Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Выявление и оценка управленческого потенциала молодых менеджеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Разработанная научно-методическая база позволяет: выявлять одаренных юношей и девушек в области управления на этапе общего и начального профессионального образования и планомерно готовить в вузах из их числа специалистов по направлениям менеджментапроводить целенаправленный отбор менеджеров среди молодых специалистов организаций и готовить профессиональных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ 9 ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
    • 1. 1. Анализ исследований по оценке человеческого потенциала мо- 10 лодых менеджеров
    • 1. 2. Исследование социально-экономической сущности понятия 20 управленческий потенциал менеджеров
    • 1. 3. Анализ подходов к выявлению и развитию управленческого по- 35 тенциала молодых менеджеров
    • 1. 4. Исследование методик оценки социально-экономической эф- 40 фективности управленческой деятельности менеджеров
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОЙ 47 ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
    • 2. 1. Научное обоснование методики комплексной оценки управлен- 47 ческого потенциала молодых менеджеров
    • 2. 2. Методика исследования управленческого потенциала молодых 60 менеджеров в звеньях «школа — вуз — организация»
    • 2. 3. Научные основы развития управленческого потенциала молодых 68 менеджеров
  • ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК И РАСЧЕТ 78 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕНЕДЖЕРОВ
    • 3. 1. Внедрение методики комплексной оценки управленческого по- 78 тенциала менеджеров в систему образования и практику управления персоналом предприятия
    • 3. 2. Методика выявления одаренных к менеджменту людей среди мо- 92 лодежи как результат экспериментальной работы
    • 3. 3. Методика расчета социально-экономической эффективности раз- 102 вития управленческого потенциала молодых менеджеров
  • ВЫВОДЫ

Выявление и оценка управленческого потенциала молодых менеджеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях одним из главных факторов экономического роста является управление, эффективность которого во многом определяется человеческим потенциалом кадров управления. Важным условием развития национальной экономики является научно — обоснованная оценка управленческого потенциала молодых менеджеров, поскольку 24,9% экономически активного населения России составляет молодежь в возрасте от 16 до 35 лет, из которых 34,2% занято в сфере управления [105].

Проблемы, связанные с использованием и оценкой экономической эффективности роста управленческого потенциала молодых менеджеров, недостаточно рассматриваются в экономической литературе. В частности, социально — экономические различия и взаимосвязь таких категорий как «человеческий потенциал», «интеллектуальный потенциал», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «рабочая сила» трактуются противоречиво.

Определение понятия «управленческий потенциал» в совокупности данных категорий нуждается в уточнении. Важное практическое значение имеет экономическая оценка управленческого потенциала молодых менеджеров. Однако существующие подходы к оценке управленческого потенциала не позволяют точно определить его элементы, количественно учитывать его уровень, развитие, изменения, а также рассчитать отдачу от инвестиций в образование молодых менеджеров. Это приводит к недооценке роли человеческого потенциала кадров управления в управлении организациями и предприятиями различных отраслей экономики.

Актуальность и объективная необходимость проведения исследований по оценке управленческого потенциала молодых менеджеров и практическая значимость проблемы определили выбор темы диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы.

Теорию управления человеческими ресурсами развивают современные зарубежные ученые А. Бергман, М. Валдроп, Д. Гэст, М. Деванн, Р. Кайм, Б. Карлоф, X. Ланге, Б. Ливерхуд, Р. Марр, Т. Норберт, Р. Рюттингер, С. Седер-берг, Н. Тичи, Е. Трист, Ф. Хайек, Ж. Хофсид, Э. Шайн, Г. Шмидт, К. Шольц, Дж. Шумпетер, Ф. Эмери и др.

В настоящее время в российской науке вопросы человеческого потенциала кадров управления разрабатывают В. В. Авдеев, В. В. Адамчук, А. П. Волгин, А. И. Гаврилов, Б. М. Генкин, В. М. Грачев, В. А. Дятлов, Л. И. Евенко, А. П. Егоршин, Т. И. Заславская, А. Я. Кибанов, Э. М. Короткое, Н. К. Маусов, Е. С. Моргунов, Ю. Г. Одегов, A.M. Озина, А. Г. Поршнев, С. Д. Резник, Г. А. Резник, Н. М. Римашевская, В. В. Травин, C.B. Шекшня, Т. В. Щекин и др.

Наиболее разработанной в зарубежных и отечественных исследованиях являются проблемы управления персоналом, человеческими ресурсами и трудового потенциала менеджеров. Вместе с тем разработка теоретических и методических вопросов оценки управленческого потенциала молодых менеджеров не нашла полного научного решения. Однако, научно обоснованная оценка управленческого потенциала молодых менеджеров имеет важное значение для совершенствования системы образования, развития карьеры молодежи, повышения эффективности отдачи от инвестиций в человеческий потенциал.

Цель исследования. Разработать научно обоснованную методику комплексной оценки управленческого потенциала молодых менеджеров. Задачи исследования:

1. Провести анализ научных подходов к оценке человеческого и управленческого потенциала молодых менеджеров в возрасте от 16 до 35 лет.

2. Разработать методику комплексной оценки управленческого потенциала молодых менеджеров.

3. Определить критерии и методы отбора талантливых к менеджменту людей.

4. Исследовать социально-экономическую эффективность развития управленческого потенциала молодых менеджеров.

Объектом исследования являются молодежь в возрасте от 16 до 35 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений среднего общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, молодые руководители и специалисты организаций региона. Основные исследования выполнены на примере трудовых ресурсов молодежи Нижегородской области.

Предметом исследования являются закономерности формирования управленческого потенциала молодых менеджеров и перспективы их использования в сфере управления организаций.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют исследования зарубежных и отечественных ученых по проблемам экономики труда и управления персоналом. Нами использованы теории управления персоналом и человеческими ресурсами. В основу исследования положены принципы социальной концепции управления персоналом: человек как главный субъект организации и ключевой фактор успеха, а также создание конкурентных преимуществ на основе человеческого потенциала и самореализации работников в организации.

Исследование опирается на законодательные и нормативные акты РФ и ее субъектов, статистические материалы Госкомстата РФ, результаты экспертных оценок, выполненные экспериментальные исследования в период 1999;2004 гг.

Методы исследования. В диссертации использованы методы исследования: источниковедческий анализ, социологические методы, экономический анализ, статистический анализ, математическая статистика, графическое моделирование, социологические методы, методы экспертных оценок, разбор ситуаций, управленческое тестирование, ситуационное моделирование, деловые игры, практический эксперимент.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Определено место экономической категории «управленческий потенциал» в теории управления персоналом на основе проведенного автором анализа компонентов «человеческого потенциала».

2. Разработана методика комплексной оценки управленческого потенциала молодых менеджеров и даны рекомендации по практическому применению данной методики в организациях и учреждениях.

3. Обоснованы критерии выделения людей по уровню их управленческого потенциала и разработана методика отбора из их числа талантливых и способных к управлению молодых людей.

4. Обоснованы источники и предложена методика оценки социальноэкономической эффективности развития управленческого потенциала молодых менеджеров.

Практическая значимость исследования. Разработанная научно-методическая база позволяет: выявлять одаренных юношей и девушек в области управления на этапе общего и начального профессионального образования и планомерно готовить в вузах из их числа специалистов по направлениям менеджментапроводить целенаправленный отбор менеджеров среди молодых специалистов организаций и готовить профессиональных руководителей по программам дополнительного образования, включая программу МВАобъективно оценивать и развивать управленческий потенциал персонала организаций и на этой основе повышать конкурентоспособность и рентабельность организаций в рыночной экономикенаучно обосновывать инвестиции в персонал управления и сферу образования для подготовки резерва молодых менеджеров.

Предложенная методика комплексной оценки управленческого потенциала молодых менеджеров может быть использована высшими учебными заведениями при отборе талантливых абитуриентов, профориентационными центрами при трудоустройстве специалистов, организациями при планировании карьеры молодежи в сфере управления.

Методическая схема исследования представлена на рис. 1.

Цель и критерии.

Разработать методику комплексной оценки управленческого потенциала молодых менеджеров.

Интегральный показатель оценки управленческого потенциала, баллы.

Задачи исследования.

Методы исследования.

Результаты исследования.

Провести анализ научных подходов к оценке человеческого потенциала молодых менеджеров в возрасте от 16 до 35 лет.

Разработать методику комплексной оценки управленческого потенциала молодых менеджеров.

Определить критерии и методы отбора талантливых и способных к менеджменту молодых людей.

Исследовать социально — экономическую эффективность развития управленческого потенциала молодых менеджеров.

Источниковедческий анализ.

Социологические методы.

Экономико-статистический анализ.

МатематиГрафическая стаческое тистика моделирование.

Метод конкретных ситуаций.

Деловые Управигры ленческое тестирование.

Теория эффективности.

Концептуальный подход к понятию и структуре социально — экономической категории «человеческий потенциал».

Методика комплексной оценки управленческого потенциала молодых менеджеров в звеньях «Школа — вуз — организация».

Методика выявления одаренных молодых людей в области менеджмента на основе оценки их управленческого потенциала.

Методика расчета социально-экономической эффективности развития управленческого потенциала молодых менеджеров.

Рис 1. Методическая схема исследования 7.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концептуальный подход к социально-экономической сущности управленческого потенциала как элемента «человеческого потенциала менеджеров».

2. Методика комплексной оценки управленческого потенциала молодых менеджеров в звеньях «Школа — вуз — организация».

3. Методика выявления одаренных молодых людей в области менеджмента на основе оценки их управленческого потенциала.

4. Методика расчета социально-экономической эффективности развития управленческого потенциала молодых менеджеров.

Апробация результатов исследования.

1. Основные теоретические и практические положения диссертации обсуждались:

• на Всероссийской конференции «Кадры регионов» (Н.Новгород, НИМБ, 2001 г.);

• на Всероссийской научно-практической конференции «Стратегическое управление: регион, город, предприятие (Н.Новгород: НИМБ, 2002 г.);

• на Международной научно-практической конференции «Прикладная статистика в социально-экономических проблемах» (Н.Новгород: НГУ им. Н. И. Лобачевского, 2003 г.);

• на Всероссийской научно-практической конференции «Стратегическое планирование ресурсов региона» (Н.Новгород: НИМБ — НШЭУ, 2003 г.);

• на Всероссийском методическом семинаре «Высшаяшкола 21 века: проблемы и решения» (Н.Новгород: НКИ, 2003 г.);

• На Всероссийской конференции «Стратегическое управление предприятием» (Н.Новгород: НИМБ — НШЭУ, 2004 г.).

2. Основные положения диссертации были использованы при формировании кадрового резерва управления в крупных и средних организациях Нижегородской области: ОАО «Заволжский моторный завод», ОАО «Борский стекольный завод», ОАО «Русавтогаз», ООО «Нижегородспецгидрострой», ООО «Диагностический центр», НОУ «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», ФГУИПП «Нижполиграф» и Администрации города Лысково.

3. Материалы диссертационного исследования используются при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам «Основы менеджмента», «Экономика труда», «Управление персоналом», «Управленческие решения» в Нижегородском институте менеджмента и бизнеса.

4. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования изложены в методических и практических рекомендациях, которые нашли практическое применение:

• при организации работы Школ кадрового резерва молодых руководителей (4-х крупных организаций и 2-х администраций районов Нижегородской области, всего около 500 человек) с целью формирования резерва кадров управления;

• при организации работы Школ молодого менеджера (97 групп выпускников школ (10−11 классы), сформированных на базе районов г. Н. Новгорода и Нижегородской области, всего более 8500 школьников) с целью выявления одаренных юношей и девушек в области менеджмента.

Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 7 публикациях общим объемом 3,6 печатных листа (в т.ч. авторских 2,3 пл.).

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 143 наименования, и приложения. Диссертация изложена на 130 страницах, содержит 20 таблиц, 29 рисунков и 21 приложение.

ВЫВОДЫ:

1. Исследованы концептуальные подходы к социально-экономической сущности понятия «человеческий потенциал», разработана классификация его структурных элементов и определено место экономической категории «управленческий потенциал» в структуре человеческого потенциала. Сделан анализ подходов к оценке управленческого потенциала молодых менеджеров.

2. Разработана методика комплексной оценки управленческого потенциала молодых менеджеров, особенность которой заключается в научно обоснованном выборе направлений оценки потенциала молодых менеджеровпредметных областей менеджмента, соответствующих 6 дисциплинамсодержательной части заданий (управленческого тестирования и деловых игр), требующих принятия решений в ситуациях соответствующих: указанным предметным областямэкономико-математическим моделям для обработки полученных результатов.

3. На основе проведенного нами практического эксперимента по апробации методики комплексной оценки управленческого потенциала (более 9000 респондентов), сделана сравнительная характеристика результатов в динамике за пять лет по выделенным группам респондентов. Доказана адекватность и действенность разработанной и апробированной методики комплексной оценки управленческого потенциала.

4. Разработана методика выявления талантливых менеджеров из общего числа желающих получить управленческие специальности, основанная на расчете вероятностных значений проявления способностей к менеджменту при отклонениях от математического ожидания случайной величины, соответствующей полученному баллу, кривой, подчиненной закону нормального распределения. Проведенное исследование показало, что число талантливых менеджеров не велико и составляет 2,8% среди школьников, 3,6% среди специалистов, 16,1% среди руководителей.

5. В диссертационном исследовании обосновано, что одним из источников социально — экономической эффективности развития управленческого потенциала молодых менеджеров является более эффективное инвестирование в их образование. Разработана методика расчета социально — экономической эффективности развития управленческого потенциала молодых менеджеров. Рассчитана и доказана эффективность использования разработанной методики комплексной оценки управленческого потенциала молодых менеджеров на примере Нижегородской области. Годовой эффект от применения методики комплексной оценки управленческого потенциала составил 212,28 тыс. рублей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 544 с.
  2. В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1993.
  3. В.В., Конин Ю. П., Яковлев P.A. Экономика труда: учебник / под ред. Адамчука B.B. М.: Финстатинформ, 1999. — 431 с.
  4. М.Б. Аналитическая оценка теоретических положений экономики образования П Экономика образования. — 2001. — № 1. — С. 16−24.
  5. Антикризисное управление: учебник / под ред. Э. М. Короткова. — М.: ИНФРА М, 2000. — 450 с.
  6. В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта: монография. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 1997. — 436 с.
  7. Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов. — М.: Юнити-Дана, 2001.-560 с.
  8. Н.П., Велесько С. Е. Управление персоналом: учебное пособие. — Минск: Экоперспектива, 2000. — 320 с.
  9. Т. Новая экономика требует новой системы образования // Высшееобразование в России. 2000. — № 2. — С. 103−105
  10. Е.С. Теория вероятностей: учебник для вузов. — 5-е изд. стер. — М.: Высшая школа, 1998. — 576 е.: ил.1L Вакуленко Р. Я. Вероятностно-статистические методы в экономике: Монография. М.: Машиностроение, 2003. — 340 с.
  11. Р.Я. Эффективность организационной системы управления промышленным потенциалом: Монография. — Орел ОРАТС, 2001. -235с.
  12. Н.М. Экономика и социология труда: учебное пособие. ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
  13. А.И. Механизм инновационного управления экономикой. Н.
  14. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2000. 302 с.
  15. А.И. Анализ зарубежных подходов и практики организации научно-исследовательской и инновационной деятельности: Сб. научных трудов «Стратегические аспекты экономического развития». — Н. Новгород: ВВАГС, 2002. 260 с.
  16. Д.М. Организация и управление. — 2-е изд. — М.: Наука, 1972. -535 с.
  17. Гегель. Основы философии права. Сочинения. Изд. 2-е. Т.8. — Берлин, 1840.
  18. . М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. — М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФА-М., 1998.
  19. Л.В. Оценка эффективности трудового потенциала команды менеджера. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Л. В. Голубева. — Н. Новгород, 2003. 142 с.
  20. Л. Интеллектуальная деятельность — основа экономики информационного общества // Человек и труд. — 2001. — № 2.
  21. Э. Избранные страницы: Уровень образования рабочей силы // Экономика образования. 1999. — № 4. — С. 48−56.
  22. А.И., Дятлов С. А., Курганский С. А. Методология оценки человеческого капитала// Экономика образования. 1999. — № 1. — С. 9−24.
  23. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2000 год / под общ. ред. проф. С. Н. Бодылева. — М., 2001.
  24. Н. Молодёжь на рынке труда // Вопросы экономики. — 1998.-№ 1.
  25. Закон Российской Федерации от 10.07.92 г. № 3266−1 «Об образовании»
  26. Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами.// Бизнес-образование, вып. 1. 1996. — С 22−29.
  27. А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. — Н. Новгород: НИМБ, 2003. -320 с.
  28. А.П. Основы менеджмента: учебное пособие, — Н. Новгород: НИМБ, 2001.-е.
  29. А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. 4-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2003. — 720 с.
  30. А.П. Целевая интенсивная подготовка менеджеров XXI века. — Н. Новгород: НИМБ, 2003. 19 с.
  31. П.В. Технология управления персоналом. Настольная книга для менеджера. — М.: Экзамен, 2000. 576 с.
  32. И.А. Формирование и развитие управленческого потенциала в строительстве. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / И. А. Игошина. — Н. Новгород, 2000. 168 с.
  33. Иноземцев B. JL Неизбежность постиндустриального мира / Постиндустриальный мир и Россия. — М., 2001. С. 84−10.
  34. А.М. К вопросу о формировании команд// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы региональной экономики», Иваново: ИвГУ, 2002. — С.73−75.
  35. A.M. Оплата труда на предприятии: вопросы теории и практики. Учебное пособие. Иваново: ИвГУ, 2002. — 192 с.
  36. И. Экономическая маргинализация и формирование экономического потенциала // Человек и труд. —1998. — № 1
  37. С. А., Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москва). — М.: Финстатиформ, 1998.
  38. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих / Мин. труда России. — М.: Экономические новости, 1998. — 400 с.
  39. А.Я. Управление персоналом организации: учебник. — М.: ИНФРА -М, 2002. 63 8 с.
  40. Л. Как заставить сотрудников «гореть» на работе // Управление персоналом. — 2000. — № 6.
  41. М. Интеллектуальный потенциал России: проблемы сохранения и развития // Общество и экономика. -1999. — № 6. С. 173— 181.
  42. E.H. Одисея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. — М., 1995. 228 с.
  43. В.А. Стратегическое управление предприятием: теория и практика. Н. Новгород: НИМБ, 2002. — 300 с.
  44. М.М. Человеческий капитал: понятие, методология, субстанция // Экономика образования. — 2000. — № 2. — С. 21 -26.
  45. Э.Н., Введенская И. И. Экономика здравохранения: поиск резервов. Н. Новгород: Изд-во Бланкоиздат, 1998. — 214 с.
  46. Л.П., Кураков В. Л. Словарь-справочник по экономике: 2-е изд. М.: Пресс-сервис, 1998. — 388 с.
  47. В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования // Российский экономический журнал. 2000. — № 1.
  48. Е. В., Дмитриева Е. Д. Индекс развития человеческого потенциала и другие показатели социально-экономического развития России и отдельных зарубежных стран // Вопросы статистики. — 2000. — № 1.
  49. .Г. Разработка управленческого решения: учебник, 2000.- 234 с.
  50. О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в Волшебных странах: учебник. М.: Логос, 2000. — 296 е.: ил.
  51. АЛ. Экономика труда. Теория и российская практика: учебное пособие. Т. 2. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.-324 с.
  52. K.P., Брю С.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Tl. М.: Республика, 1995. — 399 с.
  53. В.И. Математика в экономике: учебное пособие. Серия «Высшее образование». М.: ИНФРА-М, 2002. — 352 с.
  54. К.В. Общая теория постиндустриального общества. — М., 2002.-352 с.
  55. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I. Кн. 1. Процесс производства капитала. — М.: Политиздат, 1983. — VI, 905 е., факс., 1л. портр.
  56. В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономии.-М.: Наука, 1991.
  57. Н.К., Безделов Д. Е. Управление карьерой: учебное пособие. — М.: Рос. экон. акад., 1999. 92 с.
  58. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / пер. с англ. М.: Дело, 1997. — 702 с.
  59. В. Счастье от: ума: вложения в человеческий капитал остаются самыми эффективными // Известия. — 2000. — 17 мая.
  60. Менеджмент (современный российский менеджмент): учебник / под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. — 504с.
  61. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие / под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгорода: НИМБ, 2004. — 624 с.
  62. .З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999. — 480 с.
  63. Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение. — М.: ФиС, 2000. — 160 с.
  64. Е.С. Управление персоналом. Исследование, оценка, обучение. М.: Интел-Синтез, 2000.-264 с.
  65. С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16.-М.: ИНФРА-М. 2000.-360 с.
  66. Н.В. Региональная экономическая инфраструктура в условиях рынка (методолого-теоретическая концепция, опыт, перспективы): Монография. Н. Новгород, 2004.-277 с.
  67. Г. А., Мальцев В. А. Методология маркетинговых исследований в регионе: учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 1998. — 132 с.
  68. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России // Научные доклады. № 99/04.
  69. А. Экономический рост и кадровый потенциал России // Человек и труд. 2000. — № 10.
  70. P.M. Экономика развития: Модели становления рыночной экономики. М., 2001. — 240 с.
  71. Ю.Г., Журавлёв П. В. Управление персоналом: учебник для вузов. М.: Финстатинформ, 1997.- 878 с.
  72. A.M. Организационное обеспечение управления экономическим развитием территории: Сб. научных трудов «Стратегические аспекты экономического развития». Н. Новгород: ВВАГС, 2002. — С. 131−139.
  73. A.M. Современная экономическая парадигма социальной сферы: Ученые записки, т 3. Н. Новгород: ВВАГС, 2002. — С. 45−53.,
  74. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. — 2002. № 3. — С. 64−68.
  75. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. — М.: Интерпракс, 1995. -240 с.
  76. Персональный менеджмент: учебник / С. Д. Резник и др. Серия «Высшее образование». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. -622 с.
  77. Я.С. Совершенствование трудового потенциала персонала управления строительной организацией: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Н. Новгород, 2004. — 155 с.
  78. Прикладная экономика: учеб. пособие для учащихся ст. классов / пер. с англ. /Junior Achievment. М.: Просвещение, 1992. — 224 е.: ил.
  79. Дж. Концепции и неправильные представления о теории человеческого капитала // Экономика образования. — 2001. — № 1. С. 13−16.
  80. Т., Рощин С. Экономический анализ причин вторичной занятости // Вопросы экономики. — 2000. — № 9.
  81. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б., Современный экономический словарь. 3-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 480 с.
  82. B.C. Принципы и механизмы управления человеческим потенциалом организации. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / B.C. Резник. Саратов, 2002. — 194 с.
  83. С.Д., Резник B.C. Новый подход к проблеме обеспечения устойчивого развития предприятия // Система работы с персоналом: Материалы Международной конференции, Н. Новгород, 11−13 сентября 1999 г. Н. Новгород: НИМБ, 1999. -С. 79−81
  84. Российский статистический ежегодник. — М.: Госкомстат России, 2003.
  85. С. Ю., Рзумова Т. О. Экономика труда (экономическая теория труда): учебное пособие. М.: ИНФРА—М., 2000.
  86. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. Госкомстат России. — М., 2003.
  87. Г. А., Спирина С. Г. Сберегательный потенциал населения как источник инвестиций: Монография. -Пенза: Изд-во ПТУ АС, 2004.-132с.
  88. Рынок труда как фактор устойчивого развития региона: Монография./ Г. А. Резник, Т. В. Суханова, Е. С. Григорян, О. А. Гончарова, Н.В. Клементьева- под общ. ред. Г. А. Резник. Пенза: ПГУАС, 2004. — 171 с.
  89. Служебная карьера / под общ. ред. Е. В. Охотского. — М.: Экономика, 1998.-302 с.
  90. Э.А. Основы теории организации: учебное пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 375 с.
  91. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 1−111.-М.: ИРПО, 1993.
  92. Современная экономика труда: монография / рук. авторск. кол-ва и науч. ред. В. В. Куликов. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.
  93. JI., Тишина Т. Современному производству одинаково нужны профессиональные менеджеры и квалифицированные рабочие // Человек и труд. — 1999. — .N2 10.
  94. А., Вишневская А. Перестать готовить безработных // Человек и труд. 2000. — № 6.
  95. Д. Вызов нового века и стратегический ответ России // Вопросы экономики. 2001. — № 11. — С. 34−50.
  96. Социальное положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник. Госкомстат России. М., 2003.
  97. Социальный менеджмент: учебник / под ред. Д. В. Валового. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез" — Академия труда и социальных отношений, 1999. — 384 с.
  98. ЮО.Спивак B.A. Организационное поведение и правление персоналом: учебное пособие для вузов. — СПб.: Питер, 2000. 416 с.
  99. Э.Е. Как управлять персоналом. — М.: Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 1999. — 384 с.
  100. В. США: факторы, которые будут определять социально-экономическое развитие в XXI веке // Человек и труд. —2000. — № 8.
  101. Толковый экономический словарь, И. В. Бернар и Ж. К. Колли, под ред. JI.B. Степанова, М.: Межд. Отношения, 1994, 2 т.
  102. В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: учебно -практическое пособие. — М.: Дело, 2000. — 272 с.
  103. Труд и занятость: методология и методы анализа // Вопросы статистики.' -1999.-№ 6.
  104. Труд и социальное развитие: словарь. — М.: ИНФРА-М, 2001. — VI, 266 с.
  105. Трудовой кодекс РФ. Официальный текст. М.: НОРМА, 2002. — 208 с.
  106. Управление организацией: учебник для вузов / под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. -М.: ИНФРА-М, 1999.-669 с.
  107. Управление персоналом: учебник для студентов вузов / Дятлова В. А., Кибанов А. Я., Одегов Ю. Г., Пихало В. Т. М.: Академия, 2000, — 736 с.
  108. Управление персоналом: Энциклопедический словарь /Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998. — VIII, 453 с.
  109. В. Н. Занятость, условия труда и доходы экономики активного населения России // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 6.
  110. О. Стоимость рабочий силы в России // Экономист. -2000. -№ 1.
  111. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело, 1993.
  112. В. Научные образовательные аспекты информационного неравенства // Aima mater. 2001. — № 1. — С. 3−6.
  113. Дж. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджеров / пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 1999. — 360 с.
  114. .Б. • основные направления развития и управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса: Монография. Пенза: ПГУА, 2004. — 196 с.
  115. , М.Ю. Развитие трудового потенциала рабочих кадров на промышленных предприятиях: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Ю. М. Чаплышкин. -Н. Новгород, 2003. 170 с.
  116. Д. Прогноз воспроизводства человеческого капитала — необходимый элемент экономической стратегии // Человек и труд. — 2001.-№ 3.
  117. Т., Лакунина Л.» Напряжённость на Российском рынке труда и механизмы её преодоления // Вопросы экономики. — 1998. — № 2.
  118. Н. Система трудового потенциала работника // Социологические исследования. — 1999. № 3.
  119. C.B. Управление персоналом современной организации. — М.: Интел-Синтез, 2000. 368 с.
  120. С., Король С. Устарело ли Марксово определение о купле -продаже рабочей силы? // Человек и труд. 2000. — № 10.
  121. , H.A. Формирование трудовых ресурсов сельской молодежи в составе муниципального образовательного комплекса: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / H.A. Шобонов. Н. Новгород, 2004. — 150 с.
  122. Т. Инвестиции в людей: экономика качества населения. М., 1981.-232 с.
  123. Г. В. Основы кадрового менеджмента. — 3-е изд. перераб. и доп.: Учебник. Киев: МАУП, 1999. — 288 с.
  124. Экономика и социология труда: учебное пособие / под ред.. Н. Абакумова. Новосибирск, 1997.
  125. Экономика предприятия: учебник. / под ред. проф. О. И. Волкова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 1999. — 520 с.
  126. Экономика труда и социально—трудовые отношения / под ред. Г. Меликьяна, Р. Колосовой — М.: Изд.-во МГУ, 1996.
  127. Экономика труда: социально-трудовые отношения. / под ред. НА. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Экзамен, 2002.- 736 с.
  128. Экономика труда: учебник / под ред. П. Э. Шлендера, Ю. П. Кокина. — М.: Юрист, 2002.
  129. Экономическая энциклопедия / науч.—ред. совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- гл. ред. Л. И. Абалкин. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. 1055 с.
  130. Дж.Ф., Блэкуэлл Р. Д. Поведение потребителей. — СПб.: Питер Ком, 2000.- 759 с.
  131. Энциклопедический словарь бизнесмена. Менеджмент, маркетинг, информатика / под общ. ред. Молдованова. — К.: Техника, 1993. — 856 с.
  132. Энциклопедический словарь работников кадровой службы. / под общ. ред. В. М. Анисимова. — М.: Инфра-М, 1999. — 327 с.
  133. Р.Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  134. Bowls S. Towards an Educational Production Function // Education, Income and Human Capital. — N.Y.- London, 1970.
  135. P. Donham Is Management a Profession? «Harvard Business Review», 1962, v. 40, NO. 5, p. 61.
  136. P. F. Drucker. // The Practice of Menegement, P. 3.
  137. Schultz T.W. Investment in Human Capital. -N.Y., 1971.
  138. Spence M. Job Market Signaling // Quarterly Journal of Economics. — 1973. -V.87
  139. Stonier T. The Wealth of Information. A Profile of the Postindustrial Economy. L., 1983.
  140. Taubman Р. The Relative Influence of Inheritable and Environmental Factors and the Importance of Intelligence in Earnings Functions // PersonaMncome Distribution / Ed. W. Krelle. Amsterdame, 1978.
  141. Wiles P. The Correlation between Education and Earnings: The External-Test-not-Content-Hypothesis (ETNC)// Higher Education. 1974. — Vol. 3, № 1.
  142. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:
Заполнить форму текущей работой