Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы личности в гуманистической психологии

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на различие теоретически взглядов, почти все перечисленные концепции объединяет одна и та же методологическая позиция — личность понимается если не как первичное по отношению к обществу явление, то, во всяком случае, как параллельно ему существующая и самоопределяющаяся сущность. В результате этого личность неизбежно антропологизируется и психологизируется. Классовая принадлежность… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Психоаналитические и типологические модели
    • 1. 1. Исследование познавательной деятельности
    • 1. 2. Психодинамические, экспериментальные теории
    • 1. 3. Типологическая модель А. Лоуэна
  • Глава 2. Вопросы исследования личности в гуманистической психологии
    • 2. 1. Различие теоретических взглядов на проблему личности
    • 2. 2. Центр личности в способности к переживанию ценностей
    • 2. 3. Интеракционистская концепция проблемы исследования личности
  • Глава 3. Персональная концепция Маслоу о ценностях идеального человека
    • 3. 1. Теория Маслоу
    • 3. 2. Самоактуализации личности по теории Маслоу
    • 3. 3. Теории личности в эго-психологии
  • Заключение
  • Литература

С точки зрения гуманистической психологии люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Сторонниками гуманистических взглядов, рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности.

Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, тем, что в последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и грамотно ссориться, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Цель работы заключена попытке теоретического исследования и анализа двух известных теорий личности теории личности Абрахама Маслоу и теории личности Алексея Николаевича Леонтьева.

Соответственно, задача ставится на основе этих теорий: попытаться сравнить представления о личности в этих двух теориях. О том, насколько данная задача будет выполнена, можно будет судить по ходу работы, несмотря на то, что задача достаточно трудна и неопределенна.

Предметом исследования является личность с его характером, взглядами, интересами и мотивами, склонностями и способностями, характерои и темпераментом, идеалы, ценностность которого ориентированы на волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристика личности с которыми приходится иметь дело.

Глава 1. Психоаналитические и типологические модели

§ 1.1. Исследование познавательной деятельности

В конце 50-х-начале 60-х годов появляются новые направления экспериментальных исследований, давшие начало новым направлениям психологии — когнитивная психология, гуманистическая психология, в области исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге — нейрофизиология, нейроморфология и нейропсихология.

Другим крупным направлением, которое, подобно когнитивной психологии, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гуманистическая психология. Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был Абрахаам Маслоу.

Основатели гуманистической психологии имели целью создать жизненную психологию, исследующую здоровую творческую личность — задача, которую не ставила никакая другая кола. Маслоу подчеркивал, что не следует изучать психологию личности человека на основе изучения невротиков.

Маслоу использовал свой собственный метод — биографический. Изучая истории жизни, биографии великих людей, он пришел к выводу, что основным мотивом человеческой деятельности является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. В чем же смысл самоактуализации?

Потребность к самоактуализации проявляется в стремлении приносить людям добро. Маслоу не согласен с идеей Дарвина, что выживают лишь агрессивные и сильные животные, считая, что агрессия животного — вынужденное средство приспособления, сытый лев не набрасывается на жертву.

Самоактуализация проявляется также в том, что человек обязан быть тем, чем он может стать, используя все свои возможности и способности.

Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено, то, что он может. Если в нем заложены актерские способности, он стремится стать актером, если способности мыслителя, ученого, — он обязан их реализовать. И если он этого не делает, если условия жизни мешают этой реализации, начинается конфликт, приводящий к неврозу.

С другой стороны, невроз, по мнению Маслоу, возникает у людей, лишенных потребности в самоактуализации. Потребность в самоактуализации возникает только у здоровых людей.

По мнению Маслоу, самоактуализация — явление врожденное, оно входит в природу человека. Человек рождается с гуманистическими потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. В этом отношении Маслоу нанес удар фрейдистам.

Маслоу перечислял различные потребности человека, выстраивая их в иерархический ряд:

a. физиологические потребности;

b. потребность в безопасности;

c. потребность в защите; и лишь над ними выстраивается четвертая группа гуманоидных потребностей

d. потребность в истине, в добре, в справедливости.

Все вместе они и составляют содержание обобщающей потребности в самоактуализации. Здесь есть один очень интересный нюанс: самоактуализация, хотя она и врожденная, получает свое истинное широкое выражение лишь тогда, когда удовлетворяются первые три группы потребностей.

Но как раз здесь и заложен основной дефект учения Маслоу — непонятно, как же уманистические потребности в справедливости, самоуважении, уважении других и т. д. формируются у людей, у которых первые три группы потребностей не удовлетворены. То есть Маслоу, оставаясь на антропологической позиции, не смог раскрыть социальную сторону потребности.

В чем же главный недостаток теории Маслоу? По существу, она представляла собой разновидность той же биологизаторской тенденции. Конечно, звучит заманчиво, и приятно осознавать, что мы рождаемся добрыми, благородными и становимся плохими не по своей воле. Но нравственные качества не являются врожденными: нет людей, которые рождаются добрыми, и нет людей, которые рождаются злыми.

Они формируются таковыми. Само признание, что этическая черта может быть врожденной, ведет к биологизации.

Гуманистические теории личности используют разнообразные подходы к пониманию личности.

Поэтому эти теории могут быть отнесены к психодинамическим или интеракционистским, неэкспериментальным, структурно-динамическим, охватывающим всю жизнь человека и описывающим его как личность то в терминах, характеризующих внутренние психологические свойства, то в поведенческих терминах.

§ 1.2. Психодинамические, экспериментальные теории

В отечественной психологии проблемы теории личности разрабатывались школой Л. С. Выготского, в частности А. Н. Леонтьевым, Л. И. Божович.

Теорию, предложенную Л. И. Божович можно отнести к типу психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности внутренние психологические свойства человека.

Опираясь на понятие ведущей деятельности, Л. И. Божович показала, как в процессе взаимодействия деятельности и общения ребенка в разные периоды жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией.

Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности ребенка, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.

Теорию А. Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментльную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих терминах.

Основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл».

Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем богаче сама личность.

Проблемы личности в гуманистической психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема личности заняла ведущее место в психоаналитическом направлении, представители которого с иррационалистических позиций истолковали мотивационно-потребностную сферу человеческой психики, движущие силы поведения.

Порок неофрейдистских и примыкающих к ним концепций заключается в том, что их представители рассматривают «движущие силы человеческой деятельности как нечто первично заложенное внутри человека, в его организме, а не формирующееся и развиающееся из его изменяющихся и развивающихся взаимоотношений с миром».

В 30-х годах Курт Левин попытался с позиций гештальтпсихологии экспериментально исследовать некоторые стороны психологического склада личности: ее потребности, аффекты и волю. Получив интересные результаты, он, однако, в своей интерпретации оторвал динамический аспект поведения личности от смыслового и превратил динамические моменты сами то себе в универсальный и самодовлеющий механизм, якобы объясняющий психику индивида.

Вскрывая несостоятельность теории воли Левина, советские психологи указывают, что «он сводит волевое действие к независимым от его содержания в этом смысле чисто формальным динамическим соотношениям напряжения и разрядки. Он объединяет теорию воли с теорией аффекта, потому что и в волевом акте игнорирует специфичное для него сознательное регулирование, исходящее из более или менее ясно осознанной цели.

Все учение Левина о волевом действии базируется, в конечном счете, на механистической теории равновесия"

К началу 40-х годов относятся попытки некоторых необихевиористов использовать основные понятия теории научения побуждения, стимула, ответа, подкрепления для теоретического и экспериментального исследования способов приобретения некоторых необходимых для жизни в обществе форм поведения человека. Применяемые в этих теориях психологические термины по существу обозначали процессы, протекающие на периферии организма или в окружающей его среде.

Наряду со всеми этими теориями, сторонники которых стремились исследовать те или иные свойства личности с позиций традиционных направлений общей психологии, с 30-х годов нашего века возник ряд новых концепций личности, создатели которых пытались либо эклектически соединить для описания личности понятия, заимствованные из различных направлений, либо ввести новые понятия для исследования до сих пор не выявленных сторон личности.

К этим концепциям принадлежат теория самореализации Гордона Олпорта, концепция самоактуализации Абрагама Маслоу, теория «Я» Карла Роджерса, биосоциальная теория Г. Мэрфи, персонология Г. Меррея и факториальные теории Р. Кэттела, Г. Айзенка и П. Гилфорда.

Несмотря на различие теоретически взглядов, почти все перечисленные концепции объединяет одна и та же методологическая позиция — личность понимается если не как первичное по отношению к обществу явление, то, во всяком случае, как параллельно ему существующая и самоопределяющаяся сущность. В результате этого личность неизбежно антропологизируется и психологизируется.

В противоположность такому разрыву личности и общества марксистская психология исходит из понимания личности как компонента самой высокоорганизованной в мире системы — общества, закономерности которого обусловливают своеобразие всей природы человека, его поведения, строения его психики.

Толкуя общество и личность как два самостоятельных начала, представители упомянутых выше теорий личности отнюдь не отрицают влияния общества на личность. Напротив, тезис о социальной обусловленности психики человека, о процессе социализации личности получил широчайшее распространение г. психологии капиталистических стран.

Социальные отношения признаются фактором, конституирующим как специфически человеческое строение психики, так и высшие личностные образования — «Я» или «сам». Согласно, например, фрейдистскому пониманию личности, влияния общества запечатлены или интериоризованы в образовании «Сверх-Я».

Суть дела заключается, однако, в том, как именно понимаются социальные отношения, общество и процесс социализации личности, В подавляющем большинстве упомянутых теорий личности фигурирует абстрактное внеисторическое «общество вообще», в котором выделяются лишь некоторые общие условия общественного существования человека.

Эти теории искажают общественные отношения, формирующие личность. С точки зрения научного понимания связи личности и общества совокупностью определяющих для личности отношений предстают экономические, правовые, политические, этические и прочие отношения.

Включаясь в многообразные общественные отношения, осуществляя, воспроизводя и развивая их в своей жизнедеятельности, человек и формируется как личность, как субъект общественного развития.

Индивид при этом определяется всей конкретной исторической совокупностью общественных отношений, в которую он включен, спецификой общественной формации, классвой принадлежностью и т. д. Авторы и сторонники исследуемых теорий личности не признают понятия общественной формации, классовой структуры общества.

Классовая принадлежность личности растворяется ими в принятых этими теориями понятиях статуса личностей и ее ролей. В результате индивид, в соответствии с трактовками этих теорий, не имеет признаков конкретной исторической личности, определяемой конкретными социально-экономическими и общественно-политическими условиями, всей общественной организацией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Совместная деятельность дошкольника как условие формирования гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии, 1980, № 5
  2. М. Два образа веры. М. 1995
  3. .В. Теории личности в зарубежной психологии. // М. МГУ. 1982.
  4. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М. 1989
  5. Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психологии личности. М. 1979
  6. К. Акцентуированные личности. // Киев. Высшая школа. 1989.
  7. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999
  8. Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М. 1988
  9. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учебн. заведений. В 2-х кн. // М.
  10. Г. В. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998
  11. Просвещение. 1994
  12. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2000
  13. Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. // М. Владос. 1995.
  14. Дж. Личность и личностный рост. Вып. 4, М. 1992
  15. Э. Иметь или быть. Минск. 1997
  16. Э. Искусство любви: исследование природы любви. М. 1990
  17. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2000
Заполнить форму текущей работой