Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Применение мартенситностареющих сталей для повышения надежности высокопрочных крепежных элементов, работающих в морских условиях при низких климатических температурах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что сталь ДИ52-ВД, термически обработанная по штатному режиму, испытанная на циклическую релаксационную стойкость, согласно ГОСТ 26 007−83, обладает способностью упрочняться примерно до 1% от напряжения релаксации, в режиме «нагрузка до 0,9о0,2 — полная разгрузка». По сравнению со сталью 36Х2Н2МА (широко используемой при переменных нагружениях), сталь ДИ52-ВД по времени… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние вопроса
    • 1. 1. Анализ видов разрушения резьбовых крепежных элементов
    • 1. 2. Требования к материалам для крепежных элементов работающих в морских условиях
    • 1. 3. Сопоставление свойств сталей

Применение мартенситностареющих сталей для повышения надежности высокопрочных крепежных элементов, работающих в морских условиях при низких климатических температурах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие морской техники выдвигает в число первостепенных вопросы надежности элементов конструкций и их материалов. Среди них важное место занимают резьбовые соединения крепежных деталей из высокопрочных сталей, обеспечивающие плотность, прочность и долговечность присоединения разъема отдельных узлов и конструкции в целом. Практически во всех случаях оценки напряженного состояния на первых, опорных витках резьбы концентрируется большая часть нагрузки (30−40%).Высокая концентрация напряжений приводит к тому, что даже при сравнительно небольшом напряжении затяжки, а <0,3 ат во впадинах первых витков появляется пластическая деформация, которая после снятия или ослабления нагрузки приводит к потере затяжки. Повышение эксплуатационных нагрузок от давления, понижения температуры до климатического холода, воздействие коррозии при циклических нагрузках делают крепежные детали весьма нагруженными, особенно при нестационарных условиях.

Крепежные детали в сборе — сложный объект для наблюдения и регулярного контроля их технического состояния в процессе эксплуатации и плановых ревизий. Существующие методы расчета резьб не дают возможности точного прогнозирования долговечности крепеж- >Л., ных материалов на стадии проекта.. ><�Г>гЙ' -3 (¿-я.

В связи с этим особую актуальность приобретает комплексный^^ ^ подход к обеспечению надежности резьбовых соединений по оценке ' несущей способности высоконагруженных крепежных деталей, как с позиции материаловедения, так и конструктивной прочности по ха-. рактеристикам сопротивления усталостному и хрупкому разрушению, релаксационной способности, критической температуры хрупкости.

В свою очередь эти характеристики следует базировать на комплексе традиционных механических характеристик крепежных сталей при статическом разрыве, ударных испытаниях, которые определяются структурным их состоянием, зависящим от химического состава и режима термической обработки.

Наиболее распространенными материалами крепежных деталей являются углеродистые и низколегированные стали. Крепеж, изготовленный из этих сталей, характеризуется достаточным уровнем механических свойств, однако применение их в морской воде в услович, % 5.

VI ях климатического холода затруднено из-за низкой коррозионной стойкости, снижающей их работоспособность. С целью защиты этих сталей от общей коррозии применяют смазки и покрытия различного вида.

Однако использование покрытий (например, фосфата с пропиткой лаком БФ-2 или смазок типа СТМ) малоэффективно, так как в местах контактных поверхностей материал защитных покрытий быстро истирается. Применение металлических защитных покрытий типа кадмиевого может привести к наводораживанию поверхностей и являться локальным концентратором напряжений.

Изготовление крепежных деталей из коррозионностойких сталей типа 09Х16Н4Б (ЭП56) ОХ20Н5АГ12МФ (ДИ8) более перспективно. Но и здесь имеется ряд трудностей: для коррозионностойкой стали мартенситного класса ЭП56 (а0,2>850 МПа, ав>1000 МПа) характерно развитие коррозии по механизмам МКК (межкристаллит-ной) и КРН (коррозионного растрескивания под напряжением). Сталь аустенитного класса с азотом — ДИ8 имеет значительно более высоI | кую коррозионную стойкость к МКК и КРН, однако прочностные ха- <| рактеристики этой стали несколько ниже (а0,2<600 МПа, ав<800 ' ," | МПа), к тому же производство ее затруднено, потому что находится- - ?| на территории Украины.. С'!)V?. ¦" *.

Перспективным материалом для создания крепежных деталей к -* ъ. являются коррозионностойкие мартенситностареющие стали, — однойч из таких сталей может являться сталь 03X11Н8М2Ф-ВД (ДИ52-ВД), ' которая обеспечивает механические свойств а0,2850 МПаа^ЮОО МПа- 65>12%- Ч? >55%- КОТ>100 Дж/см2- КСУ>60 Дж/см2- является стойкой к МКК и КРН.

Эта сталь широко применяется на предприятиях для изготовления тяжелонагруженных сварных и не сварных элементов конструкций с временным сопротивлением ств>1000 МПа. Выпуск металлургического полуфабриката, поковок, раскатных колец освоен отечественными производителями в течение последних 15-ти лет. От ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» получено техническое задание на разработку директивной технологии изго- ' товления ответственных крепежных деталей из мартенситностарею-щих сталей для изделий, работающих в морских условиях.

Целью настоящей работы является повышение работоспособности материала крепежных деталей, работающих в морских условиях при температурах климатического холода.

Достижение поставленной задачи решалось следующими путями:

1. Исследование физико-механических и коррозионных свойств стали ДИ52-ВД стандартного состава.

2. Исследование влияния дополнительного легирования Т и В на физико-механические и коррозионные свойства стали ДИ52-ВД для крепежных деталей.

3. Разработка режима термической обработки сталей на основе этих схем легирования для крепежных деталей, обеспечивающих высокую надежность и работоспособность.

Результаты исследования показывают перспективность мартен-ситностареющих сталей для изделий, длительно работающих в морских условиях.

5. Исследовано влияния циклического нагружения, характерного для резьбовых элементов.

Установлено, что сталь ДИ52-ВД, термически обработанная по штатному режиму, испытанная на циклическую релаксационную стойкость, согласно ГОСТ 26 007–83, обладает способностью упрочняться примерно до 1% от напряжения релаксации, в режиме «нагрузка до 0,9о0,2 — полная разгрузка». По сравнению со сталью 36Х2Н2МА (широко используемой при переменных нагружениях), сталь ДИ52-ВД по времени эксперимента — 512 ч. показала наибольшую циклическую стойкость.

6. С целью увеличения сопротивления усталостному разрушению крепежа из стали ДИ52-ВД изучено влияния содержания в стали. промышленной выплавки титана (до 0,15%) и бора (до 0,002%)-, на механические, усталостные и коррозионные свойства. Проведено рентгеноструктурное исследование стали ДИ52-ВД, с содержанием 0,15% Л и 0,002% В на механические, усталостные и коррозионные свойства.

Показано положительное влияние бора, позволяющего стабилизировать субструктуру стали и повысить сопротивление малоцикловой усталости. Термообработка стали, содержащей бор по режиму с изотермическими выдержками позволяет повысить сопротивление усталостному разрушению при нагрузках близких к пределу текучести. Это позволяет использовать сталь в крепежных элементах с повышенной ресурсоспособностью.

7. Исследованы режим термической обработки стали ДИ52-ВД, содержащей титан и бор с предварительной ТЦО и изотермическими выдержками при нагреве под низкотемпературную закалку и окончательным старением и режим с промежуточным нагревом 660 °C и последующей низкотемпературной закалкой и отпуском 350 °C без окончательного старения.

Установлено, что первый режим эффективно влияет на более раннее развитие упруго-пластической деформации при близких значениях пределов текучести и временного сопротивления и при мелкозернистой структуре с равномерно фрагментированным мартенситом позволяет получить увеличение пластических свойств. Это способствует сохранению достаточной затяжки крепежного элемента, с другой стороны увеличивает его податливость при неравномерном распределении нагрузки по виткам резьбы. Напротив, режим с промежуточным нагревом 660 °C позволяет получить достаточную разницу между значениями предела текучести и временного сопротивления, с обеспечением достаточных прочностных, пластических и вязких свойств.

8. Сталь ДИ52-ВД внедрена для изготовления различного хладостойкого крепежа ответственного назначения, работающего в морских условиях. Производственные испытания на предельную несущую способность болтов при внецентренном растяжении, корпусов, изготовленных из стали ДИ52-ВД, содержащей титан и бор гарантированно обеспечивают требования конструкторской документации по прочности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.Ф. Коррозионное растрескивание и защита высокопрочных сталей. М.: Металургия, 1974. 177— 179с.
  2. Asayata Y. Delayed failure precipitation behaviour maraging steels // Trans. Jap. Inst. Metals. 1987. V.28. №> 4. P.281−290.
  3. JI.E., Перкас M.Д., Саррак В. И. Повышение механических свойств стали Н18К9М5Т воздействием внешнего напряжения при старении. Металловедение и термическая обработка ме-таллов, 1978.17−19 с.
  4. A.A., Приданцев М. В. Коррозионностойкие стали и сплавы. М.: Металлургия, 1971. 330 с.
  5. O.A., Березовская В. В. Влияние режима термической обработки на структуру, физико-механические и химические свойства Ni-Cr-Cu-Ti- мартенситностареющей стали. Металлы. 2007.№ 3. 40−47с.
  6. Bau В., Hansen., Huqes D. A., Lulman-Wilseocf D. // Akta met. mater. 1992. Y.40.P.205−219.
  7. B.B., Грачёв C.B., Ширихин В. Б. Исследование замедленного разрушения и начальных стадий распада пересыщенного твёрдого раствора мартенситностареющих сталей // Металлы. 2001. № 2. С.48−54. ' ' *
  8. В.В. О природе высокой склонности Fe-Ni- и Fe-Ni-Со-мартенситностареющих сталей с титаном к замедленному разрушению // Металлы. 2003. № 5. 42−53 с.
  9. И.А., Иосилевич Г. Б. Резьбовые и фланцевые соединения. М.: Машиностроение, 1990. 16−34 с.
  10. C.JI. Экономнолегированные мартенситностареющие стали. М.: Металлургиздат, 1974. 208 с.
  11. М.В., Королева Е. Г., Штанников П. А. Перспективные экономнолегированные борсодержащие стали для производства высокопрочных крепежных деталей. Металловедение и термическая обработка металлов, 2005. № 5. 51 с.
  12. М.Н., Астапчик С. А., Ярошевия Г. Б. Мартенситностареющие стали. Минск: Наука и техника, 1976. 248 с.
  13. С.Э. Диффузия и структура металла. М. Металлургия, 1973. 206 с.
  14. A.M., Гецов Л. Б. Релаксация напряжений в металлах и сплавах. М.: Металлургия, 1978 -256 с.
  15. Ю.В., Быков A.M. и др. Влияние разупрочняющей термической обработки на механические характеристики мартенситно-стареющей высокопрочной коррозинно-стойкой стали. МиТОМ, 1995, № 8. 29−31 с.
  16. И.Л. Взаимодействие витков затянутой резьбы. Машиностроитель. 2005.№ 5. 33−39 с.
  17. A.B. И др. Оценка склонности к хрупкому разрушению высокопрочных сталей// Зав. лаб. 1983. Т.49. № 10. 67−70 с.
  18. М.Н., Липчин H.H., Симонов Ю. Н. Связь структуры металла с фрактографическими особенностями поверхности усталостных изломов // ФММ. 1987. Т.63. № 3. С. 622 -624.
  19. Л.И., Горицкий В. М. Роль легирования в сопротивлении коррозионному растрескиванию сталей для высокопрочных болтов. Физико-химическая механика материалов. 1971. № 6. 100−103 с.
  20. В.И. Предотвращение хрупких разрушений высокопрочных крепежных деталей энергетического оборудования. Л.: ЛДНТП, 1988.24 с.
  21. В.М. Вязко-хрупкий переход в сталях со структурами мартенсита и бейнита. Физико-химическая механика материалов. 1987. Т.63 Вып.4 801−810 с.
  22. В.Н., Черепин В. Т. Упрочнение аустенита при обратном мартенситном превращении. МиТОМ, 1957, № 5. 7−12 с.
  23. В.Г. Явление фазового наклепа при у—>а—> у превращениях. В сб., Металлофизика. Киев, Наукова думка, 1970, вып. 27−5с.
  24. Е.Е., Каплан A.B. // Прочность сталей, работающих в условиях низких температур: Сб. науч. трудов ЛТИХП. М.: Металлургия, 1988. С.10−12.
  25. М.И., Грачёв C.B., Векслер Ю. Г. Специальные стали. 2-е изд., перераб. и доп. М.:МИСиС, 1999. 408 с.
  26. М.И., Литвинов В. С., Бронфин Б. М. Металлофизика высокопрочных сплавов. М.: Металлургия, 1986. 312 с. 27,28,29,30
Заполнить форму текущей работой