Постановка проблемы и обоснование ее актуальности. Последние годы характеризуются радикальными изменениями в структуре, жизни и деятельности органов внутренних дел Министерства внутренних дел России. Расширена их правовая база, созданы новые службы и подразделения, выросла штатная численность сотрудников, больше внимания стало уделяться социально-правовой защите личного состава.
Однако эти и другие изменения еще не сопровождаются необходимым повышением эффективности деятельности органов внутренних дел. Не удалось улучшить качество кадрового состава, снизить его текучесть, укрепить служебную дисциплину и законность. Это свидетельствует о существенных ограничениях в экономико-правовой системе, в системе воспитательной работы с сотрудниками, слабой ее опоре на изучение, анализ и обобщение влияния различных факторов, присущих в настоящее время социально-педагогическим процессам общества.
Существенными факторами, требующими повышения уровня воспитательной работы в ОВД, сегодня являются:
• большие моральные, психоэмоциональные и физические нагрузки на сотрудников, резко усилившееся воздействие на них со стороны противоправных элементов;
• деформированная нравственность, низкая духовная культура отдельной части сотрудников, отрицательно влияющие на состояние оперативно-служебной деятельности, дисциплины и законности;
• проведение воспитательной работы в ОВД в экстремальных условиях, когда в стране фактом стало идейное разногласие, неопределенность и размытость нравственных идеалов, ценностных ориентаций, особенно у молодых сотрудников;
• формирование в молодежной среде нигилистического отношения к отечественной истории, гражданственности, духовности и патриотизму.
Вместе с тем в вузах МВД России, где осуществляется профессиональная подготовка будущих специалистов ОВД, главной целью воспитательной работы с курсантами является формирование их как I.
Личности, Гражданина, Профессионала.
Известно, что процесс обновления содержания, целей и средств профессионального воспитания курсантов в вузах МВД предполагает формирование личности специалиста с такими знаниями, качествами и опытом, которые бы соответствовали современным требованиям и гарантировали бы успех как профессиональной, так и общественной деятельности выпускника. Однако традиционная система воспитания в вузах МВД, как показывает практика, недостаточно учитывает роль и значимость духовно-нравственного воспитания будущего специалиста в процессе его профессиональной подготовки в вузе.
Практика современной общественной жизни в стране свидетельствует о том, что предпринимается активная попытка изменить сложившуюся веками систему духовно-моральных ценностей и ориентации. Разрушение идеалов, общенравственных устоев влечет серьезные проблемы и в организации воспитания и развития российской молодежи, в том числе курсантов вузов МВДутрачиваются понятия «Отечество», «Отчий дом», разрушаются духовно-нравственные ориентиры в условиях плюрализма разноязычных культур и вероисповеданий.
Разрушить мировоззрение и убеждения курсантов как молодых людей в настоящее время не сложно, поскольку известно, на чем они основаны, и что происходит в общественных науках и в средствах массовой информации. Анализ и обобщение воспитательной практики вузов МВД показывает, что в настоящее время усилилась политическая наивность части курсантов, обусловленная поверхностными суждениями об общественных процессах, формируется некритическое отношение к информационному потоку.
Вместе с тем в наши дни открывается возможность в значительной мере реализовать богатые традиции отечественной педагогики (светской и православной) в области духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Сейчас уже многие образовательные учреждения силовых структур государства готовы пойти по пути духовно-нравственного воспитания своих питомцев, но недостаточно готовы к этому в содержательном и организационно-методическом плане. Это обусловлено и тем, что сейчас необходима актуализация соблюдения прав человека сотрудниками ОВД, необходимо научение их общению с гражданами в новых демократических реалиях.
В этой связи ощущается острая необходимость разработки концепции духовно-нравственного воспитания курсантов, исследования проблемы духовно-нравственного становления личности курсанта в процессе его подготовки в вузе МВД, как педагогического явления. Идея духовно-нравственного воспитания будущих специалистов в настоящее время является также социальным заказом государственной политики в области профессионального образования.
Проблема духовно-нравственного становления личности курсанта вуза МВД тесным образом связана как с характером современных преобразований в социальной сфере общества, так и с формированием ценностных ориентаций будущих специалистов ОВД. Организационно-педагогическое разрешение данной проблемы создаст определенную основу, на которой может успешно осуществляться социализация личности специалиста ОВД, формироваться ее способность к самосознанию, самоанализу и самооценке, выработка устойчивой установки на самосовершенствование, готовность к выполнению своего служебного, гражданского и общественного долга.
Становится очевидным, что сложноорганизованной системе «личность курсанта» нельзя насильственно навязывать пути духовно-нравственного становления. Позиции нового видения сущности становления личности курсанта вуза силовых структур представлены в работах И. В. Биочинского,.
B.В.Бондаря, Н. Т. Волкова, В. П. Давыдова, О. С. Гребенюка, В. Я. Гожикова,.
C.П.Желтобрюха, А. И. Каменева, А. К. Кротова, Г. И. Шпака и др. Ее общий смысл состоит в разноаспектной разработке личностно-ориентированного образования и воспитания как специальной деятельности, направленной на создание условий для целостного проявления и развития личностных структур. В своей совокупности работы вышеуказанных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, но ни в одной из них не ставилась цель рассматривать процесс духовно-нравственного становления личности курсанта в ходе его профессиональной подготовки в вузе. В то же время усилия руководства вузов МВД, преподавателей и воспитателей, направленные на обеспечение процесса духовно-нравственного становления будущих специалистов ОВД, часто непоследовательны и не обоснованы с точки зрения их оптимальности. В результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса духовно-нравственного становления курсанты проходят сложный путь, который не всегда заканчивается успешно.
В педагогической науке актуализируется необходимость духовно-нравственного воспитания в светском его понимании (К.А. Абульханова-Славская, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.). Принципиальное значение для решения проблемы духовно-нравственного сГановления личности молодого человека имеют труды российских философов, педагогов и психологов прошлых времен (С.И. Гессена, Н. И. Пирогова, К. П. Победоносцева, В. В. Розанова, К. Д. Ушинского, Г. И. Челпанова и др.).
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии проблема духовности человека частично освещена в трудах, посвященных развитию способностей (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Э. Д. Эльконин идр.) — движущим силам развития (Л.И.Божович, П. П. Блонский, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн и др.) — педагогическим условиям, стимулирующим самоактивность личности (Дж.Аткинсон, В. Мак-Дугал, Н. Физер) — эмоциональному обеспечению познавательной деятельности (Ш.А.Амонашвили, В. А. Сухомлинский, М. П. Щетинин, Н. П. Фетискин и др.).
Данная проблема нашла отражение и в трудах по религиозному воспитанию (В.В. Зеньковский, архимандрит Иоанн, С. А. Рачинский, К.Д. Ушинский).
Большой вклад в обоснование системы православного духовного воспитания внесли беседы святого Иоанна Златоуста, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, а также Оптинских, Глинских старцев и др.
Тема духовно-нравственного становления в светской и православной педагогике имеет различное обоснование. Светская педагогика, веря в творческие силы человека, занимается разносторонним его развитиемправославная педагогика считает, что физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от возможности глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека. Однако, обе педагогики придерживаются мнения о природной позитивной направленности развития личности, о наличии глубокого духовного мира, который открывается с помощью людей и природы. Именно ориентация на открытие духовной жизни в молодом человеке, оказание педагогической помощи в его духовно-нравственном становлении является общей идеей светской и православной педагогики.
Анализ проблемы духовно-нравственного становления личности курсанта вуза МВД в процессе его 5-годичной профессиональной подготовки позволил зафиксировать объективно существующие противоречия, которые актуализируют проблему исследования. Это противоречия:
• между современными профессиональными и общественными требованиями к уровню духовно-нравственной воспитанности офицера.
МВД и неопределенностью, неустойчивостью ориентации курсантов на свое духовно-нравственное становление;
• между возрастанием роли духовно-нравственного становления личности курсанта и традиционной ориентацией практики вузовского воспитания на признание учащегося объектом педагогического воздействия;
• между признанием значения духовной воспитанности курсантов и отсутствием у педагогов вуза МВД четкого единого представления о его сущности и содержания, слабым научно-методическим обеспечением педагогических процессов духовно-нравственного становления личности учащегося;
• между естественным стремлением курсантов к духовному развитию своей личности и сравнительно малым их жизненным и социальным опытом.
Данные противоречия определили постановку проблемы исследования: как теоретически обосновать и реализовать в педагогической практике вуза МВД группировку сил и средств, которые бы эффективно в комплексе стимулировали педагогический процесс духовно-нравственного становления личности курсанта в ходе его подготовки в вузе.
Объектом исследования является педагогический процесс духовно-нравственного становления личности курсанта в вузе МВД, а его предметом — организационно-педагогические условия эффективности этого процесса.
Цель исследования: обосновать и определить комплекс организационно.-педагогических условий эффективности процесса духовно-нравственного становления личности курсанта в ходе его профессиональной подготовки и воспитания в вузе МВД.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой: духовно-нравственное становление личности курсанта в ходе его подготовки в вузе МВД представляет собой педагогический процесс с присущими ему закономерностями, принципами, содержанием и формамиданный процесс будет эффективным, если он основывается на личностно-ориентированном подходе к учащемуся, который реализуется при следующих организационно-педагогических условиях:
• выявление и учет индивидуальных и социально-психологических особенностей курсанта в процессе его воспитания и обучения в вузе;
• саморазвитие личности курсанта;
• комплексный подход к курсанту как к субъекту духовно-нравственного становления его личности;
• высокий уровень духовной и психолого-педагогической культуры преподавателя вуза МВД;
• гуманизация педагогического общения в вузе;
• совершенствование форм и методов воспитательной работы вуза МВД в области духовно-нравственного воспитания личности курсантов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие его задачи:
1. Выявить сущность, содержание и специфику духовно-нравственного становления личности курсанта вуза МВД в процессе его подготовки.
2. Провести педагогический анализ процесса духовно-нравственного становления личности курсанта в современных условиях его воспитания в вузе.
3. Охарактеризовать социально-психологические и педагогические механизмы, способствующие эффективности педагогического процесса духовно-нравственного становления личности курсанта.
4. Выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий эффективности процесса духовно-нравственного становления.
Методологической основой исследования явились: философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мираучение о биологической, психической, духовной и социальной сущности человекаучение о творческой сущности личности, выступающей субъектом саморазвитияо человеке как субъекте общественных отношений. Частнометодологическую базу исследования составили концепции научной педагогики и психологии: теория системного подхода к изучению социальных явлений и, в частности, педагогических (В.П.Беспалько, Б. З. Вульфов, Т. А. Ильина, Н. Д. Никандров, Л.Ф.Спирин) — теория педагогической деятельности (Л.С.Выготский, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин, В.Д.Шадриков) — теория саморазвития и развития личности на основе активного взаимодействия и взаимоотношения с внешней средой (Б.С.Братусь, В. В. Давыдов, А.В.Запорожец) — теория развивающего обучения (Ш.А.Амонашвили, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин) — психолого-педагогические концепции программно-целевого управления педагогической системой (В.А.Караковский, В. В. Краевский и др.) — идеи православной педагогики (Авва Дорофей, Инатий Брянчанинов, Иоанн Златоуст т др.).
В теоретических разработках нашего исследования учтены идеи: общей теории культурыположения психологической теории личности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — идеи психолого-педагогической культуры (Б.З.Вульфов, И. А. Ильин, Б. Т. Лихачев, А. В Мудрик, П. И. Пидкасистый, М. И. Рожков, В. А. Сластенин, К.Д. Ушинский);
В исследовании использован личностно-деятельностный и социальный подход к процессу духовно-нравственного становления личности курсантов вузов силовых структур государства, который предусматривает сочетание личностных и социальных целей в профессиональной подготовке Специалистов (А.В.Ба^банщиков, И. В. Биочинский, Н. Т. Волков, С. П. Желтобрюх, В. А. Лоскот, А. К. Кротов, Л. А. Копытов, В. Б. Синников, Г. И. Шпак, И. В. Шканакина и др.).
Методы исследования. Нами использовался комплекс методов: теоретические (анализ философской, педагогической, психологической литературы и нормативных документов МВД России) — констатирующие (анкетирование, интервьюирование, система рейтинга) — созидательные профессиональных и общественных ситуаций) — контролирующие (сравнительный анализ характеристик духовного становления). Методика в общем предусматривала анализ объективных данных: изучение документации воспитательных и психологических подразделений вузов МВД и методических материалов, проведение систематического наблюдения, анализ результатов тестирования и статистическую обработку данных. проводилась в вузах МВД России (Нижегородская академия, Московский и Санкт-Петербургский университеты, Казанский юридический институт), а также на базе ГУВД Нижегородской области.
Исследование проводилось в несколько этапов: на первом этапе (19 992 001 г.) изучалась теория и история вопроса, а также современные проблемы духовно-нравственного становления личности в условиях подготовки специалистов в вузах МВД, проводилось накопление эмпирического материала, обобщение практического опыта, определялись методологические и методические подходы к проблеме.
На втором этапе (2000;2002г.г.) анализировался и обобщался отечественный опыт духовно-нравственного становления, саморазвития и самовоспитания личности курсантов в вузах МВД и других силовых структур, На этом этапе была выдвинута и разработана гипотеза исследования, уточнена его методика.
На третьем этапе (2002;2003 г. г.) осуществлялось теоретическое обоснование результатов работы, литературное оформление диссертации, подготовка научно-методических рекомендаций, направленных на внедрение в практику результатов исследования, и их апробация. опытная работа) — диагностирующие (метод моделирования.
Экспериментальная база исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена разносторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, адекватных цели, предмету и задачам исследованиядлительным фиксированным наблюдениемсочетанием результатов теоретического анализа и практической деятельности по исследуемой проблемеиспользованием комплекса методов и разработанных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• Раскрыта сущность понятия «духовно-нравственное становление личности курсанта» при воспитании его в вузе МВД;
• Дополнены научные положения о связи педагогического процесса духовно-нравственного становления личности курсанта с характером и направленностью его профессиональной подготовки в вузе МВД;
• Выявлены основные противоречия и тенденции педагогического процесса духовно-нравственного становления личности курсанта;
• Обоснованы педагогические принципы, содержание и формы процесса духовно-нравственного становления личности курсанта в вузе;
• Определены организационно-педагогические условия эффективности процесса духовно-нравственного становления курсантов;
• Разработана педагогическая концепция духовно-нравственного становления личности курсантов в процессе их подготовки в вузе.
• Созданы теоретические предпосылки дальнейшей разработки проблемы духовно-нравственного становления личности учащихся вузов силовых структур на новом организационно-технологическом уровне, в современных условиях развития теории и практики воспитания.
Практическая значимость выполненного исследования:
МВД;
— разработан, апробирован и внедрен комплекс организационно-педагогических условий и средств эффективности процесса духовно-нравственного становления личности курсанта вуза МВД;
— апробированы авторские программы учебных курсов по духовно-нравственному становлению личности учащихся вузов МВД в рамках учебных дисциплин «Культурология», «Профессиональная этика» и «Психология в деятельности сотрудника ОВД»;
— созданы и проверены педагогически применимые формы и методы оптимизации процесса духовно-нравственного становления личности курсанта в ходе его подготовки в вузе МВД;
— практически применены рекомендации исследования в содержании воспитательной работы в вузах.
Личный вклад автора заключается в следующем: уточнены и скорректированы программы курсов «Основы воспитательной работы в ОВД», «Профессиональная этика сотрудников" — разработаны программы «Психолого-педагогические основы духовного становления курсантов», «Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания в вузе МВД" — предложена и частично внедрена на уровне Управления профессиональной подготовки ГУК МВД модель процесса духовного становления личности курсанта.
На защиту выносятся: I.
1 Л^Педагогическии анализ современного состояния процесса духовного становления личности курсанта вуза МВД.
2. Основные закономерности и принципы педагогического процесса духовного становления.
3. Модель, отражающая развитие данного процесса в ходе 5-летней подготовки курсантов в вузе МВД России.
4. Комплекс организационно-педагогических условий эффективности процесса духовно-нравственного становления личности курсанта.
Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях МВД России «Концепция кадровой политики МВД России и пути совершенствования кадровой и воспитательной работы с личным составом» (Н.Новгород, МВД, 1999), Министерства образования РФ «Актуальные проблемы развития образования и производства» (Н.Новгород, ВГИПИ, 2000), конференция «Межкультурные коммуникации и проблема духовности в конце XX века» (Севастополь, 1995), «Проблемы и пути духовного становления слушателей» (Москва, 1997) — «Духовное развитие общества — основа прогресса России» (Н.Новгород, 1999). «Православная община в ХХ1 В.» (Саранск, 2001) — «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе православных и культурно-бытовых традиций» (Белгород, 2002) — в опубликованных научных сообщениях, теоретических и практических рекомендациях, высказанных автором на учебно-методических сборах Нижегородской академии МВД, Московского и Санкт-Петербургского университетов МВД.
Структура диссертации определена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В диссертации имеются таблицы и схемы.
Выводы по главе 2.
Исследованием установлено, что эффективность педагогического процесса духовного становления личности курсанта, в ходе его профессиональной подготовки в вузе МВД связана с комплексным подходом к его участникам. Здесь комплексный подход понимается как педагогическая совокупность требований к целостности воспитания, обучения (учения), образования, развития, психологической подготовки, а также к гибкости педагогической системы вуза МВД, ее адаптируемости к переменам, происходящим в области политической, социальной, экономической жизни государства и его органов внутренних дел.
Комплексный подход по своей сути охватывает весь педагогический процесс вуза МВД, включающий образовательную, воспитательную, развивающую и психологическую функциито есть педагогика комплексного подхода к курсанту как субъекту духовного становления будет определяться содержательной и организационно-методической сторонами каждой конкретной функции.
Комплексный подход к курсанту как к субъекту деятельности к своему духовному становлению представляется возможным рассматривать взаимосвязано в педагогическом блоке, включающем следующие уровни: собственно воспитательный, дидактический, образовательный, развивающий, самообразования и самовоспитания, психологической готовности к профессии, организационный. К психолого-педагогическим факторам комплексного подхода можно, как показало исследование, отнести: развитие личности курсанта в процессе его учебно-служебной деятельностиединство и согласованность сторон педагогического процесса вуза как цель духовного становления личности курсантапсихолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подходагуманизация педагогического общения курсантов и педагогов вуза.
Исследование показало, что педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава вуза можно рассматривать как специфическую систему, объединяющую относительно самостоятельные, но тесно связанные подсистемы: а) аксиологическую, б) когнитивную, в) личностную, г) деятельностно-творческую. Показателем профессиональной готовности каждого вуза МВД к управлению процессами духовного становления личности курсанта в вузе МВД служит его личная педагогическая и духовная культура. В первую очередь это: высокий уровень общего образования и эрудициипрофессиональная компетентностьвысокое педагогическое мастерство и качество трудаспособность к управлению своей профессиональной деятельностьюготовность к саморазвитию. В ходе управления процессом духовного становления личности курсанта у педагога должны проявляться: психологическая эрудиция, педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, особые качества речи, душевная чуткость, педагогический такт. Духовная и педагогическая культура представляет собойцелостное образование, так как ее основные компоненты тесно связаны между собой и образуют тесную цепь взаимодействия. Специфической основой духовной и педагогической культуры преподавателя вуза МВД служит общая его культура — содержание и характер мировоззрения человека, уровень его образования, отношение к педагогическому труду, общая духовность и воспитанность, круг интересов и запросов, нормы повседневного поведения и т. п. Духовная и педагогическая культура заключает в своей основе мировоззренческую, духовно-нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую культуры. Здесь же вырабатываются отношение педагога к курсанту, понимание социальной значимости педагогического труда, стиль повседневной работы, манеры поведения и общения.
Исследования показали, что процессу формирования у преподавателя вуза МВД Д. и пед. культуры присущи такие категории, как пед, долг, нравственный идеал, нравственная норма, нравственная устойчивость. Основными практическими путями, реализуя которые, можно существенно повысить уровень сформированности у педагога вуза МВД Д. и пед. культуры является: доброжелательное и уважительное отношение руководства вуза к личности педагогапредоставление педагогу возможности работать так, чтобы он чувствовал призвание и интерес к своему труду, возможность глубокого удовлетворения педагога признанием значимости его труда. Вместе с тем исследование подтвердило положение гипотезы о том, что формирование у преподавателя вуза МВД духовности и педагогической культуры является необходимым условием эффективности процесса духовного становления личности курсанта в ходе его профессиональной подготовки в вузе.
Исследованием установлено, что одним из условий повышающих эффективности процесса духовного становления личности курсанта является гуманизация педагогического общения в вузе МВД. Межличностное и межгрупповое общение педагогов и курсантов представляет собой процесс взаимодействия, который обеспечивает их взаимное обогащение и является исихолого-иедагогическим фактором эффективности духовного и личностного развития. Многофункциональность и сложность межличностного общения участников педагогического процесса вуза МВД как социально-психологического феномена позволяют представить его как систему, имеющую довольно сложную структуру. Основными ее элементами являются: мативационно-целевой, информационно-познавательный, перцептивный и интерактивный компоненты. Развиваясь в специфических условиях вуза МВД, межличностное общение педагогов и курсантов приобретает некоторые особенности: относительное постоянство круга общенияего субординационную и нормативную окрашенностьцелостность педагогических воздействий на формы общения. Исходя из этого, под духовным становлением личности курсанта в процессе его общения, понимается возникновение закономерных изменений в личности иод влиянием контактов с окружающими па коммуникативном, интерактивном и перцептивном уровнях общения. Основными показателями таких изменений, как показало исследование, выступают: общественные и духовнонравственные мотивы и потребность в общении, стремление к культуре общения участников педагогического процесса вуза.
Педагогическое общение в вузе МВД — это процесс взаимодействия между учащимися и педагогами, порождаемый потребностями их совместной деятельности в целях формирования у будущих специалистов проф. значимых и личностных качеств, духовности, способностей и свойств личности. Педагогическое общение в вузе МВД, как показало исследование, имеет свои уровни, стороны формы и условия эффективности.
Гуманизация педагогического общения в вузе представляет собой систему воззрений и убеждений, признающих ценность участника педагогического процесса как человека, личности, его права на развитие и проявление своих способностей (в т. ч. и духовных), систему, считающую принципы человеческих стремлений нормой отношений между курсантами и педагогами. Гуманизация педагогического общения имеет целью: устранить все формы отчуждения между педагогами и учащимисяпоставить достижения передовой педагогической науки и культуры на службу педагогу и курсанту вузасоздать в вузе материальные, социально-психологические и духовные предпосылки для гармоничного развития личности педагога и курсантапревратить педагогический труд из средства к жизни в жизненную потребность преподавателя.
Процесс развития гуманизации педагогического общения может развиваться, как показало исследование, по следующим направлениям: воспитание и развитие общей культурыинтеллигентность участников педагогического процесса вуза МВДперестройка мышления, психологии и стиля работы педагоговэтика служебных взаимоотношенийпедагогическая направленность общения, включающая: педагогические убеждения, творчество, восприимчивость к новому, культуру мысли и речи, воспитание коммуникабельности.
Исследование подтвердило положение его гипотезы о том, что важным условием эффективности процесса духовного становления личности курсанта является совершенствование форм и методов воспитательной работы в вузе МВД на современном этапе. Эффективность воспитательной работы с курсантами в вузе МВД в общем и формирование у курсантов духовно-нравственных качеств, в частности, в настоящее время достигнуто не в полной мере. Это вызвано рядом объективных и субъективных причин: социальной нестабильностью в обществеобострение криминальной обстановкипадение престижа ОВД и наличие в них социальной напряженности и др.
В настоящее время необходимо создание и реализация эффективной системы педагогических мер по совершенствованию форм и методов воспитания курсантов в целях оптимизации процессов духовного становления. Основными приоритетными направлениями, как показало исследование, здесь могут быть: воспитывающий характер профессионального образования и обучениягосударственно-правовое ориентирование и социально-гуманитарная подготовка учащихсяпедагогическое руководство процессом духовного становления личности курсантаэффективное взаимодействие воспитательных аппаратов вузов МВД с религиозными организациями в области духовно-нравственного воспитанияпсихолого-педагогическое обеспечение процессов духовного становления личности курсантов.
В процессе психолого-педагогического обеспечения духовного становления личности курсанта, как это подтвердил эксперимент, выявляются основные «блоки» личностных качеств курсантов, способствующие эффективности духовного становления: а) блок «социальная зрелость» (патриотизм, гражданственность, тяга к духовной культуре, демократизм, достаточный уровень коммуникабельности, преодоление стереотипов в мышлении) — б) блок «профессионализм, и творческие качества» (творческий поиск в учебно-служебной деятельности, сформированность профессиональных знаний, навыков, умений и качеств) — в) блок «духовность, культура, нравственный облик» (твердые нравственные убеждения, демократизм в общении, открытость, доброжелательность, умение работать с людьми, чуткость, порядочность и др.). Исследования выявили ряд этапов в работе вуза по воспитанию курсантов н области духовности: 1этаи «Воспитательная работа в процессе адаптации курсантов к условиям их учебно-служебной деятельности"-2 этап «Воспитательная работа в процессе развития (саморазвития) профессионально-значимых и духовно-нравственных качеств личности курсантов" — 3 этап «Воспитательная работа в процессе подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности». Исследованием выявлены и обоснованы содержание и формы воспитательной работы на каждом из данных этапов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Духовность, равно как и «дух», «духовное», является главной категорией философско-теологической мысли, поэтому в христианской этике духовность связывается с внутренней чистотой и умиротворенностью, со скромностью и послушанием. Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, то есть, теми качествами личности, которые возвышают его над собственными физиологическими потребностями.
Духовность рассматривается как качественная характеристика сознания — нравственного, политического, религиозного, эстетического, определяющая мотивацию и смысл поведения личности. В социальном плане духовность рассматривается шире — как продукт и фундаментальное основание культуры, «проявление человеческого в человеке».
В связи с этим следует сказать, что повышенное внимание к гуманитарной подготовке курсантов вузов МВД России, преследует цель именно формирования у них высокой духовности/ По роду своей службы работники милиции находятся в эпицентре острых социальных событий, их работа, как правило, связана с негативными явлениями в различных сферах жизни общества, поэтому им должны быть присущи внутренняя убежденность в важности и необходимости их профессиональной работы, достаточно высокая политическая, правовая и общая культура, то есть, те качества, которые и определяют духовность личности.
Как показал проведенный анализ духовность можно сформировать на основе мировоззренческих позиций, развития кругозора, развития интеллектуального уровня, понимания сущности культуры, уяснения сопричастности к ее развитию в стране. Поэтому основной задачей профессиональной подготовки в вузе МВД России является духовное становление личности курсанта, осознающего свое место в обществе, цели и смысл жизни, ответственного за собственные поступки и способного принимать взвешенные решения.
Духовное становление личности протекает по мере овладения общечеловеческими ценностями. Одной из категорий общечеловеческих ценностей является правовая культура, представляющей часть общей культуры, отражая наличный уровень правосознания, законности, созданные в области права, что и определяет ее уровень.
Духовное становление личности это процесс формирования мира человеческих смыслов, который представляется в виде человеческого идеального, заключающего в себе знания, эмоции, опыт, волевые побуждения и передающегося из поколения в поколение, определяя способ бытия и мироощущения.
Управление процессом духовного становления личности осуществляется на основе создания искусственных познавательных, противоречий, специальных ситуаций развития за счет варьирования трудности учебных задач и учета зоны актуального и ближайшего развития личности.
Духовное становление личности это социально организованная деятельность человека, осуществляемая в рамках профессиональной и социальной систем, связанная с выработкой духовно-нравственных ценностей, мотивов, согласование их с общественными и освоением новых видов духовной деятельности.
Духовное становление личности связывается не столько с количественными показателями развития исходных операций, сколько с их интегральным единством, синтезом, который обеспечивает качественно новый уровень видения, понимания, мироощущения и выработку более сложных и совершенных подвидов духовной деятельности, доступных не каждому. Наиболее активно, духовное становление личности протекает в период обучения и воспитания в вузе.
Рассматривая духовное становление личности как процесс, следует выделить его этапы: биологический социологический, культурологический и профессиональный, которые представляют собой восходящее движение в абстрактном духовном пространстве.
Проведенный анализ процесса духовного становления личности курсанта в ходе его подготовки в вузе показал, что ему присущи следующие общие, особенные и единичные противоречия: общие: противоречия государства, современного общества, системы правоохранительных органов: между потребностями общества, органов внутренних дел в определенном количестве качественных профессионалов, выпускников вузов МВД и сравнительно низким уровнем их гуманитарной и духовно-нравственной подготовленностимежду требованиями современного общества к специалисту ОВД как к развитой личности, со своими взглядами, убеждениями, интеллектом, опытом, духовностью и практическим несоответствием выпускников вузов МВД данным параметрам, их чувством и состоянием «винтика» в государственной машинеособенные: между необходимостью развития научно-педагогического аппарата в аспекте духовного воспитания будущих специалистов и некоторым практическим застоем в понятийных категориях процесса духовного становления личности курсантарастущими требованиями к объему духовно-нравственных знаний, навыков и умений учащихся вузов МВД к уровню их социальных и личностных качеств и сравнительно ограниченным временем на овладение этим багажомтребованиями современности и к формированию духовности в становлении личности курсанта и уровнем познавательных сил и творческих возможностей учащихся вузов МВД. единичные: между стремлением преподавателя активизировать процесс духовного становления курсанта1 и фактическим уровнем его профессиональной и научно-методической подготовкимежду установкой педагога на активизацию познавательной деятельности учащихся в духовно-нравственной области и реальным их отношением к данной проблеме, между усилиями преподавателя по развитию творческого мышления курсантов и их стремлением получить на занятии знания в готовом виде.
Процесс духовного становления личности курсанта в вузе осуществляется с соблюдением следующих общих принципов:
— содержательные: принцип гуманизма в духовном становлениипринцип научностипринцип профессионализмапринцип единства учебной и служебной деятельностипринцип связи духовного становления с жизньюпринцип преемственности в духовном становлении личности курсанта. организационно-методические: принцип демократизации и гласностипринцип комплексностипринцип единства духовного становления и самовоспитанияпринцип личностного подходапринцип опоры на коллектив и общественные организациипринцип единства и согласованностипринцип сознательности, ответственности и социальной активностипринцип сочетания высокой требовательности к курсантам с уважением достоинства их личностипринцип перспективности духовного становления личности курсантова также ориентация на ценностные отношениясогласование социальных норм и индивидуальности курсанта.
Частными педагогическими принципами построения процесса духовно-нравственного воспитания выступают: — принцип диалогизации данного процесса- - принцип организации духовно-нравственного пространства- — принцип индивидуализации педагогических воздействий.
Рассматриваемая, в аспекте духовного становления, личность курсанта вуза МВД России представляет собой динамическое образование направленности, характера, опыта, способностей, темперамента. Одной из характерных из сторон личности курсанта является ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психических особенностей личности. Социально-психологический склад личности курсанта как основа его духовного становления представляет собой устойчивое единство, связанное с условиями окружающей среды.
Развитие личности курсанта в вузе МВД осуществляется по следующим направлениям: укрепляется профессиональная направленностьразвиваются необходимые способностиповышается уровень ответственностирельефнее выступает индивидуальность. Духовное становление личности курсанта протекает неразрывно с его общением и деятельностью. Вместе с тем в вузе необходима корреляция содержания и организации процесса духовного становления личности курсанта с этапами психического развития личности.
Современные социальные условия не оказывают только позитивного влияния на готовность выпускников вузов МВД к службе: только 53% из них планируют служить в ОВД до достижения предельного возраста- 18% выпускников вузов планируют прослужить лишь минимальный срок, оговоренный условиями контракта- 4% хотят уволиться сразу после окончания вуза- 25% еще не определились в своих планах. В последние годы (1998;2002) произошло резкое омоложение состава учащихся вузов МВД (74% учащихся поступили сразу после окончания школы).
Выявлены следующие особенности мотивации профессионального выбора курсантов вузов МВД: для курсантов наиболее важными являются получение престижного юридического образования и связанные с этим возможности личностного и профессионального ростамотивация профессионального выбора отличается как общественной значимостью, так и достаточной практичностью.
Для достижения целей духовного становления личности курсанта в вузе МВД необходимо решать следующие задачи: выявить и обусловить требования к уровню подготовки выпускников вузов МВД и определить критерии сформированности данных качеств в процессе воспитания и духовного становленияразработать научные основы вузовской системы духовного становления личности курсантов и создать современную нормативно-правовую базу функционирования этой системыобеспечить реализацию личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе с курсантами по их духовному становлению на основе современных педагогических технологийактивизировать работу по организации и проведению научных исследований в области духовного становления личности курсанта, внедрение их результатов в педагогическую деятельность вуза МВД.
Исследованием установлено, что эффективность педагогического процесса духовного становления личности курсанта, в ходе его профессиональной подготовки в вузе МВД связана с комплексным подходом к его участникам. Здесь комплексный подход понимается как педагогическая совокупность требований к целостности воспитания, обучения (учения), образования, развития, психологической подготовки, а также к гибкости педагогической системы вуза МВД, ее адаптируемости к переменам, происходящим в области политической, социальной, экономической жизни государства и его органов внутренних дел.
Комплексный подход по своей сути охватывает весь педагогический процесс вуза МВД, включающий образовательную, воспитательную, развивающую и психологическую функциито есть педагогика комплексного подхода к курсанту как субъекту духовного становления будет определяться содержательной и организационно-методической сторонами каждой конкретной функции.
Комплексный подход к курсанту как к субъекту деятельности к своему духовному становлению представляется возможным рассматривать взаимосвязано в педагогическом блоке, включающем следующие уровни: собственно воспитательный, дидактический, образовательный, развивающий, самообразования и самовоспитания, психологической готовности к профессии, организационный. К Психолого-педагогическим факторам комплексного подхода можно, как показало исследование, отнести: развитие личности курсанта в процессе его учебно-служебной деятельностиединство и согласованность сторон педагогического процесса вуза как цель духовного становления. личности курсантапсихолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подходагуманизация педагогического общения курсантов и педагогов вуза.
Исследование показало, что педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава вуза можно рассматривать как специфическую систему, объединяющую относительно самостоятельные, но тесно связанные подсистемы: а) аксиологическую, б) когнитивную, в) личностную, г) деятельностно-творческую. Показателем профессиональной готовности каждого вуза МВД к управлению процессами духовного становления личности курсанта в вузе МВД служит его личная педагогическая и духовная культура. В первую очередь это: высокий уровень общего образования и эрудициипрофессиональная компетентностьвысокое педагогическое мастерство и качество трудаспособность к управлению своей профессиональной деятельностьюготовность к саморазвитию.
В ходе управления процессом духовного становления личности курсанта у педагога должны проявляться: психологическая эрудиция, педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, особые качества речи, душевная чуткость, педагогический такт. Духовная и педагогическая культура представляет собой целостное образование, так как ее основные компоненты тесно связаны между собой и образуют тесную цепь взаимодействия. Специфической основой духовной и педагогической культуры преподавателя вуза МВД служит общая его культура — содержание и характер мировоззрения человека, уровень его образования, отношение к педагогическому труду, общая духовность и воспитанность, круг интересов и запросов, нормы повседневного поведения и т. п. Духовная и педагогическая культура заключает в своей основе мировоззренческую, духовно-нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую культуры. Здесь же вырабатываются отношение педагога к курсанту, понимание социальной значимости педагогического труда, стиль повседневной работы, манеры поведения и общения.
Исследованием установлено, что эффективность педагогического процесса духовного становления личности курсанта, в ходе его профессиональной подготовки в вузе МВД связана с комплексным подходом к его участникам. Здесь комплексный подход понимается как педагогическая совокупность требований к целостности воспитания, обучения (учения), образования, развития, психологической подготовки, а также к гибкости педагогической системы вуза МВД, ее адаптируемости к переменам, происходящим в области политической, социальной, экономической жизни государства и его органов внутренних дел.
Комплексный подход по своей сути охватывает весь педагогический процесс вуза МВД, включающий образовательную, воспитательную, развивающую и психологическую функциито есть педагогика комплексного подхода к курсанту как субъекту духовного становления будет определяться содержательной и организационно-методической сторонами каждой конкретной функции.
Комплексный подход к курсанту как к субъекту деятельности к своему духовному становлению представляется возможным рассматривать взаимосвязано в педагогическом блоке, включающем следующие уровни: собственно воспитательный, дидактический, образовательный, развивающий, самообразования и самовоспитания, психологической готовности к профессии, организационный. К психолого-педагогическим факторам комплексного подхода можно, как показало исследование, отнести: развитие личности курсанта в процессе его учебно-служебной деятельностиединство и согласованность сторон педагогического процесса вуза как цель духовного становления личности курсантапсихолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подходагуманизация педагогического общения курсантов и педагогов вуза.
Исследование показало, что педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава вуза можно рассматривать как специфическую систему, объединяющую относительно самостоятельные, но тесно связанные подсистемы: а) аксиологическую, б) когнитивную, в) личностную, г) деятельностно-творческую. Показателем профессиональной готовности каждого вуза МВД к управлению процессами духовного становления личности курсанта в вузе МВД служит его личная педагогическая и духовная культура. В первую очередь это: высокий уровень общего образования и эрудициипрофессиональная компетентностьвысокое педагогическое мастерство и качество трудаспособность к управлению своей профессиональной деятельностьюготовность к саморазвитию.
В ходе управления процессом духовного становления личности курсанта у педагога должны проявляться: психологическая эрудиция, педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, особые качества речи, душевная чуткость, педагогический такт. Духовная и педагогическая культура представляет собой целостное образование, так как ее основные компоненты тесно связаны между собой и образуют тесную цепь взаимодействия. Специфической основой духовной и педагогической культуры преподавателя вуза МВД служит общая его культура — содержание и характер мировоззрения человека, уровень его образования, отношение к педагогическому труду, общая духовность и воспитанность, круг интересов и запросов, нормы повседневного поведения и т. п. Духовная и педагогическая культура заключает в своей основе мировоззренческую, духовно-нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую культуры. Здесь же вырабатываются отношение педагога к курсанту, понимание социальной значимости педагогического труда, стиль повседневной работы, манеры поведения и общения.
Исследования показали, что процессу формирования у преподавателя вуза МВД деятельности и педагогической культуры присущи такие категории, как педагогический долг, нравственный идеал, нравственная норма, нравственная устойчивость. Основными практическими путями, реализуя которые, можно существенно повысить уровень сформированности у педагога вуза МВД деятельности и педагогической культуры является: доброжелательное и уважительное отношение руководства вуза к личности педагогапредоставление педагогу возможности работать так, чтобы он чувствовал призвание и интерес к своему труду, возможность глубокого удовлетворения педагога признанием значимости его труда. Вместе с тем исследование подтвердило положение гипотезы о том, что формирование у преподавателя вуза МВД духовности и педагогической культуры является необходимым условием эффективности процесса духовного становления личности курсанта в ходе его профессиональной подготовки в вузе.
Исследованием установлено, что одним из условий повышающих эффективности процесса духовного становления личности курсанта является гуманизация педагогического общения в вузе МВД. Межличностное и межгрупповое общение педагогов и курсантов представляет собой процесс взаимодействия, который обеспечивает их взаимное обогащение и является психолого-педагогическим фактором эффективности духовного и личностного развития. Многофункциональность и сложность межличностного общения участников педагогического процесса вуза МВД как социально-психологического феномена позволяют представить его как систему, имеющую довольно сложную структуру. Основными ее элементами являются: мативационно-целевой, информационно-познавательный, перцептивный и интерактивный компоненты. Развиваясь в специфических условиях вуза МВД, межличностное общение педагогов и курсантов приобретает некоторые особенности: относительное постоянство круга общенияего субординационную и нормативную окрашенностьцелостность педагогических воздействий на формы общения. Исходя из этого, под духовным становлением личности курсанта в процессе его общения, понимается возникновение закономерных изменений в личности под влиянием контактов с окружающими на коммуникативном, интерактивном и перцептивном уровнях общения. Основными показателями таких изменений, как показало исследование, выступают: общественные и духовнонравственные мотивы и потребность в общении, стремление к культуре общения участников педагогического процесса вуза.
Педагогическое общение в вузе МВД — это процесс взаимодействия между учащимися и педагогами, порождаемый потребностями их совместной деятельности в целях формирования у будущих специалистов проф. значимых и личностных качеств, духовности, способностей и свойств личности. Педагогическое общение в вузе МВД, как показало исследование, имеет свои уровни, стороны формы и условия эффективности.
Гуманизация педагогического общения в вузе представляет собой систему воззрений и убеждений, признающих ценность участника педагогического процесса как человека, личности, его права на развитие и проявление своих способностей (в т. ч. и духовных), систему, считающую принципы человеческих стремлений нормой отношений между курсантами и педагогами. Гуманизация педагогического общения имеет целью: устранить все формы отчуждения между педагогами и учащимисяпоставить достижения передовой педагогической науки и культуры на службу педагогу и курсанту вузасоздать в вузе материальные, социально-психологические и духовные предпосылки для гармоничного развития личности педагога и курсантапревратить педагогический труд из средства к жизни в жизненную потребность преподавателя.
Процесс развития гуманизации педагогического общения может развиваться, как показало исследование, по следующим направлениям: воспитание и развитие общей культурыинтеллигентность участников педагогического процесса вуза МВДперестройка мышления, психологии и стиля работы педагоговэтика служебных взаимоотношенийпедагогическая направленность общения, включающая: педагогические убеждения, творчество, восприимчивость к новому, культуру мысли и речи, воспитание коммуникабельности.
Исследование подтвердило положение его гипотезы о том, что важным условием эффективности процесса духовного становления личности курсанта является совершенствование форм и методов воспитательной работы в вузе МВД на современном этапе. Эффективность воспитательной работы с курсантами в вузе МВД в общем и формирование у курсантов духовно-нравственных качеств, в частности, в настоящее время достигнуто не в полной мере. Это вызвано рядом. объективных и субъективных причин: социальной нестабильностью в обществеобострение криминальной обстановкипадение престижа ОВД и наличие в них социальной напряженности и др.
В настоящее время необходимо создание и реализация эффективной системы педагогических мер по совершенствованию форм и методов воспитания курсантов в целях оптимизации процессов духовного становления. Основными приоритетными направлениями, как показало исследование, здесь могут быть:
— воспитывающий характер профессионального образования и обучения;
— государственно-правовое ориентирование и социально-гуманитарная подготовка учащихся;
— педагогическое руководство процессом духовного становления личности курсантаэффективное взаимодействие воспитательных аппаратов вузов МВД с религиозными организациями в области духовно-нравственного воспитанияпсихолого-педагогическое обеспечение процессов духовного становления личности курсантов.
В процессе психолого-педагогического обеспечения духовного становления личности курсанта, как это подтвердил эксперимент, выявляются основные «блоки» личностных качеств курсантов, способствующие эффективности духовного становления: а) блок «социальная зрелость» (патриотизм, гражданственность, тяга к духовной культуре, демократизм, достаточный уровень коммуникабельности, преодоление стереотипов в мышлении) — б) блок «профессионализм, и творческие качества» (творческий поиск в учебно-служебной деятельности, сформированность профессиональных знаний, навыков, умений и качеств) — в) блок «духовность, культура, нравственный облик» (твердые нравственные убеждения, демократизм в общении, открытость, доброжелательность, умение работать с людьми, чуткость, порядочность и др.).
Исследования выявили ряд этапов в работе вуза по воспитанию курсантов в области духовности: 1этап «Воспитательная работа в процессе адаптации курсантов к условиям их учебно-служебной деятельности" — 2 этап «Воспитательная работа в процессе развития (саморазвития) профессионально-значимых и духовно-нравственных качеств личности курсантов" — 3 этап «Воспитательная работа в процессе подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности». Исследованием выявлены и обоснованы содержание и формы воспитательной работы на каждом из данных этапов.