Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Маркетинговые исследования деятельности предприятий на рынке молока и молочной продукции Кировской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Агропромышленная политика сегодня направлена на то, чтобы сделать ее высоко эффективной и существенно повысить надежность обеспечения страна продуктами сельского хозяйства, улучшить ее качество. Животноводство в составе агропромышленного комплекса занимает значительный удельный вес в производстве совокупной продукции сельского хозяйства. Молочное скотоводство является, как правило, более… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические аспекты организации маркетинговых исследований
    • 1. 1. Экономическое содержание понятия маркетинговые исследования
    • 1. 2. Система маркетинговых исследований: процедуры и методические основы исследования
    • 1. 3. Особенности функционально — стоимостного анализа затрат на маркетинговые исследования
    • 1. 4. Современное состояние российского рынка молочной продукции
  • 2. Состояние и развитие рынка молока и молочной продукции Кировской области
    • 2. 1. Организационная структура рынка молочной продукции
    • 2. 2. Экономические факторы формирования рынка
    • 2. 3. Маркетинговые исследования поведения потребителей на рынке молока и молочной продукции Кировской области
    • 2. 4. Функционально — стоимостной анализ затрат на маркетинговые исследования
  • 3. Маркетинговые исследования деятельности предприятий на рынке молока и молочной продукции
    • 3. 1. Создание организационного механизма функционирования службы маркетинга на предприятии
    • 3. 2. Технология проведения маркетинговых исследований потенциальных возможностей предприятия
    • 3. 3. Методика конкурентного анализа рынка
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Маркетинговые исследования деятельности предприятий на рынке молока и молочной продукции Кировской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепция маркетинга рассматривает производство и сбыт как единое целое. Во главе угла — анализ рынка, а производство ориентируется на результаты этого анализа. В качестве главной цели любого вида деятельности наряду с прибылью выступает удовлетворение потребительского спроса. Особенно это относится к аграрному сектору экономики, так как продукты питания были, есть и будут первой жизненной потребностью.

Накапливающийся опыт рыночной деятельности российских товаропроизводителей показывает, что без проведения маркетинговых исследований в настоящее время невозможно правильно решить проблему сбыта не только на внешнем рынке, но и на внутреннем рынке. Такие исследования позволяют находить наиболее перспективные целевые рынки, оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции и вовремя приспосабливать их к меняющимся требованиям рынка, повышать эффективность производственно-сбытовой деятельности, совершенствовать формы и методы продажи и т. п.

Проведение маркетинговых исследований стало реальной потребностью и прочно вошло в практику хозяйственной деятельности фирм. Глубина и направленность исследований зависит в значительной степени от характера деятельности фирмы, выпускаемой ее продукции, производственного профиля фирмы, размеров капитала, уровня доходов.

Агропромышленная политика сегодня направлена на то, чтобы сделать ее высоко эффективной и существенно повысить надежность обеспечения страна продуктами сельского хозяйства, улучшить ее качество. Животноводство в составе агропромышленного комплекса занимает значительный удельный вес в производстве совокупной продукции сельского хозяйства. Молочное скотоводство является, как правило, более производительной отраслью. Задачей сельского хозяйства является систематическое производство необходимого количества и соответствующего качества молока для обеспечения населения, а также промышленность соответствующим сырьем. Поэтому уровень его развития во многом определяет продовольственную независимость государства и социально — экономическую стабильность общества.

Теоретическая и практическая значимость проблемы проведения маркетинговых исследований, недостаточная ее проработанность в современных условиях предопределили актуальность исследования.

Различные аспекты проблемы маркетинговых исследований нашли свое отражение в трудах ученых-экономистов: Азоева Г. Л., Алексунина В. А., Багие-ва Г. Л., Басовского Л. Е., Беляевского И. К., Герчиковой И. Н., Гилбера А. Черчилля, Голубкова Е. П., Гончарова В. Д., Дитхла Е., Хершгена X., Завгородней А. В., Ямпольской Д. О., Завьялова П. С., Котлера Ф., Ламбена Ж. Ж., Малхотры, Нереш К., Уткина Э. А., Эриашвили Н. Д., Немчинина A.M., Панкрухина А. П., Токарева Б. Е., Беспятых В. И., Бурцевой Т. А. и других.

Общие вопросы организации и проведения функционально-стоимостного анализа нашли отражение в работах: Чумаченко Н. Г., Дектярева В. М., Игумнова Ю. С., Фатхутдинова Р. А., Горловой Л. И., Крыжановской Е. П., Ковригина П. Н., Малича В. А., Карпунина М. Р., Майданчика Б. И., Бриля А. Р. и других.

Однако развитие рыночной экономики требует продолжения теоретического осмысления и практической реализации новых задач, связанных с проведением маркетинговых исследований.

Цель настоящего исследования заключается в изучении основных элементов маркетинговых исследований и в разработке технологии исследования потенциальных возможностей предприятия. В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

— исследовать экономическое содержание понятия «маркетинговые исследования» и технологию их проведения;

— провести анализ современного уровня и тенденций развития производства, переработки и реализации молока и молочной продукции в Кировской области;

— провести маркетинговые исследования поведения потребителей на рынке;

— определить методические подходы к расчету численности работников службы маркетинга на предприятии от различных факторов;

— разработать технологию проведения маркетинговых исследований потенциальных возможностей предприятия;

— определить особенности и провести функционально — стоимостной анализ затрат на маркетинговые исследования;

— усовершенствовать методику построения конкурентной карты для рынка молока и молочной продукции.

Предметом исследования является маркетинговая деятельность предприятий на рынке, а также рыночные процессы и явления, связанные с ней. Объектом исследования является совокупность молокоперерабатывающих предприятий Кировской области.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания. Теоретической базой послужили труды классиков экономической науки, работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а так же законодательные акты и решения Правительства РФ. Источниками информации послужили материалы Госкомстата РФ и Кировской области, данные годовых отчетов предприятий, справочная и нормативная литература. Кроме того, автор использовал данные собственных исследований, проведения наблюдений, изучения рекламных и информационных сообщений в периодической печати.

В диссертационной работе применялись монографический, экономико-статистический, аналитический и экономико-математический методы исследования, методы маркетинговых исследований, личные наблюдения автора и др. Научная новизна работы состоит в следующем:

— уточнено определение маркетинговых исследований как элемента комплекса маркетинга;

— определены и обоснованы основные элементы технологии проведения маркетинговых исследований потенциальных возможностей предприятия;

— стоимость маркетинговых исследований рассмотрена с точки зрения функциональной значимости каждой составляющей, что позволяет существенно снизить затраты на их проведение;

— выявлены факторы, определяющие численность работников службы маркетинга и обосновано их существенное влияние;

— дополнена методика диагностики конкурентной среды рынка, что позволяет использовать ее и для неоднородной совокупности признаков.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке технологии проведения маркетингового исследования потенциальных возможностей предприятия.

Практическая значимость состоит в том, что в диссертации усовершенствована методика диагностики конкурентной среды рынка на примере рынка молока и молочной продукции Кировской области, что может быть использовано на практике и будет способствовать более точному определению положения предприятия на рынке. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции и проведению маркетинговых исследований могут быть использованы в лекциях и семинарских занятиях по курсам «Управление сельскохозяйственным производством», «Маркетинг», «Маркетинговые исследования», «Маркетинговый анализ предприятия», «Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия», «Статистика рынка товаров и услуг» в средних и высших учебных заведениях.

Представленные в диссертации результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-практической конференции сотрудников экономического факультета Вятской ГСХА «Модернизация производственно-экономических отношений в АПК», 2003 г.- на теоретическом семинаре аспирантов и молодых ученых в Вятской ГСХА в 2003 г.- на региональной научнопрактической конференции «Эффективное управление региональной экономикой: организационно-законодательные и социально — экономические аспекты «г. Киров, 2003 г.

По материалам исследований опубликовано 5 научных работ.

1. Маркетинговые исследования являются инструментом, с помощью кото рого существенно снижается риск предпринимательства и возрастает качество решения задач потребителя. Учитывая существующие подходы к определению понятия маркетинговые исследования, считаем, что маркетинговые исследова ния следует понимать как средство маркетинга, важный элемент комплекса маркетинга, необходимый для эффективной маркетинговой деятельности и разработки долгосрочных стратегий предприятия.2. Одним из основных направлений маркетинговых исследований является изучение рынка. Обобщив мнения отечественных и зарубежных специалистов, автор пришел к выводу, что с точки зрения организации, рынок следует рас сматривать как совокупность рынков сырья, производства молока и молочной продукции, а также рынков сбыта продукции. Основными экономическими факторами формирования рынка являются цена, спрос и предложение, конку ренция.3. За 2000;2002 гг. наблюдается увеличение производства молока в хозяйст вах Кировской области, что обусловлено улучшением качества кормовой базы и ростом продуктивности коров. Наибольшую долю в структуре производите лей занимают сельскохозяйственные предприятия. В последние время многие производители стали осваивать процесс дальнейшей переработки молока (ФГУП Учхоз «Чистые пруды» ВГСХА, ЗАО «Агрокомбинатплемзавод Крас ногорский» и др.).4. Сокращение производства молока в ряде районов, отсутствие рынков сбыта внутри области привело с одной стороны к закрытию ряда предприятий молокопереработки, с другой стороны — происходят интеграционные процессы. Производство масла животного за 11 лет сократилось практически в 3 раза, что связано со снижением покупательского спроса на данный вид продукции. Про изводство цельномолочной продукции снизилось на 41,7% по сравнению с уровнем 1990 г., производство сыров в 2002 г. находится на уровне 1990 г.5. Анализ стоимостных и качественных показателей товара показал, что продукция Кировского молочного комбината является наиболее конкуренто способной как по цене, так и по качеству. По наиболее значимым параметрам, таким, как вкусовые качества и качество изготовления продукции Кировский молочный комбинат оценивается значительно выше своих прямых конкурен тов. Но местным производителям стоит больше уделять внимание таким пара метрам как упаковка и дизайн упаковки.6. Для разработки эффективной стратегии маркетинга необходимо выяс нить, как потребитель осознает, какая продукция ему необходима и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Наиболее важными являются следующие направления изучения потребителей: уровень удовлетворения запросов, отношение к товару, отношение к предприятиюиз готовителю, намерение потребителей, его мотивация, поведение при покупке и принятие решения о покупке.7. Дополнительные функции и услуги маркетинга целесообразны до того момента, пока затраты на их реализацию не начинают превышать дополнитель ных доход, который они приносят. Заменив существующий способ выполнения функций более дешевыми, мы тем самым уменьшим стоимость маркетингового исследования. В результате проведенного функционально — стоимостного ана лиза стоимости маркетингового исследования было выявлено, что излишние материальные затраты были произведены в следующих случаях: расходы на получение стат. информации по регионам РФ, включая НДСоплата труда на емных работников — командировочные расходыарендная платапроцент рен табельности заказасумма налога на добавленную стоимость. Сумма выявленных резервов с учетом функциональной значимости каж дой функции варьирует от 46,9 — 58,5%.8. Для обеспечения тесного взаимодействие научного, производственного и сбытового секторов на предприятии необходимо разработать оптимальную структуру службы маркетинга. Численность работников службы маркетинга оптимально описывает модель, включающая следующие факторы: объем производства молочной продукции, удельный вес продажи продукции через собст венную торговую сеть, количество каналов продажи.9. Существует множество классификаций направлений маркетинговых ис следований. С известной мерой условности можно выделить следующие объек ты маркетинговых исследований: внутренняя и маркетинговая среда предпри ятия. При всем многообразии объектов исследования маркетинговой среды центральное место среди них занимают рынок, потребители, конкуренты и внешняя предпринимательская среда. Мы считаем, что среди направлений мар кетинговых исследований внутренней среды особо следует выделить изучение потенциальных возможностей предприятия. Для разработки правильной про граммы маркетинга должно проводиться изучение производственных, финан совых и других ресурсов предприятия в сравнении с другими производителями данной продукции, а также оцениваться эффективность деятельности предпри ятия и его конкурентов на рынке.10. Проведенное исследование показало, что ЗАО «Кировский молочный комбинат», ОАО «Сунский маслодельный завод», ОАО «Городской молочный завод» эффективно используют свои производственные и финансовые ресурсы. Следовательно, и эффективна выбранная маркетинговая стратегия. Наиболее конкурентоспособным в перспективе является ЗАО «Кировский молочный комбинат». ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов», ОАО «Городской молочный комбинат» и ЧП Мельникова (Пасеговский молокозавод) снижают свои позиции на рынке.11. Методика диагностики конкурентной среды в научной литературе осно вывается на исследовании однородных совокупностей. Однако, достаточно час то в практике встречается неоднородные явления. Поэтому более правильным, с нашей точки зрения, использовать при изучении однородной совокупности ;

«правило трех сигм" — для неоднородной — закон вариации индивидуальных зна чений признака.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  2. В.А. Маркетинг: Краткий курс. Уч.пособие. 2-е изд. — М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2001.-191с.
  3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Уч./Под общей ред. В. И. Стражева.- Мн.: Высшая школа, 1998.-398с.
  4. М.П. Маркетинг: стратегия и тактика фирмы. М.: АО «Финста-тинформ», 1995.=112с.
  5. А., Эйзен С. Статистический анализ: подход с использованием ЭВМ. Пер. с англ. М.: Мир, 1982.-488с.
  6. Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г. Л. Багиев, В.М. Тарасе-вич, X. Анн- Под общ. ред.Г. Л. Багиева. М.: ОАО «Издательство экономика», 1999.-703с.
  7. М.И., Шеремет А.Д, Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. -М.: «Финансы и кредит», 2001. -416 с.
  8. Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2000.-219с.
  9. И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 320с.Ю.Березин Н. Маркетинг сегодня. М.:1996.
  10. В.И. Управление качеством молока. Дис.. канд.эк.наук, Воронеж, 1982.
  11. В.И. Управление качеством и конкурентоспособности продукции в агропромышленном комплексе: Монография. Киров, 2000.- 214с.
  12. Т.А., Маракулина И. В. Маркетинговые исследования. Практикум. -Киров: ВГСХА, 2003. 118с.
  13. Т.А. Управление конкурентоспособностью продукции в условиях рынка. Дис.. канд.эк.наук, Киров, 1999.
  14. Т.А. Маркетинговые исследования конкурентоспособности товара. Учебное пособие. Киров: ВГСХА, 2003.- 208с.
  15. Т.А. Стратегическое планирование: Учебное пособие для вузов. -Киров: ВСЭИ, 2002.- 96с.
  16. Е.Г. Стабилизация экономики промышленных предприятий на основе разработки системы маркетинга: Дисс: канд. экон. наук. — Старый Ос-кол, 2001.-153с.
  17. М., Жуков В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал, 1998.-№ 3.- с.67−78.
  18. И.Н. Маркетинг: Организация. Технология. М.: Издательская Школа международного бизнеса МГИМО, 1990.-158с.
  19. А. Черчилль Маркетинговые исследования. СПб.: Издательство «Питер», 2000.-752с.
  20. Глазу нова И., Романова Н. Маркетинговая информация в агропромышленном комплексе // Экономист, 2000.-№ 9.-с.81−84.
  21. А.А. Маркетинг: Учеб-метод. Пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и К0″, 2000.- 212с.
  22. Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. М.: Дело, 2000.-440с.
  23. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство „Финпресс“, 1998.-416с.
  24. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство „Финпресс“, 2003.-496с.
  25. Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Издательство „Финпресс“, 1999.-656с.
  26. В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России.- М.: Финансы и статистика, 2002.-176с.
  27. В.Д. Методические основы маркетинга на перерабатывающем предприятии // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2000.-№ 5.- с. 19−22.
  28. В.Д. Методические основы маркетинга на перерабатывающем предприятии // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2000.-№ 6.- с. 16−20.
  29. Л.Ю. Методические указания по использованию экономико статистических методов в экономических исследованиях сельского хозяйства. -Киров, 1978.-105с.
  30. В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-463с.
  31. В.М. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000.-247с.
  32. Е., Хершген X. Практический маркетинг : Учеб. пособие / Пер. с нем. A.M. Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк.: ИНФРА-М, 1996.-255с.
  33. JI.B., Никифорова Н. А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: Дело и сервис, 2001.-304с.
  34. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 1999.- 480 с.
  35. О.В. Финансовый анализ. М.: Бух. учет, 1999.-352с.
  36. Жехов, А Российский рынок молочных продуктов // Экономика сельского хозяйства России.- 2001.-№ 7.-с. 37.40.3авгородняя А.В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. СПб.: Питер, 2002.- 352с.: ил.
  37. П.С. Маркетинг в схемах и рисунках, таблицах: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2001.-496с.
  38. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. ~М.: Международные отношения, 1998.-415с.
  39. З.М. Теория экономического анализа. Курс лекций.- М.: Финансы и статистика, 2002.-192с.44.3ахарченко В.П., Кузьмина Т. С. Маркетинг региональных рынков пищевых продуктов // Молочная промышленность, 2001.- № 6.-с. 18−23.
  40. Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учеб. пособие / Под. ред.И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997.-160 с.
  41. В.Г., Дойков В. В. Молочная индустрия России на рубеже третьего тысячелетия // Молочная промышленность, 2002.-№ 3−4.-с.32−36.
  42. А.А. От производителя к потребителю //Молочная промышленность, 2002.-№ 3−4.-с.132−136.
  43. М.Р., Майданчик Б. И. Функционально-стоимостной анализ в отраслевом управлении эффективностью .- М.: Экономика, 1983.-200с.
  44. Г. М., Камышанов Я. Т., Тихонова Н. А., Петрова И. В. Пути выхода молочной отрасли из кризисного состояния // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2000.-N» 1.-е.35−37.
  45. Кировская область в 2000 году: Статистический ежегодник в 3 ч. 4.2: Экономика / Госкомстат России, Киров, обл. ком. гос. статистики- Редкол.: Н.И. зорин, В. В. Алалыкин, В. А. Зырин и др. Киров:. Киров, обл. ком. гос. статистики, 2001. — 221 с.
  46. Кировская область: Ваши деловые партнеры. Киров, 2002.-112с.
  47. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2000.-512с.
  48. П.Н., Малич В. А., Курганов А. Ф. Функционально -стоимостной анализ: Учебное пособие. Л.:ЛФЭИ, 1987.- 74с.
  49. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер кол., 1999. — 896с.
  50. Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс/ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001.-496с.: ил.
  51. Ф. Основы маркетинга: Пер. с анг. М.: «Ростинтер», 1996.-704с.
  52. .Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. СПб: Наука, 1996. — 589с.
  53. Н.П., Лещева В.Б, Сучков Е. А. Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс / Под ред. Проф. Н. П. Любу шина. М.: Юристъ, 2002.-480с.
  54. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Уч. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-471с.
  55. Малхотра, Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е изд.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.- 960с.
  56. Маркетинг / Под ред. проф. Уткина Э.А.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.-320с.
  57. Маркетинг в АПК / Г. П. Абрамова, М. М. Жигалин, Е. И. Семенова и др.- Под ред. Г. П. Абрамовой. М.: Колос, 1997.-240с.: ил.
  58. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для ВУЗов / Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-255с.
  59. Маркетинг. Учеб. пособие / Под ред. A.M. Немчинина, Д. В. Минаева. СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001.- 512с.- ил.
  60. Маркетинг: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес школа Интел-Синтез», 2000.-640с.
  61. Маркетинг: Учебник/ А. Н. Романов, Ю. Ю. Кормогов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.- 560с.:ил.
  62. Т.Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг.- СПб: Питер, 2002. -400с.
  63. Методические рекомендации по маркетинговым исследованиям. М.: ИН-ФРА-М, 1993.-50с.
  64. Н.А. Прикладной маркетинг: Учеб пособие для вузов. -М.-ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-272с.
  65. JI.H. Моделирование экономических и технологических процессов в сельском хозяйстве с помощью функциональных, экономико-статистических и балансовых моделей. Киров, 2002.-102с.
  66. JI.H. Оптимизация производственной структуры предприятия.- Киров, 2002.- 50с.
  67. Население и хозяйство Кировской области /Под ред. Г. М. Алалыкиной, А. Г. Шурыгиной .- Киров, 1997.- 256с.
  68. А.С. Оценка основных показателей работы крупных средних предприятий пищевой промышленности Российской Федерации за последние годы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2000.-№ 7.-с. 36−38
  69. Общая теория статистики: Учебник / A. J1. Боярский, J1. J1. Викторова, A.M. Гольдберг и др.- Под ред. A.M. Гольдберга, B.C. Козлова. М.: Финансы и статистика, 1985.-367с.
  70. Общая теория статистики: Учебник / Г. С. Кильдишев, В. Е. Овсиенко, П. М. Рабинович, Т. В. Рябушкин.- М.: Статистика, 1980.-426с.
  71. Организация функционально-стоимостного анализа на предприятии / Л. И. Горлова, Е. П. Крыжановская, В. В. Муравская и др. М.: Финансы и статистика, 1982.-128с.
  72. Основные итоги социально экономического развития области в январе -декабре 2002 года // Товар — деньги — товар, 2003.-№ 5.-с. 29−32.
  73. А.П. Маркетинг: Учебник. -М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1999.-398с.
  74. И.Я., Чужинов П. И. экономика сельскохозяйственного производства.- Алма-Ата: Кайнар, 1992.-560с.
  75. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: «Ось -89», 1997.-80с.
  76. А. Исследования рынка мясокопченостей и колбасных изделий // Товар- деньги товар, 2001.-№ 34.-с.26−27.
  77. В., Андрюшенко С., Беруков А., Видро В. Формирование маркетинговой стратегии сельскохозяйственного предприятия// АПК: экономика и управление, 2001.- № 5.- с.30−36.
  78. В.Н. Основы маркетинга : Учеб. пособие / Похабов В. Н., Тарелко В.В.-Мн.: Выш.шк., 2001.-271с.
  79. Практикум по общей теории статистики и сельскохозяйственной статистике: Учеб. Пособие / А. П. Зинченко. С. С. Сергеев, И. Д. Политова и др.- Под ред. А. П. Зинченко. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1988.-328с.
  80. Практикум по проведению маркетинга. Как внедрять маркетинг на малых и средних предприятиях/ Сост: Проект Тасис по распределению технической информации. Люксембург: Офис официальных изданий Европейского сообщества, 1996.-44с.
  81. Применение корреляционно — регрессионных моделей в изучении динамики резервов сельскохозяйственного производства. Записки Ленинградского ордена трудового красного знамени сельскохозяйственного института. Ленинград — Пушкин, 1974.-Том 246.- с. 69.
  82. .В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-360с.
  83. С.В. Маркетинговые исследования на мебельных предприятиях. Дисс: канд. экон.наук. Москва, 1999.-176с.
  84. Н.Н. Общая теория статистики: Учебник для студ. экон. спец. вузов.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 1984.-343 с.
  85. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: ООО «Новое знание», 1999.- 688с.
  86. Сельскохозяйственные рынки / В. В. Шайкин, Р. Г. Ахметов, Н. Я Коваленко и др.- М.: Колос, 2001.-264с.
  87. В.Н. Молочная промышленность в России в цифрах // Молочная промышленность, 2002.- № 3−4.- с. 97−108.
  88. В.Н. Пищевая и перерабатывающая промышленность России (19 902 000гг.) импорт, производство //Молочная промышленность.-2001.-№ 7−9.
  89. В.Н. Пищевая и перерабатывающая промышленность России // Молочная промышленность, 2001.- № 8.- с.6−9.
  90. Н.Е. Методы анализа рынка. Учебное пособие. М.: Экспертное бюро, 2000.-128с.
  91. А.А. Система показателей оценки экономической эффективности деятельности предприятия // Экономический анализ: теория и практика, 2003.-№ 6,-с. 10−17.
  92. Социально-экономическое положение Кировской области в январе декабре 2002 г.: Доклад. — Киров:. Киров, обл. ком. гос. статистики, 2003. — 173 с.
  93. Социально-экономическое положение Кировской области в январе декабре 2002 г.: Дополнение № 1 к докладу. — Киров:. Киров, обл. ком. гос. статистики, 2003. — 83 с.
  94. Социально-экономическое положение Кировской области в январе декабре 2001 г.: Докл. / Госкомстат России, Киров, обл. ком. гос. статистики. -Киров:. Киров, обл. ком. гос. статистики, 2002. — 201 е.: ил.
  95. Социально-экономическое положение Кировской области в январе декабре 2001 г.: Доп. № 1 к докладу / Госкомстат России, Киров, обл. ком. гос. статистики. — Киров:. Киров, обл. ком. гос. статистики, 2002. — 71 с.
  96. Социально-экономическое положение Кировской области в январе декабре 1999 г.: Докл. / Госкомстат России, Киров, обл. ком. гос. статистики. -Киров:. Киров, обл. ком. гос. статистики, 2000. — 208 с.
  97. Социально-экономическое положение Кировской области в январе декабре 1997 г.: Докл. / Госкомстат России, Киров, обл. ком. гос. статистики. -Киров: Облкомстат, 1998. — 196с.
  98. И.П. Общая теория статистики. Учеб пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп.- М., «Статистика», 1978.-392с.
  99. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб./ В. В. Осмоловский, Л. И. Кравченко, Н. А. Русак и др.- Под общ. ред. В. В. Осмоловского. Мн.: Новое знание, 2001.- 318с.
  100. Н.Е., Кожаев Ю. П. Маркетинг: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. -352с.
  101. .Е. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие для вузов по специальности «Маркетинг».- М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2001.-112с.
  102. О. Историческая эволюция и новые ориентиры развития маркетинга // Российский экономический журнал, 2001 .-№ 2.-с.59−68.
  103. Е.Б. Состояние основных отраслей АПК в 2001 году и продовольственная безопасность России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2002.-№ 5.-с.14 -16.
  104. Управление затратами на предприятии: Учебник / В. Г. Лебедев, Т. Г. Гроздова, В. П. Кустарев и др.- Под общ. ред. Г. А. Краюхина.- СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000.- 277с.
  105. Р.А. Функционально-стоимостной анализ эффективности производства .- Краснодар: Кн. Изд-во, 1983.-159с.
  106. В.П., Федько Н. Г., Шапор О. А. Основы маркетинга. Серия «Учебники, учебн. пособия». Ростов Н/Д: Феникс, 2001.-512с.
  107. Е.М., Красюк И. Н. Маркетинг: теория и практика: Учеб. пособие.- М.: Высш. шк., 1993.-80с.:ил.
  108. Функционально стоимостной анализ / Н. Г. Чумаченко, В. М. Дектярева, Ю. С. Игумнов.- К.: Вища шк., Головное изд-во, 1985.-223с.
  109. В.П. Основы маркетинга. М.: «Издательство ПРИОР», 1999.-160с.
  110. В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М. И. Баканова.- М.: Финансы и статистика, 2001.-320с.: ил.
  111. Г. Об эволюции понятия «маркетинг»// Российский экономический журнал.-1997.-№ 11−12.-С.53−55.
  112. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: Бух. учет, 1999.-208с.
  113. Экономика предприятия Учебник для вузов / Под ред. Ф. К. Беа. Э. Дитх-ла, М. Швайтцера. Пер. с нем. М.: ИНФРА-М, 1999.-928с.
  114. Экономический анализ. Уч. для вузов/ Под ред. JI.T. Гиляровской. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-527с.
  115. С., Китова Е. Управление маркетингом// АПК: экономика и управление, 1994.- № 4.- с. 26−29.
  116. Кировская область в 2002 году: Статистический ежегодник. 4.2: Экономика-Киров:. Киров, обл. ком. гос. статистики, 2003. 236 с.
  117. Кировская область в 2002 году: Статистический ежегодник в 3 ч. 4.1: Население и социальная сфера Киров:. Киров, обл. ком. гос. статистики, 2003 — 136 с.
Заполнить форму текущей работой