Педагогические возможности личностного подхода в профессиональном самоопределении обучающихся музыке: На материале музыкальных классов общеобразовательной школы
![Диссертация: Педагогические возможности личностного подхода в профессиональном самоопределении обучающихся музыке: На материале музыкальных классов общеобразовательной школы](https://westud.ru/work/2526099/cover.png)
Диссертация
Проведенное опытно-экспериментальное исследование доказало эффективность формирования профессионального самоопределения учащихся музыкальных классов, основанного на педагогических возможностях личностного подхода. Динамика роста оценок за выполнение специально разработанных заданий свидетельствует об интенсивном музыкально-творческом развитии учащихся и формировании их исполнительских умений… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ
- 1. 1. Проблема самоопределения личности: общетеоретический аспект
- 1. 2. Личностный подход как предмет гуманистической педагогики
- 1. 3. Специфика личностного подхода и профессионального самоопределения в музыкальном обучении
- ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ
- 2. 1. Особенности реализации личностного подхода в музыкальных классах общеобразовательной школы
- 2. 2. Экспериментальная проверка педагогических возможностей личностного подхода в процессе исполнительской подготовки учащихся музыкальных классов
- 2. 2. 1. Методика эксперимента
- 2. 2. 2. Ход и результаты эксперимента
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. -М., 1973.-228 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 335 Фейнберг С. Е. Путь к мастерству /Вопросы фортепианного испол-нительства. — 1965. — Вып. 1. — С. 78−127.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. — 80 с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства в 3-х ч. ч.1. — М.: Музгиз, 1962. — 143 с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства в 3-х ч. — ч.2. — М.: Музыка, 1967. 285 с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства в 3-х ч. ч.З. — М.: Музыка, 1982.-286 с.
- Алексеев А.Д. Русские пианисты. M.-JI.: Музгиз, 1948.-314 с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: Владос, 2000.-335 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педаго-гического процесса. Минск.: Университетское, 1990. — 560 с.
- Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества /Новое педагогическое мышление. М., 1989.-С. 144−177.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1985. — 496 с.
- Аничкин С.А. Современные вопросы методологии и методики педагогических исследований. Свердловск, 1980. — 42 с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. 224 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. М.: Просвещение, 1984.- 111 с.
- Арчажникова Л.Г. Формирование профессиональных качеств учителя музыки в процессе инструментальной подготовки //Профес-сиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов, 1978. -Вып. 1. -С.11−17.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М.: Музыка, 1973. 142 с.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 96 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Байлук В.В. Человекознание: В 3-х кн. Книга 2. Самопроектирование. -Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 1999. 239 с.
- Байлук В.В. Человекознание: В 3-х кн. Книга 3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач. Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001. — 268 с.
- Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. — 368 с.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л., 1974.- 336 с.
- Баренбойм JI.А. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности. М.: Музыка, 1982. — 278 с.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1978. — 270 с.
- Безрукова B.C. Настольная книга педагога-исследователя Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000 — 236 с.
- Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. — 152 с.
- Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. — Екатеринбург, 1996. — 93 с.
- Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-288 с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для ст-ов высш. учеб. заведений. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. 192 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Воронеж, 1996.- 318 с.
- Беляева Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии./Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. на-уч.тр. под ред. Е. В. Ткаченко. Вып.1. — Екатеринбург, 1995. — С. 36−45.
- Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности- Екатеринбург, 1993. 8 п.л.
- Бердяев М.А. О назначении человека.-М. Республика, 1993. — 383 с.
- Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. — М.: Изд-во «Просвещение», 1964. 220 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание М., 1986. — 421 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.-335 с.
- Блинников JI.B. Великие философы. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. 432 с.
- Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наукова думка, 1991 — 200 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т.1. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.-304 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблемы творчества. Ростов-н/Д, 1984. — 170 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Бодалев А.А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.-188 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.- 464 с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. — С. 41−42.
- Болотов В.А., Костикова М. Н. Педагогическое образование страницы реформирования. — Волгоград, 1998. — С. 29.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб пос. — Ростов-н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999 — 560 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 1995.- № 4 — С. 29−36.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
- Вербицкий А.А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография М.: Иссл. центр проблем качества и подготовки спец-ов, 2000. — 200 с.
- Вергазова Е.Г. Философские взгляды В.С.Соловьева. — СПб.: ПИИТ, 1993.- 17 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. — 415 с.
- Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1−7. М., 1979−1986.
- Вопросы теории и практики профориентации в средней школе: Сб. статей под ред. И. Д. Зверева. М.: Педагогика, 1972. — 248 с.
- Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи. Воспоминания. /Сост., ред. М. Г. Соколова. Вып.1.-М.: Музыка, 1965.-246 с.
- Вопросы фортепианного исполнительства (составление и ред. М.Г. Соколова) вып. 4. 204 с.
- Воспоминания о Софроницком. Составитель Я. И. Милыптейн, М.: Сов. комп., 1982.-479 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Выготский J1.C. Психология искусства /сост-е: М. Г. Ярошевский Рос-тов-н/Д: Феникс, 1998. — 479 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во Акад. пед наук. — 1960. — 500 с.
- Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М., 1982.Т.1. С. 192.
- Выдающиеся советские пианисты-педагоги о фортепианном искусстве /Вступ. статья, ред. С. М. Хентовой.-М.- Л., «Музыка», 1966.-315 с.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию //Новые ценности образования. М., 1996. -№ 6. — С. 10−39.
- Гайдученок И.А. Слово о личности. Минск, 1990. — 158 с.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии 1988. — № 2. — С. 19−26.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 1988. — 143 с.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. -М., 1979.-158 с.
- Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания / Сост., ред. Д. Д. Благого. М.: Сов. комп., 1969. — 488 с.
- Горностаева В.В. Два часа после концерта: Сб. ст. и материалов. — М.: Сов. комп., 1991.-201с.
- Горюнова Т.А., Королева И. Ш. Путь к профессии учителя. М., 1981.— 96 с.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М., 1993. 190 с.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музгиз, 1961.-224 с.
- Григорий Гинзбург: Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Сов. комп., 1984.-288 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. /Сост. и вступ. ст. В. А. Ротенберга. М., Учпедгиз, 1956, — 374 с.
- Днепров С.А. Педагогическое сознание: теория и технология формирования у будущих учителей: монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998 — 298 с.
- Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. — М.: АПН РСФСР, 1952. 736 с.
- Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы //Вопросы психологии, 1988. — № 5. — С. 47−54.
- Дьюи Д. Школа и общество. М.: Гос изд-во, 1924. — 174 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь-справочник. МН.: Харвест, м.: ACT, 2001. — 576 с.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.-328 с.
- Едалина Н.А. Личностно ориентированное воспитание Екатеринбург, Иноземье, 1997. — 86 с.
- Едалина Н.А. Проблемы личностно-ориентированной педагогики. -Екатеринбург, 1998. 102 с.
- Емельянов Б.В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века. Курс лекций /Ред. О. Л. Сафьянова Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995. -284 с.
- Емельянов Б.В. Три века русской философии XVIII—XX вв..в.Екатеринбург: Нижневартовск: Урал, ун-т- Нижневарт. пед. ин-т, 1995. -224 с.
- Живов В.Л. Использование проблемного обучения в процессе исполнительского анализа хоровой партитуры //Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. — М., 1979. — С. 35−52.
- Журавлев В.И. Субъектно-ориентированное формирование профессионализма студентов педагогического университета //Материалы Межд. науч.-практ. конф. «Педагогическое образование для XXI века». -М., 1994.-С. 49−50.
- Жураковский В., Сенашенко В., Сенаторова Н. О дополнительных образовательно-профессиональных программах //Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 83−90.
- Зак Я. И. Статьи, материалы, воспоминания /Сост., ред. М. Г. Соколова.- М.: Сов. комп., 1980. 208 с.
- Занков J1.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М. «Просвещение» 1988. — 270 с.
- Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Свердловск: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та. 1988.-126 с.
- Зеер Э.Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика учащегося СПТУ: Учеб. пособие /Свердл. инж-пед. ин-т. Свердловск, 1989. — 88 с.
- Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога- Свердловск: Изд-во урал. ун-та, 1988. 120 с.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. -М., 1980. 157с.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982.- 128 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.-480 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. 2-е изд. — М., 1994. — 333 с.
- Иванов В.П. Мировоззренческая культура личности /В.П. Иванов, Е. К. Быстрицкий, Н. Ф. Тарасенко, В. П. Козловский: отв. ред. В.П.Иванов- АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1986. — 292 с.
- Из истории музыкального воспитания- Хрестоматия /Сост. О. А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1990. 206 с.
- Инструментальное обучение на музыкально-педагогическом факультете. Сборник трудов /отв. ред. Г. М. Цыпин. М., 1973. — 107 с.
- Инструментальная подготовка учителя музыки: Межвузовский сборник научных трудов /отв. ред. В. И. Муцмахер. М: МГПИ им. Ленина, 1986.- 184 с.
- Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. статьи и докл. — М.: Педагогика, 1986. 192 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 140 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Кант И. Сочинения в 6-ти т. /Под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. — М.: Мысль, Т.4 4.1. 1965.-544 с.
- Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. /Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
- Карпова Г. А. Методы педагогической диагностики: Учеб. пособие. -Екатеринбург, 2001. 43 с.
- Карпова Г. А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся: метод рекомендации. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. 2-ое изд. -36 с.
- Карпова Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: Метод, рекомендации /Урал. гос. пед. ун-т- Екатеринбург, 1996.-40 с.
- Каузова А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении //Преподаватель. 1999. — № 4. — С. 33−36.
- Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл М.: Политиздат, 1977. — 256 с.
- Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи в условиях развитого социализма: Докт. дис. Тарту, 1985.
- Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. — М., 1992. — 172 с.
- Киященко Н.И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. — 224 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. -197 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969. — 278 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. — 509 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность /Отв. ред. А.А. Бода-лев- АН СССР, ин-т психологии. М.: Наука, 1998. — 191 с.
- Коган Г. М. Работа пианиста. М., 1965. — 130 с.
- Коган Г. М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианист, работы. 4-е доп. изд. — М.: Сов. комп., 1977 — 174 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 176 с.
- Кожухова А.А., Полоцкая Е.Е. П.И.Чайковский и С. И. Танеев как учитель и ученик (модель педагогического взаимодействия учителя и взрослого ученика в творческом вузе): Учеб-метод, пособие /Урал. гос. пед. унт-т- Екатеринбург, 2001. 4 п. л.
- Коменский Я.А. Избр. произв. /Сост. И. Д. Чечель. М.: Амонашвили. 1996.-223 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Концепция общего среднего образования //Науч. Рук. ВНИК «Школа» Э. Д. Днепров. М., 1988.
- Кормина Е.Я. Образовательный потенциал художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореферат, дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000 — 20 с.
- Коссов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие. — М.: Академический проект, 2000. 240 с.
- Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Т. Ярошевского. М., 1985. — С. 362.
- Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза.-М.: Музыка, 1984.- 89 с.
- Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов— Вильнюс, 1981 — 196 с.
- Кувакин В. А. Философия В. Соловьева. М.: Знание, 1988. — 62 с.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практ. пособие. М.: Ось-89, 1997. -208 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л., ЛГУ, 1980.- 172 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., ЛГУ, 1967. -182 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пос. Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2001. — 160 с.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения //Вопросы психологии, 1984. -№ 5.-С. 41−44.
- Кухарчук A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Нар. асвета, 1976. — 128 с.
- Леквеишвили Г. Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности: Изд-во Тбилисского ун-та. 1987 167 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.Н. -М.: Педагогика, 1983. -318 с.
- Леонтьев А.Н. Лекция как общение. М., 1974. — С.22.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-575 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
- Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, 1988. — 366 с.
- Ляховицкая С.С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся //Вопросы фортепианной педагогики вып. 2. — М.: Музыка, 1971.-С. 39−67.
- Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретич. очерк. — М.: Музыка, 1991. 2-е изд. 80 с.
- Макаренко А.С. Избр. пед. соч.: В 2-х т. /Сост. Л. Ю. Гордин под ред. И. А. Каирова М.: Педагогика, 1978. Т.1 -397 е., Т.2−320 с.
- Мариупольская Т.Г. О традициях русской фортепианной педагогики //Преподаватель. 1999. — № 4. — С. 36−39.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 190 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. М., 1983. — 96 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Марченко И.П. Педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 21 с.
- Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: Рефл-бук, К. Ваклер, 1997.-304 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Кн. для учителей. М., Просвещение, 1997. — 240 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1977. 240 с.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-268 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. — 254 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
- Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек 2-е изд. — М.: Музыка, 1979. — 69 с.
- Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1969. -376 с.
- Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. — М., 1983.-266 с.
- Милыптейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975.-471с.
- Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии //Высшее образование в России. 1995.-№ 4 — С. 27−36.
- Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. — 1997.-№ 4.-С. 28−38.
- Михайлова Н.Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: уч.-метод. пособие. М.: МИРОС, 2001. — 208 с.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
- Музыкальная психология: Хрестоматия /сост. М. С. Старчеус. — М., 1992.-210 с.
- Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина М., 1988. — 64 с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.-383 с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. — М.: Музыка, 1988. 240 с.
- Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. — М.: Советский композитор, 1983. 528 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о пробл. эстетич. воспитания: кн. для учителя. 2-е изд. — М: Просвещение, 1987. — 253 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для ст-ов высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.-496 с.
- Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учеб. пособие /Свердл. пед. ин-т- Свердловск, 1988. — 64 с.
- Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие /Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. — 64 с.
- Немыкина И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: Монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. — 156 с.
- Николаев Л.В. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. -М.: Музыка, 1980. 112 с.
- Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы, Мегатенденции. Год 2000.-М., 1992.-С. 342.
- Оборин Л.Н. Статьи. Воспоминания. К семидесятилетию со дня рождения /Сост. и предисл. М. Г. Соколова — М.: Музыка, 1977.-223 с.
- Оконь В.И. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -382 с.
- Осницкий А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся //Вопросы психологии — 1992. № 1 — С. 52−59.
- Пашкевич Г. Н. Преемственность педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991.-20 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. В. А. Сластенина. М.: ACADEMIA, 1999. — 512 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб для студ. высш. и сред, учеб заведений /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 512 с.
- Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981.Т.1 -334 е., Т.2−416 с.
- Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе: Тез. докл. XX Междунар. псих, конгр. М., 1972. — С.149 -154.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности.: Ростов-н/Д, 1996. 512 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997.-384 с.
- Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. — С. 198.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М: Пед. общество России, 1999. — 354 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — С 186.
- Предпрофессиональное педагогическое образование: Сб. норм.-метод. матер. Екатеринбург: ИРРО, 1996. — 132 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение /Акад. пед. и соц. наук. Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: Воронеж: Инт-т практ. психологии: МОДЭК, 1996. 256 с.
- Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского — М., 1979.-239 с.
- Рабинович Д.А. Портреты пианистов. К. Игумнов, Г. Нейгауз,
- B.Софроницкий, Г. Гинзбург, Л. Оборин, Э. Гилельс, М. Гринберг,
- C.Рихтер. Изд. 2-е М.: Сов. комп., 1970. — 280 с.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. — 141с.
- Рапацкая Л.А. Художественная культура учителя музыки. — М.: МГЗПИ, 1988.-22 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. /Общ. ред. Е. И. Исениной. М.: Изд. группа Прогресс, универс., 1994.-480 с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 620 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957 — 309 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423 с.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие для ст-ов пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
- Руссо Ж.-Ж. Пед. сочинения: в 2-х т. /Под ред. Г. Н. Джибладзе. — М.: педагогика, 1981. Т. 1 653 е., Т.2 — 334 с.
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. — М., 1953. — С. 29.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, Свердл. ГПИ, 1986. 141 с.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности.// Психологич. журн. 1984. т 5. — № 4. — С. 65−73.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания: филос. Теория личности и ее псих, и биол. основания Новосибирск: Наука, -319с.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика. — 1994.- № 5.-С. 16−21.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. -161 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пос. для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.
- Словарь русского языка /Сост. С. И. Ожегов. 3-е изд.-М., 1953. — С.683.
- Соловьев B.C. Собр. соч. Т. З. Спб., 1911. — 344 с.
- Соловьев B.C. Сочинения, Т.2. М.: Правда, 1989. — 735 с.
- Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования /Сост. А. А. Вербицкий, М. Н. Костикова и др.-РАО, 1996 33 с.
- Станислав Нейгауз: Вопоминания. Письма. Материалы. /Ред.-сост. Н.Зимянина. М.: Сов. комп. — 1988. — 207 с.
- Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. М.: Издательский центр «Академия», 1996 — 384 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 5-и т. /Редкол.: А. Г. Дзеверин (пред.) и др.- К.: Рад. Школа, Т.1, 1979. 686 с. Т. 2, 1979 — 718 е., Т. З, 1979 — 719 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. /Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982. — 270 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986. — С. 3−34.
- Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
- Теория и практика личностно-ориентированного образования: Материалы «круглого стола» //Педагогика. — 1996, № 5. — С. 72−89.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.- Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1947. — 335 с.
- Тихонова Е.В. Саморегулируемое обучение как условие профессионального самообразования учителя (на материале муз. отд. пед. колледжа): Диссертация канд. пед. наук-Екатеринбург, 2000. — 151с.
- Толстой Л.Н. О народном образовании //Полн. собр. соч. М., 1936. Т.17.-С. 110.
- Ушинский К.Д. Об организации русской школы //Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т 1. 1953 г. 639 е., Т.2, 1954. — 735 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-и т. М.: Педагогика, Т.2, 1988 — 492 е., Т.5, 1990. — 526 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания //Собр. соч. в 11 т. Т.8. -М., 1950.-776 с.
- Федорович Е.Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века).- Екатеринбург: УрГПУ, 2001. 138 с.
- Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов. — Екатеринбург, 1998. 80 с.
- Федорович Е.Н. Пианист Наум Штаркман.-Екатеринбург, 1999- 89 с.
- Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. — М.: Музыка, 1975.- 110 с.
- Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 1969. — 188 с.
- С.Е.Фейнберг. Пианист. Композитор. Исследователь./ Редактор — составитель Лихачева И. В. М.: Сов. комп., 1984. — 232 с.
- Фейнберг С.Е. Путь к мастерству /Вопросы фортепианного исполнительства. 1965. — Вып. 1. — С. 78−127.
- Феттер П.З. Сущность и структура самоанализа профессиональной деятельности будущего учителя музыки в аспекте методологического осмысления //Общее муз. образование в спектре актуальных проблем современной педагогики. Омск: АДМЭВ, 2000. — С. 37−50.
- Филиппов А.Н., Кондратьева Л. Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности /Актуальность личности в общении и профессиональном самоопределении—М., 1976.-С. 65−76.
- Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи в кн. Молодежь и ее интересы, стремления, идеалы. М., 1969. — С. 226 -244.
- Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
- Флиер Я.В. Статьи, воспоминания, интервью /Сост. Е. Б. Долинская, М. М. Яковлев М.: Сов. комп., 1983. — 272 с.
- Формирование музыкально-исполнительского мастерства.-М.: МГПИ им. В. И Ленина, 1981.-10 п.л.
- Франк С.Л. Сочинения /Вступ., примеч. Ю. П. Сенокосова. М.: Правда, 1990.-607 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла М., 1990. — 266 с.
- Фролова Т.П. Взаимодействие искусств в преподавании фортепиано в общеобразовательной школе /Образование будущее России: Тез. докл. региональной науч.-практ. конф. 4−5 октября 1995 г.: Екатеринбург, 1995.-0,3 п.л.
- Фролова Т.П. Музыкальный вернисаж /Работа учителя музыки над исполнительским репертуаром: Метод, рек-ции. — Свердловск, 1989. С. 34−40.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Пер. с нем. /Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, Т. 1. 1986 — 406 с.
- Хентова C. J1. Современная фортепианная педагогика и ее мастера /Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. — М.- Л., 1966.-С. 5−54
- Хлудова Т.А. О педагогике Г.Г. Нейгауза /Вопросы фортепианного исполнительства. — М., 1965. —Вып. 1. — С. 167- 201.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред. А. И. Пискунова. — М., 1981.-С. 213.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С. Ф. Егоров. — 2-е изд.- М.: Просвещение, 1986. — 431 с.
- Цыпин Г. М. Исполнитель и техника. М.: изд центр «Академия», 1999.- 192 с.
- Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества.- М.: Сов. Композитор, 1988. 384 с.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
- Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов —2-е изд. доп. М.: Сов. комп., 1990.-327 с.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. — М.: Интерпракс, 1994. 384 с.
- Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. — Тбилиси, 1984 171 с.
- Человек: индивидуалист и индивидуальность: Межв. сб. научн. тр. /Отв. ред. А. В. Грибакин. Екатеринбург, 1995. — 108 с.
- Шавир П.А. Преемственность профессионального самоопределения студентов и старшеклассников /Сов. педагогика-1983.— № 1- С. 62−67.
- Шацкая В.Н. Музыка в школе. М., 1963.-168 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./Сост. Л. Н. Скаткин и др. М.: Педагогика, Т.1. 1980.- 304 е., Т.2. 1980.^114 с.
- Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. — 128 с.
- Ширшов В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» /Понятийный аппарат педагогики образования: сб. науч. тр. под ред Е. В. Ткаченко — Вып. 1. Екатеринбург, 1995. — С. 78−87.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: «Академия», 1999.-288 с.
- Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей. — М.: Флинта- Наука, 1999. 330 с.
- Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности.-М., 1974. -С. 27.
- Щукина Г. М. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. 160 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии /Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Межд. пед. академия, 1995. 221 с.
- Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма /Сост., ред. И. С. Рабиновича. М.: Музыка, 1964. — 670 с.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. — М.: Знание, 1985 — 80 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностного развития учащихся //Вопросы психологии. 1999. — № 3. С. 39−47.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентирован-ного обучения //Вопросы психологии. 1995- № 2. — С. 31−42.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии. — 1994.- № 2. С. 64 — 67.
- Яков Флиер. Статьи, воспоминания, интервью /сост. Е. Б. Долинская, М. М. Яковлев. М.: Советский композитор, 1983. — 270 с.
- Яконюк В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. — Минск: Вышэйшая школа, 1979. 103 с.
- Goodlad I. What Schools Are For? Bloomington, 1994 — P.33.
- Phillip C. Schlechty. Schools for the 21-st Century. Leadership Imperativs for Educational Reform. San Francisco, 1990.
- Music and Child Development Edited by J. Craig Peery, Irene Weiss Perry, Thomas W.Draper. Springer-Verlag. New York, Berlin, Heidelberg, London, Paris, Tokio. — 400 c.