных. Настольная книга о политических играх в США.-М.: Поколение, 2006; Моррис Д., Мак-Гон Э. Конди & Хиллари. Пути восхождения к вершинам власти.-М.: Вершина, 2007; Пет К, Хед К, О^Коннел Ш. Стратегия планирования избирательной кампании. — М.: Национальный демократический институт международных отношений (США), 1995;

Г. Плассер обозначаются основные направления деятельности зарубежных политтехнологов по формированию общественного мнения и оказанию информационно-политического воздействия на политических конкурентов. При этом данная информация, в основном, получена из бесед с крупнейшими специалистами в области борьбы за голоса избирателей. При рассмотрении технологий предвыборной борьбы авторы обозначают технический и финансовый фактор в качестве неотъемлемой составляющей всех технологий борьбы за голоса избирателей.

Работы М. Паренти, К. Пейна, К. Хеда, Ш. О’Коннела посвящены изучению стратегии и тактики ведения предвыборной борьбы с применением комплексного информационного, политического воздействия, административного ресурса. При этом подчеркивается ценность «длительного уничтожения», при котором обозначенное воздействие оказывается на избирателей и политических конкурентов задолго до начала предвыборной кампании. Однако в обозначенных научных трудах не выделяется и не раскрывается понятие «деструктивная составляющая», то есть, по мнению авторов, информационно-политические технологии представляют собой единый комплекс мер по привлечению на сторону кандидата или политической партии наибольшего количества голосов избирателей, при этом для достижения желаемого результата подразумевается возможность применения как конструктивных, так и деструктивных технологий.

В последние годы в России появилось значительное количество научных трудов, в которых проанализированы основные теоретические и практические аспекты применения избирательных технологий в условиях постсоветской России. Высоких результатов при исследовании данной и смежных с ней областей добились В. И. Бояринцев, А. Ю. Горчева, Т. В. Гринтберг, Н. П. Гришин, Е.Г. Егорова-Гантман, Т. С. Иларионова,.

Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании // Политические исследования-N3.

С.Г. Кара-Мурза, А. Г. Конфисахор, М. И. Кошелюк, В. А. Лукашев, Е. Б. Малкин, А. А. Максимов, Н. А. Мальцева, Д. В. Ольшанский, А. В. Пониделко, Г. Г. Почепцов, Е. Б. Шестопал и другие1. В работах указанных авторов предпринимаются успешные попытки обозначить возможные варианты негативного воздействия отдельных избирательных технологий на сознание и политический выбор российского избирателя и политических конкурентов при определенном информационном наполнении коммуникативных каналов, однако данные явления не выделены в общую деструктивную составляющую. В работах Ю. М. Горского, В. Д. Перевалова, А.Н. Кокотова2 большое внимание уделено изучению инфор

1 См.: Горчева А. Ю. Политический менеджмент постсоветской России. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2003. Панарин А. С. Философия политики. — М.: «Новая школа», 1996. Перевалов В. Д. Кокотов А.Н. СМИ в современной российской политике. — М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2006. Горский Ю. М. Информация как средство организации и дезорганизации.// Социально-политический журнал., М.- 1994. № 3. Илариоиова Т. С. Информационные процессы в современной России. 2-е изд. — М.: Изд-во РАГС, 2006. Андреев С. С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей. // Социально-политический журнал., М.-1998. — № 2. Андреев Э. М. Средства массовой информации и реформирование России. // Социально-политический журнал. М.-1996. № 4. СанаевА. «Русский Пиар». — М.: «Ось-89», 2007. Бояринцев В. И. Свинская демократия. — М.: Альтернатива, 2005; Амелин В. Н. Влияние отношений представительства на избирательный процесс //Вестник Моск. гос. ун-та. Серия 18. Социология и политология. — 1998. — № 4- Гринтберг Т. В. Политические технологии: PR и реклама. — М.: Аспект-Пресс, 2005; Гришин Н. П. Основы проведения избирательных кампаний. — М.: РИП-холдинг, 2003; Доценко E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизм, защита. — М.: ЧЕРО, 1998; Егорова-Гашпман Е. В. Игры в солдатики. Политическая психология президентов. — М.: Николло-Медиа, 2003; Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2000; Кошелюк М. И. Выборы: Магия игры. Технологии победы. — М.: Макцентр, 2000; Лукашев В. А., Пониделко А. В. «Черный PR» как способ овладения властью. — СПб.: Бизнес-Пресса, 2001; Максимов А., Война по правилам и без. Технологии изготовления предвыборных миражей. — М.: Дело, 2003; Малишевский Н. А. Технология и организация выборов. — М.: Харвест, 2003; Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства. — М.: Русская панорама, 2003; Малкин Е. Б., Сучков Е. Б. Политические технологии. — М.: «Русская панорама», 2006. Мальцева НА. Грязные избирательные технологии: мифы и реальность. — М.: Новости, 2003; Панарин И. Н. Информационная война и выборы. — М.: Городец, 2003; Почепцов Г. Г. Информационно-политические технологии. — М.: Центр, 2003; Почепцов Г. Г. Как становятся президентами. Избирательные технологии XX века. — М.: Русская панорама, 2000; Фаер С. А. Приемы, стратегии и тактики предвыборной борьбы. — М.: Стольный град, 2001; Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990;х. — М.: РОССПЭН, 2000.

См.: Горский Ю. М. Информация как средство организации и дезорганизации.// Социмации и средств ее получения, переработки и доведения до адресата в условиях проведения российских избирательных кампаний. В частности, авторами подчеркивается доминирующая роль информационного воздействия на избирателей и политических конкурентов по отношению к административному воздействию. В трудах Т. В. Гринтберга, М. И. Кошелюк, А. В. Понеделко достаточно подробно раскрываются теоретические основы таких направлений информационно-политического воздействия в процессе проведения избирательных кампаний в России, как техника «Пиар», «Черный пиар», политическая реклама. При этом подчеркивается, что именно обозначенные варианты воздействия являются наиболее популярными в процессе борьбы за голоса избирателей. Очевидным успехом в исследованиях обозначенных авторов является обоснованное, четкое разграничение этих понятий, что способствует дальнейшему, более детальному изучению каждого из них.

В работе Г. Г. Почепцова «Информационно-политические технологии» избирательные технологии рассматриваются именно с точки зрения информационного содержания и соответствующего преподнесения информации, в связи с чем вводится новое, более точно характеризующее данное явление, понятие — информационно-политические технологии. Однако в данной работе не сформулировано определение информационно-политических технологий, а также отсутствуют понятие и характеристика деструктивной составляющей.

Значительное количество научных исследований посвящено проблемам особенностей формирования, динамики развития и методологии применения избирательных технологий в процессе российской предвыборной борьбы кандидатов и роли СМИ в воздействии с помощью этих технологий на сознание и процесс осуществления политического выбора российально-политический журнал, М. — 1994. — № 3 — 6- Перевалов В. Д. Кокотов А.И. СМИ в современной российской политике. — М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2006. скими избирателями1. В частности, в работах Н. Г. Игнатова, С.И. Мото-кова, А. А. Мухина каждый вид средств массовой информации оценивается с точки зрения силы информационно-политического воздействия при формировании общественного мнения в процессе подготовки и проведения выборов в России. Однако в упомянутых трудах отсутствует комплексная характеристика деятельности средств массовой информации как неотъемлемого компонента избирательных технологий в процессе формирования информационно-политических технологий в целом и деструктивной составляющей в частности. Что касается деструктивной составляющей информационно-политического воздействия, то она также не выделяется. В частности, в работах А. А. Максимова, И. Н. Панарина, Н. А. Мальцевой, E.JI. Доценко, и других исследователей обозначение деструктивной составляющей информационно-политических технологий, которые в данных работах рассматриваются как избирательные, осуществляется путем разделения последних на конструктивные (созидательные) и манипулятивные (разрушительные, грязные и т. д.). Данная точка зрения представляется оспоримой, поскольку в процессе развития избирательных.

1 См.: Лисичкин В. А., Шелепин JI.A. Россия под властью плутократии. — М.: Алгоритм, 2003. Грабелышков А. А. Массовая информация в России. — М.: Изд-во РУДН, 2001. Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты.- СПб., Изд-во С.Петербург. ун-та, 2003. Расторгуев С. П. Выборы во власть как форма информационной экспансии. — М.: «Новый век», 1999. Мухин А. А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. — М.: Изд-во «Гном и Д», 2000. Панарин И. Н. Информационная война и выборы. — М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. Санаев А. Выборы в России. Как это делается. — М.: «Ось-89», 2007. Грачев Г. В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях.// Полис.- М. — 2000. № 3. Игнатов Н. Г., Мотоков С. И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения.// Вестник Моск. ун-та, серия 10. М.: 1997. № 1. Политическая сила телевидения: реальность мифа?: обзор коллоквиума // Полис.- М. — 1994. № 6. Почетное Г. Г. Информационно-политические технологии. — М.: Центр, 2003. Максимов А. А. Война по правилам и без. Технология изготовления предвыборных миражей.-М.: Дело, 2003; Панарин И. Н. Информационная война и геополитика.- М.: Поколение, 2006; Панарин И. Н Информационная война, PR и мировая политика.-М.: Горячая линия-Телеком, Радио и связь, 2006; Тарасов А. Н. Ложь в политике или жёлтый логарифм. Причины, цели, технологии и результаты. Российский и зарубежный опыт.- М.: Книжный мир -2007. технологий манипулятивный характер воздействия в большей или меньшей степени был заложен политтехнологами в основу и конструктивных, и деструктивных информационно-политических технологий.

В отдельных работах освещаются основные элементы практического применения избирательных технологий в процессе подготовки и проведения выборов федерального и регионального уровней1. Однако в работах А. Хинштейна, В. Гусейнова, В. Ковалева и других также отсутствуют упоминания о применении избирательных технологий в новом их проявлении, то есть о применении информационно-политических технологий. При этом события достаточно подробно освещаются не только с политической, но и с экономической, психологической, информационно-технической сторон. При освещении политической борьбы с точки зрения применения «грязных» технологий отсутствует конкретизация в отношении аспектов, формирующих и активизирующих деструктивную составляющую информационно-политического воздействия. Кроме того, во всех указанных выше работах практически полностью отсутствуют исследования в области правового сопровождения формирования и применения информационно-политических технологий в избирательном процессе со.

См.: Мухин А. А. Кремлевское дзюдо под ковром. — М.: Центр политической информации, 2004. Хипштейп А. Ельцин. Кремль. История болезни. — М.: ЗАО Олма «Медиа групп», 2004. Саква Р. Путин. Выбор России. — М.: Олма-Пресс, 2006. Рогозин Д. О. Враг народа. — М.: Альтернатива, 2006. Гусейнов В. А. От Ельцина к. Война компроматов. — М.: Олма-Пресс, 2000. Соловьев В. Р. Мы и Они. Краткий курс выживания в России. — М.: Эксмо, 2007; Любарев А. Е. Избирательные системы и российское электоральное законодательство // Полис. — М. — 2003. № 4. Мельвгшъ А. Ю. Так что же случилось с российским выбором? // Полис. — М. — 2003. № 4. Уфгшцев В. А. А был ли выбор? //Полис. — М. — 2003. № 4. Любарев А. Е. Голосование «против всех»: мотивы и тенденции. // Полис. — М. — 2003. № 6. Ковалев В. А. Одиночество и свобода. Перспективы российской политики в свете выборов в Государственную Думу Федерального Собрания IV созыва. // Полис. — М. — 2004. № 1. Сергеев В. М. Итоги выборов и эволюция политического сознания. // Полис. — М. — 2004. № 1. Макаренко Б. И. Парламентские выборы 2003 года как проявление кризиса партийной системы. // Полис. — М. -2004. № 1. Познер В. «Отчего страну пичкают развлекухой?». // «Аргументы и факты» № 1−2, 2007. Миронов С. На выборы возвращается выбор. // «Аргументы и факты» № 2−1, 2007. Костиков В. Люди не понимают, зачем власть им врет. // «Аргументы и факты» № 2−2, 2007. временной России.

Актуальность научного исследования различных аспектов применения информационно-политических технологий, а также их деструктивной составляющей в российском избирательном процессе обусловливает появление диссертационных работ, в которых рассматривается теоретическая и практическая стороны данного явления1. Так в работе М. В. Бискер современные технологии российских избирательных кампаний рассматриваются с правовой точки зрения, предлагаются практические рекомендации по решению проблемы отставания российского избирательного законодательства от постоянно развивающихся избирательных технологий. A.M. Логинова выделяет фактор развития электоральной культуры российского избирателя в качестве одного из основных критериев развития избирательной системы современной России. А. В. Маренков рассматривает избирательный процесс в России и странах СНГ с точки зрения его восприятия самим избирателем, подчеркивая опасность отдельных видов информационно-политического воздействия на электорат. Однако, при разработке реформ в области формирования сдерживающих факторов, препятствующих активизации и применению деструктивной составляю.

1 Бискер М. В. Политико-правовые особенности современных технологий избирательных кампаний: Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 2003; Иваицов А. А. Политические технологии общественно-политических движений в постсоветской России: Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М., 2003; Конфисахор А. Г. Системно-психологическое описание политической власти: Автореф. дис.. канд. псих. наук. — СПб, 2000; Логинова A.M. Формирование и развитие российской электоральной культуры: (1989 — 2004 гг.): Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 2004; Маренков А. В. Социально-психологические факторы электорального поведения: (на примере современной России и стран СНГ): Автореф. дис.. канд. псих. паук. — Ярославль, 2004; Попов А. С. Информационно-психологическое обеспечение избирательных кампаний: Автореф. дис.. канд. псих. наук. — М., 2002; Твердов А. А. Политический маркетинг: коммуникативное взаимодействие политической власти и общества: Автореф. дис.. канд. полит. наук. — М., 2005; Туманов М. А. Социально-философский анализ роли современных избирательных технологий в формировании гражданского общества: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Тверь, 2003; Тюленева Ю. В. Становление политического маркетинга в России: (1991 — 2000 гг.): Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 2005; Маиъ-ко Н. Н. Избирательные технологии в Российском политическом процессе. Диссертация .канд. полит. наук.-М., 2006. щей информационно-политического воздействия, необходимо понимать современные технологии борьбы за голоса избирателей как систему, сочетающую в себе политический, правовой, экономический, психологический, информационно-технический и другие аспекты.

Таким образом, проблема воздействия современных информационно-политических технологий на матрицы сознания российского избирателя и на процесс осуществления им политического выбора остается недостаточно изученной. Также наблюдается дефицит конструктивных практических рекомендаций по предотвращению политических, социальных психологических и юридических последствий негативного характера, которые влечет за собой применение деструктивных информационно-политических технологий в процессе подготовки и проведения выборов в современной России. В связи с этим тема диссертационного исследования, избранная автором, характеризуется актуальностью и новизной.

В диссертационном исследовании рассматриваются особенности применения деструктивных информационно-политических технологий в избирательном процессе современной России, являющейся правовым государством. С этим связана необходимость проведения анализа нормативно-правовой базы российского избирательного процесса. Таким образом, одну из групп источников исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации1.

См.: Конституция Российской Федерации. Официальное издание. — М.: Юрид. лит., 2000. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». — М.: «Ось-89», 2006. Федеральный закон «О средствах массовой информации». — М.: «Ось-89», 2006. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». — 4-е изд. — М.: «Ось-89», 2006. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». Официальное издание. — М.: Юрид. лит., 2007. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Официальное издание. — М.: Юрид. лит., 2007. Федеральный закон «О политических партиях». Официальное издание. — М.: Юрид. лит., 2005. Федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации». Официальное издание. — М.: Юрид. лит., 2005. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов.

Объектом авторского исследования являются информационно-политические технологии как инструментальная составляющая процесса борьбы за власть.

Предметом исследования выступают деструктивные информационно-политические технологии и их воздействие на сознание и политический выбор российского электората в ходе избирательной кампании в современной России.

Основная цель исследования состоит в выявлении особенностей воздействия информационно-политических технологий деструктивного характера на сознание российских избирателей и осуществление ими политического выбора.

К достижению поставленной цели ведет решение ряда задач:

1. Исследовать процесс возникновения и развития информационно-политических технологий, установить их значение в избирательном процессе современной России, обозначить их деструктивную составляющую, определить условия ее активизации, разработать классификацию современных информационно-политических технологий в российском избирательном процессе.

2. Выявить особенности воздействия современных деструктивных информационно-политических технологий на сознание российских граждан при осуществлении ими политического волеизъявления, рассмотреть роль средств массовой информации в данном процессе.

3. Показать динамику развития и рассмотреть деструктивную составляющую информационно-политических технологий в их практическом.

Российской Федерации". — 2-е изд. — М.: «Ось-89», 2006; Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». — М.: Юрид. лит. 2006; Распоряжение Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года № 558-рп «О Федеральной программе повышения правовой культуры избирателей — граэ/сдаи Российской Федерации, организаторов избирательного процесса и представителей общественных объединений Российской Федерации» //Сборник законодательных актов Российской Федерации и других документов по вопросам выборов и всенародного голосования (сентябрь 1993 — декабрь 1994). — М.: Известия, 1994. применении в российском избирательном процессе с периода формирования системы комплексного информационно-политического воздействия на российского избирателя (1999 — 2000 гг.) до предвыборных кампаний 2007 — 2008 гг.

4. Разработать и обосновать практические рекомендации по выявлению и противодействию современным деструктивным информационно-политическим технологиям в российском избирательном процессе.

Эмпирическую базу исследования составляет анализ сведений о вариантах политического воздействия на электорат, об особенностях процесса борьбы за голоса избирателей в современной российской политике, опубликованных в монографических изданиях отечественных и зарубежных исследователей, научной периодике, прессе политических партий и движений. Концепция диссертационного исследования разработана на основе публикаций отечественных политологов, журналистов, результатов политологических, социологических, психологических исследований, электронных и печатных средств массовой информации различной политической ориентации. На основе анализа данных предлагаются теоретические обобщения, раскрывающие сущность информационно-политических технологий деструктивного характера в российском избирательном процессе и последствия их применения.

Хронологические рамки обусловлены процессами демократических преобразований в российской избирательной сфере и интенсивным развитием технологий политической борьбы в процессе подготовки и проведения выборов, данные процессы возможно датировать 1999;2000 годами. Таким образом, временной период исследования начинается с 1999 — 2000 годов и завершается анализом процесса подготовки и проведения Федеральных парламентских и президентских выборов 2007 — 2008 гг.

Основным теоретико-методологическим принципом исследования является принцип объективности, который дает возможность рассматривать конструктивную и деструктивную стороны применения информационно-политических технологий, руководствуясь научными, а не идеологическими основами. Применение системного метода позволило изучить взаимосвязь, взаимодействие, наполнение политических технологий информационной и технической составляющими. При рассмотрении динамики развития, совершенствования информационно-политических технологий и методологии их применения в процессе подготовки и проведения выборов за последние 9 лет и для выработки объективной политической оценки были применены метод сравнительного анализа и комплексный подход. В процессе исследования механизмов деструктивного воздействия информационно-политических технологий на сознание избирателей применены теории стереотипизации, атрибуции, идентификации, которые относятся к области социальной психологии.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

• в определении сущности информационно-политических технологий в современном российском избирательном процессе;

• в теоретическом обосновании методологического деления современных информационно-политических технологий на конструктивные и деструктивные посредством выделения деструктивной составляющей;

• в выявлении классификационных признаков и разработке классификации деструктивных информационно-политических технологий в избирательной системе современной России;

• в анализе особенностей консолидированного воздействия деструктивных информационно-политических технологий и СМИ на политический выбор российского избирателя в процессе подготовки и проведения выборов в современной России;

• в выявлении постепенной трансформации методов ведения борьбы за голоса избирателей с использованием информационно-политических технологий в избирательном процессе современной России;

• в разработке и обосновании практических рекомендаций по выявлению и противодействию современным деструктивным информационно-политическим технологиям в российском избирательном процессе.

Исходя из целей и задач диссертационного исследования, автор обозначает следующие основные положения, выносимые на защиту:

• Современные информационно-политические технологии являются результатом постепенного слияния элементов информационно-психологического и политического воздействия и содержат в своей основе манипулятивную составляющую. Разработка, модернизация, применение информационно-политических технологий определяют основные направления реформирования российского избирательного процесса.

• Методологическими основами применения информационно-политических технологий в российском избирательном процессе являются две взаимосвязанные подсистемы — конструктивная и деструктивная. Основу деструктивных информационно-политических технологий определяет деструктивная составляющая, представляющая собой информацию негативного характера и активизирующаяся посредством наполнения этой информацией коммуникативных каналов. Деструктивные информационно-политические технологии являются сложной, разветвленной подсистемой.

• Под консолидированным воздействием деструктивных информационно-политических технологий и СМИ, осуществляющих направление, корректировку, усиление воздействия негативной информации, в сознании личности насильственным образом устанавливаются готовые программы, снабженные четко обозначенными руководствами к действию. Длительное информационно-психологическое воздействие приводит к парализации, или разрушению системы самостоятельного мышления человека.

• Анализ периодов избирательной активности в России 1999;2000 г. г., 2003;2004г.г., 2005 и 2007;2008 г. г. выявил трансформации методологии ведения успешной борьбы за голоса избирателей от доминирующей роли применения деструктивных информационно-политических технологий к процессу комплексного применения деструктивных, конструктивных информационно-политических технологий и административного ресурса и дальнейшему преобладающему значению конструктивного информационно-политического воздействия.

• В целях снижения вероятности активизации деструктивной составляющей в процессе подготовки и проведения выборов в России необходим комплекс мер организационно-правового, информационно-технического и культурного характера.

Научно-практическая значимость исследования заключается в системном, объективном, свободном от идеологических препон, анализе особенностей, закономерностей, методологических и политических основ применения информационно-политических технологий с активизированной деструктивной составляющей в избирательных кампаниях современной России.

Выводы и практические рекомендации, разработанные автором диссертационного исследования, могут быть применены в практике деятельности субъектов избирательного процесса по подготовке и проведению предвыборных кампаний, в процессе совершенствования социально-политического, информационно-психологического, правового (юридического) обеспечения честных и свободных демократических выборов, в разработках мер по обеспечению информационной безопасности правящих кругов и российского народа от внешней угрозы. Также содержание работы может оказаться полезным для сфер политического маркетинга и политического консалтинга, которые являются неотъемлемой частью развития современных гражданских и политических институтов. Теоретические выводы, сделанные в процессе исследования, как способствующие более глубокому системному осмыслению сути информационно-политического и психологического воздействия деструктивных технологий, могут быть применены в качестве содержания дисциплин и спецкурсов по социальным наукам в учебном процессе в средних и высших учебных заведениях.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами, внутренней логикой исследуемой проблемы. Она состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Выводы по третьей главе.

1. В результате проведенного анализа периодов политической активности 1999;2000 гг. и 2003;2004гг. было установлено, что в каждом из них нашли свое применение технологии деструктивного информационно-политического воздействия на сознание граждан и политических оппонентов. В первом случае деструктивные информационно-политические технологии, громкие разоблачения и обвинения, разрушение системы информационной безопасности политического противника имели доминирующее значение для достижения успеха на выборах. Подобное имело место в основном потому, что общая ситуация и обстановка в стране это позволяла и даже предусматривала. Во втором случае упор делался на комплексное информационно-политическое воздействие на сознание российских избирателей с более активным, чем в предыдущем периоде избирательной активности, использованием конструктивного информационно-политического воздействия, но с доминирующим значением активизации деструктивной составляющей.

2. Подробное рассмотрение избирательных кампаний 2005 г. и 2007 — 2008 гг., позволило сделать вывод, что трансформация вариантов ведения успешной политической борьбы за голоса избирателей, наметившаяся в период с 1999;2004 годы, продолжилась сначала этапом, для которого было характерно доминирующее значения использования административного ресурса, оставляющего на втором плане деструктивные и конструктивные информационно-политические технологии к промежуточному этапу — выдвижению на первый план комплексного деструктивного и конструктивного информационно-политического воздействия, составленного в примерно равных пропорциях. При этом использованию административного ресурса было отведено второстепенное значение. С промежуточного этапа был осуществлен переход на новый этап — полное доминирование конструктивных информационно-политических технологий при второстепенной роли административного ресурса.

Заключение

.

Технологии борьбы за власть в период отсутствия избирательной системы как таковой и борьбы за голоса избирателей в период становления и развития избирательной системы Российского государства, а также варианты их применения методично совершенствуются, а основы и отдельные элементы некоторых современных информационно-политических технологий, широко применяющихся в российском избирательном процессе, были сформированы в период с X века — по первую половину XX века. Современные информационно-политические технологии являются результатом постепенного слияния элементов информационно-психологического и политического воздействия и содержат в своей основе манипулятивную составляющую.

Функционирование информационно-политических технологий представляет собой необходимый элемент процесса развития избирательной системы России. Данные технологии не только являются модернизированным вариантом избирательных технологийих разработка, модернизация, применение обозначают, определяют и детализируют основные направления реформирования российского избирательного процесса в области совершенствования методов работы с информацией, повышения эффективности информационно-технического обеспечения российской избирательной системы, развития коммуникативных процессов между избирателем и кандидатом, оптимизации партийной системы России, повышения эффективности правового регулирования российского избирательного процесса.

Современные информационно-политические технологии в российском избирательном процессе представляют собой упорядоченную систему мероприятий по целенаправленному формированию, обработке и распространению особыми способами, специальной информации, оказывающей позитивное или негативное влияние на функционирование и развитые информационно-психологической и политической среды общества, психику и поведение политической элиты и электората в целях привлечения голосов избирателей для достиэюения победы на выборах в России. Информационно-политические технологии в своем воздействии на избирателей или политических оппонентов всегда направлены на построение в сознании программируемых циклов надлежащего восприятия соответствующим образом сформированной информации и соответствующей деятельности как реакции на получаемые установки.

Методологическими основами применения информационно-политических технологий в российском избирательном процессе являются две взаимосвязанные подсистемы — конструктивная и деструктивная. Основу деструктивных информационно-политических технологий определяет деструктивная составляющая, представляющая собой информацию негативного характера и активизирующаяся посредством наполнения этой информацией коммуникативных каналов. Деструктивные информационно-политические технологии являются сложной, хорошо разветвленной подсистемой.

Все информационно-политические технологии, применяемые в российском избирательном процессе, содержат в себе деструктивную составляющую. Деструктивной составляющей информационно-политических технологий, применяемых во время российских избирательных кампаний, является информация негативного характера о политическом кандидате (политической партии, организации и т. д.), явлении, процессе, событии, прямо или косвенно связанном с ним. Для активизации деструктивной составляющей необходимо надлежащим образом преподнести негативную информацию в целях ее соответствующего восприятия адресатом. Деструктивные информационно-политические технологии в российском избирательном процессе — это скоординированная последовательность мероприятий по оказанию программирующего информационнопсихологического воздействия на сознание личности, направленного на разрушение самостоятельно сформированных личностью представлений о реальной политической действительности.

Система информационно-политических технологий в российском избирательном процессе представляет собой сложную, хорошо разветвленную структуру и представляет возможность для следующей классификации: в соответствии с характером информационно-политического воздействия на сознание российского электората и представителей политической элитыв зависимости от степени достоверности информации, на которой основано воздействие информационно-политических технологий на сознание российского электората и представителей политической элитыв соответствии с интенсивностью воздействия информационно-политических технологий на сознание российского электората и представителей политической элитыв зависимости от скорости передачи информации при осуществлении информационно-политического воздействия на сознание российского электората и представителей политической элитыв зависимости от концентрации актуальной информации в коммуникативных каналах информационно-политического воздействия на сознание российского электората и представителей политической элиты.

С помощью средств массовой информации в российском избирательном процессе осуществляются направление, корректировка, усиление воздействия разнообразных деструктивных информационно-политических технологий на сознание российского электората и политической элиты. Таким образом, становится очевидной консолидация, то есть объединение с целью усиления эффекта, большинства деструктивных информационно-политических технологий и коммуникативных возможностей СМИ. Таким образом, СМИ выступают в роли регулятора интенсивности, информационной насыщенности, эмоциональной окраски, направления потоков негативной информации. Продолжительность данного процесса может быть ограничена путем разработки и активного применения эффективных мер по нейтрализации деструктивной составляющей информационно-политического воздействия в российском избирательном процессе и по установлению контроля за соблюдением СМИ законности и морально нравственных устоев российского общества.

Консолидированное воздействие деструктивных информационно-политических технологий и средств массовой информации на сознание и политический выбор российского избирателя носит чрезвычайно разнообразный характер. Основу этого воздействия составляют основные методы психологического воздействия на сознание личности, в том числе, создаются условия для применения вариантов нейролингвистического программирования.

Деструктивное информационно-политическое воздействие блокирует, а со временем разрушает основные механизмы мышления российского избирателя, объективного восприятия и адекватной реакции электората на реальную политическую картину, что лишает российского избирателя возможности осуществить объективное политическое волеизъявление в российском избирательном процессе. Кроме того, деструктивное информационно-политическое воздействие, усиленное с помощью СМИ, постепенно нейтрализует, а в последствии полностью ликвидирует способность российского избирателя доверять представителям своих интересов в сфере власти, верить в справедливость, морально-нравственные устои, стремиться к позитивному, к самосовершенствованию. Подобные процессы в дальнейшем могут вызвать у российских граждан угнетенное состояние духа, депрессии, различные психические расстройства.

Анализ периодов избирательной активности в России 1999;2000 гг., 2003;2004гг., 2005 и 2007;2008 гг. выявил трансформации методологии ведения успешной борьбы за голоса избирателей от доминирующей роли применения деструктивных информационно-политических технологий к процессу комплексного применения деструктивных, конструктивных информационно-политических технологий и административного ресурса и дальнейшему преобладающему значению конструктивного информационно-политического воздействия.

В результате проведенного анализа периодов политической активности 1999;2000 гг. и 2003;2004гг. было установлено, что в каждом из них нашли свое применение технологии деструктивного информационно-политического воздействия на сознание граждан и политических оппонентов. В первом случае деструктивные информационно-политические технологии, громкие разоблачения и обвинения, разрушение системы информационной безопасности политического конкурента имели доминирующее значение для достижения успеха на выборах. Подобное имело место в основном потому, что общая ситуация и обстановка в стране, заключавшаяся в политической, социально-экономической, правовой нестабильности, это позволяла и даже предусматривала.

Во втором случае упор делался на комплексное информационно-политическое воздействие на сознание российских избирателей с более активным, чем в предыдущем периоде избирательной активности, использованием конструктивного информационно-политического воздействия, но с доминирующим значением активизированной деструктивной составляющей.

Подробное рассмотрение избирательных кампаний 2005 г. и 2007 -2008гг., позволило сделать вывод, что трансформации вариантов ведения успешной политической борьбы за голоса избирателей, наметившиеся в период с 1999 по 2004 гг., продолжились сначала этапом, для которого было характерно доминирующее значения использования административного ресурса, оставляющего на втором плане деструктивные и конструктивные информационно-политические технологии, затем перешли к промежуточному этапу — выдвижению на первый план комплексного деструктивного и конструктивного информационно-политического воздействия, составленного в примерно равных пропорциях. При этом использованию административного ресурса было отведено второстепенное значение. С промежуточного этапа был осуществлен переход на новый этап — полное доминирование конструктивных информационно-политических технологий при второстепенной роли административного ресурса.

Наиболее выгодными для российского избирателя в современном избирательном процессе представляются условия, при которых реализация политического волеизъявления граждан осуществлялась бы на основе анализа подробных и четко сформулированных программ действий политической персоны, конструктивных предложений и идей. Кроме того, обозначенная ситуация способна исключить необходимость столь крупных денежных расходов, поскольку для того, чтобы с идеями человека согласились, требуется значительно меньше средств, чем для того, чтобы вызвать личную симпатию у избирателей.

В настоящее время правовая база избирательной системы в современной России обеспечивает не достаточно высокий уровень правового регулирования процесса подготовки и проведения выборов. Имеют место «расплывчатость», неоднозначность формулировок в области применения избирательных технологий, информирования граждан, государственного регулирования в сфере применения информационных технологий, общедоступной информации, информационных систем. Нормы избирательного права содержат большое количество ссылочных и бланкетных диспозиций, кроме того, чрезвычайно поверхностный и непроработанный с правовой точки зрения характер носят санкции за нарушение этих норм.

Существенными проблемами в области правового сопровождения российского избирательного процесса являются низкий уровень исполнения законов даже с указанными недостатками и чрезвычайно слабый контроль за их исполнением.

Наблюдается также ряд проблем в области информационно-технического обеспечения российского избирательного процесса, а именно, в области эксплуатации государственной автоматизированной системы «Выборы», которая обладает рядом технических недостатков, что сказывается на объективности учета и подсчета голосов.

Кроме того, консолидированное воздействие деструктивных информационно-политических технологий и средств массовой информации на политический выбор российского избирателя влечет за собой причинение вреда здоровью граждан, их умственному развитию. Часто именно представители СМИ становятся нарушителями или соучастниками нарушений избирательного законодательства, а также морально-нравственных принципов и установок.

Следует также сказать о чрезвычайно низком уровне развития политико-правовой культуры российских граждан. Это выражается в легкомысленном отношении к процессу осуществления политического волеизъявления, отсутствии интереса к справочным материалам, касающимся личности определенного кандидата. Все эти факторы приводят к чрезмерной доверчивости российских избирателей, к низкому уровню защиты от деструктивного информационно-политического воздействия, к отсутствию интереса у российского электората к избирательному процессу, и, как одно из следствий, к игнорированию участия в выборах.

На основании анализа обозначенных проблем целесообразно предложить следующие практические рекомендации по выявлению и противодействию современным деструктивным информационно-политическим технологиям в российском избирательном процессе:

• повышение уровня подготовки российских политтехнологов, ориентирование избирательных штабов на разработку подробных и исчерпывающих положений, конструктивных идей с учетом механизмов их реализации, составляющих предвыборные программы политических кандидатов;

• реформирование российского избирательного и информационного законодательства, в том числе касающегося СМИ, выражающееся в детально проработанных изменениях и дополнениях существующих норм избирательного и информационного права с учетом правового противодействия применению манипулятивных технологий в целом и деструктивных в частности;

• повышение ответственности за нарушения, допущенные в области избирательного и информационного законодательства;

• разработка мер, направленных на усиление контроля за соблюдением норм права, закрепленных в избирательном и информационном законодательстве;

• повышение уровня информационно-технического обеспечения и политико-правовой информатизации российской избирательной системы;

• создание государственной структуры, независимой от конкурирующих политических группировок и отдельных кандидатов, по осуществлению организационно-правового контроля за материальным, экономическим обеспечением деятельности СМИ и соблюдением ими норм избирательного и информационного законодательства, а также морально-нравственных принципов и устоев;

• повышение уровня политико-правовой культуры российских граждан посредством соответствующих информационных программ, включенных в программы среднего, среднего специального, высшего образования, а также популяризация данных программ с помощью СМИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты.
  2. Избирательный кодекс города Москвы 06.07.2005 г. № 38−3M. М.:1. Юрид. лит. 2007.
  3. Положение «О радиочастотной службе». Утверждено постановлением Правительства РФ от 03.05.05 № 279.1. Монографии.
  4. Е.Г. Право говорить от имени народа (Социология общественного мнения, выборов и власти). М.: СГУ, 2005. — 242 с.
  5. О.Г. Постинформационные технологии: введение в пси-хонетику. М.: Статус-М, 2004. — 378 с.
  6. Н.Ю., Какабидзе Ш. Ш., Кириченко Л. А. Нарушения в избирательном процессе: примеры, признаки, противодействие. М.: ОАО Типография Новости, 2003. — 144 с.
  7. Н.С. Предвыборная агитация: теория и практика. М.: Городец, 2004. — 220 с.
  8. И., Заславский С. Партии на выборах. М.: Европа, 2007. — 128 с.
  9. В.И. Свинская демократия. М.: Альтернатива, 2005. -300 с.
  10. К. Черная риторика. Власть и магия слова. М.: Альпи-на бизнес букс, 2007. — 184 с.
  11. А.Ю. Административные избирательные технологии: московская практика. М.: Центр «Панорама», 2006. — 192 с.
  12. А.Ю. Административные избирательные технологии и борьба с ними. М.: Центр «Панорама», 2007. — 271 с.
  13. С. Н., Цыганов В. В. Информационные войны в бизнесе и политике: теория и методология. М.: Академический проект, 2007.-336 с.
  14. Р.Ю. Психология блефа, манипуляций, иллюзий. -М.: ACT Сталкер, 2007. — 225 с.
  15. B.JI. Социальное меню в программах российских партий. Обзор. М.: «Европа», 2005. — 200 с.
  16. А.Ю. Политический менеджмент постсоветской России. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 190 с.
  17. А.А. Массовая информация в России. М.: Изд-во РУДН, 2001.-330 с.
  18. Григорьев М.С. Fake-структуры: призраки российской политики. -М.: Европа, 2007. 216 с.
  19. Т.В. Политические технологии: PR и реклама. М.: Аспект-Пресс, 2005 — 317 с.
  20. Н.П. Основы проведения избирательных кампаний. М.: РИП-холдинг, 2003. — 184 с.
  21. Д.О. «Уши машут ослом. Современное социальное программирование». Пермь: Изд-во Бакстер Групп, 2002. — 347 с.
  22. В.А. От Ельцина к.? Война компроматов. М.: Олма-Пресс, 2000. — 590 с.
  23. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизм, защита. М.: Речь, 2003 — 304 с.
  24. Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. СПб.: Питер, 2007 — 112 с.
  25. Егорова-Гартман Е. В. Игры в солдатики. Политическая психология президентов. М.: Николло-Медиа, 2003. — 336 с.
  26. С.Э. Наш президент. Как он правит и как его избирают. М.: Изд-во Норма, 2004. — 104 с. 38.3ельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М.: «Наука», 1973.- 187 с.
  27. Н.А. Губернаторы новой России. Энциклопедия карьер. -М.: ЗАО ОЛМА Медиа групп, 2007. 592 с.
  28. В.Г., Кутырев Н. П., Кислицын С. А. Технологии избирательных кампаний. М.-Ростов, ИКЦ «МарТ», 2004. — 272 с.
  29. Т.С. Информационные процессы в современной России. 2-е изд. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 80 с.
  30. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2007. -864с.
  31. В.В., Парамонов Д. О. Методы фальсификации выборов. М.: Южно — российский институт информационных технологий, 2003.-73 с.
  32. А.И. Проблема власти и народа в политике. М.: ЭКСМО, 1993.-337 с.
  33. Д.Н. Портрет сторонника Путина. Накануне 2008 года.-М.: Европа, 2005.-48 с.
  34. М.И. Выборы: Магия игры. Технологии победы. М.: Макцентр, 2000. — 240 с.
  35. С.Е. Слабость силы. М.: ЭТЦ, 2007. — 392 с.
  36. Р.Ф., Романов В. Ю. Политконсалтинговое обеспечение избирательной кампаниий в Российской Федерации. Уфа: «Гилем», 2006.- 152 с.
  37. Т. Ю. Выборы как искусство моделирования: Франция 2007: Пер. с франц. М.: Изд. МГУ L’Harmattan, 2007. — 120 с.
  38. В.А., Шелепин Л. А. Россия под властью плутократии. -М.: Алгоритм, 2003. 480 с.
  39. В.А., Пониделко А. В. «Черный PR» как способ овладения властью. СПб.: Бизнес-Пресса, 2002. — 176 с.
  40. А.А. Война по правилам и без. Технологии изготовления предвыборных миражей. М.: Дело, 2003. — 352с.
  41. Н.А. Технология и организация выборов. М.: Хар-вест, 2003.-256 с.
  42. Е.Б., Сучков Е. Б. Основы избирательных технологий и партийного строительства. — М.: «Русская панорама», 2003. — 480 с.
  43. Е.Б., Сучков Е. Б. Политические технологии. М.: «Русская панорама», 2006. — 680 с.
  44. Н.А. Грязные избирательные технологии: мифы и реальность. М.: Новости, 2003. — 208 с.
  45. В., Мейтус В. Политическая партия: менеджмент избирательной кампании. М.: Ника-Центр, 2005. — 120 с.
  46. Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. -СПб., Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2003. 160 с.
  47. Д., МакГэн Э. Конди & Хиллари. Пути восхождения к вершинам власти. — М.: Вершина, 2007. 336 с.
  48. А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. М.: Изд-во «Гном и Д», 2000. — 256 с.
  49. А.А. Кремлевское дзюдо под ковром. М.: Центр политической информации, 2004. — 240 с.
  50. Ю.А. Информация и власть. -М.: ЭКСМО, 2000. 175 с.
  51. А.С. Философия политики. М.: «Новая школа», 1996. -423с.
  52. И.Н. Информационная война и выборы. М.: ИД Городец, 2003.-416 с.
  53. И.Н. Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006.-352 с.
  54. И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. — М.: Горячая линия-Телеком, Радио и связь, 2006. 352 с.
  55. В.Н. Защита от психологического манипулирования. — М.: Психотерапия, 2007. 208 с.
  56. М. Демократия для избранных. Настольная книга о политических играх в США. М.: Поколение, 2006. — 416 с.
  57. К., Хед К., СГКоннел Ш. Стратегия планирования избирательной кампании. М.: Национальный демократический институт международных отношений (США), 1995. — 148 с.
  58. В. Д. Кокотов А.Н. СМИ в современной российской политике. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2006. — 287 с.
  59. Ф., Плассер Г. Мировая практика проведения политических кампаний: анализ деятельности профессионалов и их опыта. М.: Вэйсл, 2005.-416 с.
  60. В.В. Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний. М. Русская панорама, 2003.-464 с.
  61. Г. Г. Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003.-384 с.
  62. Г. Г. Как становятся президентами. Избирательные технологии XX века. М.: Русская панорама, 2000. — 380 с.
  63. С. Как взять и/или удержать власть: секреты строительства непобедимой партии. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 192 с.
  64. С.П. Выборы во власть как форма информационной экспансии. -М.: «Новый век», 1999. 78 с.
  65. Д.О. Враг народа. М.: Альтернатива, 2006. — 448 с.
  66. Р. Путин. Выбор России. М.: Олма-Пресс, 2006. — 480 с.
  67. А. «Русский Пиар». М.: «Ось-89», 2007. — 240 с.
  68. А. Выборы в России. Как это делается. М.: «Ось-89», 2007.- 240 с.
  69. В.Р. Мы и Они. Краткий курс выживания в России. М.: Эксмо, 2007. — 320 с.
  70. А. Н. Ложь в политике или жёлтый логарифм. Причины, цели, технологии и результаты. Российский и зарубежный опыт.-М.: Книжный мир, 2007. 544 с.
  71. П. А. Практика лоббизма в Государственной думе ФС РФ. М.: Канон+, 2006. — 280 с.
  72. С.А. Приемы, стратегии и тактики предвыборной борьбы. -М.: Стольный град, 2001. 136 с.
  73. А. Ельцин. Кремль. История болезни. — М.: ЗАО Олма «Медиа групп», 2004. 576 с.
  74. К. Психология влияния: Техники манипуляции в бизнесе и личном общении. М.: Диалектика Вильяме, 2006. — 352 с.
  75. В.В. Информационные войны в бизнесе и политике. Теория и методология. М.: Академический проспект, 2007. — 336с.
  76. С.М. Эволюция политического мышления. М.: «Новый век», 1993.-317 с.
  77. А. Г. Выборы в России выбор для России. — М.: Гло-булус, 2007. — 232 с.
  78. У.Л. Мемуары. Комментарии. М.: ЭКСМО, 1993. — 578с.
  79. В.П. Психология влияния. Скрытое управление, манипулирование и защита от них. М.: «Ось-89», 2007. — 720 с.
  80. Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. М.: РОССПЭН, 2000. — 431 с.
  81. Ю.В. Психология выборов. М.: Изд-во Эксмо, 2007. -400 с.
  82. Э.Х. Единая Россия. Технологии успешной избирательной кампании. М. — СПб: Вершина, 2008. — 144 с.
  83. I. Статьи, сборники статей.
  84. В.Н. Влияние отношений представительства на избирательный процесс. // Вестник Моск. ун-та, серия 18. Социология и Политология, М. 1998. — № 4. — с. 34−41.
  85. Э.М. Средства массовой информации и реформирование России. // Социально-политический журнал, М. — 1996. № 4. — с. 32−40.
  86. С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей. // Социально-политический журнал, М. — 1998.-№ 2.-с. 79−112.
  87. О. Победа или поражение? // «Выборы. Законодательство и технологии», М. 2001. — № 9−10. — с. 28 — 31.
  88. Выборы в России: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей / под общ. ред. С. В. Устименко, М. — Издательство РГСУ — 2007. -96 с.
  89. Ю.М. Информация как средство организации и дезорганизации.// Социально-политический журнал, М. 1994. — № 3 — 6. -с. 194−209.
  90. Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании // Политические исследования, М. 1993. — № 3. — с.50 — 58.
  91. Г. В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях. // Полис, М. 2000. — № 3. — с. 151−156.
  92. В. Приморский пример. // «Комсомольская правда». -2007.- 16мар.
  93. Г. А. Воинство разрухи: «Четвертая власть» или «пятая колонна»? // Советская Россия. 1992. — 8 окт.
  94. В.А. Одиночество и свобода. Перспективы российской политики в свете выборов в Государственную Думу Федерального Собрания IV созыва. // Полис, М. 2004. — № 1. — с. 28 — 32.
  95. В. Люди не понимают, зачем власть им врет. // «Аргументы и факты» № 2−2, 2007.
  96. ПО.Круглов И. Коммерческая партия РФ. // «Аргументы и факты». -2007. -№ 46.
  97. Д. Российский «Черный PR бессмысленный и беспощадный». // «Выборы. Законодательство и технологии», 2000. — № 2.-с. 50−53.
  98. В.И. Что делать? // Избранные произведения в II томах. /Изд. IV.// М.: Издательство ОГИЗ, 1948. Т. I, с. 159 176.
  99. ПЗ.Любарев А. Е. Голосование «против всех»: мотивы и тенденции. // Полис, М. 2003. — № 6. — с. 104 — 113.
  100. А.Е. Избирательные системы и российское электоральное законодательство // Полис, М. 2003. — № 4. — с. 102−129.
  101. .И. Парламентские выборы 2003 года как проявление кризиса партийной системы. // Полис, М. 2004. — № 1. — с. 51 — 65.
  102. Д. Старшее поколение против демократов. // «Аргументы и факты». — 2007. № 46.
  103. О., Прудник А. Скрытые итоги выборов в Московскую городскую Думу и их влияние на последующие выборы в России. // Информационно-аналитический журнал. 2006. — № 2. — с. 19−20.
  104. Н.В. Избирательное давление.//Московский Комсомолец. 1999. — 19 авг.
  105. А.Ю. Так что же случилось с российским выбором? // Полис, М.-2003.-№ 4.-с. 161−164.
  106. С. На выборы возвращается выбор. // «Аргументы и факты», 2007.-№ 2−1
  107. И., Сергеев М. Прокремлевские партии соревнуются в популизме. // Независимая газета. 2007. — 22 авг.
  108. А. Структура избирательного штаба: «корень зла» или фундамент победы? // «Выборы. Законодательство и технологии», 2001. № 9−10. — с. 32 — 36.
  109. A.M. Бюрократия. От традиционного общества к информационному. // Социально-политический журнал, М. 1996. — № 6. — с. 110−122.
  110. В. «Отчего страну пичкают развлекухой?». // «Аргументы и факты», 2007. № 1−2.
  111. Политическая сила телевидения: реальность мифа?: обзор коллоквиума // Полис, М. 1994. — № 6. — с. 79−93.
  112. В.В. Избирательный лохотрон Смирнова. // «Политический маркетинг», 2003. № 2. — с. 7 — 18.
  113. В.В. Некорректные избирательные технологии. «Семейный» агитатор // «Политический маркетинг», 2003. № 5. — с. 42−54.
  114. В.В. Технологии повышения явки сторонников. // «Политический маркетинг», 2003. № 3. — с. 16 — 27.
  115. Н.Н. Проблемы информационной безопасности. // Социально-гуманитарные знания, М. — 1999. — № 2. — с. 47 — 59.
  116. Предвыборная агитация: теория и практика. Сборник статей. / отв. ред. Н. С. Бондарь. М.: ИД Городец, 2004. — 220 с.
  117. Путеводитель по выборам. Политическая Россия 2007. — М.: Всероссийский центр изучения общественного мнения ВЦИОМ, 2007. — 448 с.
  118. В.М. Итоги выборов и эволюция политического сознания. // Полис, М. 2004. — № 1. — с. 35 — 37.
  119. И. КПРФ полюбила «Единую Россию»? // «Аргументы и факты». 2006. — № 40.
  120. Технологии политического успеха. / под ред. канд. полит, наук Нечаева В. Д. М.: Национальный институт «Высшая школа управления», 2007. — 336 е., прил. на 216 с.
  121. В .А. А был ли выбор? // Полис, М. 2003. — № 4 — с. 165 — 168.
  122. И.М. Политические мифы. // Социально-политический журнал, М. 1996. — № 6. — с. 123 — 134.1. Справочники и словари.
  123. А.П., Басков В. П., Жихарева З. А. Словарь: Политология. Философия. Экономика. Ярославль: Академия развития, 2004. -208 с.
  124. М.А., Вершинин М. С. Политология: словарь-справочник.- М.: Гардарики, 2000. 328 с.
  125. В.И. Современный политологический словарь. М.: Nota Bene, 2000. — 1024 с.
  126. Политологический словарь-справочник. // Под ред. проф. Полуниной Г. В. М.: ЗАО Акрополь. — 1998. — 146 с.
  127. Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии.- М.: Гардарики, 2001. 272 с.
  128. V. Учебники и учебно-методические пособия.
  129. Адресная рассылка и адресная база. Методические рекомендации Выпуск № 7/ Составитель Константинов Ю. Д. — М.: Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний, 2003. 36 с.
  130. Е.Н., Устинкин С. В. Политический консалтинг: Учебное пособие. Н. Новгород, 2003. — 228 с.
  131. К.П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005 — 221 с.
  132. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В вопросах и ответах / Под ред. Нежданова Д. В., Сударушкина Д. А. СПб.: Питер, 2003. — 185 с.
  133. Выборы: правовые основы, избирательные технологии: науч. правовое и практ. пособие / отв. ред. Альфер С.А.- 2-е изд., испр. и доп. — М.: Тесей, 2000. — 304 с.
  134. К.С. Политическая наука: учебное пособие / 2-е изд. М.: Международные отношения, 1995. — 400 с.
  135. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. А. А. Вешнякова. М.: НОРМА, 2003.-816 с.
  136. В.И. Бег по граблям, или как проиграть собственные выборы: учебное пособие. Новосибирск: «Новосибирский полиграф-комбинат», 2004. — 49 с.
  137. М.А., Цыкунов И. В. Практическая психология PR и журналистики. Как позволить другим делать по вашему. Учебно-практическое пособие. М.: РИП-Холдинг, 2007. — 148 с.
  138. Д.В. Основы политической психологии. М.: Деловая книга, 2003. — 496 с.
  139. А.И. Политическая психология. М.: Трикетс, 2005. -368с.
  140. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов ВУЗов М.: Аспект-пресс, 2008. — 559 с.
  141. А.Н., Трыканова С. А. Выборы. Теория и практика. М.: МПСИ — НПО МОДЭК, 2006. — 256 с.
  142. В.Б. Психология манипулирования. М.: Феникс, 2007. -368 с.
  143. Е.Б. Политическая психология: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2007. — 448 с.
  144. VI. Авторефераты и диссертации.
  145. М.В. Политико-правовые особенности современных технологий избирательных кампаний. Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М., 2003.
  146. А. А. Политические технологии общественно-политических движений в постсоветской России. Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М., 2003.
  147. А.Г. Системно-психологическое описание политической власти. Автореф. дис.. канд. псих. наук. СПб, 2000.
  148. A.M. Формирование и развитие российской электоральной культуры: 1989 — 2004 гг. Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 2004.
  149. А.В. Социально-психологические факторы электорального поведения: на примере современной России и стран СНГ. Автореф. дис.. канд. псих. наук. Ярославль, 2004.
  150. А.С. Информационно-психологическое обеспечение избирательных кампаний. Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 2002.
  151. А.А. Политический маркетинг: коммуникативное взаимодействие политической власти и общества. Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2005.
  152. М.А. Социально-философский анализ роли современных избирательных технологий в формировании гражданского общества. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Тверь, 2003.
  153. Ю.В. Становление политического маркетинга в России: 1991 2000 гг. Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 2005.
  154. В.П. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации в избирательном процессе Российской Федерации. Диссертация. канд. юрид. наук. СПб., 2002.
  155. Н.Н. Избирательные технологии в Российском политическом процессе. Диссертация .канд. полит, наук. — М., 2006.1. VII. Интернет-сайты
  156. Е., Ребель А. «Картинку нужно менять». // http:// www.gazeta.ru/financial/ 2007/08/30/2 107 249.shtml
  157. А.В. Выборы Московской Городской Думы 4 декабря 2005: апофеоз имитационных выборов. // http: // www. indem. ru/ IDD2000/ anal/Kinev/Mosc2005.htm.
Заполнить форму текущей работой