Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические возможности личностного подхода в профессиональном самоопределении обучающихся музыке: На материале музыкальных классов общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное опытно-экспериментальное исследование доказало эффективность формирования профессионального самоопределения учащихся музыкальных классов, основанного на педагогических возможностях личностного подхода. Динамика роста оценок за выполнение специально разработанных заданий свидетельствует об интенсивном музыкально-творческом развитии учащихся и формировании их исполнительских умений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Проблема самоопределения личности: общетеоретический аспект
    • 1. 2. Личностный подход как предмет гуманистической педагогики
    • 1. 3. Специфика личностного подхода и профессионального самоопределения в музыкальном обучении
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    • 2. 1. Особенности реализации личностного подхода в музыкальных классах общеобразовательной школы
    • 2. 2. Экспериментальная проверка педагогических возможностей личностного подхода в процессе исполнительской подготовки учащихся музыкальных классов
      • 2. 2. 1. Методика эксперимента
      • 2. 2. 2. Ход и результаты эксперимента

Педагогические возможности личностного подхода в профессиональном самоопределении обучающихся музыке: На материале музыкальных классов общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние годы, связанные с изменением в нашей стране как социально-экономической ситуации, так и традиционных ценностных ориентаций в сфере духовной культуры, обостряется интерес к личности. Меняются взгляды на содержание образовательного процесса, результатом которого должно стать формирование свободной, творчески активной личности, сочетающей фундаментальные знания с высоким уровнем нравственной зрелости и самостоятельности жизненного выбора. Этому должна способствовать гуманизация образования, в связи с чем в педагогической науке стала актуальной идея личностного подхода, обеспечивающего развитие ученика как личности в своей самобытности, уникальности.

Гуманизация образования и личностный подход как один из аспектов ее проявления выступают одновременно и в качестве перспективного направления современной педагогики, и в качестве результата перенесения в новые условия историко-педагогического опыта. Идея личностного подхода в педагогике не нова и связана прежде всего с именами Демокрита, Сократа, Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. П. Пинкевича, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и многих других.

В советский период в педагогике доминирующее положение занимал авторитарный подход, естественно вписывавшийся в государственные идеологические установки. Одним из результатов этого явилось воспитание массы людей, неспособных к самостоятельному жизненному выбору, привыкших к тому, что все важные вопросы за них решаются «сверху». В период реформирования российского общества в конце 80-х-90-х гг. XX столетия такая жизненная позиция многих людей составила серьезную социально-педагогическую и психологическую проблему.

В то же время, несмотря на доминирование авторитарной педагогики в масштабах советского общества, не прекращался творческих поиск педагогов — теоретиков и практиков. Во второй половине XX в. зародилось движение учителей-новаторов (И.П.Волков Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин, Ш. А. Амонашвили и др.), получившее название «педагогики сотрудничества». Для этого направления характерно возвращение на новом уровне к идеалам свободного воспитания, уважение к личности учащегося, курс на развитие его индивидуальности. Постепенно осуществлялась разработка данного направления и на теоретическом уровне.

С гуманистических позиций выполнен ряд работ, в которых личностный подход, педагогическое общение и сотрудничество учителя и ученика являются главными темами (Ш.А.Амонашвили, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Е. Н. Шиянов, А. М. Ясько и др.). Созданные к настоящему времени концепции развития личности (А.Г.Асмолов, Л. И. Божович, В. П. Зинченко, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Д.И.Фельд-штейн), дают научное обоснование механизмов становления личностных новообразований и могут рассматриваться основанием для разработки лично-стноразвивающей дидактики.

Ценностные основания личностно ориентированного образования исследованы в трудах Н. И. Алексеева Д.А.Белухина, Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, И. С. Якиманской и др.

В педагогике музыкального образования проблемы, связанные с личностным подходом, не получили достаточного развития. Отдельные аспекты данной проблемы раскрыты в трудах Б. Л. Яворского, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Б. М. Неменского, Ю. Б. Алиева, Л. В. Школяр и др. В профессиональном музыкальном образовании, направленном на обучение исполнительскому искусству, относительно мало теоретических разработок по этой теме (можно выделить труды Г. Г. Нейгауза, А. Б. Гольденвейзера и М.Э.Фейгина), но накоплен ценный практический опыт многих выдающихся музыкантов, на высоком уровне реализовывавших личностный подход в своей педагогической деятельности (Н.Г.Рубинштейн, Л. В. Николаев, К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, Л. Н. Оборин, Я. В. Флиер, Я. И. Зак, В. В. Горностаева и др.).

Поскольку личностный подход в организации педагогического процесса предполагает ориентацию на личность как его цель, субъект, результат и критерий эффективности, это предполагает развитие не отдельных качеств, а целостной личности, включающее единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального компонентов.

В исследованиях отечественных психологов проблема профессионального самоопределения рассматривается в разных аспектах: в связи с анализом жизненного самоопределения (С.Л.Рубинштейн), в контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности (Л.И.Божович), в соответствии с развитием ценностного сознания (М.С.Гинзбург, И. С. Кон, В. Ф. Сафин, Г. П.Ников), в процессе формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (Е.А.Климов, В.В.Чебышева).

В педагогике проблема профессионального самоопределения всегда стояла достаточно остро. Выбрать из множества открывающихся путей один — тот, к которому человек предназначен уникальным, неповторимым сочетанием природных задатков, на который ориентирован средой и воспитанием — задача непростая. Проблемам профессионального самоопределения посвящены труды Е. М. Борисовой, А. Е. Голомштока, Э. Ф. Зеера, А. В. Мудрика, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой и др.

В педагогике музыкального образования данные проблемы рассматривались применительно к студентам музыкально-педагогических факультетов (Л.Г.Арчажникова, И. Н. Немыкина, Т. П. Королева, Л. В. Матвеева, З. В. Румянцева, Е. Н. Федорович, В. Л. Яконюк и др.). Профессиональное самоопределение в будущей музыкально-педагогической деятельности учащихся музыкальных классов общеобразовательной школы исследовано недостаточно, несмотря на актуальность связанных с ним проблем.

Специфика музыкальных способностей, их неравномерное проявление и развитие на различных возрастных этапах у разных учащихся редко позволяют точно определить профессиональные перспективы в детском возрасте. Основная тяжесть принятия решения приходится на период обучения в музыкальном училище, музыкально-педагогическом училище (колледже) или музыкальном классе общеобразовательной школы. В нашем случае это профильные музыкальные классы, организованные и работающие при непосредственном сотрудничестве Уральского государственного педагогического университета (музыкально-педагогического факультета) и Управления образования г. Екатеринбурга.

Несмотря на недавнее появление таких музыкальных классов, результаты их работы свидетельствуют о хорошей перспективе данной формы музыкально-педагогического образования. Тем не менее, проблема профессионального самоопределения учащихся этих классов стоит достаточно остро. Для реализации профессионального потенциала, основы которого закладываются в музыкальной школе и который интенсивно формируется в процессе обучения в музыкальном классе, необходимо профессионально-педагогическое самоопределение, которое применительно к учащимся данных классов понимается нами как устойчивая ориентация на профессию учителя музыки, уверенность учащегося в том, что именно в этой профессии наиболее полно раскроется его потенциал.

Важным критерием сформированности профессионально-педагогического самоопределения учащихся музыкальных классов служит выбор ими для получения высшего образования музыкально-педагогического факультета педуниверситета. Такой выбор свидетельствует о достаточно устойчивой ориентации обучающегося на музыкально-педагогическую деятельность. Успешность формирования данной ориентации детерминирована педагогическим подходом.

Специфика личностного подхода в музыкальном образовании состоит в следующем: личностный подход стимулирует инициативу, самостоятельность обучающихся, развивает их способность к адекватной самооценке, то есть формирует субъектность, создающую основу для профессионального самоопределенияон создает эмоционально-комфортную атмосферу в обучении посредством ситуации успеха, что повышает мотивацию к музыкально-педагогической деятельности. Личностный подход в музыкальном обучении реализует диалоговую форму общения, которая позволяет формировать профессиональную рефлексию, интенсифицировать процесс музыкально-творческого развития ученика и становления его исполнительских умений и навыков.

Перечисленные особенности личностного подхода в музыкальном обучении свидетельствуют о наличии в данном подходе педагогических возможностей, детерминирующих необходимость его использования для эффективного формирования профессионального самоопределения обучающихся. В то же время недостаточность обоснования в педагогике музыкального образования личностного подхода как условия профессионального самоопределения учащихся музыкальных классов — будущих учителей музыки, отсутствие глубокого анализа сущности этого процесса затрудняет его рациональную организацию.

Сложилось противоречие между объективной необходимостью профессионального самоопределения учащихся музыкальных классов общеобразовательной школы на основе личностного подхода, с одной стороны, и отсутствием соответствующих теоретических и практических разработок — с другой.

Проблема состоит в поиске теоретических оснований и путей реализации педагогических возможностей личностного подхода в процессе формирования личностных и профессиональных качеств учащихся.

Актуальность и неразработанность названной проблемы определили выбор темы диссертации: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКЕ (на материале музыкальных классов общеобразовательной школы)».

Цель исследования — выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических возможностей личностного подхода в формировании профессионального самоопределения учащихся музыкальных классов.

Объект исследования — процесс профессионального самоопределения учащихся музыкального класса общеобразовательной школы.

Предмет исследования — влияние личностного подхода на процесс профессионального самоопределения учащихся.

Гипотеза исследования: эффективность формирования профессионального самоопределения обучающихся музыке может быть достигнута при условии реализации в обучении педагогических возможностей личностного подхода, который обеспечивает: музыкально-творческое развитие на основе учета индивидуальных возможностей учащихся, детерминирующее их самоопределение в профессии музыкантаформирование мотивации к музыкально-педагогической деятельности в условиях эмоционально-комфортной ситуации успехаразвитие личностной и профессиональной рефлексии, интенсифицирующей субъективацию обучающегося музыкеинтенсивное формирование музыкально-исполнительских умений и навыков как инструментально-деятельностной основы вхождения личности в профессию педагога — музыканта.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Осуществить анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по изучаемой проблеме.

2. Определить и экспериментально проверить педагогические возможности личностного подхода, обеспечивающие формирование профессионального самоопределения обучающихся музыке.

3. Разработать совокупность условий, способствующих реализации педагогических возможностей личностного подхода в процессе фортепиан-но-исполнительской подготовки учащихся музыкального класса.

Методологической основой исследования являются: классические и *. «новейшие положения и выводы филЪ’софии, поихолории"ипедагогики о соци- «^ < альной детерминированности процессов воспитания и формирования личности (В.С.Безрукова, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев и др) — основные положения и выводы музыкальной психологии (Б.М.Теплов, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин и др.) — концепция гуманизации образовательного процесса (Ш.А.Амонашвили, О. С. Газман, И. Я. Лернер, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) — теория развивающего обучения (Л.В.Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Г. М. Цыпин и др.) — концепция личностно ориентированного образования (Д.А.Белухин, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С.Якиманская) — теория музыкального обучения и воспитания (Ю.Б.Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Рапацкая, В. Н. Шацкая, и др) — теория профессиональной подготовки учителя музыки (Э.Б.Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, И. Н. Немыкина, Г. М. Цыпин и др.).

В ходе исследования применялись следующие методы: теоретические — изучение и анализ философско-эстетической, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследованияанализ и обобщение передового педагогического опыта, а также личного многолетнего опыта работы с учащимися музыкального класса общеобразовательной школыэмпирические — наблюдение за учебной и исполнительской деятельностью учащихся музыкального класса и студентов музыкально-педагогического факультета педагогического университетаанкетированиеметод экспертной оценкипедагогический эксперимент.

Исследование проводилось с 1994 по 2002 гг. и включало несколько этапов.

На первом этапе (1994 — 1995 гг.) производилось определение проблемного поля исследования, изучение и анализ литературы по теме диссертации, разработка логики и научного аппарата исследования. Ala втором этапе (1995 — 2000 гг.) осуществлялись разработка теорё ¦ v < ¦ — -. * тических основ исследования, экспериментальная работа, обработка полученной информации.

На третьем этапе (2000 — 2002 гг.) были проведены анализ и обобщение материалов исследования, формулирование выводов и оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в выявлении педагогических возможностей личностного подхода в профессиональном самоопределении обучающихся музыке, обеспечивающих: музыкально-творческое развитие на основе учета индивидуальных возможностей учащихсяформирование мотивации к музыкально-педагогической деятельностиразвитие личностной и профессиональной рефлексииинтенсивное формирование музыкально-исполнительских умений и навыков учащихся.

Теоретическая значимость диссертации заключается в следующем:

1.Определена детерминация профессионального самоопределения в музыкально-педагогической деятельности посредством личностного подхода.

2. Разработана совокупность условий реализации педагогических возможностей личностного подхода как средства формирования профессионального самоопределения в процессе исполнительской подготовки учащихся музыкального класса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная совокупность педагогических возможностей личностного подхода и условий их реализации в профессиональном самоопределении обучающихся музыке может иметь широкое применение в практике работы с учащимися профильных музыкальных классов, а также со студентами средних специальных музыкально-педагогических и музыкально-исполнительских учебных заведений.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены научным методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, реализацией комплекса адекватных по содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические возможности личностного подхода в музыкальном образовании заключаются в том, что он обеспечивает: музыкально-творческое развитие на основе учета индивидуальных возможностей учащихся, формирование мотивации к музыкально-педагогической деятельности, развитие личностной и профессиональной рефлексии, интенсивное формирование музыкально-исполнительских умений и навыков учащихся.

2. Личностный подход детерминирует формирование профессионального самоопределения обучающихся музыке, поскольку он реализует диалоговую форму общения, способствующую развитию рефлексии и формированию субъектностисоздает эмоциональную комфортность в процессе обучения, что необходимо для развития положительной мотивации к профессии педагога-музыканта.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в музыкальных классах при музыкально-педагогических факультетах Уральского государственного педагогического университета и Сургутского государственного педагогического институтав процессе обсуждений на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУв ходе с выступлений с докладами на региональной научно-практической конференции «Образование — будущее России» (Екатеринбург, 1995) — всероссийских научно-практических конференциях «Музыкальное образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 1999), «Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования» (Челябинск, 2001) — 1-ой Международной межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 2001) — опубликования научных статей по теме исследования.

Выводы по главе 2.

Проведенный с целью определения специфики музыкального обучения в музыкальных классах при музыкально-педагогических факультетах анализ содержания и структуры обучения показал, что для реализации педагогических возможностей личностного подхода в процессе подготовки учащихся профильных музыкальных классов необходима совокупность специально разработанных условий, учитывающих специфику данного вида обучения:

1. Подбор репертуара на индивидуальных занятиях, направленный на максимальный развивающий эффект, а также стимулирующий положительную мотивацию.

2. Создание психологически комфортной атмосферы в ситуации публичного исполнения.

3. Привлечение учащихся к музыкально-просветительской деятельности с целью формирования у них профессионально-педагогической направленности как личностного качества.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование доказало эффективность формирования профессионального самоопределения учащихся музыкальных классов, основанного на педагогических возможностях личностного подхода. Динамика роста оценок за выполнение специально разработанных заданий свидетельствует об интенсивном музыкально-творческом развитии учащихся и формировании их исполнительских умений и навыков, что является профессиональной основой для формирования самоопределения в музыкально-педагогической деятельности. Результаты анкетирования свидетельствуют об интенсивном развитии мотивации к музыкально-педагогической работе, личностной и профессиональной рефлексии обучающихся, что представляет показатели профессионального самоопределения. В обоих экспериментальных циклах произошло существенное изменение уровней профессионального самоопределения в пользу достаточного и высокого.

Объективным показателем эффективности предложенных условий формирования профессионального самоопределения учащихся на основе личностного подхода являются данные о поступлении выпускников музыкального класса в УрГПУ, а также оценки, полученные ими на государственном экзамене по основному музыкальному инструменту в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Проблема формирования профессионального самоопределения обучающихся музыке школьников может быть решена при условии использования педагогических возможностей личностного подхода.

Специфика личностного подхода в предпрофессиональном музыкальном обучении состоит в том, что он стимулирует инициативу, самостоятельность обучающихся, развивает их способность к адекватной самооценке, то есть формирует субъектность, создающую основу для профессионального самоопределениясоздает эмоционально-комфортную атмосферу в обучении посредством ситуации успеха, что повышает мотивацию к музыкально-педагогической деятельности. Личностный подход в музыкальном обучении реализует диалоговую форму общения, которая позволяет формировать личностную и профессиональную рефлексию обучающихся, а также интенсифицировать процесс музыкально-творческого развития ученика и становления его исполнительских умений и навыков. Данные особенности свидетельствуют о наличии в данном подходе педагогических возможностей, предопределяющих его необходимость для эффективного формирования профессионального самоопределения обучающихся.

Педагогические возможности личностного подхода в музыкальном обучении заключаются в том, что он обеспечивает музыкально-творческое развитие на основе учета индивидуальных возможностей учащихсяформирование мотивации к музыкально-педагогической деятельностиразвитие личностной и профессиональной рефлексииинтенсивное формирование музыкально-исполнительских умений и навыков.

Для реализации личностного подхода в процессе исполнительской подготовки учащихся музыкальных классов общеобразовательной школы необходим комплекс педагогических условий. В него входят: подбор репертуара на индивидуальных занятиях, направленного на максимальный развивающий эффект, а также стимулирующего положительную мотивациюсоздание психологически-комфортной атмосферы в ситуации публичного исполнения, что способствует формированию профессиональной рефлексиипривлечение учащихся к музыкально-просветительской деятельности с целью формирования у них ориентации на профессию учителя музыки.

Экспериментальная проверка комплекса педагогических возможностей личностного подхода и условий их реализации в процессе исполнительской подготовки учащихся музыкальных классов показала их эффективность для профессионального самоопределения обучающихся музыке.

Обозначенная проблема является перспективной и может в дальнейшем разрабатываться на уровне теории, методики и технологии реализации личностного подхода в музыкальном образовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. -М., 1973.-228 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 335 Фейнберг С. Е. Путь к мастерству /Вопросы фортепианного испол-нительства. — 1965. — Вып. 1. — С. 78−127.
  4. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. — 80 с.
  5. А.Д. История фортепианного искусства в 3-х ч. ч.1. — М.: Музгиз, 1962. — 143 с.
  6. А.Д. История фортепианного искусства в 3-х ч. — ч.2. — М.: Музыка, 1967. 285 с.
  7. А.Д. История фортепианного искусства в 3-х ч. ч.З. — М.: Музыка, 1982.-286 с.
  8. А.Д. Русские пианисты. M.-JI.: Музгиз, 1948.-314 с.
  9. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: Владос, 2000.-335 с.
  10. Ш. А. Личностно-гуманная основа педаго-гического процесса. Минск.: Университетское, 1990. — 560 с.
  11. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества /Новое педагогическое мышление. М., 1989.-С. 144−177.
  12. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1985. — 496 с.
  13. С.А. Современные вопросы методологии и методики педагогических исследований. Свердловск, 1980. — 42 с.
  14. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. 224 с.
  15. Л.Г. Профессия — учитель музыки. М.: Просвещение, 1984.- 111 с.
  16. Л.Г. Формирование профессиональных качеств учителя музыки в процессе инструментальной подготовки //Профес-сиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов, 1978. -Вып. 1. -С.11−17.
  17. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М.: Музыка, 1973. 142 с.
  18. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 96 с.
  19. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  20. В.В. Человекознание: В 3-х кн. Книга 2. Самопроектирование. -Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 1999. 239 с.
  21. В.В. Человекознание: В 3-х кн. Книга 3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач. Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001. — 268 с.
  22. Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. — 368 с.
  23. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л., 1974.- 336 с.
  24. JI.А. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности. М.: Музыка, 1982. — 278 с.
  25. Л.А. Путь к музицированию. Л., 1978. — 270 с.
  26. B.C. Настольная книга педагога-исследователя Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000 — 236 с.
  27. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. — 152 с.
  28. B.C. Словарь нового педагогического мышления. — Екатеринбург, 1996. — 93 с.
  29. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-288 с.
  30. А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для ст-ов высш. учеб. заведений. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. 192 с.
  31. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Воронеж, 1996.- 318 с.
  32. Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии./Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. на-уч.тр. под ред. Е. В. Ткаченко. Вып.1. — Екатеринбург, 1995. — С. 36−45.
  33. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности- Екатеринбург, 1993. 8 п.л.
  34. М.А. О назначении человека.-М. Республика, 1993. — 383 с.
  35. Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. — М.: Изд-во «Просвещение», 1964. 220 с.
  36. Р. Развитие Я-концепции и воспитание М., 1986. — 421 с.
  37. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  38. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.-335 с.
  39. JI.B. Великие философы. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. 432 с.
  40. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наукова думка, 1991 — 200 с.
  41. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т.1. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.-304 с.
  42. Д.Б. Интеллектуальная активность и проблемы творчества. Ростов-н/Д, 1984. — 170 с.
  43. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  44. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  45. А.А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.-188 с.
  46. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.- 464 с.
  47. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. — С. 41−42.
  48. В.А., Костикова М. Н. Педагогическое образование страницы реформирования. — Волгоград, 1998. — С. 29.
  49. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб пос. — Ростов-н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999 — 560 с.
  50. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 1995.- № 4 — С. 29−36.
  51. В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
  52. А.А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография М.: Иссл. центр проблем качества и подготовки спец-ов, 2000. — 200 с.
  53. Е.Г. Философские взгляды В.С.Соловьева. — СПб.: ПИИТ, 1993.- 17 с.
  54. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. — 415 с.
  55. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1−7. М., 1979−1986.
  56. Вопросы теории и практики профориентации в средней школе: Сб. статей под ред. И. Д. Зверева. М.: Педагогика, 1972. — 248 с.
  57. Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи. Воспоминания. /Сост., ред. М. Г. Соколова. Вып.1.-М.: Музыка, 1965.-246 с.
  58. Вопросы фортепианного исполнительства (составление и ред. М.Г. Соколова) вып. 4. 204 с.
  59. Воспоминания о Софроницком. Составитель Я. И. Милыптейн, М.: Сов. комп., 1982.-479 с.
  60. JI.C. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  61. Выготский J1.C. Психология искусства /сост-е: М. Г. Ярошевский Рос-тов-н/Д: Феникс, 1998. — 479 с.
  62. Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во Акад. пед наук. — 1960. — 500 с.
  63. Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М., 1982.Т.1. С. 192.
  64. Выдающиеся советские пианисты-педагоги о фортепианном искусстве /Вступ. статья, ред. С. М. Хентовой.-М.- Л., «Музыка», 1966.-315 с.
  65. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию //Новые ценности образования. М., 1996. -№ 6. — С. 10−39.
  66. И.А. Слово о личности. Минск, 1990. — 158 с.
  67. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии 1988. — № 2. — С. 19−26.
  68. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 1988. — 143 с.
  69. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. -М., 1979.-158 с.
  70. А.Б. Статьи, материалы, воспоминания / Сост., ред. Д. Д. Благого. М.: Сов. комп., 1969. — 488 с.
  71. В.В. Два часа после концерта: Сб. ст. и материалов. — М.: Сов. комп., 1991.-201с.
  72. Т.А., Королева И. Ш. Путь к профессии учителя. М., 1981.— 96 с.
  73. А.Л. Музыкальная психология. — М., 1993. 190 с.
  74. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музгиз, 1961.-224 с.
  75. Григорий Гинзбург: Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Сов. комп., 1984.-288 с.
  76. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423с.
  77. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  78. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  79. А. Избранные педагогические сочинения. /Сост. и вступ. ст. В. А. Ротенберга. М., Учпедгиз, 1956, — 374 с.
  80. С.А. Педагогическое сознание: теория и технология формирования у будущих учителей: монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998 — 298 с.
  81. Н.А. Избранные педагогические произведения. — М.: АПН РСФСР, 1952. 736 с.
  82. И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы //Вопросы психологии, 1988. — № 5. — С. 47−54.
  83. Д. Школа и общество. М.: Гос изд-во, 1924. — 174 с.
  84. М.И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь-справочник. МН.: Харвест, м.: ACT, 2001. — 576 с.
  85. М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.-328 с.
  86. Н.А. Личностно ориентированное воспитание Екатеринбург, Иноземье, 1997. — 86 с.
  87. Н.А. Проблемы личностно-ориентированной педагогики. -Екатеринбург, 1998. 102 с.
  88. .В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века. Курс лекций /Ред. О. Л. Сафьянова Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995. -284 с.
  89. .В. Три века русской философии XVIII—XX вв..в.Екатеринбург: Нижневартовск: Урал, ун-т- Нижневарт. пед. ин-т, 1995. -224 с.
  90. В.Л. Использование проблемного обучения в процессе исполнительского анализа хоровой партитуры //Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. — М., 1979. — С. 35−52.
  91. В.И. Субъектно-ориентированное формирование профессионализма студентов педагогического университета //Материалы Межд. науч.-практ. конф. «Педагогическое образование для XXI века». -М., 1994.-С. 49−50.
  92. В., Сенашенко В., Сенаторова Н. О дополнительных образовательно-профессиональных программах //Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 83−90.
  93. Зак Я. И. Статьи, материалы, воспоминания /Сост., ред. М. Г. Соколова.- М.: Сов. комп., 1980. 208 с.
  94. Занков J1.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  95. Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М. «Просвещение» 1988. — 270 с.
  96. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Свердловск: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та. 1988.-126 с.
  97. Э.Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика учащегося СПТУ: Учеб. пособие /Свердл. инж-пед. ин-т. Свердловск, 1989. — 88 с.
  98. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога- Свердловск: Изд-во урал. ун-та, 1988. 120 с.
  99. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. -М., 1980. 157с.
  100. .В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982.- 128 с.
  101. И.А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.-480 с.
  102. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. 2-е изд. — М., 1994. — 333 с.
  103. В.П. Мировоззренческая культура личности /В.П. Иванов, Е. К. Быстрицкий, Н. Ф. Тарасенко, В. П. Козловский: отв. ред. В.П.Иванов- АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1986. — 292 с.
  104. Из истории музыкального воспитания- Хрестоматия /Сост. О. А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1990. 206 с.
  105. Инструментальное обучение на музыкально-педагогическом факультете. Сборник трудов /отв. ред. Г. М. Цыпин. М., 1973. — 107 с.
  106. Инструментальная подготовка учителя музыки: Межвузовский сборник научных трудов /отв. ред. В. И. Муцмахер. М: МГПИ им. Ленина, 1986.- 184 с.
  107. Д.Б. Педагогические размышления: Избр. статьи и докл. — М.: Педагогика, 1986. 192 с.
  108. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 140 с.
  109. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  110. И. Сочинения в 6-ти т. /Под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. — М.: Мысль, Т.4 4.1. 1965.-544 с.
  111. П.Ф. Избр. пед. соч. /Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
  112. Г. А. Методы педагогической диагностики: Учеб. пособие. -Екатеринбург, 2001. 43 с.
  113. Г. А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся: метод рекомендации. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. 2-ое изд. -36 с.
  114. Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: Метод, рекомендации /Урал. гос. пед. ун-т- Екатеринбург, 1996.-40 с.
  115. А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении //Преподаватель. 1999. — № 4. — С. 33−36.
  116. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл М.: Политиздат, 1977. — 256 с.
  117. П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи в условиях развитого социализма: Докт. дис. Тарту, 1985.
  118. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. — М., 1992. — 172 с.
  119. Н.И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. — 224 с.
  120. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. -197 с.
  121. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969. — 278 с.
  122. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. — 509 с.
  123. В.И. Мотивы поведения и деятельность /Отв. ред. А.А. Бода-лев- АН СССР, ин-т психологии. М.: Наука, 1998. — 191 с.
  124. Г. М. Работа пианиста. М., 1965. — 130 с.
  125. Г. М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианист, работы. 4-е доп. изд. — М.: Сов. комп., 1977 — 174 с.
  126. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 176 с.
  127. А.А., Полоцкая Е.Е. П.И.Чайковский и С. И. Танеев как учитель и ученик (модель педагогического взаимодействия учителя и взрослого ученика в творческом вузе): Учеб-метод, пособие /Урал. гос. пед. унт-т- Екатеринбург, 2001. 4 п. л.
  128. Я.А. Избр. произв. /Сост. И. Д. Чечель. М.: Амонашвили. 1996.-223 с.
  129. Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  130. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  131. Концепция общего среднего образования //Науч. Рук. ВНИК «Школа» Э. Д. Днепров. М., 1988.
  132. Е.Я. Образовательный потенциал художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореферат, дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000 — 20 с.
  133. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие. — М.: Академический проект, 2000. 240 с.
  134. Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Т. Ярошевского. М., 1985. — С. 362.
  135. .Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза.-М.: Музыка, 1984.- 89 с.
  136. С.П. Психология формирования профессиональных интересов— Вильнюс, 1981 — 196 с.
  137. В. А. Философия В. Соловьева. М.: Знание, 1988. — 62 с.
  138. Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практ. пособие. М.: Ось-89, 1997. -208 с.
  139. Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л., ЛГУ, 1980.- 172 с.
  140. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., ЛГУ, 1967. -182 с.
  141. С.В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пос. Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2001. — 160 с.
  142. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения //Вопросы психологии, 1984. -№ 5.-С. 41−44.
  143. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Нар. асвета, 1976. — 128 с.
  144. Г. Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности: Изд-во Тбилисского ун-та. 1987 167 с.
  145. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  146. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.Н. -М.: Педагогика, 1983. -318 с.
  147. А.Н. Лекция как общение. М., 1974. — С.22.
  148. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-575 с.
  149. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  150. А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, 1988. — 366 с.
  151. С.С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся //Вопросы фортепианной педагогики вып. 2. — М.: Музыка, 1971.-С. 39−67.
  152. Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретич. очерк. — М.: Музыка, 1991. 2-е изд. 80 с.
  153. А.С. Избр. пед. соч.: В 2-х т. /Сост. Л. Ю. Гордин под ред. И. А. Каирова М.: Педагогика, 1978. Т.1 -397 е., Т.2−320 с.
  154. Т.Г. О традициях русской фортепианной педагогики //Преподаватель. 1999. — № 4. — С. 36−39.
  155. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 190 с.
  156. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. М., 1983. — 96 с.
  157. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  158. И.П. Педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 21 с.
  159. А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: Рефл-бук, К. Ваклер, 1997.-304 с.
  160. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Кн. для учителей. М., Просвещение, 1997. — 240 с.
  161. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1977. 240 с.
  162. В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-268 с.
  163. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. — 254 с.
  164. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  165. B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  166. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек 2-е изд. — М.: Музыка, 1979. — 69 с.
  167. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1969. -376 с.
  168. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. — М., 1983.-266 с.
  169. Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975.-471с.
  170. В. Информационная культура и способность к рефлексии //Высшее образование в России. 1995.-№ 4 — С. 27−36.
  171. Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. — 1997.-№ 4.-С. 28−38.
  172. Н.Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: уч.-метод. пособие. М.: МИРОС, 2001. — 208 с.
  173. А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
  174. Музыкальная психология: Хрестоматия /сост. М. С. Старчеус. — М., 1992.-210 с.
  175. В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина М., 1988. — 64 с.
  176. Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.-383 с.
  177. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. — М.: Музыка, 1988. 240 с.
  178. Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. — М.: Советский композитор, 1983. 528 с.
  179. .М. Мудрость красоты: о пробл. эстетич. воспитания: кн. для учителя. 2-е изд. — М: Просвещение, 1987. — 253 с.
  180. Р.С. Психология: Учеб. для ст-ов высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.-496 с.
  181. И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учеб. пособие /Свердл. пед. ин-т- Свердловск, 1988. — 64 с.
  182. И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие /Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. — 64 с.
  183. И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: Монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. — 156 с.
  184. Л.В. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. -М.: Музыка, 1980. 112 с.
  185. Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы, Мегатенденции. Год 2000.-М., 1992.-С. 342.
  186. Л.Н. Статьи. Воспоминания. К семидесятилетию со дня рождения /Сост. и предисл. М. Г. Соколова — М.: Музыка, 1977.-223 с.
  187. В.И. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -382 с.
  188. А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся //Вопросы психологии — 1992. № 1 — С. 52−59.
  189. Г. Н. Преемственность педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991.-20 с.
  190. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. В. А. Сластенина. М.: ACADEMIA, 1999. — 512 с.
  191. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб для студ. высш. и сред, учеб заведений /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 512 с.
  192. И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981.Т.1 -334 е., Т.2−416 с.
  193. А.В. К проблеме самоопределения личности в группе: Тез. докл. XX Междунар. псих, конгр. М., 1972. — С.149 -154.
  194. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности.: Ростов-н/Д, 1996. 512 с.
  195. В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997.-384 с.
  196. А. Человеческие качества. М., 1980. — С. 198.
  197. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М: Пед. общество России, 1999. — 354 с.
  198. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  199. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — С 186.
  200. Предпрофессиональное педагогическое образование: Сб. норм.-метод. матер. Екатеринбург: ИРРО, 1996. — 132 с.
  201. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение /Акад. пед. и соц. наук. Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: Воронеж: Инт-т практ. психологии: МОДЭК, 1996. 256 с.
  202. Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского — М., 1979.-239 с.
  203. Д.А. Портреты пианистов. К. Игумнов, Г. Нейгауз,
  204. B.Софроницкий, Г. Гинзбург, Л. Оборин, Э. Гилельс, М. Гринберг,
  205. C.Рихтер. Изд. 2-е М.: Сов. комп., 1970. — 280 с.
  206. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. — 141с.
  207. Л.А. Художественная культура учителя музыки. — М.: МГЗПИ, 1988.-22 с.
  208. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. /Общ. ред. Е. И. Исениной. М.: Изд. группа Прогресс, универс., 1994.-480 с.
  209. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 620 с.
  210. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957 — 309 с.
  211. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423 с.
  212. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие для ст-ов пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  213. Руссо Ж.-Ж. Пед. сочинения: в 2-х т. /Под ред. Г. Н. Джибладзе. — М.: педагогика, 1981. Т. 1 653 е., Т.2 — 334 с.
  214. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. — М., 1953. — С. 29.
  215. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, Свердл. ГПИ, 1986. 141 с.
  216. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности.// Психологич. журн. 1984. т 5. — № 4. — С. 65−73.
  217. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  218. В.Ф. Личность как предмет философского познания: филос. Теория личности и ее псих, и биол. основания Новосибирск: Наука, -319с.
  219. В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика. — 1994.- № 5.-С. 16−21.
  220. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  221. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. -161 с.
  222. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пос. для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.
  223. Словарь русского языка /Сост. С. И. Ожегов. 3-е изд.-М., 1953. — С.683.
  224. B.C. Собр. соч. Т. З. Спб., 1911. — 344 с.
  225. B.C. Сочинения, Т.2. М.: Правда, 1989. — 735 с.
  226. Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования /Сост. А. А. Вербицкий, М. Н. Костикова и др.-РАО, 1996 33 с.
  227. Станислав Нейгауз: Вопоминания. Письма. Материалы. /Ред.-сост. Н.Зимянина. М.: Сов. комп. — 1988. — 207 с.
  228. М.И. Если мы хотим сотрудничать. М.: Издательский центр «Академия», 1996 — 384 с.
  229. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 5-и т. /Редкол.: А. Г. Дзеверин (пред.) и др.- К.: Рад. Школа, Т.1, 1979. 686 с. Т. 2, 1979 — 718 е., Т. З, 1979 — 719 с.
  230. В.А. О воспитании. /Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982. — 270 с.
  231. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986. — С. 3−34.
  232. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
  233. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Материалы «круглого стола» //Педагогика. — 1996, № 5. — С. 72−89.
  234. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  235. .М. Психология музыкальных способностей. М.- Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1947. — 335 с.
  236. Е.В. Саморегулируемое обучение как условие профессионального самообразования учителя (на материале муз. отд. пед. колледжа): Диссертация канд. пед. наук-Екатеринбург, 2000. — 151с.
  237. Л.Н. О народном образовании //Полн. собр. соч. М., 1936. Т.17.-С. 110.
  238. К.Д. Об организации русской школы //Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т 1. 1953 г. 639 е., Т.2, 1954. — 735 с.
  239. К.Д. Педагогические сочинения: В 6-и т. М.: Педагогика, Т.2, 1988 — 492 е., Т.5, 1990. — 526 с.
  240. К.Д. Человек как предмет воспитания //Собр. соч. в 11 т. Т.8. -М., 1950.-776 с.
  241. Е.Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века).- Екатеринбург: УрГПУ, 2001. 138 с.
  242. Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов. — Екатеринбург, 1998. 80 с.
  243. Е.Н. Пианист Наум Штаркман.-Екатеринбург, 1999- 89 с.
  244. М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. — М.: Музыка, 1975.- 110 с.
  245. С.Е. Пианизм как искусство. М., 1969. — 188 с.
  246. С.Е.Фейнберг. Пианист. Композитор. Исследователь./ Редактор — составитель Лихачева И. В. М.: Сов. комп., 1984. — 232 с.
  247. С.Е. Путь к мастерству /Вопросы фортепианного исполнительства. 1965. — Вып. 1. — С. 78−127.
  248. П.З. Сущность и структура самоанализа профессиональной деятельности будущего учителя музыки в аспекте методологического осмысления //Общее муз. образование в спектре актуальных проблем современной педагогики. Омск: АДМЭВ, 2000. — С. 37−50.
  249. А.Н., Кондратьева Л. Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности /Актуальность личности в общении и профессиональном самоопределении—М., 1976.-С. 65−76.
  250. Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи в кн. Молодежь и ее интересы, стремления, идеалы. М., 1969. — С. 226 -244.
  251. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  252. Я.В. Статьи, воспоминания, интервью /Сост. Е. Б. Долинская, М. М. Яковлев М.: Сов. комп., 1983. — 272 с.
  253. Формирование музыкально-исполнительского мастерства.-М.: МГПИ им. В. И Ленина, 1981.-10 п.л.
  254. С.Л. Сочинения /Вступ., примеч. Ю. П. Сенокосова. М.: Правда, 1990.-607 с.
  255. В. Человек в поисках смысла М., 1990. — 266 с.
  256. Т.П. Взаимодействие искусств в преподавании фортепиано в общеобразовательной школе /Образование будущее России: Тез. докл. региональной науч.-практ. конф. 4−5 октября 1995 г.: Екатеринбург, 1995.-0,3 п.л.
  257. Т.П. Музыкальный вернисаж /Работа учителя музыки над исполнительским репертуаром: Метод, рек-ции. — Свердловск, 1989. С. 34−40.
  258. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Пер. с нем. /Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, Т. 1. 1986 — 406 с.
  259. Хентова C. J1. Современная фортепианная педагогика и ее мастера /Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. — М.- Л., 1966.-С. 5−54
  260. Т.А. О педагогике Г.Г. Нейгауза /Вопросы фортепианного исполнительства. — М., 1965. —Вып. 1. — С. 167- 201.
  261. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред. А. И. Пискунова. — М., 1981.-С. 213.
  262. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С. Ф. Егоров. — 2-е изд.- М.: Просвещение, 1986. — 431 с.
  263. Г. М. Исполнитель и техника. М.: изд центр «Академия», 1999.- 192 с.
  264. Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества.- М.: Сов. Композитор, 1988. 384 с.
  265. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
  266. Г. М. Портреты советских пианистов —2-е изд. доп. М.: Сов. комп., 1990.-327 с.
  267. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. — М.: Интерпракс, 1994. 384 с.
  268. Н.З. Культура и ценности. — Тбилиси, 1984 171 с.
  269. Человек: индивидуалист и индивидуальность: Межв. сб. научн. тр. /Отв. ред. А. В. Грибакин. Екатеринбург, 1995. — 108 с.
  270. П.А. Преемственность профессионального самоопределения студентов и старшеклассников /Сов. педагогика-1983.— № 1- С. 62−67.
  271. В.Н. Музыка в школе. М., 1963.-168 с.
  272. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./Сост. Л. Н. Скаткин и др. М.: Педагогика, Т.1. 1980.- 304 е., Т.2. 1980.^114 с.
  273. В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. — 128 с.
  274. В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» /Понятийный аппарат педагогики образования: сб. науч. тр. под ред Е. В. Ткаченко — Вып. 1. Екатеринбург, 1995. — С. 78−87.
  275. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: «Академия», 1999.-288 с.
  276. Л.В. Теория и методика музыкального образования детей. — М.: Флинта- Наука, 1999. 330 с.
  277. Е.В. Психологический аспект проблемы личности.-М., 1974. -С. 27.
  278. Г. М. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  279. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии /Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Межд. пед. академия, 1995. 221 с.
  280. .Л. Воспоминания, статьи и письма /Сост., ред. И. С. Рабиновича. М.: Музыка, 1964. — 670 с.
  281. И.С. Знание и мышление школьника. — М.: Знание, 1985 — 80 с.
  282. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  283. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностного развития учащихся //Вопросы психологии. 1999. — № 3. С. 39−47.
  284. И.С. Разработка технологии личностно-ориентирован-ного обучения //Вопросы психологии. 1995- № 2. — С. 31−42.
  285. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии. — 1994.- № 2. С. 64 — 67.
  286. Яков Флиер. Статьи, воспоминания, интервью /сост. Е. Б. Долинская, М. М. Яковлев. М.: Советский композитор, 1983. — 270 с.
  287. В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. — Минск: Вышэйшая школа, 1979. 103 с.
  288. Goodlad I. What Schools Are For? Bloomington, 1994 — P.33.
  289. Phillip C. Schlechty. Schools for the 21-st Century. Leadership Imperativs for Educational Reform. San Francisco, 1990.
  290. Music and Child Development Edited by J. Craig Peery, Irene Weiss Perry, Thomas W.Draper. Springer-Verlag. New York, Berlin, Heidelberg, London, Paris, Tokio. — 400 c.
Заполнить форму текущей работой