Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика высших психических функций при обучении чтению и письму первоклассников с задержкой психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение состояния базовых для письма и чтения высших психических функций у первоклассников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников является актуальным и необходимым и потому, что позволяет выявить особенности функционального развития головного мозга учащихся с ЗПР, понять причинную обусловленность трудностей освоения грамоты, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные представления о психологической структуре процессов письма и чтения
    • 1. 1. Психологические механизмы процессов чтения и письма
    • 1. 2. Особенности психологических механизмов нарушения чтения и письма у детей с задержкой психического развития
  • Глава 2. Программа экспериментального исследования
    • 2. 1. Характеристика детей с ЗПР
    • 2. 2. Методики исследования
    • 2. 3. Статистическая обработка результатов
  • Глава 3. Состояние высших психических функций у первоклассников с нормальным и задержанным развитием
    • 3. 1. Исследование функциональной асимметрии полушарий головного мозга
    • 3. 2. Исследование функциональной организации движений
      • 3. 2. 1. Кинестетический праксис. 3.2.2. Кинетический праксис
      • 3. 2. 3. Пространственный праксис
    • 3. 3. Исследование функциональной организации восприятия
      • 3. 3. 1. Тактильный гнозис
      • 3. 3. 2. Зрительный гнозис
      • 3. 3. 3. Акустический неречевой гнозис
    • 3. 4. Исследование функциональной организации памяти
      • 3. 4. 1. Зрительная память
      • 3. 4. 2. Слухоречевая память
    • 3. 5. Исследование произвольности деятельности
    • 3. 6. Исследование мышления. ф
    • 3. 7. Исследование речи
  • Глава 4. Динамика показателей высших психических функций у первоклассников с задержкой психического развития
    • 4. 1. Изменение функциональных отношений полушарий головного мозга
    • 4. 2. Изменение показателей функциональной организации движений
      • 4. 2. 1. Кинестетический праксис. 4.2.2. Кинетический праксис
      • 4. 2. 3. Пространственный праксис
    • 4. 3. Изменение показателей функциональной организации восприятия
      • 4. 3. 1. Тактильный гнозис
      • 4. 3. 2. Зрительный гнозис
      • 4. 3. 3. Акустический неречевой гнозис
    • 4. 4. Изменение показателей функциональной организации памяти
    • 4. 5. Изменение показателей произвольности деятельности
    • 4. 6. Изменение показателей мыслительной деятельности
    • 4. 7. Изменение повествовательной (монологической) речи. ф
    • 4. 8. Состояние чтения и письма
    • 4. 9. Анализ корреляционных связей в группе первоклассников с
  • Обсуждение результатов
  • Выводы

Динамика высших психических функций при обучении чтению и письму первоклассников с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Проблема диагностики и коррекции детей с задержкой психического развития (ЗПР) является в настоящее время одной из наиболее значимых. Важность разработки данной проблемы обусловлена ростом числа этих детей. По данным Института коррекционной педагогики РАО, число детей с ЗПР составляет 5,8% от числа всех учащихся младших классов (123).

Многочисленные исследователи (2, 26, 53, 142, 145 и др.) отмечают разнообразие нарушений высших психических функций у детей с ЗПР. К моменту поступления в школу эти дети не достигают нужного уровня готовности, следствием чего становятся разнообразные по характеру и степени выраженности трудности обучения. Одно из первых мест среди них занимают трудности освоения письма и чтения. Умение читать и писать имеет важное значение как для развития речи, так и для приобретения общих знаний и во многом предопределяет успехи ребёнка в школе. Для выявления трудностей овладения грамотой и создания адекватных путей психокоррекции значительный интерес представляет исследование формирования высших психических функций и их нарушений у детей с ЗПР.

Изучение состояния базовых для письма и чтения высших психических функций у первоклассников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников является актуальным и необходимым и потому, что позволяет выявить особенности функционального развития головного мозга учащихся с ЗПР, понять причинную обусловленность трудностей освоения грамоты, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении этих детей.

Целью исследования явилось изучение нарушений высших психических функций, вызывающих трудности обучения чтению и письму детей с ЗПР, а также обоснование дифференцированного подхода в коррекционно-развивающей работе с такими детьми.

Цель исследования определила следующие задачи:

1. Изучение и отбор психологических и нейропсихологических диагностических методик.

2. Изучение нарушений и динамики развития высших психических функций у первоклассников с ЗПР в процессе коррекционно-развивающего обучения.

3. Выявление корреляций сформированности высших психических функций с уровнем готовности к овладению чтением и письмом.

4. Разработка методических рекомендаций по диагностике трудностей обучения чтению и письму детей с ЗПР.

Объект исследования — 56 первоклассников, из них 28 учащихся школы для детей с ЗПР № 370 и 28 учащихся общеобразовательной школы № 178 Санкт-Петербурга.

Предмет исследования — нарушение высших психических функций, затрудняющих овладение чтением и письмом у первоклассников с ЗПР.

Гипотеза исследования. Трудности освоения чтения и письма первоклассников с ЗПР связаны с нарушением высших психических функций, формирование которых изменено в условиях задержанного психического развития. Нарушение высших психических функций у детей с ЗПР может явиться следствием дисфункции ассоциативных структур и межполушарных отношений головного мозга.

Использование метода нейропсихологического исследования учащихся позволяет выявить нарушение развития высших психических функций, проследить динамику их формирования в процессе коррекционно-развивающего обучения у детей с ЗПР, на основе чего можно выделить группы риска по овладению чтением и письмом.

Научная новизна исследования:

— впервые проведено комплексное исследование особенностей высших психических функций, вызывающих трудности освоения чтения и письма у детей с ЗПР;

— изучена динамика высших психических функций, обуславливающих формирование навыков чтения и письма у первоклассников с ЗПР в процессе коррекционно-развивающего обучения;

— предложена классификация учащихся с ЗПР на основе динамических показателей развития высших психических функций в процессе коррекцион-но-развивающего обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработаны и научно обоснованы методы и приемы комплексной психологической и нейропсихологической диагностики нарушения высших психических функций, составляющих психологическую основу письма и чтения;

— проведен сравнительный анализ показателей индивидуальных особенностей формирования высших психических функций первоклассников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников;

— выявлена некоторая специфика динамики психического развития детей, испытывающих трудности освоения письма и чтения;

— осуществлена классификация учащихся с ЗПР на основе динамики развития высших психических функций и степени успешности освоения письма и чтения в процессе обучения;

— выявлен характер значимых корреляций между высшими психическими функциями, составляющими функциональную основу письма и чтения, с целью уточнения механизмов нарушений названных навыков и направлений психолого-педагогической коррекционной работы.

Практическая значимость. Результаты исследования и полученный материал представляют интерес в практике психологической службы учебных заведений при решении вопросов диагностики и коррекции детей с трудностями в обучении.

Предлагаемая комплексная диагностическая программа может быть использована для выявления индивидуальных особенностей развития и готовности к овладению чтением и письмом детей с задержанным развитием. Исследование, проведенное на этапе поступления в школу, позволит направленно организовать психологическую коррекционную работу и выбрать наиболее адекватный для каждого ребенка способ обучения грамоте.

Положения, выносимые на защиту:

1. Трудности освоения чтения и письма у детей с ЗПР имеют сложную причинную обусловленность, разнообразны по своей симптоматике и механизмам и проявляются на фоне несформированности высших психических функций.

2. Динамика формирования высших психических функций у первоклассников с ЗПР зависит от степени нарушения механизмов деятельности ассоциативных отделов мозга, особенно лобных зон левого полушария.

3. Исследование особенностей развития высших психических функций дает объективные критерии для дифференциальной диагностики детей с ЗПР, осуществления индивидуальной коррекционно-развивающей работы в процессе обучения и контроля ее эффективности.

ВЫВОДЫ.

1. Учащиеся с ЗПР имеют различные трудности освоения чтения и письма, характер которых обусловлен особенностями высших психических функций в связи с недостаточным или замедленным темпом их развития.

2. Комплексная система психологической и нейропсихологической диагностики готовности первоклассников с ЗПР к освоению грамоты позволяет определить степень выраженности возможных трудностей освоения чтения и письма и их причины.

3. Наиболее информативными показателями уровня готовности освоения чтения и письма являются методики, позволяющие определить особенности произвольной деятельности, динамического праксиса, слухо-моторной координации, сукцессивного зрительного гнозиса, произвольных видов памяти (зрительной и слухоречевой), повествовательной (монологической) речи детей.

4. Возрастная несформированность высших психических функций у первоклассников с ЗПР проявляется в отставании формирования внутренней структуры психических процессов, звена контроля и программирования, необходимых для обучения чтению и письму.

5. В ходе коррекционно-развивающего обучения выявлена положительная динамика высших психических функций. У первоклассников с ЗПР отмечено значимое увеличение степени сформированности кинестетического праксиса, стереогноза и произвольности деятельности.

6. Выявленные изменения в овладении чтением и письмом могут свидетельствовать о дисфункции передних ассоциативных лобных зон у детей с ЗПР. В процессе коррекционно-развивающего обучения в первом классе не происходит полной нормализации функций этих структур мозга.

7. По уровню готовности к освоению чтения и письма можно выделить 4 группы детей с учетом сформированности высших психических функций, что позволяет разработать коррекционно-развивающие программы обучения, адекватные для каждого ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Ш. Особенности психомоторики младших школьников с ЗПР: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1988. — 16 с.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей // Под. ред. К. С. Лебединской. М., 1982. — 127 с.
  3. .Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Изв. АПН РСФСР. 1955. — Вып. 70. — С. 104−148.
  4. .Г., Попова А. Н. и др. Психологические вопросы букварного периода обучения грамоте // Известия АПН РСФСР. 1950. — Вып. 26. -С. 3−24.
  5. .Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи и ее воспитание в школе // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л, 1946. Т.53. — С.5−16.
  6. Т.А., Ковалева А. В. Психологические и физиологические причины сниженного уровня интеллекта детей в общеобразовательной школе // Дефектология. 2000. — № 1. — С.3−9.
  7. Т.В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пы-лаева Н.М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6−8 лет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. -№ 2.-С. 51−58.
  8. Т.В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1995. — С. 160−170.
  9. Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР // Вопросы психологии. -1997.-№ 1.-С. 19−25.
  10. Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1976. — 21 с.
  11. .А. Индивидуальные различия первоклассников в овладении навыками чтения: Автореф. дис.. канд. психол. наук М., 1976.- 17 с.
  12. Е.А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. М., 1994. -158 с.
  13. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.- 173 с.
  14. А.П. Нарушение письма у детей. СПб., 1994. — 83 с.
  15. JI.C. Мышление и речь. М., 1956. — 318 с.
  16. JI.C. История развития высших психических функций // Собр. сочинений: в 6 т.-М. 1983. Т.З. — С.5−314.
  17. Выготский Л: С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -500 с.
  18. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. Т.1. — М., 1959. — с.441−469.
  19. О.А., Новикова Г. Р., Шалимов В. Ф. Нейропсихологическое исследование высших психических процессов у успевающих учеников начальных классов // Дефектология. 1996. — № 6. — С. 7−13.
  20. О.А. Нейропсихологический анализ нарушений зрительного восприятия у детей с локальными поражениями мозга. Автореф. дис.. канд. психол. наук СПб., 1998. — 21 с.
  21. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов // Сост. Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова. М., 1989. — 58 с.
  22. Е.В. Психология и методика обучения письму в букварный период.-М., 1952.-240 с.
  23. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1989. -120с.
  24. В.Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. -Амстердам-Киев, 1996.- 151 с.
  25. Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: Автореф. дис. .канд. мед. наук. Д., 1971.-20 с.
  26. Дети с временными задержками развития /Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., 1974. — 208 с.
  27. Дети с задержкой психического развития /В.И.Лубовский, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени и др./Под ред. Т. А. Власовой и др. М., 1984. -256 с.
  28. А.О., Фишман М. Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об онтогенезе) // Дефектология. 1996. — № 5. — С. 22−28.
  29. З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 22 с.
  30. А.Ю. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга. -СПб, 2000.-47 с.
  31. Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1953. — 144 с.
  32. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973. — 149 с.
  33. О.В. Динамика психического развития детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. — 16 с.
  34. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982. — 224 с.
  35. З.И. Особенности абстрагирования и обобщения существенного в материале детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1977.-№ 4. — С. 19−26.
  36. С.Н., Хорош С. М., Отношение к фонематической действительности детей с задержкой психического и речевого развития // Психологическое исследования / Под ред. А. Н. Леонтьева, Е. Д. Хомской и др. -М., 1974.-Вып. 6.-С. 111−120.
  37. З.И. Психологические особенности восприятия и понимания письменной речи: Автореф. дис.. д-ра псих. наук. М., 1975. — 50 с.
  38. Т.Н. Формирование самостоятельности мышления у младших школьников с ЗПР: Автореф. дис.канд. психол. наук. Н. Новгород, 1994. — 16 с.
  39. А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.-284 с.
  40. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997. — 124 с.
  41. Ю.А. Методические рекомендации к обучению чтению учащихся коррекционно-развивающихся классов // Дефектология. 1998. -№ 3. — С. 29−34.
  42. Г. Ф. Методика отбора детей в коррекционные классы // Методическое пособие. М., 1990. — 67 с.
  43. Г. Ф. Педагогические основы реализации принципа индивидуализации в условиях коррекционного обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1991. — 54 с.
  44. А.В., Ахутина Т. В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6−7 лет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. — № 2. — С. 58−65.
  45. Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.-М., 1983. 136 с.
  46. В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985. — 167 с.
  47. Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М., 1940 — 72 с.
  48. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. — 537 с.
  49. Е.А. Дифференцированный подход в логопедической работе по устранению дисграфии у учащихся с задержкой психического развития: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1992. — 16 с.
  50. В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с ЗПР // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 10−16.
  51. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. — 104 с.
  52. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. (В норме и патологии). М., 1978. — 224 с.
  53. А. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1969. — 431 с.
  54. А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950. — 84 с.
  55. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М., 1996. — 64 с.
  56. Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977.-23 с.
  57. Л.И. Динамика интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в степени дебильности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1981.-23 с.
  58. В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994. — 145 с.
  59. Ю.Б. Особенности формирования самоконтроля в деятельности у детей с ЗПР. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. -16 с.
  60. В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. 1999. — № 3. — С. 18−21.
  61. Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. — № 6. — С. 10−18.
  62. К.К. Особенности динамики интеллектуальной деятельности школьников с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1991. — 19 с.
  63. И.Ф. Нейропсихологический анализ клиничских вариантов задержки психического развития // Дефектология. 1977. — № 6. — С. 3−11.
  64. Н.А. Использование графических моделей учебных текстов в обучении младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1986 — № 4. — С. 44−50.
  65. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб., 1994. — С. 237−245.
  66. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития: для членов медико-педагогических комиссий и работников спецшкол / Сост. К. С. Лебединская. Киев, 1983. — 83 с.
  67. Методические рекомендации по организации и содержанию уроков русского языка в подготовительном классе школы для детей с задержкой психического развития: (Подготовка к обучению грамоте) / Сост. Н. А. Никашина, Р. Д. Тригер. М., 1979. — 26 с.
  68. Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способностей к школьному обучению // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. -1996.-№ 3.-С. 46−50.
  69. В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с ЗПР: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1979. 185 с.
  70. Г. Р. Клинический и нейропсихологический анализ некоторых психических функций у детей 6−7 лет // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1999. — Т.49. — Вып.6. — С.944−949.
  71. Ю.В. Психологические основы процесса чтения у обучающегося читать. -М., 1973. 59 с.
  72. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе / Под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. М., 1992. — 159 с.
  73. Н.С. Строение деятельности чтения и процесс овладения детьми знаковой системой // Становление интеллекта в дошкольном возрасте. М., 1996. — С. 201−241.
  74. Л.Г. Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей. СПб., 1994. — 71 с.
  75. Л.А. Особенности восприятия и моделирования пространства дошкольниками с недостатками интеллекта // Дефектология. 1997. — № 6. — С. 43−49.
  76. Л.И. Механизмы нарушений у аномальных детей. М., 1984. — 160 с.
  77. Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 23−28.
  78. Л.И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. — С. 55−61.
  79. Л.И., Рожкова Л. А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1996. — № 5. — С. 15−22.
  80. Л.И., Слободяник Н. П., Шушковская А. А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекция недостатков в психическом развитии младших школьников // Дефектология. 1998. -№ 2.-С. 10−17.
  81. Н.Г. Особенности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1976.-20 с.
  82. В.Л. Формирование мнестического приема смысловой группировки у детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1987.-№ 2.- С. 3−9.
  83. Применение нейропсихологических методов у детей // Методы нейроп-сихологической диагностики / Под ред. Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон. СПб., 1997. — С. 232−275.
  84. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Отв. ред. А. Р. Лурия. М., 1956. — 420 с.
  85. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным развитием: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. У. В. Ульенкова. -Горький, 1988. 108 с.
  86. Т.Д. Возрастные особенности структуры познавательной деятельности детей с ЗПР: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. -18 с.
  87. Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5−6 лет с ЗПР // Вестн. Москов. ун-та. Серия 14, Психология. 1995. — № 3. — С. 37−45.
  88. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. /Под общей ред. Л. М. Шипицыной. СПб, 1997. — С.44−52.
  89. А.С. Формирование умения логического доказательства у младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. психол. наук. М., 1987. — 17 с.
  90. СЛ. Речь // Основы общей психологии. СПб., 1998. — С. 381−416.
  91. И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995. — 255 с.
  92. Р.А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости в начальных классах: Дис.. канд. псих. наук. М., 1991. — 156 с.
  93. Сарагоса Лопес Сойла Сара. Роль целенаправленного формирования зрительного восприятия в преодолении ЗПР у детей 6−7 лет: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — 18 с.
  94. Сафади Хассан. Клинико-психологические особенности умственной работоспособности у неуспевающих школьников с ЗПР. Дис.. канд. психол. наук. СПб, 1998. — 152 с.
  95. А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. Метод, рекомендации для педагогов и родителей. М., 1998. -32 с.
  96. А.В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998. — 50 с.
  97. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.-349 с.
  98. Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики: «Лурия 90». — М., 1991. — 44 с.
  99. Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1995. — С. 154−160.
  100. Т.А. Возможности коррекции мышления шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. — № 1. -С.58−63.
  101. Т.А. Особенности наглядного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. — № 1.- С. 64−69.
  102. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л., 1990.- 197 с.
  103. Схема нейропсихологического обследования. /Под ред. А. В. Семенович. -М., 1998.-37 с.
  104. Тржесоглова 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.- 255 с.
  105. Р.Д. Изучение готовности к обучению грамоте детей с ЗПР // Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвуз. сб. научн. тр. / Отв. ред. У .В. Ульенкова. Н. Новгород, 1993. — С. 32−42.
  106. Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР // Дефектология. 1972. -№ 5. -С. 35−41.
  107. Р.Д. Ориентировка в речевой действительности как показатель готовности ребенка к обучению грамоте // Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1989. — С.56−71.
  108. Р.Д., Владимирова Е. В. Диагностическое пособие по подготовке детей к обучению грамоте: Набор карт с заданиями для групповой и индивидуальной работы. М., 1992. — 27 с.
  109. У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.-230 с.
  110. У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990. — 184 с.
  111. М.Н., Лукашевич И. П., Мачинская Р. И. Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР//Дефектология. 1998. — № 1. — С. 24−29.
  112. М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с ЗПР и с умственной отсталостью // Дефектология. 1996. — № 4. — С. 3−6.
  113. Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга.-М., 1972.-272 с.
  114. Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. -М., 1998. 128 с.
  115. Л.С. Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990. — 72 с.
  116. Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1977. — 256 с.
  117. Н.А. Понимание прочтенного текста первоклассниками с ЗПР // Дефектология. 1974. — № 1. — С. 11−19.
  118. Л.Р. Особенности произвольного внимания и познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. — № 6. — С. 17−22.
  119. Г. Б. Дифференциальная психологическая диагностика ЗПР на основе анализа стандартизированной методики: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 18 с.
  120. С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении// Дефектология. 1995. — № 5.- С. 23−28.
  121. Шестилетние дети: проблемы и исследования. / Под ред. У.В. Ульенко-вой, Н. А. Цыпиной, Е. Е. Дмитриевой. Н. Новгород, 1993. — 124 с.
  122. Л.М. и др. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией // Дефектология.1991.-№ 2.-С. 16−22.
  123. JI.M. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающегося обучения // Дефектология. -1999. -№ 5. С. 3−10.
  124. JI.M. Нейропсихологическая диагностика детей с отклонениями в развитии //Теоретические прикладные вопросы психологии. СПбГУ, 1997, в. З, ч. 1, с.311−319.
  125. JI.M. Нейропсихологический аспект диагностики детей в процессе коррекционно-развивающегося обучения //Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПбГУПМ, 1999. — С.98−113.
  126. JI.M. Функциональная асимметрия и патогенетические механизмы деятельности мозга при менингитах у детей. Автореф. дис.. д-ра биол. наук. Л., 1986.
  127. Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956. — № 5. — С. 51−59.
  128. Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962. — с.7−49.
  129. Axner U. Children with perceptual dysfunctions: Evaluation of «А study of preventing learning disorders». Educational and psychological integrations. -№ 64. — October. — 1977. — P. 34−38.
  130. Bakker D.J. Neuropsychological treatment of dyslexia. N.Y., 1990.
  131. Belmont L., Birch H.G. Lateral dominance, lateral awareness and reading disabilities // The Psychology of Learning and Reading Disabilities. N.Y., 1973.-P. 393−408.
  132. Catts H.W. Speech production: Phonological deficits in reading disordern children // J. of Learning Disab. — 1986. — V.19. — № 8. — P. 504−508.
  133. Catts H.W. The relationship between speech-language impairment and reading disabilities // H. Grimm, H. Skowronek, et al. Language Acquisition problem and reading disorders: Aspects of diagnosis and intervention. Berlin -N.Y., 1993.-P. 167−182.
  134. Chalfant J.C., Scheffelin M.A. Central processing dysfunction in children: Areview of research. Ninds Monograph. — № 9. — Bethesda, 1969.
  135. Durrel D.D., Murphy H. The auditory discrimination factor in reading disabilities // The psychology of learning and reading disabilities. N.Y., 1973.- P. 42−47.
  136. Gaddes W.H. Learning disabilities and brain function. N.Y., 1980.
  137. Geschwind N., Galaburda A.M. Cerebral lateralisation. Biological mechanisms, association, and pathology: 1. A hypothesis and a program for research // Arch. Neurol. 1985. — V. 42. — P. 428−459.
  138. Goodglass H., Kaplan E. Assessment of cognitive deficit in the brain injured // Handbook of behavioral neurobiology / V. 2. Neuropsychology. Ed. M.S. Gazzaniga. N.Y., 1979.
  139. Gross H., Wilson W. Minimal brain dysfunction. N.Y., 1974.
  140. Lubar J., Bianchini K., Calhoun W., et al. Spectral analysis of EEG differences between children with and without learning disabilities // Journal of learning disabilities. 1985. — V. 18. -P.32−44.
  141. Lyon G.R., Moats L., Flynn J.M., From assessment to treatment linkage to intervention with children // M.G. Framontana, S.R. Hooper, et al. assessment issues in child neuropsychology. N.Y., 1988. — P. 113−142.
  142. Neuropsychology of learning disabilities: Essentials of subtype analysis //Ed. B.R. Rourke N.Y. 1995. — 407 p.
  143. Ricco C.A., Hynd G.W., Cohen M.J., Gonzales J.J. Neurological basis of attention deficit hyperactivity disorders // Exceptional children. 1993. — V. 60.- № 2. P. 118−124.
  144. Zentall S.S. Research on the educational implication of attention deficit hyperactivity disorders // Exceptional children. 1993. — V. 60. — № 2. — P. 143 153.
Заполнить форму текущей работой