Динамика высших психических функций при обучении чтению и письму первоклассников с задержкой психического развития
![Диссертация: Динамика высших психических функций при обучении чтению и письму первоклассников с задержкой психического развития](https://westud.ru/work/2526402/cover.png)
Диссертация
Изучение состояния базовых для письма и чтения высших психических функций у первоклассников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников является актуальным и необходимым и потому, что позволяет выявить особенности функционального развития головного мозга учащихся с ЗПР, понять причинную обусловленность трудностей освоения грамоты, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современные представления о психологической структуре процессов письма и чтения
- 1. 1. Психологические механизмы процессов чтения и письма
- 1. 2. Особенности психологических механизмов нарушения чтения и письма у детей с задержкой психического развития
- Глава 2. Программа экспериментального исследования
- 2. 1. Характеристика детей с ЗПР
- 2. 2. Методики исследования
- 2. 3. Статистическая обработка результатов
- Глава 3. Состояние высших психических функций у первоклассников с нормальным и задержанным развитием
- 3. 1. Исследование функциональной асимметрии полушарий головного мозга
- 3. 2. Исследование функциональной организации движений
- 3. 2. 1. Кинестетический праксис. 3.2.2. Кинетический праксис
- 3. 2. 3. Пространственный праксис
- 3. 3. Исследование функциональной организации восприятия
- 3. 3. 1. Тактильный гнозис
- 3. 3. 2. Зрительный гнозис
- 3. 3. 3. Акустический неречевой гнозис
- 3. 4. Исследование функциональной организации памяти
- 3. 4. 1. Зрительная память
- 3. 4. 2. Слухоречевая память
- 3. 5. Исследование произвольности деятельности
- 3. 6. Исследование мышления. ф
- 3. 7. Исследование речи
- Глава 4. Динамика показателей высших психических функций у первоклассников с задержкой психического развития
- 4. 1. Изменение функциональных отношений полушарий головного мозга
- 4. 2. Изменение показателей функциональной организации движений
- 4. 2. 1. Кинестетический праксис. 4.2.2. Кинетический праксис
- 4. 2. 3. Пространственный праксис
- 4. 3. Изменение показателей функциональной организации восприятия
- 4. 3. 1. Тактильный гнозис
- 4. 3. 2. Зрительный гнозис
- 4. 3. 3. Акустический неречевой гнозис
- 4. 4. Изменение показателей функциональной организации памяти
- 4. 5. Изменение показателей произвольности деятельности
- 4. 6. Изменение показателей мыслительной деятельности
- 4. 7. Изменение повествовательной (монологической) речи. ф
- 4. 8. Состояние чтения и письма
- 4. 9. Анализ корреляционных связей в группе первоклассников с
- Обсуждение результатов
- Выводы
Список литературы
- Адилова М.Ш. Особенности психомоторики младших школьников с ЗПР: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1988. — 16 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей // Под. ред. К. С. Лебединской. М., 1982. — 127 с.
- Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Изв. АПН РСФСР. 1955. — Вып. 70. — С. 104−148.
- Ананьев Б.Г., Попова А. Н. и др. Психологические вопросы букварного периода обучения грамоте // Известия АПН РСФСР. 1950. — Вып. 26. -С. 3−24.
- Ананьев Б.Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи и ее воспитание в школе // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л, 1946. Т.53. — С.5−16.
- Артемова Т.А., Ковалева А. В. Психологические и физиологические причины сниженного уровня интеллекта детей в общеобразовательной школе // Дефектология. 2000. — № 1. — С.3−9.
- Ахутина Т.В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пы-лаева Н.М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6−8 лет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. -№ 2.-С. 51−58.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1995. — С. 160−170.
- Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР // Вопросы психологии. -1997.-№ 1.-С. 19−25.
- Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1976. — 21 с.
- Богуславская Б.А. Индивидуальные различия первоклассников в овладении навыками чтения: Автореф. дис.. канд. психол. наук М., 1976.- 17 с.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. М., 1994. -158 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.- 173 с.
- Воронова А.П. Нарушение письма у детей. СПб., 1994. — 83 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. М., 1956. — 318 с.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. сочинений: в 6 т.-М. 1983. Т.З. — С.5−314.
- Выготский Л: С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -500 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. Т.1. — М., 1959. — с.441−469.
- Гончаров О.А., Новикова Г. Р., Шалимов В. Ф. Нейропсихологическое исследование высших психических процессов у успевающих учеников начальных классов // Дефектология. 1996. — № 6. — С. 7−13.
- Гончаров О.А. Нейропсихологический анализ нарушений зрительного восприятия у детей с локальными поражениями мозга. Автореф. дис.. канд. психол. наук СПб., 1998. — 21 с.
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов // Сост. Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова. М., 1989. — 58 с.
- Гурьянов Е.В. Психология и методика обучения письму в букварный период.-М., 1952.-240 с.
- Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1989. -120с.
- Деглин В.Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. -Амстердам-Киев, 1996.- 151 с.
- Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: Автореф. дис. .канд. мед. наук. Д., 1971.-20 с.
- Дети с временными задержками развития /Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., 1974. — 208 с.
- Дети с задержкой психического развития /В.И.Лубовский, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени и др./Под ред. Т. А. Власовой и др. М., 1984. -256 с.
- Дробинская А.О., Фишман М. Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об онтогенезе) // Дефектология. 1996. — № 5. — С. 22−28.
- Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 22 с.
- Егоров А.Ю. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга. -СПб, 2000.-47 с.
- Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1953. — 144 с.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973. — 149 с.
- Защиринская О.В. Динамика психического развития детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. — 16 с.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982. — 224 с.
- Калинкова З.И. Особенности абстрагирования и обобщения существенного в материале детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1977.-№ 4. — С. 19−26.
- Карпова С.Н., Хорош С. М., Отношение к фонематической действительности детей с задержкой психического и речевого развития // Психологическое исследования / Под ред. А. Н. Леонтьева, Е. Д. Хомской и др. -М., 1974.-Вып. 6.-С. 111−120.
- Клычникова З.И. Психологические особенности восприятия и понимания письменной речи: Автореф. дис.. д-ра псих. наук. М., 1975. — 50 с.
- Князева Т.Н. Формирование самостоятельности мышления у младших школьников с ЗПР: Автореф. дис.канд. психол. наук. Н. Новгород, 1994. — 16 с.
- Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.-284 с.
- Корсанова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997. — 124 с.
- Костенкова Ю.А. Методические рекомендации к обучению чтению учащихся коррекционно-развивающихся классов // Дефектология. 1998. -№ 3. — С. 29−34.
- Кумарина Г. Ф. Методика отбора детей в коррекционные классы // Методическое пособие. М., 1990. — 67 с.
- Кумарина Г. Ф. Педагогические основы реализации принципа индивидуализации в условиях коррекционного обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1991. — 54 с.
- Курганский А.В., Ахутина Т. В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6−7 лет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. — № 2. — С. 58−65.
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.-М., 1983. 136 с.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985. — 167 с.
- Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М., 1940 — 72 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. — 537 с.
- Логинова Е.А. Дифференцированный подход в логопедической работе по устранению дисграфии у учащихся с задержкой психического развития: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1992. — 16 с.
- Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с ЗПР // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 10−16.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. — 104 с.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. (В норме и патологии). М., 1978. — 224 с.
- Лурия А. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1969. — 431 с.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950. — 84 с.
- Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М., 1996. — 64 с.
- Лутонян Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977.-23 с.
- Лычагина Л.И. Динамика интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в степени дебильности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1981.-23 с.
- Ляудис В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994. — 145 с.
- Максименко Ю.Б. Особенности формирования самоконтроля в деятельности у детей с ЗПР. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. -16 с.
- Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. 1999. — № 3. — С. 18−21.
- Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. — № 6. — С. 10−18.
- Мамедов К.К. Особенности динамики интеллектуальной деятельности школьников с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1991. — 19 с.
- Марковская И.Ф. Нейропсихологический анализ клиничских вариантов задержки психического развития // Дефектология. 1977. — № 6. — С. 3−11.
- Масюкова Н.А. Использование графических моделей учебных текстов в обучении младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1986 — № 4. — С. 44−50.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб., 1994. — С. 237−245.
- Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития: для членов медико-педагогических комиссий и работников спецшкол / Сост. К. С. Лебединская. Киев, 1983. — 83 с.
- Методические рекомендации по организации и содержанию уроков русского языка в подготовительном классе школы для детей с задержкой психического развития: (Подготовка к обучению грамоте) / Сост. Н. А. Никашина, Р. Д. Тригер. М., 1979. — 26 с.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способностей к школьному обучению // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. -1996.-№ 3.-С. 46−50.
- Насонова В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с ЗПР: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1979. 185 с.
- Новикова Г. Р. Клинический и нейропсихологический анализ некоторых психических функций у детей 6−7 лет // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1999. — Т.49. — Вып.6. — С.944−949.
- Новикова Ю.В. Психологические основы процесса чтения у обучающегося читать. -М., 1973. 59 с.
- Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе / Под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. М., 1992. — 159 с.
- Пантина Н.С. Строение деятельности чтения и процесс овладения детьми знаковой системой // Становление интеллекта в дошкольном возрасте. М., 1996. — С. 201−241.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей. СПб., 1994. — 71 с.
- Пепик Л.А. Особенности восприятия и моделирования пространства дошкольниками с недостатками интеллекта // Дефектология. 1997. — № 6. — С. 43−49.
- Переслени Л.И. Механизмы нарушений у аномальных детей. М., 1984. — 160 с.
- Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 23−28.
- Переслени Л.И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. — С. 55−61.
- Переслени Л.И., Рожкова Л. А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1996. — № 5. — С. 15−22.
- Переслени Л.И., Слободяник Н. П., Шушковская А. А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекция недостатков в психическом развитии младших школьников // Дефектология. 1998. -№ 2.-С. 10−17.
- Поддубная Н.Г. Особенности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1976.-20 с.
- Подобед В.Л. Формирование мнестического приема смысловой группировки у детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1987.-№ 2.- С. 3−9.
- Применение нейропсихологических методов у детей // Методы нейроп-сихологической диагностики / Под ред. Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон. СПб., 1997. — С. 232−275.
- Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Отв. ред. А. Р. Лурия. М., 1956. — 420 с.
- Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным развитием: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. У. В. Ульенкова. -Горький, 1988. 108 с.
- Пускаева Т.Д. Возрастные особенности структуры познавательной деятельности детей с ЗПР: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. -18 с.
- Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5−6 лет с ЗПР // Вестн. Москов. ун-та. Серия 14, Психология. 1995. — № 3. — С. 37−45.
- Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. /Под общей ред. Л. М. Шипицыной. СПб, 1997. — С.44−52.
- Рождественский А.С. Формирование умения логического доказательства у младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. психол. наук. М., 1987. — 17 с.
- Рубинштейн СЛ. Речь // Основы общей психологии. СПб., 1998. — С. 381−416.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995. — 255 с.
- Сантана Р.А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости в начальных классах: Дис.. канд. псих. наук. М., 1991. — 156 с.
- Сарагоса Лопес Сойла Сара. Роль целенаправленного формирования зрительного восприятия в преодолении ЗПР у детей 6−7 лет: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — 18 с.
- Сафади Хассан. Клинико-психологические особенности умственной работоспособности у неуспевающих школьников с ЗПР. Дис.. канд. психол. наук. СПб, 1998. — 152 с.
- Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. Метод, рекомендации для педагогов и родителей. М., 1998. -32 с.
- Семенович А.В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998. — 50 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.-349 с.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики: «Лурия 90». — М., 1991. — 44 с.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1995. — С. 154−160.
- Стрекалова Т.А. Возможности коррекции мышления шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. — № 1. -С.58−63.
- Стрекалова Т.А. Особенности наглядного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. — № 1.- С. 64−69.
- Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л., 1990.- 197 с.
- Схема нейропсихологического обследования. /Под ред. А. В. Семенович. -М., 1998.-37 с.
- Тржесоглова 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.- 255 с.
- Тригер Р.Д. Изучение готовности к обучению грамоте детей с ЗПР // Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвуз. сб. научн. тр. / Отв. ред. У .В. Ульенкова. Н. Новгород, 1993. — С. 32−42.
- Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР // Дефектология. 1972. -№ 5. -С. 35−41.
- Тригер Р.Д. Ориентировка в речевой действительности как показатель готовности ребенка к обучению грамоте // Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1989. — С.56−71.
- Тригер Р.Д., Владимирова Е. В. Диагностическое пособие по подготовке детей к обучению грамоте: Набор карт с заданиями для групповой и индивидуальной работы. М., 1992. — 27 с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.-230 с.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990. — 184 с.
- Фишман М.Н., Лукашевич И. П., Мачинская Р. И. Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР//Дефектология. 1998. — № 1. — С. 24−29.
- Фишман М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с ЗПР и с умственной отсталостью // Дефектология. 1996. — № 4. — С. 3−6.
- Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга.-М., 1972.-272 с.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. -М., 1998. 128 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990. — 72 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1977. — 256 с.
- Цыпина Н.А. Понимание прочтенного текста первоклассниками с ЗПР // Дефектология. 1974. — № 1. — С. 11−19.
- Чупров Л.Р. Особенности произвольного внимания и познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. — № 6. — С. 17−22.
- Шаумаров Г. Б. Дифференциальная психологическая диагностика ЗПР на основе анализа стандартизированной методики: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 18 с.
- Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении// Дефектология. 1995. — № 5.- С. 23−28.
- Шестилетние дети: проблемы и исследования. / Под ред. У.В. Ульенко-вой, Н. А. Цыпиной, Е. Е. Дмитриевой. Н. Новгород, 1993. — 124 с.
- Шипицына Л.М. и др. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией // Дефектология.1991.-№ 2.-С. 16−22.
- Шипицына JI.M. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающегося обучения // Дефектология. -1999. -№ 5. С. 3−10.
- Шипицына JI.M. Нейропсихологическая диагностика детей с отклонениями в развитии //Теоретические прикладные вопросы психологии. СПбГУ, 1997, в. З, ч. 1, с.311−319.
- Шипицына JI.M. Нейропсихологический аспект диагностики детей в процессе коррекционно-развивающегося обучения //Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПбГУПМ, 1999. — С.98−113.
- Шипицына JI.M. Функциональная асимметрия и патогенетические механизмы деятельности мозга при менингитах у детей. Автореф. дис.. д-ра биол. наук. Л., 1986.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956. — № 5. — С. 51−59.
- Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962. — с.7−49.
- Axner U. Children with perceptual dysfunctions: Evaluation of «А study of preventing learning disorders». Educational and psychological integrations. -№ 64. — October. — 1977. — P. 34−38.
- Bakker D.J. Neuropsychological treatment of dyslexia. N.Y., 1990.
- Belmont L., Birch H.G. Lateral dominance, lateral awareness and reading disabilities // The Psychology of Learning and Reading Disabilities. N.Y., 1973.-P. 393−408.
- Catts H.W. Speech production: Phonological deficits in reading disordern children // J. of Learning Disab. — 1986. — V.19. — № 8. — P. 504−508.
- Catts H.W. The relationship between speech-language impairment and reading disabilities // H. Grimm, H. Skowronek, et al. Language Acquisition problem and reading disorders: Aspects of diagnosis and intervention. Berlin -N.Y., 1993.-P. 167−182.
- Chalfant J.C., Scheffelin M.A. Central processing dysfunction in children: Areview of research. Ninds Monograph. — № 9. — Bethesda, 1969.
- Durrel D.D., Murphy H. The auditory discrimination factor in reading disabilities // The psychology of learning and reading disabilities. N.Y., 1973.- P. 42−47.
- Gaddes W.H. Learning disabilities and brain function. N.Y., 1980.
- Geschwind N., Galaburda A.M. Cerebral lateralisation. Biological mechanisms, association, and pathology: 1. A hypothesis and a program for research // Arch. Neurol. 1985. — V. 42. — P. 428−459.
- Goodglass H., Kaplan E. Assessment of cognitive deficit in the brain injured // Handbook of behavioral neurobiology / V. 2. Neuropsychology. Ed. M.S. Gazzaniga. N.Y., 1979.
- Gross H., Wilson W. Minimal brain dysfunction. N.Y., 1974.
- Lubar J., Bianchini K., Calhoun W., et al. Spectral analysis of EEG differences between children with and without learning disabilities // Journal of learning disabilities. 1985. — V. 18. -P.32−44.
- Lyon G.R., Moats L., Flynn J.M., From assessment to treatment linkage to intervention with children // M.G. Framontana, S.R. Hooper, et al. assessment issues in child neuropsychology. N.Y., 1988. — P. 113−142.
- Neuropsychology of learning disabilities: Essentials of subtype analysis //Ed. B.R. Rourke N.Y. 1995. — 407 p.
- Ricco C.A., Hynd G.W., Cohen M.J., Gonzales J.J. Neurological basis of attention deficit hyperactivity disorders // Exceptional children. 1993. — V. 60.- № 2. P. 118−124.
- Zentall S.S. Research on the educational implication of attention deficit hyperactivity disorders // Exceptional children. 1993. — V. 60. — № 2. — P. 143 153.