Моделирование общедидактической подготовки студентов-будущих учителей в условиях педагогической практики в университете
Диссертация
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, документации (планов учебно-воспитательной работы, конспектов уроков, планов классных руководителей, ученических характеристик, классных журналов и т. д.), отчетной документации студентов (планы, конспекты, дневники… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы общедидактической подготовки будущих учителей
- 1. 1. Исторический аспект общедидактической подготовки будущих учителей
- 1. 2. Методологический аспект общедидактической подготовки студентов -будущих учителей
- 1. 3. Педагогическая практика как составляющая общедидактической подготовки и её системообразующий компонент
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Моделирование процесса общедидактической подготовки студентов как педагогическая проблема
- 2. 1. Теория моделирования в педагогических публикациях
- 2. 2. Модель общедидактической подготовки студентов — будущих учителей в условиях педагогической практики
- 2. 3. Принципы и условия реализации модели общедидактической подготовки в условиях педагогической практики
- 2. 4. Разработка дидактического обеспечения экспериментального варианта педагогической практики студентов
- Выводы по 2 главе
- Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по внедрению авторской модели общедидактической подготовки в условиях педагогической практики
- 3. 1. Цели, задачи и содержание программы экспериментального обучения в условиях педагогической практики
- 3. 2. Проверка эффективности авторской модели общедидактической подготовки студентов-практикантов
- 3. 3. Качественный анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
- Выводы по 3 главе
Список литературы
- Абдулина О.А. Общедидактическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
- Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка студентов // Советская педагогика. 1984. № 5. С. 68−74.
- Архангельский С.И. Роли и функции дидактической подготовки студентов // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ им В. И. Ленина, 1984. С. 60−79.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: МГПИ им В. И. Ленина, 1980. 368 с.
- Аюрзанайн А.А. Организация профессионально-направленной самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., ГУ им. А. А. Жданова, 1984. 20 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 124 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. Избр. пед. труды. М.: Знание, 1989. С. 250−434.
- Бабанский Ю.К. Реформа школы (Задачи, содержание, научно-теоретическое значение). М.: Знание, 1984. 48 с.
- Бакулина Г. А. Совершенствование системы безотрывной педагогической практики студентов университета // Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1991. Режим доступа: http://rrc.dgu.ru/res/www.sibsport.ru/ sibgafk/destance/akmeolog/7.doc
- Баранов А.А. Стрессоустойчивость педагога: Монография (теоретические и прикладные аспекты). М.: Москва, 2003. 451с.
- Баранова З.Я. Проектировочные умения в структуре деятельности педагога: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск, 8−9 февраля 1990 г. / Сост. и общ. ред. Г. В. Мерзлякова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996.
- Батышев С.Я. Профессионально-техническая подготовка учащихся -ключевая проблема педагогической науки // Советская педагогика. 1984. № 4. С. 11−18.
- Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 208с.
- Белозерцев Е. П. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей // Советская педагогика. 1982. № 9. С.84−89.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1987. 420 с.
- Блума Д.П. Педагогическая направленность учебного процесса в университете в подготовке учителя иностранного языка: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Вильнюс, 1982. 22с.
- Бондаревская Е.В., Малащенко А. И. Концепция педагогической практики студентов Ростовского государственного педагогического университета «Мастер-Класс», «Мастер-Школа» // Класс. 2001. № 1−2. С. 2−6.
- Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. Волгоград, 2001. 181 с.
- Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. Волгоград, 2001. 46 с.
- Брухин С.Н. Моделирование и его использование в теории педагогики. Тула: ТГПУ, 1996. 42 с.
- Брылякова JT.JT. Включение студентов в самопознание и профессионализм в общении // Профессионализм общения: Тез. докл. респуб. науч.-практ. конф. / Удм. гос. ун-т. Ижевск. 1993. С 25−27.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
- Веретенникова Л.К. Развитие творчества студентов в процессе непрерывной педагогической практики // Педагогическая практика: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы и сообщения межвуз. науч.-техн. конф. / Удм.гос.ун-т Ижевск, 1989. С 123−125.
- Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. / Удм.гос.ун-т.Ижевск, 2000. 344 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. 1982. Т.1: Вопросы теории и истории психологии. 488 с.
- Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: интеракционистский подход // Сибирский учитель. 2004. № 4(34). Режим доступа: http://www.edu.nsu.ru/~su/index.html734
- Гаргай В.Б. Школьная модель повышения квалификации учителей на западе (по материалам США и Великобритании) // Сибирский учитель. 2004. № 1 (31). Режим доступа: http://www.edu.nsii.rn/~su/index.html731
- Гинецинский В.И. Категория знание в дидактическом аспекте // Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности у студентов: Межвуз. сб. науч. тр. / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 1988. с. 55−54.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Наука, 1965. 174 с.
- Горовая Н.М. Учим учителей // Сибирский учитель. 2001. № 6. Режим доступа: http://vvv.websib.ru/~su/article.htm738
- Горфункель A.M., Баранова З. Я. О некоторых условиях формирования проектировочных умений у будущего учителя в процессе педагогической практики // Cogito: сб. науч. ст. по педагогике и психологии. Ижевск, 2000. Вып.2. С. 119−127.
- Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, 1996. 107 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2001. 224 с.
- Даль В. Толковый словарь живого русского языка: Т. 1−4. М.: Рус.яз., 1989. 555 с.
- Драганов П. Място, содержаните и структуре на педагогиските дисциплини в подготовкат на учителски кадри // Народна просвета. № 9. 1978.
- Елманова В.К. Формирование педагогических умений будущих учителей // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процессав высшей школе в условиях ее перестройки: Науч. сообщ. к межвуз. конф: АН СССР ЛГУ им. А. А. Жданова. Л.-М., 1988. С. 24−30.
- Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ. 883 с.
- Журбин Н.Г. К вопросу о типологии педагогических моделей // Теория и методика формирования научных понятий. Челябинск: Урал ГАФК, 1998. С. 24−29.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984. 144 с.
- Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1994. 496 с.
- Ильина Т.А. Содержание и методика исследований программного обучения // Опыт дидактических исследований в ССЕРИ ГДР / Под. Ред. И. Т. Огородникова и Э. Дрефенштедта. М.: Педагогика, Берлин, 1974.
- Калашникова О.Г. Формирование технологической культуры младших школьников в процессе проектного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 2003. 18 с.
- Кеспиков В.Н. Метод научного моделирования как основа анализа структуры содержания учебного материала. Режим доступа: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog<8/at9.htrn
- Клинберг Л. Проблемы теории обучения // Перевод с немецкого. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
- Ковбасов С.Н. Развитие креативной функции личности старшеклассников в условиях освоения ими компьютерных технологий: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград. 2001. 214 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. уч.-пед. изд-во мин. просвещения РСФСР, 1955. 651 с.
- Конасова Н.Ю. Педагогический эксперимент как фактор совершенствования профессиональной деятельности учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 1996. 18 с.
- Краевский В.В. Содержание образования бег на месте // Педагогика, 2000. № 7. С. 3−12.
- Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии руководства / Психология производству и воспитанию. М.: ЛГУ, 1977.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989. 167 с.
- Кузьмина Н.В., Гинецинский В. И. Педагогическая практика: Метод, указания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 72 с.
- Кузьмина Э.М., Боброва М. П. Общедидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений. Режим доступа: http://infomika.ru/windows/magaz/pedagog5/ag8.htiTil
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Д.: Знание, 1985.32 с.
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994. С. 98−100.
- Леонов Н.А. Конфликтология: Науч. метод, пособие / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 2001. 235 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
- Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1988.
- Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии. М., 1979.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. М., 1976.
- Луначарский А.В. Указ. Соч. С. 472.
- Луначарский А.В. Воспитательные задачи советской школы в воспитании и образовании / Под ред. A.M. Арсеньева, Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, М. А. Прокофьева, В. А. Разумного. М.: Педагогика, 1976. 640 с.
- Махмутов М.И. Взаимосвязь общего-профессионального образования: Вопросы обучения и воспитания // Советская педагогика. 1986. № 6. С. 32−37.
- Махмутов М.И. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.
- Мельцер С.Б. Формирование основ педагогического мастерства у студентов университета средствами профессионально направленного преподавания специальности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. JI., 1987. 14 с.
- Милицина С.В. Формирование профессионально-педагогической компетентности у студентов классического университета в условиях педагогической практики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Владивосток, 1999. 17 с.
- Мирошниченко А.А. К вопросу о построении модели профессинальной деятельности женщины // Женщины в меняющемся мире: история и современность: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Ижевск, 8−9 февраля 1996 / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 1996. 251 с.
- Михалевская Г. И., Трофимова Г. С. Основы профессионализма преподавателя иностранного языка / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 1995. 90 с.
- Небаба A.M. Формирование готовности студентов к развитию учебной деятельности (на примере изучения информатики в педагогическом вузе): Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2003. 150с.
- Невоструев Е.К. Программа педагогической практики студентов ИИЯЛ по специальности 02.17.00 филология / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 2002. Юс.
- Николаева Т.А. Проектирование теоретической модели подготовки инженера как способ уточнения требований к будущему специалисту в экологически безопасной производственной деятельности. Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=292
- Новик Н.Б. Моделирование сложных систем. М.: Мысль, 1965. 42 с.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд. М., 1996. 112 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1986. 797 с.
- Оконь В. Элементы дидактики в высшей школе. Варшава, 1982. 364 с.
- Орлов А.Б., Роджерс Карл и современный гуманизм // Вестник МГУ, серия 14, «Психология». 1990. № 2.
- Павловская А.В. Образование в России: история и традиции: Монография. М.: ОЛМА-ПРЕССБ, 2003. 383 с.
- Перминова Л.М., Федорова Б. И. Наука обучать: Учеб. пособие для студентов. СПб: «СМИО Пресс», 2000. 288 с.
- Песталоци И.Г. Избранные педагогические произведения: в Зт. // Под ред. М. Ф. Шабаевой. Просвещение, 1965. 635 с.
- Пискунов О.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Советская педагогика. 1985. № 12. с. 42−47.
- Пиражков Е.Д. Деловая игра как средство формирования основ профессионализма педагогического общения // Профессионализм педагога: Тез. докл. и сообщений междунар. науч.-практ. конф. Ч. I., Ижевск Санкт-Петербург / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 1992. С. 70−72.
- Попова Т.В. Педагогические условия формирования педагогической культуры учителя начальной школы : Автореф. дис.. кандид. пед. наук. Ижевск, 2002. 19 с.
- Ратнер Ф.Л. Из истории преподавания иностранных языков в дореволюционной высшей школе // Язык и культура. Нижегородский государственный лингвистический университет институт управления. Набережные Челны, 1998. № 4. С. 46−50.
- Роджерс Карл. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994.
- Роджерс Карл. Несколько важных открытий / Вестник МГУ, серия 14, «Психология», М., 1990. № 2.
- Роджерс Карл. О групповой психотерапии. Перевод с англ. М.: «Гиль-Эстель», 1993.-224 с.
- Розенталь Т.Э. Из истории иностранных языков в России // Женщины в меняющемся мире: история и современность: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Ижевск, 8−9 февраля 1996 / Сост. и общий редактор Г. В. Мерзлякова/Удм. гос. ун-т. Ижевск, 1996. 251с.
- Рубенштейн Е.Ю. Педагогические условия освоения идей гуманизации образования в системе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 171 с.
- Рудольский Г. А., Бессонова Л. А., Кадыров М. Ценностные ориентиры образования // Профессионализм педагога: Тез. докл. и сообщений междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2., Ижевск Санкт-Петербург / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 1992. С. 309−311.
- Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997. № 3. С. 40−45.
- Сергеев A.M. Развитие личностной свободы старшеклассников в условиях компьютерного обучения : Дис.. кандид. пед. наук. Волгоград, 2002. 181 с.
- Сериков В. А. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 21.
- Скулябина С.А. Дидактические условия эффективного сочетания организационных форм и методов теоретического обучения обучающихся: сб. научных трудов. Л.: ВМИИ ПТО, 1977. 52 с.
- Сластёнин В А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.
- Сластёнин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 79−84.
- Сластёнин В.А., Руденко Н. Г. Педагог. 1997. № 3. Режим доступа: http://www.informatika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog-3/at7.html
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. 136 с.
- Сорокоумова Г. В. Методика проведения тренингов учебно-методическое пособие для студентов психологического факультета. Н. Новгород, УРАО, 2001. 73 с.
- Стульпинас Т.Ю. Опыт научного моделирования учебного материала. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1979. 24 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста / В помощь специалистам факультета новых методик и средств обучения при политехническом музее. М.: Знание, 1986. 164с.
- Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. ок. 145.000 слов. 2-е изд., стер. М.: Рус.яз., 1990. Т. 2: Словообразовательные гнезда. Р-Я. Производные слова, размещенные в гнездах. Одиночные слова. 886 с.
- Трофимова Г. С. Коммуникативная компетентность будущего учителя. Программа спецкурса / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 1989. 34 с.
- Трофимова Г. С. О возможности формирования коммуникативной компетентности в условиях преподавания дисциплин специализации // Шестая рос. универ.-академ. науч.-практ. конф.: Материалы докладов / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 2003. С. 183−184.
- Трофимова Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика): Монография / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 1999.282 с.
- Трофимова Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности: методологический аспект: Монография. 2-е издание, испр. и доп. Ижевск: «Купол», 2000. 90 с.
- Трофимова Г. С. Формирование коммуникативной компетентности у будущих учителей в условиях педагогической практики в университете // Дис.. канд. пед. наук. Ленинград: ЛГУ, 1987. 190 с.
- Тырина М.П. Опыт моделирования дидактической подготовки педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности. Режим доступа: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2002/tirina.html
- Ульмахин Т.Н. Научное моделирование как специфический вид познания. Каунас: КГУ, 1995. 74 с.
- Уман Д.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход. Орел, 1993.
- Уман Д.И. Теория педагогического образования: концепция развития // Образование и общество. 2000. № 4. Режим доступа: http://education.rekom.ru/4 2000/uman.htm
- Филатов В.М., Бондина О. Н. Индивидуализация процесса обучения иностранному языку как средству межкультурного и профессионально-делового общения // Класс. 2001. № 3, 4. С.2−17.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. А. Н. Прохорова. М.: Энциклопедия, 1991. Т. 2. 786 с.
- Фиофанова О.А. Воспитательная система школы как фактор социального взросления подростков /Удм.гос.ун-т.Ижевск, 2004. 125с.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. 80 с.
- Черенанов УВ.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1969. 152 с.
- Черепанова В.А. Готовность студентов к конструктивно-проектировочной деятельности на основе использования элементов инновационных педагогических технологий. Режим доступа: http://rnpu.inelitopol.net/confer/2001/newteck71/sherepanova.htm
- Чубрыкин С.П. О гносеологической специфике педагогической модели // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Пенза: ПГПУ 1997. С. 21−24.
- Чудина Е.Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 124 с.
- Шадрина Проблема профессиональной подготовки педагога к моделирующей деятельности// Педагогический Вестник Алтая, 1999. № 1.С. 24−28.
- Шайденко Н.А. Дидактическая подготовка студентов в учебном процессе педвуза: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. М., 1994.
- Шиянов Е.Н. Гуманистические аспекты обучения студентов педагогической технологии // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. С.96−99.
- Штофф В.А. Моделирование и познание. Минск, 1974. 240 с.
- Штофф В.А. Роль моделей в познании. М.: Изд-во МГУ, 1983. 128 с.
- Шуткина JI.M. Профессионализм преподавателя в общении // Тез. докл. респуб. науч.-практ. конф. / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 1993. 124 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JL, 1967.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
- Якунин В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельности студентов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 44 с.
- Якунин В.А., КикотьВ.Я. Педагогика и психология высшего образования. СПб.: ВИ ВВ МВД России, 1996. 320 с.
- Doherty J., Parker К. An investigation into the effect of certain variables on the self-esteem of a group of student teachers. Educational Review, 1977, v 29, p 15.
- Garvey R. Self-concept and success in student teaching // Journal of Teacher Education, 1970, v. 21, p. 61.
- Glifion R. Practice teaching: survival in a marginal situation // Canadian Journal of Education, 1979, v. 4, p. 60−74.
- Grane C. Attitudes towards acceptance of self and others and adjustment to teaching //British Journal of Educational Psychology, 1974, v. 44, 1, p. 6.
- Gwinet D Learn Teaching Teach learning, London, Meyly, 1979.
- Kimmel, Douglas C. Adulthood and aging: an interdisciplinary, developinental view. New York: John Wiley and sons, 1990. 635 p.
- Kotasch I. The Development f Teacher Education // Prospects in Education, 1970, v. l, p. 18−24.