Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение самосознания человека является фундаментальной проблемой психологической науки. Пристальный интерес ученых к этой проблеме объясняется ее большой значимостью в контексте решения тех задач, которые связаны с разработкой общей теории личности. В отечественной и зарубежной психологии имеется немало научных работ, в которых обстоятельно рассматривается происхождение и сущность самосознания… Читать ещё >

Содержание

  • Г. 1. Проблема национального самосознания в современных психолого- 9 педагогических, философских, этнографических и исторических исследованиях
  • Проблема самосознания и теоретические подходы к ее решению
    • 1. 2. Развитие самосознания в онтогенезе
    • 1. 3. Сущность и содержание национального самосознания. 31 Г. 2. Организация и анализ результатов исследования психологических 54 особенностей развития национального самосознания дошкольников
  • 2. /.Исходные положения, методики и процедуры исследования национального 54 самосознания дошкольников
    • 2. 2. Характеристика и возрастная динамика национального самосознания 68 дошкольников
  • Г. 3. Формирование национального самосознания дошкольников в условиях 96 специально организованной деятельности
  • 3. /.Программа формирования национального самосознания дошкольников
    • 3. 2. Влияние специально организованной деятельности на развитие 103 национального самосознания дошкольников

Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение самосознания человека является фундаментальной проблемой психологической науки. Пристальный интерес ученых к этой проблеме объясняется ее большой значимостью в контексте решения тех задач, которые связаны с разработкой общей теории личности. В отечественной и зарубежной психологии имеется немало научных работ, в которых обстоятельно рассматривается происхождение и сущность самосознания (Б.Г.Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Г. Спиркин, П.Р.Чамата) (1- 86- 60- 11- 51- 97- 110), его структура (У.Джемс, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Эриксон, Р. Бернс, В. С. Мерлин, К. К. Платонов, В.В.Столин) (29- 104- 9- 67- 83- 99), эмоционально-ценностные характеристики самосознания (В.Н.Мясищев, И. И. Чеснокова, М. Розенберг, И.С.Кон) (71- 111- 51) и другие аспекты.

Большое внимание в научной литературе уделяется и проблеме национального самосознания, как одного из важнейших компонентов самосознания личности. Эта проблема рассматривается в философских, исторических, этнографических и психологических исследованиях в русле изучения наций и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии (Л.Гумилев, Д. С. Лихачев, А. Ф. Дашдамиров, Ю. В. Бромлей, Г. В. Старовойтова, В. Р. Филиппов, Э. А. Баграмов, И. С. Кон, М. В. Крюков, А. А. Леонтьев, А. П. Оконешникова, А. Д. Карнышев, Р. Д. Санжаева и другие) (24- 63- 27- 14- 98- 105- 7- 50- 53- 59- 78- 40- 87).

На современном этапе развития межнациональных отношений, который характеризуется обострением этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах, проблема изучения и формирования национального самосознания приобретает особую актуальность. Жизнь показывает, что при определенных условиях рост национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия.

Напротив, своевременное выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может способствовать их предотвращению.

К сожалению, приходится констатировать, что в научной литературе почти нет работ, посвященных развитию национального самосознания в процессе онтогенеза. Имеются лишь единичные публикации (А.П.Оконешникова, И. А. Снежкова, Г. В.Залевский) (77- 93- 33), в которых рассматриваются вопросы этнических стереотипов у детей, возрастные особенности национального самосознания школьников, межэтническое восприятие и понимание подростками друг друга. Есть также научно-методические разработки по отдельным компонентам проявления национального самосознания (отношение детей к Родине и родному краю, понимание ими национальной символики и т. д.), но целостная картина его формирования и возрастной динамики в этих работах не прослеживается.

Особенно мало внимания в работах по вопросам развития национального самосознания уделяется дошкольному возрасту. Между тем, этот возраст, как известно, представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение и понимание других людей, независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания, а также интенсивно формируется самосознание ребенка. Именно в дошкольном возрасте воспитание детей с позиций национальных духовно-нравственных ценностей может предотвратить возможное отчуждение детей от отечественных и национальных идеалов.

Актуальность изучения содержания и возможностей развития национального самосознания в дошкольном возрасте, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической психологии послужили основанием выбора темы нашего диссертационного исследования.

Цель исследования: изучить содержание и динамику национального самосознания у дошкольников.

Объект исследования: национальное самосознание личности.

Предмет исследования: особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности (целенаправленной системы обучающих и игровых занятий по разработанной нами программе).

Гипотезы исследования.

1 .Национальное самосознание у детей дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, которые проявляются в разной степени выраженности его содержательных и структурных компонентов.

2.Включение детей в специально организованную деятельность положительно влияет на процесс формирования национального самосознания.

Задачи исследования.

1.Изучить состояние проблемы национального самосознания в современной психолого-педагогической, философской и этнографической литературе.

2.Разработать методики и процедуры экспериментального исследования национального самосознания в дошкольном возрасте.

3.Выявить содержательные особенности и динамику национального самосознания в дошкольном возрасте.

4.Исследовать влияние специально организованной деятельности на процесс развития и формирования национального самосознания дошкольников.

Теоретико-методологической основой исследования были общенаучные принципы отечественной психологии, в частности, культурно-историческая теория развития психики человека (Л.С.Выготский) — принцип деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — социально-психологическая теория личности (Г.М.Андреева, A.B.Петровский). Мы опирались также на теоретическую концепцию этноса (Ю.В.Бромлей) и основные положения педагогической и возрастной психологии (Д.Б.Эльконин, Л. И. Божович, В.С.Мухина).

Методы исследования. В соответствии с задачами исследования в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической, этнографической литературыпроективные методы, беседа, анализ продуктов деятельности. Кроме того нами был разработан и модифицирован комплекс диагностических методик, с помощью которых изучались содержательные компоненты, характеризующие развитие самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе дошкольников. При обработке полученных данных использовались методы математической статистики, а также качественный анализ результатов исследования.

База исследования. Работа проводилась в течение 1996;1999 годов в дошкольных образовательных учреждениях NN49, 120, 140 г. Красноярска. Общий объем выборки составил 143 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе (1996;97 гг.) был проведен теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической и этнографической литературы по проблеме исследования. Отобраны имеющиеся и разработаны авторские методики для изучения выделенных компонентов национального самосознания. На втором этапе (1997;98 гг.) изучались особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности, проводилась коррекция диагностических процедур и осуществлялось основное исследование в старших и подготовительных группах детских садов. На третьем этапе (1998;99 гг.) были обобщены результаты исследования и оформлен текст диссертации.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается опорой на совокупность исходных методологических и теоретических положений отечественной психологии, комплексом научных методов и методик, адекватных задачам и гипотезе исследования, апробацией результатов исследования в практической деятельности, а также проверкой статистической значимости полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

В исследовании уточнено понятие «национальное самосознание». Оно рассматривается как осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, своего положения в этой этнической общности и системе общественных отношений, а также понимание национальных интересов и взаимоотношений данной этнической группы с другими. Выявлены и охарактеризованы содержательные компоненты национального самосознания дошкольников: национальная идентификация, национальные стереотипы, общность исторического прошлого, территориальная общность, государственная общность, культурно-духовные ценности.

Обнаружено, что у детей в возрасте 7 лет (в сравнении с детьми 5 лет) проявляются более адекватные представления и более осознанное эмоционально-ценностное отношение к сущностным проявлениям национального самосознания, что свидетельствует о более высоком уровне его развития. Выявлены позитивные возможности влияния специально организованной деятельности на развитие национального самосознания детей дошкольного возраста. Это влияние выражается в развитии у детей 7 лет обобщенных, осознанных, мотивированных представлений и эмоционально-ценностного отношения к своей и другим этническим общностям, характеризующим национальное самосознание.

Практическая значимость исследования. Разработанные в диссертации авторские и модифицированные методики изучения национального самосознания у детей дошкольного возраста могут быть использованы в курсах педагогической и возрастной психологии, в системе повышения квалификации работников детских дошкольных учреждений. Основные результаты и выводы исследования были использованы автором для разработки «Психологического практикума», который проводится в лицейских классах школы № 27 г. Красноярска. Кроме того, они легли в основу спецкурса «Формирование национального самосознания», читаемого для студентов дошкольного факультета Красноярского госпедуниверситета.

На защиту выносятся следующие положения.

1.В дошкольном возрасте открываются возможности для целенаправленного формирования национального самосознания детей (хотя имеются возрастные ограничения). Это связано с тем, что в старшем дошкольном возрасте сложившееся отношение к своей личности перестает соответствовать новым представлениям и возникает новое эмоциональное отношение к национальным ценностям.

2.Выделенные в исследовании содержательные компоненты национального самосознания (национальная идентификация, национальные стереотипы, общность исторического прошлого, территориальная общность, государственная общность, культурно-духовные ценности) можно с полным основанием рассматривать как показатели его сформированности у дошкольников.

3.Динамика национального самосознания характеризуется неравномерностью развития содержательных компонентов и разными уровнями их проявления у детей. В детских дошкольных учреждениях, где осуществляется специально организованная деятельность по формированию национального самосознания, происходит более успешное его становление и развитие.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях аспирантского семинара кафедры психологии Красноярского государственного педагогического университета. Материалы исследования апробированы на республиканских научно-практических конференциях «Образование и социализация личности в современном обществе» (1997 и 1999гг.) — на конференции «Молодежь и образование» Сибирского института бизнеса, управления и психологии (1999г.). По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 120 источников, и двух приложений. Объем диссертации — 172 страницы машинописного текста. В работе содержится 13 таблиц и одна диаграмма.

р Выводы по третьей главе.

Формирование национального самосознания дошкольников предполагает разработку специальной программы, предусматривающей структуру национального самосознания и его содержательные компонентыспециально организованную педагогическую деятельность, которая несет информацию и обеспечивает информированность детей, вызывает определенное эмоциональное отношение к национальным и общечеловеческим ценностям и культуре.

Реализация программы доказывает, что под влиянием специально организованной деятельности происходит опережающее развитие национального самосознания дошкольников и свидетельствует о возможности его целенаправленного формирования.

Заключение

.

В результате проведенного исследования получены новые сведения, которые в определенной мере восполняют недостающую в педагогической психологии характеристику особенностей формирования национального самосознания дошкольников.

Задача состояла в том, чтобы эту проблему рассмотреть в изменяющемся социальном мире, обусловленном социокультурным развитием общества и возрастным развитием детей. В связи с этим исследование было сориентировано на выявление динамики национального самосознания дошкольников и влияние на это развитие специально организуемой деятельности в дошкольных учреждениях.

Анализ различных теоретических подходов к исследованию проблемы самосознания позволил уточнить понятие национального самосознания и рассматривать его как осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление положения своей этнической общности в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей этнической группы с другими общностями. Выявлены структурные компоненты национального самосознания (самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе, саморегуляция). Вычленены основные его содержательные компоненты: национальная идентификация, национальные стереотипы, общность исторического прошлого, общность территории, государственная общность, культурные ценности. Развитие самосознания детей в онтогенезе характеризует: устойчивое проявление эмоциональных реакций по отношению к себе, степень соответствия этого отношения представлениям о себе и произвольное поведение, основанное на осознании своих возможностей.

В соответствии с целью, предметом и задачами исследования, с методологическими и теоретическими ориентациями, с выделенными содержательными компонентами национального самосознания был разработан комплекс методик изучения этого феномена.

При разработке методик исследования учитывалось, что развертывание самосознания идет от ситуативных, единичных образов самого себя через их интеграцию к образованию понятия о себе.

Содержательные компоненты в исследовании рассматривались нами как критерий того, в какой степени сформировано национальное самосознание и в какой степени соотношение между ними действительно обнаруживает специфические возрастные особенности.

Поскольку самосознание в дошкольном возрасте фиксируется на уровне отношения, мы не ставили в анализе национального самосознания дошкольников знак равенства между объективной ролью тех или иных этнических признаков и субъективного отношения ребенка к ним.

Процедуры изучения фиксировали результаты по основным содержательным компонентам, характеризующим структуру национального самосознания (национальную идентификацию, национальные стереотипы, общность исторического прошлого, общность территории, государственную общность, культурные ценности).

Отбор методик исследования обоснован необходимостью учета их простоты и возрастных особенностей испытуемых (проективный метод с использованием игровой ситуации, беседа, анализ продуктов деятельности). Они обеспечили сбор значительных, адекватных эмпирических данных, характеризующих динамику, уровни и этапы развития национального самосознания в дошкольном возрасте.

Одной из задач исследования было выявить возможность формирования национального самосознания детей уже в дошкольном возрасте. Полученные в исследовании данные позволили подтвердить второе гипотетическое предположение о специфических особенностях и охарактеризовать разную степень выраженности структуры национального самосознания дошкольников. Установлено, что различные содержательные компоненты национального самосознания проявляются на разных уровнях не однозначно: дети и старшей, и подготовительной групп еще не идентифицируют себя со своей национальностьюеще отсутствует дифференциация своей и чужой этнической групппатриотизм проявляется лишь в форме общих представленийкультурно-духовные ценности смещены от российских в сторону зарубежныхеще недостаточно сложились представления о государственной символике.

Значительно богаче представления дошкольников об историческом прошлом своей страны и ее размерах. Проявляется эмоционально-ценностное отношение к Родине, Родному краю.

Неравномерность развития национального самосознания выражается разными уровнями личностно-позитивного отношения и представлений детей о его содержательных компонентах.

Изучение проявления национального самосознания дошкольников в традиционном и направленных детских садах, сравнение полученных результатов подтвердило второе положение гипотезы о том, что включение детей в специально организованную деятельность положительно влияет на процесс формирования национального самосознания.

Специально организованная деятельность предполагает разработку и реализацию программ, направленных на обеспечение детей соответствующей информацией, обогащение их эмоциональной сферы в разнообразных специфических для дошкольного возраста видов деятельности. При этом обнаружено как позитивное влияние такой деятельности, так и некоторые возрастные ограничения.

Процесс развития национального самосознания происходит на фоне позитивного отношения как к своей, так и к другим этническим общностям. Это выражается в более адекватных представлениях и осознанном мотивированном эмоционально-ценностном отношении к сущностным проявлениям национального самосознания. Расчет статистической значимости полученных данных свидетельствует о возможности перенесения выводов на всю генеральную совокупность.

Таким образом, в проведенном диссертационном исследовании решины основные задачи, подтверждены гипотетические предположения и достигнута цель: изучить содержание и динамику национального самосознания у дошкольников. Это позволяет результаты исследования вынести на защиту.

Этим не исчерпывается проблема развития национального самосознания в дошкольном возрасте. На базе данного исследования возможно и необходимо изучение регулятивного компонента структуры национального самосознания и разработка методики формирования этого компонента в дошкольном возрасте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Избр. психологические труды. В 2-х т., М.: Педагогика, 1980.
  2. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  3. С.А. Нация и ее психический склад. «Труды Краснодарского пед. института», вьш.53.-Краснодар, 1966.
  4. Арутюнян С.М., JIM. Дробижева. Советский образ жизни: общее и национально-особенное. \ Советская этнография. 1976, — N3.- С.6−11.
  5. В.Г. Возрастная психология. Иркутск: Иркутский государственный педагогический институт, 1989.
  6. В.Г. О диалектике детерминации психического развития \ Принцип деятельности в психологии. М., 1978, — С.21−38.
  7. Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер»: Доклад на 1ХМКАЖ в Чикаго, — М.: Наука, 1973.
  8. H.A. Самопознание. М.: Изд-во «Эксмо-пресс», 1998.
  9. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М: ЧеРо, 1997.
  10. В.М. Сознание и его границы, — М., 1888.
  11. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  12. А.О. Методологические вопросы исследования национальной психологии: Дис.канд. филос.н. Л., 1969.
  13. Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории).- М.: Наука, 1981.
  14. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.
  15. Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981.
  16. С.И., Чебоксаров H.H. Метаэтнические общности. \ Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы. Ежегодник. Вып.6, — М.: Наука, 1976.
  17. А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  18. Вестник образования (Сборник приказов и инструкций). Декабрь 1999 г.
  19. В. Психология народов: В 10 Т. СПб., 1902, — Т.4.
  20. JI.C. Собрание соч-й в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982.
  21. В.А., Хотинец Ю. В. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности. \ Психологический журнал. Т.17, N5,1996, — С.69−75.
  22. М.В., И.А.Домашенко. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.
  23. A.C. Языковая политика. \ Возрождение культуры России: язык и этнос. -СПб.: Знание, 1995, — С.6−19.
  24. JI.H. О термине «этнос». «Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР», — JL, 1967, вып. З, — С.8−10.
  25. А.Ф. Национальные моменты индивидуального самосознания: Дис.канд. филос. наук. М., 1968.
  26. А.Ф. Нация и личность. Баку: Изд-во «Элм», 1976.
  27. А.Ф. Проблема личности в марксистско-ленинской теории нации и национальных отношений. Баку: Азербайджанское государственное изд-во, 1984.
  28. Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан, 1971.
  29. У. Психология. 7 рус. издание. Петроград, Типография Стасюлевича М, — М., 1916.
  30. А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности. \ Вопросы психологии. 1997, — № 4, — С.75−85.
  31. Дробижева JIM. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития. \ Советская этнография. 1985, — N3, — С.3−16.
  32. Р.И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М.: Просвещение, 1990.
  33. Г. В. Предубеждения, этнические стереотипы как проблемы психологической антропологии. Томск, вып.2, 1996.
  34. Закон Российской Федерации об образовании.
  35. В.П. Теоретические проблемы психологического восприятия \ Инженерная психология. М., 1964.
  36. Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков. \ Вопросы психологии. 1998.- № 2, — С.71−82.
  37. А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997.
  38. А. Д. Очерки социальной психологии. Иркутск, 1998.
  39. К. О русском национальном характере. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994.
  40. А.Н. Методика исследования национального самосознания: Дис.канд.истор. наук. М., 1976.
  41. О.Н., Миронов А. В., Панферова В. В. О национальном и мировом «стандартах» в гуманитарном образовании. \ Возрождение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения. СПб.: Знание, 1996.- С.112−126.
  42. В.И. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии. \ Советская этнография. 1983.- N2.- С.75−79.
  43. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса. \ Советская этнография. 1974,-N2, — С.79−92.
  44. КоломиецВ.П. Становление индивидуальности. -М., 1993.
  45. Дж. Национальность, этничность, современность- политика самосознания в конце XX века. \ Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г.- М.: Наука, 1994.-С.42−72.
  46. Кон И. С. Нужна помощь психологов. \ Советская этнография.-1983.-N2, — С.75−83.
  47. Кон И.С. К проблеме национального характера. «История и психология». -М.: Наука, 1971.
  48. Кон И. С. Открытие Я, — М.: Политиздат, 1978.
  49. С.И. Элементы духовной культуры в этнической психологии. \ Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  50. М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза \ Расы и народы. Ежегодник. Изд-во АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Вьш.б.-М., 1976, — С.42−64.
  51. Т.Ф. Этнопсихология и ее роль в изучении стереотипов поведения. \ Сибирский психологический журнал. Вып.2, — Томск, 1996, — С.69−70.
  52. С.В., Лещинский В. И. Новая педагогика. Воронеж, 1992.
  53. П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. «Краткие сообщения Института Этнографии».- М., 1949, VIII.
  54. Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов. \ Психологический журнал. 1986, — N2, — С.41−50.
  55. В.П., Панкова Н. Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания \ Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985.
  56. A.A. Национальная психология и этнопсихология. \ Советская этнография. 1983. — № 2. — С.80−82.
  57. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.
  58. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
  59. М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. -Кишинев: Изд-во «Штиинца», 1983.
  60. Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М., Л., 1945.
  61. МавродинВ.В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945.
  62. В.В. Формирование русской нации. Л.: Изд-во ЛГУ, 1947.
  63. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.4.
  64. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Учен. зап. Перм. пед. ин-та, 1970, Т.77, гл.XII.
  65. К.Д. Психологические особенности наглядной формы самосознания в детском возрасте: Дис.канд. псих.наук. М., 1995.
  66. М. Национальное сознание народов Средней Азии: Автореф. дис.канд. ист. наук. -М., 1983.
  67. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее. \ Психологический журнал. -1994, — N3, — С.9−14.
  68. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. \ Личность и неврозы. Л., 1960.
  69. Новое идеологическое мышление. Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1983.
  70. А.Г. К проблеме соотношения образа и самосознания. \ Вопросы психологии. 1992, — № 1, — С.129−137.
  71. С. А. К проблеме соотношения сознания национальной принадлежности, национального и этнического самосознания. \ Вопросы культуры и народного образования Узбекистана. Сб. научных трудов, том 171, — Ташкент, 1977.
  72. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1995.
  73. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. Под ред. М. И. Лисиной. -М., 1974.
  74. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Дис. доктора психол. наук. Якутск, 1988.
  75. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. -Пермь, 1999.
  76. Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования: Автореф.. канд. филос. наук. Л., 1975.
  77. A.B. Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды. М.: Педагогика, 1984.
  78. . Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969.
  79. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.
  80. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  81. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.
  82. Программа воспитания и обучения в детском саду Ответственный редактор М. А. Васильева. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1987.
  83. С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1989.
  84. Р.Д. Этнопсихологические основы обучения и воспитания. \ Этнопсихологические особенности деятельности практических психологов, а школах Сибири. Материалы региональной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1994.
  85. Э.Л., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М.: Ин-т практической психологии, 1996.
  86. И.М. Избр. произв. Т.1.- М.: Изд-во АН СССР, 1952.
  87. Н.Г. Этничность в современном обществе: подходы и проблемы. \ Возрлждение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения. -СПб.: Знание, 1996.
  88. . Оперантное поведение. \ История зарубежной психологии. 30−60-е годы XX века. М., 1986.
  89. И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. \ Советская этнография. 1982, — N1, — С.80−88.
  90. И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества: Дис.канд.ист. наук. -М., 1983.
  91. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. Пособие для студ. пед вузов и колледжей Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  92. Г. У. О методических проблемах этнопсихологического исследования. \ Психологический журнал. Т.13, N4,1992, — С.33−43.
  93. Г. Автобиография. СПб., 1914. Т.2.
  94. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.
  95. Г. М. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии. \ Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985.
  96. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  97. П.И. Нация, культура и кризис идентичности: эссе о мультикультурных обществах. \ Этничность. Национальные движения. Социальная практика. М., 1998.
  98. Н.В. Реформы национальной сферы: содержание и перспективы. \ Социальные реформы в России: историческое, современное состояние и перспективы. Серия: Россия накануне XXI века. Вып. 4. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995, — С.151−161.
  99. В.П., Филиппов A.C. Этнические стереотипы. \ Этническая психология. -М., 1984.
  100. Г. А. Дошкольная психология. М.: Издат. центр «Академия», 1997.
  101. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып 1 Пер. с англ. -М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.
  102. В.Р. Из истории изучения русского национального самосознания. \ Советская этнография. -1991, — N1, — С.25−33.
  103. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. В 3-х т. Т.1. М., 1923.
  104. Э. Бегство от свободы. М.: Издат. группа «Прогресс», 1995.
  105. Хьелл, Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение).- СПб.: Питер Пресс, 1997.
  106. П.Я. Сочинения и письма. Т.2.- М., 1914.
  107. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. \ Проблемы сознания. М., 1966.
  108. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.
  109. К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. \ Советская этнография. 1972, — N3. — С.73−85.
  110. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Издательский дом «П.Э.Т.», 1996.
  111. Д.Б. Психология игры. М., 1973.
  112. Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
  113. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.
  114. Bandura A. Social leaning theory. N.-Y., 1977.
  115. Freud A. The Ego and the mechanisms of defence. N.-Y., 1946.
  116. Skinner В. Beyond Freedom and Dignity. N. -Y., 1972.
  117. Watson J. Behaviorism. N.-Y., 1930.
Заполнить форму текущей работой