Проблемы личности в гуманистической психологии
Несмотря на различие теоретически взглядов, почти все перечисленные концепции объединяет одна и та же методологическая позиция — личность понимается если не как первичное по отношению к обществу явление, то, во всяком случае, как параллельно ему существующая и самоопределяющаяся сущность. В результате этого личность неизбежно антропологизируется и психологизируется. Классовая принадлежность… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Психоаналитические и типологические модели
- 1. 1. Исследование познавательной деятельности
- 1. 2. Психодинамические, экспериментальные теории
- 1. 3. Типологическая модель А. Лоуэна
- Глава 2. Вопросы исследования личности в гуманистической психологии
- 2. 1. Различие теоретических взглядов на проблему личности
- 2. 2. Центр личности в способности к переживанию ценностей
- 2. 3. Интеракционистская концепция проблемы исследования личности
- Глава 3. Персональная концепция Маслоу о ценностях идеального человека
- 3. 1. Теория Маслоу
- 3. 2. Самоактуализации личности по теории Маслоу
- 3. 3. Теории личности в эго-психологии
- Заключение
- Литература
С точки зрения гуманистической психологии люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.
Сторонниками гуманистических взглядов, рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности.
Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.
Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, тем, что в последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и грамотно ссориться, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.
Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.
Цель работы заключена попытке теоретического исследования и анализа двух известных теорий личности теории личности Абрахама Маслоу и теории личности Алексея Николаевича Леонтьева.
Соответственно, задача ставится на основе этих теорий: попытаться сравнить представления о личности в этих двух теориях. О том, насколько данная задача будет выполнена, можно будет судить по ходу работы, несмотря на то, что задача достаточно трудна и неопределенна.
Предметом исследования является личность с его характером, взглядами, интересами и мотивами, склонностями и способностями, характерои и темпераментом, идеалы, ценностность которого ориентированы на волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристика личности с которыми приходится иметь дело.
Глава 1. Психоаналитические и типологические модели
§ 1.1. Исследование познавательной деятельности
В конце 50-х-начале 60-х годов появляются новые направления экспериментальных исследований, давшие начало новым направлениям психологии — когнитивная психология, гуманистическая психология, в области исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге — нейрофизиология, нейроморфология и нейропсихология.
Другим крупным направлением, которое, подобно когнитивной психологии, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гуманистическая психология. Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был Абрахаам Маслоу.
Основатели гуманистической психологии имели целью создать жизненную психологию, исследующую здоровую творческую личность — задача, которую не ставила никакая другая кола. Маслоу подчеркивал, что не следует изучать психологию личности человека на основе изучения невротиков.
Маслоу использовал свой собственный метод — биографический. Изучая истории жизни, биографии великих людей, он пришел к выводу, что основным мотивом человеческой деятельности является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. В чем же смысл самоактуализации?
Потребность к самоактуализации проявляется в стремлении приносить людям добро. Маслоу не согласен с идеей Дарвина, что выживают лишь агрессивные и сильные животные, считая, что агрессия животного — вынужденное средство приспособления, сытый лев не набрасывается на жертву.
Самоактуализация проявляется также в том, что человек обязан быть тем, чем он может стать, используя все свои возможности и способности.
Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено, то, что он может. Если в нем заложены актерские способности, он стремится стать актером, если способности мыслителя, ученого, — он обязан их реализовать. И если он этого не делает, если условия жизни мешают этой реализации, начинается конфликт, приводящий к неврозу.
С другой стороны, невроз, по мнению Маслоу, возникает у людей, лишенных потребности в самоактуализации. Потребность в самоактуализации возникает только у здоровых людей.
По мнению Маслоу, самоактуализация — явление врожденное, оно входит в природу человека. Человек рождается с гуманистическими потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. В этом отношении Маслоу нанес удар фрейдистам.
Маслоу перечислял различные потребности человека, выстраивая их в иерархический ряд:
a. физиологические потребности;
b. потребность в безопасности;
c. потребность в защите; и лишь над ними выстраивается четвертая группа гуманоидных потребностей
d. потребность в истине, в добре, в справедливости.
Все вместе они и составляют содержание обобщающей потребности в самоактуализации. Здесь есть один очень интересный нюанс: самоактуализация, хотя она и врожденная, получает свое истинное широкое выражение лишь тогда, когда удовлетворяются первые три группы потребностей.
Но как раз здесь и заложен основной дефект учения Маслоу — непонятно, как же уманистические потребности в справедливости, самоуважении, уважении других и т. д. формируются у людей, у которых первые три группы потребностей не удовлетворены. То есть Маслоу, оставаясь на антропологической позиции, не смог раскрыть социальную сторону потребности.
В чем же главный недостаток теории Маслоу? По существу, она представляла собой разновидность той же биологизаторской тенденции. Конечно, звучит заманчиво, и приятно осознавать, что мы рождаемся добрыми, благородными и становимся плохими не по своей воле. Но нравственные качества не являются врожденными: нет людей, которые рождаются добрыми, и нет людей, которые рождаются злыми.
Они формируются таковыми. Само признание, что этическая черта может быть врожденной, ведет к биологизации.
Гуманистические теории личности используют разнообразные подходы к пониманию личности.
Поэтому эти теории могут быть отнесены к психодинамическим или интеракционистским, неэкспериментальным, структурно-динамическим, охватывающим всю жизнь человека и описывающим его как личность то в терминах, характеризующих внутренние психологические свойства, то в поведенческих терминах.
§ 1.2. Психодинамические, экспериментальные теории
В отечественной психологии проблемы теории личности разрабатывались школой Л. С. Выготского, в частности А. Н. Леонтьевым, Л. И. Божович.
Теорию, предложенную Л. И. Божович можно отнести к типу психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности внутренние психологические свойства человека.
Опираясь на понятие ведущей деятельности, Л. И. Божович показала, как в процессе взаимодействия деятельности и общения ребенка в разные периоды жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией.
Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности ребенка, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.
Теорию А. Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментльную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих терминах.
Основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл».
Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем богаче сама личность.
Список литературы
- Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольника как условие формирования гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии, 1980, № 5
- Бубер М. Два образа веры. М. 1995
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. // М. МГУ. 1982.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М. 1989
- Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психологии личности. М. 1979
- Леонгард К. Акцентуированные личности. // Киев. Высшая школа. 1989.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999
- Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М. 1988
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учебн. заведений. В 2-х кн. // М.
- Олпорт Г. В. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998
- Просвещение. 1994
- Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2000
- Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. // М. Владос. 1995.
- Фейдимен Дж. Личность и личностный рост. Вып. 4, М. 1992
- Фромм Э. Иметь или быть. Минск. 1997
- Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. М. 1990
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2000