Актуальность исследования. В современной педагогике проблема профессионального обучения в высшей школе продолжает оставаться одной из актуальных. Особая роль в профессионализации молодых людей принадлежит их учебно-профессиональной деятельности в вузе.
В педагогических исследованиях проблема профессионального становления личности рассматривается в аспекте изучения дидактических основ совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе изучения различных циклов дисциплин (Берестовская Л.П., Бочкарева Г. А., То-машева А.Г.) — педагогического руководства самовоспитанием студентов (Ибрагимов X., Тарасенко М.И.) — условий формирования профессионально значимых ориентаций (Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В.).
В работах психологов Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна рассматривались проблемы личности, деятельности, их взаимовлияния в процессе формирования направленности. Соответствие профессиональной направленности деятельности и индивидуально-типологических особенностей изучалось Е. А. Климовым, Н. Н. Чистяковым, С. Н. Чистяковой и др.
Развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру человека, созданием образовательной среды, способствующей творческой самоактуализации личности. В этой связи особую значимость имеют работы о закономерностях педагогического процесса в высшей школе, технологиях обучения и воспитания студентов (А.А. Вербицкий, И. А. Зимняя, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, В.Д. Шадриков). В педагогической литературе отмечается необходимость более глубоко и содержательно вовлекать студента в профессиональную деятельность, прогнозировать особенности его работы на основе данных об индивидуальных качествах специалиста и их проявлений в структуре учебно-профессиональной деятельности. В этом случае активность определяется тем, какие компоненты личностной сферы примут участие в регуляции поведения. Такое обучение предполагает реализацию возможностей (потенциальных способностей) индивида в профессиональной деятельности (Ларина Е.А., Подымова Л. С., Сластенин В. А., Рябцев В. К., Шеховцова Л. И. и др.).
В ряде работ изучался процесс формирования профессионально значимых качеств личности в контексте профессионального развития. Внимание исследователей было акцентировано на отдельных аспектах актуализации потенциала личности (Иванова Т.В., Кан-Калик В.А., Руденко Н. Г., др.), особенностях обучения взрослых (Маркова А.К., Кулюткин Ю.Н.), индивидуализации образования в негосударственном учебном заведении (Асташкина Н.В., Мажар Н. Е., Плигин А.А.). Плодотворно изучаются проблемы профессионального обучения в высшей школе (Мищенко Л.И., Реан А. А., Сластенин В. А., Сухобская Г. С.), внедрения новых информационных технологий и развития идеи открытого образования (Тихонов А.Н., Тихомиров В. П. и их исследовательские группы), получения профессионального образования в вузе (Гладких З.И., Подымова Л. С., Сорокина Н. Д., Шуклина Е. А., Юпитов А. В., Якунин В.А.).
Решение проблемы развития учебно-профессиональной деятельности студентов становится особенно актуальным в плане подготовки профессионалов новой формации. В связи с возрастанием запросов населения на качественное образование и появлением новых типов учебных заведений встает вопрос: отличаются ли общие подходы к образованию в государственных и негосударственных вузах, существует ли специфика педагогической деятельности преподавателей и какими путями идет развитие учебно-профессиональной деятельности студентов негосударственных учебных заведений? После коренных экономических и политических реформ, качественно изменивших Россию, общество поставлено перед проблемой переустройства системы образования, которая, оказавшись в жестких условиях выживания, испытывает необходимость в новом самоопределении.
Причины экономического характера обусловливают появление негосударственных учебных заведений в качестве альтернативы государственной монополии на образование. Деятельность этого нового общественного института, сохраняя сущностные характеристики традиционной системы, отличается экономическими, педагогическими, психологическими и другими особенностями и установками.
Существовавшая ранее система образования была ориентирована на овладение новыми знаниями и стандартными решениями. Однако в новых экономических и социальных условиях знания в традиционном понимании утрачивают свой смысл, в качестве приоритетных целей подготовки выступает учебная деятельность и профессионально-личностные качества, определяющие образ жизни, культуру, интеллектуальное развитие специалиста.
Недостаточная разработанность вопроса об учебно-профессиональной деятельности студентов негосударственных образовательных учреждений определила выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы основные тенденции развития учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе их обучения в условиях негосударственного вуза. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является профессиональная подготовка специалистов в высшей школе, а предметом — процесс развития учебно-профессиональной деятельности студентов в негосударственных образовательных учреждениях (НОУ).
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность учебно-профессиональной деятельности студентов.
2. Определить особенности развития негосударственных образовательных учреждений.
3. Выявить основные тенденции развития учебно-профессиональной деятельности студентов негосударственных образовательных учреждений.
4. Определить совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие учебно-профессиональной деятельности студентов негосударственных учебных заведений.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что учебно-профессиональную деятельность студентов негосударственных образовательных учреждений (НОУ) можно в существенной мере развивать в процессе применения специальных технологий развития личности, создания инновационно-творческой образовательной среды, усиления профессиональной мотивации, овладения способами самоуправления и самообразования, создания атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии о дея-тельностной и творческой природе человека, личностно-деятельностного подхода к обучениюпринципы гуманистической педагогики и психологии, рассматривающие человека как высшую ценность и самоцель общественного развития.
Определяющее значение в концептуальном плане имели теории, раскрывающие сущность деятельностного, личностного и системного подходов, разработанные Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, С. Л. Рубинштейномконцепции обучения в высшей школе (А.А. Вербицкий, Т. В. Габай, Г. Е. Залесский, Ю. Н. Кулюткин, С.Д. Смирнов), концепции профессиональной мотивации и самоопределения личности (В.Г. Асеев, P.P. Биб-рих, И. А. Васильев, И. И. Вартанова, В. К. Вилюнас, А. К. Маркова, Ю.М. Орлов), характеристика современной парадигмы образования (А.П. Валицкая, Б. С. Гершунский, Л. Ф. Греханкина, В. П. Зинченко, Н. Е. Мажар, Л.С. Поды-мова, В. М. Полонский, В. А. Сластенин и др.).
Ведущей идеей теоретической концепции исследования является целостное развитие компонентов учебно-профессиональной деятельности, способствующих эффективному профессиональному становлению личности будущего специалиста.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, изучение продуктов учебной деятельности студентоввключенное наблюдение, экспертная оценка, самооценка, беседа, анкетирование, тестирование, педагогических экспериментстатистические, математические и графические методы обработки результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования были Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса (МЭБИК) и Курская государственная сельскохозяйственная академия (КГСХА). Основная экспериментальная работа осуществлялась в МЭБИК. Исследованием были охвачены студенты заочного отделения экономических факультетов обоих вузов, студенты очного отделения МЭБИК, преподаватели — всего более 800 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На 1 этапе (1997;1998) были проанализированы литературные источники, определен научный аппарат исследования, уточнено содержание понятий «учебно-профессиональная деятельность», «личностно-профессиональное развитие», «мотивация профессионального обучения в вузе» и др.- намечены программа и методика эмпирической проверки гипотезыопределена база опытно-экспериментальной работы, осуществлены первичные наблюдения, их анализ и обобщение.
Второй этап (1998;2000) связан с изучением мотивации получения высшего образования, измерением показателей развития навыков самообразования, моделированием и реализацией психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие учебно-профессиональной деятельности студентов.
На третьем этапе (2000;2001) осуществлено исследование развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности, их самоактуализации в процессе профессиональной подготовки при помощи разработанной компьютерной программы. Проведен анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, сформулированы основные теоретические выводы и практические рекомендации, завершено литературное и графическое оформление диссертации.
Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:
1. Определены сущностные характеристики учебно-профессиональной деятельности студентов, особенности ее развития у студентов негосударственных образовательных учреждений.
2. Проанализирована деятельность негосударственных учебных заведений, определена степень ее эффективности, выделены проблемы и намечены возможные лути их решения.
3. Определены основные тенденции и психолого-педагогические условия, способствующие развитию учебно-профессиональной деятельности в системе высшего профессионального образования.
4. Апробирован блок диагностических методик для изучения развития мотивации, самоуправления, самообразования и личностных качеств студентов как показателей уровня развития их учебно-профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для использования в учебном процессе вуза основных материалов с целью повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов нового поколения. Материалы диссертации использованы при разработке вводных и обобщающих курсов дисциплин, лекций, а также семинаров и практических занятий по психолого-педагогическим наукамв научно-исследовательской работе студентов, в процессе самообразования и самовоспитания.
Достоверность и надежность научных результатов обеспечены методологической и теоретической обоснованностью исходных параметров исследования, связанных с субъектно-деятельностным и индивидуально-творческим подходами к решению поставленной проблемыприменением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачам и логике исследования, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных, репрезентативностью объема выборок.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Структура учебно-профессиональной деятельности студентов характеризуется содержательным единством мотивационно-смыслового (цели, потребности, мотивы), собственно деятельностного (учебная ситуация на основе самостоятельных учебных действий при решении учебных задач), контрольно-оценочного (контроль и оценка, переходящие в самоконтроль и самооценку) компонентов.
2. Возникновение и развитие негосударственных учебных заведений было вызвано объективно сложившимися на определенном этапе развития общества и образования противоречиями между:
— наличием инновационных подходов к обучению в высшей школе и невозможностью и|х оперативного внедрения в рамках академического образования;
— необходимостью обновлять и наращивать материально-техническую базу вузов и недостаточным бюджетным финансированием;
— повышением спроса населения на различные виды образовательных услуг и невозможностью государственной политики в области образования своевременно реагировать на эти запросы;
— необходимостью создания «рынка дипломов» и государственной монополией на образование;
— возможностью применять новые формы обучения педагогами, находящимися в инновационном поиске, и отсутствием системы оценки качества труда и материального стимулирования профессионального совершенствования преподавателей высшей школы.
3. Основные тенденции развития учебно-профессиональной деятельности студентов негосударственных учебных заведений определяются: удовлетворением образовательных запросов обучающихся и наличием значимых критериев профессионализации на ранних этапах обучения студентовведущим видом учебно-профессиональной мотивацииизменением состава и соотношения личностных показателей учебно-профессиональной деятельности студентов НОУвыраженностью субъектной позиции студентаособенностями социальной ситуации развития.
4. Развитие учебно-профессиональной деятельности студентов НОУ характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность проявляется в наличии кризисов в отношении к учебно-профессиональной деятельности. Гетерохронность выражается в разновременности развития структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности, в различной скорости и глубине их образования, в несовпадении динамики развития.
5. Психолого-педагогические условия развития учебно-профессиональной деятельности студентов в негосударственном вузе определяются: формированием мотивационно-ценностного отношения к выбранной профессии, применением гибких графиков учебного процесса, использованием индивидуальных и активных форм, созданием в институте рефлексивной среды, обстановки сотрудничества и сотворчества, сочетанием традиционных и инновационных форм и методов обучения, развитием навыков самообразования путем специально организованной педагогической деятельности преподавателей, приобретением опыта профессиональной деятельности при решении производственных проблем, формированием способностей адекватной самооценки, самоанализа учебной деятельности, возможностью профессионального роста и комплексного развития личностных качеств студентов в процессе освоения учебно-профессиональной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи работы получили одобрение на Всероссийской научно-практической конференции «Социальные и педагогические технологии в системе образования» (октябрь 1998 г., Белгород), Всероссийских научно-практических конференциях «Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и проблемы современного и образования» (февраль 1999 г., Курск) и «Принципы народности и православия в педагогической системе К. Д. Ушинского и развитие современного образования» (февраль 2001 г., Курск). С докладами и сообщениями соискатель выступал на методических семинарах и совещаниях по вопросам совершенствования профессионального образования. Готовится к публикации статья в коллективной монографии «Современное состояние и перспективы развития негосударственной системы образования России» .
Диссертация выполнена на кафедре педагогики начального образования Курского государственного педагогического университета.
Структура диссертации отражает логику, содержание научного поиска и результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Выводы по 2 главе.
При изучении мотивов получения высшего образования мы отметили, что для первокурсников важны мотивы социально-статусного характера (получение диплома, карьерный рост), по мере обучения в негосударственном вузе студенты замещают названные мотивы мотивами профессионально-личностного плана (развитие способностей, желание углубиться в интересующую область знания). За время обучения студенты развивают профессиональные и организаторские способности, творческие наклонности. заинтересовываются избранной специальностью в ходе применения в учебном процессе проблемных и творческих заданий, активных форм организации учебных занятий, осознают значимость совместной с преподавателями и профессионалами деятельности, коллективного анализа результатов обучения, необходимость дальнейшего самообразования и повышения профессиональной квалификации.
В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены условия эффективного развития учебно-профессиональной деятельности студентов негосударственного учебного заведения, к которым можно отнести следующие: психодиагностика готовности студента к восприятию высшего образования и профессиональному обучениюсоздание рефлексивной среды, включение студентов в ситуации, требующие многовариантного решения, а также моделирующие возможные нестандартные производственные ситуациисоотнесенность учебно-профессиональной деятельности с реальной практикой профессиональной работыиспользование коллективных форм деятельности, в которых благодаря групповой апперцепции происходит коррекция индивидуальных способов работы, а также усвоение профессиональных эталонов и образцовснятие психологических барьеров у студентов при самоанализе своей учебно-профессиональной деятельности, организация переосмысления прошлого опытамотивационно-ценностное отношение к профессиональному выбору, адекватной личностной и профессиональной самооценки, самоконтроля и саморегуляции собственных действий и психических состоянийвключение студентов в поисково-исследовательскую деятельность.
Исследование комплексного развития личности в процессе ее профессионализации показало, что при обучении в вузе студенты становятся более компетентны в своей профессии, и они связывают эту компетентность с общим жизненным успехом. Создание обстановки сотрудничества, способствующей раскрытию и развитию личности студента, поддержание общего положительного эмоционального фона в институте помогают студентам обрести уверенность в своих силах и способностях, дают «толчок» к новым шагам по пути личностного развития каждого обучающегося.
Заключение
.
Выполненное экспериментальное исследование по проблеме развития учебно-профессиональной деятельности студентов подтвердило ее актуальность. Потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, недостаточная компетентность персонала с большим стажем работы в различных сферах общественного производства ставят с необходимостью вопрос о создании целостной ситуации развития учебно-профессиональной деятельности студентов в учебных заведениях нового типа, предоставляющих образовательные услуги, отвечающие запросам и требованиям современного общества.
Экономика, ориентированная на высокоточные технологии, интенсивное использование современных информационных сетей, возникновение новых отраслей производства, увеличивающаяся в труде доля организационных функций говорят о необходимости подготовки специалистов с новыми личностными качествами, понимающих ценность своего образования, умеющих не только адаптироваться к новым условиям, но и постоянно, проявляя собственную активность, повышать уровень своих знаний, уметь адекватно оценивать свои и чужие поступки, развивать свой творческий потенциал.
Профессиональная подготовка специалиста в вузе включает в себя формирование целого ряда профессиональных качеств. Основой профессиональной подготовки является уровень знаний специалиста, свидетельствующий о мере усвоения ранее накопленного и социально зафиксированного опыта в рамках данной профессии. Но это не просто сумма общепрофессиональных и специальных знаний, это система, включающая знание методических и методологических основ их получения и практического применения. Эти знания являются базовыми для формирования такого качества специалиста, как способность к самостоятельному овладению указанной системой знаний. Кроме того, важнейшим качеством специалиста является способность реализовать полученную систему знаний в практической деятельности [123,с.42].
В негосударственных вузах решение задачи подготовки профессионалов базируется на применении гибких моделей организации учебного процесса, включающих возможность создания индивидуальных программ обучения и осуществление учебного процесса на их основеформирование гибкой системы расписания и построение его исходя из принципа блочно-психологического погружения студента в предметвсесторонний охват всех аспектов подготовки специалиста учебно-научно-производственным комплексом факультета при включении в систему непрерывного образованиясоздание системы методического обеспечения самостоятельной работы студентовоптимизацию студенческого самоуправления как фактора активизации личности студента в контексте профессиональной подготовки. Опыт доказал, что самоуправление должно выходить на уровень со-управления, ведущего к сотворчеству студента и педагога. Творческое со-управление учебно-познавательной и профессионально-созидательной деятельностью — это своеобразное партнерство в коллективе вузаформирование разновозрастных творческих коллективов, в которые входят и первокурсники, и старшекурсники, и молодые преподаватели, и ученые, и даже школьники, объединившиеся для решения интересной общей проблемы.
При проектировании целостной ситуации развития учебно-профессиональной деятельности студентов негосударственных учебных заведений мы исходили из того, что в современных условиях отчетливо проявляется нестабильность в различных социальных институтах, включая образование. Резкая поляризация социальной структуры вследствие быстрой социальной дифференциации, отсутствие общенациональной идеи способствуют дезинтеграции российского общества и отрицательно сказываются на формировании нового поколения специалистов, и задача качественной профессиональной подготовки современных работников является наиболее актуальной для всей системы высшего профессионального образования. По мнению В. П. Зинченко, «наше образование было готово к переменам, и поэтому оно с благодарностью приняло реформу и само стало искать., как употребить полученную свободу» [54, с. 15]. Подготовка квалифицированных кадров в негосударственном учебном заведении отличается прежде всего включением молодого человека в систему профессионального обучения в рамках концепции непрерывного образования. Организационная структура негосударственного образовательного учреждения представлена взаимосвязанными блоками, включающими профориентаци-онную работу со школьниками, адаптационную работу с первокурсниками, работу по формированию профессиональных мотивов и профессионально значимых качеств у студентов в процессе обучения, работу по дальнейшему профессиональному обучению и повышению квалификации выпускников и работающих специалистов.
Диагностика результатов комплексного исследования личностных качеств студентов негосударственных учебных заведений показала неравномерность и гетерохронность в отношении к учебно-профессиональной деятельности, которые выражаются в разновременности развития структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности, в различной скорости и глубине их образования, несовпадении динамики развития и появлении кризисов в процессе обучения в вузе.
На каждом этапе работы с различными возрастными группами ведется диагностика промежуточных результатов развития мотивационно-смысловой сферы, уровня сформированности навыков самообразования, способности самоконтролирования и самооценивания собственных достижений с последующим изучением и анализом общего развития личностных качеств.
Проведенное нами исследование позволило решить все поставленные задачи, в основном подтвердило выдвинутое нами предположение, что дает основание говорить о необходимости целенаправленной и систематической работы по развитию учебно-профессиональной деятельности студентов.
Анализ полученных результатов исследований позволяет наметить ряд перспективных линий дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки студентов в негосударственном вузе:
— повышение кадрового потенциала преподавателей;
— совершенствование их общей педагогической культуры через систему курсов повышения квалификации и семинаров;
— широкое внедрение системы диагностики профессиональной со-рнентированности абитуриентов при поступлении в вуз;
— разработка блока психодиагностических методик с целью развития самопознания студентов;
— усиление инновационного компонента содержания образования через привлечение молодых преподавателей, находящихся в творческом поиске;
— расширение системы факультативных занятий, спецкурсов по саморазвитию личности каждого студента.
Мы полагаем, что осуществление описанных перспектив будет способствовать развитию учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов в стенах учреждения инновационного типа — негосударственного учебного заведения.
Стоит лишь запечатать письмо, как в голову приходят свежие мысли.
Законы Мэрфи (закон письма).