Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях
Диссертация
Социальные и личностные аспекты самоопределения связаны между собой постоянными взаимными переходами через механизм интериоризации-экстериоризации. Для существования личностного самоопределения необходима внешняя социальная фиксация, для социального — необходим личностный выбор. Для полноты анализа видов самоопределения необходимо рассматривать и самоопределение в практической деятельности. Здесь… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
- 1. 1. Основные подходы к анализу самоопределения в психологии
- 1. 1. 1. Самоопределение как самодетерминация. Субъектный подход
- 1. 1. 2. Самоопределение как поиск смысла. Личностное самоопределение
- 1. 1. 3. Самоопределение как аспект самосознания
- 1. 1. 4. Понятие самоопределения в контексте теорий идентичности
- 1. 1. 5. Социальное самоопределение. Групповая идентификация
- 1. 1. 6. Самоопределение как выбор в проблемной ситуации
- V. 1.1.7. Самоопределение как психологический механизм профессионального развития
- 1. 2. Самоопределение как деятельность
- 1. 3. Основные виды и сферы самоопределения
- 1. 1. Основные подходы к анализу самоопределения в психологии
- 2. 1. Самоопределение личности в профессиональной деятельности
- 2. 1. 1. Профессия и профессиональная деятельность
- 2. 1. 2. Личность как субъект профессионального самоопределения
- 2. 1. 3. Самоопределение в профессиональном сообществе
- 2. 1. 4. Самоопределение в профессиональной деятельности
- 2. 2. Профессиональное самоопределение в гуманитарных профессиях
- 2. 2. 1. Классификация профессий
- 2. 2. 2. Особенности профессий гуманитарного типа
- 2. 2. 3. Специфические феномены профессионального развития в гуманитарных профессиях
- 2. 2. 4. Культурное самоопределение профессионала
- 2. 2. 5. Гуманитарное самоопределение личности в профессии
- 3. 1. Исследование ценностных предпочтений у разнотипных профессионалов
- 3. 1. 1. Цели и гипотезы исследования
- 3. 1. 2. Описание методики и процедуры исследования. Выборка
- 3. 1. 3. Результаты
- 3. 2. Исследование профессиональной идентификации в разнотипных профессиях
- 3. 2. 1. Цели и гипотезы исследования
- 3. 2. 2. Описание методики и процедуры исследования. Выборка
- 3. 2. 3. Результаты
- 3. 3. Исследование профессионального самоопределения личности по отношению к основным параметрам профессиональной деятельности
- 3. 3. 1. Цели и гипотезы исследования
- 3. 3. 2. Описание методики и процедуры исследования. Выборка
- 3. 3. 3. Результаты
Список литературы
- Авдуевская Е.П., Араканцева Т. А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы. // Введение в практическую социальную психологию. / Под. ред. Ю. М. Жукова, J1.A. Петровской, О. В. Соловьевой. — М.: Наука, 1994. -с.146−158.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240с.
- Аминов Н.А. Выделение групп риска среди работающих учителей: прикладные аспекты психодиагностики склонности к развитию «синдрома сгорания» с помощью 16PF Р. Кет-телла. // Журнал прикладной психологии, 1998, № 6.
- Аминов Н.А., Молоканов М. В. Специальные способности школьных психологов.// Вопросы психологии, № 1−2, 1992.
- Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении.// Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. — с.37−74.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М, Изд-во МГУ, 1978.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии, 1996, № 1, с. 131−143.
- Асеев В.Г. Психологическое изучение профессиональной деятельности.// Вопросы психологии, № 1, 1989, с. 172−173.
- Ю.Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности.// В кн.: А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983, с.118−127.
- П.Артемьева Е. Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессий,// Вопросы психологии, 1986, № 3. -с. 127−133.
- Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структур субъективного опыта: контекст и задачи.// Мышление. Общение. Опыт. -Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1983.- с. 99−107.
- Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: дисс. канд. психол. наук. -М., 1994,
- Н.Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник, 1984−85. М., 1986. -с.80−160.
- Библер B.C. От наукоучения -к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. -М.Политиздат, 1990. -413с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -200с.
- Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения. // Вопросы психологии, № 6, 1989, с. 74−81.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1986. — 464с.
- Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Т. 21. М., «Советская Энциклопедия», 1975. — 640с.
- Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1998.
- Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте.// Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1980, № 2, с.3−12.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. -302с.
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии.// Вопросы психологии, № 6, 1990.
- Брушлинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке.// Психологический журнал, Т12, № 6, 1991, С.3−11.
- Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения. // Психологический журнал, 1997, № 2. -с. 58−75.
- Введение в практическую социальную психологию. / Под. ред. Ю. М. Жукова, J1.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994 — 255с.
- Выготский J1.C. Проблема умственной отсталости. // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. -М.: Педагогика, 1984.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т., Т 6. -М.: Педагогика, 1984,-432с.
- Выготский J1.C. Конкретная психология человека./ Публикация А. А. Пузырея // Вестник Моск. ун-та, Серия 14, Психология, № 1, 1986.
- Гаврилов В.Е. Опыт таксономического анализа гностических профессий// Вопросы психологии, 1975, № 3, с.84−91.
- Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации// Вопросы психологии, 1987, № 1, с. 111−117.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема.// Вопросы психологии, 1988, № 2, с. 19−26.•О З. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.// Вопросы психологии, 1994, № 3, с.43−52.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка. // Мир психологии и психология в мире, № 3, 1995. -с.21−27.
- Горбатенко Т.М. Межличностные отношения и профессиональные намерения старшеклассников // Вопросы психологии, № 2, 1988. С.138−142.
- Гуревич К.М. Психология труда в десятой пятилетке.// Вопросы психологии, № 6, 1976. С.20−23.
- Джемс У. Психология / Под. ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. — 368с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА-М, 1997. -256с.
- Иванников В.А. Подходы к анализу деятельности.// В кн. Традиции и перспективы дея-тельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева. М., Смысл, 1999. -429с., с.38−47.
- Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987. 208с.
- Каверина Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации.// Вопросы психологии, 1978, № 4.
- Казаков В.Г. Социально-психологические проблемы в психологии труда.// Социальная психология и общественная практика. -М.: Наука, 1985. -с.5−22.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. -415с.
- Карнозова JI.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации.// Вопросы психологии, 1990, № 6, с. 75−82.
- Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен. // Психологический журнал, т.9, № 5, 1988.-С.120−127.
- Кирьянова Е. Н. Психология формирования личности профессионала.// Психологический журнал, № 4, 1995, том 16, с. 147−148.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. -199с.
- Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1995, № 1, с.8−18.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.-224с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. -512с.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.-269 с.
- Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. — 320с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -255с.
- Кондаков И.М., Сухарев А. В. Методологические обоснования зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, 1989, № 5, с. 158−163.
- Конопкин О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности.// Вопросы психологии, 1989, № 5, с.18−26.
- Котик М.А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса в труде. // Вопросы психологии, № 6, 1989. -с.81−92.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии, 1983, № 2. -с. 51−59.
- Кузнецов И. Ю. О двух типах личностного самоопределения // Магадан: годы, события, люди. Тезисы докладов науч.-практ. конференции, посвящ. 60-летию г. Магадана. Магадан, 1999.- с.44−45.
- Кузнецова С.А. Пространственно-временные и личностные аспекты жизненного пути северян: Дисс.канд.психол.наук. М., 1999,
- Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
- Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., 1987.
- Леонова А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -112с.
- Леонова О.А. Образовательная технология профессионального воспитания учителя: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1983. -320с. -с.94−231.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. -18с.
- Леонтьев Д.А., Бузин В. Н. Особенности смысловой структуры мировоззрения при хроническом алкоголизме. // Вестник МГУ, Сер. 14, Психология, 1992, № 3, с.22−30.
- Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. — 36с.
- Лидерс А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту. // Журнал практического психолога, № 9, 1998.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1984.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1998. -336с.
- Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998.-496 е., ил.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308с.
- Машин В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека// Вопросы психологии, 1994, № 3, с. 144−149.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя. // Вопросы психологии, № 1, 1998. с.44−53
- Миронова Т. Я, Самосознание профессионала. Улан-Уде: Издательство Бурятского госуниверситета, 1999. — 200с.
- Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания: Авто-реф.дисс.докт.психол.наук. М., 1999.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания педагога. // Вопросы психологии, 1990, № 3, с.58−64.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии, № 4, 1997.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.-200с.
- Митина Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя. // Вопросы психологии, № 3, 1998, с.3−16.
- Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Съюпера. // Вопросы психологии, 1975, № 5, с.110−122.
- Моргун В. Ф. Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. -М., 1981.-83 с.
- Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов./ Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев и др. М.: Наука, 1995. — 236с.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. -Л.: Изд-во Л. ун-та, 1989. -192с.
- Павленко В.Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе.//Психологический журнал, 1998, Т. 19, № 1.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 208с.
- ЮО.Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 400с.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Личность и ее активность в свете идей А.Н. Леонтьева. // В кн.: А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Йзд-во Моск. ун-та, 1983. С.231−239.
- Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. -272с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.-512с,
- Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: Автореф. дисс. докт. пси-хол. наук, М., 1999.
- Попова JI.B. Методы изучения процессов идентификации.// Вопросы психологии, № 1, 1988, с.163−167.
- Юб.Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 256с.
- Ю7.Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе.// Вопросы психологии, № 1, 1996.
- Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
- Пузырей А.А. Культурно-историческая теория JI.C. Выготского и современная психология. М.: МГУ, 1986.
- ПО.Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.: ВЕИП, 1995. — 288с.111 .Ратникова М. А. Исследование психологических особенностей профессиональной переориентации в зрелом возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
- Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии, № 1, 1988, с.83−88.
- ПЗ.Розин М. В. Психология судьбы: программирование или творчество? // Вопросы психологии, № 1,1992.
- Н.Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков.// Вопросы психологии, № 4, 1997, с. 39−47.
- Ротенберг B.C. Проблемы воспитания в свете психосоматической парадигмы.// Вопросы психологии, № 6, 1989, с.22−28.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т., Т.2.-М.: Педагогика, 1989. -328с.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологические аспекты самоопределения личности.// Психологический журнал, 1984, № 4, с.65−73.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб.: Соц.-психол.центр, 1996. — 349с.
- Смирнов JI.C. Анализ опыта разработки экспериментальных ценностей. // Психологический журнал, 1996, № 1, с. 157−167.
- Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте.// Вопросы психологии, 1989, № 2, с.27−35.
- Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева.// В кн.: А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. с.220−230.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Из-во МГУ, 1983. — 284с.
- Стрелков Ю.К. Операционально- смысловые структуры профессионального опыта.// Вест. Моск. ун-та. Сер. 14., Психология, 1990, № 3.
- Стрелков Ю.К. Перцептивный мир, действие и структуры профессионального опыта.// В кн.: Мышление и субъективный мир: Сб. науч. трудов. Ярославль, 1991.-с.14−19.
- Стрелков Ю.К. Психология жизненных кризисов и значимых событий.// Психологический журнал, т. 14, № 5, 1993. с. 141 -142.
- Стрелков Ю.К. Психологическое содержание штурманского труда в авиации: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1992.
- Стрелков Ю. К. Психологическое содержание операторского труда. М: Российское психологическое общество, 1999. -196с.: ил.
- Толочёк В. Стили профессиональной деятельности как часть проблемы стиля в психологии.// Стиль человека: психологический анализ./ Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. -310с., с.163−173.
- Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме.// Журнал практического психолога, № 5, 1998.
- Трунов Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога. // Психологическая газета, № 1, 1998.
- Тэрнер Дж. С., Оукс П. Дж., Хэслем С. А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа. // Иностранная психология, 1994, № 2, с. 8−17.
- Тютюнник В.И. Психолого-педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта труда в дошкольном возрасте.// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1989, № 4, с.39−48.
- Философия и методология науки. В 2-х частях. М.: SvR — Аргус, 1994.
- Форманюк Г. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии, № 6, 1994.
- Фуко М. Забота о себе./ Пер. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы под ред. А. Б. Мокроусова. Ки-ев-М.: Дух и литера- Грунт- Рефл-бук, 1998. — 288 с.
- Хараш А.У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура. // Введение в практическую социальную психологию. / Под. ред. Ю. М, Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. — с.60−89.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.-М., 1982.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М., 1985.
- Шмелёв А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.
- Эриксон Э. Детство и общество. С-Пб., 1996.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М: «Прогресс», 1996. — 344с.
- Юревич А.В. Системный кризис психологии.//Вопросы психологии, № 2,1999,с.3−11.
- Ясюкова Л, А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей. // Вопросы психологии, № 5, 1990, с.72−81.
- Arnold John. From Education to Job Markets./ On the Move: the Psychology of Change and Transition. Edited by S. Fisher and C.L. Cooper. John Wiley & Sons Ltd., N.-Y., 1990. — p. 207−229.
- BrandenN. The Psychology of Self-Esteem. Los Angeles: Nash Publishing, 1969.
- Gilbert Paul. Changes: Rank, Status and Mood./ On the Move: the Psychology of Change and Transition. Edited by S. Fisher and C.L. Cooper. John Wiley & Sons Ltd., N.-Y., 1990. — p. 3351.
- Maslach Ch. Burnout: The cost of caring. Englewood Clifs: Prentice Hall, 1982. -192p.
- Phares E. Jerry. Clinical Psychology: Concepts, Methods & Profession. -4th ed. Brooks/Cole Publishing Company Pacific Grove, California, 1992. -573p.
- Schlenker B. Impression management: The self-concept, social identity and interpersonal relations. Monterey, 1982.-VIII, 344p.