Организационно-экономический механизм управления развитием регионального туризма: На материалах Пермской области
Диссертация
Изучение туризма и курортного дела на региональном уровне и форм их организации предполагают всесторонний анализ их места и роли в рекреационной сфере и среди других отраслей народного хозяйства конкретного региона. В то же время растущая экономическая и социальная значимость туризма и курортного дела, та роль, которую играют последние в развитии общественного производства по мере перехода России… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
- 1. 1. Особенности трактовок туризма и форм его организации
- 1. 2. Факторы, воздействующие на развитие туризма
- 1. 3. Рынок туристских и санаторно-оздоровительных услуг как объект стратегического управления
- ГЛАВА II. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА
- 2. 1. Современное состояние туристского потенциала Пермской области и перспективы его развития
- 2. 2. Методология исследования и оценки туристского потенциала территориального объекта как основы для формирования предложения на 80 рынке туризма
- 2. 3. Маркетинговая стратегия оценки туристско-рекреационного и оздоровительного потенциала региона
- ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА
- 3. 1. Туризм и курортное дело как элементы социально-экономической ^ ^ системы общества
- 3. 2. Нормативно-правовая база функционирования туризма и курортного ^^ дела в Российской Федерации
- 3. 3. Методология вопроса о государственном регулировании туризма и курортного дела
Список литературы
- Авдашева С., Розанова Н. Теория организации отраслевых рынков. -М.:ТЕИС, 1998.
- Азар В.И. Экономика и организация туризма. М.'Экономика, 1972.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Акишин В.Н. Взаимодействие спроса и предложения как фактор развития туризма. // Социально экономические проблемы развития туристско-экскурсионных услуг в XIII пятилетке. — М., 1989 — Ч 1 — С. 20−23.
- Амирханов М.М. Проблемы и перспективы развития регионов с рекреационно-ориентированной экономикой: Автореф. дис. докт. экон. наук 08.00.05.-М.-ЦЭМИ РАН, 1998.-40 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Теория и практика менеджмента. Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского — СПбг Изд-во «Питер», 1999−416 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1998.
- Астахов А.С. Экономическая оценка запасов полезных ископаемых. М.: Недра, 1981.- 287с.
- Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2002. 176 с.
- Безденежный Т.И., Сердобольская И. О. Развитие санаторно-курортного комплекса и туризма в курортном районе.- Санкт-Петербург// СПб, 2000 г с.201−210.
- И. Безрукова Н. Туристы из СНГ осваивают новый регион//БТИ. — 1993.— № 5—6.
- Белов Н.А. и др. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2003. 807с.
- З.Берлин С. И. Современные особенности управления социально-экономическим механизмом в рекреационной зоне. // Наука Кубани. 1997. — № 2 — С.13−21.
- Берлин С.И., Криворучко Л. В. Прогнозирование инвестиций и оценка развития экономического потенциала рекреационного региона — Краснодар: Изд-во «Просвещение», 2000 179 с.
- Бильчак B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика: Монография/Под ред. В. С. Бильчака. Калининград: Янтар. сказ, 1998.-316 с.
- Биржаков М.Б. Введение в туризм. — СПб.: Издательский Торговый дом «Герда», 2000 192с.
- Бородина В. Ресторанно-гостиничный бизнес: учет, налоги, маркетинг, менеджмент. М.: Книжный мир, 2002 — 164 с.
- Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства /Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1995.
- Бурцев В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. М.: «Экзамен», 2001.-224с.
- Валько Т.Н. Алгоритм управленческих решений руководителей здравниц для оптимизации цен на региональный санаторно-курортный продукт // Агрокурорт 2001 — № 3 — С. 10 — 13.
- Варанкин В.В. Методические вопросы региональной оценки природных ресурсов. М.: Наука, 1974.- 240с.
- Васильев В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Изд. Отдел УНЦ ДО, 2002.- 104 с.
- Ветитнев А.М. Изучение конкурентов и определение конкурентоспособности санаторно-курортных организаций // Агрокурорт. — 2001. № 2. — С.5 — 15.
- Ветитнев A.M., Боков М. А., Угрюмов Е. С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. Сочи: Изд-во СГУТиКД, 1999. — 95 с.
- Винокуров Б.JI. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения Российской Федерации. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. 247 с.
- Волков Ф.Ю. Технологии гостиничного облуживания. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 384 с.
- Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. Ростов-н/Д: Феникс, 2003.-384с.
- Воронова Е.Ю. Особенности формирования цен на туристские услуги // Финансы. 1993. — № 2. — С. 36 — 40.
- Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/О.П.Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин:под ред. О. П. Глудкина.-М.: Горячая линия — Телеком, 2001.-600 с.:ил.
- Ганопольский В.И. Структура туристской деятельности и проблемы терминологии в туризме // Научные проблемы туризма и отдыха. — 1989. № 5. -С. 43−51.
- Герасименко Н.Ф. Санаторно-курортная деятельность как отрасль индустрии гостеприимства // Курортные ведомости. 2001. — № 6. — С. 4−6.
- Гербылева З.М. Экономика туризма: Учеб. практ. пособие, 2-е издание. Мн.: БГМУ, 2001.
- Гидбут А.В., Мезенцев А. Г. Курортно-рекреационное хозяйство (региональный аспект). — М.-.Наука, 1994.
- Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие.-М.: Дело, 2001. 280с. — (серия «Наука управления»).
- Дектярь Г. М. Лицензирование и сертификация в туризме. — М. Финансы и статистика, 2003.
- Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 224 с.
- Долженко Г. П. О туристских ресурсах России // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды: выпуск 2. СПб., 1997. — С. 30−35.
- Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование. Механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой. // Российский экономический журнал, 1998, № 6, 7, 8.
- Думнов А.Д. Природно-ресурсный потенциал России: статистическая оценка 90-х годов // Вопросы статистики, № 5,2000.
- Дымченко А.С. Организационно-экономические основы управления развития рынка санаторно-оздоровительных услуг. Дис. канд. эк. наук. — Кисловодск: КИЭП, 2002.
- Дымченко А.С., Криворучко JI.B., Скрыпкин А. П. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой. — Сочи: Из-во СГУТиКД, 2000. 112с.
- Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89″, 2001. — 192 с.
- Ефремова М.В. Сегментация потребителей гостиничных услуг // Маркетинг в России и за рубежом, 2002. № 2. с.72−81.
- Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М., 1991.280с.
- Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М., 2002 г.47.3авьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российскийэкономический журнал. — 1995. № 12. — с. 50 — 55.
- Замятин А.Г. Проблемы законодательства в сфере реализации санаторно-курортного продукта/ЛСурортные ведомости. 2002. — № 5. -С.6−7.
- Зорин А.А. Управление ресурсным потенциалом предприятия гостиничного хозяйства. Автореф. дисс.канд. экономических наук. Кисловодск, 2003.- 24 с.
- Зорин И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 368 с.
- Зорин Э.А. Современное состояние и система показателей эффективности туристского и гостиничного бизнеса / Научно-методическое пособие Сочи: ИПКРРиСКД, 2002.
- Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учебное пособие под ред. И. К. Белявского 2 е изд. перер. и дополн. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 256с.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма:Учеб.пособие.-Мн.:БГЭУ, 1999.-644с.
- Карпова Г. А., Быков А. Т., Воронцова М. Г. и др. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление — М.: Пресс-сервис, 1998.
- Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления М.: Финансы и статистика, 1999. — 496с.
- Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. -320с.
- Кедрова К.П., Филонова В. А. О взаимодействии государственных интересов и частного капитала в развитии российского рынка туризма / В Сб.: Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики России. -М.: ИЭРАН, 1994. -С. 181 192.
- Киселев. С.В., Саляхова П. Я., Клименко В. Е. Экономические проблемы реформирования отечественного здравоохранения. // Экономика отечественного здравоохранения, 2002, № 9−10.
- Козырева Т.В. Учет издержек в туризме. Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 224 с.
- Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 2000.
- Коломин А.Н. Решение проблемы стандартизации// Страховое ревю.-2003.-№ 1-с.9−17.
- Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РФ. Общероссийский классификатор „Услуги населению“ М., 1993.
- Комплексная оценка эффективности санаторно-курортного учреждения как самостоятельного хозяйствующего субъекта: методические подходы и организационные технологии. М.: МЗ РФ, 2000.
- Криворучко В.И. и др. Государственное регулирование санаторно-курортной сферы и туризма в условиях рыночной экономики. Часть I Москва — Сочи, 2001. -78с.
- Криворучко В.И. Перспективы курортного дела в России // Курорт, сервис, туризм 200 L — № 1. — Стр. 3−7.
- Криворучко В.И., Ионов П. К., Бондаренко Е. В., Шумская А. И., Югай Т. А. Особенности организации и функционирования детских курортов и перспективы их развития в Российской Федерации // Санаторно-курортное лечение и отдых в Анапе, 2001, № 5.
- Криворучко В.И., Новикова В. Г. Профессиональные стандарты и сертификация специалистов службы гостеприимства санаторно-курортных и гостиничных комплексов: Часть 1. Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела, 2000. — 70с.
- Криворучко JI.B. Многообразие форм собственности как экономическая основа функционирования рынка туристско-рекреационных услуг//Социально-экономические проблемы развития курортов России. Отв. редактор П. П. Чуваткин. Сочи: СГУТиКД, 1999, — с.9−11.
- Криворучко Л.В., Криворучко В. И. и др. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой. Сочи: ИПК рук. работников и спец. курортного дела. 2000. — 116с.
- Криворучко JLB., Криворучко В. И. Отношения собственности и формы хозяйствования в туристско-рекреационной сфере в условиях формирования рыночных отношений // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. Выпуск 2. СПб., 1997. — С. 101 — 104.
- Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1992.
- Курортно-туристический комплекс как объект управления/Под ред. д.э.н. проф. Г. А. Карповой.-СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2000.-146 с.
- Ланбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с фр. Спб.:Наука, 1996. — 586с.
- Мануковский А.Б., Хартуков Е. М. Экономическая конъюнктура. Как изучить современный рынок. — М., 1997.
- Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. -М.: Финансы и статистика, 2002. 144 с.
- Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов.-М.:ЮНИТИДАНА, 2000.-303 с.
- Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой:Учебник.-М.:Финансы и статистика, 2001. 208 с.:ил.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М: Внепггоргиздат, 19 993. — 304 с.
- Мысляева И., Нелюбин В. В., Ракитский Б. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования. Вопросы экономики — 1995. -№ 9. -С.34 -39.
- Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма/Под ред. Лесника А. Л., Мацицкого И. П., Чернышева А. В. — М., 1998.
- Нелюбин В.В., Ирисова Т Национальное и региональное планирование туризма. Мадрид: ВТО, 1994. — IY. — 115 с.
- Нестерова Р.В. Оптимальное управление конкурентоспособностью фирмы и его критерии СПб.:Наука, 1996.
- Нестерова Р.В., Барченко Н. М. Развитие конкурентоспособности фирмы как результат эффективного использования потенциала — М.: „Система“, 1997.
- О защите прав потребителей. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300 1.900 реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации». Указ Президента РФ от 22.12.95 № 1284 в редакции Указа Президента РФ от 9.07.97 № 711).
- Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. Нормативно-правовые документы. — М., 1998.
- Организация и управление гостиничным бизнесом/Под ред. Лесника А., Мацицкого И., Чернышева А. —М.: 2000.
- Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Пермская область. 2003: Краткий статистический справочник / Госкомстат России Пермский областной комитет государственной статистики. Пермь, 2003. — 50с.
- Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг — Спб.: Питер, 2000. — 160с.
- Попов Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар: «Сов. Кубань», 2000.
- Правила предоставления гостиничных услуг. Утверждены Постановлением Правительства РФ № 490 от 25.04.1999 г., с изменениями от 15.09.2000 г.
- Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 14.10.94 № 18″
- Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Утверждены постановлением Госстандарта России от 14 октября 1994 г. № 18.
- Проблемы туризма и охраны природы: Сборник / Ред. Н. Филипповский. -М.: Знание, 1978. 95с.
- Проект Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации».
- Проект Федерального закона «О туризме».
- Региональная экономика. Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк- Под ред. Т. Г. Морозовой. — 2-е изд. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Розен В.В. Математические модели принятия решений в экономике. — М.: Книжный дом «Университет», Высшая школа, 2002. — 288с.
- Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. — М.: Госкомстат России, 2002. 690.
- Санатории качество и экономика /Пратцель Г. Г., Штайнбах М., Кольманн Р. и др. — Мюнхен: Изд-во «I.S.M.H. Yerlag Geretsried», 1998. — 110 с.
- Санаторно-курортный комплекс в системе народного хозяйства России. — М.:Наук, 1995.
- Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: Ось-89, 1997.
- Сарян А.А. Спрос населения на рекреационные услуги. Проблемы прогнозирования — 1994. — № 2. С. 131 — 136.
- Свободные экономические зоны и развитие международного туризма: Научно-аналитический обзор. М., 1991. — 56с.
- Сеник С.В. Развития курортно туристического комплекса во взаимодействии с экономикой города. Дис. канд. эк. наук. — Кисловодск: КИЭП, 2002.
- Скрыпкин В.К. Курортно-туристический комплекс: Маркетинг, перспективы развития, стратегия продвижения. СПб.:СПбГУЭФ, 1999.-120с.
- Соловьев Б.Я., Толстова П. А. Менеджмент гостеприимства М.: РМАТ, 1997. — 108с.
- Татаринов А.А. Методология оценки и анализа экономики рекреационно-туристского региона. Сочи, СГУТиКД, 1998, 92 с.
- Трифонова С., Палий И. Денежная оценка рекреационных ресурсов// Маркетинг. 2001. — № 2 — с. 103−110.
- Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник/Г.А. Аванесова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов, А.И. Фролоф- Под ред Л. П. Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002.-367 с.
- Туристские фирмы и гостиницы: нормативное регулирование деятельности. — М.: Современная экономика и право, 2001. 320 с.
- Управление социальной сферой: учебник /под ред. В. Э. Гордина — СПб.: Изд во СПб ГУЭФ, 1998. — 298 с.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Федеральная программа о курортах. — Собрание законодательства РФ 1996. — № 6. — с. 1582−1695.
- Федеральная целевая программа развития туризма в России. — М.: Собрание законодательства РФ. 1996. -№ 11.- с. 2751 — 2761.
- Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения» -Постановление Правительства РФ № 101 от 2.02.96.
- Федеральный закон «О туристской деятельности». Собрание законодательства РФ — 1996. — № 49. — с.5491.
- Хальфин Р.А., Иванова Л. В. Об основных направлениях развития курортного дела в Российской Федерации/УКурортные ведомости. 2002. — № 5. -с.2−5.
- Хаширов О.А. Предпринимательство в сфере услуг.: Автореферат диссерт. докт. экон. наук СПб, 1993. — 44 с.
- Цацулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга М., Изд-во «Филинъ», 1997. -296с.
- Чернышев А. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов гостиничного комплекса. — М.: Интел универсал 2000.
- Чернышев А.В. Геоэкономические аспекты формирования конкурентоспособности гостинично-туристского комплекса М: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2001 -151 с.
- Шиликбаев С.К. Стратегия регулирования экономики. М.: Дружба народов, 2001. — 160с.
- Шматченко В.Ф., Шматченко В. В., Применение информационных технологий для развития туризма в России // Труды Академии туризма. Часть V. -СП6.0ЛБИС, 1996.
- Шпилько С.П. Курортный «рубикон» Курортные ведомости. 2001. № 5(8). — С.2−4.
- Шпилько С.П. Курортный рубикон II // Курортные ведомости № 3 (18) 2003, с.2−7.
- Штайнбах М., Пратцель Г. Г., Кольманн Р. и др. Санатории качество и экономика /Пратцель Г. Г., Штайнбах М., Кольманн Р. и др. — Мюнхен: Изд-во «I.S.M.H. Yerlag Geretsried», 1998. — 110 с.
- Экология, здоровье, курорты, туризм. Словарь справочник/ В. И. Криворучко, Л. В. Криворучко, А. В. Островерхое, И. П. Лебедева. М.: Медицина, 1997. — 224с.
- Экономика современного туризма / под ред. Г. А. Карповой. — Спб.: Издательский Дом «Герда», 1998. 412с.
- Этапы развития туризма: краткое методическое пособие для практической работы. СПб: Рос. творч. союза работа, культуры, 1995.
- Яковлев Е.П., Кудрявцев Ю. Н., Трофимов А. С., Маскулов М. М. Организационные и экономические технологии управления рациональным использованием ресурсов. // Экономика здравоохранения, 2002, № 11.
- Яковлев И.В. К вопросу о перспективах и проблемах развития санаторно-курортной отрасли/ТКурортные ведомости. 2001. -№ 5.- с.9−10.
- Янкевич В., Безрукова Н. Гостиницы туристского класса. Ценовая политика как элемент маркетинговой стратегии//Российская туристская газета.— 2001. —№ 11.
- Archer В., Fletcher I. The Economic Impact of Tourism in the Seychelles//Annals of Tourism Research. 1996. — 23 — P.32−47
- Booms B.H., Bitner M.Y. «Marketing Strategies and Organizational Structures for Service Firms» in Marketing of Services, eds: J. Donnely and W.R. George, Chicago: American Marketing Association, 1981. p. 47−51.
- Collection of Tourism Expenditure Statistics/World Tourism Organization. Madrid, 1995. — 104 p.
- Daniel Peand. More Firms Pladge Guaranteed service/The World Street Journal. 1991.
- Hamel G. Leading the Revolution. Harvard Business School Press. Boston (Mass.):-2000.
- Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. Harvard Business School Press. Boston (Mass.): — 1994.
- Kanter R.M. Evolve! Succeeding in the Digital Culture of Tomorrow.— Harvard Business School Press. Boston (Mass.): 2001.
- King D., Pizam A., Milman A. Social Impacts of Tourism. Host Percoption//Annals of Tourism Research. 1993. — 20. — P.650−665
- Kostecki M. Strategie marketing dans reconomie de servise// Unternehmung. Bern, 1994. — № 4. — P.239 — 248.
- Lankford S., Howard D. Developing a Tourism Impact Attitude Scale//Annals of Tourism Research. 1994. -21.- P.121−139
- Moore J.F. The Death of Competition. N.Y.: Harper Business, 1996.
- Porter M.E. On competition and strategy// — A Harvard Business Review Paperback, 1991.
- Smith S.L.J. The Tourism Product//Annals of Tourism Research. -1994.-Vol.21.
- The evolution in holiday travel facilities and in the flow of tourism inside and outside the European Gommunity Part 1 Main findings CEC., Dokyment, 1993.
- The travel and tourism industry: strategies for the future. Pergamon press, Oxford, 1987.
- Tourism accommodation statistics Madrid: WTO, 1996 — 49 p.
- Tourism trends to the year 2010. International forum, parliaments and local authorities WTO Cadiz Spain, 16−17 March, 1995.
- Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading (Mass.),
- White House Conference on tourism. Joint reading 4 August, 1993.
- Witt S. F., Moutinho L. Tourism market and managment handbook Prentice Hall, 1989.1995.