Самооценка и уровень притязаний младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Диссертация
Актуальность исследования. В отечественной специальной педагогике и психологии проведено большое количество исследований, посвященных вопросам развития детей с нарушениями речи, в которых рассматриваются особенности их познавательной сферы, специфика различных видов деятельности, аспекты речевого развития. Меньшее внимание уделялось изучению психологических особенностей личности детей с тяжелыми… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема развития самооценки и уровня притязаний в структуре личности ребенка
- 1. 1. Развитие самооценки в структуре личности ребенка
- 1. 2. Развитие уровня притязаний в структуре личности ребенка
- 1. 3. Особенности самооценки и уровня притязаний лиц, имеющих нарушения в развитии
- Глава 2. Организация и методы исследования
- 2. 1. Описание экспериментальной и контрольной группы
- 2. 2. Методы исследования самооценки и уровня притязаний
- Глава 3. * Особенности самооценки и уровня притязаний учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи и этапы их коррекции
- 3. 1. Результаты исследования самооценки учащихся контрольной и экспериментальной группы
- 3. 2. Результаты исследования уровня притязаний учащихся контрольной и экспериментальной группы
- 3. 3. Особенности самооценки и уровня притязаний учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
- 3. 4. Этапы коррекции самооценки и уровня притязаний учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М: Педагогика., 1980. -Т. 1.-230 с.
- Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1978. -18 с.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1980. — С. 3 — 19.
- Архипова Е.А. Влияние воспитателей и сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Минск, 1983.-25 с.
- Балаштик Б. Уровень притязаний //Диагностика психического развития.1. Прага, 1978.-С. 224−289.
- Батурин Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека // Вопр. психологи. 1984, № 5. — С. 131 — 137.
- Батурин Н.А., Курганский Н. А., Уровень притязаний как метод исследования личности // Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. С. 140 — 148.
- Белопольская Н.Л. Некоторые особенности уровня притязаний у детей с задержкой психического развития // Журн. невропат, и психиатр, им. С.С.
- Корсакова. 1974: Вып. 12. — С. 1866 — 1870.
- Белякова Л.И., Дъякова Е. А. Заикание: Учебное пособие. М., 1998. — 302 с.
- Берне Р. Развитие я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.311с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 188с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И.
- Фельдштейна. М., 1995. — 212 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
- Божович Л.И., Славина Л. С., Случаи неправильного взаимоотношения ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности // Вопр. психологии. 1976, № 1.-С. 130−139.
- П.Болдырева Т. А. Психологическое исследование и коррекционная работа в системе медико-педагогического лечения заикания: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1989. — 16 с.
- Борисова И.В. Особенности самосознания личности детей 10−15 лет из полных и неполных семей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996. — 16 с.
- Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. Учебное пособие. М.: РАН, Институт психологии, 1993. — 139 с.
- Бороздина Л.В., Видинска Л., Притязания и самооценка // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. М., 1986.№ 3. — С. 21 — 30.
- Бороздина Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психологии. 1993, № 1. С. 104−113.
- Братусь Б.С. Психологические особенности уровня притязаний выбора целей при психопатиях // Журн. невропат, и психиатр, им. С. С. Корсакова.1976:Вып.12. С. 1825−1828.
- Викулова Л.В. Исследование уровня притязаний у детей-олигофренов // Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965. — С. 183 — 190.
- Волкова Г. А. Личностные реакции заикающихся детей пяти лет // Психологические и речевые нарушения у детей. Л., 1973. — С. 9 — 23.
- Волкова Г. А. Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста // Нервно-психические и речевые нарушения. Л., 1982 — С. 69 — 79.
- Воробьева В.К. формирование связной речи учащихся с моторной алалией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1986. 16 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. -432 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т. З -369 с.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Пресс. 1993. — 221 с.
- Габриял Т.М. Самооценка как метод изучения личности. М., 1984. — 44 с.
- Гербачевский В.К. Индивидуальные особенности поведения в ситуации выбора в связи с некоторыми характеристиками интеллекта // Исследование личности в клинике и экстремальных условиях. Л., 1969. — С. 12 — 37.
- Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во МГУ, 1987.148 с.
- Глозман Ж.М., Калита Н. Г. Исследование уровня притязаний у больных афазией // Дефектология. 1983, № 1. — С. 3 — 8.
- Гриншпун И.Б. Введение в психологию М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 150 с.
- Дубровина М.В. Самооценка в речи детей младшего школьного возраста: Автореф. канд. дис.. психол. наук. М., 1994. — 16 с.
- Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1981, № 4. — С. 17 — 23.
- Захарова А.В. Генезис самооценки. Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1989.-44с.
- Захарова А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника II Вопр. психологии 1980, № 4. — С. 90 — 99.
- Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1971. -100с.
- Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 117 с.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 159 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Наука думка, 1982.-115 с.
- Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями речи: Книга для учителя. М.: Просвещение. — 1984. — 143 с.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. М.:1. Прометей, 1991.-219 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благо над еж иной. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
- Калин В.К., Панченко В. И. Изучение волевой активности школьников в связи с особенностями их продуктивного мышления // Вопр. психологии. 1980, № 2.1. С. 93 99.
- Капустин А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 15 с.
- Карева М.А. Об одном виде формирования патологического мотива в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1975. — 20 с.
- Катрич Г. И., Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994. -21 с.
- Клыпа О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми и понимание ребенком себя как личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1994.-21 с.
- Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дис.. канд.психол. наук. М., 1980. — 18 с.
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия: Учебное пособие Л.: ЛГПИ, 1985. -126 с.
- Коломинский Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательных школ в учебной деятельности и межличностных отношениях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Минск, 1972. — 21 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Полииздат, 1984. — 224 с.
- Кузьмина З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1973. — 17 с.
- Кузьмина Н.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М.:
- Просвещение. 1977. — 143 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.304 с.
- Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1974. — 35 с.
- Липкина А.И. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С. 210 — 229.
- Лисина М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников.-Кишинев. Штиница, 1983.-111с .
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Максаков А.В. Восприятие детьми дефектов произношения в своей и чужой речи: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1970. 203 с.
- Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника//Вопр. психологии. 1983, № 5. — С. 42−47.
- Меерович Р.И., Кандаратская К. М. Уровень притязания у детей истериков // Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей.1. Л., 1936. -С. 162−183.
- Мейли Р. Структура личности / /Экспериментальная психология / Под. ред. П. Фресса, Ж. Пиаже М.: Прогресс, 1975. Вып. 5. — С. 197 — 283.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968. Вып. 5. -102 с.
- Методика исследования уровня притязаний /Архенгельский областной инст-т переподготовки и повыш. квалиф. работ, обр-я. Правда Севера, 1995. — 83 с.
- Методические рекомендации по преодолению первичных нарушений развития у учащихся подготовительных и начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред Е. Ф. Соботович. Киев, 1989. — 213 с.
- Мясищев В.Н. Проблема личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и психофизиологии // Исследование личности в клинике и экстремальных условиях. Л., 1969. С. 37. — 54.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психол.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
- Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: Дис.. д-ра. психол. наук. -М., 1986. 278 с.
- Намазбаева Ж.И. Развитие уровня притязаний и самооценки в процессе обучения во вспомогательной школе в условиях самостоятельной трудовойдеятельности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1971. — 141 с.
- Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудностив работе // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — С.277.333.
- Неймарк М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующем направленность личности подростков // Вопр. психоогии. М., 1968, № 5. — С. 104- 110.
- Николаева В.В. Исследование уровня притязаний // Практикум по психологии. / Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтор М., 1972. — С. 214 — 219.
- Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под. ред. П. Фресса,
- Ж. Пиаже М.: Прогресс, 1975. — С. 15 — 110.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.-357 с.
- Общение и формирование личности школьника / Под. ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987. — 216 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Творческий центр «Сфера», 1996. — 237 с.
- Ольшанский Р.В. К анализу когнитивной самооценки человека //Проблемы медицинской психологии. М., 1979. — С. 90 — 106.
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. — 367 с.
- Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т. А. Власовой. -М.: Педагогика, 1985. 127 с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии//Вопр. психологии. 1984, № 4.-С. 15−29.
- Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих ислышащих школьников // Дефектология 1989, № 5. — С. 26 — 38.
- Психическое развитие воспитанников детского дом /Под ред. М. И. Лисиноой, И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика — 1990. — 264 с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.392 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. М.: Медицина 1970. -80 с.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми: Автореф. дис.. канд. психол. наук.1. М., 1970. 19с.
- Самоукина Н.В.- Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1995. -138 с.
- Сафин Е.Н. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения // Вопр. психологии. 1975, № 3. — С. 62 — 72.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1955. — 16 с.
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1968. -150 с.
- Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной ал алией.
- Учебной пособие. Киев, 1981. -150 с.
- Соколова Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.-215 с.
- Спирова А.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. М.: Просвещение, 1985. — 144с.
- Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопр. психологии. 1981, № 6. — С. 59 — 74.
- Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф дис.. канд. психол. наук. -М., 1977. 15 с.
- ЮЗ. Столин В. М. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 286 с.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: Коррекция, 1995.-208 с.
- Усанова О.Н., Слинько О. А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М., 1987. — С. 25 — 39.
- Фельдштейн Д.И., Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Цветкова Р.И., Аффект неадекватности в структуре личности подростка: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1977. 16 с.
- Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1982. -144с.
- Чудновский В.Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов у школьников // Вопр. психологии. 1968, № 1. — С. 67 — 74.
- НО. Шкловский В. М. Заикание. М., 1994. — 296 с.
- Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1 961 112.-363 с.
- Юлдашева С.М. Особенности проявления самооценки учащихся-подростков //
- Вопросы психологии. 1966, № 4. — С. 87 — 92.
- Юферева Т. И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977. — 17 с.
- Якобсон С.Г., Морева Г. И., Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания школьников // Вопр. психологии. 1985, № 3. — С. 55−61.
- Baldwin A. Theories of Child Development. N.Y.: Wiley, 1968. — 618 p.
- Dembo T. Der Arger als Dynamisches Problem //Psychol. Forsch. 1931.
- Festinger I. L. A theoretical interpretation of shifts in level of aspiration. //Psychol. Rev. 1942. V. 49 .
- Frank J. Recent studies of the level of aspiration // Psychol. Bull. 1941. V. 38.
- Heckhausen H. The anatomy of achievement motivation. N. Y. — London: Academy press, 1967- 215 p.
- Hoppe F. Erfolg und Misserfolg // Psychol. Forsch. 1930.14/ P. 1 — 62.
- Jucknat M. Leistung, Anspruchsnivea und Selbstbewussen // Psychol. Forsch. -1937 1938. Bd. 22. — P. 89 — 179.
- Lewin K., Dembo Т., Festinger I., Sears P. Level of aspiration // Personality and the Behavior Disorders. N.Y.: The Ronald Press Company 1944. — P. 333 — 379.
- Lewin K. Field theory in social science // Selected Theoretical Papers / Ed. by Cartwright D. London: Tavistock publ., 1952. — 346 p.
- Maslow. A. H. Motivation and personality/ N.Y.: Harper, 1954. — 411 p.
- Munn N. L. Psychology. The fundamental of human adjustment / Ed. by L. Carmichael. Boston: Mifflin, 1956. — 542 p.
- Robaye F. Niveaux d’aspiration et expectation. Paris: Presses Univ. de France.1957.-222 p.
- Pogers C. R, (ed.). The theoreputic relationship and its impact. Madison, 1967.
- Sears P. Level of aspiration in relation to some variables of personality: clinicalstudies//J. Soc. Psychol. 1941. V. 14