Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальные и личностные аспекты самоопределения связаны между собой постоянными взаимными переходами через механизм интериоризации-экстериоризации. Для существования личностного самоопределения необходима внешняя социальная фиксация, для социального — необходим личностный выбор. Для полноты анализа видов самоопределения необходимо рассматривать и самоопределение в практической деятельности. Здесь… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
    • 1. 1. Основные подходы к анализу самоопределения в психологии
      • 1. 1. 1. Самоопределение как самодетерминация. Субъектный подход
      • 1. 1. 2. Самоопределение как поиск смысла. Личностное самоопределение
      • 1. 1. 3. Самоопределение как аспект самосознания
      • 1. 1. 4. Понятие самоопределения в контексте теорий идентичности
      • 1. 1. 5. Социальное самоопределение. Групповая идентификация
      • 1. 1. 6. Самоопределение как выбор в проблемной ситуации
    • V. 1.1.7. Самоопределение как психологический механизм профессионального развития
      • 1. 2. Самоопределение как деятельность
      • 1. 3. Основные виды и сферы самоопределения
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАЗНОТИПНЫХ ПРОФЕССИЯХ
    • 2. 1. Самоопределение личности в профессиональной деятельности
      • 2. 1. 1. Профессия и профессиональная деятельность
      • 2. 1. 2. Личность как субъект профессионального самоопределения
      • 2. 1. 3. Самоопределение в профессиональном сообществе
      • 2. 1. 4. Самоопределение в профессиональной деятельности
    • 2. 2. Профессиональное самоопределение в гуманитарных профессиях
      • 2. 2. 1. Классификация профессий
      • 2. 2. 2. Особенности профессий гуманитарного типа
      • 2. 2. 3. Специфические феномены профессионального развития в гуманитарных профессиях
      • 2. 2. 4. Культурное самоопределение профессионала
      • 2. 2. 5. Гуманитарное самоопределение личности в профессии
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 3. 1. Исследование ценностных предпочтений у разнотипных профессионалов
      • 3. 1. 1. Цели и гипотезы исследования
      • 3. 1. 2. Описание методики и процедуры исследования. Выборка
      • 3. 1. 3. Результаты
    • 3. 2. Исследование профессиональной идентификации в разнотипных профессиях
      • 3. 2. 1. Цели и гипотезы исследования
      • 3. 2. 2. Описание методики и процедуры исследования. Выборка
      • 3. 2. 3. Результаты
    • 3. 3. Исследование профессионального самоопределения личности по отношению к основным параметрам профессиональной деятельности
      • 3. 3. 1. Цели и гипотезы исследования
      • 3. 3. 2. Описание методики и процедуры исследования. Выборка
      • 3. 3. 3. Результаты

Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Акту, а льно сть.

Практическая актуальность данной работы связана в первую очередь с изменениями, происходящими в нашем обществе и в человеческой культуре в целом. Основное направление этих изменений связано с увеличением свободы и необходимости самостоятельного выбора. Сосуществование различных систем ценностей ведет к необходимости диалога культур и личностному выбору позиции в этом диалогелогика традиционной классической науки, предполагающая единственный правильный выбор, переходит в «диа-логику» культуры, в которой развитие предполагает плюрализм мнений (Библер, 1990). Это имеет отношение не только к развитию науки и культуры, но и к современному существованию общества. В развитом обществе становится возможным и необходимым сосуществование различных, часто противоположных, точек зрения. Такое положение касается и профессиональной сферы, причем, в первую очередь, это касается профессий наиболее близких к культурной, гуманитарной сфере жизнедеятельности общества. Неопределенность, многозначность возможного отношения к профессии, смыслу трудовой деятельности и ее результатам, приводит к неизбежной необходимости личностных выборов на всем протяжении профессионального пути.

Профессиональное самоопределение становится необходимым не только в связи с технологическим развитием самих профессий или сменой трудовой деятельности, сколько в силу заданной многовариантности возможного отношения к профессиональной деятельности, особенно в определенного типа профессиях^.

Теоретическая актуальность данной темы связана с тем, что несмотря на широкий интерес к теме самоопределения в психологии (Гинзбург, 1988, 1994; Карнозова, 1990; Маркова, 1996; Пряжников, 1996 и др.), «определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей» (Пряжников, 1996а, с.13). Основной причиной такого положения мы считаем тенденцию рассматривать проблемы самоопределения личности изолировано, в контексте только юношеского возраста или как выбора профессии. Несомненно, что проблема самоопределения включена в более широкий контекст исследований профессионального развития и не может быть сведена только к юношескому выбору или переквалификации в связи с потерей работы.

С другой стороны, остаются и традиции узкого понимания предмета психологии труда как исследования процесса конкретной трудовой деятельности (часто только материальной) и особенностей ее субъекта. Но «изучение и рационализация труда человека. должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом анализа должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельностей (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)» (Стрелков, 1999, с. З).

Известный исследователь профессионального самоопределения Пряжников Н. С. (1996) отмечает, что к настоящему времени все более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам в этой проблематике. А Стрелков Ю. К. указывает, что «большие перспективы для профессиональной психологии открывает социально-психологическое обоснование применения понятия „действие“. Социальный характер действия необходимо сопоставить с технологическим процессом» (Стрелков, 1999, с. 19).

Таким образом, перспективы исследований в психологии труда связываются с интеграцией различных отраслей психологии.

Мы считаем, что анализ собственно профессионального самоопределения не может быть достаточно эффективным при его изолированном исследовании вне целостного подхода к феномену самоопределения личности в целом, построенного на единых методологических и теоретических позициях. И современный уровень развития отечественной методологии позволяет ставить и решать такую задачу.

Методологической основой исследования являются основные методологические концепции отечественной психологии, представленные в работах C.JI. Рубинштейна, JI.C. Выготского и А. Н. Леонтьева. В теории C.JI. Рубинштейна мы, в первую очередь, ориентировались на его анализ субъекта жизненного пути, концепцию самодетерминации личности и принцип «преломления внешних воздействий через внутренние условия». Все эти представления последовательно развиваются в работах К.А. Абульхановой-Славской и А.В. Бруш-линского. Культурно-историческая теория JI.C. Выготского дает основу для анализа соотношения между внутрипсихологическими и социальными формами отношений человека через концепцию интериоризации и формирования высших форм психического. Теория деятельности А. Н. Леонтьева позволяет анализировать жизнедеятельность человека в единстве субъекта и объекта как отдельных сторон единого процесса деятельности. Развитие концепций А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского в работах московской школы психологов: А.Г. Асмо-лова, В. А. Иванникова, А. А. Пузырея, В. А. Петровского, В. В. Столина и многих других, может стать основой для анализа проблемы профессионального самоопределения личности в контексте целостного психологического знания.

Общей целью нашей работы является разработка теоретической модели профессионального самоопределения личности в реально осуществляемой трудовой деятельности и исследование особенностей такого самоопределения в разного типа профессиях. Мы считаем, что действительное самоопределение личности происходит только в процессе осуществления профессиональной деятельности, а не при ее выборе или обучении. В первую очередь, это относится к таким типам профессий, в которых условия заданы неопределенно и возможны различные социальные оценки результата.

Общая гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют особенности профессионального самоопределения личности в разного типа профессиях. В профессиях гуманитарного типа это обусловлено неопределенностью и многозначностью основных параметров трудовой деятельности и повышенными социальными требованиями к личностным качествам профессионала. Особенности профессионального самоопределения в профессиях гуманитарного типа выражаются в высокой личностной значимости профессиональной деятельности для профессионала, что проявляется в:

1) повышенной требовательности к профессиональному идеалу, особенно к личностным качествам профессионала, его мировоззренческим и ценностным установкам;

2) высоком значении профессионального сообщества в формировании профессиональной идентичности и ориентации в профессиональной деятельности на общекультурные гуманитарные ценности;

3) освоении целостной структуры профессиональной деятельности, включая ее специфические предмет и смысл, обусловленные общественным разделением труда.

Для реализации поставленной цели и проверки общей гипотезы были поставлены следующие задачи :

1. Рассмотреть основные теоретические подходы к анализу проблемы самоопределения личности в психологии для определения методологических и теоретических оснований для построения обобщенной теоретической модели исследуемого феномена.

2. Проанализировать основные направления исследований профессионального самоопределения для выделения специфических особенностей этого вида самоопределения личности.

3. Провести анализ основных типов профессий как сферы профессионального самоопределения личности.

4. Подобрать адекватные целям и задачам исследования методики эмпирического изучения профессионального самоопределения.

5. Выделить основные особенности профессионального самоопределения личности в гуманитарных профессиях.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются представители различных профессиональных групп разного типа профессий, взрослые работающие профессионалы. В общей сложности в комплексе проведенных эмпирических исследований приняло участие 233 человека.

Предмет исследования — профессиональное самоопределение личности действующих профессионалов, проявляющееся на личностном, социально-психологическом и деятельно-стном уровнях.

Методы исследования. В эмпирической части исследования мы использовали авторские модификации методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича (см. Леонтьев Д. А., 1992) и методики исследования идентификации The Self Social Symbols Tasks (Long В., Ziller R., Henderson R., 1968), оригинальный вариант которой представлен и описан Столиным В. В. (Общая психодиагностика, 1987). Также было использовано структурированное интервью с использованием методических приемов анализа предмета деятельности через особенности выделяемых респондентом проблемных профессиональных ситуаций и анализа предельных смыслов выполняемой деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается сравнительным анализом различных теоретических подходовиспользованием стандартных, проективных и качественных методов сбора эмпирических данныхтщательным формированием выборкисочетанием статистической и качественной обработки результатов. Положения, выносимые на защиту.

1. Сущностью профессионального самоопределения является формирование профессиональной деятельности личности через определение личностного смысла выбранной социальной практики. Профессиональное самоопределение является самостоятельной деятельностью личности, основным мотивом которой является интеграция профессиональной деятельности в целостную структуру деятельностей человека (или иерархию мотивов). Результаты профессионального самоопределения проявляются в свойствах личности профессионала, социально-психологических особенностях профессиональной идентификации и смысловых аспектах профессиональной деятельности личности.

2. Анализ профессий по основным параметрам профессиональной деятельности — предмету, условиям, средствам и результату — позволяет выделить особый тип профессий, который мы называем гуманитарным. Общей особенностью указанных параметров деятельности в профессиях гуманитарного типа является их неопределенность и социальная многозначность, что приводит к особой значимости личностного выбора при профессиональном самоопределении. Важным фактором формирования профессий гуманитарного типа также являются высокие социальные требования к личностным качествам профессионала. 3. Профессиональное самоопределение личности в разного типа профессиях имеет существенные отличия. Профессиональное самоопределение в профессиях гуманитарного типа характеризуется особой личностной значимостью профессии, которая для профессионалов этого типа необходима и вследствие общественных ожиданий, и в силу особенных условий формирования самой деятельности гуманитарного типа. Эта значимость проявляется в следующем:

— в ориентации на высокий уровень требований к личностным свойствам профессионала, что приводит к существенной разнице между реальной самооценкой и идеальным образом профессионала;

— в ориентации в своей профессиональной деятельности на реализацию общекультурных общественных ценностей и увеличении количества профессионалов в референтной группе;

— в осознании и личностном принятии специфического предмета и мотива своей профессиональной деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость.

В диссертации впервые:

1. Предложена теоретическая модель профессионального самоопределения как самостоятельной деятельности личности, основным мотивом которой является интеграция профессиональной деятельности в целостную структуру деятельностей человека, а результатомформирование профессиональной деятельности через усвоение личностью специфических для профессии предмета и мотива.

2. Выделен и описан гуманитарный тип профессий, который отличается социальной многозначностью и неопределенностью основных параметров профессиональной деятельности — предмета, средств и результатаа также повышенными социальными требованиями к личностным качествам профессионала.

3. Эмпирически зафиксированы и проанализированы особенности профессионального самоопределения личности в профессиях гуманитарного типа, которые проявляются в высокой личностной значимости профессии, расхождении реальных личных и идеальных профессиональных иерархий ценностей, повышении количества профессионалов в референтной группе и личностном принятии специфического смысла профессиональной деятельности.

4. Использованы авторские модификации и разработки таких методических приемов исследования профессионального самоопределения как оценка расхождения реальных личных и идеальных профессиональных ценностей, определение прототипов профессиональной идентификации и особенностей референтной группы профессионала, анализ предмета и смысла профессиональной деятельности через выявление профессионально значимых проблемных ситуаций с помощью структурированного интервью. Практическая значимость.

Теоретические и эмпирические результаты данной работы могут послужить основой:

— для профессионального консультирования при выборе профессии и в целях оптимизации профессионального развития личности;

— для построения оптимальной системы профессионального воспитания будущих специалистов в процессе обучения и на начальных этапах освоения профессиональной деятельности в целях профилактики возможных нарушений.

Предложенные в диссертации оригинальные модификации методик могут использоваться как для научного, так и для практического изучения особенностей профессионального самоопределения личности. Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Основные результаты исследований были использованы в учебных курсах, читаемых автором на отделении психологии Северного международного университета г. Магадана. Основные идеи работы докладывались на региональных научных конференциях «Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее» (Магадан, 1998), «Магадан: годы, события, люди» (Магадан, 1999) и «Идеи, гипотезы, поиск» (Магадан, 1999).

Структура и объем диссертации

.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Основной текст занимает 119 страниц, содержит 4 таблицы и 6 графиков.

Список литературы

включает 153 наименования, из них 8 на английском языке. В приложениях представлены бланки используемых методик и первичные данные эмпирических исследований. Общий объём работы 141 страница.

Выводы.

Обобщая материалы представленной работы, можно сделать следующие выводы.

1. Сущностью профессионального самоопределения является формирование профессиональной деятельности личности через определение смысла выбранной социальной практики, освоение (интериоризацию) социально заданной структуры профессиональной деятельности, и, в первую очередь, ее специфических мотивов.

2. Действительным субъектом профессионального самоопределения является личность, понимаемая как целостный субъект системы деятельностей человека. Профессиональное самоопределение, с одной стороны, является психологическим механизмом профессионального развития, с другой — самостоятельной деятельностью, основным мотивом которой является интеграция профессиональной деятельности в целостную структуру деятельностей человека (или иерархию мотивов). Она выражается в двух смысловых планах каждого человеческого действия. С одной стороны, это внешний предметный план деятельности, с другой — внутренний психологический план, «работа личности» или самоопределение. Последнее проявляется в действиях, направленных на самосохранение, воспроизводство и развитие личности.

3. Социальные и личностные аспекты самоопределения связаны между собой постоянными взаимными переходами через механизм интериоризации-экстериоризации. Для существования личностного самоопределения необходима внешняя социальная фиксация, для социального — необходим личностный выбор. Для полноты анализа видов самоопределения необходимо рассматривать и самоопределение в практической деятельности. Здесь социальная фиксация (во внутреннем диалоге или внешнем общении) заменяется материальной реализацией самоопределения в виде преобразования материального окружающего мира. Таким образом, профессиональное самоопределение как самостоятельная деятельность личности разворачивается в трех взаимосвязанных «пространствах»: в сфере личности, в сфере социально-психологических отношений и в самой профессиональной деятельности.

4. В результате анализа профессий по основным параметрам профессиональной деятельности: предмету, условиям, средствам и результатуа также по особенностям социальных требований к профессионалу, выделяется особый тип профессий, который мы называем гуманитарным. Общей особенностью указанных параметров деятельности в профессиях гуманитарного типа является их неопределенность и социальная многозначность, что приводит к особой значимости личностного выбора при профессиональном самоопределении.

5. Профессиональное самоопределение в профессиях разного типа имеет существенные отличия. Особенности профессионального самоопределения в гуманитарных профессиях проявляются в следующем:

— на уровне личностных свойств (ценностные ориентации) особенности профессионального самоопределения в гуманитарных профессиях выражаются в повышенных требованиях к идеальному профессионалу. Высокая степень интеграции между личной иерархией ценностей и представлением об идеальном профессионале, наблюдаемая у представителей технического типа профессий, вероятно, свидетельствует о формировании достаточно реалистичного идеала с невысокими требованиями к личностным особенностям профессионала и, соответственно, большей возможности их выполнения. В профессиях гуманитарного типа отмечается низкое или избирательное (не по всем ценностям) сходство в реальной и идеальной ценностных иерархиях, что говорит о высоких, возможно полностью недостижимых требованиях к профессиональному идеалу;

— на социально-психологическом уровне (ролевая идентификация и референтная группа) особенности профессионального самоопределения в профессиях гуманитарного типа проявляются в выборе типа профессиональной роли и количестве значимых профессионалов в референтной группе. Представители профессий гуманитарного типа значимо чаще идентифицируются с профессионалом, ориентированным в своей деятельности на реализацию общекультурных общественных ценностей, Представители технического типа профессий не избирательны в выборе профессионального прототипа и легко идентифицируются одновременно с большинством типов профессионалов. Представители гуманитарного типа профессий значительно чаще включают в свою в референтную группу профессионалов из своей или близкой области труда, что свидетельствует о повышении значимости реально действующих профессионалов в ближайшем окружении. Последнее является следствием личностной значимости профессии и сложности формирования индивидуального образа профессионала;

— профессионалы гуманитарного типа в большей степени осознают и принимают специфические предмет и мотив своей профессиональной деятельности, что свидетельствует о сформированности целостной структуры профессиональной деятельности личности. У представителей технического типа профессий более распространено отношение к своей профессии как к средству реализации внепрофессиональных, «внешних» по отношению к профессии целей или не зависимых от сущности профессии ценностей: материальное вознаграждение, межличностные отношения, социальные удобства и т. п. В качестве существенных профессиональных проблем профессионалы гуманитарного типа выделяют сложности решения специфических профессиональных задач, а представители профессий технического типа — неспецифические для конкретной профессии условия трудовой деятельности;

— в целом у представителей профессий гуманитарного типа проявляется высокая личностная значимость профессии, обусловленная общественными ожиданиями и особыми условиями формирования профессиональной деятельности, что предполагает культурное самоопределение самой профессии посредством профессионального самоопределения ее представителей. Сложности формирования индивидуального образа профессионала могут приводить к появлению таких специфических феноменов профессионального развития, как «синдром сгорания» и профессиональные деформации.

6. Результаты эмпирических исследований также подтверждают, что сам факт принадлежности к гуманитарной (с социальной точки зрения) профессии не обеспечивает гуманитарного самоопределения. Тип профессии определяется наряду с социальными ожиданиями также профессиональным самоопределением конкретных ее представителей. В связи с этим, возникают существенные сложности в отнесении той или иной профессии к гуманитарному типу при ориентации на существующие классификации профессий. Последние основаны в большей степени на «социальном» подходе, учитывающем объективные требования к профессионалам, а не их психологическую позицию. Частично эта проблема решается через выделение в рамках профессий отдельных профессиональных подгрупп по типу трудовой деятельности, но в любом случае, принципиальная возможность гуманитарного самоопределения в любой профессии не позволяет проводить между профессиями жесткой границы. Формирование профессии как гуманитарной происходит на пересечении трех факторов: объективных особенностей профессиональной деятельности, социальных ожиданий по отношению к представителям данной профессии и личностного выбора конкретных профессионалов. Вследствие этого говорить о принадлежности определенной профессии к гуманитарному типу можно только при обязательном учете всех этих составляющих.

Заключение

.

Общей целью нашей работы было изучение профессионального самоопределения взрослых людей в процессе осуществления профессиональной деятельности. Мы предложили анализ такого самоопределения как самостоятельной деятельности личности, мотивом которой является интеграция профессиональной деятельности в целостную систему деятельностей человека через усвоение ее специфического смысла. Это, в свою очередь, позволило нам поставить и проверить гипотезу о различиях самоопределения в профессиях разного типа и эмпирически установить особенности самоопределения в профессиях гуманитарного типа.

Естественно, развиваемые в нашей работе теоретические конструкты не могут быть полностью раскрыты представленным эмпирическим материалом. И поэтому возникает необходимость отметить некоторые перспективы как теоретического развития данной темы, так и дальнейшей эмпирической верификации выдвигаемых положений.

Основные проблемы, с которыми мы столкнулись в решении поставленных задач, касаются ограничений, связанных с использованием стандартизованных методов и статистических обобщений. Соответственно, в качестве перспектив исследований мы видим использование качественных подходов для изучения конкретных вариантов профессионального пути или кризисных этапов профессионального развития. Наиболее адекватными для таких задач могут быть биографические или лонгитюдные методы, интервью и беседа. Эти методы позволят избежать и ограничений, связанных с использованием «социальных», нормативных классификаций профессий для формирования выборки, и перейти к психологической классификации профессионалов.

Ближайшей теоретической задачей дальнейшей разработки темы может стать операциональный анализ деятельности самоопределения через выделение действий самоопределения, и в частности, анализ профессионального поступка как поворотного акта самоопределения в проблемной профессиональной ситуации. Необходимо также развитие понятия самоопределения как механизма профессионального развития в контексте целостного профессионального пути и различных вариантов этого пути — от вершин профессиональной самореализации до профессиональных деформаций.

Предлагаемое нами разделение профессий на гуманитарные и технические — не упрощение существующих классификаций, и не их отрицание. Это скорее обозначение конкретных психологических особенностей и проблем профессионализации, обусловленных профессиональной принадлежностью. Это попытка перехода от социальных классификаций профессий, основанных на социально нормативных требованиях, задаваемых профессионалу извне, к психологической классификации профессионалов, основанной на их отношении к своей профессии, на особенностях их профессионального самоопределения.

Принадлежность к гуманитарной профессии или гуманитарное самоопределение ничем не хуже и не лучше какого-либо другого. Оно просто предполагает взятие на себя дополнительных, часто сверхнормативных, обязательств, превращение профессии в «образ жизни» (Хараш, 1994), требующий не «определенного набора знаний и технических навыков», а который нужно «исполнять, исходя из „самоумаления индивидуума“, то есть из отношения, которое.» профессионал устанавливает «.к себе самому в ходе этической работы над собой» (Фуко, 1998, с. 103−104).

Из этого следует и социальная, культурная важность поддержки гуманитарного самоопределения профессионалов. Такая позиция профессионала всегда есть результат дополнительного личностного или социального усилия и не появляется сама собой. В гуманитарных профессиях особое значение приобретают организованные и неформальные профессиональные объединения, позволяющие «удерживать» гуманитарность профессии, а также межпрофессиональное общение, воспитание «культуры» взаимодействия со смежниками, открывающее конечные цели профессиональной деятельности. В профессиях гуманитарного типа особую важность приобретает профессиональная личная зрелость, развитие которой должно быть специальной задачей и в процессе профессионального обучения и воспитания, и при повышении квалификации.

В конечном итоге от типа самоопределения профессионалов в гуманитарных практиках во многом зависит нравственный климат в обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.П., Араканцева Т. А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы. // Введение в практическую социальную психологию. / Под. ред. Ю. М. Жукова, J1.A. Петровской, О. В. Соловьевой. — М.: Наука, 1994. -с.146−158.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240с.
  3. Н.А. Выделение групп риска среди работающих учителей: прикладные аспекты психодиагностики склонности к развитию «синдрома сгорания» с помощью 16PF Р. Кет-телла. // Журнал прикладной психологии, 1998, № 6.
  4. Н.А., Молоканов М. В. Специальные способности школьных психологов.// Вопросы психологии, № 1−2, 1992.
  5. Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении.// Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. — с.37−74.
  6. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М, Изд-во МГУ, 1978.
  7. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии, 1996, № 1, с. 131−143.
  8. В.Г. Психологическое изучение профессиональной деятельности.// Вопросы психологии, № 1, 1989, с. 172−173.
  9. Ю.Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности.// В кн.: А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983, с.118−127.
  10. П.Артемьева Е. Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессий,// Вопросы психологии, 1986, № 3. -с. 127−133.
  11. Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структур субъективного опыта: контекст и задачи.// Мышление. Общение. Опыт. -Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1983.- с. 99−107.
  12. Р.А. Биографические кризисы личности: дисс. канд. психол. наук. -М., 1994,
  13. Н.Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник, 1984−85. М., 1986. -с.80−160.
  14. B.C. От наукоучения -к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. -М.Политиздат, 1990. -413с.
  15. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -200с.
  16. А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения. // Вопросы психологии, № 6, 1989, с. 74−81.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1986. — 464с.
  18. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Т. 21. М., «Советская Энциклопедия», 1975. — 640с.
  19. С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1998.
  20. . С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте.// Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1980, № 2, с.3−12.
  21. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. -302с.
  22. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии.// Вопросы психологии, № 6, 1990.
  23. А.В. Проблемы субъекта в психологической науке.// Психологический журнал, Т12, № 6, 1991, С.3−11.
  24. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения. // Психологический журнал, 1997, № 2. -с. 58−75.
  25. Введение в практическую социальную психологию. / Под. ред. Ю. М. Жукова, J1.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994 — 255с.
  26. Выготский J1.C. Проблема умственной отсталости. // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. -М.: Педагогика, 1984.
  27. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т., Т 6. -М.: Педагогика, 1984,-432с.
  28. Выготский J1.C. Конкретная психология человека./ Публикация А. А. Пузырея // Вестник Моск. ун-та, Серия 14, Психология, № 1, 1986.
  29. В.Е. Опыт таксономического анализа гностических профессий// Вопросы психологии, 1975, № 3, с.84−91.
  30. В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации// Вопросы психологии, 1987, № 1, с. 111−117.
  31. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема.// Вопросы психологии, 1988, № 2, с. 19−26.•О З. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.// Вопросы психологии, 1994, № 3, с.43−52.
  32. М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка. // Мир психологии и психология в мире, № 3, 1995. -с.21−27.
  33. Т.М. Межличностные отношения и профессиональные намерения старшеклассников // Вопросы психологии, № 2, 1988. С.138−142.
  34. К.М. Психология труда в десятой пятилетке.// Вопросы психологии, № 6, 1976. С.20−23.
  35. У. Психология / Под. ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. — 368с.
  36. В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА-М, 1997. -256с.
  37. В.А. Подходы к анализу деятельности.// В кн. Традиции и перспективы дея-тельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева. М., Смысл, 1999. -429с., с.38−47.
  38. Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987. 208с.
  39. Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации.// Вопросы психологии, 1978, № 4.
  40. В.Г. Социально-психологические проблемы в психологии труда.// Социальная психология и общественная практика. -М.: Наука, 1985. -с.5−22.
  41. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. -415с.
  42. JI.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации.// Вопросы психологии, 1990, № 6, с. 75−82.
  43. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен. // Психологический журнал, т.9, № 5, 1988.-С.120−127.
  44. Е. Н. Психология формирования личности профессионала.// Психологический журнал, № 4, 1995, том 16, с. 147−148.
  45. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. -199с.
  46. Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1995, № 1, с.8−18.
  47. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.-224с.
  48. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. -512с.
  49. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.-269 с.
  50. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. — 320с.
  51. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -255с.
  52. И.М., Сухарев А. В. Методологические обоснования зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, 1989, № 5, с. 158−163.
  53. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности.// Вопросы психологии, 1989, № 5, с.18−26.
  54. М.А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса в труде. // Вопросы психологии, № 6, 1989. -с.81−92.
  55. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии, 1983, № 2. -с. 51−59.
  56. И. Ю. О двух типах личностного самоопределения // Магадан: годы, события, люди. Тезисы докладов науч.-практ. конференции, посвящ. 60-летию г. Магадана. Магадан, 1999.- с.44−45.
  57. С.А. Пространственно-временные и личностные аспекты жизненного пути северян: Дисс.канд.психол.наук. М., 1999,
  58. Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
  59. А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., 1987.
  60. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -112с.
  61. О.А. Образовательная технология профессионального воспитания учителя: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995.
  62. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1983. -320с. -с.94−231.
  63. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. -18с.
  64. Д.А., Бузин В. Н. Особенности смысловой структуры мировоззрения при хроническом алкоголизме. // Вестник МГУ, Сер. 14, Психология, 1992, № 3, с.22−30.
  65. Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. — 36с.
  66. А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту. // Журнал практического психолога, № 9, 1998.
  67. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1984.
  68. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1998. -336с.
  69. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998.-496 е., ил.
  70. А. К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308с.
  71. В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека// Вопросы психологии, 1994, № 3, с. 144−149.
  72. М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя. // Вопросы психологии, № 1, 1998. с.44−53
  73. Миронова Т. Я, Самосознание профессионала. Улан-Уде: Издательство Бурятского госуниверситета, 1999. — 200с.
  74. Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания: Авто-реф.дисс.докт.психол.наук. М., 1999.
  75. Л.М. Формирование профессионального самосознания педагога. // Вопросы психологии, 1990, № 3, с.58−64.
  76. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии, № 4, 1997.
  77. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.-200с.
  78. Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя. // Вопросы психологии, № 3, 1998, с.3−16.
  79. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Съюпера. // Вопросы психологии, 1975, № 5, с.110−122.
  80. В. Ф. Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. -М., 1981.-83 с.
  81. Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов./ Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев и др. М.: Наука, 1995. — 236с.
  82. Г. С. Самоконтроль человека. -Л.: Изд-во Л. ун-та, 1989. -192с.
  83. В.Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе.//Психологический журнал, 1998, Т. 19, № 1.
  84. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 208с.
  85. ЮО.Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 400с.
  86. А.В., Петровский В. А. Личность и ее активность в свете идей А.Н. Леонтьева. // В кн.: А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Йзд-во Моск. ун-та, 1983. С.231−239.
  87. А.В. Вопросы теории и истории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. -272с.
  88. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.-512с,
  89. Ю.П. Профессиональное становление личности: Автореф. дисс. докт. пси-хол. наук, М., 1999.
  90. JI.B. Методы изучения процессов идентификации.// Вопросы психологии, № 1, 1988, с.163−167.
  91. Юб.Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 256с.
  92. Ю7.Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе.// Вопросы психологии, № 1, 1996.
  93. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  94. А.А. Культурно-историческая теория JI.C. Выготского и современная психология. М.: МГУ, 1986.
  95. ПО.Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.: ВЕИП, 1995. — 288с.111 .Ратникова М. А. Исследование психологических особенностей профессиональной переориентации в зрелом возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
  96. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии, № 1, 1988, с.83−88.
  97. ПЗ.Розин М. В. Психология судьбы: программирование или творчество? // Вопросы психологии, № 1,1992.
  98. Н.Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков.// Вопросы психологии, № 4, 1997, с. 39−47.
  99. B.C. Проблемы воспитания в свете психосоматической парадигмы.// Вопросы психологии, № 6, 1989, с.22−28.
  100. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т., Т.2.-М.: Педагогика, 1989. -328с.
  101. В.Ф., Ников Г. П. Психологические аспекты самоопределения личности.// Психологический журнал, 1984, № 4, с.65−73.
  102. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб.: Соц.-психол.центр, 1996. — 349с.
  103. JI.C. Анализ опыта разработки экспериментальных ценностей. // Психологический журнал, 1996, № 1, с. 157−167.
  104. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте.// Вопросы психологии, 1989, № 2, с.27−35.
  105. В.В. Проблема самосознания личности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева.// В кн.: А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. с.220−230.
  106. В.В. Самосознание личности. М.: Из-во МГУ, 1983. — 284с.
  107. Ю.К. Операционально- смысловые структуры профессионального опыта.// Вест. Моск. ун-та. Сер. 14., Психология, 1990, № 3.
  108. Ю.К. Перцептивный мир, действие и структуры профессионального опыта.// В кн.: Мышление и субъективный мир: Сб. науч. трудов. Ярославль, 1991.-с.14−19.
  109. Ю.К. Психология жизненных кризисов и значимых событий.// Психологический журнал, т. 14, № 5, 1993. с. 141 -142.
  110. Ю.К. Психологическое содержание штурманского труда в авиации: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1992.
  111. Ю. К. Психологическое содержание операторского труда. М: Российское психологическое общество, 1999. -196с.: ил.
  112. В. Стили профессиональной деятельности как часть проблемы стиля в психологии.// Стиль человека: психологический анализ./ Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. -310с., с.163−173.
  113. Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме.// Журнал практического психолога, № 5, 1998.
  114. Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога. // Психологическая газета, № 1, 1998.
  115. Дж. С., Оукс П. Дж., Хэслем С. А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа. // Иностранная психология, 1994, № 2, с. 8−17.
  116. В.И. Психолого-педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта труда в дошкольном возрасте.// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1989, № 4, с.39−48.
  117. Философия и методология науки. В 2-х частях. М.: SvR — Аргус, 1994.
  118. Г. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии, № 6, 1994.
  119. М. Забота о себе./ Пер. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы под ред. А. Б. Мокроусова. Ки-ев-М.: Дух и литера- Грунт- Рефл-бук, 1998. — 288 с.
  120. А.У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура. // Введение в практическую социальную психологию. / Под. ред. Ю. М, Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. — с.60−89.
  121. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608с.
  122. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.-М., 1982.
  123. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М., 1985.
  124. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.
  125. Э. Детство и общество. С-Пб., 1996.
  126. Э. Идентичность: юность и кризис. М: «Прогресс», 1996. — 344с.
  127. А.В. Системный кризис психологии.//Вопросы психологии, № 2,1999,с.3−11.
  128. Ясюкова Л, А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей. // Вопросы психологии, № 5, 1990, с.72−81.
  129. Arnold John. From Education to Job Markets./ On the Move: the Psychology of Change and Transition. Edited by S. Fisher and C.L. Cooper. John Wiley & Sons Ltd., N.-Y., 1990. — p. 207−229.
  130. BrandenN. The Psychology of Self-Esteem. Los Angeles: Nash Publishing, 1969.
  131. Gilbert Paul. Changes: Rank, Status and Mood./ On the Move: the Psychology of Change and Transition. Edited by S. Fisher and C.L. Cooper. John Wiley & Sons Ltd., N.-Y., 1990. — p. 3351.
  132. Maslach Ch. Burnout: The cost of caring. Englewood Clifs: Prentice Hall, 1982. -192p.
  133. Phares E. Jerry. Clinical Psychology: Concepts, Methods & Profession. -4th ed. Brooks/Cole Publishing Company Pacific Grove, California, 1992. -573p.
  134. Schlenker B. Impression management: The self-concept, social identity and interpersonal relations. Monterey, 1982.-VIII, 344p.
Заполнить форму текущей работой