Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие сектора малого бизнеса как подсистемы региональной экономики: На материалах Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из главных элементов формирования эффективного механизма поддержки малого предпринимательства, обеспечивающего адаптацию его к меняющимся условиям внешней среды, является проектирование и функционирование соответствующей организационной системы. Основной целью системырегулирования развития предпринимательского комплекса является создание благоприятного предпринимательского климата на основе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • Теоретические основы регулирования сектора малого бизнеса региональной экономики
  • ГЛАВА II.
  • ГЛАВА III.
    • 1. 1. Методологические подходы к определению категории малого и среднего бизнеса
    • 1. 2. Взаимосвязь структуроформирующих элементов региональной экономики: секторов малого и крупного бизнеса
  • Условия и факторы формирования и развития сектора малого бизнеса в экономике ре- 47 гиона
    • 2. 1. Анализ современного состояния развития малого бизнеса в КБР
    • 2. 2. Социально-экономическая функционирования малого бизнеса

Формирование и развитие сектора малого бизнеса как подсистемы региональной экономики: На материалах Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Концепция устойчивого развития экономики стала преобладающей в странах с развитой рыночной экономикой и одним из направлений достижения этого является развитие и поддержка сферы малого бизнеса. Наше продвижение по пути рыночных преобразований, несомненно, заключается в укреплении позиций сектора малого бизнеса, обеспечивающего формирование широкого социального слоя среднего класса, носителей рыночной идеологии и соответствующей модели экономического поведения. Это обусловлено тем, что среда и бизнес, являясь двумя сторонами рыночного хозяйства, активно взаимодействуют друг с другом. Малый бизнес развиваясь, преобразует среду, формирует новую среду, придавая динамике региональной экономики устойчивость. В свою очередь среда является необходимой предпосылкой для возникновения бизнеса, создавая экономическую и законодательную базу. Таким образом, деловая активность сектора малого бизнеса, предпринимательские способности экономических агентов представляются катализаторами дальнейшего устойчивого развития экономики региона.

Признавая перспективность данного направления развития социально-экономической системы, следует отметить, что сектор малого бизнеса в российской экономике еще не стал определяющим фактором национального хозяйства. Единое экономико-правовое поле деятельности малых предприятий, опирающееся на законодательную базу, формируемую федеральным центром, определяет границы правового поля организации, функционирования и развития сектора малого бизнеса. Но в тоже время имеется существенная дифференциация в темпах, уровне, масштабах развития сектора малого бизнеса в региональном разрезе, обусловленная спецификой экономической среды, включающей различные элементы от политической ситуации до институциональной организационно-технической среды.

Вместе с тем, сфера действия механизма государственного регулирования хозяйственных процессов распространяется и на региональный уровень. Причем, адресное воздействие на развитие сектора малого бизнеса властей на ме-зоуровне с помощью экономических инструментов региональной политики может оказаться не менее эффективным, чем федеральных органов, поскольку на местном уровне лучше просматривается ситуация с точки зрения проблем, сложностей и возможностей малого бизнеса. Поэтому вопросы формирования и развития сектора малого бизнеса как подсистемы региональной экономики актуализируются.

Степень разработанности проблемы. Проблемы организации и эффективности малого бизнеса нашли широкое отражение в зарубежной экономический литературе в трудах Аллена Дж, М. Альберта, Вебера М., Веблена Т., Друкера П., Катильона Р., Карлоффа Б., Фридмена М., Маршалла А., Мескона М., Питерса М., Смита А., Хайека Ф., Хоскинга А., Хедоури Ф., Шумпетера И. и др.

В отечественной экономической литературе разработке вопросов о роли малых предприятий в рыночной экономике посвящены работы Агеева А., Ба-гиева Г., Балабанова В., Бусыгина А., Городецкого А., Мишуровой И., Поло-винкина П., Савченко В., Яковлева В. и др.

Разработке механизма государственного регулирования развития малого бизнеса посвящены работы Балабанова И., Бандурина А., Веснина В., Вихан-ского О., Герчиковой И., В. В. Глухова, В. В. Глущенко, Ефремова В., Ильенковой С., Каньковской А., Лапусты М., Румянцевой 3., Э. Е. Старобинского, и многих других.

Проблемы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса анализируются в трудах Барда В., Голосова О., Грязновой А., Калтырина А., Лаврушина О., Муравьева А., Павловой Л., Радионовой В. и др.

Следует отметить, однако, что большинство публикаций, появившихся в последние годы обобщенном виде передают зарубежный опыт развития малого бизнеса в условиях развитой рыночной экономики, проецируя методы регулирования на транзитивную экономику, без учета региональной специфики, — это во-первых. Вовторых, многие исследования носят фрагментарный характер. В третьих, недостаточно внимания уделено таким вопросам, как изучение влияния малого бизнеса на структурные преобразования экономики на мезоуровне и стратегии региональных властей, обеспечивающей раскрытие потенциальных возможностей сектора малого бизнеса. В четвертых, большинство исследований рассматривает малый бизнес вне контекста формирования институционально-хозяйственной инфрастуктуры устойчивого развития и экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса.

Все это позволяет заключить, что вопросы формирования и развития малого бизнеса на региональном уровне еще не достаточно решены и требуют к себе повышенного внимания.

Сложность, многоплановость и недостаточная разработанность проблемы исследования, наличие нерешенных и дискуссионных вопросов, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа, предопределили выбор темы, цель и этапные задачи диссертации.

Целью исследования является обоснование стратегии развития сектора малого бизнеса региональной экономики, заключающейся в активизации взаимодействия региональных институтов и малого бизнеса, обеспечении действенности инструментов регулирующей поддержки данного сектора экономики в территориальной экономической системе мезоуровня.

Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения логической системы задач, содержание которой отражает последовательность этапов предпринятого автором исследования:

•изучение сектора малого бизнеса в системе рыночной экономики, включая обоснование объективного характера формирования и эволюции в меняющейся среде;

•выявление диалектики взаимодействия структуроформирующих элементов региональной экономики — малого и крупного бизнеса, обеспечивающих устойчивость и гибкость всей структуры макроэкономической системы национального хозяйства;

•исследование тенденций развития сектора малого бизнеса как подсистемы региональной экономики и общий анализ концептуальных подходов, позволяющих учесть региональную специфику и обеспечить реализацию стратегии развития сектора малого бизнеса;

•обобщение опыта региональной системы поддержки малого бизнеса, действенности механизмов регулирования, включая институциональные каналы и формы ресурсно-кредитной поддержки.

Объект исследования — сектор малого бизнеса Кабардино-Балкарской республики и региональные институциональные структуры, взаимодействующие и определяющие его развитие.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с формированием и развитием сектора малого бизнеса региона в трансформирующейся рыночной среде.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили концепции, выводы и рекомендации, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблеме развития малых предприятий, программные и прогнозные разработки федеральных и региональных органов власти, научно-исследовательских центров. В процессе работы над диссертацией были использованы нормативно-правовые документы Правительства КБР, министерств и ведомств.

Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялась автором на основе системно-функционального анализа и использование в его рамках частных приемов экономического исследования: экономико-статистических группировок, сравнительных оценок, программно-проектного прогнозирования, графического моделирования и др.

Информационной базой исследования являются материалы Госкомстата РФ, Госкомстата КБР, статистическая информация, опубликованная в периодических изданиях, нормативные, справочные и инструктивные положения, интернет сайты, компьютерная база данных средств массовой информации, монографические и диссертационные исследования отечественных ученых, материалы публикаций в научной периодике, материалы собственных исследований, полученных в ходе социологического опроса и анкетирования предпринимателей КБР.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК РФ. Диссертационная работа выполнена в рамках п. 5.9. «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем».

Концепция диссертационной работы основана на системе авторских теоретических положений, позволяющих характеризовать малый бизнес, как рисковую производственно-хозяйственную деятельность, обладающую мобильностью и гибкостью к персонифицированному спросу, которое, наряду с крупным бизнесом, определяет социально-экономический климат и должно рассматриваться как условие устойчивого развития региональной экономики.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. С позиций формального определения малого бизнеса, задаваемого на федеральном уровне, функционирование его в региональной экономической среде характеризуется неоднородностью субъектов и обусловливает различные подходы к воздействию со стороны территориальных органов власти. Недоучет многоуровневости (неоднородности) субъектов малого бизнеса по количественным и качественным параметрам ведет к неадекватности механизма его поддержки, сдерживает поступательное развитие сектора малого бизнеса как социальной базы реформ, что сказывается на их неудовлетворительном ходе в целом.

2. Анализ эволюции сектора малого бизнеса как подсистемы региональной экономики выявляет, что государственная поддержка формирования и функционирования малого бизнеса в депрессивных регионах, каковым является Кабардино-Балкарская республика, основана на стимулировании социальной функции данного сектора экономики, реализуемая через социально-ориентированный подход к его развитию. Он направлен на поддержание социальной стабильности в регионе, являясь эффективным средством ослабления напряженности на региональном рынке труда. Решая, прежде всего, проблему повышения занятости населения, данный подход обеспечивает достижение тактических задач, но существенно снижает возможности расширения горизонта региональной долгосрочной стратегии.

3.Активизация взаимодействия региональных институтов и сектора малого бизнеса, обеспечение действенности государственной поддержки и тем самым, повышение устойчивости и гибкости данного сектора экономики в трансформирующейся среде реализует инвестиционная концепция, когда средства на развитие и поддержку сектора малого бизнеса выделяются в рамках долгосрочной стратегии развития региона и изменения макроэкономической структуры национального хозяйства.

4. Система поддержки сектора малого бизнеса в рамках инвестиционной концепции позволяет создать условия для формирования территориальных хозяйственных систем на основе кластерных технологий, интегрируя малый бизнес в большие хозяйственно-кооперационные связи при лидерстве крупных предприятий высокого технологического уровня.

5. Децентрализация управления экономикой, передача части доходных источников финансовых средств на региональный и местный уровень обеспечат институциональные каналы поддержки сектора малого бизнеса необходимыми ресурсами, что позволит гибко и маневренно территориальным органам власти воздействовать на развитие малого бизнеса, обеспечивая его положительную динамику и в целом экономики региона.

Научная новизна результатов исследования заключается в концептуальном обосновании разработки системы мер по эффективному функционированию сектора малого бизнеса в регионе. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями: о уточнено понятие сектора малого бизнеса на основе выделения специфических особенностей его формирования, связанных со структурой российского законодательства и существующей системой налогообложения. Оно включает характеристику по количественным и качественным параметрам и охватывает малые и мельчайшие формы бизнеса (индивидуальные предприниматели, микропредприятия, средние предприятия), что позволяет определить реальный вклад сектора малого бизнеса в региональную экономику и дифференцировать формы и методы государственной поддержки;

• предложена авторская методика экспертной оценки формирования и функционирования сектора малого бизнеса региональной экономики (структура источников стартового капитала, взаимодействие с банковскими структурами, местными администрациями, сектором крупного бизнеса), позволяющая определить позитивные и деструктивные факторы, влияющие на состояние и возможности его развития (система налогообложения, административные барьеры, структура дефицита основных ресурсов, виды расчетов, приоритеты инвестиционного стимулирования);

• обоснована инвестиционная концепция формирования и развития сектора малого бизнеса региональной экономики, обеспечивающая диверсификацию производства, структурную трансформацию национального хозяйства, способствующая реализации долгосрочной стратегии развития региональной экономики и ее конкурентных преимуществ;

• аргументировано в рамках инвестиционной концепции создание кластеров при формировании территориальных хозяйственных систем, обеспечивающих взаимосвязь структуроформирующих элементов региональной экономики — малого и крупного бизнеса, позволяющих реализовать на практике принцип консолидации финансовых и производственных ресурсов, привлечение инвестиций для модернизации и внедрения прогрессивных технологий производства, развитие субподрядной коопераций малых и крупных предприятий в Кабардино-Балкарской республике;

• разработана инфраструктурная модель поддержки малого бизнеса в регионе, на основе которой обоснованы принципы и направления развития системы поддержки сектора малого бизнеса в Кабардино-Балкарской республике (создание регионального информационно-консалтингового центра, регионального вексельного учетного дома, региональной страховой компании, деятельность которых позволяет обеспечить финансовую, кадровую, имущественную и информационную под держку).

Практическая и теоретическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в концептуальных разработках стратегии развития малого бизнеса, в практике работы региональных служб поддержки малого бизнеса. Разработанные автором конкретные рекомендации по стратегии малых предприятий, совершенствованию системы государственной поддержки получили непосредственное практическое применение при разработке Программы развития и поддержки малого бизнеса в Кабардино-Балкарской Республике на 2002;2006 годы. Кроме того, результаты исследования использованы в преподавании и изучении курсов: «Экономика малого бизнеса», «Менеджмент организаций».

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на парламентских слушаниях Парламента КБР в 2001;2002 годах, обсуждались на Всероссийской конференции «Перспектива — 2002», научно-методических конференциях Кабардино-Балкарского государственного университета (2000;2003г.г.). Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Кабардино-Балкарского государственного университета.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ общим объемом 3,8 пл. Все публикации отражают содержание диссертации.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования, она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Заключение

.

1. Исследование теоретических основ функционирования малого предпринимательства, а также зарубежного и отечественного опыта, позволяет охарактеризовать малое предпринимательство как рисковую производственно-хозяйственную деятельность, обладающую мобильностью и гибкостью к персонифицированному спросу, которое, наряду с крупнымбизнесом, определяет социально-экономический климат и может рассматриваться как условие устойчивого развития региональной экономики.

В работе обобщены теоретические подходы к определению малого предпринимательства: количественный, качественный и комбинированный. Проведен сравнительный анализ их применения в разных странах и России, при этом отмечается, что определение малого предпринимательства в силу особенностей структуры российского законодательства носит формальный характер. В частности, оно привязано к определенной системе налогообложения и не учитывает в полной мере мировой опыт формирования критериев отнесения к малому предпринимательству.

Формальное отнесение по определенным критериям к малому предпринимательству, в свою очередь, определяет построение системы поддержки малых предприятий, что обеспечивает их адаптацию к жестким условиям рыночной экономики.

2. Исследование спроса и предложения субъектов малого предпринимательства и крупного производства на основе классической модели рыночного равновесия выявляет специфику их взаимодействия.

Во-первых, малый бизнес гибко реагирует на изменение спроса, доводя его до учета персонифицированного спроса. Поэтому координатное расположение кривой предложения сектора малого предпринимательства находится левее кривых предложения сектора крупного бизнеса.

Во-вторых, для развития малого бизнеса не требуется существенного стартового капитала. Незначительный стартовый капитал малого бизнеса позволяет функционировать ему и в невысоком «доходовом поле», т. е. удовлетворять спрос и низкодоходных групп населения. Ценовое равновесие на продукцию и услуги предприятий малого предпринимательства устанавливается в соответствии с кривой «мелкодоходного» спроса, что объясняет его неустойчивость и высокую степень риска.

В-третьих, высокая мобильность малого предпринимательства, являющаяся следствием вышеназванных факторов, проявляется и в высокой степени мобильности факторов производства, в частности труда. Свойство мобильности придает малому предпринимательству значимое конкурентное преимущество, связанное с возможностью безинерционного развития.

Эффективное взаимодействие малых и крупных предприятий и конкуренция,. позволяют найти для каждого соответствующую «нишу». В итоге достигается максимальный интегральный результат, без которого невозможно реализовать динамичное развитие экономики, одновременно с этим такая интеграция позволяет быстрее адаптироваться малым предприятиям к условиям меняющейся среды.

3. В последнее время все большее распространение получает интеграция малого бизнеса в большие хозяйственнокооперационные системы крупных предприятий («кластерная система»), суть, которой заключается в том, что хозяйственная и институциональная структура, крупного предприятия формируется как своеобразная дилерская сеть из малых предприятий. Такой характер взаимодействия позволяет обеспечить мобильность состава и структуры малых предприятий, обеспечить реализацию всех тех преимуществ, которыми обладает и малое предприятие, и крупное производство.

4. Анализ развития малого предпринимательства в КБР свидетельствует о недостаточности его уровня для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса — предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения. Так, по количеству малых предприятий на 1000 жителей КБР уступает средним показателям по Северному Кавказу и по Российской Федерации, так же как и по доле в общем числе предприятий и организаций.

Проведенное анкетирование среди предпринимателей КБР выявило:

• Одной из основных проблем создания малых предприятий является накопление начального капитала;

• Участие банков в образовании новых предприятий незначительно, отсутствует заинтересованность в сотрудничестве с ними;

• Многие малые предприятия испытывают дефицит оборотного капитала (в основном денежных средств), отсюда и низкая платежная дисциплина;

• Наибольшие расходы вызваны в основном, высокой арендной платой, а также чрезмерным износом оборудования;

• Местные администрации и специализированные учреждения по поддержке малого бизнеса мало инвестируют в такие предприятия;

• Многие предприятия заинтересованы в росте инвестиций в реальный сектор экономики, причем, предпочтение отдается вложениям в производственное оборудование, но многие из них считают, что другие регионы ЮФО и РФ в целом более привлекательны для вложений.

В соответствие с этими выводами, мы предлагаем оказывать поддержку субъектам малого бизнеса преимущественно сферы производства и услуг, через налаживание контактов с крупными предприятиями, развитие сотрудничества банков и предприятий через лизинг, дальнейшую работу в упрощении учета и расчета налоговых платежей, повышении знаний налогового учета, оказание консультационных услугустранении административных барьеров при образовании новых предприятийсоздание дополнительных стимулов для инвестирования в регионсоздание более благоприятных условий для работы малых предприятийчерез развитие малого бизнеса обеспечение занятости населения, снижение миграции трудоспособных людей в другие регионы, наращивание экономического и налогового потенциала.

5. Региональные особенности функционирования малого предпринимательства предопределяют величину получаемой этим сектором экономики прибыли, воздействуя на экономическую и социальную базу предпринимательства. В диссертации проведен подробный анализ состояния и тенденций развития малого предпринимательства с точки зрения реализации им социальной функции, заключающейся в приближении к оптимальной занятости населения, использовании творческого и предпринимательского потенциала населения республики.

В республике мелкий бизнес, к сожалению, пока что развит слабо и территориально очень неравномерно. Во многом именно поэтому немалое количество районов республики задыхаются от исключительно высокой трудоизбыточности и ее невозможно распределить из-за практического отсутствия общереспубликанского рынка труда и крайней нищеты большей части населения.

Региональная политика занятости, ориентированная на адаптацию к меняющимся условиям путем создания новых рабочих мест специально для обеспечения занятости безработных, осуществляется за счет увеличения доли средств, ассигнуемых на трудоустройство и переобучение работников, с тем, чтобы уменьшать потребность в расходовании средств на социальную помощь безработным. На наш взгляд, такой подход к созданию условий по адаптации малого предпринимательства менее эффективен, чем использование этих же средств на реализацию инвестиционных программ по развитию малого предпринимательства.

6. Экономическая концепция развития малого бизнеса в отличие от социальной главный акцент делает на эффективности инвестиций, вкладываемых на развитие сети малых предприятий.

Исследование, проведенное в диссертации, выявляет основной подход к государственной поддержке развития малого бизнеса в депрессивных регионах — это социальноориентированный. Он направлен на поддержание социальной стабильности в регионе путем решения вопросов трудоустройства населения, переподготовки кадров, обеспечения самозанятости через создание малых предприятий. Но, решая, прежде всего, проблему повышения занятости населения, данный подход позволяет снять текущие проблемы, отодвигая на второй план достижение стратегических задач.

На наш взгляд, обеспечение действенности государственной поддержки и тем самым, повышение адаптивности данного сектора предпринимательства к трансформирующейся среде позволяет реализовать инвестиционный подход, когда средства на развитие и поддержку малого бизнеса выделяются в рамках долгосрочной стратегии развития региона. Причем, система поддержки малого предпринимательства, реализующая инвестиционный подход должна строиться на основе, прежде всего, формирования территориальных хозяйственных систем, интегрируя малый и крупный бизнес в большие хозяйственно-кооперационные связи при лидерстве крупных предприятий высокого технологического уровня в рамках, кластерных технологий.

7. Одним из главных элементов формирования эффективного механизма поддержки малого предпринимательства, обеспечивающего адаптацию его к меняющимся условиям внешней среды, является проектирование и функционирование соответствующей организационной системы. Основной целью системырегулирования развития предпринимательского комплекса является создание благоприятного предпринимательского климата на основе формирования инфраструктуры развития и поддержки предпринимательской деятельности, а также институционального обеспечения процессов функционирования малого предпринимательства. В диссертации рассмотрены принципы и подходы регулирования предпринимательского комплекса, учитывающего специфику регионального развития, определена концепция организационно-экономического механизма регулирования малого предпринимательства в регионе.

В работе рассмотрены проблемы формирования и недостатки программ поддержки малого предпринимательства, представлена концептуальная модель инвестиционной поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к формированию и регулированию предпринимательского комплекса региона.

8. Регулирование развития малого предпринимательства на муниципальном уровне должно осуществляться с использованием в основном экономических рычагов и опираться на обоснованную территориальную политику. В работе отмечается, что стратегия регулирования должна предусматривать определение целей, обоснование путей, методов и форм их достижения, что, в конечном счете, в конкретном адресном порядке обеспечивает учет специфики регионального развития малого предпринимательства и адаптивность его к рыночным условиям хозяйствования.

В качестве базового элемента, обеспечивающего повышение эффективности малого предпринимательства, является формирование информационной среды. Прежде всего, речь идет об информационных, рекламных, консалтинговых и маркетинговых услугах. Это именно та сфера, в которой ведущая роль отводится местным органам. Здесь три направления работы: во-первых, способствовать увеличению количества различных фирм, занимающихся этими видами деятельностиво-вторых, создание муниципальных предприятий подобного родав-третьих, формирование информационного банка данных, необходимых для привлечения предпринимателей к решению территориальных проблем и для разъяснения условий создания и развития предприятий на территории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный Закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ.20 государственной поддержке малого предпринимательства. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 N 29-РЗ.
  2. Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 1997 годы. Постановление Правительства РФ от 18.12.1995 N 1256.
  3. Об утверждении Программы содействия занятости населения КБР на 2002−2006 годы. Закон КБР от 13.11.2002 № 76-РЗ.
  4. Н.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах. М.: Анкил, 2000.
  5. P.M., Сарбашева С. М. Приватизация как фактор развития предпринимательства. // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Экономические науки. № 5. 2000 г. С. 39−42.
  6. Е. Мозги за прилавок?. // Экономика и жизнь № 16 (8970), 2003 г.
  7. Анализ внешней среды развития предпринимательства. // http://www.rcsme.ru /
  8. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов). // http://www.rcsme.ru /
  9. В. Б. Сарбашева С.М. Тенденции и перспективы развития налоговой реформы в России. // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Экономические науки. № 4. 1999 г. С. 17−20.
  10. А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. 1999.2.
  11. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М., «Ось-89», 1997.
  12. А.О., Шапкин И. Н. Предпринимательство на пороге третьего ты-сячелетия М.: МАЭП, НИК «Калига», 2000. С 7, 9−10, 17,19,
  13. А.О., Шапкин И. Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М.: МАЭП, ИПК «Калита», 2000.
  14. В. Где и как лоббируют интересы МСП. // Малое предприятие. 2003. № 10. С. 12.
  15. В. Поддержка малого и среднего бизнеса. // Малое предприятие. 2003. № 9. с. 12.
  16. Е. Малое предпринимательство в переходной экономике Юга // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 1. С. 87−96.
  17. К. Система поддержки предприятий малого и среднего бизне-са в Германии // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2.
  18. Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства. // Вопросы экономики. № 4. 2001. С. 95, 97−98.
  19. Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России) //Вопросы экономики № 7, 2002. /
  20. Е.М. Инвестиции в малое предпринимательство. / Инстйтут проблем малого предпринимательства ГУ ВШЭ. Сборник научных тру-дов. Вып. 2. М.: Высшая школа экономики, 1998.
  21. Бюллетень № 5 Фонда Поддержки и Развития Предпринимательских Структур в рамках проекта «Анализ и усиление инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса», Россия, AMP США/АЙРИС // http://www.user.cityline.ru/~bssf/bulet5.htm
  22. А., Ковалишин Е. Преступная медлительность. // Малое предприятие. 2003. № 7. С. 3.
  23. В. Правила Несоветской торговли. // Малое предприятие. 2003. № 3. С. 3.
  24. О. Дружеская экспансия. // Малое предприятие. 2003. № 8. С. 8.
  25. В. Выставочный менеджмент. // Малое предприятие. 2003. № 3с. 21.
  26. В. Хозяйство хозяина двора. // Малое предприятие. 2003. № 10.1. С. 22.
  27. С. Малого предпринимательства должно быть много. //Финансовая Россия № 2/2003 /
  28. А., Козловский Е. Освободите от пут. // Малое предприятие. 2003. № 6 с. 10−11.
  29. В.И. Управление проектами в России. М: Алане, 1995.
  30. В. Российский лизинг//Лизинг-ревю. 2001. № 4.
  31. Г. Коррупция в малом бизнесе. // Малое предприятие. 2003. № 5 с. 11.
  32. М.И., Жуковская В. М., Трафимова И. Н., Чертко Н. Т. Конкурентоспособность российской экономики. // Вопросы статистики, № 12, 1999.
  33. В. Гонконг нам только снится. // Экономика и жизнь. 2003. № 1.С. 2−3.
  34. В. Не сбились ли мы с пути? // Экономика и жизнь. 2003. № 12. С. 32.
  35. Государственная политика и малый бизнес в США. Экономика и управ-ление в зарубежных странах (по материалам иностранной печати) // Информационный бюллетень. 2002. № 9.
  36. Государственная помощь малому бизнесу в США. Экономика и управление в зарубежных странах (по материалам иностранной печати) // Информационный бюллетень. 2001. № 9.
  37. С., Соннин К. Богатство и рост. // Малое предприятие. 2003. № 9. С.З.
  38. Т. Средний класс за сильное государство. // Малое предприятие. 2003. № 4. с. 3.
  39. Н. Чем прирастают доходы. // газета Экономика и жизнь, № 6,2001.
  40. В. Дамоклов меч предпринимателей. // Малое предприятие. 2003. № 8. С. 8.
  41. В.П., Хлынин О. И., Кочетова Н. Ю. Финансово-кредитные механизмы поддержки и развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации. М., 2002.53.3амулин О. Оттепель. // Малое предприятие. 2003. № 9. С. 11.
  42. Г. Делиться надо. недвижимостью. // Экономика и жизнь. 2003. № 16. С. 4.
  43. Исследование административных барьеров. Ресурсный центр малого предпринимательства. // http://www.rcsme.ru /
  44. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред Поляка Г. Б., Марковой А. Н. М.: ЮНИТИ, 2002.
  45. Кабардино-Балкария в цифрах. Статистический ежегодник. Нальчик.1999.
  46. Кабардино-Балкария в цифрах. Статистический ежегодник. Нальчик.2000.
  47. Карташев С.В. Marketing GEO новый инструмент ведения и анализа маркетинговой информации // Маркетинг и маркетинговые исследова-ния в России. 1999. № 3. С. 13−18.
  48. С. Почему крупный и малый бизнес нужны друг другу? // Малое предприятие. 2003. № 9. С. 15.
  49. И. Российский бизнес на выживание. // Малое предприятие. 2003. № 3 с. 10.
  50. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Советское радио, 1977.
  51. М. Особенности предпринимательства в переходной экономике // Экономист. 1999. № 1.
  52. В. Малый бизнес идет в регионы. // Малое предприятие. 2003.6. С. 8.
  53. В. Способный малый. // Малое предприятие. 2003. № 9. С. 14.
  54. И. Микрокредит за полчаса. // Бизнес для всех 2003, № 29.
  55. И. Оживление экономики — через развитие малого предпринимательства // Малое предприятие. 2003. № 11 с. 21.
  56. В. Кооперация мелких товаропроизводителей как инструмент хозяйственного управления // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3.
  57. А.Е. Проблемы и перспективы государственного менеджмента рынка труда в России: взгляд из региона // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 4.
  58. А., Перевевозчиков С. Соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса. // Малое предприятие. 2003. № 9. С. 17.
  59. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство.-М.: ИНФРА-М, 1998. /
  60. С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.С. 90−96.
  61. Г. В. Развитие малого предпринимательства России в 2000 го-ду. // Вопросы статистики. 2001. № 5.С. 15.
  62. И.М., Соколов В. Б. Целевые комплексные программы в планировании и управлении. М.: Знание, 1982.
  63. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Пер. с англ. — М.-: Республика, 1993. Том 1.
  64. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Пер. с англ. -М.-: Республика, 1993. Том 2.
  65. Малое предпринимательство в России. Стат. сборник. Официальное издание. М.: Госкомстат России, 1999 год.
  66. Малое предпринимательство в России. Стат. сборник. Официальное издание. М.: Госкомстат России, 2000 год.
  67. Малое предпринимательство в России. Стат. сборник. Официальное издание. М.: Госкомстат России, 2001 год.
  68. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. Учебное пособие для вузов./ Под. ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  69. Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах.
  70. Сборник обзоров. М., 1998.
  71. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / Муравьев А. И., Игнатьев A.M., Крутник А. Б.: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., Прераб. И поп. — спб.: «Издательский дом «бизнес-пресса». 1999. /
  72. Д. А., Самсонов К. П. Программно-целевой метод планирования. М.: Экономика, 1977.
  73. А. Коммунальный узел. // Малое предприятие. 2003. № 10. С. 20.
  74. Муравьев. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. /
  75. Нагайцев Тернист путь малого бизнеса. // Малое предприятие. 2003. № 3. С. 29.
  76. А. Переходный период закончился. Что дальше? / Вопросы экономики, № 6, 2000.
  77. В. Бизнес и власть: структура и логика диалога. // Малое предприятие. 2003. № 4. С. 10.
  78. Ю.В., Марков М. М. Предприятия малого бизнеса в условиях современной трансформации экономики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  79. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.:1997.91,Олейник А. Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2000.
  80. А. Перспективы развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики, № 7, 2002, с.9−13.
  81. А.П. Почему Россия не Америка. —М.: Крымский мост, 2000.
  82. ТО. «Отцы», «Дети» и экономика. //Экономика и жизнь. 2003. № 16. С. 2−3.
  83. Д., Ткачук С. Кредит по малой нужде. // Коммерсантъ-Деньги 2003, № 32.
  84. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. // http://www.esbc.ru/biblio/book3 /
  85. Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках программы «Партнерство» («Бизнес для России») на 1995 1999 годы. Письмо ФСЗ РФ от 29.03.1995 N П-2−11−489.
  86. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 1999. С. 317.
  87. С.Н., Петров Б. В. Современные проблемы развития малого предпринимательства в России.// Финансы № 11,2001. /
  88. Регионы России 1998: Стат. сб. В 2 т. Т. 1. М.: Госкомстат России, 1998.
  89. Регионы России 1999: Стат. сб. В 2 т. Т. 1. М.: Госкомстат России, 1999.
  90. Регионы России 2000: Стат. сб. В 2 т. Т. 1. М.: Госкомстат России, 2000.
  91. Регионы России 2001: Стат. сб. В 2 т. Т. 1. М.: Госкомстат России, 2001.
  92. Регионы России 1998: Стат. сб. В 2 т. Т. 2. М.: Госкомстат России, 1998.
  93. Регионы России 1999: Стат. сб. В 2 т. Т. 2. М.: Госкомстат России, 1999.
  94. Регионы России 2000: Стат. сб. В 2 т. Т. 2. М.: Госкомстат России, 2000.
  95. Регионы России 2001: Стат. сб. В 2 т. Т. 2. М.: Госкомстат России, 2001.
  96. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации 2002: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002.
  97. Регионы России. Социально-экономические показатели 2002: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2003.
  98. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. 1997. М.: Госкомстат России, 1997 г.
  99. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Зименкова Р. И. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  100. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000.
  101. А. Зоны инновационного предпринимательства. // Малое предприятие. 2003. № 10. с. 8.
  102. А. Почему не получился старт реформ? // Малое предприятие. 2003. № 8. С. 10.
  103. М.Н. Организационно-экономические условия формирования конкурентоспособного малого предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3.
  104. М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательст-ва в условиях современных радикальных рыночных реформ в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2.
  105. А. Малые и средние предприятия в странах с переходной эконо-микой // Деньги и кредит. 1996. № 8.
  106. А. Характеристика развития сектора малого и среднего предпринимательства, в целом, в стране с переходной экономикой. Материалы конференции «Адаптация Европейского опыта к решению проблем малого предпринимательства в России» от 31 марта 1999 г. /
  107. JI. Кто защитит предпринимателя? Только закон! // Малое предприятие. 2003 г. № 11. с 20.
  108. В. Новая «трехлетка» для малого бизнеса столицы. // Малое предприятие. 2003. № 10. С. 10.
  109. В. Новые концепции для малого бизнеса. // Малое предприятие. 2003. № 8. С. 9.
  110. С. Малый бизнес большие риски. // Экономика и жизнь. 2003. № 15. С. 6.
  111. С. М. Налогообложение и малое предпринимательство. // Финансы. № 9.2000г. С. 34−3 6.
  112. С.М. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике. // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Экономические науки. № 6. 2001 г. С. 9−10.
  113. С.М. Экономический механизм функционирования единого налога. // Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива 2002». Том III 2002 г. 177−180.
  114. С.М. Интеграция малого и крупного бизнеса, как фактор адаптации малого предпринимательства к рыночным условиям хозяйствования. // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Экономические науки. № 7.2003 г. С. 42−44.
  115. Синельников и др. Проблемы налоговой реформы в России: анализ, си-туации и перспективы развития. М., 1998. С. 85−88.
  116. С. Глоток оптимизма. // Малое предприятие. 2003. № 1. С. 3.
  117. С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1999. № 2. С. 29−39.
  118. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1931.
  119. Современный экономический словарь. Райзенберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. М.: ИНФРА-М, 1996.
  120. В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Ве-ликобритании // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2.
  121. Занятость и безработица в КБР 1992−2002 гг. Стат. сборник. Нальчик. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по КБР, 2003.
  122. Социально-экономическое положение КБР. Официальное издание. Нальчик. Госкомстат КБР, 1998.
  123. Социально-экономическое положение КБР. Официальное издание. Нальчик. Госкомстат КБР, 1999.
  124. Социально-экономическое положение КБР. Официальное издание. Нальчик. Госкомстат КБР, 2000.
  125. Социально-экономическое положение КБР. Официальное издание. Нальчик. Госкомстат КБР, 2001.
  126. Социально-экономическое положение КБР. Официальное издание. Нальчик. Госкомстат КБР, 2002.
  127. Социально-экономическое положение КБР. Официальное издание. Нальчик. Госкомстат КБР, 2003.
  128. Стратегия и механизмы поддержки развития малых предприятий в ходе реструктуризации отраслей. Доклад Минэкономики России. // http://www.rcsme.ru /
  129. Структура поддержки малого предпринимательства. Ресурсный центр малого предпринимательства. // http://www.rcsme.ru /
  130. В. Государственная поддержка предпринимательства в США (региональный аспект) // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 3. С. 111−114.
  131. Н. Прекрасное далеко. // Экономика и жизнь, № 4, 2001.
  132. Теория переходной экономики: макроэкономика. Под редакцией Красниковой Е. В., М.: ТЕИС, 1998.
  133. Э. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.
  134. А. Расслоение личностей // Власть, № 23 425., 2001.
  135. Д.Г., Ящинский М. В. Государственные гарантии субъектам малого предпринимательства. // Право и экономика. 2003 № 4.
  136. Форум по развитию предприятий и предпринимательства: Политические принципы и рекомендации. // http://www.oecdmoscow.org /
  137. В. Диктат производителя и рынок. //Экономическая газета № 22, 1989 г.
  138. А. Малый бизнес в паутине обещаний. // Малое предприятие. 2003. № 5 с. 6.
  139. В. Не все народу масленица. // Экономика и жизнь1. Стат. сборник.1. Стат. сборник.1. Стат. сборник.1. Стат. сборник.1. Стат. сборник.1. Стат. сборник.9(8964), 2003.
  140. И. Теория экономического поведения: исследование пред-принимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982.
  141. А. Нужны инновационно-технологические центры. // Малое предприятие. 2003. № 3 с. 20.
  142. JI. Где учиться предпринимателю. // Малое предприятие. 2003. № 7. С. 26.
  143. И.А. Малому бизнесу нужна поддержка государства // http://www.map.ru /
  144. Т. Деньги для малого бизнеса. // Малое предприятие. 2003. № 5 с. 10.
  145. А. Что ждет от ВТО малый бизнес? // Малое предприятие. 2003. № 7 с. 7.
  146. II Всероссийский съезд представителей малых предприятий/Документы и материалы съезда. М.:1999, с. 70.
  147. Storey D. Understanding the Small Business Sector, Routledge 1994,347p.t
Заполнить форму текущей работой