Повышение безопасности движения поездов путем обеспечения эффективной виброзащиты локомотивных бригад
Диссертация
В настоящее время динамические качества железнодорожных экипажей значительно ухудшились и не отвечают необходимым требованиям виброзащиты. Уровни вибрации на рабочих местах локомотивных бригад превышают требования стандарта на вибрацию ГОСТ 12.1.012.90. Это приводит к повышенной утомляемости машиниста, снижает его бдительность и создает тем самым угрозу безопасности движения поездов. Для решения… Читать ещё >
Содержание
- СОДЕРЖАНИЕ. ф) ВВЕДЕНИЕ
- 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВИБРОЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА. ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ
- 1. 1. Влияние вибрации на организм человека-оператора машиниста локомотива)
- 1. 2. Анализ основных направлений виброзащиты динамических объектов
- 1. 2. 1. Пассивные системы виброзащиты
- 1. 2. 2. Активные виброзащитные системы
- 1. 2. 3. Особенности виброзащитных систем с компенсирующим устройством
- 1. 3. Результаты практического внедрения виброзащитных систем, основанных на принципе компенсации внешних возмущений, на электровозах, автомобилях и тракторах
- 1. 4. Краткий обзор работ по применению механических систем с компенсирующим устройством, для виброзащиты «человека-оператора»
- 1. 5. Цель и задачи исследования
- 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВОЗМУЩАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА? ЭЛЕКТРОПОЕЗДЕ ЭР2 В МЕСТЕ УСТАНОВКИ КРЕСЛА МАШИНИСТА
- 2. 1. Возмущающие факторы, действующие на подвижной состав в вертикальной плоскости
- 2. 2. Математическая модель вертикальных колебаний электропоезда ЭР
- 2. 3. Представление возмущающих факторов на рабочем месте локомотивной бригады
- 2. 3. 1. В вертикальной плоскости симметрии
- 2. 3. 2. В горизонтально-поперечной плоскости симметрии
- 3. 1. Выбор компенсирующего устройства и расчет его конструктивных параметров
- 3. 2. Идентификация упругодиссипативных характеристик упругого подвеса в вертикальной плоскости колебаний
- 3. 2. 1. Методика проведения экспериментальных исследований. ф. 3.2.2. Представление упругодиссипативных характеристик виброзащитного кресла
- 3. 3. Выбор горизонтальных опор
- 3. 4. Идентификация упругодиссипативных характеристик резиновых шайб в горизонтально-поперечной плоскости колебаний
- 3. 4. 1. Методика проведения испытаний
- 3. 4. 2. Определение упругодиссипативных параметров кресла машиниста в горизонтально-поперечной плоскости симметрии
- 4. 1. Общая характеристика методов исследования нелинейных механических систем
- 4. 2. Математическая модель нелинейной механической системы
- 4. 2. 1. Вынужденные колебания в вертикальной плоскости симметрии кузова электропоезда
- 4. 2. 2. Вынужденные колебания в горизонтально-поперечной плоскости симметрии кузова электропоезда
- 4. 3. Линеаризация нелинейных характеристик виброзащитной системы
- 4. 3. 2. Представление силовой характеристики резиновых опор
- 4. 4. Действие узкополосного случайного внешнего возмущения на виброзащитное кресло в вертикальной плоскости
- 4. 4. 1. Представление узкополосного сигнала с помощью фильтра
- 4. 4. 2. Идентификация параметров на фильтре
- 4. 4. 3. Определение среднеквадратических отклонений на фильтре
- 4. 4. 4. Прохождение узкополосного случайного сигнала через линейную механическую систему
- 4. 4. 5. Прохождение узкополосного случайного сигнала через нелинейную механическую систему с компенсирующим устройством
- 4. 4. 6. Прохождение поперечного узкополосного случайного сигнала через нелинейную систему виброзащиты с горизонтальными порами
- 4. 5. Определение среднеквадратических значений виброускорений на рабочем месте машиниста
- 4. 5. 1. Вертикальные виброускорения
- 4. 5. 2. Поперечные виброускорения
- 5. 1. Общие сведения об аппаратно-программном комплексе CONAN
- 5. 2. Программа и результаты испытаний виброзащитного кресла машиниста на натурном объекте (электропоезде ЭР 2)
- 5. 3. Проверка модели на адекватность
- 5. 3. 1. Вертикальные колебания
- 5. 3. 2. Поперечные колебания
- 6. 1. Основные положения
- 6. 2. Определение инвестиций на создание виброзащитного кресла
- 6. 2. 1. Расчет затрат на проектирование виброзащитного кресла с компенсирующим устройством
- 6. 2. 2. Расчет затрат на изготовление опытного образца виброзащитного кресла
- 6. 2. 3. Расчет затрат на испытания виброзащитного кресла
- 6. 3. Определение социально-экономической эффективности
- 6. 3. 1. Оценка социальной эффективности
- 6. 3. 2. Оценка экономической эффективности
- 6. 3. 3. Определение социально-экономической эффективности от внедрения виброзащитного кресла
Список литературы
- StlkeleatherL. P. Study of vehicle vibration spectre as related to seating dynamics /L. P. S 11 k e 1 e a t h e r, G. O. Hall, A. O. R a d k e. SAE preprint N720001, 1972. 34 p.
- Борщевский И.Я. Общая вибрация и ее влияние на организм человека. М.: Медгиз, 1963. 141 с.
- Охрана здоровья локомотивных бригад и безопасность движения поездов //Локомотив № 12. 2002. С. 6 12.
- По плечу ли удлиненные плечи //Локомотив № 1. 2002. С. 8 10.
- Будет ли здоров машинист //Локомотив № 3 2002. С. 6 9.
- П, а н о в к о Я. Г. Вибрации в технике /Г. Я. П, а н о в к о, Б. А. Потемкин, К. В. Фролов //Вибрационные воздействия и их влияние на человека. М.: Машиностроение, 1981. Т. 6. 373 с.
- Griffin Н J. Human response to vibration. Sound Vib. 1982. № 4. P. 595 -599.
- Основные принципы гигиенического нормирования вибрации на рабочем месте водителя автомобиля /Е. М. Баранов, А. И. В, а й с м, а н, И. Г. Пархиловский, В. И. Шишкин. //Влияние вибрации на организм человека. М.: Наука, 1977. С. 415 419.
- Коловский М. 3. Нелинейная теория виброзащитных систем. М.: Наука, 1966. 317 с.
- Крылов Н. М. Введение в нелинейную механику /Н. М. К р ы-лов, Н. Н. Боголюбов /АН УССР. Киев, 1937. 406 с.
- Фролов К. В. Прикладная теория виброзащитных систем /К. В. Фролов, Ф. А Фурман. М.: Машиностроение, 1980. 276 с.
- Л, а з, а р я н В. А. Динамика вагонов. М.: Транспорт, 1964. 255 с.
- Б у л г, а к о в Б. В. Колебания. М.: Гостехиздат, 1954. 891 с.
- Бидерман В. Л. Прикладная теория механических колебаний. М.: Высшая школа, 1972. 476 с.
- Закржевский М. В. Колебания существенно нелинейных систем. Рига: Знание, 1980. 190 с.
- М, а л к и н И. Г. Некоторые задачи нелинейных колебаний. М.: Наука, 1956. 491 с.
- П, а н о в к о Я. Г. Основы прикладной теории упругих колебаний. М.: Машиностроение. 1967. 316 с.
- Shock and vibration handbook. Edited by С. M. Harris, С. E. Cred e. New York, MeGraw-Hill, 1976. 1211 p.
- Магнус К. Колебания. Введение в исследование колебательных систем. М.: Мир, 1982. 304 с.
- X, а я с и Т. Нелинейные колебания в физических системах. М.: Мир, 1968. 432 с.
- В е й ц В. Л. О дуальности механичебских систем /В. Л. В е й ц, А. М. Мартыненко. М.: Машиноведение, 1969. 12.
- М и н к и н Ю. Г. Применение графов для анализа некоторых механических систем. Л.: ЛИИЖТ, 1968. Вып. 287. С. 247 265.
- Кузовков Н. Т. Т еория автоматического регулирования, основанная на частотных методах. М.: Оборонгиз, 1960. 446 с.
- S е v i n Е. Optimum shock and vibration isolation /Е. S e v i n, W. P i 1 k e y.Wash.: Gov. print, off., 1971. 162 P.
- Коловский M. 3. Автоматическое управление виброзащитными средствами. М.: Наука, 1976. 317 с.
- Болотин В. В. Случайные колебания упругих систем. М.: Наука, 1979. 336 с.
- Ларин В. Б. Выбор параметров оптимального демпфера //Труды I республиканской конференции молодых математиков Украины. Киев. 1965.
- Е л и с е е в С. В. К вопросу о выборе параметров устройства активной виброзащиты /С. В. Елисеев, Б. Д. Фейгельман //Механика и процессы управления: Межвуз. темат. сб. науч. тр. /Иркутский политех, ин-т. Иркутск, 1971. С. 103 107.
- Потемкин Б. А. Синтез оптимальной виброзащитной системы при случайных воздействиях с учетом динамических свойств тела человека /Б. А. Потемкин, Ю. Г. Сафронови др. //Виброзащита человека-оператора и вопросы моделирования. М.: Наука, 1973. С. 53 -63.
- Ф у р у н ж и е в Р. И. Проектирование оптимальных виброзащитных систем. Минск: Высшая школа, 1967. 318 с.
- Фурман Ф. А. Параметрическая оптимизация активных гидравлических виброзащитных систем /Ф. А. Фурман, К. В. Фролов //Влияние вибрации на организм человека и проблемы виброзащиты. М.: Наука, 1974. С. 537−547.
- Ч е р н о у с ь к о Ф. Л. Управление колебаниями /Ф. Л. Черно-усько, Л. Д. Акуленко, Б. Н. Соколов /М.: Наука, 1980. 384 с.
- Болотник Н. Н. Оптимизация амортизационных систем. М.: Наука, 1983. 255 с.
- Ушкалов В. Ф. Статистическая динамика рельсовых экипажей /В. Ф. Ушкалов, JI. М. Резников, С. Ф. Р е д ь к о /Киев: Наукова думка, 1982. 360 с.
- Турецкий В. В. Об оптимизации параметров системы амортизации при стационарных случайных воздействиях. М.: Машиностроение. 1971. № 5. С. 23 -28.
- К р е н д е л л С. Случайные колебания М.: Мир, 1967. 356 с.
- Светлицкий В. А. Случайные колебания механических систем. М.: Машиностроение, 1976. 356 с.
- Диментберг М. Ф. Стохастические задачи нелинейных механических колебаний. М.: Наука, 1980. 368 с.
- Синев А. В. Методы расчета и проектирования системы виброзащиты человека-оператора. Автореф. дис.. докт.техн.наук. М., 1979. 45 с
- Елисеев С. В. О влиянии связей по ускорению на динамические свойства механических систем /С. В. Елисеев, О. А. Баландин //Машиноведение. 1974. № 2. С. 16 19.
- Эрделевский А. Н. Виброизолятор с динамическим корректором. //Динамика крупных машин. М.: Машиностроение. 1969. С. 77 79.
- Потемкин Б. А. Построение динамической модели тела человека-оператора, подверженного действию широкополосных случайных вибраций /Б. А. Потемкин, К. В. Фролов //Вибрация машин и виброзащита человека-оператора. М.: Наука, 1973. С. 17 30.
- Potemkin В. A. Non-linear effects connected with the spatial vibrations of biomechanical systems /В. A. Potemkin, К. V. F г о 1 о v //Man under Vibration Suffering and protection /Polish Scientific Publishers. Warszawa, 1981. P. 228−234.
- Потемкин Б. А. О нестационарности динамических характеристик тела человека при горизонтальных колебаниях /Б. А. Потемкин, К. В. Фролов, В. Н. Сиренко //Виброзащита человека-оператора и вопросы моделирования. М.: Наука, 1973, С. 12 21.
- Анализ горизонтальных колебаний тела человека. /Б. А. П о т е м к и н, Р. В. Ротенберг, В. Н. Сиренко, К. В. Фролов //Влияние вибраций на организм человека и проблемы виброзащиты. М.: Наука, 1974, С. 16 24.
- Ч и х л, а д з е 3. В., П, а н о в к о Г. Я. Определение горизонтальной составляющей импедансной характеристики тела человека в положении сидя /З.В. Чихла-дзе, Г. Я. Пановко //Влияние вибраций на организм человека. М.: Наука, 1977. С. 73 76.
- Макар ычев А. В. Построение динамических моделей тела человека для расчета пространственных колебаний оператора при действии вибраций в системе «человек-машина». Автореф. дис.. канд.техн.наук. М., 1979. 19 с.
- Чеканов Ю. Н. Построение динамической модели, имитирующей входной механический импеданс и передаточные характеристики тела человека при действии вибраций. Автореф. дис.. канд.техн.наук. М., 1981. 18 с.
- Динамические характеристики тела человека-оператора мобильных машин /В. А. Г и д о н, Я. И. 3 а я ц, В. Б. J1 о г и н о в, А. П. О р е х о в и др. //Влияние вибраций на организм человека и проблемы виброзащиты. М.: Наука, 1974, С. 30−37.
- Г л у з м, а н И. А. О расчете рациональных параметров средств виброзащиты тракториста /И. А. Г л у з м, а н, Я. И. 3 а я ц //Влияние вибраций на организм человека и проблемы виброзащиты. М.: Наука, 1982. 83 с.
- С и н е в А. В. Выбор параметров динамических гасителей и систем виброизоляции на основе методов синтеза цепей //Машиноведение. 1972. № 1. С. 28−34.
- ЧупраковЮ. И. Гидравлические системы защиты человека-оператора от общей вибрации. М.: Машиностроение, 1987. 220с.
- Автомобиль КамАЗ. Эксплуатация и техническое обслуживание /Под ред. В. Н. Ф р о л о в а. М.: Недра, 1981. 323 с.
- Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации: Руководство по эксплуатации //Моск. автомоб. з-д им. И. А. Лихачева. М.: Машиностроение, 1983. 167 с.
- Пановко Я. Г. Введение в теорию механических колебаний. М.: Наука, 1971. 239 с.
- Конструкция зарубежных автомобилей. НИИавтопром. М.: Машиностроение, 4.1. 1979. 56 с.
- CavanaughR. D. Air suspension and servocontrolled isolation systems. //Shock and Vibration Handbook. Mc. Graw Hill, V. 2. 1961.
- Виброизоляторы и системы установки оборудования с автоматическим регулированием. Серия С-1. / Под ред. Е. И. Р и в и н а. М.: Машиноведение, 1971. 80 с.
- Морозов Б. И. Активная виброзащита с помощью системы автоматического регулирования /Б. И. М о р о з о в, Р. М. Р, а й -х л и н //Вибрационная техника. М.: Машиноведение, 1967. № 2. С. 13 — 21.
- Е л и с е е в С. В. Структурные методы в теории виброзащитных систем //Влияние вибраций различных спектров на организм человека и проблемы виброзащиты. М., 1972, С. 84 91.
- Г е н к и н М. Д. Методы активного гашения вибраций механизмов /М. Д. Генки н, В. Г. Елезов, В. В. Яблонский //Динамика и акустика машин. М.: Наука, 1971. С 70 88.
- Некоторые результаты исследований виброзащитной системы с коррекцией жесткости /П. М. А л, а б у ж е в, А. А. Г р и т ч и н, П. Т. С т е п ан о в, В. Ф. X о н //Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. 1977. № 3. С. 136 149.
- Николаев В. А Синтез системы виброзащиты человека-оператора на основе принципа компенсации внешних возмущений. Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. — Омск, 1983. — 10 с. — Библиогр.: С. 8. — Деп. в ЦНИИ-ТЭИ МПС 02.07.83, № 2155.
- А л, а б у ж е в П. М. Упругие системы пониженной жесткости как мера защиты подвижного состава от импульсного воздействия пути / П. М. А лабужев, И. С. Никифоров, В. Б. Олимпиади //Труды конференции по силовым импульсным системам. Новосибирск, 1969.
- П, а х о м о в М. П. Конструкция, расчет и работа узла рессорного подвешивания с перескоком /М. П. Пахомов, A. J1. Осиновский, Ю. Ф. Са-вельев: Учеб пособие для студентов /Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1983. 52 с.
- Бидерман В. JI. Расчет резиновых элементов конструкций //Резина — конструкционный материал современного машиностроения: Сб. науч. тр. /М.: Химия 1967. С. 7 9.
- СавельевЮ.Ф. Исследование влияния диссипативных сил на эффективность вертикальной виброзащиты локомотивов устройствами с перескоком. Дис. канд. тех. наук. Омск, 1979. 160 с.
- К исследованию подвески сиденья оператора на тросовых элементах /Г. С. М и г и р е н к о, А. Г. Г е о р г и, а д и, И. И. Г е р н е р, JI. М. М и н -кевич, И. С. Никифоров, Б. В. Олимпиад и, А. В. Синев. Машиноведение, 1989 № 3. С. 70 74.
- МещеряковВ.Б. динамическое взаимодействие колеса и рельса /В. Б. Мещеряков, А. В. Кузнецов //Проблемы ж. д. тр-та и транспортного строительства Сибири: Сб. науч. тр. /Сибирсий гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск 1997. С. 14 16.
- Mescheryakov V. В. Shock interaction of a wheel couple with a railway //Proceedings of the 2nd mini conference on CONTACT MECHANICS AND WEAR OF RAIL/WHEEL SYS-TEMS. Budapest 1996. P. 25 31.
- H e x a e в В. А. Взаимодействие экипажа с квазиинвариантной системой подвешивания и неравноупругого по протяженности пути. Дис.. канд.техн.наук. Омск, 1983. 215 с.
- А.С. 494 299 (СССР). Устройство для уменьшения механических колебаний транспортного средства. Автор, изобрет. М. П. П, а х о м о в, A. J1. Осиновский, В. Г. Бухольц, Ю. Ф. Савельев. Заявл. 24.12.73, № 1 980 740 /27−11. Опубл. в Б. И. 1975. № 45.
- Б у х о л ь ц В. Г. Вопросы демпфирования в нелинейных системах с виброзащитными устройствами /В. Г. Бухольц, A. JI. Осиновский
- Взаимодействие подвижного состава и пути, динамика локомотивов: Сб науч. тр /Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1973. т. 153. С. 109- 114.
- Виброзащитные свойства с квазинулевой жесткостью /Под ред. К. М. Рагульскиса. Д.: Машиностроение, 1986. 96 с.
- А.с. 420 490 (СССР). Подвеска кресла машиниста. Авт.изобрет. Н. А. Г, а -л ы н и н, П. М. А л, а б у ж е в, А. К. 3 у.е. в и др. Б.И., 1974, № 11.
- Комфортабельное кресло машиниста. Когда оно будет? //Электрическая и тепловозная тяга. М.: Транспорт, 1978. № 8.
- Осиновский A. JI. Теоретическое обоснование и внедрение виброзащиты операторов мобильных машин системами перескока: Дис. докт. техн. наук. Брянск, 1992. 387 с.
- Исследования подрессоренного сиденья водителя типа 4331 1-ой серии постройки и его зарубежных аналогов. Программа-методика ПМ. 37. 105.02 1122−81, М., 1981.- Юс.
- Стендовые исследования сидений водителя автомобиля 4331 и его зарубежного аналога. IF, А 416−1, «Bremshey» (ФРГ): Научно-технический отчет № 5006−84. М.: ИМАШ АН СССР, 1984. — 42с.
- СемешинС. И. Разработка эффективных средств виброизоляции рабочего места машиниста строительных и дорожных машин. Дис. канд. техн. наук. М., 1983. 167 с.
- ГОСТ 12.1.012.90. Вибрационная безопасность. Общие требования. М.: Изд-во стандартов, 1990. 46с.
- А.с. 1 043 048 (СССР). Подвеска сиденья транспортного средства Авт.изобрет. М. П. Пахомов, A. J1. Осиновский, Ю. Ф. Савельев, Н. К. Петров, В. Я. Ш е в ч е н к о. Б.И. 1983. № 35.
- А.с. 1 204 419 (СССР). Подвеска сиденья транспортного средства Авт.изобрет. М. П. Пахомов, A. JI. Осиновский, Ю. Ф. Савельев, Н. К. П е т р о в, В. А. Н е х, а е в. Б.И. 1985. № 38.
- А. с. 1 523 423 (СССР). Подвеска сиденья транспортного средства. Авт.изобрет. В. А. Николаев, Г. Н. К и м, В. А. Н е х, а е в. Б.И. 1989. № 45.
- ЛавенделЭ. Расчеты на прочность. Машгиз. Вып. 10, 1964.
- В у ч е т и ч И. И. Исследование вертикальных колебаний моторва-гонного подвижного состава при случайных возмущениях. Дис. канд.техн.наук. Рига, 1974. 124 с.
- К у д р я в ц е в Н. Н. исследование динамики необрессоренных масс вагонов: Науч.тр. ВНИИ ж.-д. трансп. М.: Транспорт, 1965. Вып. 287. 168 с.
- J e n к i n s G. M. Power spectral density of track irregularities. Rail international, 1972, № 12.
- JI, а з a p я н В. А. Динамика вагонов. M.: Транспорт, 1964. 255 с.
- Грачева Л. О. Взаимодействие вагонов и железнодорожного пути /Труды ЦНИИ МПС. М.: Транспорт, 1968. Вып. 356. 208 с.
- Некоторые хакрактеристики геометрических (вертикальных) неровностей пути /А. А. Л ь в о в, А. Я. К о г, а н, А. М. Б р ж е з о в с к и й, А. Н. Захаров /Вестник ВНИИ ж.-д. трансп. М. 1971, № 3. С. 39 40.
- Вынужденные колебания четырехосного грузового вагона при движении по инерционному пути /В. А. Л, а з, а р я н, Р. С. Л и п о в с к и й, Л. А, Мана шкин, В. Д. Дранович. Науч.тр./ Днепропетровский ин-т инж. ж.-д. трансп., 1968. Вып. 88. С. 13 19.
- Математическое моделирование колебаний рельсовых транспортных средств /Под ред. В. Ф. У ш к, а л о в а. К.: Наукова думка, 1989. 240 с.
- ВейсхауптЗ. Экспериментальные исследования подвижного состава и пути с помощью спектрального анализа //Экспресс-информ. Локомоти-востроение и вагоностроение. 1973. № 21. С. 13−21.
- Б у р ч, а к Г. П. Определение инерционных и диссипативных характеристик пути из опыта на вынужденные колебания /Г. П. Б у р ч, а к, М. В. В о л ь н о в. Труды МИИИТа. 1976. Вып. 542. С. 14 18.
- J е n k i n s G. М. Power spectral density of track irregularities. Rail international, 1972, № 12.
- Пугачев В. С. Основы статистической теории автоматических систем /В. С. П у г, а ч е в, И. Е. К, а з, а к о в, Л. Г. Е в л, а н о в. М.: Машиностроение, 1974. 340 с.
- ВентцельЕ. С. Теория вероятностей. Физматгиз, 1962. 564 с.
- Бартенева Л. И. Конструктивные параметры ходовых частей и динамические качества электропоездов //Динамико-прочностные свойства мотор-вагонного подвижного состава: Сб. науч. тр. /ВНИИЖТ. М.: Транспорт, 1984. С. 1 19.
- В е р и г о М. Ф. Результаты исследований динамики электровозов ВЛ 80, ВЛ 22 м и электропоездов ЭР2 и ЭР22 /М. Ф. В е р и г о, С. С. К р е п к о-горский: Сб. науч. тр. /ВНИИЖТ. М.: Транспорт, 1966. 208 с.
- Казаков И. Е. Статистическая динамика нелинейных автоматических систем /И. Е. Казаков, Б. Г. Доступов /М.: Физматгиз, 1962. -332 с.
- L у о n R. Н., Н е с k 1 М., HazelgraveC. В. Repouse of hard-sping oscillator to narrow-band excitation. Jorn. Aconst. Soc. Amer. 1961, v. 33, № 10.
- Д в, а й т Г. Б. Таблицы интегралов и другие математические формулы. М.: Наука, 1973.
- ПугачевВ. С. Теория случайных функций и ее применение к задачам автоматического управления. М.: Физматгиз, 1962.
- Г о р е л и к Б. М. Применение резин в современном машиностроении //Резина конструкционный материал современного машиностроения: Сб. статей: Химия. М., 1967. С. 9 30.
- Скотт Дж. Р. Физические испытания каучука и резины. Химия. М., 1968.375 с.
- Математические основы теории автоматического регулирования. М.: Высшая школа, 1977. 453 с.
- Исследование динамики и прочности пассажирских вагонов /С. И. С о к о л о в а. М., Машиностроение, 1976. 223 с.
- Гигиена и физиология на железнодорожном транспорте /Под ред. А. А. Прохорова. М.: Транспорт, 1973. 264 с.
- Пушкин В. Н. Железнодорожная психология /В. Н. П у ш к и н, JI. С. Н е р с е с я н. М.: Транспорт, 1972. 240 с.
- Основные положения технико-экономического обоснования инженерных решений в дипломных проектах. Методические указания к выполнению дипломного проекта /Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск.: Ч. 1 2. 35 с.
- Методические рекомендации по обоснованию эффективности инноваций на ж.д. транспорте. /А к о л ь з и н, а Г. И. М.: 1999. 230 с.
- Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации: Нормативно-производственное издание. М.: Экономика, 1991. 44 с.
- Методические рекомендации по оценке эффективности внедрения ресурсосберегающих технологий и их влияние на сокращение расходов. М.: 1998. 36 с.
- Нормирование труда специалистов НИИ и КБ: Межотраслевые методические рекомендации. М.: Экономика, 1990. 141 с.
- Р о с и н Г. С. Рекомендации по расчету экономической эффективности мероприятий по снижению локальной и общей вибрации /Г. С. Р о с и н, Б. А. П о т е м к и н, А. И. Ц ы с, а р ь и др. Челябинск, 1982. 20 с.
- Красковский А. Е. Экономические механизмы управления безопасностью движения //Железнодорожный транспорт. 2002. № 5. С. 29 32.
- В Коллегии МПС России. //Железнодорожный транспорт. 2002. № 3. С. 9 -15.
- Здоровье машинистов и их помощников глазами врачей и гигиенистов. //Локомотив. 2002, № 12. С. 6 — 8.
- Методические рекомендации по определению экономической эффективности мероприятий научно-технического прогресса на ж.д. транспорте. М.: Транспорт, 1991. 229 с.
- Приказ министерства финансов Российской Федерации от 15.06.98 № 2225 Н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет материально-производственных запасов“ ПБУ 5/gg»
- А.с. 2 210 511 (Россия). Подвеска сиденья транспортного средства Авт.изобрет. И. И. Г, а л и е в, Ю. Ф. С, а в е ль е в, В. А. Н е х, а е в, Н. Ю. Савельева, В. Я. Шевченко. 25.05.01.