Данная курсовая работа посвящена выяснению психологической сущности, структуры и содержания возрастных кризисов. Прежде чем перейти к рассмотрению сущности психологических возрастных кризисов будут рассмотрены такие понятия как возраст и понятие периодизации психического развития, так как исходным для введения представления о кризисах возрастного развития является членение онтогенеза на отдельные этапы. Только в случае, если взросление (или развитие на протяжении всей жизни) полагается состоящим из отдельных фаз, этапов или периодов — из отдельных отрезков жизненного пути, — появляется возможность исходно допустить существование критического перехода от одного периода к другому. Если же некоторая психологическая концепция, даже оперирующая термином «развитие», не включает в себя представление об отдельных отрезках онтогенеза, идея кризиса, перехода, смены не возникает. При таком подходе бессмысленно вообще ставить вопрос о кризисе, критическом возрасте.
На рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения человека возникают так называемые кризисы развития. Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода психологического развития. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.
Общим контекстом исследования возрастных кризисов является представление о развитии в онтогенезе, конкретизированное в различных периодизациях психического развития в детстве или на протяжении всей жизни человека.
Экспериментально-психологические исследования кризисов возрастного развития в отечественной психологии велись в нескольких научных школах, продолжающих традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготсткого.
В этой логике можно описать возрастные кризисы от новорожденности до семи лет. Именно этот отрезок онтогенеза представлен в работах Л. С. Выготсткого по проблемам возрастных кризисов. Идеи Л. С. Выготсткого позже развивались и уточнялись в работах Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Т. В. Гуськовой, Л. С. Славиной, Т. В. Драгуновой и др. Возрастные кризисы отрочества труднее представить в единой логике. Здесь весьма разнятся взгляды авторов даже внутри единой научной парадигмы — культурно-исторической теории. И, наконец, наиболее противоречивый и наименее изученный объект психологического анализа в возрастной психологии — кризисы взрослости.
В отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании кризисов психического развития в детстве:
1. По Л. С. Выготскому, возрастной кризис — норма онтогенеза. Возрастной кризис — это особый период преобразования социальной ситуации развития, когда новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой. Согласно Д. Б. Эльконину, кризис — норма онтогенеза, условие кризиса — расхождение между операционально-технической и мотивационно-потребностной сторонами деятельности ребенка.
2. По А. Н. Леонтьеву, кризис — свидетельство не совершившегося своевременно перехода ребенка в новую систему отношений, который состоит в смене ведущей деятельности. Такой подход трактовал кризис как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость), поддающийся педагогической коррекции.
В зарубежной психологии приняты иные подходы к пониманию возрастных кризисов. Так, по Э. Эриксону, кризис — потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. Термин «кризис» в эпигенетической концепции Э. Эриксона близок по смыслу к тому, который этот термин имеет в биологической науке, в частности, в эмбриологии: критический период (кризис) — это отрезок времени, в течение которого данный орган подлежит особо интенсивному развитию. В концепции Э. Эриксона кризис является моментом синхронизации созревания и воздействий среды. Это означает, что есть периоды преимущественного развития какой-то способности или свойства личности.
В современных зарубежных исследованиях (А. Каспи, Р. Хавигурст, П. Хейманс и др.) проблемы возрастного развития широко изучаются в контексте «жизненных задач» человека, т. е. в ситуациях, которые потенциально могут стать критическими. Некоторые научные позиции западных авторов схожи с отечественными подходами по вопросам стадиального характера онтогенеза, признается также социальная обусловленность принятия индивидом жизненных задач, эмоциональный аспект периода кризиса, однако идея регулярности онтогенеза, представленная у нас в понятиях социальной ситуации развития или деятельности, разделяется западными исследователями в меньшей мере.
Итак, в рамках культурно-исторической теории возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая. Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза — открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза — мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желаемым и возможным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрослости; посткритическая фаза — дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития.
В соответствии с этапами возрастного развития говорят о кризисах детства (новорожденности, одного года, трех лет, семи лет), подростковом, юношеском и кризисах взрослости (молодости, зрелости, пожилого возраста) и старости.
Так, кризис новорожденности сопровождается возникновением психической жизни — первой улыбкой, глазным контактом. Кризис одного года знаменует появление автономной речи, прямохождения, развитие сенсорики, предметной деятельности. Новообразования кризиса трех лет — система «Я сам», нарастающая эмансипация ребенка от взрослого. Кризис семи лет — появление произвольности, «внутренней позиции», выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка: он хочет выполнять социально значимую деятельность — учение в школе. Подростковый кризис характеризуется формированием чувства взрослости, началом самоопределения в жизни. Юношеский кризис связан с развитием устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», с усилением личностного контроля, самоуправления.
Отличия кризисов взрослости от кризисов детства состоят в следующем (по Б.С. Братусю):
1) возникают реже, с большим временным отрывом (7 — 10 лет);
2) не столь строго привязаны к возрасту и более зависят о социальной ситуации развития;
3) проходят достаточно осознанно и более скрыто, не демонстративно.
Б.С. Братусь выдвинул гипотезу о том, что общий механизм, лежащий в основе развития личности в ходе всей жизни — противоречие между двумя сторонами деятельности субъекта — мотивационно-потребностной (смысловой) и операционно-технической (познавательной), т. е. закон чередования, периодичности разных типов деятельности в детском возрасте Д. Б. Эльконина можно распространить на весь онтогенез. Переломы и сдвиги в развитии возникают именно тогда, когда налицо несоответствие между наличными возможностями, областью знаний, умений человека и системой его смысловых связей с миром. В точках значительного расхождения этих сторон деятельности и происходят мало изученные возрастные кризисы взрослости.
Предметом исследования является изучение психологических теорий развития личности в период возрастных кризисов.
Объектом исследования выступает анализ сущности, структуры и содержания возрастных кризисов.
Актуальность выбранной темы в том, что возрастные кризисы как были, так и остаются, но с учетом времени они могут видоизменяться, протекать по — разному, следовательно, эту тему нужно постоянно изучать, проводить исследования, вносить дополнения и изменения в данную теорию, связывать теорию с практикой. Актуальность данной темы нельзя переоценить, так как знание сущности и форм протекания возрастных кризисов очень важно, особенно для воспитателей, учителей, соцпедагогов и, конечно же, для психологов, работающих с детьми. Ибо важнейшая обязанность психолога — помочь как педагогу, так и самому ребёнку и его родителям, как преодолеть возникшие трудности, как в такое непростое время сохранить с ребёнком душевные и доверительные отношения, а самому ребёнку — помочь обрести внутреннее равновесие. Поэтому и следует постоянно проводить исследования в данном направлении. В настоящее время есть обширная база знаний по вопросам развития личности и в частности по вопросам возрастных кризисов, но ввиду быстрого изменения окружающего мира (социального мира) меняется и сама система воспитания, ценностей, моральных ориентиров, и те знания, что были получены 50 лет назад, уже не могут в адекватной мере помогать современным педагогам, воспитателям, соцпедагогам, психологам и всем тем, кто занимается воспитанием подрастающего поколения.