Энергоемкость перевозочного процесса в электрической тяге поездов и обоснование путей энергосбережения
Диссертация
Структура формирования энергозатрат на тягу поездов является многоуровневойона предполагает переход от энергозатрат на поездку в пределах тягового плеча (технологические нормы) к интегральным показателям энергозатрат, характеризующим перевозочную работу по выполненному грузообороту брутто. Соответственно разработана математическая модель, обеспечивающая пересчет системы технологических норм… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ
- 1. 1. Электрическая тяга как составная часть электроэнергетики, специфические особенности электрической тяги как потребителя электроэнергии
- 1. 2. Тенденции общего и удельного потребления электроэнергии на сети железных дорог и связь энергопотребления с транспортной работой
- 1. 3. Пути решения проблемы энергосбережения на железнодорожном транспорте
- 1. 4. Постановка задачи и цель исследования
- 2. МЕТОДЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ В
- ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ
- 2. Л. Обзор методов расчета энергозатрат в тяге поездов и их классификация
- 2. 2. Абсолютные методы расчета затрат энергии
- 2. 3. Относительные методы расчета затрат энергии
- 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА РАСХОД ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ТЯГЕ ПОЕЗДОВ
- 3. 1. Классификация факторов и выделение базовых факторов, существенно влияющих на энергозатраты
- 3. 2. Статистические распределения для базовых факторов- оценка их случайного характера и изменчивости в условиях эксплуатации
- 3. 3. Метод расчета энергозатрат на поездку по базовым показателям
- 3. 4. Корректировка расчетных значений энергозатрат по изменению неосновных показателей эксплуатационного процесса
- 4. НОРМИРОВАНИЕ ЭНЕРГОЗАТРАТ КАК СРЕДСТВО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ТЯГЕ ПОЕЗДОВ
- 4. 1. Общая характеристика системы нормирования. Классификация методов нормирования энергозатрат
- 4. 2. Технические (технологические) нормы на железнодорожном транспорте. Основные составляющие системы технического нормирования
- 4. 3. Оптимальная норма и обеспечение максимального стимулирующего эффекта в системе нормирования
- 4. 4. Система нормирования как динамическая система с обратной связью. Устойчивость и возможная потеря устойчивости
- 5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И НОРМИРОВАНИЕ ЭНЕРГОЗАТРАТ НА ЗАДАННЫЙ ГРУЗООБОРОТ И ПЕРИОД
- 5. 1. Математическое описание поездопотока как потребителя энергии
- 5. 2. Расчет энергозатрат на прогнозируемый период методом двойного интеграла
- 5. 3. Расчет энергозатрат методом простого интеграла
- 5. 4. Нормирование энергозатрат на объем работы и его связь с нормативными лимитами
- 6. ОЦЕНКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭПС
- 6. 1. Энергобаланс системы электрической тяги и ЭПС. Выделение составляющих потерь энергии
- 6. 2. Система энергетических показателей для оценки энергетической эффективности ЭПС
- 6. 3. Тягово-энергетический паспорт ЭПС и рекомендации по его практическому использованию
- 6. 4. Оценка эффективности использования электровозов и ее влияние на энергозатраты в тяге поездов
- 6. 5. Рекуперация как средство улучшения энергетики в системе электрической тяги- оценка эффективности использования рекуперации в эксплуатации
- 6. 6. Комплексная энергетическая оценка системы тяговых и электромеханических характеристик ЭПС. Рекомендации по улучшению энергетических показателей перспективного ЭПС
- 7. ПОТЕРИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ И ИХ УЧЕТ ПРИ РАСЧЕТЕ ГРУППОВОЙ НОРМЫ ДЛЯ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО
- 7. 1. Методы учета условных потерь электроэнергии
- 7. 2. Анализ факторов, влияющих на условные потери
- 7. 3. Расчет доли условных потерь при определении групповой нормы энергозатрат
- 7. 4. Распределение условных потерь по отдельным депо, работающим на общей части тягового плеча
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Астахов П.Н., Гребенюк П. Т., Скворцова А. И. Справочник по тяговым расчетам. — М.: Транспорт, 1963. — 256 с.
- Бабичков A.M., Гурский П. А., Новиков А. П. Тяга поездов и тяговые расчеты. -М.: Транспорт, 1991.
- Бабич В.М., Бакланов А. А. Энергосберегающие принципы оптимального регулирования мощности электровоза// Тез. докл. VI Междунар. науч.-техн. конф. «Проблемы развития локомотивостроения», М., МИИТ, 1996 С.26−27.
- Бакланов А.А. Основные принципы балансового метода нормирования расхода энергии на тягу поездов// Исследование тяговых энергетических показателей электроподвижного состава.-Омск, 1981. С.99−105.
- Бакланов А.А. Анализ энергетики электровоза// Тез. докл. VI междунар. науч.-техн. конф. «Проблемы развития локомотивостроения», М., МИИТ, 1996-С.111−112.
- Володин А.И., Хуторянский Н. М. Расход топлива и электроэнергии в поездной работе локомотивов//Железнодорожный транспорт.-1982.-№ 4. -С.55−58.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1977 479 с.
- Головичер Я.М. Исследование процесса автоматического управления скоростью поезда // Сб. науч.тр. / МИИТ. 1980. — Вып. 661: Автоматическое и телемеханическое управление движением поездов. — С.60 — 70.
- Головичер Я.М. Энергетически оптимальное управление электровозом / МИИТ. М., 1984. — 23 с. — Деп. В ЦНИИТЭИ МПС- № 3067.
- Головичер Я.М. Энергетически оптимальный алгоритм управления для систем автоведения поезда // Вест. ВНИИЖТ. 1982. — № 8. — С. 18 — 22.
- Грицкевич А.Е. Исследование оптимальных алгоритмов управления грузовыми электровозами // Изв. высш. учебн. заведений. Сер. Электромеханика. 1974. — № 6. — С.675 — 680.
- Гришин В.К. Статистические методы анализа и планирования экспериментов. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 128 с.
- Дашкевич А.Б. Статистический анализ и метод нормирования расхода электроэнергии на тягу поездов. Дисс. к.т.н., М., МИИТ, 1962. 142 с.
- Дашкевич А.Б. Рациональное использование электрической энергии на тягу поездов. (Опыт локомотивного депо «Златоуст»).- М.: Транспорт, 1968.
- Деев В.В., Ильсен Г. А., Афонин Г. С. Тяга поездов. М.: Транспорт, 1987.
- Джонсон Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы обработки данных. М.: Мир. — 1980.
- Дмитриев В.А., Шатилов В. Н. Проблемы экономии энергоресурсов на железнодорожном транспорте.// Тез. докл. Всесоюзной науч.-техн. конф. «Актуальные проблемы экономии электроэнергии и топлива на железнодорожном транспорте», М., МИИТ, 1987 С. 1−2.
- Доманский В.Т., Тарасов В. И., Данилов А. А. Автоматизация учета расходов и потерь энергии.// Тез. докл. Всесоюзной науч.-техн. конф. «Повышение энергетической эффективности локомотивов», М., 1986. С.57−59.
- Дубовицкий В.А. Задача о наиболее экономичном по энергии управлении движением поезда / МИИТ. М., 1983. — 25 с. -Деп. в ВИНИТИ — № 425 — 83.
- Ерофеев Е.В. Принципы построения системы автоведения поездов метрополитена и пассажирских поездов при электрической тяге. Дисс. д.т.н. -М.: МИИТ. 1985.-395 с.
- Ильгионис М.Г. Оптимальное по энергетическим затратам управление движением поезда с учетом профиля пути // Вестн. ВНИИЖТ. 1987. — № 5. -С.12 — 15.
- Исаев И.П., Погосов В. Ю., Сидорова Н. Н., Феоктистов В. П., Чуверин Ю. Ю. Устройство для контроля потребления электроэнергии электровозом переменного тока. А.с. № 1 539 093. 1.10.1989.
- Исаев И.П., Сидорова Н. Н. Энергозатраты в системе электрической тяги на железнодорожном транспорте // Тез. докл. Всемирного электротехнического конгресса. АЭН РФ.Т.З, — М.: Академия, 1999.-С.294−296.
- Исаев И.П., Сидорова Н. Н., Погосов В. Ю., Феоктистов В. П. Энергоемкость тягового плеча. //Межвузовск. тематич. сб. науч. трудов. Омск, 1987.
- Исаев И.П., Сидорова Н. Н., Феоктистов В. В. Нормирование энергозатрат в тяге поездов на основе реальных параметров поездопотоков.//Тезисы докл.
- Всесоюзной науч.-техн. конф. «Актуальные проблемы экономии электроэнергии и топлива на железнодорожном транспорте» М., 1987, С.5−6.
- Исаев И.П., Сидорова Н. Н., Феоктистов В. П. Нормирование расхода энергии в грузовом движении на основе статистических методов. Железнодорожный транспорт. Серия: Локомотивы и локомотивное хозяйство. Вып.5. ЦНИИ ТЭИ МПС, М., 1988 -С.1−15.
- Исаев И.П., Сидорова Н. Н., Феоктистов В. П. Учет реальных параметров поездопотоков при формировании энергозатрат на тяговом плече. //Тез. докл. Всесоюзной науч.-техн. конф. «Повышение энергетической эффективности локомотивов», М., 1986. С.20−21.
- Кисилев В.И., Феоктистов В. П. Проблема ресурсосбережения в локомотивном хозяйстве и пути ее решения. В кн.: Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте //Труды в двух книгах 2-й науч.-пр. конф.- М.: МИИТ, Кн.1, 1999. -C.IV 5- IV 7.256
- Кондратенко А.Н. Новый тяговый и моторвагонный пассажирский подвижной состав для железных дорог России.// Железные дороги мира. -1998, — № 4 С.3−8.
- Концепция автоматизированной системы управления локомотивным хозяйством (АСУТ).Проект/ Ред. И. К. Лакин М.: Изд-во Центра внедрения новой техники и технологий «Транспорт» МПС России, 2000 — 82 с.
- Курасов Б.К., Сидорова Н. Н., Сорокин С. В., Феоктистов В. П. Устройство для регулирования тяговых электродвигателей многосекционного электровоза. А.с. № 1 650 485. 22.01.1991
- Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. -М.: Мир, 1967.- 145 с.
- Малькевич Н.Д., Нагрей В. Я. Глубинные резервы экономии энергетических ресурсов на тягу поездов.// Тез. докл. Всесоюзной науч.-техн.251конф. «Актуальные проблемы экономии электроэнергии и топлива на железнодорожном транспорте», М., МИИТ, 1987 С.27−28.
- Марквардт К.Г. Справочник по электроснабжению железных дорог. -М. транспорт, 1981.
- Марквардт К.Г. Электроснабжение электрифицированных ж.д. М.: Транспорт, 1982.
- Медлин Р.Я., Сидорова Е. А. Нормирование расхода энергоресурсов.// Электрическая и тепловозная тяга. 1989. — № 2 — С. 4.
- Метелкин Б.А. К оценке вариантов повышения энергетических показателей системы электрической тяги. Тез. докл. науч.-пр. конф. «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте» -М., 1998, — C. IV-2.
- Методика анализа результатов расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов. Утверждено МНС РФ 20.6.1997 г. № ЦТД-26.
- Митропольский А.К. Техника статистических вычислений. М.: Наука, 1971,576 с.
- Модернизация подвижного состава пригородного и местного сообщения в условиях приватизации. Kent Coast replacement new moves afoot// Mod. Railways. — 1995. — 52, № 567, — C.746 — 747.
- Мирошниченко P.H. Режимы работы электрифицированных участков. -М.: Транспорт, 1982.-207 с.
- Мокриденко Г. П. Как повысить экономичность электровозов переменного тока// Железнодорожный транспорт. 1985. — № 7. — С.65 — 68.
- Молярчук B.C. Теоретические основы методики нормирования расхода топлива и электроэнергии для тяговых средств транспорта. М.: Транспорт, 1966. — 263с.
- Молярчук B.C. Пособие теплотехнику железнодорожного транспорта. -М.: Транспорт, 1973.
- Молярчук B.C. Нормирование расхода электрической энергии на тягу поездов. -М.: Трансжелдориздат, 1962.
- Мугинштейн JI.A. Метод постоянных перегонных скоростей для оценки энергозатрат на тягу поездов.// Вестник ВНИИЖТ 2000, № 4 — С. 16 — 19.
- Некрасов О.А. Режимы работы магистральных электровозов. М.: Транспорт, 1983. — 278 с.
- Новиков А.П. Основы теории вождения поездов. М.: Транспорт, 1978. -165 с.
- Новиков А.П., Постол Б. Г. Прогнозирование и нормирование расхода электроэнергии на тягу поездов // Межвуз. сб. науч. тр. / МИИТ.-1977. Вып.588: Усовершенствование узлов агрегатов и тепловозов. С.3−18.259
- О выборе подхода к повышению эффективности энергосбережения в системах технического содержания и ремонта подвижного состава / Попов
- B.Г. и др.// Вестник ВНИИЖТ 1998. -№ 1, — С.34−39.
- Оптимизация ведения поезда с помощью бортового компьютера.
- C. Topfer. Eisenbahningenieur, 1998, № 2. s. 68−70. // Железные дороги мира.1999, — № 3 С. 58 — 61.
- Оптимизация режима движения поезда по минимуму энергозатрат. Energiesparende Geschwindigkeitsregelung / Dobrovolski М., Kiersztejn b. // Elek. Bahnen.- 1997. 95, № 4. — C.87 — 90.
- Осипов С.И. Основы электрической и тепловозной тяги М.: Транспорт, 1985.-408 с.
- Осипов С.И., Осипов С. С. Основы тяги поездов. М.:УМК МПС России, 2000. 592 с.
- Основные положения по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве.-М.:Транспорт, 1980.-15с.
- Основы теории цепей / Зевеке Г. В. и др.// Изд.4-е, перераб. М.: Энергия, 1975.-752 с.
- Павлов JI.H. Снижение потерь электроэнергии в локомотивном хозяйстве. Сб. науч. тр. молодых ученых, аспирантов и докторантов ПГУПСа, СПб: 1994.-С.З-5
- Павлов JI.H. Методическое и аппаратурное обеспечение энергосберегающих технологий эксплуатации электрического подвижного состава постоянного тока. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.т.н.- ПГУПС, 1999 39 с.
- Паристый И.Л., Черепашенец Р. Г. Вождение поездов повышенного веса и длины -М.: Транспорт, 1983. -240 с.
- Петраковский С. С. Тягово-энергетические свойства магистральных тепловозов в условиях Крайнего Севера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к т.н. МИИТ, 1979.
- Петров Ю.П. Вариационные методы теории оптимального управления. -JL: Энергия, ленингр. отд., 1977. 207 с.
- Плакс А.В., Павлов Л. Н., Комаров А. В. Пути снижения расхода энергии натягу поездов. // Труды науч.-пр. конф. «Проблемы ж.д. транспорта решают ученые», СПб.: ПГУПС, 1995.
- Погосов В.Ю. Прогнозирование расхода электроэнергии на тягу поездов с учетом разброса параметров грузовых поездов и условий эксплуатации. Диссертация к.т.н.-М.: МИИТ, 1992.
- Погосов В.Ю., Сидорова Н. Н., Феоктистов В. П., Чуверин Ю. Ю. Стенд автоматической поверки счетчиков электроэнергии. А.с. № 1 705 788. 15.09.1991
- Погосов В.Ю., Сидорова Н. Н., Узарс В. Я., Феоктистов В. П. Устройстводля группового контроля счетчиков электроэнергии. А.с. № 1 647 485. 08.01.1991
- Погосов В.Ю., Симаков М. Л. Исследование коэффициента полезного действия электровозов. //VI Междунар. науч.-техн. конф. «Проблемы развития локомотивостроеиия», М., МИИТ, 1996 С.73−74.
- Подклетнев В.Н. Рациональное использование 3-х секционных локомотивов серии ВЛ80С при вождении тяжеловесных поездов.// Тез. докл.261
- Всесоюзной науч.-техн. конф. «Повышение энергетической эффективности локомотивов», Ростов-на-Дону- 1986 С.6−8.
- Подпрограмма доведения норм удельного расхода дизельного топлива и электроэнергии на тягу поездов до уровня 1988 г. Утверждена Указанием МПС от 31.03.2000 г. № М-816У.
- Понтрягин J1.C. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Наука, 1983.
- Потребление электроэнергии на тягу поездов на железных дорогах Германии в 1997 г. Elektrischer Betrieb bei der Deutschen Bahn im Jahre 1997/ Niekamp K., Schaarschmidt J.// Elek.Bahnen. 1998. — 96, № 1−2, — c.3−8,10 — 14.
- Почаевец Э.С. Расчет оптимальных программ автоматического ведения поезда. Диссертация к.т.н. М.: МИИТ, 1967.
- Правила тяговых расчетов для поездной работы. М.: Транспорт, 1985, — 287 с.
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской федерации. -М.: Транспорт, 2000, — 161 с.
- Программа первоочередных мер по реализации потенциала энергосбережения на железнодорожном транспорте в 1996—2000 гг. Утверждена Указанием МПС от 03.04.96 г. № А-478.
- Программа экономии энергии на железных дорогах Германии // Железные дороги мира. 1997.-№ 3, — С. 52 56.
- Развитие локомотивной тяги. / Ред. Фуфрянский Н. А., Бевзенко А. Н. -М.: Транспорт, 1982. 303 с.
- Рациональные режимы вождения поездов и испытания локомотивов/ Е. В. Горчаков, И. П. Исаев, Л. Г. Козлов и др.- Под ред. С. И. Осипова. М.: Транспорт, 1984, — 280 с.
- Режимы работы магистральных электровозов./ ред. Некрасов О. А. М.: Транспорт, 1983. -223 с.
- Розенфельд В.Е., Исаев И. П., Сидоров Н. Н. Теория электрической тяги. М.: Транспорт, 1983. — 347 с.
- Савченко А.В. Экономические основы управления государственной собственностью. //Проблемы теории и практики управления 2000, № 6 -С.28−33.
- Серебряный И.М. Энергетическая оценка типажа локомотива при решении задач ресурсосбережения.// Тез. докл. науч.-пр. конф. «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте» -М.Д998, — C. III-9.
- Сидельников В.М. Автоматизация выбора оптимального режима ведения поезда при электрической тяге на ЭЦВМ. Дисс. к.т.н. / ВНИИЖТ, М. 1965. -228 с.
- Сидорова Е.А. Разработка системы нормирования расхода электроэнергии на тягу поездов на основе исследования статистических закономерностей. Дисс. к.т.н./ОмИИТ, Омск 1991.
- Сидорова Н.Н. Влияние параметров поездопотока на тяговом плече на показатели использования локомотивов.//Тез. докл. науч.-техн. конф. «Актуальные проблемы развития железнодорожного транспорта». М., 1994,-С.10.
- Сидорова Н.Н. Анализ энергоемкости перевозочного процесса в электрической тяге на основе многофакторной модели.//Вестник МИИТа/ Научно-технический журнал М.: МИИТ. -2000. Вып.5 — С.23−27
- Сидорова Н.Н., Бакланов А. А. Расчет эффективности мероприятий по управлению перевозками на основе диаграммы энергобаланса.// Тез. докл. науч.-пр. конф. «Современные проблемы экономики и управления на железнодорожном транспор те» М., 1999.
- Сидорова Н.Н., Феоктистов В. П. Энергетические показатели для сравнительной оценки электровозов в эксплуатации.//Тез. докл. 2-й науч.-пр.264конф. «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте». Кн. 1, МИИТ, М., 1999.-С.IV 13- IV 14
- Служебные расчетные таблицы технических скоростей и норм расхода электроэнергии. М.: Транспорт, 1984. — 49 с.
- Смялковский Е.Х. Пути экономии электроэнергии в системе пассажирских перевозок. Диссертация к.т.н. -М.: МИИТ, 1992.
- Соколов В.А. К вопросу о точности тяговых расчетов / ВНИИЖТ. М., 1986. — 24 с. — Деп. в ЦНИИ ТЭИ МПС 31.12.86.- № 3846 — жд.
- Сорокин С.В. Повышение экономичности многосекционных электровозов переменного тока при вождении грузовых составов. Дисс. к.т.н. /МИИТ, М. 1991. — 180 с.
- Стрельников В.Т. Система повышения эффективности, профилактического обслуживания электровозов постоянного тока. Дисс. д.т.н., МИИТ, 1984 -368 с.
- Тихонов К.К. Выбор весовых норм грузовых поездов. М.: Транспорт, 1967.-260 с.
- Тихонов К.К. Теоретические основы выбора оптимальных весовых норм поездов. М.: Транспорт, 1970. 365 с.
- Федорова Е.Н. Современное состояние и основные направления сокращения энергопотребления на железнодорожном транспорте США, ФРГ, Франции и Великобритании // Труды ин-та комплексных транспортных проблем при Госплане СССР. 1987. — № 121. — С.41−61.
- Феоктистов В. П. Развитие электрификации железных дорог и энергоснабжения в тяге поездов.//ВИНИТИ. Итоги науки и техники. Железнодорожный транспорт. 1991. — т.20. — С. З — 38.
- Феоктистов В.П. Техническая эксплуатация подвижного состава и тяга поездов.//.: ВИНИТИ. Итоги науки п техники. Железнодорожный. транспорт 1989. — Вып.18 — С.91−126.
- Феоктистов В.П., Петраковский С. С., Сидорова Н. Н. Условные потери электроэнергии в стационарных устройствах электрической тяги на железнодорожном транспорте и возможности их снижения.//ВИНИТИ. Транспорт, техника, управлен ие. № 1 1 М, 1999. С. 23−28.
- Феоктистов В.П., Сидорова Н. Н. Анализ нагруженности электровозов в эксплуатации.//Тез. докл. 1-й международ, науч.-техн. конф. «Состояние и перспективы развития локомотивостроения». Новочеркасск, 1994.
- Феоктистов В.П., Сидорова Н. Н. Оценка эффективности использования электровоза при тяге грузовых поездов./'/ Межвузовск. тематич. сб. науч. тр.
- Повышение тягово-энергетической эффективности и надежности электроподвижного состава. Омск., ОмИИТ, 1999. -С. 8−13.
- Феоктистов В.П., Сидорова Н. П., Симаков M.JI. Сравнительная оценка тягово-энергетических параметров электровозов. //Тез. докл. 2-й международ, науч.-техн. конф. «Состояние и перспективы развития электроподвижного состава» Новочеркасск, 1997.
- Феоктистов В.П., Сидорова Н. Н., Погосов В. Ю., Проблема нормирования и экономии энергозатрат в тяге поездов. //ВИНИТИ. Транспорт. Наука, техника, управление. № 1, М., 1990. С. 31 -38.
- В.П. Феоктистов, Н. Н. Сидорова, Ю. Ю. Чуверин, Е. Х. Смялковский Повышение эффективности использования и экономичности электровозов постоянного тока. / МИИТ. М. 1992, — Деп. в ЦНИИ ТЭИ МПС, 1/92, № 5704 — ж.д.92.
- Хан Г., Шапиро С. Статистические модели в инженерных задачах. М.: Мир, 1969.
- Цукало П.В. Экономия электроэнергии на электроподвижном составе. М.: Транспорт, 1983- 174 с.
- Щербаков В.Г. Создание нового электроподвижного состава.// Транспорт: Наука, техника, управление. ВИНИТИ. 1997. № 12, — с. 12−14.
- Электровоз BJ111. Руководство ни эксплуатации М.: Транспорт, 1983. -464 с.
- Электровоз ВЛ10 и ВЛ10У. Руководство по эксплуатации. М.: Транспорт, 1981, — 519 с.
- Электровоз ВЛ80К.: Руководство по эксплуатации. М. Транспорт, 1978,-431 с.
- Электровоз ВЛ80С: Руководство по эксплуатации. М.: Транспорт, 1982. — 622 с.
- Энергосберегающий способ ведения поезда ICE. G. Voss, S.Reck. Electrische Bahnen.1997, № 12:S.327 331. // Железные дороги мира. — 1998. -№ 12-С.31 -34.
- Андрова Н. Възможности за икономия на електрическа енергия в БЖД. // Железопьт. Трансп. 1997. — № 6−7, — С. 8−12.268
- Гогов И. Изследоване влиянието на влаковата работа и използваемостта на локомотивите върху икономичння разход на електрическа енергия // Железопьт.трансп. 1997. -№ 10−11. — C.9-L1.
- Кребс П., Естерман Р. Програма за икономия на енергия на Швейцарските железници // Железопьт.трансп. 1997. — № 1. — С.13−15. (на болгарском языке).
- Elektrischer Betrieb bei der Deutschen Balm im Jahre 1996 / Niessen M., Schaarschmidt J. //Elek. Bahnen. 1997. — 95, № 1−2. — s.3−11
- Energiesparende Gescyvvmdigkeitsregelung / Dobrovolski M., Kiersztejn B. // Elek. Bahnen. 1997. — 95, № 4. — s.87−90.
- Hahnet D., luther O., Klostermann G Energieverbrauchsmanagement bei der DB//.Elek.Bahnen. 2000 98, № 3 — s.90 -94.
- ВЛ80С, 2с (янв. м-ц) «g=7 т/осьч