Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономический механизм управления развитием регионального туризма: На материалах Пермской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение туризма и курортного дела на региональном уровне и форм их организации предполагают всесторонний анализ их места и роли в рекреационной сфере и среди других отраслей народного хозяйства конкретного региона. В то же время растущая экономическая и социальная значимость туризма и курортного дела, та роль, которую играют последние в развитии общественного производства по мере перехода России… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
    • 1. 1. Особенности трактовок туризма и форм его организации
    • 1. 2. Факторы, воздействующие на развитие туризма
    • 1. 3. Рынок туристских и санаторно-оздоровительных услуг как объект стратегического управления
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА
    • 2. 1. Современное состояние туристского потенциала Пермской области и перспективы его развития
    • 2. 2. Методология исследования и оценки туристского потенциала территориального объекта как основы для формирования предложения на 80 рынке туризма
    • 2. 3. Маркетинговая стратегия оценки туристско-рекреационного и оздоровительного потенциала региона
  • ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА
    • 3. 1. Туризм и курортное дело как элементы социально-экономической ^ ^ системы общества
    • 3. 2. Нормативно-правовая база функционирования туризма и курортного ^^ дела в Российской Федерации
    • 3. 3. Методология вопроса о государственном регулировании туризма и курортного дела

Организационно-экономический механизм управления развитием регионального туризма: На материалах Пермской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность совершенствования системы управления туристско-рекреационным комплексом, в том числе и региональным, обусловлена приоритетами социальной политики Правительства, что позволит решить ряд важнейших задач: создание эффективного механизма воспроизводства трудовых ресурсовразвитие современной туристской и курортной индустрии и ее инфраструктуры, решение вопросов землепользования и привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, развитие программно-целевых и конкурентных механизмов бюджетного финансирования курортного дела, оздоровительного, социального и других видов туризма.

Эти вопросы актуальны не только для курортных территорий и туристско-рекреационных центров, но и областей и регионов, представляющих собой сложный многофункциональный территориально-хозяйственный комплекс, где туризм и курортное дело не являются градообразующими отраслями, но представляющимися в то же время перспективными в плане развития различных видов туризма, в том числе и оздоровительного.

В этой связи, являются достаточно актуальными вопросы научных разработок и исследований, позволяющих совершенствовать механизм управления развитием регионального туристско-рекреационного комплекса, активизировать его деятельность, что, несомненно, окажет благотворное влияние как на экономику региона, так и страны в целом.

Степень изученности проблемы. Проблемы регулирования рыночного управления туризмом широко и последовательно рассмотрены в трудах зарубежных ученых Б. Бермана, Д. Боуэна, А. Вайсмана, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, Д. Мейкенза, Г. Пратцеля. Их труды базируются на анализе мирового опыта и особенно опыта развитых западных стран. Однако они не вполне адаптируются к современным отечественным условиям, в связи со спецификой российской модели хозяйствования в условиях рынка и практически с отсутствием адекватного инструментария оценки эффективности функционирования отечественных курортно-рекреационных организаций, особенно регионального уровня в рыночных условиях.

Работы отечественных исследователей Г. Г. Абрамишвили, Г. А. Бабкова, И. Н. Герчиковой, Е. П. Голубкова, В. Е. Демидова, А. С. Дудова, П. С. Завьялова, С. Н. Лаврова, Р. Б. Ноздрева, А. П. Панкрухина, В. К. Сапруновой, В. Е. Хруцкого, Л. И. Цыгичко и др. содержат творческое осмысление зарубежного и российского опыта по общим вопросам управления в условиях перехода к рыночной экономике, а также роли государственного регулирования и индикативного планирования в непроизводственной сфере в целом, не касаясь отдельно туристской сферы и курортного дела.

В становление и развитие теории рыночных отношений и практики отечественной экономики туризма и курортного дела большой вклад внесли А. Х. Абуков, В. И. Азар, М. А. Ананьев, Е. С. Бирюков, А. О. Варваштян, А. П. Дурович, А. С. Дымченко, В. А. Квартальное, А. С. Копанев, Л. В. Криворучко, И. А. Куянцев, А. Д^Чудновский и др. Их исследования посвящены изучению социально-экономических проблем развития туризма и курортного дела как отраслей непроизводственной сферы, анализу основных принципов функционирования данных отраслей, взаимосвязи туризма с другими отраслями экономики и т. п.

В большинстве научных исследований по проблемам курортного дела и туризма, в связи с отсутствием общепринятой методикой по оценке влияния этих секторов экономики на качество жизни населения, а также разночтений в области правового обеспечения в условиях рынка, авторы предпочитают ограничиваться изучением отдельных их составных частей, останавливаясь на проблемах возникновения и развития туристского и санаторно-курортного комплексов или на их содержании, либо на их взаимоотношениях с другими отраслями народного хозяйства. Всего этого на сегодняшний день явно недостаточно для определения вклада в экономику регионов и страны, необходим системный, комплексный подход и углубленное, аналитическое исследование данных явлений. В этом направлении существенный вклад внесли ^ ряд ученых М. М. Амирханов, С. И. Берлин, А. В. Бураченко, A.M. Ветитнев, В. И. Криворучко, Т. А. Маркова, В. В. Нелюбин, П. А. Рожков, А. И. Шумская и др., рассматривающие санаторно-курортный комплекс и туризм как системный объект исследований, представляющий собой одновременно вид деятельности, отрасль народного хозяйства, форму рекреации и оздоровления, науку и бизнес.

Несмотря на данные исследования, указанные автором, в экономической литературе до последнего времени практически не нашли отражение большинство проблем, связанных с совершенствованием управления региональным туристско-рекреационным комплексом. Необходимость разработки методологических подходов и принципов функционирования * туристско-рекреационного комплекса на региональном уровне, выявления основных направлений совершенствования механизма управления региональным туризмом обусловили выбор цели и задач диссертационного исследования.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности V ВАК. Диссертационное исследование выполнено в соответствии с п. 5.9. «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем», п. 15.14. «Разработка перспектив развития региональных социально-экономических подсистемпрогнозирование в региональных социально-экономических подсистемах», п. 15.103. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», п. 15.104. «Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования» специальности 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика, сфера услуг)».

Целью диссертационного исследования является разработка методических основ и конкретных рекомендаций по совершенствованию управления развитием регионального туристско-рекреационного комплекса в условиях усиления роли и ответственности субъектов Российской Федерации в управлении экономикой региона.

В соответствии с поставленной целью в процессе диссертационного исследования решались следующие задачи:

— изучить теоретические положения и подходы к сущности и содержанию регионального туризма и курортного дела, а также раскрыть методические основы их функционирования;

— разработать методические подходы к формированию стратегии и основных направлений реформирования системы управления развитием регионального туристско-рекреационного комплекса в условиях рыночных преобразований;

— определить структуру регионального туристско-рекреационного комплекса, сформировать систему индикаторов оценки его состояния и роли в социально-экономических преобразованиях в регионе;

— выявить особенности регионального туристско-рекреационного комплекса в условиях, когда туризм и курортное дело не являются градообразующими отраслями экономики региона, но при наличии соответствующих туристско-рекреационных ресурсов, способных значительно повлиять на социально-экономическое развитие территории;

— разработать комплекс мер по совершенствованию оперативного и стратегического управления региональным туристско-рекреационным комплексом.

Предметом диссертационного исследования являются организационно-экономические отношения, обуславливающие формирование и функционирование регионального туристско-рекреационного комплекса.

Объектом исследования выступает туристско-рекреационный комплекс Пермской области.

Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные научные концепции и прикладные разработки зарубежных и отечественных ученых и практиков по проблемам становления, функционирования и развития туристско-рекреационного комплекса, концепции, федеральные и региональные программы развития туризма, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Пермской области. В ходе исследования использовались данные Госкомстата РФ, Пермской области, а также собственные расчеты автора.

Методы исследования. В диссертационном исследовании в рамках системного подхода автором использовались различные приемы и методы экономических исследований, в том числе индексный, графический, динамический, группировок, корреляционно-регрессионный, методы маркетинговых исследований.

Научная новизна заключается в комплексном подходе к формированию механизма управления развитием регионального туристско-рекреационного комплекса и разработке конкретных рекомендаций и предложений, реализация которых позволит совершенствовать систему управления развитием туристско-рекреационного комплекса как на федеральном, так и на региональном уровне. Конкретный вклад в приращение научных знаний состоит в следующем:

— раскрыта сущность и аргументировано содержание регионального туризма как феномена и как отрасли экономики, определены принципы формирования механизма управления региональным туристско-рекреационным комплексом, позволяющие сформулировать региональную политику в сфере туризма и курортного дела;

— определена структура регионального туристско-рекреационного комплекса, как экономической системы, с учетом ее подсистем (управляющей и управляемой), а также предложена и реализована методика индикаторного анализа состояния туристской и оздоровительной активности, позволяющая определить эффективность использования его материально-технической базы;

— выявлены особенности функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса, что позволило сформулировать основные направления и перспективы его реформирования, а также причины, препятствующие развитию туризма в регионе;

— предложены инструменты государственного регулирования туризма (административные, законодательные, прямое и косвенное экономическое регулирование) и их структурные элементы, позволяющие обосновать комплекс мер по совершенствованию системы управления региональным туристско-рекреационным комплексом;

— разработан механизм управления развитием туристско-рекреационного комплекса на основе сертификации туристско-рекреационных услуг здравниц и гостиничных комплексов с присвоением категории, позволяющий сформировать региональный реестр сертифицированных субъектов рынка (по видам оказываемых услуг, по категории и профилю туркомплекса или здравницы), проводить обоснованную ценовую политику, совершенствовать систему налогообложения, определять в качестве официальных агентов администрации субъекта Федерации сертифицированные санаторно-курортные и туристские организации для размещения региональных и государственных заказов на лечение, оздоровление и отдых детского и взрослого населения.

Практическая значимость работы заключается в разработке комплексного подхода по совершенствованию государственных и рыночных инструментов в управлении региональным туристско-рекреационным комплексом, а также в обосновании ряда практических предложений, которые могут быть использованы при разработке комплексных региональных программ по развитию туристско-рекреационного комплекса на предмет повышения экономической эффективности и обоснованности управленческих решений в региональном курортно-рекреационном комплексе. Методические разработки диссертационного исследования могут быть использованы в других регионах страны при разработке целевых комплексных программ развития туризма и курортного дела.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались на международных, общероссийских и региональных научно-практических конференциях в городах Москва, Сочи, Красноярск (2001;2004гг.), международных экономических форумах «Кубань» (2003г., 2004 г.) и получили положительные отзывы.

В составе научного коллектива разработанные автором стандарты предприятий СТП 33.1−10.-2003 (санаторно-оздоровительные услуги) утверждены Госстандартом России и используются аккредитованными.

Центрами сертификации при проведении добровольной сертификации в туристской и санаторно-курортной сфере на предмет оценки соответствия качества и безопасности предоставляемых комплексных услуг установленным требованиям, действующим в Российской Федерации.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ общим объемом 12,36 п.л., в том числе автора — 2,59п.л.

Объем и структура работы. Структура диссертационной работы отражает логику научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений и списка использованной литературы. Основной текст диссертационного исследования изложен на 185 страницах машинописного текста, содержит 17 таблиц, 24 рисунка. Список используемой литературы состоит из 163 источников.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Таким образом, на основе проведенного исследования сделаем следующие выводы и предложения:

1. Изучение туризма и курортного дела на региональном уровне и форм их организации предполагают всесторонний анализ их места и роли в рекреационной сфере и среди других отраслей народного хозяйства конкретного региона. В то же время растущая экономическая и социальная значимость туризма и курортного дела, та роль, которую играют последние в развитии общественного производства по мере перехода России к рынку, позволяет утверждать, что к настоящему времени туризм, равно как и курортное дело, сформировались как вполне самостоятельные отрасли народного хозяйства, характеризующиеся всеми основными отраслевыми признаками.

2. В последние годы оздоровление и отдых являются наиболее востребованными услугами на рынке внутреннего туризма, санаторно-оздоровительных услуг и отдыха населения Пермской области. При этом была выявлена интересная закономерность в динамике индикаторов туристской активности внутреннего и выездного туризма, из которых следует, что динамика имеет в последние годы общую тенденцию к стабилизации по внутреннему туризму на показателях от 93 до 87, а по выездному туризму эта величина не превышает 2,8−2,5 из расчета на 1000 жителей.

Последнее свидетельствует о том, что внутренний, особенно оздоровительный туризм имеет приоритетное значение для экономики Пермской области, как важный и перспективный к развитию сектор сферы социальных услуг по укреплению здоровья, восстановлению и подготовки трудовых ресурсов через систему летнего и сезонного оздоровления детей и подростков.

3 Анализ туристского потенциала Пермской области показал, что он в основном представлен:

— уникальными гидрографическими ресурсами от быстрых горно-таежных речек до полноводной Камы и крупных водохранилищ;

— горными ландшафтами Северного и Среднего Урала, с развитыми карстовыми явлениями и уникальными пещерами — Кунгурской ледяной, Веселовской и др., со старинными городами и селами, с крупными историческими и культурными объектами сферы образования и этнографии;

— уникальным географическим расположением с развитой транспортной системой железнодорожного, автомобильного речного и авиационного сообщения;

— достаточно развитой сферой гостиничного хозяйства и уникальными бальнеологическими курортно-рекреационными ресурсами — курорты Усть-Качка, Ключи и др.;

— большой емкостью внутреннего областного туристского рынка связанной с тем, что регион один из наиболее населенных в стране и при этом более трех четвертей населения являются жителями городов с достаточно высоким среднедушевым уровнем дохода;

При этом автором разработана, на основе математического метода, методика сравнительного анализа, которая позволила провести оценку природных и антропогенных рекреационных ресурсов Пермской области и туристской инфраструктуры региона, показавшая перспективы развития оздоровительного и других видов туризма не ближайшие годы за счет рационального использования имеющихся потенциальных резервов.

Вместе с тем, автором выявлены сдерживающие факторы развития курортного дела и туризма в Пермской области:

— большая продолжительность холодного периода года;

— необустроенность туристских маршрутов, и не развитую туристско-экскурсионную инфраструктуру даже относительно популярных туристских объектов;

— плохое качество транспортных путей и дорог, связывающих окраины области с центром, ввиду чего много потенциально аттрактивные туристские объекты остаются за пределами транспортной доступности для внутренних, иногородних и иностранных туристов;

— администрация и население области не рассматривают туризм как источник дохода, не проявляют серьезной инициативы по развитию туристской инфраструктуры;

— медленно формируется благоприятный туристско-рекреационный имидж Пермской области и недостаточно координируется работа областных и местных властей в туристско-рекреационной сфере.

4. Необходимость государственного вмешательства в функционирование санаторно-курортной и туристской индустрии в условиях становления рыночной экономики обусловлено следующими факторами:

— отсутствием тщательно проработанной законодательной базы для функционирования рынка туристских и санаторно-оздоровительных услуг;

— наличием сбоев в механизме функционирования рыночных элементов и необходимостью поиска эффективных вариантов, помимо рыночных, удовлетворения потребностей общества в оздоровительном продукте туризма и санаторно-курортной сферы;

— необходимостью выравнивания внешних факторов, связанных с неспособностью рыночных механизмов в определенных ситуациях решать социальные задачи здравоохранения по лечебному и профилактическому использованию природных оздоровительных ресурсов;

— потребностью в поддержании контроля со стороны государства за функционированием всех составляющих системы туризма и курортного дела как важного элемента национальной безопасности страны в плане укрепления и восстановления здоровья ее граждан;

— обеспечением государственных гарантий социально незащищенным слоям населения и подрастающего поколения в области охраны и укрепления их здоровья на основе эффективного использования средств федерального бюджета страны и бюджетов ее регионов.

5. Для реализации важных задач государственной поддержки развития курортного дела и туризма разработаны научные подходы к содержанию государственного регулирования туризма и санаторно-курортной сферы.

При этом объектами и инструментами государственного регулирования туризма и курортного дела выделены те условия, процессы и отношения в сфере воспроизводства туристских и санаторно-оздоровительных услуг, нормальное функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно, или не обеспечивает вообще. В качестве таковых выделены следующие:

— общехозяйственные процессы, такие как экономический цикл, денежное обращение, цены, занятость, инвестиции, НИОКР;

— развитие конкретных базовых секторов туризма и санаторно-курортного комплекса через осуществления федеральных и региональных целевых программ, а именно «Развитие курортов федерального значения», «Развитие туризма в Российской Федерации», «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» и др.

— отдельные крупные туристские центры и санаторно-курортные комплексы федерального значения;

— комплексное и пропорциональное развитие туризма и санаторно-курортной сферы в различных регионах страны.

6. Государственные органы на практике наиболее активно применяют элементы административного регулирования туризма и курортного дела в виде лицензирования туристской деятельности и медицинских услуг санаторно-курортных организаций, сертификации санаторно-оздоровительных и гостиничных услуг и аттестации здравниц.

7. Автором в составе творческого коллектива Государственной академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма (г. Сочи) и Всероссийского научно-исследовательского института классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (г. Москва) разработаны стандарты предприятий санаторно-курортной сферы и туризма (СТП 33.1−10.-2003) которые утверждены и на их основе аккредитована Госстандартом России система добровольной сертификации санаторно-оздоровительных, туристских услуг.

Указанные стандарты санаторно-оздоровительных и туристских услуг (СТП 33.1−10.-2003) были использованы для проведения сертификации санаторно-курортных и гостиничных организаций Пермской области. При этом прошли сертификационную экспертизу 20 санаториев-профилакториев и 2 санатория (Усть-Качка и Ключи) из 56 санаторно-курортных организаций действующих в области.

Анализ и оценка системы добровольной сертификации в регулировании рынка санаторно-оздоровительных, туристских и гостиничных услуг показал высокую ее эффективность в плане реального воздействия на качество предоставляемых туристам и отдыхающим профильных и сервисных услуг.

Кроме того, система добровольной сертификации, действующая на основе утвержденных стандартов является эффективным средством регулирования рынка туристских, санаторно-оздоровительных и гостиничных услуг, так как позволяет ранжировать здравницы и гостиницы по уровню предоставляемых основных и сервисных услуг.

Последнее может явиться основой для формирования рынка санаторно-оздоровительных и туристских услуг и составления реестра сертифицированных санаторно-курортных, туристских и гостиничных организаций через их аттестацию и аккредитацию в качестве официальных агентов администрации Пермской области.

8. Для подтверждения соответствия услуг здравниц, туристско-гостиничных комплексов отечественным стандартам автором предложена система их государственной либо общественной аккредитации в качестве официальных агентов администрации Пермской области.

На основании аттестации здравниц, туристских и гостиничных комплексов предложено выдавать свидетельство об аккредитации, что позволяет создать реестр аккредитованных здравниц, туркомплексов и гостиниц Пермской области в разрезе каждого района и г. Перми.

Данный подход позволяет корпоративным покупателям санаторно-оздоровительных услуг в лице государства и администрации области на детский отдых и для социально незащищенных категорий населения выбирать только аккредитованные в качестве официальных агентов администрации здравницы, где гарантирован высокий уровень предлагаемых услуг медицинского и сервисного обслуживания.

В этом заключается предлагаемый автором новый подход к государственной поддержки и регулированию рынка оздоровительных и туристских услуг на уровне субъекта федерации, к которой относится Пермская область.

Подобный подход соответствует современным требованиям к регулированию рынка социальных услуг, к которым относятся санаторно-оздоровительные и туристские услуги, через систему качества, являющейся основой разумной ценовой политики и конкурентоспособности региональных санаторно-курортных и туристско-гостиничных комплексов на отечественном и международном рынках оздоровительного, спортивного, экологического и других видов туризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С., Розанова Н. Теория организации отраслевых рынков. -М.:ТЕИС, 1998.
  2. В.И. Экономика и организация туризма. М.'Экономика, 1972.
  3. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  4. В.Н. Взаимодействие спроса и предложения как фактор развития туризма. // Социально экономические проблемы развития туристско-экскурсионных услуг в XIII пятилетке. — М., 1989 — Ч 1 — С. 20−23.
  5. М.М. Проблемы и перспективы развития регионов с рекреационно-ориентированной экономикой: Автореф. дис. докт. экон. наук 08.00.05.-М.-ЦЭМИ РАН, 1998.-40 с.
  6. И. Новая корпоративная стратегия. Теория и практика менеджмента. Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского — СПбг Изд-во «Питер», 1999−416 с.
  7. И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1998.
  8. А.С. Экономическая оценка запасов полезных ископаемых. М.: Недра, 1981.- 287с.
  9. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2002. 176 с.
  10. Т.И., Сердобольская И. О. Развитие санаторно-курортного комплекса и туризма в курортном районе.- Санкт-Петербург// СПб, 2000 г с.201−210.
  11. И. Безрукова Н. Туристы из СНГ осваивают новый регион//БТИ. — 1993.— № 5—6.
  12. Н.А. и др. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2003. 807с.
  13. З.Берлин С. И. Современные особенности управления социально-экономическим механизмом в рекреационной зоне. // Наука Кубани. 1997. — № 2 — С.13−21.
  14. С.И., Криворучко Л. В. Прогнозирование инвестиций и оценка развития экономического потенциала рекреационного региона — Краснодар: Изд-во «Просвещение», 2000 179 с.
  15. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика: Монография/Под ред. В. С. Бильчака. Калининград: Янтар. сказ, 1998.-316 с.
  16. М.Б. Введение в туризм. — СПб.: Издательский Торговый дом «Герда», 2000 192с.
  17. В. Ресторанно-гостиничный бизнес: учет, налоги, маркетинг, менеджмент. М.: Книжный мир, 2002 — 164 с.
  18. Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства /Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1995.
  19. В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. М.: «Экзамен», 2001.-224с.
  20. Т.Н. Алгоритм управленческих решений руководителей здравниц для оптимизации цен на региональный санаторно-курортный продукт // Агрокурорт 2001 — № 3 — С. 10 — 13.
  21. В.В. Методические вопросы региональной оценки природных ресурсов. М.: Наука, 1974.- 240с.
  22. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Изд. Отдел УНЦ ДО, 2002.- 104 с.
  23. А.М. Изучение конкурентов и определение конкурентоспособности санаторно-курортных организаций // Агрокурорт. — 2001. № 2. — С.5 — 15.
  24. A.M., Боков М. А., Угрюмов Е. С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. Сочи: Изд-во СГУТиКД, 1999. — 95 с.
  25. .JI. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения Российской Федерации. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. 247 с.
  26. Ф.Ю. Технологии гостиничного облуживания. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 384 с.
  27. Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. Ростов-н/Д: Феникс, 2003.-384с.
  28. Е.Ю. Особенности формирования цен на туристские услуги // Финансы. 1993. — № 2. — С. 36 — 40.
  29. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/О.П.Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин:под ред. О. П. Глудкина.-М.: Горячая линия — Телеком, 2001.-600 с.:ил.
  30. В.И. Структура туристской деятельности и проблемы терминологии в туризме // Научные проблемы туризма и отдыха. — 1989. № 5. -С. 43−51.
  31. Н.Ф. Санаторно-курортная деятельность как отрасль индустрии гостеприимства // Курортные ведомости. 2001. — № 6. — С. 4−6.
  32. З.М. Экономика туризма: Учеб. практ. пособие, 2-е издание. Мн.: БГМУ, 2001.
  33. А.В., Мезенцев А. Г. Курортно-рекреационное хозяйство (региональный аспект). — М.-.Наука, 1994.
  34. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие.-М.: Дело, 2001. 280с. — (серия «Наука управления»).
  35. Г. М. Лицензирование и сертификация в туризме. — М. Финансы и статистика, 2003.
  36. Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 224 с.
  37. Г. П. О туристских ресурсах России // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды: выпуск 2. СПб., 1997. — С. 30−35.
  38. В., Петров Ю. Индикативное планирование. Механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой. // Российский экономический журнал, 1998, № 6, 7, 8.
  39. А.Д. Природно-ресурсный потенциал России: статистическая оценка 90-х годов // Вопросы статистики, № 5,2000.
  40. А.С. Организационно-экономические основы управления развития рынка санаторно-оздоровительных услуг. Дис. канд. эк. наук. — Кисловодск: КИЭП, 2002.
  41. А.С., Криворучко JI.B., Скрыпкин А. П. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой. — Сочи: Из-во СГУТиКД, 2000. 112с.
  42. М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89″, 2001. — 192 с.
  43. М.В. Сегментация потребителей гостиничных услуг // Маркетинг в России и за рубежом, 2002. № 2. с.72−81.
  44. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М., 1991.280с.
  45. М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М., 2002 г.47.3авьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российскийэкономический журнал. — 1995. № 12. — с. 50 — 55.
  46. А.Г. Проблемы законодательства в сфере реализации санаторно-курортного продукта/ЛСурортные ведомости. 2002. — № 5. -С.6−7.
  47. А.А. Управление ресурсным потенциалом предприятия гостиничного хозяйства. Автореф. дисс.канд. экономических наук. Кисловодск, 2003.- 24 с.
  48. И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 368 с.
  49. Э.А. Современное состояние и система показателей эффективности туристского и гостиничного бизнеса / Научно-методическое пособие Сочи: ИПКРРиСКД, 2002.
  50. Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учебное пособие под ред. И. К. Белявского 2 е изд. перер. и дополн. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 256с.
  51. Н.И. Менеджмент туризма:Учеб.пособие.-Мн.:БГЭУ, 1999.-644с.
  52. Г. А., Быков А. Т., Воронцова М. Г. и др. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление — М.: Пресс-сервис, 1998.
  53. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления М.: Финансы и статистика, 1999. — 496с.
  54. В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. -320с.
  55. К.П., Филонова В. А. О взаимодействии государственных интересов и частного капитала в развитии российского рынка туризма / В Сб.: Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики России. -М.: ИЭРАН, 1994. -С. 181 192.
  56. . С.В., Саляхова П. Я., Клименко В. Е. Экономические проблемы реформирования отечественного здравоохранения. // Экономика отечественного здравоохранения, 2002, № 9−10.
  57. Т.В. Учет издержек в туризме. Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 224 с.
  58. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  59. А.Н. Решение проблемы стандартизации// Страховое ревю.-2003.-№ 1-с.9−17.
  60. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РФ. Общероссийский классификатор „Услуги населению“ М., 1993.
  61. Комплексная оценка эффективности санаторно-курортного учреждения как самостоятельного хозяйствующего субъекта: методические подходы и организационные технологии. М.: МЗ РФ, 2000.
  62. В.И. и др. Государственное регулирование санаторно-курортной сферы и туризма в условиях рыночной экономики. Часть I Москва — Сочи, 2001. -78с.
  63. В.И. Перспективы курортного дела в России // Курорт, сервис, туризм 200 L — № 1. — Стр. 3−7.
  64. В.И., Ионов П. К., Бондаренко Е. В., Шумская А. И., Югай Т. А. Особенности организации и функционирования детских курортов и перспективы их развития в Российской Федерации // Санаторно-курортное лечение и отдых в Анапе, 2001, № 5.
  65. В.И., Новикова В. Г. Профессиональные стандарты и сертификация специалистов службы гостеприимства санаторно-курортных и гостиничных комплексов: Часть 1. Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела, 2000. — 70с.
  66. JI.B. Многообразие форм собственности как экономическая основа функционирования рынка туристско-рекреационных услуг//Социально-экономические проблемы развития курортов России. Отв. редактор П. П. Чуваткин. Сочи: СГУТиКД, 1999, — с.9−11.
  67. Л.В., Криворучко В. И. и др. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой. Сочи: ИПК рук. работников и спец. курортного дела. 2000. — 116с.
  68. Криворучко JLB., Криворучко В. И. Отношения собственности и формы хозяйствования в туристско-рекреационной сфере в условиях формирования рыночных отношений // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. Выпуск 2. СПб., 1997. — С. 101 — 104.
  69. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1992.
  70. Курортно-туристический комплекс как объект управления/Под ред. д.э.н. проф. Г. А. Карповой.-СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2000.-146 с.
  71. Ланбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с фр. Спб.:Наука, 1996. — 586с.
  72. А.Б., Хартуков Е. М. Экономическая конъюнктура. Как изучить современный рынок. — М., 1997.
  73. М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. -М.: Финансы и статистика, 2002. 144 с.
  74. В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов.-М.:ЮНИТИДАНА, 2000.-303 с.
  75. Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой:Учебник.-М.:Финансы и статистика, 2001. 208 с.:ил.
  76. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М: Внепггоргиздат, 19 993. — 304 с.
  77. И., Нелюбин В. В., Ракитский Б. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования. Вопросы экономики — 1995. -№ 9. -С.34 -39.
  78. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма/Под ред. Лесника А. Л., Мацицкого И. П., Чернышева А. В. — М., 1998.
  79. В.В., Ирисова Т Национальное и региональное планирование туризма. Мадрид: ВТО, 1994. — IY. — 115 с.
  80. Р.В. Оптимальное управление конкурентоспособностью фирмы и его критерии СПб.:Наука, 1996.
  81. Р.В., Барченко Н. М. Развитие конкурентоспособности фирмы как результат эффективного использования потенциала — М.: „Система“, 1997.
  82. О защите прав потребителей. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300 1.900 реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации». Указ Президента РФ от 22.12.95 № 1284 в редакции Указа Президента РФ от 9.07.97 № 711).
  83. Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. Нормативно-правовые документы. — М., 1998.
  84. Организация и управление гостиничным бизнесом/Под ред. Лесника А., Мацицкого И., Чернышева А. —М.: 2000.
  85. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: ИНФРА-М, 2001.
  86. Пермская область. 2003: Краткий статистический справочник / Госкомстат России Пермский областной комитет государственной статистики. Пермь, 2003. — 50с.
  87. Е.В. Маркетинг услуг — Спб.: Питер, 2000. — 160с.
  88. Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар: «Сов. Кубань», 2000.
  89. Правила предоставления гостиничных услуг. Утверждены Постановлением Правительства РФ № 490 от 25.04.1999 г., с изменениями от 15.09.2000 г.
  90. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 14.10.94 № 18″
  91. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Утверждены постановлением Госстандарта России от 14 октября 1994 г. № 18.
  92. Проблемы туризма и охраны природы: Сборник / Ред. Н. Филипповский. -М.: Знание, 1978. 95с.
  93. Проект Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации».
  94. Проект Федерального закона «О туризме».
  95. Региональная экономика. Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк- Под ред. Т. Г. Морозовой. — 2-е изд. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  96. В.В. Математические модели принятия решений в экономике. — М.: Книжный дом «Университет», Высшая школа, 2002. — 288с.
  97. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. — М.: Госкомстат России, 2002. 690.
  98. Санатории качество и экономика /Пратцель Г. Г., Штайнбах М., Кольманн Р. и др. — Мюнхен: Изд-во «I.S.M.H. Yerlag Geretsried», 1998. — 110 с.
  99. Санаторно-курортный комплекс в системе народного хозяйства России. — М.:Наук, 1995.
  100. В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: Ось-89, 1997.
  101. А.А. Спрос населения на рекреационные услуги. Проблемы прогнозирования — 1994. — № 2. С. 131 — 136.
  102. Свободные экономические зоны и развитие международного туризма: Научно-аналитический обзор. М., 1991. — 56с.
  103. С.В. Развития курортно туристического комплекса во взаимодействии с экономикой города. Дис. канд. эк. наук. — Кисловодск: КИЭП, 2002.
  104. В.К. Курортно-туристический комплекс: Маркетинг, перспективы развития, стратегия продвижения. СПб.:СПбГУЭФ, 1999.-120с.
  105. .Я., Толстова П. А. Менеджмент гостеприимства М.: РМАТ, 1997. — 108с.
  106. А.А. Методология оценки и анализа экономики рекреационно-туристского региона. Сочи, СГУТиКД, 1998, 92 с.
  107. С., Палий И. Денежная оценка рекреационных ресурсов// Маркетинг. 2001. — № 2 — с. 103−110.
  108. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник/Г.А. Аванесова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов, А.И. Фролоф- Под ред Л. П. Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002.-367 с.
  109. Туристские фирмы и гостиницы: нормативное регулирование деятельности. — М.: Современная экономика и право, 2001. 320 с.
  110. Управление социальной сферой: учебник /под ред. В. Э. Гордина — СПб.: Изд во СПб ГУЭФ, 1998. — 298 с.
  111. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
  112. Федеральная программа о курортах. — Собрание законодательства РФ 1996. — № 6. — с. 1582−1695.
  113. Федеральная целевая программа развития туризма в России. — М.: Собрание законодательства РФ. 1996. -№ 11.- с. 2751 — 2761.
  114. Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения» -Постановление Правительства РФ № 101 от 2.02.96.
  115. Федеральный закон «О туристской деятельности». Собрание законодательства РФ — 1996. — № 49. — с.5491.
  116. Р.А., Иванова Л. В. Об основных направлениях развития курортного дела в Российской Федерации/УКурортные ведомости. 2002. — № 5. -с.2−5.
  117. О.А. Предпринимательство в сфере услуг.: Автореферат диссерт. докт. экон. наук СПб, 1993. — 44 с.
  118. А.Н. Ценообразование в системе маркетинга М., Изд-во «Филинъ», 1997. -296с.
  119. А. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов гостиничного комплекса. — М.: Интел универсал 2000.
  120. А.В. Геоэкономические аспекты формирования конкурентоспособности гостинично-туристского комплекса М: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2001 -151 с.
  121. С.К. Стратегия регулирования экономики. М.: Дружба народов, 2001. — 160с.
  122. В.Ф., Шматченко В. В., Применение информационных технологий для развития туризма в России // Труды Академии туризма. Часть V. -СП6.0ЛБИС, 1996.
  123. С.П. Курортный «рубикон» Курортные ведомости. 2001. № 5(8). — С.2−4.
  124. С.П. Курортный рубикон II // Курортные ведомости № 3 (18) 2003, с.2−7.
  125. М., Пратцель Г. Г., Кольманн Р. и др. Санатории качество и экономика /Пратцель Г. Г., Штайнбах М., Кольманн Р. и др. — Мюнхен: Изд-во «I.S.M.H. Yerlag Geretsried», 1998. — 110 с.
  126. Экология, здоровье, курорты, туризм. Словарь справочник/ В. И. Криворучко, Л. В. Криворучко, А. В. Островерхое, И. П. Лебедева. М.: Медицина, 1997. — 224с.
  127. Экономика современного туризма / под ред. Г. А. Карповой. — Спб.: Издательский Дом «Герда», 1998. 412с.
  128. Этапы развития туризма: краткое методическое пособие для практической работы. СПб: Рос. творч. союза работа, культуры, 1995.
  129. Е.П., Кудрявцев Ю. Н., Трофимов А. С., Маскулов М. М. Организационные и экономические технологии управления рациональным использованием ресурсов. // Экономика здравоохранения, 2002, № 11.
  130. И.В. К вопросу о перспективах и проблемах развития санаторно-курортной отрасли/ТКурортные ведомости. 2001. -№ 5.- с.9−10.
  131. В., Безрукова Н. Гостиницы туристского класса. Ценовая политика как элемент маркетинговой стратегии//Российская туристская газета.— 2001. —№ 11.
  132. Archer В., Fletcher I. The Economic Impact of Tourism in the Seychelles//Annals of Tourism Research. 1996. — 23 — P.32−47
  133. B.H., Bitner M.Y. «Marketing Strategies and Organizational Structures for Service Firms» in Marketing of Services, eds: J. Donnely and W.R. George, Chicago: American Marketing Association, 1981. p. 47−51.
  134. Collection of Tourism Expenditure Statistics/World Tourism Organization. Madrid, 1995. — 104 p.
  135. Daniel Peand. More Firms Pladge Guaranteed service/The World Street Journal. 1991.
  136. Hamel G. Leading the Revolution. Harvard Business School Press. Boston (Mass.):-2000.
  137. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. Harvard Business School Press. Boston (Mass.): — 1994.
  138. Kanter R.M. Evolve! Succeeding in the Digital Culture of Tomorrow.— Harvard Business School Press. Boston (Mass.): 2001.
  139. King D., Pizam A., Milman A. Social Impacts of Tourism. Host Percoption//Annals of Tourism Research. 1993. — 20. — P.650−665
  140. Kostecki M. Strategie marketing dans reconomie de servise// Unternehmung. Bern, 1994. — № 4. — P.239 — 248.
  141. Lankford S., Howard D. Developing a Tourism Impact Attitude Scale//Annals of Tourism Research. 1994. -21.- P.121−139
  142. Moore J.F. The Death of Competition. N.Y.: Harper Business, 1996.
  143. Porter M.E. On competition and strategy// — A Harvard Business Review Paperback, 1991.
  144. Smith S.L.J. The Tourism Product//Annals of Tourism Research. -1994.-Vol.21.
  145. The evolution in holiday travel facilities and in the flow of tourism inside and outside the European Gommunity Part 1 Main findings CEC., Dokyment, 1993.
  146. The travel and tourism industry: strategies for the future. Pergamon press, Oxford, 1987.
  147. Tourism accommodation statistics Madrid: WTO, 1996 — 49 p.
  148. Tourism trends to the year 2010. International forum, parliaments and local authorities WTO Cadiz Spain, 16−17 March, 1995.
  149. Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading (Mass.),
  150. White House Conference on tourism. Joint reading 4 August, 1993.
  151. Witt S. F., Moutinho L. Tourism market and managment handbook Prentice Hall, 1989.1995.
Заполнить форму текущей работой